ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-6717/09 от 14.05.2009 АС Восточно-Сибирского округа

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

мая 2009 года

Дело № А33-6717/2009

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена  14 мая 2009 года.

В окончательной форме решение изготовлено 21 мая 2009 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска 

к Главному управлению МЧС России по Красноярскому краю в лице отдела государственного пожарного надзора по г. Красноярску

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

при участии:

представителя заявителя: Никифоровой С.Б, действующей на основании доверенности от 22.01.2009 № 15,

представителя ответчика: Поташовой С.И, действующей на основании доверенности от  10.02.2009 № 19-3947,

при ведении протокола судебного заседания судьей Е.М.Чурилиной,

установил:

Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Главному управлению МЧС России по Красноярскому краю в лице отдела государственного пожарного надзора по г. Красноярску об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.

Заявление принято к производству суда. Определением от 24.04.2009 (в ред. определения от 30.04.2009) возбуждено производство по делу.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика требования заявителя не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г Красноярска за основным государственным регистрационным номером 1032402940800, расположен по адресу: 660049,  г. Красноярск, ул. К. Маркса, 75.

Отделом государственного пожарного надзора по г. Красноярску главного управления МЧС России по Красноярскому краю на основании распоряжения о проведении мероприятий по надзору от 10.03.2009 № 513, вынесенного главным государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору Коневым А.А, в период с 10.03.2008 по 01.04.2009 проведена плановая проверка по соблюдению требований пожарной безопасности и пресечению их нарушений на объекте надзора – двенадцатиэтажном административно-офисном здании, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Робеспьера, 7, в том числе в помещениях четвертого и десятого этажей (с учетом мест общего пользования).

По результатам проверки должностными лицами административного органа составлен акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 01.04.2009 № 513, отразивший факт нарушения Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска требований пожарной безопасности, а именно:

-пунктов 3, 6, 13, 15, 16, 33, 34, 38, 40, 51 - 53, 89 – 93 и 96 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03);

-пункта 108, пунктов 15, 16 и 17 приложения 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03);

-пункта 5.1.2 ГОСТ 12.4.026-2001 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний»;

-ГОСТ Р 51844-2001 «Техника пожарная. Шкафы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний»;

 -НПБ 160-97 «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования»;

-ГОСТ 12.2.143-2002 «Система стандартов безопасности труда системы фотолюминесцентные эвакуационные элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля»;

-пунктов 6, 7, 11, 14, 16, 18, 22, 24, 26, 28, 31 и 37 Приказа МЧС РФ № 645 от 12.12.2007 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»;

-пунктов 7.6 и 7.7 НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации»;

-ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные. Знаки безопасности и разметка сигнальная»;

-НПБ-151-2000 «Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний»;

-пунктов 9.1, 9.2 и 10.5  СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий»;

-пунктов 5.21, 5.14, 6.16, 6.18, 6.24, 6.25, 6.27-6.29, 6.37, 6.41, 7.22, 7.21, 7.4 и 8.10 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;

-пунктов 7.11.1, 8.10 и 8.11 СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование»;

-пунктов 1.82, 1.137 и 1.138  СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения»;

-пункта 5 таблицы 1, пункта 11 таблицы 2 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»;

-пункта проектирования систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в общественных зданиях. Пособие к СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения»;

-пунктов 7.74 и 7.78  СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»;

-пунктов 6.1.21 и 6.1.26 Правил устройства электроустановок (ПУЭ);

-пунктов 12.19 и 12.23 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования».

Предписанием по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 01.04.2009 № 513/16/5-39 на заявителя возложена обязанность в срок до 01.10.2009 выполнить мероприятия по устранению вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

По результатам проверки государственным инспектором по пожарному надзору отдела государственного пожарного надзора по г. Красноярску Поташовой С.И. составлен протокол об административном правонарушении от 01.04.2009 № 1145.

Постановлением административного органа о назначении административного наказания от 14.04.2009 № 1145 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; заявителю назначено административное наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с вышеназванным постановлением, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска  обратился в арбитражный суд с заявлением об отмене вышеуказанного постановления.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать  обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший решение.  

В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 1 статьи 28.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Частью 4 статьи 28.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

В соответствии с Перечнем должностных лиц органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 06.02.2006 № 68, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять, в том числе: главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители, государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору.

