АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
марта 2015 года | Дело № А33-626/2015 |
г. Красноярск
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Деревягина М.В. , рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства (ОГРН 1035401907287, ИНН 5405201071, г. Новосибирск)
к индивидуальному предпринимателю Хлавич Владиславу Вадимовичу (ОГРН 312246806500051, ИНН 246519586438, г. Красноярск)
о взыскании ущерба, судебных расходов,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца: Управления государственного автодорожного надзора по Кемеровской области,
без вызова лиц, участвующих в деле,
установил:
федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о взыскании в доход федерального бюджета 8 963,05 руб. в счет возмещения вреда, причиненного автомобильной дороге общего пользования федерального значения при осуществлении перевозки тяжеловесного груза, 5 512,50 руб. судебных расходов.
Определением арбитражного суда от 27.01.2015 исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено, на стороне истца - Управление государственного автодорожного надзора по Кемеровской области.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, в том числе по статье 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается без вызова лиц, участвующих в деле.
От истца в материалы дела поступили письменные пояснения по несению судебных расходов, из которых следует, что между ФКУ «Сибуправдор» и ООО «Бизнес-Гарант» заключен государственный контракт № 220-14 от 07.11.2014 на оказание услуг по юридическому сопровождению, направленных на осуществление мероприятий по защите интересов федеральных органов исполнительной власти и заказчика в судах Российской Федерации (по возмещению вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, находящимся в оперативном управлении Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства; в соответствии с пунктом 2.1. контракта и п. 5.1, 5.2 Технического задания к госконтракту заказчик ФКУ «Сибуправдор» понес судебные расходы по подготовке искового заявления и представления интересов заказчика на стадии «претензионная работа» в размере 1 437,50 руб., на стадии «исковое производства» в размере 4 075 руб. Истец не может представить доказательства несения судебных расходов в размере 5 512,50 в связи с тем, что оплата расходов по подготовке искового заявления и представление интересов заказчика на стадии «претензионная работа» будет произведена после вступления решения суда в законную силу.
Определением арбитражного суда от 17.03.2015 истцу возвращены дополнительные доказательства в связи с пропуском срока для представления.
Ответчик иск не оспорил, письменный отзыв на исковое заявление в срок, установленный определением о принятии искового заявления к производству суда в порядке упрощенного производства, не представил.
Третье лицо отзыв на исковое заявление в материалы дела не представило.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства:
Управление является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по федеральным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (пункт 1.2 Устава).
Функции и полномочия учредителя Управления осуществляет Федеральное дорожное агентство. Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного Управлению на праве оперативного управления, осуществляют Федеральное дорожное агентство и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в пределах компетенции, определенной нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (пункт 1.3 Устава).
Для достижения целей своей деятельности управление от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает в качестве истца и ответчика в судах Российской Федерации (пункт 2.2 Устава).
Для достижения целей и реализации предмета деятельности Управление выполняет, в том числе, следующие функции:
- согласование маршрутов движения по федеральным автомобильным дорогам транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами и выдача соответствующих разрешений на проезд по автомобильным дорогам федерального значения, транспортных средств, масса, нагрузки на ось или габариты которых превышают допустимые значения, кроме международных перевозок (пункт 3.3.6).
Из акта о превышении транспортным средством предельно допустимых значений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 21.03.2014 № 134 следует, что 21.03.2014 транспортное средство «SCANIAG380LA4X2НNA» (государственный номер <***>) с прицепом «KRONESD» (государственный номер <***>) под управлением водителя ФИО1 осуществлял перевозку тяжеловесного груза по федеральным автомобильным дорогам по маршруту Новосибирск - Красноярск протяженностью 742 км.
При проверке 21.03.2014 в 22 часов 21 минуту вышеуказанного транспортного средства Управлением государственного автодорожного надзора по Кемеровской области на стационарном пункте весового контроля № 44 выявлено превышение фактической нагрузки на вторую ось транспортного средства, что подтверждается актом о превышении транспортным средством предельно допустимых значений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 21.03.2014 № 134, подписанным ФИО1 без замечаний.
Согласно акту о превышении транспортным средством предельно допустимых значений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 21.03.2014 № 134 допустимая масса 2 оси - 10 т., фактическая - 11,56 т., с учетом погрешности весов - 11,46 т.
Расчёт ущерба произведён истцом с использованием правил, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934, с учётом базового компенсационного индекса в размере 1,5388.
