ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-7508/08 от 03.04.2009 Третьего арбитражного апелляционного суда

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Резолютивная часть решения объявлена 03 апреля 2009 года.

В окончательной форме решение изготовлено 10 апреля 2009 года.

           Дело № А33-7508/2008

г. Красноярск

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Мозольковой Л.В.

рассмотрев дело по иску муниципального унитарного предприятия «Хатанга-Энергия»

(с. Хатанга, Таймырский Долгано-ненецкий муниципальный район)

к Красноярскому краю в лице Министерства финансов Красноярского края

к Муниципальному образованию сельское поселение Хатанга Таймырского Долгано-ненецкого муниципального района Красноярского края в лице Финансового отдела администрации сельского поселения Хатанга

третье лицо: Муниципальное образование Таймырский Долгано-ненецкий муниципальный район Красноярского края в лице финансового управления администрации Таймырского Долгано-ненецкого муниципального района

о взыскании убытков в размере 2 713 307,06 руб.

при участии:

представителя истца: ФИО1 - по доверенности от № 11/06 от 26.12.2006;

представителя Министерства финансов Красноярского края: ФИО2- по доверенности № 60 от 12.01.2009;

представителя Муниципального образования сельское поселение Хатанга Таймырского Долгано-ненецкого муниципального района Красноярского края в лице Финансового отдела администрации сельского поселения Хатанга: ФИО3- по доверенности от 29.12.2008.

при ведении протокола судебного заседания судьей Мозольковой Л.В.

установил:

в Арбитражный суд Красноярского края поступило исковое заявлениемуниципального унитарного предприятия «Хатанга-Энергия» к Красноярскому краю в лице Департамента финансов администрации Красноярского края о взыскании убытков в размере 2 713 307,06 руб.

Определением арбитражного суда от 23.07.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное образование сельское поселение Хатанга Таймырского Долгано-ненецкого муниципального района Красноярского края в лице Финансового отдела администрации сельского поселения Хатанга и Муниципальное образование Таймырский Долгано-ненецкий муниципальный район Красноярского края в лице финансового управления администрации Таймырского Долгано-ненецкого муниципального района.

Определением суда от 21.08.2008 произведена замена ответчика - департамента финансов администрации Красноярского края на министерство финансов Красноярского края.

 Определением арбитражного суда от 24.11.2008 в качестве второго ответчика привлечено - Муниципальное образование сельское поселение Хатанга Таймырского Долгано-ненецкого муниципального района Красноярского края в лице Финансового отдела администрации сельского поселения Хатанга, судебное заседание отложено в настоящие судебное заседание.

Протокольным определением суда от 17.03.2009 судебное заседание отложено на 30.03.2009 в 13 час. 30 мин.

Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, своих представителей не направило. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в его отсутствие.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 13 часов 55 минут 30.03.2009 до 10 часов 00 минут 03.04.2009.

Сведения о перерыве размещены на портале Высшего арбитражного суда Российской Федерации и на сайте Арбитражного суда Красноярского края.

После перерыва судебное заседание продолжено.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.

Представители ответчиков в удовлетворении исковых требований просят отказать по основаниям, изложенным в отзывах.

Исследовав представленные доказательства, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела:

муниципальное унитарное предприятия «Хатанга - Энергия» создано на основании Постановления Администрации Хатангского района от 04.09.2003 года № 175-П в целях обеспечения потребностей населения, социальной сферы и производственных предприятия села Хатанга, Хатангского района электрической, тепловой энергией и водой (п. 2.1. устава предприятия).

Для достижения данных целей предприятие осуществляет, в том числе, следующие виды деятельности: производство электрической энергии, услуги по передаче энергии по электрическим сетям с. Хатанга и Хатангского района, услуги по сбыту (реализации) электрической энергии потребителям с. Хатанга и Хатангского района (п.2.2. устава предприятия).

В 2005 и 2006 годах МУП «Хатанга-Энергия» оказывало населению услуги по электроснабжению по государственным регулируемым ценам в соответствии с тарифами на электрическую энергию.

Согласно постановлению Региональной энергетической комиссии Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 28.12.2004 года № 26/1 «О тарифе на электрическую энергию, отпускаемую населению с. Хатанга с 01 января 2004 года» с 01.01.2005 года тариф на электрическую энергию, потребляемую населением села Хатанга, исчислять исходя из полной фактической стоимости производства, передачи и распределения электрической энергии на напряжении 380/220 В с применением понижающего коэффициента 0, 7, установив тариф в размере 1, 20 рублей за 1 кВт.ч (без учета НДС).

