ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-7210/2023 от 12.02.2024 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

26 февраля 2024 года

Дело № А33-7210/2023

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 12 февраля 2024 года.

В полном объеме решение изготовлено 26 февраля 2024 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Кобельковой Д.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Краевого государственного автономного учреждения «Региональный центр спортивных сооружений» (ИНН 2466223493, ОГРН 1092468038849)

к Службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок по Красноярскому краю (ИНН 2466230780, ОГРН 1102468030290)

о признании недействительным предписания (в части).

в присутствии в судебном заседании до перерыва:

от заявителя: Лебединской И.А., представителя по доверенности №000190 от 27.12.2023,

от ответчика: Шестаковой А.О., представителя по доверенности от 09.01.2024 №101-10, Колпакова О.В., представителя по доверенности от 17.01.2024 №101-76,

в присутствии в судебном заседании после перерыва:

от ответчика: Шестаковой А.О., представителя по доверенности от 09.01.2024 №101-10,

при ведении протокола судебного заседания Зиминым М.В., с использованием средств аудиозаписи,

установил:

Краевое государственное автономное учреждение «Региональный центр спортивных сооружений» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок по Красноярскому краю (далее – ответчик) о признании предписания Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок по Красноярскому краю от 30.01.2023 №81/5-101-113 недействительным в части пунктов 2 и 4.

Определением от 12.04.2023 заявление принято к производству суда, возбуждено производство по делу.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, представитель ответчика возражает.

В судебном заседании, в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлен перерыв до 11 час. 45 мин. 12.02.2024. После перерыва судебное заседание будет продолжено в зале судебного заседания № 317 здания Арбитражного суда Красноярского края по адресу г. Красноярск, ул. Ленина, 1.

После перерыва судебное заседание продолжено при участии представителя ответчика. Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. В соответствии с частью 1 статьи 123, частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие заявителя.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

В соответствии с приказом от 07.09.2022 № 174п в период с 12.09.2022 по 14.10.2022 Службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края (далее - Служба ФЭК, ответчик), на основании плана контрольных мероприятий на 2022 год, проведена плановая выездная проверка в отношении краевого государственного автономного учреждения «Региональный центр спортивных сооружений» (далее - КГАУ «РЦСС»). В рамках мероприятия производилась проверка осуществления расходов бюджета публично-правового образования на реализацию мероприятий государственной программы (подпрограммы, целевой программы), национального, федерального, регионального проектов, а также проверка достоверности отчета о реализации государственной программы, отчета об исполнении государственного задания или отчета о достижении показателей результативности (отчет о реализации государственной программы Красноярского края «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 №518-п). Проверяемый период: с 01.01.2020 по 31.12.2021.

По итогам проверки составлен акт плановой выездной проверки от 07.11.2022, согласно которому в ходе контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения:

1.В нарушение требований статей 69.1, 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания от 21.01.2020 № 18 (далее - Соглашение от 21.01.2020), соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания от 19.01.2021 №55, средства субсидии на финансовое обеспечение государственного задания в 2020, 2021 годах в сумме 4 066 143 рубля 01 копейка, из них в 2020 году в сумме 2 356 151 рубль 30 копеек; 2021 году в сумме 1 709 991 рубль 71 копейка, направлены на покрытие расходов, не предусмотренных государственным заданием, а связанных с осуществлением деятельности, приносящей доход (услуги по обеспечению доступа к спортивным сооружениям Учреждения на платной основе, которые оказывались юридическим и физическим лицам), чем причинен ущерб Красноярскому краю в сумме 4 066 143 рубля .01 копейка.

2. В нарушение статей 69.1, 78.1 БК РФ, статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), пунктов 1, 3 статьи 6.1 Закона Красноярского края от 29.10.2009 №9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений», пункта 1 статьи 9 Закона Красноярского края от 05.12.2019 № 8-3414 «О краевом бюджете на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов», пункта'2.4 Положения об оплате труда работников КГАУ «Региональный центр спортивных сооружений», утвержденное директором 23.07.2015 и согласованное с министерством спорта Красноярского края 23.07.2015 (с изменениями) в 2020, 2021 годах величина переплаты по увеличению (индексации) должностных окладов за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в 2020, 2021 годах по должностям: уборщик служебных помещений, гардеробщик и дворник; 6 месяцев 2020, 2021 по должностям: начальник отдела охраны труда и охраны окружающей среды и инженер по охране окружающей среды (эколог), составила 1 948 487 рублей 59 копеек, в том числе по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ (далее - подстатья 211) - 1496 534 рубля 25 копеек, по подстатье 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ (далее - подстатья 213) - 451 953 рубля 34 копейки.

Из них, в 2020 году величина переплаты составила 991 248 рублей 00 копеек, в том числе: по подстатье 211 - 761 327 рублей 19 копеек, по подстатье 213 - 229 920 рублей 81 копейку; в 2021 году - 957 239 рублей 59 копеек, в том числе: по подстатье 211 - 735 207 рублей 06 копеек, по подстатье 213 - 222 032 рубля 53 копейки, чем причинен ущерб Красноярскому краю в сумме 1 948 487 рублей 59 копеек.