В соответствии с ответом межмуниципального управления МВД России «Красноярское» от 14.02.2015 по состоянию на 21.03.2014 транспортное средство «SCANIAG380LA4X2НNA» (государственный номер <***>) с прицепом «KRONESD» (государственный номер <***>) зарегистрированы за ФИО1.
Истцом в адрес ответчика была направлена письменная претензия 25.11.2014 № 1/300/2014 с требованием возместить ущерб, причинённый федеральной автомобильной дороге транспортным средством при перевозке тяжеловесного груза в размере 8 963,05 руб. Ответ на претензию от ответчика не последовал.
Истец просит взыскать с ответчика 8 963,05 руб. в счет возмещения вреда, причиненного автомобильной дороге общего пользования федерального значения при осуществлении перевозки тяжеловесного груза, 5 512,50 руб. судебных расходов.
В обоснование заявленного требования истец представил в материалы дела:
- в подтверждение права собственности на транспортные средства - свидетельства о регистрации транспортных средств;
- свидетельство о проверке от 15.09.2013 № 23254;
- распоряжения Департамента имущества и земельных отношений от 04.08.2003 №1833-р, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области от 05.10.2005 №1512-р, акт закрепления государственного имущества за государственным учреждением федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Министерства транспорта Российской Федерации на праве оперативного управления (приложение к распоряжению от 04.08.2003 № 1833-р), приложение к письму ТУ Росимущества по Новосибирской области от 25.03.2009 №ВД-4171/04;
- информацию о протяженности обслуживаемой сети федеральных дорог.
Кроме того, истцом заявлено о взыскании с ответчика судебных расходов в размере 5 512,50 руб., состоящих из расходов за составление претензии в размере 1 437,50 руб. и за подачу искового заявления в размере 4 075 руб.
Между федеральным казённым учреждением «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» (заказчиком) и обществом с ограниченной ответственностью «Бизнес-Гарант» (исполнителем) подписан государственный контракт на оказание услуг по юридическому сопровождению, направленных на осуществление мероприятий по защите интересов федеральных органов исполнительной власти и заказчика в судах Российской Федерации от 07.11.2014 № 220-14 (далее - контракт).
Согласно пункту 1.1 контракта установлено, что в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог исполнитель принимает на себя обязательства в соответствии с техническим заданием (приложение № 2 к контракту) оказать заказчику услуги по юридическому сопровождению мероприятий в целях взыскания вреда, причинённого автомобильных дорогам общего пользования федерального значения, находящимся в оперативном управлении заказчика, провозом тяжеловесного груза, по актам «О превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и 9или) нагрузке на ось», составленным территориальным органом Ространснадзора, а заказчик обязуется принять услугу и оплатить их в соответствии с условиями контракта.
В силу пункта 1.2 контракта перечень и требования к оказанным услугам, являющимся предметом контракта, определяются техническим заданием (приложение № 2 к контракту), являющимся неотъемлемой частью контракта.
Стоимость услуг определена в разделе 2 контракта, в котором указано, что стоимость единицы оказываемой услуги составляет 6 212,50, в том числе:
- на этапе I «Претензионная работа» - 1 437,50 руб.;
- на этапе II «Исковое производство» - 4 075 руб.;
- на этапе III «Исполнительное производство» - 700 руб.
Стоимость услуг по контракту составляет 4 970 000 руб.
Согласно пункту 2.5 контракта оплата производится заказчиком в течение 15 рабочих дней со дня подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг обеими сторонами.
Пунктами 3.2, 3.3 контракта установлено, что оказание услуг осуществляется без аванса. По результатам оказания услуг исполнитель направляет заказчику акт сдачи-приемки оказанных услуг в двух экземплярах, с приложением отчетных материалов, предусмотренных техническим заданием.
Заказчик в течение 10 рабочих дней со дня получения от исполнителя акта сдачи-приемки оказанных услуг и отчетных материалов, указанных в пунктах 3.3, 3.4 контракта, обязан рассмотреть полученные отчетные материалы и при отсутствии замечаний подписать акт сдачи-приемки оказанных услуг. Заказчик осуществляет оплату оказанных услуг на основании подписанного акта сдачи-приемки оказанных услуг в соответствии с пунктом 2.1 контракта, исходя из объемов фактически оказанных услуг с учетом этапности, в течение 15 рабочих дней с момента подписания акта (пункт 3.5 контракта).
Согласно спецификации к государственному контракту цена за единицу юридической услуги оказанной юридической услуги на этапе «Претензионная работа» на этапе I «Претензионная работа» составляет 1 437,50 руб., на этапе II «Исковое производство» составляет 4 075 руб., на этапе III «Исполнительное производство» составляет 700 руб.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы истца, арбитражный суд пришел к следующим выводам:
предметом исковых требований является взыскание платы за провоз тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в отсутствие специального разрешения на провоз тяжеловесного груза.
