«13» августа 2009 г. Дело № А33-7798/2009
г. Красноярск
Судья арбитражного суда Красноярского края Е.В. Севастьянова,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТураСтройСервис»
к аукционной комиссии муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий» администрации муниципального образования п.г.т. Тура
об оспаривании решений аукционной комиссии об отказе в допуске к участию в аукционе от 31.03.2009 и решений, вынесенных по результатам проведения открытого аукциона от 03.04.2009,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью «Триумф», общество с ограниченной ответственностью «РусланСтрой», общество с ограниченной ответственностью «Рем-Строй»; общество с ограниченной ответственностью «Арсенал», индивидуальный предприниматель ФИО1, общество с ограниченной ответственностью «Искра»,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО2, представителя по доверенности № 1 от 11.05.2009 (паспорт),
при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Севастьяновой,
при объявлении резолютивной части решения 13.08.09, изготовлении полного текста мотивированного решения 13.08.09,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «ТураСтройСервис» обратилось в арбитражный суд к аукционной комиссии муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий» администрации муниципального образования п. Тура с заявлением о признании решения от 31.03.2009 об отказе в допуске к участию в аукционе ООО «ТураСтройСервис» и торгов, аукционов от 03.04.2009 по лоту № 1 – выполнение работ по капитальному ремонту жилого дома по адресу: <...>, лоту № 2 - выполнение работ по капитальному ремонту жилого дома по адресу: <...>, лоту № 3 – выполнение работ по капитальному ремонту жилого дома по адресу: <...>, лоту № 4 - выполнение работ по капитальному ремонту жилого дома по адресу: <...> «а», лоту № 5 – выполнение работ по капитальному ремонту жилого дома по адресу: <...> «б», лоту № 6 выполнение работ по капитальному ремонту жилого дома по адресу: <...>, недействительными и незаконными.
В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание дополнительные пояснения заявителя от 09.07.2009 суд расценивает заявление общества «ТураСтройСервис» как требование о признании незаконными решений аукционной комиссии об отказе в допуске общества «ТураСтройСервис» к участию в аукционе от 31.03.2009, изложенных в протоколах рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе №№ 01-А/03/09, 02-А/03/09, 03-А/03/09, 04-А/03/09, 05-А/03/09, 06-А/03/09 от 31.03.2009, и решений, вынесенных по результатам проведения аукциона от 03.04.2009, изложенных в протоколах открытого аукциона №№ 01-А/03/09, 02-А/03/09, 03-А/03/09, 04-А/03/09, 05-А/03/09, 06-А/03/09 от 03.04.2009.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Триумф», общество с ограниченной ответственностью «РусланСтрой», общество с ограниченной ответственностью «Рем-Строй»; общество с ограниченной ответственностью «Арсенал», индивидуальный предприниматель ФИО1, общество с ограниченной ответственностью «Искра».
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
19.02.2009 муниципальным заказчиком муниципальным учреждением «Дирекция эксплуатации зданий» администрации п.г.т. Тура были размещены извещения и аукционная документация о проведении открытого аукциона для нужд муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий» администрации п.г.т. Тура на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту жилых домов муниципального жилищного фонда в п.г.т. Тура по шести лотам:
- лот № 1 – выполнение работ по капитальному ремонту жилого дома по адресу: <...>,
- лот № 2 - выполнение работ по капитальному ремонту жилого дома по адресу: <...>,
- лот № 3 – выполнение работ по капитальному ремонту жилого дома по адресу: <...>,
- лот № 4 - выполнение работ по капитальному ремонту жилого дома по адресу: <...> «а»,
- лот № 5 – выполнение работ по капитальному ремонту жилого дома по адресу: <...> «б»,
- лот № 6 выполнение работ по капитальному ремонту жилого дома по адресу: <...>.
Пунктом 16.1 части 16 раздела 4 утвержденной заказчиком Инструкции по подготовке и проведению аукциона установлено, что при рассмотрении заявок участник не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе, в том числе в случае, если заявка не соответствует требованиям пункта 7,8 общей части.
