12
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
03 августа 2010 года
Дело № А33-6546/2010
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 27 июля 2010 года.
В полном объёме решение изготовлено 03 августа 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Мельниковой Л.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Государственного учреждения «Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС», г. Кодинск, Кежемский район, Красноярский край,
к закрытому акционерному обществу «Управление механизации «Ангарстрой», п. Падун, г. Братск, Иркутская область,
о взыскании 8 651 198 руб. 74 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1, представителя по доверенности от 01.02.2010 № 95,
при ведении протокола судебного заседания судьей Мельниковой Л.В.,
установил:
Государственное учреждение «Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к закрытому акционерному обществу «Управление механизации «Ангарстрой» о взыскании 8 651 198 руб. 74 коп., в том числе: 8 302 494 руб. задолженности по соглашению от 04.03.2010 о расторжении государственного контракта № 03-45/07 от 28.09.2007 и 348 704 руб. 74 коп. неустойки в размере 0,1% от суммы неосвоенного аванса за каждый день просрочки за период с 13.03.2010 по 23.04.2010 (42 дня).
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 09.06.2010 возбуждено производство по делу, назначено предварительное судебное заседание, затем судебное разбирательство.
Ответчик в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте его проведения, представил ходатайство об отложении судебного заседания в связи с нахождением представителя в командировке.
Согласно пункту 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания, если иное не установлено настоящим Кодексом. Лица, участвующие в деле, вправе ссылаться только на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле, были ознакомлены заблаговременно.
Статьей 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Злоупотребление процессуальными правами лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные Кодексом неблагоприятные последствия. Из анализа норм арбитражно-процессуального законодательства следует, что злоупотреблением процессуальными правами являются действия (бездействие) сторон, ведущие к срыву судебного заседания, затягиванию судебного процесса, воспрепятствованию рассмотрения дела и принятию законного и обоснованного судебного акта. Злоупотребление правами может выразиться, в том числе, в необоснованном заявлении ходатайств об истребовании доказательств, отложении судебного разбирательства и т.д. В соответствии с разъяснением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении от 20.12.2006 № 65 непредставление или несвоевременное представление доказательств по неуважительным причинам, направленное на затягивание процесса, также может быть расценено арбитражным судом как злоупотребление процессуальными правами.
Суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства ответчика об отложении судебного разбирательства, поскольку ответчик, являясь юридическим лицом, вправе был направить для участия в деле другого представителя, а также ответчиком не указаны обстоятельства, в силу которых ответчик считает свое участие в заседании суда обязательным, а рассмотрение дела невозможным. Кроме того, в ходатайстве не указано, какие существенные для рассмотрения дела пояснения мог бы дать представитель ответчика в случае его участия в заседании суда.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
На основании протокола № 69к-1 от 28.08.2007 и части 1 статьи 31 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» между государственным учреждением «Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС» (заказчик) и закрытым акционерным обществом «Управление механизации «Ангарстрой» (подрядчик) заключен государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд № 03-45/07 от 28.09.2007.
В соответствии с пунктом 1.1. контракта подрядчик по заданию заказчика выполняет на условиях генерального подряда следующие работы по объекту «Строительство, реконструкция автодорог к объектам социальной сферы, г. Кодинск, Красноярский край»: выполнение строительно-монтажных работ; оснащение технологически и инженерным оборудованием; ввод объекта в эксплуатацию и сдает заказчику, а заказчик обязуется принять и оплатить результат данных работ в соответствии с условиями контракта. Работы, указанные в пункте 1.1. контракта выполняются подрядчиком в соответствии с утвержденной в установленном порядке, выданной в производство заказчиком рабочей документацией с учетом возможных изменений объемов работ.
Согласно пункту 1.2. контракта работы по контракту подрядчик должен начать и завершить в соответствии с представленным подрядчиком и утвержденным заказчиком графиком выполнения работ, являющимся его неотъемлемой частью (приложение № 2).
В соответствии с пунктом 1.4. контракта неотъемлемой частью государственного контракта и (или) дополнительного соглашения к нему (приложением) график погашения аванса с указанием стоимости объемов работ, выполняемых в погашение аванса (приложение № 3).
Согласно пункту 1.5. контракта нормативный срок строительства объекта составляет 13 месяцев. Начало и окончание выполнения работ по контракту определяется согласно графику выполнения работ: дата начала выполнения работ –дата подписания контракта; дата завершения работ до 30.12.2008.