Частью 1 статьи 23.34. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  установлено, что органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей  20.4. настоящего  Кодекса.

Согласно части 2 названной статьи рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, его заместители;

4) государственные инспектора Российской Федерации по пожарному надзору;

5) государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;

6) государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;

7) государственные инспектора закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору.

Протокол об административном правонарушении от 01.04.2009 № 1145 составлен государственным инспектором по пожарному надзору отдела государственного пожарного надзора по г. Красноярску Поташовой С.И, постановление о назначении административного наказания 14.04.2009 № 1145 вынесено заместителем главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору Атылином И.А.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд пришел к выводу, что протокол об административном правонарушении от 01.04.2009 № 1145 составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление о назначении административного наказания 14.04.2009 № 1145 вынесено уполномоченными должностными лицами.

В соответствии со статьей 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа, в том числе, на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрена обязанность граждан, предприятий соблюдать требования пожарной безопасности, согласно которой руководители организации обязаны, в том числе соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.

В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, законодатель возлагает бремя ответственности как на собственника имущества, так и на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313; Строительных нормах и правилах; Нормах пожарной безопасности; Правилах устройства электроустановок и ГОСТах.

Как следует из материалов дела, административным органом при проведении01.04.2009 плановой проверки по соблюдению требований пожарной безопасности и пресечению их нарушений в помещениях десятого этажа (с учетом мест общего пользования) двенадцатиэтажного административно-офисного здания, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Робеспьера, 7, составлен акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 01.04.2009 № 513 и протокол об административном правонарушении от 01.04.2009 № 1145, отразившие факт нарушений требований пожарной безопасности в помещениях, эксплуатируемых в том числе МП г. Красноярска «Издательский центр «Городские новости».

В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что департамент недвижимости администрации города Красноярска не является собственником помещений, расположенных на десятом этаже, поскольку право муниципальной собственности за ним не зарегистрировано в установленном законом порядке; департамент не эксплуатирует указанные помещения. Вследствие чего департамент недвижимости администрации города Красноярска не является виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По мнению представителя заявителя, фактические обстоятельства, зафиксированные в протоколе, не были исследованы при рассмотрении дела об административном правонарушении, не были оценены административным органом при вынесении решения о назначении административного наказания, а доводы представителя не были приняты во внимание.

В подтверждение своих доводов представитель заявитель представил суду служебную записку отдела реестра и регистрации прав муниципальной собственности от 31.03.2009 № 188 «О предоставлении записки», согласно которой объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Робеспьера, 7 по состоянию на 31.03.2009 в реестре муниципальной собственности не числится.

Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. 

Пункт 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что  от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Согласно пункту 3 статьи 63 Устава города Красноярска, принятому Решением  Красноярского городского Совета от 24.12.1997 № В-62, в целях эффективного управления городской собственностью от имени города владение, пользование и распоряжение ею осуществляется органами городского самоуправления. Органы городского самоуправления управляют городской собственностью в порядке, установленном действующим законодательством, настоящим Уставом и правовыми актами города.

Согласно пункту 1.2 Положения о порядке управления и распоряжения городской собственностью, утвержденного Решением Красноярского городского Совета от 16.02.1999 № 17-155 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения городской собственностью» в состав городской собственности входят муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения.

Пунктом 1.5. Положения о порядке управления и распоряжения городской собственностью предусмотрено, что имущество, входящее в состав городской собственности, может закрепляться за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или использоваться иным способом в порядке, определяемом настоящим Положением, в соответствии с действующим законодательством. Средства городского бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют городскую казну. Режим использования городской казны регулируется отдельным решением Красноярского городского Совета депутатов.

В соответствии с пунктом 1.8 Положения о порядке управления и распоряжения городской собственностью органы городского самоуправления и уполномоченные органы по управлению городской собственностью вправе в рамках своей компетенции совершать в отношении объектов городской собственности любые действия, не противоречащие действующему законодательству и настоящему Положению и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе: отчуждать имущество в собственность другим лицам; передавать другим лицам свои права по владению, пользованию и распоряжению имуществом; отдавать имущество в залог и обременять его другими способами; передавать имущество в доверительное управление;  распоряжаться имуществом иным образом.