3. В нарушение требований статей 38, 69.1, 78.1 БК РФ, условий Соглашения от 21.01.2020 средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в сумме 1 990 591 рубль 14 копеек в 2020 году направлены на покрытие расходов, не предусмотренных государственным заданием, а связанных с осуществлением деятельности, приносящей доход (возмещение расходов арендаторами за потребленные коммунальные услуги при сдаче в аренду, помещений находящихся на спортивных сооружениях объекта контроля), чем причинен ущерб Красноярскому краю в сумме 1 990 591 рубль 14 копеек.

4. В нарушение статей 69.1, 78.1 БК РФ, статей 129, 302 и 164 ТК РФ в 2020, 2021 годах величина переплаты по начислению районного коэффициента на надбавку за вахтовый метод работы работникам филиала за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания составила 1 442 251 рубль 46 копеек, в том числе по подстатье 211-1 442 251 рубль 46 копеек, из них в 2020 - 660 788 рублей 07 копеек (в полном объеме отнесенная на подстатью 211), в 2021 - 781 463 рубля 39 копеек (в полном объеме отнесенная на подстатью 211), чем причинен ущерб Красноярскому краю в сумме 1 442 251 рубль 46 копеек.

5. В нарушение статей 69.1, 78.1 БК РФ, Положения об оплате труда руководителей краевых государственных автономных учреждений, осуществляющих в качестве основной деятельность в областях спорта и (или) дополнительного профессионального образования, в отношении которых министерством спорта Красноярского края осуществляются функции и полномочия -учредителя, утвержденным приказом министерства спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края от 19.11.2009 № 174п, приказа министерства спорта Красноярского края от 02.12.2020 № 342к за ноябрь 2020 года величина переплаты персональной надбавки (доплаты) директору КГАУ «РЦСС» за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания составила 32 950 рублей 71 копейку, в том числе по подстатье 211 - 28 578 рублей 24 копейки, по подстатье 213 - 4 372 рубля 47 копеек, чем причинен ущерб Красноярскому краю в сумме 32 950 рублей 71 копейка.

Таким образом, Службой выявлены нарушения, повлекшие причинение ущерба Красноярскому краю, в общей сумме 9 480 423 рубля 91 копейка.

30.01.2023 Службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок по Красноярскому краю выдано предписание №81/5-101-113, которым предписано КГАУ «РЦСС» принять меры по возмещению причиненного ущерба Красноярскому краю в сумме 9 480 423 рубля 91 копейка. Информацию о результатах исполнения настоящего предписания с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в службу в срок - не позднее 28.12.2023.

Заявитель полагая, что пункты 2, 4 предписания №81/5-101-113 от 30.01.2023, противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Положениями статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, предусмотрено осуществление государственного (муниципального) финансового контроля, который подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью органов государственного финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

В соответствии с Положением о службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 13.12.2013 № 657-п, служба является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений, контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении закупок для обеспечения нужд края и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории края, региональный государственный контроль (надзор) в сфере ценообразования (за исключением полномочий иных исполнительных органов края) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края. (пункт 1.1) и наделена полномочиями:

В сфере бюджетных правоотношений по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля (далее - финансовый контроль) (подпункт 1 пункта 3.1):

а) контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных учреждений;

б) контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из краевого бюджета, формирование доходов и осуществление расходов краевого бюджета при управлении и распоряжении государственным имуществом края и (или) его использовании, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из краевого бюджета, государственных контрактов;

в) контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из краевого бюджета, а также в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных контрактов;

г) контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных программ края, отчетов об исполнении государственных заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из краевого бюджета;

д) контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении закупок для обеспечения нужд края;

В сфере бюджетных правоотношений по осуществлению финансового контроля за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из краевого бюджета межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты, в отношении:

а) главных администраторов (администраторов) средств краевого бюджета, предоставивших межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, бюджетные кредиты;

б) финансовых органов и главных администраторов (администраторов) средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации, которому предоставлены межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, а также юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, которым предоставлены средства из краевого бюджета (подпункт 2 пункта 3.1).

Иные полномочия по изданию приказов по вопросам, отнесенным к полномочиям Службы, если иное не предусмотрено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (подпункт 19 пункта 3.5).

Статьёй 266.1 БК РФ установлены объекты государственного (муниципального) финансового контроля.

Пунктом «е» статьи 5 Закона Красноярского края от 18.12.2008 № 7-2617 «О бюджетном процессе в Красноярском крае» органы исполнительной власти края, наделенные полномочиями по осуществлению государственного финансового контроля, отнесены к участникам бюджетного процесса.

Формирование расходов краевого бюджета осуществляется (п. 1 ст. 12 Закона Красноярского края от 18.12.2008 № 7-2617) в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств краевого бюджета.

Одним из методов осуществления государственного финансового контроля, согласно статье 267.1 БК РФ, является проверка.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю органами внутреннего государственного финансового контроля, как следует из статьи 269.2 БК РФ, направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

Как определено статьей 270.2 БК РФ, под представлением в целях БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:

1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;

2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

Под предписанием в целях БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.

В случаях, установленных федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляют копии представлений и предписаний главным администраторам бюджетных средств, органам исполнительной власти (органам местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя, иным органам и организациям.