В соответствии с пунктом 2.1. контракта стоимость работ, поручаемых подрядчику по контракту, составляет 69 523 710 руб., в том числе НДС (18%) – 605 311 руб. 70 коп.
На основании пункта 2.2. контракта подлежит освоению в 2007 году 9 884 130 руб., в том числе НДС –507 748 руб. 64 коп., за счет средств краевого бюджета в соответствии с Законом Красноярского края от 08.12.2006 № 1 «О краевом бюджете на 2007 год» (субсидии из федерального бюджета в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.02.2007 № 146-р, распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2007 года №948-р о внесении изменений в «Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2007 год» по стройке «Зона затопления Богучанской ГЭС»).
Согласно пункту 2.3. контракта выполненные работы принимаются заказчиком с учетом предусмотренного проектно-сметной документацией объема на основании актов о приемке выполненных работ (форма № КС-2) и оплачиваются заказчиком на основании справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) и выставленных подрядчиком счетов-фактур, с учетом казначейской системы исполнения бюджетных обязательств в пределах лимита, предусмотренного контрактом на текущий финансовый год. Работы, выполненные сверх лимита, заказчиком не принимаются и не оплачиваются до утверждения нового лимита финансирования, после чего осуществляется прием выполненных работ в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 3.1. контракта заказчик в течение 20 банковских дней после подписания контракта перечисляет подрядчику аванс в размере 30% от лимита финансирования на 2007 год, в сумме 2 965 239 руб., в том числе НДС (18%) – 324 руб. 59 коп. В течение 20 банковских дней перечисляет подрядчику аванс, после открытия финансирования на очередной финансовый год, в размере 30% от лимита финансирования, соответствующего года. Обязательства по оплате аванса считаются исполненными с момента списания денежных средств с лицевого счета заказчика.
Согласно пункту 3.4. контракта заказчик производит оплату выполненных работ платежными поручениями на основании справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3), подписанной сторонами, акта приема-передачи, либо иных документов подтверждающих фактическое выполнение конкретных объемов работ и их стоимость при условии наличия денежных средств на лицевом счете заказчика на цели, указанные в пункте 1.1. контракта. Обязательства по оплате за выполненные работы считаются выполненными с момента списания денежных средств с лицевого счета заказчика.
В соответствии с пунктом 4.1. контракта заказчик имеет следующие права и обязанности: передать подрядчику рабочую проектно-сметную документацию, прошедшую государственную экспертизу и утвержденную заказчиком; в случае необходимости выдать проектную документацию, согласованную с соответствующими органами, на производство работ в зоне воздушных и подземных действующих коммуникаций; передать подрядчику в срок не позднее 3 календарных дней, с даты подписания настоящего контракта, имеющиеся исходные данные; передать по акту строительную площадку; передать подрядчику геодезическую разбивочную основу для строительства соответствующую требованиям нормативных документов по строительству; в течение 10 рабочих дней после заключения договора выдать подрядчику журнал производства работ, точки подключения временных инженерных сетей; в месячный срок со дня оформления акта о необходимости выполнения дополнительных работ, передать подрядчику сметы на дополнительные работы.
Согласно пункту 7.1. контракта заказчик по согласованию с подрядчиком в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на десять процентов предусмотренный контрактом объем работ при изменении потребности в работах, связанных с работами, на выполнение которых заключен контракт. При этом первоначальная цена контракта изменяется пропорционально объему таких работ, но не более чем на десять процентов такой цены.
В соответствии с пунктом 7.2. контракта внесение изменений и дополнений в контракт возможно путем заключения дополнительного соглашения, подписанного сторонами.
Согласно пункту 7.3. контракта заказчик вправе расторгнуть контракт в случаях: задержки подрядчиком начала производства работ более чем на 30 календарных дней по причинам, зависящим от заказчика; истечение срока действия либо изъятия у подрядчика необходимых документов, предъявляемых законодательством Российской Федерации на осуществление работ, являющихся предметом контракта; нарушение подрядчиком сроков выполнения строительно-монтажных работ более чем на 60 дней; несоблюдение подрядчиком требований по качеству работ, если исправление соответствующих некачественно выполненных работ влечет задержку строительства более чем на 60 дней; выявление фактом предоставления подрядчиком недостоверной информации на открытый конкурс, по результатам которого с ним заключен контракт.