Согласно постановлению Региональной энергетической комиссии Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 30.12.2005 года № 50 «О тарифе на электрическую энергию, отпускаемую населению с. Хатанга с 01 января 2005 года» для предприятий и организаций с.Хатанга на энергетическую продукцию (без НДС) с 01.01.2006 года утверждены тарифы на электрическую энергию, потребляемую населением в размере 1, 44 рублей за 1кВт.ч (без учета НДС), для бюджетных потребителей 2, 06 рублей за 1 кВт.ч (без учета НДС). Тарифы действуют с 01.01.2006 года по 30.12.2006 года.

В результате оказания истцом населению услуг по ценам на основании утвержденных региональной энергетической комиссией тарифов образовалась разница между стоимостью услуг для населения и фактической стоимостью услуг: за 2005 год (с учетом частичной оплаты) в размере 644 936, 84 рублей, за 2006 год - в размере 2 068 370, 22 рублей, всего за 2005-2006 гг. образовалась сумма в размере 2 713 307, 06 рублей, которую истец и просит взыскать с ответчиков как сумму понесенных убытков.

В соответствии со статьей 12 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 27.12.2004 № 356-ОкЗ «Об окружном бюджете на 2005 год» бюджету Хатангского района было предусмотрено передача межбюджетных трансфертов, в том числе субвенций на возмещение убытков предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, возникающих при предоставлении населению жилищно-коммунальных услуг в размере 17 530, 40 тысяч рублей (Приложение № 8 к Закону).

В соответствии с Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 06.06.2006 № 184-ОкЗ «Об исполнении окружного бюджета на 205 год» субвенции на возмещение убытков предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, возникающих при предоставлении населению жилищно-коммунальных услуг, были предоставлены Хатангскому району в размере 17 530, 40 тысяч рублей, что составило 100 % исполнения (Приложение № 7 к Закону).

В соответствии с Приложением №1 к решению Совета сельского поселения Хатанга «Об исполнении бюджета Хатангского района за 2005 год» от 30.10.2006 № 69-РС доходы бюджета Хатангского района составили в том числе безвозмездные перечисления из бюджета Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа в размере 200 971, 950 тыс. рублей. Безвозмездные перечисления из окружного бюджета в 2005г. составили, в том числе: субвенции на возмещение убытков предприятиям жилищно-коммунального хозяйства - 17 530,400 тыс. рублей (100 % исполнения по доходам за 2005 год). Указанные денежные средства были перечислены финансовым отделом предприятиям по целевому назначению в соответствии с реестром № 773 от 12.02.2009г. на основании платежных документов, указанных в реестре, в размере 17 530 400, 00 рублей.

В соответствии с Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 20.12.2005 года № 135-ОкЗ «Об окружном бюджете на 2006 год» на погашение убытков предприятиям жилищно-коммунального хозяйства было предусмотрено выделение субсидий из фонда софинансирования социальных расходов в соответствии с приложением № 9 к данному закону в размере 35 715, 70 тысяч рублей. Согласно Закону Красноярского края от 28.06.2007 N° 2-102 «Об утверждении отчета об исполнении окружного бюджета Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа    за 2006 год» поселению Хатанга из окружного бюджета согласно бюджетной росписи с учетом изменений были переданы субсидии из фонда софинансирования социальных расходов в размере 35 715, 70 рублей (100 % исполнения). Данная сумма денежных средств была перечислена финансовому отделу сельского поселения Хатанга на основании платежных документов, представленных в материалы дела.

Согласно Приложению №2 к Решению Совета Сельского поселения Хатанга «Об исполнении бюджета сельского поселения Хатанга за 2006 год» от 22.10.2007 №124-РС безвозмездные перечисления из бюджета Таймырского (Долгано - Ненецкого) автономного округа в бюджет сельского поселения Хатанга за 2006 год составили 39 474,238 тыс. руб., в том числе субсидии из фонда софинансирования социальных расходов:

субсидии (на решение вопросов местного значения в части погашения кредиторской задолженности по заработной плате и выплатам социального характера, возникшим в результате реформы органов государственной власти и местного самоуправления) в размере 32 127,200 тыс. рублей;

субсидии из фонда софинансирования социальных расходов (на повышение эксплуатационной надежности объектов жизнеобеспечения, погашения убытков предприятиям жилищно-коммунального хозяйства при предоставлении жилищно- коммунальных услуг, возникших в результате решений, принятых органами власти, благоустройство территории и содержание дорог поселений) в размере 3 588,460 тыс. рублей.