Частью 3 статьи 269.2 БК РФ определено, что внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации федеральными стандартами, которые должны содержать, в том числе правила планирования, проведения проверок, ревизий и обследований, оформления и реализации их результатов, в том числе правила продления срока исполнения представления, предписания.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095 утвержден Федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий, обследований» (далее - Федеральный стандарт № 1095), пунктом 7 которого предусмотрено, что по результатам рассмотрения акта проверки (ревизии), а также иных материалов проверки (ревизии) руководителем (заместителем руководителя) органа контроля принимается решение о направлении объекту контроля представления и (или) предписания.

В соответствии с п. 9 Федерального стандарта № 1095 при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию орган контроля направляет объекту контроля предписание одновременно с представлением в случае невозможности устранения нарушения либо в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания срока исполнения представления в случае неустранения нарушения (частичного неустранения нарушения) в установленный в представлении срок.

Содержание предписания определено пунктом 12 Федерального стандарта № 1095, согласно которому в предписании помимо требований, предусмотренных п. 3 ст. 270.2 БК РФ, указываются:

объект контроля, тема проверки (ревизии), проверенный период;

реквизиты представления, содержащего информацию о нарушении, влекущем причинение ущерба публично-правовому образованию, и информация об этом нарушении;

сумма ущерба, причиненного публично-правовому образованию (без учета объема средств, перечисленных в возмещение указанного ущерба до направления предписания);

требование о принятии объектом контроля мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию, в том числе мер, предусматривающих направление объектом контроля, являющимся государственным (муниципальным) органом или государственным (муниципальным) учреждением, требований о возврате средств к юридическим или физическим лицам, необоснованно их получившим, и (или) виновным должностным лицам и осуществление претензионно-исковой работы;

положение о представлении объектом контроля информации о результатах исполнения предписания с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, и сроки направления объектом контроля указанных информации и материалов органу контроля.

Форма предписания утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2020 № 340н «Об утверждении форм документов, оформляемых органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» (далее - приказ № 340н).

Контрольное мероприятие проведено на основании приказа службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края (далее - орган контроля) службы от 07.09.2022 № 174п о назначении контрольного мероприятия на основании плана контрольных мероприятий органа контроля.

Темы контрольного мероприятия:

- проверка осуществления расходов бюджета публично-правового образования на реализацию мероприятий государственной программы (подпрограммы, целевой программы), национального, федерального, регионального проектов;

- проверка достоверности отчета о реализации государственной программы, отчета об исполнении государственного задания или отчета о достижении показателей результативности (отчет о реализации государственной программы Красноярского края «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 №518-п).

Проверенный период: с 01.01.2020 по 31.12.2021.

Срок проведения контрольного мероприятия составил 25 рабочих дней с «12» сентября 2022 года по «14» октября 2022 года.

В ходе проведения Службой контрольного мероприятия выявлены нарушения бюджетного законодательства, которые отражены в акте проверки от 07.11.2022. Руководителем Службы в пределах компетенции Службы и полномочий должностного лица по результатам проверки объекту контроля выданы представление от 30.01.2023 №81/5-101-114 и предписание №81/5-101-113 от 30.01.2023.

Следовательно, оспариваемый акт вынесен уполномоченным должностным лицом службы в пределах компетенции, определенной положениями БК РФ, Закона Красноярского края от 10.07.2008 № 6-1930 «О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края», постановления Правительства Красноярского края от 13.12.2013 № 657-п «Об утверждении Положения о службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края». Процедура проведения проверки не нарушена.

Суд полагает, что предписание в части оспариваемых пунктов соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.

Краевое государственное автономное учреждение «Региональный центр спортивных сооружений» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного приказом министра спорта Красноярского края № 255п от 05.07.2017 (далее - Устав).

Краевое государственное автономное учреждение «Региональный центр спортивных сооружений» создано субъектом Российской Федерации - Красноярским краем в соответствии с распоряжением Правительства Красноярского края от 06.08.2009 № 611-р путем учреждения, и именовалось при создании: Краевое государственное автономное учреждение «Ергаки».

В соответствии с приказом министерства спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края от 27.09.2011 № 169 Учреждение переименовано в Краевое государственное автономное учреждение «Региональный центр спортивных сооружений».

Согласно статье 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов публичной власти федеральной территории, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

В соответствии со статьёй 69.1 БК РФ, к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на:

обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам;

предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания;

предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам;

осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности;

закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения и бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности казенных учреждений), в том числе в целях:

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 13.07.2020 N 192-ФЗ;

абзац утратил силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ;

разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа;

закупки товаров в государственный материальный резерв;

предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях финансового обеспечения исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

Статьёй 78.1 БК РФ установлен порядок предоставления субсидий (кроме субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность) некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями.

В силу пункта 1 вышеуказанной статьи, бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта (за исключением субсидий, предоставляемых в соответствии со статьей 78.4 настоящего Кодекса) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления. Нормативные правовые акты (муниципальные правовые акты), устанавливающие порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

В бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых функции и полномочия учредителей осуществляют федеральные органы исполнительной власти, на финансовое обеспечение выполнения этими учреждениями государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования.

Предоставление предусмотренных настоящим пунктом субсидий, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.

Соглашения о предоставлении предусмотренных настоящим пунктом субсидий федеральным бюджетным или автономным учреждениям, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, заключаются в соответствии с типовой формой, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации

В соответствии с пунктом 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ), пунктом 4 Порядка формирования государственного задания в отношении краевых государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 09.10.2015 № 539-п (далее – Порядок № 539-п), государственное задание формируется в части государственных услуг, оказываемых краевыми государственными учреждениями физическим лицам в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, а также в соответствии с региональным перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые перечни услуг, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Красноярского края.