Пунктом 8.3 части 8 раздела 2 указанной Инструкции установлено, что участник представляет заявку на участие в аукционе в виде единого документа, пронумерованного, прошитого и скрепленного печатью на последнем листе в месте прошивания с указание общего количества листов. Каждый из документов, входящих в заявку на участие в аукционе, должен быть подписан уполномоченным лицом и скреплен печатью участника размещения заказа. Использование факсимиле при подписании заявки не допускается. Все страницы заявки должны иметь сквозную нумерацию. Последним листом заявки является опись документов, представляемых участником.
В срок, установленный извещением о проведении открытого аукциона с 20.02.2009 по 11.03.2009, на участие в открытом аукционе по шести лотам было подано 66 аукционных заявок, в том числе заявки общества «ТураСтройСервис» на участие в открытом аукционе по размещению заказа по всем 6 лотам.
11 марта 2009 года аукционной комиссией были рассмотрены представленные заявки участников размещения заказа на участие в открытом аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту жилых домов муниципального жилищного фонда в п.г.т. Тура по шести лотам, в том числе заявки общества «ТураСтройСервис».
Решением комиссии по размещению заказов муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий» (протоколы №№ 01-А/03/09, 02-А/03/09, 03-А/03/09, 04-А/03/09, 05-А/03/09, 06-А/03/09 от 11.03.2009) общество «ТураСтройСервис» не было допущено к участию в открытом аукционе по всем шести лотам. В протоколах в графе «Обоснование принятого решения» указано, что заявки общества «ТураСтройСервис» на участие в открытом аукционе не соответствуют форме, установленной аукционной документацией (ч.1 ст. 35, п.4 ч.1 ст. 12 ФЗ-94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд»).
18.03.2009 проведен открытый аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту жилых домов в п.г.т. Тура по указанным выше 6 лотам, определены победители (протоколы аукциона №№ 01-А/03/09, 02-А/03/09, 03-А/03/09, 04-А/03/09, 05-А/03/09, 06-А/03/09 от 18.03.2009).
Решениями Службы финансово-экономического контроля Красноярского края от 23.03.2009 № 06 ргз-09 и № 07 ргз-09, вынесенными по результатам рассмотрения жалоб участников размещения заказа индивидуального предпринимателя ФИО1 и общества с ограниченной ответственностью «Лесосибирская юридическая компания», в действиях аукционной комиссии муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий» администрации п.г.т. Тура признаны нарушения п.4 ч.1 ст. 12, ч.1 ст. 36 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
На основании указанных решений аукционной комиссии выданы предписания - аукционной комиссии муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий» отменить протоколы заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в аукционе от 11.03.2009 №№ 01-А/03/09, 02-А/03/09, 03-А/03/09, 04-А/03/09, 05-А/03/09, 06-А/03/09, при размещении заказа обеспечить соблюдение законодательства о размещении заказов, муниципальному учреждению «Дирекция эксплуатации зданий» - отменить протоколы аукционов от 18.03.2009 №№ 01-А/03/09, 02-А/03/09, 03-А/03/09, 04-А/03/09, 05-А/03/09, 06-А/03/09, отменить протокол аукциона от 18.03.2009 № 04-А/01/03/09, разместить на официальном сайте решение аукционной комиссии об отмене протоколов заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в аукционе от 11.03.2009 №№ 01-А/03/09, 02-А/03/09, 03-А/03/09, 04-А/03/09, 05-А/03/09, 06-А/03/09, разместить на официальном сайте решение муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий» об отмене протоколов аукционов от 18.03.2009 №№ 01-А/03/09, 02-А/03/09, 03-А/03/09, 04-А/03/09, 05-А/03/09, об отмене протокола аукциона с изменениями от 18.03.2009 № 04-А/01/03/09, при размещении заказа обеспечить соблюдение законодательства о размещении заказов.
Во исполнение указанных выше предписаний 27.03.2009 комиссией по размещению заказов было принято решение об отмене протоколов рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 11.03.2009 и протоколов открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту жилых домов муниципального жилищного фонда в п.г.т. Тура от 18.03.2009 по всем 6 лотам. Назначена новая дата рассмотрения аукционных заявок и дата проведения открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту жилых домов муниципального жилищного фонда в п.г.т. Тура (протокол от 27.03.2009).