В соответствии с пунктом 7.4. контракта стороны по соглашению вправе расторгнуть контракт в любое время. При расторжении контракта по соглашению сторон, незавершенный строительством объект передается подрядчиком заказчику по акту приема-передачи с приложением всех документов необходимых для регистрации в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права собственности Красноярского края.
Сторонами согласован график выполнения работ подрядчиком (приложение № 2 к контракту) и график погашения аванса (приложение № 3 к контракту).
05.12.2007 сторонами подписано дополнительное соглашение № 1 к государственному контракту от 28.09.2007 № 03-45/07, согласно которому стороны внесли изменения о нижеследующем:
Пункт 2.2. контракта читать в следующей редакции: «подлежит освоению 9 913 801 руб., в том числе НДС (18%) - 1 512 274 руб. 73 коп., за счет средств краевого бюджета в соответствии с Законом Красноярского края от 08.12.2006 № 1 «О краевом бюджете на 2007 год» (субсидии из федерального бюджета в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.02.2007 № 146-р, распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2007 года № 948-р о внесении изменений в «Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2007 год» по стройке «Зона затопления Богучанской ГЭС»)».
Сторонами согласован график выполнения работ подрядчиком (приложение № 2 к контракту) и график погашения аванса (приложение № 3 к контракту) в редакции дополнительного соглашения № 1 от 05.12.2007.
.05.2008 сторонами подписано дополнительное соглашение № 2 к государственному контракту от 28.09.2007 № 03-45/07, согласно которому внесли изменения о нижеследующем:
Пункт 2.2. контракта читать в следующей редакции: «Не освоенные в 2007 году по состоянию на 01.01.2008 в сумме 2 274 551 руб., в том числе НДС (18%) – 965 руб. 41 коп., средства –субсидии, полученные в 2007 году бюджетом Красноярского края из федерального бюджета подлежат освоению в 2008 году на те же цели, на которые были предусмотрены контрактом, на основании части 3 статьи 13 закона Красноярского края от 07.12.2007 № 3-939 «О краевом бюджете на 2008 год». Подлежит освоению в 2008 году 59 609 909 руб., в том числе НДС (18%) – 093 036 руб. 97 коп. в соответствии с Законом Красноярского края от 07.12.2007 № 3-939 «О краевом бюджете на 2008 год»,приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 18.04.2008 № 49, за счет субсидий из федерального бюджета на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации в целях реализации в 2008 году мероприятий «Объекты капитального строительства, не включенные в федеральные целевые программы» по стройке «Зона затопления Богучанской ГЭС»)».
Пункт 3.1. контракта дополнить абзацем: «Заказчик оплачивает подрядчику аванс в размере 30% от стоимости лимита финансирования подрядных работ 2008 года в сумме 17 882 973 руб., в том числе НДС 2 727 911 руб. 14 коп.»
Сторонами согласован график выполнения работ подрядчиком (приложение № 3 к контракту) и график погашения аванса (приложение № 2 к контракту) в редакции дополнительного соглашения от 30.05.2008..
24.11.2008 сторонами подписано дополнительное соглашение № 3 к государственному контракту от 28.09.2007 № 03-45/07, согласно которому внесли изменения о нижеследующем:
Пункт 1.5. контракта читать в следующей редакции: «Начало и окончание выполнения работ по контракту определяется согласно графику выполнения работ: дата начала выполнения работ –дата подписания контракта; дата завершения работ до 30.10.2009».
Пункт 2.1. контракта читать в следующей редакции: «Стоимость работ, поручаемых подрядчику по контракту, составляет 71 317 185 руб., в том числе НДС (18%) – 878 892 руб. 62 коп.».
Сторонами согласован график выполнения работ подрядчиком (приложение № 3 к контракту), график погашения аванса (приложение № 2 к контракту), график освоения капитальных вложений (приложение № 4 к контракту) в редакции дополнительного соглашения № 3 от 24.11.2008.