В ходе проведения проверки установлено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», Порядка № 539-п), приказом Министерства от 17.01.2020 № 7п Учреждению утверждено государственное задание на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - государственное задание на 2020 год), включающее:

- государственную работу «Обеспечение доступа к объектам спорта» (код государственной работы Р.03.1.0026);

- государственную работу «Пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни» (код государственной работы Р.03.1.0019).

Учреждением к проверке представлены приказы Министерства от 28.07.2020 №266п, 11.11.2020 № 396п, 01.12.2020 №421п в соответствии с которыми государственное задание на 2020 год излагалось в новых редакциях. Показатели первоначальной и окончательной редакций государственного задания на 2020 год приведены в таблице 1.1 акта проверки.

Приказом Министерства от 19.01.2021 № 8п Учреждению утверждено государственное задание на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - государственное задание на 2021 год), включающее:

- государственную работу «Обеспечение доступа к объектам спорта» (код государственной работы Р.03.1.0026);

- государственную работу «Пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни» (код государственной работы Р.03.1.0019).

Учреждением к проверке представлены приказы Министерства от 03.02.2021 № 56п, 30.04.2021 № 228п, 30.04.2021 № 228п, 23.08.2021 № 371п, 25.11.2021 № 512п, 30.11.2021 № 526п, 24.12.2021 № 573п в соответствии с которыми государственное задание на 2021 год излагалось в новых редакциях. Показатели первоначальной и окончательной редакций государственного задания на 2021 год приведены в таблице 1.2 акта проверки.

Финансирование деятельности объекта контроля за счет средств бюджета Красноярского края в 2020 году осуществлялось на основании соглашений, заключенных с Министерством, на общую сумму 1 020 824 600,00 руб., в том числе:

- по соглашению от 21.01.2020 № 18 «О порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания» (далее - Соглашение от 21.01.2020 № 18) с учетом дополнительных соглашений от 18.02.2020 № 1, 27.03.2020 №2, 24.04.2020 № 3, 22.06.2020 №4, 19.07.2020 № 5, 24.09.2020 № 6, 30.10.2020 № 7, 20.10.2020 № 8 на сумму 976 733 700,00 руб.;

- по соглашению от 12.05.2020 № 35 «О порядке и условиях предоставления субсидии на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)» (далее — Соглашение от 12.05.2020 № 35) с учетом дополнительных соглашений от 02.06.2020 № 1, 10.07.2020 № 2, 30.07.2020 № 3, 29.09.2020 № 4, 23.12.2020 № 5 на сумму 44 090 900,00 руб..

Финансирование деятельности Учреждения за счет средств бюджета Красноярского края в 2021 году осуществлялось на основании соглашений, заключенных с Министерством, на общую сумму 1 001 577 100,00 руб., в том числе:

- по соглашению от 19.01.2021 № 55 «О порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания» (далее - Соглашение от 19.01.2021 №55) с учетом дополнительных соглашений от 26.01.2021 № 1, 26.02.2021 №2, 01.04.2021 №3, 19.05.2021 №4, 30.06.2021 №5, 26.07.2021 №6, 31.08.2021 №7, 28.10.2021 № 8, 30.11.2021 №9, 09.12.2021 № Ю на сумму 953 688 700,00 руб.;

- по соглашению от 02.06.2021 № 15 «О предоставлении из краевого бюджета краевому государственному автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее - Соглашение от 02.06.2021 № 15) с учетом дополнительных соглашений от 16.07.2021 № 1, 31.08.2021 №2, 30.09.2021 №3, 26.10.2021 №4, 17.11.2021 №5, 22.12.2021 №6 на сумму 37 964 400,00 руб. (субсидии на иные цели: приобретение основных средств для осуществления видов деятельности в соответствии с подпрограммой 1 пункт 3.1 ГПКК на приобретение оборудования и инвентаря);

- по соглашению от 16.07.2021 № 21 «О предоставлении из краевого бюджета краевому государственному автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее - Соглашение от 16.07.2021 № 21) с учетом дополнительных соглашений от 18.08.2021 № 1, 24.09.2021 №2, 22.12.2021 №3 на сумму 7 122 212,39 руб. (субсидии на иные цели: осуществление иных расходов, не относящихся к расходам, осуществляемым за счет средств субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Красноярского края и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Красноярского края: выполнение работ в соответствии с подпрограммой 1 пункт 3.1 ГПКК: на изготовление и монтаж дренчатых сухотрубных установок ручного запуска в парильных помещениях бани и сауны УСБ «Саланга» - 172 200,00 руб.; мероприятия по подготовке ЛД «Кристалл арена» к проведению этапа Гран-при ISU по фигурному катанию на коньках в 2021 году и выполнение работ по устройству гидромассажного бассейна в комнате № 2 -зона отдыха, расположенного в помещении № 4 ЛД «Кристалл арена» КГАУ «РЦСС» - 2 250 012,39 руб.; на разработку проектно-сметной документации по объекту: «Временная инфраструктура под установку аэроподушки для прыжков с трамплина на объекте «Спортивно-тренировочный комплекс «Академия зимних видов спорта», расположенному по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, Николаевская сопка -4 700 000,00 руб.);

- по соглашению от 25.10.2021 № 39 «О предоставлении из краевого бюджета краевому государственному автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее - Соглашение от 25.10.2021 № 39) на сумму 2 801 787,61 руб. (субсидии на иные цели: приобретение материальных запасов для осуществления видов деятельности в соответствии с подпрограммой 1 пункт 3.1 ГПКК).