31.03.2009 комиссией по размещению заказов муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий» повторно рассмотрены заявки участников размещения заказа на участие в открытом аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту жилых домов муниципального жилищного фонда в п.г.т. Тура по шести лотам, в том числе заявки общества «ТураСтройСервис».
Решением комиссии по размещению заказов муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий» (протоколы №№ 01-А/03/09, 02-А/03/09, 03-А/03/09, 04-А/03/09, 05-А/03/09, 06-А/03/09 от 31.03.2009) общество «ТураСтройСервис» не было допущено к участию в открытом аукционе по всем шести лотам. В протоколах в графе «Обоснование принятого решения» указано, что заявки общества «ТураСтройСервис» на участие в открытом аукционе не соответствуют форме, установленной аукционной документацией, а именно: заявка и документы, входящие в ее состав, не прошиты, не пронумерованы в виде единого документа, не скреплены печатью организации на последнем листе (раздел 2, часть 8, подпункт 8.3, раздел 4 часть 16 подпункт 16.1 аукционной документации, ст. 35, ч.1, ч.2 п.п.2.2 ФЗ-94 « О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд»).
03.04.2009 проведен открытый аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту жилых домов в п.г.т. Тура по указанным выше 6 лотам, определены победители (протоколы аукционов №№ 01-А/03/09, 02-А/03/09, 03-А/03/09, 04-А/03/09, 05-А/03/09, 06-А/03/09 от 03.04.2009).
14.04.2009 с победителями открытого аукциона заключены муниципальные контракты.
Решением Службы финансово-экономического контроля Красноярского края от 20.04.2009 № 11 ргз-09, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы участника размещения заказа общества «ТураСтройСервис», в действиях аукционной комиссии муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий» администрации п.г.т. Тура признаны нарушения ч.4 ст.7, ч.3 ст.36, ч.8 ст.37 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
На основании указанного решения муниципальному учреждению «Дирекция эксплуатации зданий» выдано предписание от 29.04.2009 № 04-05\721 в дальнейшем соблюдать требования законодательства к созданию комиссии, срокам размещения информации на официальном сайте и иных требований законодательства Российской Федерации в сфере размещения заказов.
Полагая, что при размещении заказа, рассмотрении заявок участников размещения заказа, проведении аукциона не были соблюдены положения Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд», были нарушены права и законные интересы общества «ТураСтройСервис», последнее обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Федеральным законом № 94-ФЗ от 21.07.05 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон).
Статьей 1 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ , оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Пунктом 3 статьи 57 Федерального закона Российской Федерации № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ , оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что размещение заказа может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления только судом.
Статья 4 Федерального закона № 94-ФЗ определяет, что государственными заказчиками, муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Муниципальное учреждение «Дирекция эксплуатации зданий» действует на основании Устава, утвержденного постановлением администрации муниципального образования п.г.т. Тура Эвенкийского муниципального района Красноярского края от 30.01.2008 № 05-П.
В соответствии с п.2.2 Устава муниципальное учреждение является муниципальным заказчиком.
Согласно статье 5 Федерального закона № 94-ФЗ под размещением заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - государственный или муниципальный контракт либо контракт), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Способы размещения заказа определены в статье 10 Федерального закона № 94-ФЗ.
Согласно статье 10 Закона размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 5 статьи 10 Федерального закона № 94-ФЗ предусмотрено, что нарушение предусмотренных настоящим Федеральным законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Порядок размещения заказа путем проведения аукциона установлен главой 3 Закона.
