ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-593/19 от 22.05.2019 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

мая 2019 года

Дело № А33-593/2019

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена  22 мая 2019 года.

В полном объеме решение изготовлено 29 мая 2019 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Кошеваровой Е.А. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

товарищества собственников недвижимости «ТСЖ Белая стрела» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным бездействия,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищные системы Красноярска»,

при участии в судебном заседании:

от заявителя (до и после перерыва): ФИО1, полномочия подтверждены доверенностью от 03.07.2018, личность удостоверена паспортом, ФИО2, полномочия подтверждены доверенностью 24.09.2018, личность удостоверена паспортом,

от ответчика (после перерыва): ФИО3, полномочия подтверждены доверенностью № 117 от 29.12.2018, личность удостоверена паспортом,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Куприяновой Д.В.,

установил:

товарищество собственников недвижимости «ТСЖ Белая стрела» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее – ответчик), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признать незаконным бездействия Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, выразившегося в невнесении с 11.01.2018 изменений в реестр лицензий Красноярского края в части исключения из него сведений о том, что многоквартирный дом № 123 по ул. Минина в г. Красноярске управляется ООО ГУК «Жилфонд» (05.12.2017 переименовано в ООО УК «ЖСК»), а также в непроведении после 02.08.2018 предусмотренной частью 3 статьи 198 ЖК РФ внеплановой проверки и невнесении соответствующих изменений в реестр лицензий Красноярского края.

Заявление принято к производству суда. Определением от 18.02.2019 возбуждено производство по делу. Определением от 28.03.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищные системы Красноярска» (ООО УК «ЖСК»).

В судебном заседании представители заявителя требования поддержали.

Представитель ответчика требования не признал.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Согласно информации, размещенной в реестре лицензий Красноярского края, управление МКД с 26.05.2016 по 31.08.2018 осуществляло общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищные системы Красноярска», в период с 01.09.2018 по 30.09.2018 управление МКД осуществляла управляющая компания МП г. Красноярска «МУК «Красноярская», в период с 01.10.2018 и по настоящее время управление МКД осуществляет общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищные системы Красноярска».

Из представленных в материалы документов следует, что на основании приказа от 26.05.2016 № 743-ДЛ Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края внесены изменения в реестр лицензий Красноярского края в части включения в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО ГУК «ЖИЛФОНД», сведений о доме, расположенном по адресу: <...> (договор управления многоквартирным домом от 27.04.2016 № 161-л, протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 26.04.2016 № б/н).

Решением Ленинского районного суда г. Красноярска от 12.01.2017 решение внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, оформленное протоколом от 26.04.2016 (о выборе ООО ГУК «Жилфонд» в качестве управляющей компании), признано недействительным.

Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 10.04.2017 по делу № 33-4706/2017А-2.110 решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 12.01.2017 оставлено без изменения.

23.06.2017 (вх. № 12412) ООО УК «Спарта» обратилось с заявлением от 21.06.2017 о внесении изменений в перечень многоквартирных домов реестра лицензий Красноярского края на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно которому просило внести сведения об управлении жилым домом УК «Спарта» в связи с заключением договора управления многоквартирным домом от 12.05.2015 на основании протокола от 05.04.2015 № 5. Приложением к заявлению являлись копия решения от 12.01.2017 Ленинского районного суда г. Красноярска о признании недействительным решения общего собрания, оформленное протоколом от 26.04.2016 избрания ООО ГУК «Жилфонд», копия апелляционного определения от 10.04.2017 Красноярского краевого суда.

Приказом от 30.06.2017 № 313-ОДЛ Служба отказала во внесении изменений в реестр лицензий Красноярского края в части включения в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО УК «Спарта», сведений о доме, расположенном по адресу: <...>, вернула заявление в связи с несоответствием документов требованиям, установленным пунктом 3 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр.

