ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-6730/17 от 03.08.2017 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

августа 2017 года

Дело № А33-6730/2017

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 03 августа 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено 10 августа 2017 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В. ,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Таймырская топливная компания»(ИНН 2460047153, ОГРН 1022401787418)

к Службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края

о признании незаконным и отмене постановления от 22.03.2017 № 1-ю,

с привлечением к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства промышленности, энергетики и торговли Красноярского края,

при участии:

от заявителя: Смеловой С.Н. на основании доверенности от 01.01.2017 № ТТК/162-д, Сидорова В.А. на основании доверенности от 01.01.2017 № ТТК/140-д,

от ответчика: Казимирской Н.П. на основании доверенности от 10.05.2017, Шашило А.А. на основании доверенности от 03.07.2017,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств системы аудиозаписи секретарем судебного заседания Чурсиной А.А.,

установил:

акционерное общество «Таймырская топливная компания» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края о признании незаконным и отмене постановления от 22.03.2017 № 1-ю.

Заявление принято к производству суда. Определением от 06.04.2017 возбуждено производство по делу.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

Представители административного органа в судебном заседании заявленные требования не признали, сослались на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд рассматривает дело по существу в отсутствие третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», постановлением администрации Красноярского края от 24.09.2001 № 670-п «О государственном регулировании цен (тарифов) в крае», приказом министерства промышленности и энергетики Красноярского края от 30.06.2010 № 011/46 «Об установлении предельных снабженческо-сбытовых и торговых надбавок на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными срокам завоза грузов», пунктом 1.1, подпунктом 1 пункта 3.3, подпунктом 19 пункта 3.5 Положения о службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 13.12.2013 № 657-п, приказами руководителя службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края от 22.08.2016 № 349п и от 02.09.2016 № 357п проведена плановая выездная проверка с целью осуществления регионального государственного надзора за соблюдением снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, в отношении акционерного общества «Таймырская топливная компания».

В результате проверки за период с декабря 2015 г. по ноябрь 2016 г. установлено следующее нарушение порядка ценообразования: часть 1 статьи 14.6 КоАП РФ - завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), выразившееся в завышении АО «ТТК» (660049 г. Красноярск, ул. Бограда, д. 15) предельной максимальной снабженческо-сбытовой надбавки с учетом транспортных расходов к ценам на нефтепродукты, установленной приказом министерства промышленности и энергетики Красноярского края от 30.06.2010 № 011/46 «Об установлении предельных максимальных снабженческо-сбытовых и торговых надбавок на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов» (далее - Приказ № 011/46), при реализации нефтепродуктов (бензина марки Аи-92, дизельного топлива ЕВРО, кл. 4, дизтоплива ЕВРО, кл. 2) в следующих размерах: на бензин Аи-92 - от 3455,11 руб./т без НДС до 4279,67 руб./т без НДС; на дизтопливо марки ЕВРО, кл. 4 - от 3516,26 руб./т без НДС до 3940,82 руб./т без НДС, на дизтопливо марки ЕВРО, кл. 2 - от 3227,79 руб./т без НДС до 4051,38 руб./т без НДС, в декабре 2015 г, январе 2016 г., феврале 2016 г., марте 2016 г., апреле 2016 г., мае 2016 г., июне 2016 г., июле 2016 г., августе 2016 г., сентябре 2016 г. через АЗС №№ 281, 282, 283, 284, 286, расположенные по адресам: г. Норильск, автодорога Зуб-гора, мемориал «Жертвам сталинских репрессий», район нефтебазы, стр. 24; г. Норильск, ул. Энергетическая, 16, г. Норильск, р-он Талнах, объездная дорога, район памятника «Первым», г. Дудинка, ул. Морозова, стр. 12, г. Норильск, район Кайеркан, автодорога Норильск-Алыкель, 22-км, по договорам и контрактам с юридическими лицами, а именно:

по договору купли-продажи с РОСИНКАС Банка России от 28.10.2013 № ТТК/231-дг/2013 в соответствии со счетами-фактурами и товарными накладными: от 31.12.2015 № Д009289, от 31.12.2015 № 281/010862, от 31.12.2015 № 282/405825, от 31.12.2015 № 283/006248; от 31.01.2016 № Д000585, от 31.01.2016 № 286/005615, от 31.01.2016 № 283/006311, от 31.01.2016 № 282/405911, от 31.01.2016 № 281/010974, от 29.02.2016 № Д001177, от 29.02.2016 № 286/005681, от 29.02.2016 № 283/006374, от 29.02.2016 № 282/405989, от 29.02.2016 № 281/011073, от 31.03.2016 № Д002189, от 31.03.2016 № 286/005775, от 31.03.2016 № 282/406100, от 31.03.2016 № 281/011201, от 31.03.2016 № 283/006459, от 30.04.2016 № Д002789, от 30.04.2016 № 283/006526, от 30.04.2016 № 282/406186, от 30.04.2016 № 281/011304, от 30.04.2016 № 286/005853, от 31.05.2016 № Д003540, от 31.05.2016 № 281/011396, от 31.05.2016 № 284/006083, от 31.05.2016 № 283/006591, от 31.05.2016 № 286/005926, от 31.05.2016 № 282/406263, от 30.06.2016 № Д003921, от 30.06.2016 № 283/006680, от 30.06.2016 № 286/006018, от 30.06.2016 № 282/406352, от 30.06.2016 № 284/006147, от 30.06.2016 № 281/011560, от 31.07.2016 № Д005347, от 31.07.2016 № 283/006736, от 31.07.2016 № 282/406432, от 31.07.2016№ 286/006101, от 31.07.2016 № 281/011642; от 05.08.2016 № Д005381, от 01.08.2016 № 282/002679, от 01.08.2016 № 283/001833, от 01.08.2016 № 281/003146 от 31.08.2016 № Д005631, от 31.08.2016 № 286/000788, от 31.08.2016 № 281/003220, от 31.08. 2016 № 283/001888 и № 282/002751; от 30.09.2016 № Д005722, от 30.09.2016 № 283/001957, от 30.09.2016 № 284/000264, от 30.09.2016 № 281/003311, от 30.09.2016 № 282/002829, от 30.09.2016 № 286/000869;