Согласно части 1 статьи 32 Закона в целях настоящего Федерального закона под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта, за исключением случаев, установленных частями 6.1 и 6.2 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Частью 6 названной статьи установлено, что при проведении аукциона какие-либо переговоры заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или аукционной комиссии с участником размещения заказа не допускаются. В случае нарушения указанного положения аукцион может быть признан недействительным по иску заинтересованного лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 34 Закона документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
В соответствии с частью 2 названной статьи документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В силу части 4 указанной статьи документация об аукционе помимо сведений, предусмотренных пунктами 2 - 4, 4.2 - 5, 6, 7 и 10 части 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, должна содержать, в том числе следующие сведения: в соответствии с частями 2 - 3 статьи 35 настоящего Федерального закона требования к содержанию, составу, оформлению и форме заявки на участие в аукционе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, и инструкцию по ее заполнению; порядок, место, дату начала и дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Закона для участия в аукционе участник размещения заказа подает заявку на участие в аукционе в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе.
Согласно части 2 указанной статьи заявка на участие в аукционе должна содержать:
1) сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку, в том числе:
а) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), номер контактного телефона;
б) полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридического лица),
г) копии учредительных документов участника размещения заказа (для юридических лиц).
2) сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг.
3) документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в аукционе, или копии таких документов:
а) документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, в случае, если в документации об аукционе содержится указание на требование обеспечения такой заявки (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, или копию такого поручения);
б) копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом аукциона;
в) документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа требованию, установленному в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если такое требование установлено заказчиком, уполномоченным органом;
г) копии документов, подтверждающие соответствие участника размещения заказа требованию, установленному в соответствии с частью 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если такое требование установлено Правительством Российской Федерации;
д) копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копия акта приемки объекта капитального строительства, за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство, - в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование, предусмотренное частью 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2.2 названной статьи все листы заявки на участие в аукционе, все листы тома заявки на участие в аукционе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в аукционе и том заявки на участие в аукционе должны содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе документов и сведений. Не допускается устанавливать иные требования, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению заявки на участие в аукционе. При этом ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе.
Частью 3 названной статьи установлено, что требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и сведений, не допускается. Требовать от участника размещения заказа предоставления оригиналов документов не допускается.
В силу части 1 статьи 36 Закона аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 названной статьи на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона, или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 настоящего Федерального закона, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который ведется аукционной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе. Протокол должен содержать сведения об участниках размещения заказа, подавших заявки на участие в аукционе, решение о допуске участника размещения заказа к участию в аукционе и признании его участником аукциона или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в аукционе с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник размещения заказа, положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в аукционе этого участника размещения заказа, положений такой заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об аукционе, сведения о решении каждого члена аукционной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в аукционе или об отказе ему в допуске к участию в аукционе.
В силу части 1 статьи 12 Закона при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае:
1) непредоставления документов, определенных частью 3 статьи 25 настоящего Федерального закона (за исключением документов, предусмотренных подпунктом "г" пункта 1 части 3, частью 3.1 статьи 25 настоящего Федерального закона), частью 2 статьи 31.4 или частью 2 статьи 35 настоящего Федерального закона, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, о произведении литературы или искусства, об исполнении, о национальном фильме, соответственно на поставку, выполнение, оказание, создание которых либо финансирование проката или показа которого размещается заказ;
2) несоответствия требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона;
3) непредоставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, если требование обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации или документации об аукционе;
4) несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара, начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы.
Частью 2 названной статьи установлено, что отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в части 1 настоящей статьи случаев, не допускается.
В силу части 6 указанной статьи допуск заказчиком, уполномоченным органом, конкурсной или аукционной комиссией к участию в торгах участника размещения заказа, который в соответствии с частью 1 настоящей статьи не может быть допущен к участию в торгах, если заказчиком, уполномоченным органом, конкурсной или аукционной комиссией были установлены случаи, указанные в части 1 настоящей статьи, или отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в части 1 настоящей статьи случаев, является основанием для признания судом торгов недействительными по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.
Частью 8 статьи 37 Закона установлено, что протокол аукциона размещается на официальном сайте заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола. При проведении аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд указанный протокол также опубликовывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в официальном печатном издании в течение пяти рабочих дней после дня подписания указанного протокола.
