АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
24 июня 2013 года
Дело № А33-6808/2013
г. Красноярск
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Службы по контролю в области образования Красноярского края
к некоммерческому партнерству «Автошкола-Сервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
без вызова лиц, участвующих в деле,
установил:
Служба по контролю в области образования Красноярского края (далее по тексту - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к некоммерческому партнерству «Автошкола-Сервис» (далее по тексту – НП «Автошкола-Сервис», ответчик) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).
Определением от 29.04.2013 заявление принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
НП «Автошкола-Сервис» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, осуществляет образовательную деятельность по подготовке водителей транспортных средств категорий «А», «В» на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности серии А № 0001258, регистрационный номер 5562-л от 22.06.2011, выданной Службой по контролю в области образования Красноярского края.
Должностным лицом административного органа на основании приказа от 21.03.2013 № 239 - о/д в период с 09 по 11 апреля 2013 года проведена плановая выездная проверка по соблюдению НП «Автошкола-Сервис» требований законодательства Российской Федерации в области образования в части условий, предусмотренных лицензией.
По результатам проверки должностным лицом административного органа составлены акт проверки от 11.04.2013 № 11-СМА/239од, протокол от 11.04.2013 № 37-11042013-14.1.3.СМА об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 202-206).
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных названным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 названного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности.
По части 6 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, а также протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 и частями 2 и 3 статьи 19.20 в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.
В силу части 4 приведенной нормы перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 названной статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 № 174 (далее по тексту - Положение от 16.03.2011 №174), лицензирование образовательной деятельности организаций осуществляется, в том числе органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 Положения о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2011 № 164 (далее по тексту - Положение от 11.03.2011 № 164), установлено, что государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1. Положения о службе по контролю в области образования Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства края от 15.09.2008 № 86-п (далее по тексту - Положение от 15.09.2008 № 86-п), Служба по контролю в области образования Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет надзор и контроль в области образования.
В соответствии с пунктами 3.1 и 3.3 Положения от 15.09.2008 № 86-п в компетенцию службы входит государственный контроль (надзор) в области образования в отношении образовательных учреждений, расположенных на территории Красноярского края, осуществляющих образовательную деятельность организаций, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; лицензирование образовательной деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории края, лицензирование образовательной деятельности организаций, которые расположены на территории края и структурные подразделения которых осуществляют реализацию программ профессиональной подготовки.
Приказом службы по контролю в области образования Красноярского края от 30.10.2009 № 160о/д утвержден перечень должностных лиц службы по контролю в области образования Красноярского края, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области образования Красноярского края.
Согласно пункту 5 названного перечня составлять протоколы об административных правонарушениях в области образования Красноярского края, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, вправе государственные инспекторы отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства службы по контролю в области образования Красноярского края.
По пунктам 3.1.5 и 3.1.11 должностного регламента государственного гражданского служащего, замещающего должность государственного инспектора отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства, утвержденного 29.03.2011, в обязанности государственного инспектора отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства входит осуществление выездных и документарных проверок по соблюдению лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности; составление протоколов об административном правонарушении, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении от 11.04.2013 № 37-11042013-14.1.3.СМА составлен государственным инспектором отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства службы по контролю в области образования Красноярского края, следовательно, уполномоченным лицом.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективной стороной вменяемого ответчику правонарушения является осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП РФ» предусмотрено, что при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 Кодекса следует иметь в виду, что согласно закону о лицензировании отдельных видов деятельности под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.
Из материалов дела (в том числе лицензии серии А № 0001258 регистрационный номер 5562-л от 22.06.2011, устава ответчика, договора аренды помещения от 01.11.2012 № 47, акта проверки от 11.04.2013 № 11-СМА/239од, протокола об административном правонарушении от 11.04.2013 № 37-11042013-14.1.3.СМА, договоров на обучение по программе подготовки водителей категории «А» и «В» от 09.01.2013, экзаменационных ведомостей, карточек учета вождения легкового автомобиля, приходных кассовых ордеров, расписаний занятий) следует, что НП «Автошкола-Сервис» осуществляет предпринимательскую деятельность по подготовке водителей транспортных средств категорий «А», «В».
В соответствии с подпунктом 40 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту- Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.
По пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.
Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту «в» пункта 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 № 174 (далее по тексту - Положение от 16.03.2011 № 174), лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности является наличие у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.
Перечень учебных материалов для подготовки водителей транспортных средств различных категорий по предмету «Первая помощь» установлен в приложении к примерной программе предмета «Первая помощь» примерной программы подготовки водителей транспортных средств категории «A», утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.06.2010 № 636.
В нарушение приведенных норм в НП «Автошкола-Сервис» отсутствуют учебные материалы для проведения теоретических и практических занятий подготовки водителей транспортных средств категорий «А» и «В» по предмету «Первая помощь» (тренажер-манекен взрослого пострадавшего (голова, торс, конечности) с выносным электрическим контролером для отработки приемов сердечно-легочной реанимации для отработки приемов сердечно-легочной реанимации; тренажер-манекен взрослого для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей; расходный материал для тренажеров (запасные лицевые маски, запасные «дыхательные пути», пленки с клапаном для проведения искусственной вентиляции легких) в комплекте 20 шт. на группу с количеством обучающихся 16 человек; подручные материалы, имитирующие носилочные средства, средства для остановки кровотечения, перевязочные средства, иммобилизирующие средства).