Всего из фонда софинансирования были предоставлены денежные средства в размере 35 715 660, 00 рублей (100 % исполнения по доходам).

11.05.2006 года письмом исх.№ 224/02 финансовый отдел администрации сельского поселения Хатанга обратился в финансовое управление администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района с просьбой разъяснить порядок финансирования в связи с изменением в районный бюджет.

Согласно ответу исх.№ 397 от 19.05.2006 года финансовое управление администрации муниципального района сообщило, что в соответствии с Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа «О внесении изменений в Закон Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа «Об окружном бюджете на 2006 год» предусмотрена финансовая помощь сельскому поселению Хатанга в сумме 5 947, 82 тысяч рублей, в том числе фонд софинансирования социальных расходов (на повышение эксплуатационной надежности объектов жизнеобеспечения, погашения убытков предприятиям жилищно - коммунального хозяйства при предоставлении жилищно - коммунальных услуг, возникших в результате решений, принятых органами власти, благоустройство территории и содержание дорог поселений) в сумме 3 588,460 тыс. рублей.

Согласно уведомлению финансового управления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района администрации об изменении лимитов бюджетных обязательств № 582 от 30.10.2006, справки уведомлению № 582 от 30.10.2006 года об изменении бюджетных ассигнований бюджету сельского поселения Хатанга были переданы средства фонда софинансирования социальных расходов на решение вопросов местного значения в части погашения кредиторской задолженности по заработной плате и выплатам социального характера, возникшим в результате реформы органов государственной власти и местного самоуправления в размере 20 218,200 тыс.рублей.

Согласно уведомлению финансового управления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района администрации об изменении лимитов бюджетных обязательств № 612 от 12.12.2006 г., справки уведомлению № 612 от 12.12.2006 года об изменении бюджетных ассигнований бюджету сельского поселения Хатанга были переданы средства фонда софинансирования социальных расходов на решение вопросов местного значения в части погашения кредиторской задолженности по заработной плате и выплатам социального характера, возникшим в результате реформы органов государственной власти и местного самоуправления в размере 11 909, 000 тыс.рублей.

В соответствии с отчетом об исполнении средств, выделенных из фонда софинансирования социальных расходов, представленным финансовым отделом администрации сельского поселения Хатанга по запросу (исх.№ 1282 от 09.08.2006г.) в адрес администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (исх.№ 331/09 от 16.08.2006 года) субсидии из фонда софинансирования социальных расходов (на повышение эксплуатационной надежности объектов жизнеобеспечения, погашения убытков предприятиям жилищно-коммунального хозяйства при предоставлении жилищно- коммунальных услуг, возникших в результате решений, принятых органами власти, благоустройство территории и содержание дорог поселений) в размере 3 588,460 тыс. рублей были распределены в следующем порядке:

- поддержка коммунального хозяйства - 2214, 435 рублей (произведено погашение возмещения разницы в ценах по оплате населением жилищно-коммунальных услуг, за исключением убытков по энергоснабжению);

- мероприятия по благоустройству городских и сельских поселений - 1 374, 025 рублей
(возмещение затрат на уличное освещение по фактически отработанному периоду январь-апрель 2006 года).

Согласно реестру платежных документов № 132 от 16.03.2009 года и приложенных к нему платежных документов денежные средства в размере 3 588 460, 00 рублей перечислена в адрес получателей, указанных в отчете об исполнении средств, выделенных из фонда софинансирования социальных расходов.

Бюджетные средства, поступившие из фонда софинансирования социальных расходов на погашения убытков предприятиям жилищно-коммунального хозяйства при предоставлении жилищно-коммунальных услуг, были предоставлены в 2006 году в виде субсидий и не были предназначены для возмещения затрат, возникающих у организаций в связи с государственным регулированием тарифов на электроэнергию.

Субвенции из бюджета Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района 2005-2006 годах на возмещение убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства, возникающих при предоставлении электроэнергии населению, бюджету сельского поселения Хатанга не выделялись (письма финансового управления администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района исх.№ 1488 от 10.10.2008г., исх.№ 1971 от 18.12.2008).

Оценив представленные доказательства, доводы истца и ответчиков, арбитражный суд пришел к следующим выводам:

в соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законами иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Для наступления ответственности, установленной правилами статьи 1064 Гражданского кодекса   Российской    Федерации,    необходимо    наличие    состава    (совокупности   условий) правонарушения, включающего:

-вину причинителя вреда;

-неправомерность или виновность действий (бездействий);

-размер убытков;

- причинная связь между неправомерными действиями и наступившими последствиями.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Как указано в разъяснении Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, данным в совместном постановлении от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа. Предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему нарушение, не может служить основанием к отказу в принятии иска либо к его возвращению без рассмотрения. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующий финансовый или иной управомоченный орган.