по государственному контракту с ТМУ Ростехнадзора от 28.03.2016 № 11МТУ16 в соответствии со счетами-фактурами и товарными накладными: от 30.04. 2016 № 282/406200, от 31.05.2016 № Д003519, от 31.05.2016 № 282/406262, от 31.05.2016 № 283/006590, от 30.06.2016 № Д003916, от 30.06.2016 № 282/406340;

по договору купли-продажи с ООО «Транспортная компания» от 12.11.2007 № ТТК/206-дг в соответствии со счетами-фактурами и товарными накладными: от 31.01.2016 № Д000637, от 31.01.2016 № 281/010982, от 31.01.2016 № 286/005621, от 31.01.2016 № 283/006318, от 31.01.2016 № 284/005893, от 31.01.2016 № 284/005893; от 29.02.2016 № Д001114, от 29.02.2016 № 281/011089, от 29.02.2016 № 282/406010, от 29.02.2016 № 283/006386, от 29.02.2016 № 284/005945, от 29.02.2016 № 286/005696; от 31.03.2016 № Д002014, от 31.03.2016 № 281/011180, от 31.03.2016 № 286/005757, от 31.03.2016 № 283/006446, от 31.03.2016 № 284/005976, от 31.03.2016 № 282/406079; от 30.04.2016 № Д002779, от 30.04.2016 № 281/011278, от 30.04.2016 № 286/005829, от 30.04.2016 № 282/406159, от 30.04.2016 № 283/006503, от 30.04.2016 № 284/006025; от 31.05.2016 № Д003529, от 31.05.2016 № 281/011404, от 31.05.2016 № 286/005934, от 31.05.2016 № 286/006094, от 31.05.2016 № 283/006598, от 31.05.2016 № 282/406272; от 30.06.2016 № Д003919, от 30.06.2016 № 281/011561, от 30.06.2016 № 286/006019, от 30.06.2016 № 282/406353, от 30.06.2016 № 283/006681, от 30.06.2016 № 284/006148; от 31.07.2016 № Д004833, от 31.07.2016 № 281/011617, от 31.07.2016 № 286/006076, от 31.07.2016 № 282/406410, от 31.07.2016 № 283/006721, от 31.07.2016 № 284/006182; от 05.08.2016 № Д005368, от 01.08.2016 № 281/003138, от 01.08.2016 № 283/001826, от 01.08.2016 № 286/000705, от 01.08.2016 № 282/002667; от 31.08.2016 № Д006121, от 31.08.2016 № 281/003223, от 31.08.2016 № 286/000791, от 31.08.2016 № 284/000219, от 31.08.2016 № 283/001892, от 31.08.2016 № 282/002756; от 30.09.2016 № Д006481, от 30.09.2016 № 281/003323, от 30.09.2016 № 282/002844, от 30.09.2016 № 283/001968, от 30.09.2016 № 284/000281, от 30.09.2016 № 286/000882.

АО «ТТК» действует на основании Устава (редакция № 6), утвержденного решением единственного акционера АО «ТТК» - ПАО «ГМК «Норильский никель» (решение № 11 от 14.06.2016 г.). Копия Устава представлена в приложении № 3 к акту по результатам проведения плановой выездной проверки от 09.12.2016 № 77/2016п (далее - Акт).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ на 27.10.2016 основным видом экономической деятельности является транспортная обработка прочих грузов, дополнительными видами деятельности являются торговля оптовая моторным топливом, включая авиационный бензин (код 46.71.2).

Согласно статье 7 Устава руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества - генеральным директором. Генеральный директор действует без доверенности от имени общества.

Решением единственного акционера общества - ПАО «ГМК «Норильский никель» № 01 от 02.02.2016 генеральным директором общества избран Степаненко Сергей Васильевич с 05.02.2016 сроком на 3 года. Копии решений представлены в приложении № 4 к Акту.

Общество применяет общую систему налогообложения. Копии бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах за 2015 г., а также сведений о среднесписочной численности работников общества за 2015 год (402 чел.) представлены в приложении № 5 к Акту.

Копии приказа об утверждении Положения об учетной политике общества для целей бухгалтерского на 2016 год и выписки из Положения по учету материально-производственных запасов представлены в приложении № 6 к Акту.

В ходе проверки установлено, что общество занимается реализацией нефтепродуктов как юридическим, так и физическим лицам в г. Норильске и г. Дудинка.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.05.95 № 239 «Об упорядочении государственного регулирования цен (тарифов)» предоставлено право органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации вводить государственное регулирование снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.

