ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-5614/10 от 25.05.2010 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е 

Дело № А33-5614/2010

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2010 года.

В полном объеме решение изготовлено 25 мая 2010 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи А.Ф. Гурского,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации

к Сибирскому межрегиональному управлению геодезии и картографии

об оспаривании Приказа от 26.05.2009 № 47 о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Росбизнесоценка» лицензии на осуществление геодезической деятельности и выданной на основании этого Приказа лицензии № СИГ-01050

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора общества с ограниченной ответственностью «Росбизнесоценка»

при участии прокурора: Кулябовой Ю.А. – служебное удостоверение от 10.02.2009 ТО 077087

при ведении протокола судебного заседания судьей А.Ф. Гурским

установил:

заместитель Генерального прокурора Российской Федерации (Прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением к Сибирскому межрегиональному управлению геодезии и картографии (Сибирское УГК) о признании недействительными Приказа от 26.05.2009 № 47 о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «Росбизнесоценка» лицензии на осуществление геодезической деятельности и выданной на основании этого Приказа лицензии № СИГ-01050.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителей ответчика и третьего лица.

Как следует из материалов дела,  Сибирское УГК в соответствии пунктом 5.4 Положения о территориальных органах Федерального агентства геодезии и картографии, утвержденного Приказом Роскартографии от 13.05.2005 года № 84-пр осуществляет лицензирование геодезической деятельности на территории Красноярского края, Республики Тыва, Республики Хакасия.

В феврале 2010 года Управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Сибирском федеральном округе была проведена проверка исполнения Сибирским УГК федерального законодательства, в ходе которой было установлено, что руководителем этого управления 26.05.2009 издан Приказ № 47 о предоставлении ООО «Росбизнесоценка» лицензии на осуществление геодезической деятельности. На основании данного Приказа выдана лицензия на осуществление геодезической деятельности № СИГ-01050.

По мнению Прокурора, вышеуказанный Приказ является незаконным, поскольку у лицензирующего органа не имелось правовых оснований для принятия решения о выдаче ООО «Росбизнесоценка» разрешения на осуществление геодезической деятельности, поскольку представленные соискателем лицензии документы на осуществление геодезической деятельности, не отвечали лицензионным требованиям и условиям этой деятельности.

Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения Прокурора в Арбитражный суд Красноярского края с указанным выше заявлением.

Оценив исследованные по делу доказательства в их совокупности, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее - суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

В соответствии со статьей 35 данного Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Федеральный закон № 128-ФЗ) лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальном предпринимателю.

В соответствии с пунктами 42 и 43 части 1 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ лицензированию подлежат геодезическая и картографическая деятельность.

В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 128-ФЗ, для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление, к которому прилагаются: копии учредительных документов (с представлением в оригинале в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) – для юридического лица; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии; копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

Порядок лицензирования в этой области правоотношений регулируются «Положением о лицензировании геодезической деятельности», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2006 года № 705.

Согласно пункту 4 данного Положения лицензионными условиями осуществления геодезической деятельности являются:

а) наличие в штате юридического лица – соискателя лицензии (лицензиата) работников, имеющих высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по специальности «геодезия» и стаж работы в области осуществления лицензируемой деятельности не менее 3 лет;

б) наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица – соискателя лицензии (лицензиата) или руководителя структурного подразделения юридического лица, выполняющего работы, относящиеся к геодезической деятельности, высшего профессионального или среднего профессионального образования по специальности «геодезия» и стажа работы по специальности не менее 3 лет;

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании геодезических приборов и оборудования, необходимых для проведения заявленных геодезических работ;

г) обеспечение лицензиатом контроля за соответствием качества выполняемых геодезических работ требованиям нормативно-технических документов в области геодезической деятельности.

В соответствии с пунктом 6 указанного Положения для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган следующие документы: а) заявление о предоставлении лицензии и документы (копии документов), предусмотренные пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»; б) копии документов, подтверждающих наличие у лиц, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 4 настоящего Положения, высшего профессионального или среднего профессионального образования по специальности «геодезия», а также копии или заверенные в установленном порядке выписки из документов, подтверждающие стаж работы этих лиц по соответствующей специальности; в) копии документов, свидетельствующих о наличии у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании геодезических приборов и оборудования, необходимых для проведения заявленных геодезических работ; г) копии документов, свидетельствующих об организации системы контроля за соответствием качества выполняемых геодезических работ требованиям нормативно-технических документов в области геодезической деятельности.

Из материалов дела усматривается, что в лицензирующий орган ООО «Росбизнесоценка» был представлен список лиц, которые будут осуществлять геодезическую деятельность, состоящий из 2 человек: Щербак Ю.А. – заместитель генерального директора общества и Нестеров С.В. Между тем указанные лица не имели необходимого образования и стажа работы по специальности «геодезия», а именно, в соответствии с дипломом ИВС №0661608 Нестерову С.В. присвоена квалификация «горный инженер» по специальности «маркшейдерское дело», согласно диплому ВСВ №1467445 Щербаку Ю.А. присвоена квалификация «горный инженер» по специальности «маркшейдерское дело»

Принимая во внимание вышеизложенное арбитражный суд считает, что оспариваемый приказ не соответствует пункту 3 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», пункту 10 Положения о лицензировании геодезической деятельности, следовательно заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействительными Приказ руководителя Сибирского межрегионального управления геодезии и картографии от 26.05.2009 № 47 о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Росбизнесоценка» лицензии на осуществление геодезической деятельности и выданную на его основании лицензию № СИГ-01050, как не соответствующие Федеральному закону от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положению о лицензировании геодезической деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2006 года № 705.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья А.Ф. Гурский