Возникшие между сторонами отношения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 №257-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации «О возмещении вреда, причиняемыми транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» от 16.11.2009 №934.
Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. При этом обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Пунктом 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
В силу пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» от 16.11.2009 №934 реализация полномочий, устанавливаемых в соответствии с постановлением, осуществляется Федеральным дорожным агентством.
Из содержания Устава истца, утвержденного Федеральным дорожным агентством, следует, что указанное Управление является органом, осуществляющим управление федеральными автомобильными дорогами, переданными учреждению в управление, наделено полномочиями по выдаче специальных разрешений на провоз тяжеловесных грузов с взиманием соответствующей платы.
Постановлением Правительства Российской Федерации «О возмещении вреда, причиняемыми транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» от 16.11.2009 №934 в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом, перевозящим тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам, определена плата с владельцев транспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы по дорогам Российской Федерации. Формула расчета платы приведена в пункте 6 Правил, в зависимости от применяемых коэффициентов и показателей платы, установленных в приложении к Правилам.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.07.1998 №22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам государственной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате. Таким образом, возникновение обязанности по уплате указанного платежа, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, основано на выборе способа транспортировки груза. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров.
Согласно пункту 2 Правил возмещения вреда, причиняемыми транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 №934 (далее – Правила возмещения вреда), вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами (далее - вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует и ответчиком не оспаривается, что 21.03.2014 транспортное средство «SCANIAG380LA4X2НNA» (государственный номер <***>) с прицепом «KRONESD» (государственный номер <***>) под управлением водителя ФИО1 осуществлял перевозку тяжеловесного груза по федеральным автомобильным дорогам по маршруту Новосибирск - Красноярск протяженностью 742 км.
При проверке 21.03.2014 в 22 часов 21 минуту вышеуказанного транспортного средства Управлением государственного автодорожного надзора по Кемеровской области на стационарном пункте весового контроля № 44 выявлено превышение фактической нагрузки на вторую ось транспортного средства, что подтверждается актом о превышении транспортным средством предельно допустимых значений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 21.03.2014 № 134, подписанным ФИО1 без замечаний. Согласно акту о превышении транспортным средством предельно допустимых значений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 21.03.2014 № 134 допустимая масса 2 оси - 10 т., фактическая - 11,56 т., с учетом погрешности весов - 11,46 т.
Допустимая осевая масса транспортных средств определена Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной 27.05.1996 года Министерством транспорта Российской Федерации.
Расчет платы в счет возмещения вреда в размере 8 963,05 руб., произведенный истцом, является верным, соответствует Правилам возмещения вреда.
Доказательства исполнения обязанности по внесению платы в счет возмещения вреда в указанном размере ответчиком в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах исковое требование о взыскании с ответчика 8 963,05 руб. в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством при осуществлении перевозки тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Истцом заявлено о взыскании с ответчика судебных расходов в размере 5 512,50 руб., состоящих из расходов за составление претензии в размере 1 437,50 руб. и за подачу искового заявления в размере 4 075 руб.
В силу статьи 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии со статьёй 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Частями 1, 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Из материалов следует, что исполнителем во исполнение обязательств по государственному контракту от 07.11.2014 № 220-14 в интересах истца ответчику направлена претензия, подано исковое заявление по настоящему делу.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 3 Информационного письма от 05.12.2007 № 121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах» указал, что лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, должно доказать их размер и факт выплаты, а другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
В связи с тем, что истцом в материалы дела не представлены доказательства несения (факт оплаты) судебных расходов (за оказанные услуги на этапе «Исковое производство» государственного контракта), а также поскольку обязательный претензионный порядок урегулирования спора по заявленному исковому требованию не предусмотрен действующим законодательством, заявленное истцом требования о взыскании расходов 5 512,50 руб. судебных расходов на представителя является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что госпошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Госпошлина, исчисленная от суммы иска по настоящему делу, составляет 2 000 руб.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Учитывая обоснованность исковых требований, а также то обстоятельство, что истец освобожден от уплаты госпошлины, госпошлина в размере 2 000 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
исковое требование удовлетворить.
Взыскать индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Красноярск) в доход федерального бюджета 8 963,05 руб. в счет возмещения вреда.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Красноярск) в доход федерального бюджета госпошлину в размере 2 000 руб.
В удовлетворении заявления о взыскании судебных издержек отказать.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | М.В. Деревягин |