Перечень информационных материалов для подготовки водителей транспортных средств категории «А», «В» установлен примерной программой подготовки водителей транспортных средств категории «A» и примерной программой подготовки водителей транспортных средств категории «B».
В НП «Автошкола-Сервис» информационные материалы для подготовки водителей транспортных средств категории «А», «В» (информационный стенд, содержащий копию приложения к лицензии; книгу жалоб и предложений, закон о защите прав потребителей, рабочий учебный план и тематические планы по предметам программы, расписание занятий, график учебного вождения, схемы учебных маршрутов, согласованных с госавтоинспекцией (для категории «В») отсутствуют.
Согласно подпункту «д» пункта 5 Положения от 16.03.2011 № 174 лицензионным требованием и условием при осуществлении образовательной деятельности является соблюдение установленных законодательством в области образования требований к организации образовательного процесса.
Пунктом 1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее по тексту - Закон от 10.07.1992 № 3266-1) установлено, что организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий.
Рабочей программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В», утвержденной директором ответчика 03.01.2013, объем обучения вождению установлен в количестве 50 астрономических часов.
Согласно карточке учета вождения ФИО1, обучающимся в период с 09.01.2013 по 25.03.2013 в группе № 222, пройдено обучение вождению в объеме 31 часа, вместо 50 часов. Вместе с тем согласно экзаменационной ведомости серии АО № 000 5202 журнала выдачи свидетельств об окончании обучения ФИО1 допущен к сдаче внутреннего экзамена, им получен документ об обучении, ФИО1 допущен к сдаче экзамена в ГИБДД.
В соответствии с пояснительной запиской рабочей программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В», утвержденной директором ответчика 03.01.2013, результаты итоговой аттестации оформляются протоколами. В ходе проведения проверки установлено отсутствие указанных протоколов.
По пункту 8 статьи 15 Закона от 10.07.1992 № 3266-1 образовательное учреждение осуществляет индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
В нарушение указанной нормы карточки учета вождения обучающихся по программе подготовки водителей транспортных средств категории «В» не представлены в группе № 221 (период обучения: 09.01.2013-25.03.2013) на ФИО2, на ФИО3, на ФИО4, на ФИО5, на ФИО6, на ФИО7; в группе № 222 (09.01.2013-25.03.2013) - на ФИО8, на ФИО9, на ФИО10; в группе № 223 (09.01.2013-25.03.2013) - на ФИО11, ФИО12, на ФИО13, на ФИО14
При этом в отсутствие документов, подтверждающих прохождение образовательной программы в полном объеме, указанные обучающиеся согласно экзаменационным ведомостям, сведениям журнала выдачи свидетельств были допущены к сдаче экзамена в ГИБДД.
Доказательства соблюдения ответчиком вышеизложенных требований по хранению индивидуальных карточек вождения обучающихся в НП «Автошкола-Сервис» в материалах дела отсутствуют, суду не представлены, об их наличии не заявлено.
Факт осуществления предпринимательской (образовательной) деятельности по подготовке водителей транспортных средств категорий «А», «В» с нарушением вышеуказанных лицензионных требований и условий ответчиком признается, подтверждается материалами дела (в том числе актом проверки от 11.04.2013 № 11-СМА/239од, протоколом об административном правонарушении от 11.04.2013 № 37-11042013-14.1.3.СМА, договорами на обучение по программе подготовки водителей категории «А» и «В» от 09.01.2013, экзаменационными ведомостями, карточками учета вождения легкового автомобиля, расписаниями занятий, письмами ответчика, адресованными ГИБДД г. Назарово).
При таких обстоятельствах, действия НП «Автошкола-Сервис» содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 Постановления от 02.06.2004 № 10, в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16.1. названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
НП «Автошкола-Сервис» не представило суду пояснений и доказательств, подтверждающих отсутствие возможности по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.
Таким образом, вина ответчика в совершении вменяемого правонарушения исследована и установлена судом.
При таких обстоятельствах, действия НП «Автошкола-Сервис» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Требования к порядку составления протокола об административным правонарушении, установленные статьей 28.2, 28.5 КоАП РФ, административным органом соблюдены. Довод о нарушении процедуры привлечения к административной ответственности ответчиком не заявлен.
Срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренный частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, не истек.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.
Доказательств, подтверждающих наличие предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ отягчающих ответственность обстоятельств, лицами, участвующими в деле не представлено, об их наличии не заявлено.
Согласно пункту 1 части 1, части 2 статьи 4.2. КоАП РФ обстоятельством, смягчающим административную ответственность, признается раскаяние лица, совершившего административное правонарушение. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждением является мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.
По части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда, в том числе жизни и здоровью людей, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Учитывая совершение НП «Автошкола-Сервис» административного правонарушения впервые (иное административным органом не заявлено), принятие мер по устранению выявленных административным органом нарушений (на что указано в отзыве на заявление и административным органом не опровергнуто), принимая во внимание отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, имущественного ущерба, арбитражный суд считает возможным назначить НП «Автошкола-Сервис» административное наказание в виде предупреждения.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 135, 167 – 170, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ :
Заявление Службы по контролю в области образования Красноярского края удовлетворить.
Привлечь некоммерческое партнерство «Автошкола-Сервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>), зарегистрированное в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 11 по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано – Ненецкому ) и Эвенкийскому автономным округам 21.06.2005, расположенное по адресу: 662200, <...>, к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Чурилина Е.М.