Во исполнение условий контракта ответчик выполнил и сдал истцу работы на общую сумму 24 442 406 руб. 89 коп., что подтверждается актами о приемки выполненных работ № 1 от 25.10.2007, № 2 от 30.11.2007, № 3 от 30.11.2007, № 4 от 20.12.2007, № 5 от 20.12.2007, № 6 от 29.02.2008, № 7 от 29.02.2008, № 8 от 28.03.2008, № 2 от 28.09.2008, № 1 от 28.09.2008, № 3 от 28.09.2008, № 11 от 28.11.2008, № 6 от 28.11.2008, № 4 от 28.11.2008, №12 от 28.11.2008, № 5 от 28.11.2008, № 7 от 28.11.2008, № 8 от 28.11.2008, № 9 от 28.11.2008, № 10 от 28.11.2008, № 14 от 28.11.2008, № 13 от 28.11.2008, № 15 от 28.11.2008, № 16 от 28.11.2008, № 17 от 28.11.2008, № 18 от 28.11.2008, № 19 от 28.11.2008, № 20 от 28.11.2008, № 2 от 25.08.2009, № 1 от 25.08.2009, № 4 от 25.08.2009, № 5 от 25.08.2009, № 3 от 25.08.2009, № 6 от 30.11.2009 и справками о стоимости выполненных работ и затрат № 1 от 25.10.2007, .№ 2 от 30.11.2007, № 3 от 20.12.2007, № 4/1 от 29.02.2008, № 4/2 от 28.03.2008, № 1 от 28.09.2008, № 2 от 28.11.2008, № 1 от 25.08.2009, № 2 от 30.11.2009.
Истец оплатил выполненные ответчиком работы на общую сумму 32 744 900 руб. 89 коп. платежными поручениями № 504 от 08.10.2007 на сумму 2 965 239 руб., № 581 от 27.11.2007 на сумму 642 984 руб., № 572 от 05.12.2007 на сумму 1 300 000 руб., № 749 от 24.12.2007 на сумму 4 975 997 руб., № 122 от 07.04.2008 на сумму 29 670 руб. 89 коп., № 377 от 05.08.2008 на сумму 17 882 973 руб., № 531 от 13.10.2008 на сумму 3 917 027 руб., № 578 от 28.10.2008 на сумму 1 031 100 руб.
Претензией № 08-4680 от 14.12.2009 истец обратился к ответчику с просьбой вернуть неосвоенный аванс, уплатить штрафную неустойку и подписать соглашение о расторжении государственного контракта № 03-45/07 от 28.09.2007.
Письмом № 13-432 от 08.02.2010 истец обратился к ответчику с просьбой вернуть сумму непогашенного аванса и расторгнуть контракт по соглашению сторон согласно пункту 7.4. контракта.
.03.2010 сторонами подписано соглашение о расторжении государственного контракта № 03-45/07 от 28.09.2007.
В соответствии с пунктом 1 соглашения руководствуясь пунктом 8 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» стороны пришли к соглашению о расторжении контракта с момента подписания соглашения.
Согласно пункту 2 соглашения обязательства сторон по контракту прекращаются с момента возврата суммы неосвоенного аванса на лицевой счет заказчика и подписания акта сверки взаимных расчетов на дату возврата суммы неосвоенного аванса.
В соответствии с пунктом 3 соглашения стоимость работ, поручаемых подрядчику по контракту составляет 69 523 710 руб., в том числе НДС (18%) – 605 311 руб. 70 коп.
Согласно пункту 4 соглашения сумма оплаты по контракту заказчиком на момент расторжения контракта составила 32 744 900 руб. 89 коп. Стоимость выполненных и предъявленных к оплате подрядчиком работ составила 24 442 406 руб. 89 коп.
В соответствии с пунктом 5 соглашения сумма неосвоенного аванса на момент расторжения контракта составляет 8 302 494 руб.
Согласно пункту 6.1. соглашения подрядчик обязуется в течение пяти банковских дней с момента расторжения контракта возвратить сумму неосвоенного аванса 8 302 494 руб. на лицевой счет заказчика.
В соответствии с пунктом 6.2. соглашения подрядчик обязуется в течение пяти дней с момента расторжения контракта передать заказчику по акту приема-передачи незавершенный строительством объект «Строительство, реконструкция автодорог к объектам социальной сферы, г. Кодинск, Красноярский край», проектно-сметную документацию в объеме, полученном от заказчика.
Согласно пункту 7 соглашения в случае не возврата суммы неосвоенного аванса в сроки, указанные в пункте 5 соглашения заказчик имеет право требовать от подрядчика уплаты штрафной неустойки в размере 0,1% от суммы неосвоенного аванса за каждый день просрочки и проценты за пользование чужими денежными средствами.