Первоначальный план финансово-хозяйственной деятельности на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов (далее - План ФХД на 2020 год) составлен и утвержден с размером поступлений в 2020 году на общую сумму 679 045 380,00 руб., в том числе:

- субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания -604 555 700,00 руб.;

- субсидии на иные цели - 6 371 400,00 руб.;

- поступления от оказания платных услуг (выполнения работ) и иной приносящей доход деятельности - 68 118 280,00 руб.

Плановый размер выплат составил 697 928 524,03 руб.

В течение 2020 года в План ФХД на 2020 год неоднократно вносились изменения, последнее из которых утверждено 30.12.2020.

С учетом всех внесенных корректировок Планом ФХД на 2020 год предусматривалось поступлений на общую сумму 1 073 860 780,00 руб., в том числе:

- субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания -976 733 700,00 руб.;

- субсидии на иные цели - 44 090 900,00 руб.;

- поступления от оказания платных услуг (выполнения работ) и иной приносящей доход деятельности - 53 036 180,00 руб.

Плановый размер выплат составил 1 092 771 726,88 руб., что превысило первоначальное значение на 394 843 202,85 руб.

По данным формы «Сведения об остатках денежных средств учреждения» (ф. 0503779) и выпискам из лицевых счетов на счетах Учреждения числились:

по состоянию на 01.01.2020:

- по субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания - остаток отсутствовал;

- по субсидии на иные цели - 7 849 251,10 руб.;

- по поступлениям от приносящей доход деятельности - 11 033 892,93 руб.; по состоянию на 01.01.2021:

- по субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания - 40 387 911,74 руб.;

- по субсидии на иные цели - 27 168 430,62 руб.;

- по поступлениям от приносящей доход деятельности - 9 318 833,55 руб.

Краевое государственное автономное учреждение «Региональный центр спортивных сооружений» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного приказом министра спорта Красноярского края №255п от 05.07.2017, действовавшего в проверяемом периоде (далее – Устав).

Из пункта 1.5 Устава следует, что объект контроля осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами Красноярского края, распоряжениями Губернатора Красноярского края, постановлениями и распоряжениями Правительства Красноярского края, приказами агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, правовыми актами Учредителя, Уставом (п. 1.5 Устава).

Оспариваемым пунктом 2 предписания №81/5-101-113 от 30.01.2023, указано на необходимость устранения следующего нарушения статей 69.1, 78.1 БК РФ, статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), пунктов 1, 3 статьи 6.1 Закона Красноярского края от 29.10.2009 №9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений», пункта 1 статьи 9 Закона Красноярского края от 05.12.2019 № 8-3414 «О краевом бюджете на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов», пункта'2.4 Положения об оплате труда работников КГАУ «Региональный центр спортивных сооружений», утвержденное директором 23.07.2015 и согласованное с министерством спорта Красноярского края 23.07.2015 (с изменениями):

- в 2020, 2021 годах величина переплаты по увеличению (индексации) должностных окладов за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в 2020, 2021 годах по должностям: уборщик служебных помещений, гардеробщик и дворник; 6 месяцев 2020, 2021 по должностям: начальник отдела охраны труда и охраны окружающей среды и инженер по охране окружающей среды (эколог), составила 1 948 487 рублей 59 копеек, в том числе по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ (далее - подстатья 211) - 1496 534 рубля 25 копеек, по подстатье 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ (далее - подстатья 213) - 451 953 рубля 34 копейки. Из них, в 2020 году величина переплаты составила 991 248 рублей 00 копеек, в том числе: по подстатье 211 - 761 327 рублей 19 копеек, по подстатье 213 - 229 920 рублей 81 копейку; в 2021 году - 957 239 рублей 59 копеек, в том числе: по подстатье 211 - 735 207 рублей 06 копеек, по подстатье 213 - 222 032 рубля 53 копейки, чем причинен ущерб Красноярскому краю в сумме 1 948 487 рублей 59 копеек.

Заявитель с выявленным нарушением не согласен, указывает, что было осуществлено повышение окладов для соблюдения норм трудового права, с целью установления размера заработной платы на уровне МРОТ. Указанное повышение было произведено за счёт повышения оклада, что, по мнению заявителя, не нарушает систему оплату труда работников краевых учреждений.

Оценив представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о доказанности данного нарушения.

Заработная плата работникам объекта контроля в проверяемом периоде начислялась и выплачивалась в соответствии со штатными расписаниями, источником финансирования являлись средства субсидии на выполнение государственного задания и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Согласно статье 134 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Закон Красноярского края от 29.10.2009 N 9-3864 "О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений" (далее – Закон N 9-3864) устанавливает системы оплаты труда работников учреждений, финансируемых за счет средств краевого бюджета, и определяет особенности установления системы оплаты труда работников краевых государственных автономных учреждений.

В соответствии с преамбулой вышеуказанного закона под работниками учреждений понимаются работники краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, работники органов государственной власти края и иных государственных органов края по должностям, не отнесенным к государственным должностям и должностям государственной гражданской службы.