В сопроводительном письме от 03.07.2017 № 14-9070 к приказу от 30.06.2017 № 313-ОДЛ Служба указала, что в Службу представлена копия договора управления МКД от 12.05.2015, оформленного (заключенного) до получения лицензиатом ООО УК «Спарта» лицензии; учитывая изложенное, к заявлению не приложена копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в МКД после получения лицензии (07.07.2016).

Решением Ленинского районного суда г. Красноярска от 26.03.2018 по делу № 2-123/2018 решение общего собрания собственников помещений жилого дома, расположенного по адресу: <...>, оформленное протоколом от 29.06.2017 (о выборе ООО ГУК «Жилфонд» в качестве управляющей компании), признано недействительным.

Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 18.06.2018 по делу № 33-7881/2018 решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 26.03.2018 оставлено без изменения.

Согласно протоколу от 30.01.2018 № 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>, собственники помещений приняли решение о выборе способа управления МКД – управление товариществом собственников недвижимости, о создании ТСН с названием «ТСЖ Белая стрела», об утверждении устава ТСН «ТСЖ Белая стрела».

04.05.2018 в ЕГРЮЛ внесена запись о регистрации товарищества собственников недвижимости «ТСЖ Белая стрела».

29.05.2018 ООО УК «Спарта» представило в Службу протокол внеочередного общего собрания от 30.01.2018 № 1, решения собственников помещений в многоквартирном доме; уведомление инициаторов собрания от 25.05.2018 о передаче документации на многоквартирный дом; акт приема-передачи документации от 29.05.2018.

29.05.2018 товарищество собственников недвижимости «ТСЖ Белая стрела» представило в Службу копию протокола от 30.01.2018 № 1 об избрании способа управления МКД – товариществом собственников недвижимости, о создании ТСН «ТСЖ Белая стрела» и утверждении его устава; копию протокола собрания Правления ТСН «ТСЖ Белая стрела» от 31.01.2018 № 1.

03.07.2018 ООО УК «Спарта» представило в Службу копию решения Ленинского районного суда г. Красноярска по делу № 2-123/2018 от 26.03.2018, копию апелляционного определения от 18.06.2018.

Письмом от 05.07.2018 № 14-8048 Служба сообщила ТСН «ТСЖ Белая стрела» о том, что не представлены решения собственников помещений по МКД, являющиеся приложением к протоколу от 30.01.2018 № 1.

На письмо от 05.07.2018 № 14-8048 ТСН «ТСЖ Белая стрела» с сопроводительным письмом от 27.07.2018 представило в Службу протокол от 30.01.2018 № 1 с приложениями, размещение информации на сайте ГИС ЖКХ, письмо управляющей организации о предоставлении решений собственников по собранию, оформленному протоколом от 30.01.2018 № 1, в Службу 29.05.2018.

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 66004625004708 данные документы получены Службой 02.08.2018.

Приказом от 02.08.2018 № 554-ДЛ Служба исключила с 01.09.2018 из перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО УК «ЖСК», сведения о доме, расположенном по адресу <...>, в связи с признанием решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 29.06.2017 решением Ленинского районного суда г. Красноярска недействительным (основание: решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 26.03.2018 по делу № 2-123/2018, апелляционное определение Красноярского краевого суда от 18.06.2018 по делу № 33-7881/2018).

Согласно протоколу собрания Правления ТСН «ТСЖ Белая стрела» от 13.07.2018 № 4 Правление постановило заключить договор управления с муниципальным предприятием МУП «Красноярское», утвердить условия договора управления и заключить договор управления с 20.07.2018.

Представлен договор управления многоквартирным домом от 20.07.2018 № б/н, подписанный между председателем Правления ТСН «ТСЖ Белая стрела» и муниципальным предприятием города Красноярска «Муниципальная управляющая компания Красноярская».

09.08.2018 (вх. № 15385) муниципальное предприятие города Красноярска «Муниципальная управляющая компания Красноярская» представило в Службу заявление о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации на основании договора управления от 20.07.2018, заключенного по результатам заседания Правления ТСН «ТСЖ Белая стрела», оформленного протоколом от 13.07.2018.