Ответчиком возврат неосвоенного аванса не произведен, в результате задолженность ответчика перед истцом составила 8 302 494 руб.
За несвоевременный возврат неосвоенного аванса истец в соответствии с пунктом 7 соглашения о расторжении государственного контракта начислил ответчику неустойку в размере 0,1% от суммы неосвоенного аванса за каждый день просрочки за период с 13.03.2010 по 23.04.2010 (42 дня) в сумме 348 704 руб. 74 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском.
Ответчик иск не признал, в письменном отзыве на иск указал следующее:
- в конкурсных торгах на размещение государственного заказа по указанной в
контракте № 03-45/07 от 28.09.2007 закупке ЗАО «Управление механизации «Ангарстрой» участие не принимало, что подтверждается протоколом № 69 К-1 от 28.08.07;
- требования федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 на указанный контракт распространяться не может, он считается заключенным на общих основаниях, согласно требований Гражданского кодекса Российской Федерации;
- ГУ «Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС» полностью или частично не выполнены обязанности заказчика согласно следующих пунктов контракта:
4.1.5. Передать по акту строительную площадку;
4.1.6. Передать подрядчику геодезическую разбивочную основу для строительства
соответствующую требованиям нормативных документов по строительству;
4.1.8. В течение 10 рабочих дней после заключения договора выдать подрядчику журнал производства работ, точки подключения временных инженерных сетей,;
.1.10. В месячный срок со дня оформления акта о необходимости выполнения дополнительных работ, передать Подрядчику сметы на дополнительные работы;
- указанные обстоятельства являются существенным нарушением контракта и статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации и подтверждаются письмами ГУ «Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС» в частности № 13-3 129 от 09.10.2008;
- согласно дополнительному соглашению №3 от 24.11.2008, стоимость контракта была увеличена более чем на 10%, но авансирование в 2009 году произведено не было, что так же повлияло на исполнения контракта.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно статьям 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе. Обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований –в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями.
В соответствии с протоколом № 69к-1 от 28.08.2007 вскрытия конвертов с конкурсными заявками на участие в открытом конкурсе открытый конкурс по лоту № 6 «Выполнение подрядных работ по объекту «Строительство автодорог к объектам социальной сферы, г. Кодинск, Красноярский край» признан не состоявшимся в связи с не поступлением конкурсных заявок.
Согласно пункту 1 статьи 31 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в случаях, если конкурс признан несостоявшимся и государственный или муниципальный контракт не заключен с единственным участником конкурса или с участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в конкурсе (при наличии таких участников), заказчик, уполномоченный орган вправе объявить о проведении повторного конкурса либо направить документы о проведении конкурса и признании его несостоявшимся в уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации или для нужд муниципального образования). По согласованию с указанным органом заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом государственный или муниципальный контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, цена заключенного контракта не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении открытого конкурса или приглашении принять участие в закрытом конкурсе. В случае, если конкурс признан не состоявшимся в соответствии с частью 2 статьи 29 настоящего Федерального закона и заключается контракт с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), такой контракт должен быть заключен на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, которой присвоен первый номер, и конкурсной документации, и цена заключенного контракта не должна превышать цену контракта, указанную в такой заявке. Порядок согласования возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов. При этом срок такого согласования не должен быть более чем десять рабочих дней со дня поступления обращения о согласовании возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком).
Письмом № 02-КО-03/0109 от 03.09.2007 истец обратился к руководителю службы по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа администрации Красноярского края с просьбой рассмотреть вопрос о согласовании размещения заказа на выполнение подрядных работ на строительство по объекту «Строительство, реконструкция автодорог к объектам социальной сферы, г. Кодинск, Красноярский край» у единственного поставщика ЗАО управление механизацией «Ангарстрой».
Письмом № ОЦ/2742-04-02 от 06.09.2007 Службы по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа администрации Красноярского края согласовало размещение заказа у ЗАО управление механизацией «Ангарстрой» на сумму 69 523 710 руб.