Согласно пункту 1.2. Постановления администрации города от 21.01.2000 № 14 «Об утверждении Положения о Реестре муниципальной собственности г. Красноярска» реестр представляет собой совокупность сведений об объектах муниципального имущества в соответствии со структурой, предусмотренной пунктами 4.1 - 4.7 настоящего Положения. Ведение реестра имеет целью пообъектное выделение муниципальной собственности, разграничение ее с другими формами собственности, расположенными на территории г. Красноярска, и обеспечивает учет объектов муниципальной собственности.

Пунктами 3.1, 3.2.1 и 3.2.3 Постановления администрации города от 21.01.2000 № 14 предусмотрено, что объекты муниципальной собственности подлежат обязательному включению в реестр с присвоением индивидуального номера в сроки, установленные действующим законодательством. Обязательному учету в реестре подлежат здания, строения, нежилые помещения; объекты незавершенного строительства.

В соответствии с пунктами 3.3, 3.5, 3.6, 3.8 и 3.9 постановления администрации города от 21.01.2000 № 14 ведение реестра осуществляется отделами департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города, ответственными за определенные разделы реестра. Внесение объекта в реестр производится на основании решения уполномоченного органа либо должностного лица администрации города о принятии объекта в муниципальную собственность. Исключение объекта из реестра производится на основании соответствующего решения уполномоченного органа либо должностного лица администрации города. Все изменения состояния объектов муниципальной собственности, связанные с передачей во временное пользование, отчуждением либо иным изменением формы собственности, уничтожением, гибелью, а также ликвидацией или реорганизацией предприятий (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму) подлежат обязательному отражению в реестре.

Согласно пунктам 4.2-4.6 реестр состоит из разделов реестра по видам объектов муниципального имущества, в том числе реестра муниципального жилищного фонда; реестра муниципальных предприятий, организаций и учреждений (включая данные о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение и в оперативное управление); реестра имущества городской казны; реестр договоров аренды и передачи в безвозмездное пользование объектов муниципального имущества.

Согласно пункту 1.1. Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города, утвержденного постановлением администрации города от 15.02.2005 № 55/1 «Об утверждении Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города», департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города является органом администрации города Красноярска, осуществляющим формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом, землями, лесами и другими природными ресурсами, расположенными на территории города Красноярска.

Пункты 3.39 и 3.40 названного Положения предусматривают, что департамент управляет и распоряжается объектами муниципальной собственности, землями, лесами и другими природными ресурсами, находящимися на территории города Красноярска, передавая их по договору в аренду и иное возмездное и безвозмездное пользование, хозяйственное ведение и оперативное управление, доверительное управление другому лицу, в залог, в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации, правовыми актами города; выступает арендодателем муниципального имущества, в том числе земельных участков, объектов нежилого фонда, движимого имущества, проводит торги по продаже права аренды.

Пунктами 3.4, 3.8. 3.22 Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города предусмотрено, что для выполнения возложенных задач Департамент в установленном порядке выполняет следующие функции: осуществляет контроль за эффективностью использования муниципального имущества; формирует имущественную часть городской казны; заключает имущественные договоры со сторонними организациями.

В соответствии с пунктом 4.12 указанного Положения Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города ведет реестр жилого и нежилого фонда, находящегося в муниципальной собственности, формирует базу данных, а также ведет единый учет земельных участков, расположенных на территории города.

На основании Распоряжения Администрации города Красноярска от 24.10.1997 № 582-р нежилое помещение в административном здании по ул. Робеспьера, 3 незавершенное строительством, общей площадью 1000 кв.м. включено в реестр муниципальной собственности в незавершенном строительством объекте, изъято из оперативного управления администрации города Красноярска и передано по акту приема-передачи в казну города Красноярска.

Постановлением Администрации города Красноярска от 14.05.2001 № 270 «О долевом участии в строительстве инженерного корпуса ПКТИ и СКБ по ул. Профсоюзов, 3 Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города постановлено заключить договор уступки долевого участия в строительстве инженерного корпуса  ПКТИ и СКБ, заключить договор с ОАО «Красноярский завод комбайнов» о совместной деятельности по завершению строительства.