Из материалов дела следует, что муниципальным заказчиком муниципальным учреждением «Дирекция эксплуатации зданий» администрации п.г.т. Тура 19.02.2009 были размещены извещения и аукционная документация о проведении открытого аукциона для нужд муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий» администрации п.г.т. Тура на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту жилых домов муниципального жилищного фонда в п.г.т. Тура по шести лотам: лот № 1 – выполнение работ по капитальному ремонту жилого дома по адресу: <...>, лот № 2 - выполнение работ по капитальному ремонту жилого дома по адресу: <...>, лот № 3 – выполнение работ по капитальному ремонту жилого дома по адресу: <...>, лот № 4 - выполнение работ по капитальному ремонту жилого дома по адресу: <...> «а», лот № 5 – выполнение работ по капитальному ремонту жилого дома по адресу: <...> «б», лот № 6 выполнение работ по капитальному ремонту жилого дома по адресу: <...>.
Пунктом 16.1 части 16 раздела 4 утвержденной заказчиком Инструкции по подготовке и проведению аукциона установлено, что при рассмотрении заявок участник не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе, в том числе в случае, если заявка не соответствует требованиям пункта 7,8 общей части.
Пунктом 8.3 части 8 раздела 2 указанной Инструкции установлено, что участник представляет заявку на участие в аукционе в виде единого документа, пронумерованного, прошитого и скрепленного печатью на последнем листе в месте прошивания с указание общего количества листов. Каждый из документов, входящих в заявку на участие в аукционе, должен быть подписан уполномоченным лицом и скреплен печатью участника размещения заказа. Использование факсимиле при подписании заявки не допускается. Все страницы заявки должны иметь сквозную нумерацию. Последним листом заявки является опись документов, представляемых участником.
Рассмотрение заявок на участие в открытом аукционе состоялось 31.03.2009, решением комиссии по размещению заказов муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий» (протоколы №№ 01-А/03/09, 02-А/03/09, 03-А/03/09, 04-А/03/09, 05-А/03/09, 06-А/03/09 от 31.03.2009) общество «ТураСтройСервис» не было допущено к участию в открытом аукционе по всем шести лотам. В протоколах в графе «Обоснование принятого решения» указано, что заявки общества «ТураСтройСервис» на участие в открытом аукционе не соответствуют форме, установленной аукционной документацией, а именно: заявка и документы, входящие в ее состав, не прошиты, не пронумерованы в виде единого документа, не скреплены печатью организации на последнем листе (раздел 2, часть 8, подпункт 8.3, раздел 4 часть 16 подпункт 16.1 аукционной документации, ст. 35, ч.1, ч.2 п.п.2.2 ФЗ-94 « О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд»).
Материалами дела подтверждается, что представленные 02.03.2009 обществом « ТураСтройСервис» заявки на участие в открытом аукционе не соответствовали требованиям статьи 35 Федерального закона № 94-ФЗ и аукционной документации а именно: заявки и документы, входящие в их состав, не были прошиты, пронумерованы в виде единых документов и скреплены печатью организации на последних листах. Доказательств обратного заявитель не представил.
Довод заявителя о том, что аукционная комиссия неправомерно 31.03.2009 повторно рассмотрела ранее представленные заявки, поскольку обязана была провести аукцион с самого начала, с новым уведомлением и извещением на официальном сайте о проведении повторного аукциона, суд находит неправомерным.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона № 94-ФЗ установлено, что контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией, конкурсной, аукционной или котировочной комиссией, уполномоченным на ведение официального сайта федеральным органом исполнительной власти, организацией, оказывающей услуги по обслуживанию официального сайта и обеспечению функционирования такого сайта, уполномоченными на ведение реестров заключенных по итогам размещения заказов государственных или муниципальных контрактов федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, операторами электронных площадок осуществляется путем плановых и внеплановых проверок. При проведении указанных проверок не подлежат проверке результаты оценки заявок на участие в конкурсе по критериям, указанным в пунктах 1 и 1.1 части 4 статьи 28, пунктах 1, 2 и 4 части 3 статьи 31.6 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 9 статьи 17 Закона N 94 при выявлении в результате... рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, аукционной комиссии нарушений указанными в части 1 настоящей статьи лицами законодательства Российской Федерации о размещении заказов уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе:
1) выдать заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов;
2) выдать указанным в части 1 настоящей статьи лицам обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) обратиться в суд, арбитражный суд с иском о признании размещенного заказа недействительным.