Заключенный между государственным учреждением «Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС» (заказчик) и закрытым акционерным обществом «Управление механизации «Ангарстрой» (подрядчик) государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд № 03-45/07 от 28.09.2007 по своей правовой природе является договором подряда, отношения по которому регулируются главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Порядок заключения, требования к форме и положениям государственных, муниципальных контрактов заключенных посредством размещения заказа содержатся в федеральном законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее –закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ), который устанавливает единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В соответствии со статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии со статьей 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
В соответствии с пунктом 1.1. контракта подрядчик по заданию заказчика выполняет на условиях генерального подряда следующие работы по объекту «Строительство, реконструкция автодорог к объектам социальной сферы, г. Кодинск, Красноярский край»: выполнение строительно-монтажных работ; оснащение технологически и инженерным оборудованием; ввод объекта в эксплуатацию и сдает заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить результат данных работ в соответствии с условиями контракта. Работы, указанные в пункте 1.1. контракта выполняются подрядчиком в соответствии с утвержденной в установленном порядке, выданной в производство заказчиком рабочей документацией с учетом возможных изменений объемов работ.
Сторонами согласован график выполнения работ подрядчиком (приложение № 2 к контракту) и график погашения аванса (приложение № 3 к контракту)
Согласно статье 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.
Согласно пункту 1.5. контракта нормативный срок строительства объекта составляет 13 месяцев. Начало и окончание выполнения работ по контракту определяется согласно графику выполнения работ: дата начала выполнения работ –дата подписания контракта; дата завершения работ до 30.12.2008. Данный срок соответствует сроку, указанному в конкурсной документации.
В дополнительном соглашении № 3 от 24.11.2008. стороны изменили конечный срок выполнения работ, установив его до 30.10.09. Основанием для изменения срока выполнения работ указано длительная корректировка проектно-сметной документации по неучтенным объемам.
В соответствии со статьей 767 Гражданского кодекса Российской Федерации при уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ. Изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
Согласно пункту 5 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в редакции, действовавшей на дату подписания дополнительного соглашения № 3 от 24.11.08), при заключении и исполнении государственного или муниципального контракта изменение условий контракта, указанных в том числе в части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 - 6.6 и 8.1 настоящей статьи.
Таким образом, внесение изменений в государственный контракт относительно срока выполнения работ на условиях, иных по отношению к предусмотренным в конкурсной документации, противоречит положениям указанного Закона.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
При таких обстоятельствах, пункт 1.1 дополнительного соглашения N 3 от 24.11.08 к государственному контракту от 28.09.07 № 03-45/07 на выполнение подрядных работ для государственных нужд является недействительным в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, как не соответствующий статье 767 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 5 статьи 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
04.03.2010 сторонами подписано соглашение о расторжении государственного контракта № 03-45/07 от 28.09.2007.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 8 статьи 9 Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату подписания сторонами соглашения о расторжении государственного контракта) расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 1 соглашения руководствуясь пунктом 8 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» стороны пришли к соглашению о расторжении контракта с момента подписания соглашения.
Согласно пункту 2 соглашения обязательства сторон по контракту прекращаются с момента возврата суммы неосвоенного аванса на лицевой счет заказчика и подписания акта сверки взаимных расчетом на дату возврата суммы неосвоенного аванса.
В соответствии с пунктом 3 соглашения стоимость работ, поручаемых подрядчику по контракту составляет 69 523 710 руб., в том числе НДС (18%) – 605 311 руб. 70 коп.
Согласно пункту 4 соглашения сумма оплаты по контракту заказчиком на момент расторжения контракта составила 32 744 900 руб. 89 коп. Стоимость выполненных и предъявленных к оплате подрядчиком работ составила 24 442 406 руб. 89 коп.
В соответствии с пунктом 5 соглашения сумма неосвоенного аванса на момент расторжения контракта составляет 8 302 494 руб.
Согласно пункту 6.1. соглашения подрядчик обязан в течение пяти банковских дней с момента расторжения контракта возвратить сумму неосвоенного аванса 8 302 494 руб. на лицевой счет заказчика.
Поскольку государственный контракт № 03-45/07 от 28.09.2007 расторгнут сторонами, материалами дела и указанным соглашением подтверждается факт наличия у ответчика неосвоенного аванса в сумме 8 302 494 руб., то основания для удержания ответчиком указанной суммы аванса отсутствуют.