На основании договора управления от 20.07.2018 № б/н, протокола от 13.07.2018 № 4 приказом от 13.08.2018 № 582-ДЛ Служба с 01.09.2018 включила в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат МП «МУК Красноярская» сведения о доме, расположенном по адресу: <...>.

С 01.09.2018 по 01.10.2018 управляло домом ТСН «ТСЖ Белая стрела», функции по управлению осуществляло МП МУК «Красноярская».

Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 07.09.2018 № б/н собственниками принято решение расторгнуть договор управления с МП МУК «Красноярская» с 14.09.2018, выбрать управляющую организацию и заключить договор управления с ООО УК «ЖСК».

13.09.2018 МП МУК «Красноярская» обратилось в Службу с заявлением от 13.09.2018 № 2157 об исключении сведений о многоквартирном доме № 123 по ул. Минина г. Красноярска из перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с расторжением (прекращением) договора управления многоквартирным домом.

Приказом от 14.09.2018 № 686-ДЛ Служба исключила с 01.10.2018 из перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат МП МУК «Красноярская», сведения о доме, расположенном по адресу <...>, в связи с принятием собственниками помещений в доме решения о выборе в качестве управляющей компании ООО УК «ЖСК».

Приказом от 14.09.2018 № 687-ДЛ Служба включила с 01.10.2018 в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО УК «ЖСК», сведения о доме, расположенном по адресу <...>, в связи с принятием собственниками помещений в доме решения о выборе в качестве управляющей компании ООО УК «ЖСК», основание: договор управления от 10.09.2018 № 161/3-л, протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 07.09.2018 № б/н.

Согласно протоколу собрания Правления ТСН «ТСЖ Белая стрела» от 30.09.2018 № 5 принято решение с 01.10.2018 расторгнуть договор управления с МП «МУК Красноярская» в связи с неисполнением договора.

11.10.2018 ТСН «ТСЖ Белая стрела» представило в Службу письмо от 11.10.2018 о расторжении договора управления от 20.07.2018 № б/н с МП «МУК Красноярская».

Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 27.09.2018 № 5 собственники помещений проголосовали за признание управления многоквартирным домом товариществом собственников недвижимости «ТСЖ Белая стрела» не прекращавшимся с даты его государственной регистрации – 04.05.2018; за подтверждение решения собственников об избрании способа управления домом – товариществом собственников жилья, о создании товарищества собственников недвижимости «ТСЖ Белая стрела».

28.09.2018 данный протокол и решения собственников представлены ТСН «ТСЖ Белая стрела» в Службу с сопроводительным письмом от 27.09.2018.

Письмом от 15.10.2018 № 14-12090 Служба сообщила о приостановлении рассмотрения заявления ТСН «ТСЖ Белая стрела» в связи с наличием сведений об управлении домом лицензиатом ООО УК «ЖСК», отсутствием заявления о прекращении, расторжении договора управления данным домом от иного заявителя; Службой запрошены дополнительные документы.  

О приостановлении рассмотрения заявления Службой издан приказ от 11.10.2018 № 255-ПДЛ.

08.10.2018 государственным инспектором отдела надзора за соблюдением порядка начисления платы за коммунальные услуги Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края заявителю выдано предписание № 3907-ж об устранении выявленного нарушения в срок до 17.12.2018, которое обжаловалось в деле № А33-550/2019. Согласно предписанию установленное Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края заключалось в том, что в нарушение п.п. «б» п.1, п.п. «ж» п.4 Постановления №416 заявитель произвел начисление платы за жилищно-коммунальные услуги собственникам помещений МКД в период с июня по сентябрь 2018 года. Решением от 09.04.2019 по делу № А33-550/2019 отказано в удовлетворении требования товарищества собственников недвижимости «ТСЖ Белая стрела» о признании недействительным предписания от 08.10.2018 № 3907-ж.