Распоряжением департамента недвижимости администрации города Красноярска от 03.02.2003 № 44-р «О закреплении незавершенного строительством объекта по ул. Профсоюзов, 3 на праве хозяйственного ведения» незавершенный строительством объект (право долевого участия в незавершенном строительстве инженерного корпуса ПКТИ и СКБ, 10 этаж), расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Профсоюзов, 3, общей площадью 1010 кв. м. закреплен на праве хозяйственного ведения за МП «Редакция газеты «Городские новости».

Между департаментом недвижимости администрации города Красноярска и МУП «Редакция газеты «Городские новости» заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 21.07.2003.

По акту приема-передачи муниципального имущества, закрепляемого за МУП «Редакция газеты «Городские новости» на праве хозяйственного ведения незавершенный строительством объект, расположенный на 10 этаже по адресу: г. Красноярск, ул. Профсоюзов, 3, общей площадью 1010 кв. м. передан в хозяйственное ведение МУП «Редакция газеты «Городские новости».

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности г. Красноярска, выданной департаментом муниципального имущества и земельных отношений от 17.03.2009 за регистрационным номером 950 нежилое помещение, являющееся правом долевого участия в незавершенном строительстве инженерного корпуса ПКТИ по адресу: ул. Профсоюзов, 3 общей площадью 1010 кв.м, в том числе общего пользования 986,2 кв.м. числится в реестре муниципальной собственности под № НЕ 300725 и находится на учете у МП « Издательский центр «Городские новости» (на основании постановления администрации г. Красноярска от 14.05.2001 № 270).

Согласно заключению по присвоению почтового адреса от 26.06.2003 № 10875 незавершенному строительством объекту инженерному корпусу ПКТИ и СКБ присвоен почтовый адрес ул. Робеспьера, 7.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 27.06.2008 № 31-6578 выдано администрации города Красноярска на отремонтированный объект капитального строительства - административное здание с инженерным обеспечением по ул. Робеспьера, 7.

Оспариваемым постановлением Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с невыполнением требований пожарной безопасности как лицо, уполномоченное управлять и распоряжаться объектами муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Из материалов дела (выписки из реестра муниципальной собственности г. Красноярска, выданной департаментом муниципального имущества и земельных отношений от 17.03.2009 за регистрационным номерам 950) следует, что нежилые помещения, расположенные на десятом этаже двенадцатиэтажного административно-офисного здания, расположенные по адресу: г. Красноярск, ул. Робеспьера, 7, находятся в муниципальной собственности и  включены в реестр муниципальной собственности как объекты незавершенного строительства.

Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска является органом администрации города Красноярска, осуществляющим формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом, расположенным на территории города Красноярска, передавая его по договору в аренду и иное возмездное и безвозмездное пользование, хозяйственное ведение и оперативное управление, в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации, правовыми актами города.

Кроме того, для выполнения возложенных на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска функций, последний осуществляет контроль за эффективностью использования муниципального имущества; формирует имущественную часть городской казны; заключает имущественные договоры со сторонними организациями.

Так, из материалов дела следует, что Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска за МП «Редакция газеты «Городские новости», на праве хозяйственного ведения закреплен объект незавершенного строительства (право долевого участия в незавершенном строительстве инженерного корпуса ПКТИ  и СКБ, 10 этаж), расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Профсоюзов, 3, общей площадью 1010 кв. м.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 01.04.2009 № 1145 и постановлению административного органа о назначении административного наказания от 14.04.2009 № 1145 нарушения, выявленные административным органом имеют место в помещениях, переданных в хозяйственное ведение МП «Редакция газеты «Городские новости».

Вместе с тем, в соответствии с пунктами 1.1, 1.2 и 1.4 договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 21.07.2003, заключенного между департаментом недвижимости администрации города Красноярска и МП «Редакция газеты «Городские новости», Департамент недвижимости администрации города Красноярска осуществляет полномочия собственника в отношении переданного в хозяйственное ведение имущества, а также регулирование взаимоотношений сторон по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом. Департамент недвижимости администрации города Красноярска передает и закрепляет в хозяйственном ведении МУП «Редакция газеты «Городские новости» муниципальное имущество, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения, отраженное на его балансе и являющееся муниципальной собственностью города Красноярска. Согласно пункту 2.1 договора закрепленное за МУП «Редакция газеты «Городские новости» на праве хозяйственного ведения имущество переходит в его владение, пользование и распоряжение в пределах, установленных действующим законодательством, настоящим договором и уставом предприятия.