Согласно п. 3.3 постановления администрации края от 24.09.2001 г. № 670-п «О государственном регулировании цен (тарифов) в крае» государственное регулирование снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям с ограниченными сроками завоза грузов, отнесено к компетенции министерства промышленности и энергетики Красноярского края.

Приказом министерства промышленности и энергетики Красноярского края от 30.06.2010 № 011/46 «Об установлении предельных максимальных снабженческо-сбытовых и торговых надбавок на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов» (далее - Приказ от 30.06.2010 № 011/46) установлены предельные максимальные снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 № 402 «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)» г. Норильск и Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район Красноярского края (г. Дудинка) включены в указанный перечень районов.

Для городов Норильск и Дудинка Приказом от 30.06.2010 № 011/46 установлены предельные максимальные снабженческо-сбытовая и торговая надбавки с учетом транспортных расходов в следующих размерах: 10565,35 руб./т с НДС (8953,69 руб./т без НДС) и 4650,43 руб./т с НДС (3941,04 руб./т без НДС) соответственно. Приказом министерства промышленности и торговли Красноярского края от 06.10.2016 № 06-1 Зн внесены изменения в Приказ от 30.06.2010 № 011/46, вступившие в силу с 18.10.1016 г: для городов Норильск и Дудинка установлены предельные максимальные снабженческо-сбытовая и торговая надбавки с учетом транспортных расходов в следующих размерах: 15540,71 руб./т с НДС (13170,09 руб./т без НДС) и 9231,00 руб./т с НДС (7822,88 руб./т без НДС) соответственно.

Проверка соблюдения снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, проведена выборочным методом на основании представленных бухгалтерских документов.

Реестр основных поставщиков нефтепродуктов, копии договора, товарных накладных, транспортных железнодорожных накладных от поставщиков (выборочно) представлены в приложении № 7 к Акту.

Доставка нефтепродуктов от поставщиков в г. Норильск и г. Дудинку осуществляется в навигационный период за счет средств АО «ТТК».

Таким образом, АО «ТТК» при формировании цен реализации нефтепродуктов потребителям вправе применять надбавки (снабженческо-сбытовую, торговую) с учетом транспортных расходов.

При выборочной проверке соблюдения АО «ТТК» предельных максимальных снабженческо-сбытовых и торговых надбавок на нефтепродукты установлено следующее.

Розничные и оптовые цены реализации нефтепродуктов в Норильском промышленном районе (далее - НПР) утверждаются приказами генерального директора АО «ТТК». Розничные цены реализации нефтепродуктов на АЗС утверждаются в руб./л и руб./т. Копии приказов с листами согласований представлены в приложении № 8 к Акту.

Динамика оптовых и розничных цен на нефтепродукты за период с декабря 2015 г. по ноябрь 2016 г. представлена в приложении № 9 к Акту.

Согласно разделу 2.5 «Учет материально-производственных запасов» Положения по учетной политике общества для целей бухгалтерского учета, утвержденной приказом генерального директора Общества от 14.01.2016 № ТТК/01.2-п-п, оценка материально-производственных запасов при продажи осуществляется по средней стоимости.

Оптовые цены на нефтепродукты, реализуемые АО «ТТК» в НПР, утверждаемые приказами, рассчитываются исходя из средней стоимости нефтепродуктов с применением снабженческо-сбытовой надбавки, в размере не выше установленного предельного уровня с учетом транспортных расходов.

При проверке формирования средней стоимости нефтепродуктов установлено, что средняя стоимость нефтепродуктов на каждое 1 число месяца определяются исходя из остатков нефтепродуктов на начало месяца, поступления и реализации нефтепродуктов за месяц.

Копии ежемесячных оборотно-сальдовых ведомостей по счету 41 за период с декабря 2015 г. по сентябрь 2016 г., итоговых ведомостей поступления нефтепродуктов для АО «ТТК» на Дудинскую нефтебазу, реализации по клиентам за период с июля по октябрь 2016 г. представлены в приложении № 10 к Акту.

Реализация нефтепродуктов производится через автозаправочные станции АО «ТТК» (далее - АЗС) №№ 281, 282, 283, 284, 285, 286, расположенные по адресам: г. Норильск, автодорога Зуб-гора, мемориал «Жертвам сталинских репрессий», район нефтебазы, стр. 24; г. Норильск, ул. Энергетическая, 16, г. Норильск, р-он Талнах, объездная дорога, район памятника «Первым», г. Норильск, р-н Кайеркан, станция «Разрез», г. Дудинка, ул. Морозова, стр. 12, г. Норильск, район Кайеркан, автодорога Норильск-Алыкель, 22-км; г. Норильск, район Кайеркан, разрез ГТП.

Розничная реализация нефтепродуктов через АЗС производится по ценам с применением снабженческо-сбытовой и торговой надбавок, не превышающих установленных Приказом от 30.06.2010 № 011/46 предельных максимальных надбавок.

В тоже время, общество в период с декабря 2015 г по сентябрь 2016 г. при оптовой реализации нефтепродуктов по государственным контрактам и договорам купли-продажи с юридическими лицами непосредственно в топливные баки автотранспорта контрагентов через топливораздаточные колонки на АЗС завышало установленный Приказом от 30.06.2010 № 011/46 предельный максимальный размер снабженческо-сбытовой надбавки с учетом транспортных расходов к ценам на бензин Аи-92 от 3455,11 руб./т без НДС до 4279,67 руб./т без НДС; на дизтопливо марки ЕВРО, кл. 4 - от 3516,26 руб./т без НДС до 3940,82 руб./т без НДС, на дизтопливо марки ЕВРО, кл. 2 - от 3227,79 руб./т без НДС до 4051,38 руб./т без НДС.