Согласно части 10 статьи 17 Закона N 94 предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов в соответствии с законодательством Российской Федерации, выданное в соответствии с частью 9 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, которому выдано такое предписание, для устранения указанного нарушения.
Службой финансово-экономического контроля Красноярского края были выданы от 23.03.2009, в соответствии с которыми предписано: аукционной комиссии муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий» - отменить протоколы заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в аукционе от 11.03.2009 №№ 01-А/03/09, 02-А/03/09, 03-А/03/09, 04-А/03/09, 05-А/03/09, 06-А/03/09, при размещении заказа обеспечить соблюдение законодательства о размещении заказов; муниципальному учреждению «Дирекция эксплуатации зданий» - отменить протоколы аукционов от 18.03.2009 №№ 01-А/03/09, 02-А/03/09, 03-А/03/09, 04-А/03/09, 05-А/03/09, 06-А/03/09, отменить протокол аукциона от 18.03.2009 № 04-А/01/03/09, разместить на официальном сайте решение аукционной комиссии об отмене протоколов заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в аукционе от 11.03.2009 №№ 01-А/03/09, 02-А/03/09, 03-А/03/09, 04-А/03/09, 05-А/03/09, 06-А/03/09, разместить на официальном сайте решение муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий» об отмене протоколов аукционов от 18.03.2009 №№ 01-А/03/09, 02-А/03/09, 03-А/03/09, 04-А/03/09, 05-А/03/09, об отмене протокола аукциона с изменениями от 18.03.2009 № 04-А/01/03/09, при размещении заказа обеспечить соблюдение законодательства о размещении заказов. Предписания не содержат требования о повторном проведении аукциона с момента размещения извещения на официальном сайте о проведении повторного аукциона.
Указанные предписания не выходят за пределы полномочий Службы финансово-экономического контроля Красноярского края, направлены на устранение выявленных по результатам рассмотрения жалоб участников размещения заказа (индивидуального предпринимателя ФИО1 и общества с ограниченной ответственностью «Лесосибирская юридическая компания») нарушений.
Таким образом, повторное рассмотрение ранее представленных заявок участников размещения заказа 31.03.2009 произведено аукционной комиссией во исполнение указанных выше предписаний и не противоречит положениям Федерального закона № 94-ФЗ.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению на основании следующего.
Из материалов дела следует, что решением от 31.03.2009 к участию в открытом аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту жилых домов муниципального жилищного фонда в п.г.т. Тура по всем шести лотам было допущено общество с ограниченной ответственностью «Арсенал».
03.04.2009 проведен открытый аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту жилых домов в п.г.т. Тура по указанным выше 6 лотам, определены победители (протоколы аукционов №№ 01-А/03/09, 02-А/03/09, 03-А/03/09, 04-А/03/09, 05-А/03/09, 06-А/03/09 от 03.04.2009) – по лоту № 1 - общество «Триумф», по лоту № 2 – общество «РусланСтрой», по лоту № 3 – общество «РемСтрой», по лоту № 4 – общество «Арсенал», по лоту № 5 – ИП «Плаксина», по лоту № 6 – общество «Искра».
Согласно части 1 статьи 7 Закона при размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия (далее также - комиссия).
В силу части 4 названной статьи членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах размещения заказа (в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе или заявки на участие в запросе котировок (далее - котировочные заявки) либо состоящие в штате организаций, подавших указанные заявки), либо физические лица, на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами участников размещения заказа), а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере размещения заказов должностные лица уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления (далее также - орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов). В случае выявления в составе комиссии указанных лиц заказчик, уполномоченный орган, принявшие решение о создании комиссии, обязаны незамедлительно заменить их иными физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах размещения заказа и на которых не способны оказывать влияние участники размещения заказа, а также которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере размещения заказов должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов.