Доводы ответчика о нарушении истцом условий контракта, а именно: невыполнение обязательств, предусмотренных пунктами 4.1.2., 4.1.3, 4.1.4, 4.1.5, 4.1.6, 4.1.8, 4.1.10 государственного контракта № 03-45/07 от 28.09.2007 отклоняются судом, поскольку документально не подтверждены, кроме того, невыполнение или ненадлежащее выполнение сторонами обязательств по государственному контракту не имеет правового значения.
Учитывая, что государственный контракт № 03-45/07 от 28.09.2007 расторгнут сторонами, доказательств выполнения работ на сумму 8 302 494 руб. и их принятия истцом ответчиком не представлено, равно как и доказательств возврата денежных средств в сумме 8 302 494 руб., то требование истца о взыскании 8 302 494 руб. –долга является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Согласно статье 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно пункту 7 соглашения в случае не возврата суммы неосвоенного аванса в сроки, указанные в пункте 5 соглашения заказчик имеет право требовать от подрядчика уплаты штрафной неустойки в размере 0,1% от суммы неосвоенного аванса за каждый день просрочки и проценты за пользование чужими денежными средствами.
В соответствии с пунктом 7 соглашения за несвоевременный возврат неосвоенного аванса истец начислил ответчику неустойку в размере 0,1% от суммы неосвоенного аванса за каждый день просрочки за период с 13.03.2010 по 23.04.2010 (42 дня) в сумме 348 704 руб. 74 коп.
Проверив представленный истцом расчет неустойки, суд находит его верным.
Согласно части первой статьи 333 Гражданского кодекса РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. При наличии оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса РФ суд уменьшает размер неустойки независимо от того, заявлялось ли такое ходатайство ответчиком. Право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств независимо от того, является неустойка законной или договорной.
В определении от 21.12.2000 № 263-О Конституционный суд РФ указал, что в части первой статьи 333 Гражданского кодекса РФ речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения, что не может рассматриваться как нарушение статьи 35 Конституции Российской Федерации.
Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 1 июля 1996 года № 6/8 в пункте 42 разъяснили, что при оценке несоразмерности последствий нарушения обязательств судом могут приниматься во внимание в том числе и обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства.
Размер начисленной истцом неустойки явно несоразмерен последствиям нарушения обязательств вследствие установления в соглашении ее высокого процента, поскольку размер неустойки, установленной соглашением –,1% о от суммы неосвоенного аванса за каждый день просрочки (36 % годовых) в 4 раза превышает ставку рефинансирования Центрального банка на момент обращения истца с иском в суд (8% годовых) и на момент вынесения решения (7,75% годовых).
Арбитражный суд, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, период просрочки, а также то, что истец не представил доказательств, свидетельствующих о причинении ему ненадлежащим исполнением обязательств по соглашению о расторжении контракта каких-либо имущественных последствий, учитывая необходимость соблюдения баланса интересов обеих сторон, чрезмерно высокий размер пеней, компенсационную природу пеней, которая не может служить мерой обогащения, считает необходимым уменьшить размер неустойки до 100 000 руб.
Расходы по госпошлине в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на сторон пропорционально размеру обоснованно предъявленных требований, поскольку согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 6 от 20 марта 1997г. «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине» при уменьшении арбитражным судом размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации расходы истца по государственной пошлине подлежат возмещению ответчиком исходя из суммы неустойки, которая подлежала бы взысканию без учета ее уменьшения.
Суд принимает во внимание, что истцом правомерно заявлено требование о взыскании неустойки в размере 348 704 руб. 74 коп., в связи с чем государственная пошлина с данной суммы подлежит отнесению на ответчика.
Размер государственной пошлины по настоящему делу составляет 66 255 руб. 99 коп. исходя из суммы иска 8 651 198 руб. 74 коп.
При обращении истцом уплачена государственная пошлина в сумме 66 255 руб. 99 коп. платежным поручением № 317 от 22.04.2010.
Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично в сумме 8 402 494 руб.
Взыскать с закрытого акционерного общества «Управление механизации «Ангарстрой» (п. Падун, г. Братск, Иркутская область) в пользу Государственного учреждения «Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС» (г. Кодинск, Кежемский район, Красноярский край) 8 402 494 руб., в том числе: 8 302 494 руб. –долга, 100 000 руб. –пени, а также 66 25 руб. 99 коп. – расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части иска –отказать.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Л.В. Мельникова