В рассматриваемом случае общество помимо розничной торговли, осуществляемой через торговые объекты (АЗС), реализовывало товары (нефтепродукты) хозяйствующим субъектам по договорам поставки и контрактам. Наименование, ассортимент, количество и цена товара, срок поставки, а также ответственность сторон определены в договорах и контрактах и спецификациях к ним. Для оплаты реализованных товаров предъявлялись счета-фактуры, оплата производилась в безналичном порядке путем перечисления денежных средств на расчетный счет Общества, отгрузка товара осуществлялась на основании товарных накладных.

Проанализировав условия и сроки действия договоров и контрактов, можно сделать вывод о том, что заключенные договоры и контракты с хозяйствующими субъектами содержат все существенные условия, характерные для договоров поставки.

В свою очередь к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами как за наличный, так и безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи для личного семейного, домашнего или иного использования, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, то есть не для последующей реализации или использования в процессе осуществления предпринимательской или уставной деятельности.

Так, в соответствии с государственным контрактом на поставку товара от 28.03.2016 № 11 МТУ 16, заключенным Обществом (Поставщик) с МТУ Ростехнадзора (Заказчик), производится отпуск ГСМ Поставщиком непосредственно в топливные баки автотранспорта Заказчика через топливораздаточные колонки на АЗС Поставщика. Оплата по контракту осуществляется по безналичному расчету путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика.

Согласно счету - фактуре от 30.04.2016 № Д002859 и товарной накладной от 30.04. 2016 № 282/406200 Обществом реализовано МТУ Ростехнадзора через АЗС № 282 бензин марки Аи-92 в количестве 2,39 т по цене 45308,11 руб./т без НДС на сумму 19491,55 руб. без НДС. Согласно оборотно-сальдовой ведомости за апрель 2016 г. средняя стоимость бензина марки Аи-92 на начало месяца, по которой должно производиться списание бензина при реализации, составила 32764,76 руб./т без НДС. Фактическая надбавка составила 12543,35 руб./т без НДС, при утвержденной предельной снабженческо-сбытовой надбавке с учетом транспортных расходов §9-53,69 руб./т без НДС, завышение надбавки - 3589,66 руб./т без НДС, сумма завышения по товарной накладной составила 8579,30 руб. без НДС.

В соответствии с договором купли-продажи от 28.11.2013 № ТТК/231-дг/2013, заключенным Обществом (Продавец) с РОСИНКАС Банка России (Покупатель), производится отпуск ГСМ Поставщиком непосредственно в топливные баки автотранспорта Покупателя через топливораздаточные колонки на АЗС Продавца с использованием пластиковых смарт-карт. Оплата по договору производится денежными средствами путем перечисления их на расчетный счет Продавца.

Так, например, согласно счету - фактуре от 31.08.2016 № Д005631 и товарным накладным от 31.08. 2016 № 283/001888 и № 282/002751 Обществом реализовано РОСИНКАС Банка России через АЗС № 282 и № 283 дизельное топливо ЕВРО, кл. 2 в количестве 0.083 т (0,025+0,058) по цене 42129,24 руб./т без НДС на сумму 3496,73 руб. без НДС. Согласно оборотно-сальдовой ведомости за август 2016 г. средняя стоимость дизтоплива ЕВРО, кл. 2 на начало месяца, по которой должно производиться списание дизтоплива ЕВРО, кл. 2 при реализации, составила 29947,76 руб./т без НДС. Фактическая надбавка составила 12181,48 руб./т без НДС, при утвержденной предельной снабженческо-сбытовой надбавке с учетом транспортных расходов 8953,69 руб./т без НДС, завышение надбавки - 3227,79 руб./т без НДС, сумма завышения на дизтопливо ЕВРО, кл. 2 по товарным накладным составила 267,91 руб. без НДС.

Аналогично завышалась предельная максимальная снабженческо-сбытовая надбавка с учетом транспортных расходов к ценам на нефтепродукты, реализуемые Обществом по договорам и контрактам с юридическими лицами в декабре 2015 г, январе 2016 г., феврале 2016 г., марте 2016 г., апреле 2016 г., мае 2016 г., июне 2016 г., июле 2016 г., августе 2016 г., сентябре 2016 г. по государственному контракту с ТМУ Ростехнадзора от 28.03.2016 № 11 МТУ 16, по договору купли-продажи с РОСИНКАС Банка России от 28.10.2013 № ТТК/231-дг/2013, по договору купли-продажи с ООО «Транспортная компания» от 12.11.2007 № ТТК/206-дг.

В ходе проверки произведен расчет суммы завышения предельной максимальной снабженческо-сбытовой надбавки к ценам на нефтепродукты, реализованные АО «ТТК» по государственному контракту и договорам купли-продажи. Общая сумма завышения составила 1096852,48 руб. без НДС. Расчет суммы завышения представлен в приложении № 11 к Акту.

Копии счетов - фактур, товарных накладных, государственного контракта, договоров купли-продажи, платежных поручений по оплате представлены в приложении № 13 к Акту.