Из материалов дела следует, что приказом заказчика от 10.02.2009 № 4-П создана комиссия по размещению заказов путем проведения конкурсов, аукционов, запроса котировок, утверждены ее положение и состав.
Комиссия утверждена в составе: председатель комиссии ФИО3 – заместитель директора муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий», заместитель председателя ФИО4 – главный специалист по юридическим вопросам муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий», члены комиссии – ФИО5 – ведущий специалист муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий», ФИО6 – главный специалист муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий», секретарь комиссии – ФИО7 – главный специалист муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий».
Пунктом 4.6 Положения о комиссии установлено, что членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах размещения заказа (в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в аукционе либо состоящие в штате организаций, подавших указанные заявки), либо физические лица, на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления кредиторами участников размещения заказа), а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере размещения заказов должностные лица уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов.
Согласно пункту 4.7 Положения о комиссии, в случае выявления в составе комиссии указанных лиц заказчик, уполномоченный орган, принявшие решение о создании комиссии, обязаны незамедлительно заменить их иными физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах размещения заказа и на которых не способны оказывать влияние участники размещения заказа, а также которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере размещения заказов должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов.
Из пояснений лиц, участвующих в деле, представленных материалов, в том числе (в том числе, приказа № 4-П от 10.02.2009, трудового договора № 15 от 03.10.2006 и дополнительного соглашения к нему от 11.01.2009 № 07, трудового договора № 4 от 01.01.2006 и дополнительного соглашения от 11.01.2009 № 3, должностной инструкции начальника отдела по текущему и капитальному ремонту жилого фонда п. Тура муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий», утвержденной 10.01.2006, должностной инструкции начальника отдела по техническому контролю и планированию муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий», утвержденной 11.01.2009, должностной инструкции специалиста (землеустройства), утвержденной 01.05.2007, должностной инструкции главного специалиста по юридическим вопросам муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий», утвержденной 01.12.2005, должностной инструкции ведущего специалиста муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий», утвержденной 08.02.2008, должностной инструкции заместителя директора муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий», утвержденной 10.01.2006) следует, что:
- все члены комиссии являются работниками муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий»,
- генеральнымдиректором общества «Арсенал» является ФИО8, который одновременно является работником муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий»,
- ФИО8 был принят в муниципальное учреждение «Дирекция эксплуатации зданий» 27.01.2005 на должность главного инженера учреждения, с 10.01.2006 назначен на должность начальника отдела по текущему и капитальному ремонту, с 11.01.2009 назначен на должность начальника отдела по техническому контролю и планированию, т.е. в момент проведения открытого аукциона ФИО8 занимал должность начальника отдела по техническому контролю и планированию муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий» и одновременно являлся генеральным директором ООО «Арсенал», которое участвовало в данном аукционе и по итогам признано победителем по лоту № 4.
В связи с изложенным суд полагает, что указанные выше обстоятельства свидетельствуют о вероятности (возможности) оказания ведения переговоров заказчика или аукционной комиссии с участником размещения заказа обществом «Арсенал» и влияния участника размещения заказа общества «Арсенал» на члена (членов) комиссии.
Кроме того, из материалов дела следует, что протоколы рассмотрения заявок участников аукциона от 31.03.2009 размещены на официальном сайте 02.04.2009, т.е. в нарушение требований части 3 статьи 36 Федерального закона № 94-ФЗ не в день окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе.
Статья 12 Федерального Закона № 94-ФЗ от 21.07.05 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в допуске к участию в торгах.
В протоколах рассмотрения заявок участников аукциона от 31.03.2009 отсутствует ссылка на статью 12 Федерального закона № 94-ФЗ.
Также из материалов дела следует, что протоколы аукциона от 03.04.2009 размещены на официальном сайте в день проведения аукциона - 03.04.2009, т.е. с нарушением требований части 8 статьи 37 Федерального закона № 94-ФЗ.
Кроме того, в соответствии со статьей 37 Федерального закона № 94-ФЗ аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на "шаг аукциона" (пункт 4 статьи 37).