При этом, договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 21.07.2003 не содержит условий о возложении на МП «Редакция газеты «Городские новости» обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что обязанность соблюдать правила пожарной безопасности на проверяемом объекте лежит на Департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, который в связи с этим несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

Факт наличия нарушений указанных требований правил пожарной безопасности заявителем не оспаривается.

При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что установленные действующим законодательством требования пожарной безопасности, не выполнены Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.

Поскольку департаментом нарушены установленные требования пожарной безопасности, арбитражный суд признает правомерным привлечение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вышеназванные действия (бездействие) Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска содержат признаки объективной стороныадминистративного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с чем, суд полагает, что при изложенных обстоятельствах, доводы заявителя не могут быть приняты судом, поскольку часть 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством на собственников имущества и на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, коим является Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.

Кроме того, по мнению суда,  факт отсутствия регистрации вышеуказанных помещений как объектов завершенного строительства, и как следствие, отсутствие регистрации права муниципальной собственности в законодательно установленном порядке, не влияет на выводы арбитражного суда, поскольку договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 21.07.2003, заключенный Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от имени собственника муниципального имущества, подтверждает фактическую принадлежность указанного имущества.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административных правонарушениях выяснению подлежит, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 14-П от 12.05.1998, Постановлении № 13-П от 30.07.2001, определении № 244-О от 14.12.2000 ранее неоднократно рассматривал вопросы, касающиеся административной ответственности юридических лиц. При этом Конституционный Суд Российской Федерации не ставил под сомнение саму возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности, признавая ее допустимым средством борьбы с административными правонарушениями.

В Определении от 20.03.2008 № 210-О-О и от 21.04.2005  № 119-О Конституционный суд Российской Федерации подчеркнул, что часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая основания, при наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлена на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 данного Кодекса), имеет целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.

Часть 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Таким образом, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Исследование вопроса о вине лица, привлекаемого к административной ответственности, входит в предмет доказывания по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и является обязательным.

Вина Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска подтверждена материалами дела. Соблюдение требований Федерального закона «О пожарной безопасности» и требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, является обязанностью Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска. Доказательства, свидетельствующие об объективной невозможности выполнять требования пожарной безопасности, Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска не представлены.

Суд полагает, что заявитель имел реальную возможность исполнить законодательно установленные требования пожарной безопасности, исходя из осуществляемых им функций, установленных правовыми актами города. Однако, не принял всех зависящих от него мер по их соблюдению.

При таких обстоятельствах, вина заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленной.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что действия Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска содержат все признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу частей 3 и 4 статьи 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

При этом согласно части 2 статьи 25.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Протокол составлен с участием представителя Никифоровой С.Б, действующей на основании доверенности от 01.04.2009 № 28, содержащей указание на участие в составлении протокола об административном правонарушении в отделе надзора за уникальными и технически сложными объектами отдела государственного пожарного надзора по г. Красноярску по результатам проведения плановой проверки в помещениях административного здания повышенной этажности по ул. Робеспьера, 7.

Судом установлено, что  заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Нарушение процессуальных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при его составлении арбитражным судом не установлено. Доказательств обратного заявителем не представлено, об их наличии не заявлено.

Согласно части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Из содержания оспариваемого постановления следует, что дело об административном правонарушении, рассматриваемого с участием представителя заявителя Никифоровой С.Б.

Таким образом, требования статей 28.2, 28.5, 29.7, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответчиком при составлении протокола, а также вынесении оспариваемого постановления соблюдены. Доказательств обратного департаментом не представлено.

Материалами дела установлено, что постановление о назначении административного наказания от 14.04.2009 № 1145 вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  

Оспариваемым постановлением департаменту с учетом смягчающих административную ответственность обстоятельства (ранее департамент не привлекался к административной ответственности) назначено административное наказание в виде предупреждения.

При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление является законным и обоснованным.

В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 168-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

отказать Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Главного управления МЧС России по Красноярскому краю в лице отдела государственного пожарного надзора по г. Красноярску от 14.04.2009 № 1145 о назначении административного наказания по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Судья

                           Чурилина Е.М.