В действиях юридического лица АО «ТТК» содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ - завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), выразившееся в завышении АО «ТТК» (660049 г. Красноярск, ул. Бограда, д. 15) предельной максимальной снабженческо-сбытовой надбавки с учетом транспортных расходов к ценам на нефтепродукты, установленной приказом министерства промышленности и энергетики Красноярского края от 30.06.2010 № 011/46 «Об установлении предельных максимальных снабженческо-сбытовых и торговых надбавок на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов» (далее - Приказ № 011/46), при реализации нефтепродуктов (бензина марки Аи-92, дизельного топлива ЕВРО, кл. 4, дизтоплива ЕВРО, кл. 2) в следующих размерах: на бензин Аи-92 - от 3455,11 руб./т без НДС до 4279,67 руб./т без НДС; на дизтопливо марки ЕВРО, кл. 4 - от 3516,26 руб./т без НДС до 3940,82 руб./т без НДС, на дизтопливо марки ЕВРО, кл. 2 - от 3227,79 руб./т без НДС до 4051,38 руб./т без НДС, в декабре 2015 г, январе 2016 г., феврале 2016 г., марте 2016 г., апреле 2016 г., мае 2016 г., июне 2016 г., июле 2016 г., августе 2016 г., сентябре 2016 г. через АЗС №№ 281, 282, 283, 284, 286, расположенные по адресам: г. Норильск, автодорога Зуб-гора, мемориал «Жертвам сталинских репрессий», район нефтебазы, стр. 24; г. Норильск, ул. Энергетическая, 16, г. Норильск, р-он Талнах, объездная дорога, район памятника «Первым», г. Дудинка, ул. Морозова, стр. 12, г. Норильск, район Кайеркан, автодорога Норильск-Алыкель, 22-км, по договорам и контрактам с юридическими лицами, а именно:

по договору купли-продажи с РОСИНКАС Банка России от 28.10.2013 № ТТК/231-дг/2013 в соответствии со счетами-фактурами и товарными накладными: от 31.12.2015 № Д009289, от 31.12.2015 № 281/010862, от 31.12.2015 № 282/405825, от 31.12.2015 № 283/006248; от 31.01.2016 № Д000585, от 31.01.2016 № 286/005615, от 31.01.2016 № 283/006311, от 31.01.2016 № 282/405911, от 31.01.2016 № 281/010974, от 29.02.2016 № Д001177, от 29.02.2016 № 286/005681, от 29.02.2016 № 283/006374, от 29.02.2016 № 282/405989, от 29.02.2016 № 281/011073, от 31.03.2016 № Д002189, от 31.03.2016 № 286/005775, от 31.03.2016 № 282/406100, от 31.03.2016 № 281/011201, от 31.03.2016 № 283/006459, от 30.04.2016 № Д002789, от 30.04.2016 № 283/006526, от 30.04.2016 № 282/406186, от 30.04.2016 № 281/011304, от 30.04.2016 № 286/005853, от 31.05.2016 № Д003540, от 31.05.2016 № 281/011396, от 31.05.2016 № 284/006083, от 31.05.2016 № 283/006591, от 31.05.2016 № 286/005926, от 31.05.2016 № 282/406263, от 30.06.2016 № Д003921, от 30.06.2016 № 283/006680, от 30.06.2016 № 286/006018, от 30.06.2016 № 282/406352, от 30.06.2016 № 284/006147, от 30.06.2016 № 281/011560, от 31.07.2016 № Д005347, от 31.07.2016 № 283/006736, от 31.07.2016 № 282/406432, от 31.07.2016 № 286/006101, от 31.07.2016 № 281/011642; от 05.08.2016 № Д005381, от 01.08.2016 № 282/002679, от 01.08.2016 № 283/001833, от 01.08.2016 № 281/003146 от 31.08.2016 № Д005631, от 31.08.2016 № 286/000788, от 31.08.2016 № 281/003220, от 31.08. 2016 № 283/001888 и № 282/002751; от 30.09.2016 № Д005722, от 30.09.2016 № 283/001957, от 30.09.2016 № 284/000264, от 30.09.2016 № 281/003311, от 30.09.2016 № 282/002829, от 30.09.2016 № 286/000869;

по государственному контракту с ТМУ Ростехнадзора от 28.03.2016 № 11МТУ16 в соответствии со счетами-фактурами и товарными накладными: от 30.04. 2016 № 282/406200, от 31.05.2016 № Д003519, от 31.05.2016 № 282/406262, от 31.05.2016 № 283/006590, от 30.06.2016 № Д003916, от 30.06.2016 № 282/406340;