"Шаг аукциона" устанавливается в размере пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении аукциона. В случае, если после троекратного объявления последнего предложения о цене контракта ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении предложить более низкую цену контракта, аукционист обязан снизить "шаг аукциона" на 0,5 процента начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не ниже 0,5 процента начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) (пункт 5 статьи 37).
Из изложенных выше норм следует, что «шаг аукциона» в размере 0,5% является минимальным «шагом аукциона», а снижение «шага аукциона» на 0,5% должно быть последовательным до минимального, т.к. по смыслу закона на 0,5% первоначально снижается сам «шаг аукциона» с 5% до 4,5% и т.д.
Из материалов дела следует, что по лоту № 1 начальная цена контракта составляет 2 439 379 руб., победителем признано ООО «Триумф», предложившее цену 2 427 182 руб. Предпоследнее предложение о цене муниципального контракта по указанному лоту составило 2 439 379 руб.
По лоту № 2 начальная цена контракта составляет 1 997 747 руб., победителем признано ООО «РусланСтрой», предложившее цену 1 987 758 руб. Предпоследнее предложение о цене муниципального контракта по указанному лоту составило 1 997 747 руб.
По лоту № 3 начальная цена контракта составляет 1 997 747 руб., победителем признано ООО «Рем-Строй», предложившее цену 1 987 758 руб. Предпоследнее предложение о цене муниципального контракта по указанному лоту составило 1 997 747 руб.
По лоту № 4 начальная цена контракта составляет 4 422 556 руб., победителем признано ООО «Арсенал», предложившее цену 4 400 443 руб. Предпоследнее предложение о цене муниципального контракта по указанному лоту составило 4 422 556 руб.
По лоту № 5 начальная цена контракта составляет 3 018 309 руб., победителем признано ИП «Плаксина», предложившее цену 3 003 217 руб. Предпоследнее предложение о цене муниципального контракта по указанному лоту составило 3 018 309 руб.
По лоту № 6 начальная цена контракта составляет 3 130 037 руб., победителем признано ООО «Триумф», предложившее цену 3 114 386 руб. Предпоследнее предложение о цене муниципального контракта по указанному лоту составило 3 130 037 руб.
Таким образом, по всем лотам признаны победителями участники, которые внесли предложение о цене муниципального контракта на 0,5% меньше первоначальной цены контракта.
При этом, ни в одном протоколе не указаны основания снижения начальной цены контракта на 0,5%, вместо установленных Законом 5%.
Таким образом, в нарушение положений статьи 37 Закона аукционная комиссия снизила «шаг аукциона» на 0,5% от начальной цены контрактов без соответствующего обоснования.
Тот факт, что по результатам проведения аукциона14.04.2009 с победителями открытого аукциона заключены муниципальные контракты, при этом контракты, заключенные по лотам №№ 3,4,6, выполнены, по контрактам, заключенным по лотам №№1,2,5, выполнена большая часть объемов работ, не влияет на возможность оценки судом оспариваемых решений аукционной комиссии на предмет их соответствия действующему законодательству, в том числе Федеральному закону № 94-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявление общества с ограниченной ответственностью «ТураСтройСервис» удовлетворить.
Признать незаконнными решения аукционной комиссии муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий» администрации муниципального образования п.г.т. Тура об отказе в допуске общества «ТураСтройСервис» к участию в аукционе от 31.03.2009, изложенные в протоколах рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе №№ 01-А/03/09, 02-А/03/09, 03-А/03/09, 04-А/03/09, 05-А/03/09, 06-А/03/09 от 31.03.2009, и решения, вынесенные по результатам проведения аукциона от 03.04.2009, изложенные в протоколах открытого аукциона №№ 01-А/03/09, 02-А/03/09, 03-А/03/09, 04-А/03/09, 05-А/03/09, 06-А/03/09 от 03.04.2009, как несоответствующие Федеральному закону № 94-ФЗ от 21.07.05 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Взыскать с аукционной комиссии муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий» администрации муниципального образования п.г.т. Тура в пользу общества с ограниченной ответственностью «ТураСтройСервис» 2000 руб. госпошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Судья | Е.В. Севастьянова |