Истцом не предоставлены доказательства незаконности действий (бездействий) со стороны муниципального образования и субъекта Российской Федерации в причинении убытков.

Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены Федеральным законом Российской Федерации «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14.04.1995 №41-ФЗ, согласно статье 2 которого тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно - правовых форм, подлежат государственному регулированию. Государственное регулирование тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном. законе, экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня указанных тарифов.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 №109 к регулируемым тарифам (ценам) относятся тарифы (размер платы) и (или) их предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности) и на розничном рынке тепловой энергии (мощности) организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.

Пунктом 65 Основ ценообразования предусмотрено, что предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям устанавливаются Федеральной службой по тарифам для каждого субъекта Российской Федерации и дифференцируются по уровням напряжения.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям для организаций, оказывающих данные услуги на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Таким образом, тарифы на электроэнергию, поставляемую энергоснабжающими организациями, относятся к государственным регулируемым тарифам. Одним из основных принципов государственного регулирования тарифов является осуществление поставок электрической энергии всем потребителям по тарифам, утвержденным в установленном порядке.

В связи с этим, осуществление поставок населению по тарифам, утвержденным в установленном порядке Постановлением Региональной энергетической комиссии Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, является обязанностью МУП «Хатанга - Энергия» как энергоснабжающей организации, осуществляющей регулируемую деятельность.

В соответствии с пунктом 1 статьи 113, пунктом 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарное предприятие является коммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность. Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Оказание услуг по предоставлению электрической энергии МУП «Хатанга - Энергия», являясь коммерческой организацией, несет определенные риски от предпринимательской деятельности.

В материалы дела не представлены доказательства того, что тарифы, утвержденные региональной энергетической комиссией в соответствии с возложенными на нее полномочиями, обжаловались истцом или иными заинтересованными лицами и не признаны в установленном законом порядке недействительными (незаконными), следовательно, подлежали обязательному применению при оказании услуг истцом.

При этом, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена необходимость возмещения затрат, возникающих у энергоснабжающих организаций в результате государственного регулирования тарифов на электроэнергию, за счет бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)» от 28.02.1995 №221 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано в целях государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги по номенклатуре, относящейся к их ведению, предусматривать в необходимых случаях выделение из соответствующих бюджетов дотаций.

Выделение дотаций из бюджетов субъектов Российской Федерации в целях государственного регулирования тарифов на продукцию, товары и услуги является рекомендацией для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обязанность субъектов Российской Федерации осуществлять возмещение затрат, связанных с предоставлением услуг по регулируемым ценам (тарифам), действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Как установлено материалами дела из бюджета округа выделялись денежные средства на возмещение убытков предприятиям жилищно-коммунального хозяйства в 2005 году - в виде субвенций в размере 17 530 660, рублей, а также в виде субсидий из фонда софинансирования социальных расходов в 2006 году в размере 3 588 460, 00 рублей, которые были полностью израсходованы по целевому назначению получившим их муниципальным образованием -сельским поселением Хатанга.

Каких-либо иных доказательств об обязанности возмещать ответчиками истцу межтарифную разницу за счет казны Красноярского края либо за счет казны сельского поселения Хатанга в материалы дела не представлено.

Довод истца о том, что денежные средства на погашение убытков по электроэнергии были выделены из районного бюджета сельскому поселению Хатанга в размере 8 214, 48 тыс. рублей, отраженные в Приложении №2 к Решению Совета Сельского поселения Хатанга «Об исполнении бюджета сельского поселения Хатанга за 2006 год» от 22.10.2007 №124-РС , не подтверждается материалами дела. Согласно представленным ответчиком - финансовым отделом администрации сельского поселения Хатанга платежным документам указанные денежные средства в полном объеме были перечислены предприятиям на компенсацию расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в соответствии с Решением Собрания Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района № 02-0080 от 30.12.2005 года «Об утверждении положения о компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе». Данное решение не предусматривает возмещение убытков организациям ЖКХ по предоставлению услуг по электроснабжению. На данное обстоятельство указывают имеющиеся в материалах дела письма финансового управления администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба не позднее месячного срока со дня его принятия  в Третий арбитражный апелляционный.

Судья                                                                                                                    Мозолькова Л.В.