по договору купли-продажи с ООО «Транспортная компания» от 12.11.2007 № ТТК/206-дг в соответствии со счетами-фактурами и товарными накладными: от 31.01.2016 № Д000637, от 31.01.2016 № 281/010982, от 31.01.2016 № 286/005621, от 31.01.2016 № 283/006318, от 31.01.2016 № 284/005893, от 31.01.2016 № 284/005893; от 29.02.2016 № Д001114, от 29.02.2016 № 281/011089, от 29.02.2016 № 282/406010, от 29.02.2016 № 283/006386, от 29.02.2016 № 284/005945, от 29.02.2016 № 286/005696; от 31.03.2016 № Д002014, от 31.03.2016 № 281/011180, от 31.03.2016 № 286/005757, от 31.03.2016 № 283/006446, от 31.03.2016 № 284/005976, от 31.03.2016 № 282/406079; от 30.04.2016 № Д002779, от 30.04.2016 № 281/011278, от 30.04.2016 № 286/005829, от 30.04.2016 № 282/406159, от 30.04.2016 № 283/006503, от 30.04.2016 № 284/006025; от 31.05.2016 № Д003529, от 31.05.2016 № 281/011404, от 31.05.2016 № 286/005934, от 31.05.2016 № 286/006094, от 31.05.2016 № 283/006598, от 31.05.2016 № 282/406272; от 30.06.2016 № Д003919, от 30.06.2016 № 281/011561, от 30.06.2016 № 286/006019, от 30.06.2016 № 282/406353, от 30.06.2016 № 283/006681, от 30.06.2016 № 284/006148; от 31.07.2016 № Д004833, от 31.07.2016 № 281/011617, от 31.07.2016 № 286/006076, от 31.07.2016 № 282/406410, от 31.07.2016 № 283/006721, от 31.07.2016 № 284/006182; от 05.08.2016 № Д005368, от 01.08.2016 № 281/003138, от 01.08.2016 № 283/001826, от 01.08.2016 № 286/000705, от 01.08.2016 № 282/002667; от 31.08.2016 № Д006121, от 31.08.2016 № 281/003223, от 31.08.2016 № 286/000791, от 31.08.2016 № 284/000219, от 31.08.2016 № 283/001892, от 31.08.2016 № 282/002756; от 30.09.2016 № Д006481, от 30.09.2016 № 281/003323, от 30.09.2016 № 282/002844, от 30.09.2016 № 283/001968, от 30.09.2016 № 284/000281, от 30.09.2016 № 286/000882.

По результатам проверки консультантом отдела контроля за ценообразованием службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края Майбородовой О.А. в отношении юридического лица - АО «ТТК» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 22.03.2017 № 1-ю акционерное общество «Таймырская топливная компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1 729 332  рубля 34 копейки.

Заявитель, не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении от 22.03.2017 № 1-ю, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности и наличие полномочий должностных лиц службы на составление протокола и вынесение оспариваемого постановления, а также вынесение оспариваемого предписания установлено судом и заявителем не оспаривается.

Оспариваемое постановление вынесено с соблюдением установленного срока привлечения к административной ответственности.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

Субъектом правонарушения по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ являются юридические лица, руководители и иные работники организаций, а также иные граждане и должностные лица, виновные в нарушении государственной дисциплины цен (тарифов).

Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение. Одним из главных условий наступления ответственности за данное правонарушение является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Порядок ценообразования на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, регулируется министерством промышленности, энергетики и торговли Красноярского края посредством установления предельного максимального размера снабженческо-сбытовой и торговой надбавок к покупной стоимости нефтепродуктов. Размер указанных надбавок предусмотрен приказом министерства от 30.06.2010 № 011/46.

В оспариваемом постановлении об административном правонарушении от 22.03.2017            № 1-ю отражено, что завышение АО «ТТК» регулируемых государством цен выразилось в применении и снабженческо-сбытовой, и торговой надбавок к покупной стоимости нефтепродуктов при определении стоимости реализации топлива через принадлежащие АО «ТТК» АЗС юридическим лицам.

Согласно постановлению об административном правонарушении реализация юридическим лицам топлива через принадлежащие АО «ТТК» АЗС относится к оптовой торговле, в связи с чем административный орган полагает, что при формировании цены в указанном случае подлежит применению только снабженческо-сбытовая надбавка.

Оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что указанная позиция контролирующего государственного органа не основана на нормах действующего законодательства, противоречит приказу министерства промышленности, энергетики и торговли Красноярского края от 30.06.2010 № 011/46, а также нарушает право заявителя на возмещение расходов, которые он несет при реализации нефтепродуктов потребителям.

В соответствии с положениями Приказа министерства промышленности и энергетики Красноярского края от 30.06.2010 № 011/46 «Об установлении предельных максимальных снабженческо-сбытовых и торговых надбавок на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов» размер снабженческо-сбытовой и торговой надбавок включает в себя издержки обращения продавца, уровень рентабельности не более 10 процентов к издержкам продавца и применяется к покупной стоимости нефтепродуктов.

Понятие издержки обращения содержится в «Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций», утвержденной приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, в которой определено, что организации, ведущие торговую деятельность, ведут учет издержек обращения, к которым относятся расходы на перевозку товаров, на оплату труда, на аренду, на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря, по хранению товаров, на рекламу, на представительские расходы, другие аналогичные по назначению расходы. Таким образом, к категории «издержки обращения» могут быть отнесены любые расходы, несение которых необходимо для конечной продажи.

Согласно пункту 3.2 Методических рекомендаций по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденных письмом Минэкономики РФ от 20.12.1995 г. № 7-1026 (далее – Методические рекомендации по формированию цен), имеющих рекомендательный характер, снабженческо-сбытовая надбавка организации оптовой торговли (снабженческо-сбытовые и другие посреднические предприятия и организации) включает в себя расходы по закупке, хранению, комплектации, подсортировке, фасовке, транспортировке и реализации товаров, а также прибыль, признанную необходимой для нормальной деятельности.