Статьёй 6.1 Закона N 9-3864 установлено, что система оплаты труда работников краевых государственных автономных учреждений устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Красноярского края, содержащими нормы трудового права, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1)

Размеры окладов (должностных окладов), виды и размеры доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, система премирования для работников краевых государственных автономных учреждений устанавливаются руководителем краевого государственного автономного учреждения по согласованию с учредителем, а для руководителей краевых государственных автономных учреждений – учредителем (пункт 2).

В силу пункта 3 вышеназванной статьи, при установлении системы оплаты труда работников краевых государственных автономных учреждений предусматриваются повышение (индексация) заработной платы в размере и сроки, установленные законом края о краевом бюджете, а также выплата единовременной материальной помощи по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 5 настоящего Закона.

Пунктом 1 статьи 9 Закона Красноярского края от 05.12.2019 N 8-3414 "О краевом бюджете на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов", установлено, что заработная плата работников краевых государственных учреждений, за исключением заработной платы отдельных категорий работников, увеличение оплаты труда которых осуществлено в соответствии с указами Президента Российской Федерации, предусматривающими мероприятия по повышению заработной платы, решением рабочей группы по подготовке предложений по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетной сферы Красноярского края, принятым в 2019 году, а также в связи с увеличением в 2018 - 2019 годах региональных выплат, предусмотренных пунктом 2 статьи 4 Закона края от 29 октября 2009 года N 9-3864 "О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений", увеличивается (индексируется): в 2020 году на 10 процентов с 1 июня 2020 года, на 3 процента с 1 октября 2020 года; в плановом периоде 2021 - 2022 годов на коэффициент, равный 1.

Согласно пункту 2.4 Положения об оплате труда должностные оклады (оклады) работников КГАУ «РЦСС» увеличиваются (индексируются) с учетом уровня потребительских цен на товары. Сроки и размеры индексации определяются Законом края о краевом бюджете.

В соответствии с вышеизложенным следует, что повышение заработной платы за счет средств, получаемых из краевого бюджета, в автономных учреждениях, должно быть произведено 01.06.2020 и 01.10.2020.

Как следует из материалов дела, Приказом КГАУ «РЦСС» «О внесении изменений в штатное расписание» от 11.12.2019 № 708/19 внесены изменения в штатное расписание КГАУ «РЦСС» № 38Ш от 24.09.2019, и по отдельным категориям с 01.01.2020 г. установлены (произведено повышение) должностные оклады:

- уборщик служебных помещений - 8 000,00 руб.;

- гардеробщик - 8 000,00 руб.;

- дворник - 8 660,00 руб.

Приложением к указанному приказу является штатное расписание №39Ш от 11.12.2019.

Также, приказом КГАУ «РЦСС» «О внесении изменений в штатное расписание» от 15.05.2020 № 219/20 установлено, что с 01.06.2020 внесены изменения в штатное расписание № 41Ш от 29.04.2020, в соответствии с которыми произведена индексация заработной платы на 10% работникам КГАУ «РЦСС», за исключением заработной платы отдельных категорий работников, увеличение оплаты труда которых осуществлялось ранее.

Таким образом, КГАУ «РЦСС» произведена индексация заработной платы сотрудникам на 10%, в том числе уборщикам служебных помещений, гардеробщикам, дворникам. Приложением к указанному приказу является штатное расписание № 42Ш от 15.05.2020.

Приказом КГАУ «РЦСС» № 394/20 от 10.09.2020 «О внесении изменений в штатное расписание» с 01.10.2020 внесены изменения в штатное расписание КГАУ «РЦСС» № 42Ш от 15.05.2020, согласно которому производится индексация заработной платы работников КГАУ «РЦСС» на 3 процента, за исключением заработной платы отдельных категорий работников, увеличение оплаты труда которых осуществлено в соответствии: с указами Президента Российской Федерации, предусматривающими мероприятия по повышению заработной платы; с увеличением выплат и (или) выплат, обеспечивающих уровень заработной платы работников бюджетной сферы не ниже размера минимальной заработной платы.

В связи с чем, КГАУ «РЦСС» произведена индексация заработной платы сотрудникам на 3%, в том числе уборщикам служебных помещений, гардеробщикам, дворникам. Приложением к указанному приказу является штатное расписание № 43Ш от 10.09.2020.

Из вышеизложенного следует, что уборщикам служебных помещений, гардеробщикам, дворникам КГАУ «РЦСС» в течение 2020 года трижды повышена и выплачена за счет средств субсидии на выполнение государственного задания, заработная плата.

При этом, индексация заработной платы уборщикам служебных помещений, гардеробщикам, дворникам на 10 и 3 процента произведена уже на повышенную с 01.01.2020 заработную плату.

Пунктом 1.3 приказа КГАУ «РЦСС» № 219/20 от 15.05.2020 также установлено с 01.06.2020 оклад начальника отдела охраны труда и охраны окружающей среды - 28 523,00 руб. (включая 10,0% надбавку); оклад инженера по охране окружающей среды (эколог) - 18 126,00 руб. (включая 10,0% надбавку).

В течение 2020 года должностные оклады по данным категориям работников также проиндексированы Учреждением с 01.06.2020 и с 01.10.2020 в соответствии с п. 1 ст. 9 Закона края № 8-3414.