Указанное предписание оспаривалось в деле № А33-550/2019.

26.10.2018 с сопроводительным письмом от 26.10.2018 ТСН «ТСЖ Белая стрела» представило в Службу дополнительные документы.

Письмом от 27.11.2018 № 14-14091 служба сообщила ТСН «ТСЖ Белая стрела» об отказе в изменении способа управления многоквартирным домом, поскольку в Службу поступил новый протокол от 15.11.2018 № б/н от ООО УК «ЖСК», согласно которому после выбора способа управления ТСН «ТСЖ Белая стрела» собственниками принято решение о выборе способа управления ООО УК «ЖСК».

Согласно протоколу от 23.12.2018 № 6 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>, собственники помещений проголосовали за признание управления многоквартирным домом товариществом собственников недвижимости «ТСЖ Белая стрела» не прекращавшимся с даты его государственной регистрации – 04.05.2018; за подтверждение решения собственников об избрании способа управления домом – товариществом собственников жилья, о создании товарищества собственников недвижимости «ТСЖ Белая стрела».

24.12.2018 ТСН «ТСЖ Белая стрела» представило в Службу данный протокол, а также уведомление ООО УК «ЖСК» о принятых решениях на собрании, оформленных протоколом от 23.12.2018 № 6, решения собственников помещений многоквартирного дома.

Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 25.01.2019 № б/н собственниками принято решение расторгнуть договор управления с ТСН «ТСЖ Белая стрела» с 31.12.2018, выбрать способ управления МКД – управляющая компания, выбрать управляющую компанию и заключить договор управления с ООО УК «ЖСК».

13.03.2019 общество УК «Спарта» передало товариществу собственников недвижимости «ТСЖ Белая стрела» письмо, в котором сообщило о том, что общество УК «Спарта» передавало в Службу – 23.06.2017 решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 12.01.2017 по делу № 2-85/2017 (2-4297/2016), оставленное без изменения апелляционным определением Красноярского краевого суда от 10.04.2017 № 33-4706/2017 А-2.110; - 03.07.2018 решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 26.03.2018 по делу № 2-123/2018, оставленное без изменения апелляционным определением Красноярского краевого суда от 18.06.2018 № 33-7881/2017 110Г.

При указанных обстоятельствах ТСН «ТСЖ Белая стрела» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным бездействия Службы.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.

Служба является органом, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, а также лицензионный контроль за деятельностью управляющих компаний согласно Положению о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденному постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 № 143-п (далее - Положение).

В соответствии со статьей 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу части 7 статьи 162 ЖК РФ, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.

Согласно части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий.

Частью 1 статьи 198 ЖК РФ определено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Из части 2 указанной статьи следует, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (Кодекса).

В соответствии с частью 3 той же статьи орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 этой статьи, вносит изменения в реестр лицензий в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Пункт 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр (далее – Порядок № 938/пр) устанавливает, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:

а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;

б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;

в) отсутствие противоречий сведений, представленных лицензиатом, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;

г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;

д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 6 и 7 Порядка № 938/пр по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.

По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления.

Согласно пункту 8 Порядка № 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.

Пунктом 1 статьи 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких жилых домов, созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

В силу части 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.

Пунктом 1.1 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что протокол общего собрания собственников помещений, на котором приняты решения о создании ТСЖ и утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений, проголосовавшими за принятие таких решений.

Положения части 1.1 статьи 46 ЖК РФ предусматривают, что управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений от инициаторов проведения собрания обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет.

Пунктом 3 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что в случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом.

При этом пункт 10 Порядка № 938/пр указывает в качестве основания для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя (подпункт «в»).

Федеральным законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ в Жилищный Кодекс Российской Федерации введена часть 3.1 статьи 198 ЖК РФ, согласно которой в случае признания судом недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом, которое послужило основанием для направления в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного надзора на основании вступившего в законную силу решения суда о признании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным не ранее даты вступления в силу такого решения суда.