В соответствии с пунктом 4.3 Методических рекомендаций по формированию цен в торговую надбавку включаются издержки обращения, в том числе транспортные расходы по доставке товаров от поставщика, другие расходы по закупке и реализации товаров розничных торговых организаций и предприятий или предприятий бытового обслуживания населения и налог на добавленную стоимость, а также прибыль.

Таким образом, снабженческо-сбытовая и торговая надбавки направлены на компенсацию расходов продавца, связанных с реализацией нефтепродуктов потребителю.

При рассмотрении настоящего дела заявитель пояснил, что снабженческо-сбытовая надбавка компенсирует расходы продавца нефтепродуктов, связанные с доставкой топлива на территорию районов Крайнего севера, его хранением, накладные расходы на реализацию нефтепродуктов с территории нефтебаз продавца. Торговая надбавка возмещает расходы продавца, связанные с доставкой нефтепродуктов до автозаправочных станций, находящихся на территории районов Крайнего севера, их эксплуатацией, накладные расходы на реализацию топлива через автозаправочные станции.

Обоснованность применения заявителем указанных надбавок подтверждается порядком их установления Министерством промышленности, энергетики и торговли Красноярского края на основании калькуляции расходов, которые несет продавец нефтепродуктов, реализуя топливо в районах Крайнего Севера.

Так, 28.04.2015 АО «ТТК» обратилось в Министерство с заявлением об увеличении размера надбавок на нефтепродукты и установлении их размера в соответствии с предоставленным обществом расчетом.

Результатом рассмотрения указанного заявления явилось установление Министерством предельного максимального размера снабженческо-сбытовой и торговой надбавок в г. Норильск и г. Дудинка в соответствии с предоставленным АО «ТТК» расчетом (Приказ от 21.07.2015 N 06-27 н).

Согласно расчету размера надбавок, предоставленному АО «ТТК» Министерству, размер надбавки, возмещающий расходы продавца, связанные с реализацией нефтепродуктов субъектам предпринимательской деятельности через нефтебазы (доставка и хранение топлива на территории нефтебаз Норильского промышленного района и г. Дудинка, накладные расходы на реализацию топлива) должен составлять 10 560,3 руб. с НДС, что соответствует размеру снабженческо-сбытовой надбавки, установленному приказом министерства от 21.07.2015 № 0б-27н.

В случае реализации нефтепродуктов через АЗС помимо вышеуказанных расходов, АО «ТТК» дополнительно несет расходы, связанные с доставкой топлива до принадлежащих обществу АЗС и их эксплуатацией.

В соответствии с указанным расчетом размер надбавки, возмещающий расходы продавца, связанные с реализацией нефтепродуктов через АЗС, должен составлять 4 650, 43 руб. с НДС, что соответствует размеру торговой надбавки, установленному приказом министерства от 21.07.2015 № 06-27н.

Кроме того, Министерство промышленности, энергетики и торговли Красноярского края, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, выступило в рассматриваемом споре на стороне заявителя, пояснило, что принятый им нормативный акт предусматривает применение одновременно как снабженческо-сбытовой, так и торговой надбавок. Указывает, что продавец нефтепродуктов в случае реализации топлива юридическим и физическим лицам через принадлежащие ему АЗС определяет их стоимость с учетом снабженческо-сбытовой и торговой надбавок, установленных приказом от 21.07.2015 № 06-27н.

В соответствии с пунктом 3.1. Положения о министерстве промышленности, энергетики и торговли Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 18.05.2010 № 270-п (далее – Положение) к компетенции министерства относится нормативно-правовое регулирование снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.

Согласно п. 3.45 Положения к компетенции министерства относится рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам, входящим в компетенцию министерства, в установленном порядке.

Министерство, давая разъяснения по вопросу применения снабженческо-сбытовой и торговой надбавок по обращениям общества, указывало, что надбавки предназначены для возмещения продавцам нефтепродуктов расходов, связанных с продвижением нефтепродуктов от производителя к потребителю. Поэтому в случае если нефтепродукты помещаются на хранение на нефтебазу субъекта регулирования, затем отпускаются и доставляются на АЗС того же субъекта регулирования, то он вправе к снабженческо-сбытовой надбавке дополнительно применять торговую надбавку (письмо от 07.02.2017 № 06-356).

В письме от 22.02.2017 № 06-540 министерство дополнительно пояснило, что размер предельной торговой надбавки обеспечивает покрытие расходов субъекта регулирования, связанных с реализацией нефтепродуктов через АЗС всем потребителям, независимо от категории лиц и порядка расчетов.

Таким образом, министерство промышленности, энергетики и торговли Красноярского края как государственный орган, уполномоченный на нормативно-правовое регулирование в сфере ценообразования на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера, дало однозначные разъяснения, в соответствии с которыми продавец нефтепродуктов в случае реализации топлива юридическим и физическим лицам через принадлежащие ему АЗС определяет их стоимость с учетом снабженческо-сбытовой и торговой надбавок.

Аналогичные пояснения представлены Министерством промышленности, энергетики и торговли Красноярского края во исполнение определений Арбитражного суда Красноярского края.

Министерство промышленности, энергетики и торговли Красноярского края пояснило, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (далее - постановление № 239) утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, в том числе путем установления снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.

В рамках реализации права, предоставленного органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлением № 239, постановлением администрации Красноярского края от 24.09.2015 № 670-п «О государственном регулировании цен (тарифов) в крае» на территории Красноярского края введено государственное регулирование снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на нефтепродукты, уполномоченным органом на установление соответствующих надбавок определено министерство.