Оценив содержание указанных приказов, штатного расписания, пояснений сторон, суд пришел к выводу, что повышение заработной платы уборщикам служебных помещений, гардеробщикам, дворникам в течение 2020 года трижды за счёт средств субсидии на выполнение государственного задания, а также установление окладов начальнику отдела охраны труда и охраны окружающей среды, инженеру по охране окружающей среды (эколог) на сумму, превышающую индексацию, нарушает установленный Законом Красноярского края N 9-3864 порядок, поскольку осуществляется за счёт средств субсидии на выполнение государственного задания.

Административном органом было правомерно установлено, что объектом контроля увеличены (проиндексированы) должностные оклады в нарушение ст. 134 ТК РФ, п. 3 ст. 6.1 Закона края № 9-3864, п. 1 ст. 9 Закона края № 8-3414 и п. 2.4 Положения об оплате труда. В связи с чем, в проверяемом периоде величина переплаты по увеличению (индексации) должностных окладов по категориям работников (с 01.01.2020 - уборщик служебных помещений, гардеробщик и дворник; с 01.06.2020 - начальник отдела охраны труда и охраны окружающей среды и инженер по охране окружающей среды (эколог)) за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания составила в общей сумме 1 948 487,59 руб., в том числе по подстатье 211 -1496 534,25 руб., по подстатье 213 - 451953,34 руб.,

В период с 01.01.2020 по 31.12.2020 величина переплаты составила 991 248,00 руб., в том числе: по подстатье 211 -761327,19 руб., по подстатье 213 - 229 920,81 руб. В период с 01.01.2021 по 31.12.2021 величина переплаты составила 957 239,59 руб., в том числе: по подстатье 211 - 735 207,06 руб., по подстатье 213-222 032,53 руб, и был причинен ущерб Красноярскому краю в указанной сумме.

При этом, в силу части 4 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях», установлено, финансовое обеспечение основанной деятельности автономного учреждения осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещённых федеральных законом источников, КГАУ «РЦСС» может производить увеличение (индексацию) заработной платы за счёт средств, поступающих от оказания платных услуг (выполнения работ) и иной приносящей доход деятельности. Вместе с тем, в материалы дела не представлены доказательства того, что сумма переплат по увеличению (индексации) заработной платы была перечислена из иных источников дохода, а не из средств субсидии на выполнение государственного задания.

Таким образом, пункт 2 оспариваемого предписания является законными и не нарушает прав заявителя.

Пунктом 4 предписания №81/5-101-113 от 30.01.2023 установлено нарушение статей 69.1, 78.1 БК РФ, статей 129, 302 и 164 ТК РФ в 2020, 2021 годах величина переплаты по начислению районного коэффициента на надбавку за вахтовый метод работы работникам филиала за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания составила 1 442 251 рубль 46 копеек, в том числе по подстатье 211-1 442 251 рубль 46 копеек, из них в 2020 - 660 788 рублей 07 копеек (в полном объеме отнесенная на подстатью 211), в 2021 - 781 463 рубля 39 копеек (в полном объеме отнесенная на подстатью 211), чем причинен ущерб Красноярскому краю в сумме 1 442 251 рубль 46 копеек.

Заявитель с выявленным нарушением не согласен, поскольку надбавка за вахтовый метод включена в систему оплаты труда, на которую начисляется районный коэффициент в связи с локальным акта.

Как установлено материалами дела, 23.07.2015 Директором КГАУ «РЦСС» утверждено Положение об оплате труда работников Краевого государственного автономного учреждения «Региональный центр спортивных сооружений» (далее - Положение об оплате труда).

Согласно п. 1.2 Положения об оплате труда система оплаты труда - это совокупность элементов, составляющих заработную плату работника.

В соответствии с п. 6.1 раздела 6 Положения об оплате труда работникам Учреждения предусматриваются следующие виды выплат компенсационного характера:

- выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

- выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

- выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).

Вместе с этим, п. 6.4 Раздела 6 Положения об оплате труда в Учреждении предусмотрены выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, в т.ч. доплата работникам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения работодателя к месту работы и обратно выплачивается взамен суточных доплата за вахтовый метод работы в размере 50 % должностного оклада.

Компенсационные выплаты, предусмотренные п. 6.4 Раздела 6 Положения об оплате труда, выплачиваются за счет следующих источников финансирования:

а) за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, полученной из краевого бюджета - при наличии экономии денежных средств;

б) за счет средств от приносящей доход деятельности Учреждения -при отсутствии экономии, указанной в пп. а) п. 6.4.1 настоящего Положения.

Директором КГАУ «РЦСС» 23.07.2015 утверждено Положение о вахтовом методе работы (далее - Положение о вахтовом методе работы).

Положение о вахтовом методе работы разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ) и Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31.12.1987 №794/33-82 «Об утверждении Основных положений о вахтовом методе организации работ» (далее - Постановление № 794/33-82) в части, не противоречащей ТК РФ (п. 1.1 Положение о вахтовом методе работы).

В соответствии с частью 1 статьи 297 ТК РФ и пункта 1.2 Положения о вахтовом методе работы вахтовый метод - особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.

Организация работы вахтовым методом должна обеспечивать ритмичность, непрерывность, комплексность выполнения работ на объекте: спортивное сооружение учебно-спортивная база «Саланга» КГАУ «РЦСС», находящееся по адресу: Кемеровская область, Тисульский район, Белогорское городское поселение, пгт. Белогорск, Белогорское лесничество, строение № 57 (п. 2.1 Положение о вахтовом методе работы).