Изменения вступили в силу с 11.01.2018.

Согласно заявлению ТСН «ТСЖ «Белая стрела» заявитель просит признать незаконным бездействие Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, выразившегося в невнесении с 11.01.2018 изменений в реестр лицензий Красноярского края в части исключения из него сведений о том, что многоквартирный дом № 123 по ул. Минина в г. Красноярске управляется ООО ГУК «Жилфонд» (05.12.2017 переименовано в ООО УК «ЖСК»), а также в непроведении после 02.08.2018 предусмотренной частью 3 статьи 198 ЖК РФ внеплановой проверки и невнесении соответствующих изменений в реестр лицензий Красноярского края.

С учетом исследованных судом документов, приведенных норм права, даты создания ТСН «ТСЖ Белая стрела», хронологии подачи и рассмотрения Службой заявлений и документов от различных лиц, претендующих на управление многоквартирным домом № 123 по ул. Минина г. Красноярска, судом не установлено нарушения прав заявителя оспариваемым бездействием Службы.

02.08.2018 приказом от № 554-ДЛ Служба исключила с 01.09.2018 из перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО УК «ЖСК», сведения о доме, расположенном по адресу <...>, в связи с признанием решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 29.06.2017 решением Ленинского районного суда г. Красноярска недействительным (основание: решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 26.03.2018 по делу № 2-123/2018, апелляционное определение Красноярского краевого суда от 18.06.2018 по делу № 33-7881/2018).

На основании договора управления от 20.07.2018 № б/н, протокола от 13.07.2018 № 4 приказом от 13.08.2018 № 582-ДЛ Служба с 01.09.2018 включила в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат МП «МУК Красноярская» сведения о доме, расположенном по адресу: <...>.

С 01.09.2018 по 01.10.2018 управляло домом ТСН «ТСЖ Белая стрела», согласно части 2.2 статьи 161 ЖК РФ функции по управлению (оказанию услуг) осуществляло МП МУК «Красноярская» на основании договора, заключенного с ТСН «ТСЖ «Белая стрела».

То обстоятельство, что 11.01.2018 Служба не исключила из реестра лицензий ООО УК «ЖСК», располагая решениями Ленинского районного суда г. Красноярска о признании решений собственников помещений о выборе данной управляющей компании недействительными, не свидетельствует о том, что ТСН «ТСЖ Белая стрела» имело бы беспрепятственную возможность приступить к управлению домом с момента создания ТСН. Учитывая активное поведение компаний, управляющих домом в различные периоды, оснований для вывода о том, что управляющей компанией (в частности, ООО УК «ЖСК»), не были бы предприняты меры по включению в реестр после ее исключения на основании решений Ленинского районного суда г. Красноярска 11.01.2018 Службой, с вступлением в силу пункта 3.1 статьи 198 ЖК РФ, - не имеется. Соответственно, не имеется оснований для вывода о том, что на момент рассмотрения заявления ТСН «ТСЖ Белая стрела» у Службы не было бы оснований для приостановления рассмотрения заявления в связи с необходимостью проведения дополнительной проверки и запроса дополнительных документов.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным бездействия Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, выразившегося в невнесении с 11.01.2018 изменений в реестр лицензий Красноярского края в части исключения из него сведений о том, что многоквартирный дом № 123 по ул. Минина в г. Красноярске управляется ООО ГУК «Жилфонд» (05.12.2017 переименовано в ООО УК «ЖСК»), а также в непроведении после 02.08.2018 предусмотренной частью 3 статьи 198 ЖК РФ внеплановой проверки и невнесении соответствующих изменений в реестр лицензий Красноярского края.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку определением суда от 18.02.2019 заявителю предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения спора по существу, сумма государственной пошлины подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета.

Настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа -  ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления отказать.

Взыскать с товарищества собственников недвижимости «ТСЖ Белая стрела» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.А. Кошеварова