Приказом министерства от 30.06.2010 № 11/46 «Об установлении предельных максимальных снабженческо-сбытовых и торговых надбавок на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов» (утратил в силу в связи с принятием приказа министерства от 22.05.2017 № 06-14н «Об установлении предельных максимальных снабженческо-сбытовых и торговых надбавок на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов») были установлены размеры снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, в том числе в г. Норильск и г. Дудинка.

Снабженческо-сбытовая надбавка предназначена для возмещения индивидуальными предпринимателями, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими реализацию нефтепродуктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (далее - субъекты регулирования), расходов, связанных с продвижением нефтепродуктов от производителя к потребителю через реализацию с нефтебазы, и компенсирует издержки субъекта регулирования (расходы по хранению, транспортировке, погрузке-выгрузке, реализации с нефтебазы, другие расходы). Снабженческо-сбытовая надбавка применяется в суммарном выражении к оптовой закупочной цене.

Предельная торговая надбавка применяется субъектами регулирования при реализации нефтепродуктов через автозаправочные станции. Данная надбавка компенсирует издержки субъекта регулирования, связанные с доставкой нефтепродуктов до автозаправочных станций, а также содержанием и эксплуатацией автозаправочных станций.

Таким образом, снабженческо-сбытовая и торговая надбавки включают в себя разные группы издержек субъекта регулирования и могут применяться одновременно.

Стоимость нефтепродуктов определяется с учетом снабженческо-сбытовой и торговой надбавки в случае если нефтепродукты помещаются на хранение на нефтебазу субъекта регулирования, затем отпускаются и доставляются на автозаправочные станции того же субъекта регулирования для реализации.

При этом вопрос применения только снабженческо-сбытовой или одновременно снабженческо-сбытовой и торговой надбавок зависит от способа реализации нефтепродуктов (с нефтебазы или с автозаправочной станции), а не от круга лиц, которым производится реализация. Количественные критерии для разграничения оптовой и розничной реализации законодательно не установлены.

Расходы по транспортировке до автозаправочных станций и расходы, связанные с реализацией топлива через АЗС, министерством не учитываются при установлении размера снабженческо-сбытовой надбавкой Данные расходы учитываются при установлении торговой надбавки.

Установленные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что общество в своей деятельности не завышало размер снабженческо-сбытовой надбавки, правомерно применяло торговую надбавку, что свидетельствует об отсутствии состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.

Завышения установленной государством надбавки в рассматриваемом случае не произошло, что также подтверждено органом государственной власти, установившим соответствующие надбавки, при рассмотрении настоящего дела.   

Довод заявителя о том, что Министерство дало неверные разъяснения, поскольку торговая надбавка применяется только к розничной реализации товаров, судом отклонен как нормативно не подтвержденный.

В действующем законодательстве отсутствует норма, регулирующая применение снабженческо-сбытовой и торговой надбавок в зависимости от квалификации отношений между сторонами в качестве договора поставки (оптовой продажи) или договора розничной купли-продажи, доказательств обратного ответчиком не представлено.  Указанные надбавки призваны компенсировать расходы продавца, которые одинаковы при реализации нефтепродуктов через АЗС как субъектам предпринимательской деятельности, так и физическим лицам.

В силу части 4 статьи 1.5. КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Кроме того, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» оптовая торговля – вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки продавец обязуется передать товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным пользованием.

Статья 492 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет квалифицировать отношения сторон в качестве розничной купли-продажи при реализации товаров для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Высший Арбитражный суд Российской Федерации в пункте 5 Постановления Пленума от 22.10.1997 № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» указал, что квалифицируя правоотношения участников спора судам необходимо исходить из признаков договора поставки, предусмотренных статьей 506 Кодекса. Однако в случае, если указанные товары приобретаются у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже (параграф 2 главы 30 Кодекса).

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, в письме от 11.09.2001 № 30-11/1/41743 разъясняя отличия розничной торговли от оптовой, указывает, что ряд товаров, реализуемых через розничную торговую сеть, предназначается не только для личного потребления или домашнего использования населением, но и для хозяйственных нужд субъектов предпринимательской деятельности в целях обеспечения их функционирования (в том числе горюче - смазочные материалы). В связи с чем, к розничной торговле могут быть отнесены работы и услуги по продаже юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям товаров, предназначенных для целей, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, а необходимых для их функционирования.

Юридические лица, приобретающие топливо через АЗС у АО «ТТК», не осуществляют перепродажу нефтепродуктов, приобретение топлива направлено на осуществление ими уставной деятельности. Свойства, объем реализуемого АО «ТТК» товара, а также способ его реализации исключают его дальнейшее использование в предпринимательской деятельности - нефтепродукты реализуются через АЗС непосредственно в топливные баки автотранспорта.

Таким образом, поскольку, как пояснило Министерство, установившее соответствующие надбавки, при реализации топлива юридическим лицам через АЗС подлежат применению и снабеженческо-сбытовая, и торговая надбавки к покупной стоимости нефтепродуктов, завышение установленного размера надбавок на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего севера, со стороны АО «ТТК» отсутствует, следовательно, отсутствует и состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.

Исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что постановление Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края от 22.03.2017 № 1-ю по делу об  административном правонарушении является незаконным и подлежит отмене.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края от 22.03.2017 № 1-ю по делу об  административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.В. Болуж