Согласно части 1 статьи 302 ТК РФ и пункту 4.1 Положения о вахтовом методе работы лицам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы.

В соответствии с частью 3 статьи 302 ТК РФ размер и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы в государственных органах субъектов РФ, государственных учреждениях субъектов РФ устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ.

Для государственных учреждений Красноярского края размер и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы не установлен нормативными правовыми актами Красноярского края.

В соответствии с частью 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно части 2 статьи 164 ТК РФ компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Таким образом, по своей правовой природе районный коэффициент является компенсационной выплатой за труд в особых климатических условиях.

В соответствии с прямым указанием части 1 статьи 302 ТК РФ надбавка за вахтовый метод работы является компенсацией. Понятие компенсации закреплено в ч. 2 ст. 164 ТК РФ.

Следовательно, по смыслу ст. 129, 302 и 164 ТК РФ надбавка за вахтовый метод работы является не частью оплаты труда работников, а дополнительной выплатой, установленной в целях возмещения работнику затрат за особую форму осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников.

Как указано в разъяснениях Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.06.2003 № КАС 03-259, надбавка за вахтовый метод работы по своей сути является не выплатой за труд, а возмещением работникам, которым не может быть обеспечено ежедневное возвращение к месту постоянного проживания, дополнительных расходов, связанных с проездом и проживанием вне места постоянного жительства. Данные выплаты не связаны с работой в особых условиях и выплачиваются работникам взамен суточных. Денежные суммы, выплачиваемые работникам не за их труд, а в возмещение дополнительных расходов, в силу ст. 129 ТК РФ не относится к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда.

В силу ст. 315 ТК РФ, ч. 1 ст. 129 ТК РФ, районный коэффициент начисляется на все выплаты в пользу вахтового работника, которые связаны с выполнением трудовых обязанностей.

При указанных обстоятельствах районный коэффициент не начисляется на надбавки за вахтовый метод работы.

Согласно п. 5.6 Постановления № 794/33-82 работникам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места нахождения предприятия (пункта сбора) к месту работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы в размерах:

- в районах Европейского Севера, остальных районах Сибири и Дальнего Востока, а также в районах освоения Прикаспийского нефтегазового комплекса - 50,0% месячной тарифной ставки (оклада).

Исчисление суммы надбавки за вахтовый метод работы осуществляется в следующем порядке:

- при оплате по месячным окладам - оклад соответствующего работника делится на количество календарных дней данного месяца. Полученная дневная ставка умножается на количество фактических дней пребывания работника на вахте и в пути и от этой суммы определяется надбавка в установленном размере (в %).

В нарушение п. 5.6 Постановление № 794/33-82 Учреждением надбавка за вахтовый метод работы начислялась и выплачивалась работникам филиала в размере 50,0% должностного оклада (оклада), без учета фактически отработанного времени в условиях вахты.

Как установлено в ходе проведения проверки службой, выплата надбавки за вахтовый метод работы производилась КГАУ «РЦСС» по подстатье 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме». С надбавки за вахтовый метод работы НДФЛ не удерживался и на нее не начислялись страховые взносы в фонды.

КГАУ «РЦСС» на надбавку за вахтовый метод работы производилось начисление районного коэффициента в размере 30,0% по подстатье 211. С данного районного коэффициента удерживался НДФЛ и на него начислялись страховые взносы в фонды.

В проверяемом периоде КГАУ «РЦСС» в штатные расписания включены графы «За работу вахтовым методом» (в ней указывалась надбавка за вахтовый метод работы работникам филиала) и «Районный коэффициент с вахтовых начислений».

Таким образом, КГАУ «РЦСС» в период с 01.01.2020 по 31.12.2021 начислялся и выплачивался за счет средств субсидии на выполнение государственного задания, районный коэффициент на надбавку за вахтовый метод работы работникам филиала в нарушение ст. 129, 302 и 164 ТК РФ. Указанное подтверждается материалами дела.

Таким образом, пункт 4 оспариваемого предписания, в соответствии с которым в нарушение ст. 69.1 и 78.1 БК РФ, ст. 129, 302 и 164 ТК РФ за период с 01.01.2020 по 31.12.2021 величина переплаты по начислению районного коэффициента на надбавку за вахтовый метод работы работникам филиала за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания составила в общей сумме 1 877 811,40 руб., в том числе по подстатье 211-1 442 251,46 руб., по подстатье 213 - 435 559,94 руб., чем причинен ущерб Красноярскому краю в указанной сумме. В период с 01.01.2020 по 31.12.2020 величина переплаты составила 860 346,07 руб., в том числе: по подстатье 211 - 660 788,07 руб., по подстатье 213 -199 558,00 руб. В период с 01.01.2021 по 31.12.2021 величина переплаты составила 1 017 465,33 руб., в том числе: по подстатье 211 - 781 463,39 руб., по подстатье 213-236 001,94 руб., является законными и не нарушает прав заявителя.

С учетом установленных обстоятельств по делу, суд полагает заявление не подлежащим удовлетворению.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом настоящего заявления подлежат отнесению на заявителя с учётом рассмотрения дела.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 174, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Д.С. Кобелькова