ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-8067/2021 от 18.05.2021 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

24 мая 2021 года

Дело № А33-8067/2021

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено 24 мая 2021 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрегионального управления № 51 Федерального медико-биологического агентства(ИНН <***>, ОГРН <***>)

к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 60 «Снегурочка» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

представителя ответчика: заведующего детским садом - ФИО1, личность удостоверена паспортом.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Самойловой М.А., протоколирование ведется с использованием средств системы аудиозаписи,

установил:

Межрегиональное управление № 51 Федерального медико-биологического агентства(далее – заявитель, Межрегиональное управление № 51 ФМБА России) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 60 «Снегурочка» (далее – ответчик, МБДОУ № 60 «Снегурочка») о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности,в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд рассматривает дело по существу в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.

Настоящее заявление рассматривается в порядке глав 25, 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60 «Снегурочка» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.

Должностным лицом Межрегионального управления № 51 ФМБА России — ведущим специалистом-экспертом отдела специализированного и санитарно-гигиенического надзора ФИО2, в действиях (бездействии) юридического лица: муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 60 "Снегурочка"(далее - МБДОУ № 60 "Снегурочка"), ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 662970, <...>, установлены признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.

В период с 29.01.2021 по 25.02.2021 в отношении юридического лица МБДОУ № 60 "Снегурочка" на основании распоряжения «О проведении плановой выездной проверки» от 22.01.2021 № 3 проведена плановая выездная проверка. О проведении плановой выездной проверки МБДОУ № 60 "Снегурочка" уведомлено в лице законного представителя — заведующего МБДОУ № 60 "Снегурочка" ФИО1 лично 25.01.2021 (уведомление о проведении плановой выездной проверки от 22.01.2021 № 139).

С распоряжением о проведении плановой, выездной проверки заведующий МБДОУ № 60 "Снегурочка" ФИО1 ознакомлена 29.01.2021 в 09:00 непосредственно перед началом проведения плановой, выездной проверки.

В ходе проверки установлено следующее.

Согласно Уставу МБДОУ № 60 "Снегурочка" (утв. 25.11.2015 № 1900), организация питания в Детском саду осуществляется Детским садом в соответствии с требованиями действующего законодательства. Детский сад обеспечивает гарантированное сбалансированное питание воспитанников в соответствии с их возрастом и временем пребывания в Детском саду по нормам, установленным действующим законодательством (п. 2.9). Детский сад несёт в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье воспитанников Детского сада (п. 1.16).

Продовольственное сырье и продукты питания для пищеблоков МБДОУ № 60 "Снегурочка" в соответствии с контрактами на поставку продуктов питания осуществляют индивидуальные предприниматели: ФИО3 - овощи, хлеб, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, мукомольная продукция, бакалея, овощи консервированные, сухофрукты (контракты №№ 60-1/Б, 60-1/0); ФИО4 - фрукты, соки, витаминный напиток, масло подсолнечное рафинированное, филе тресковых рыб мороженное (минтай), консервы рыбные, колбасные изделия для детского питания (сосиски), яйца куриные свежие (контракты №№ 60-1 60-1/С, 60-1/Ф).

29.01.2021 по адресу: 662978, <...>, в присутствии законного представителя юридического лица - заведующего МБДОУ № 60 "Снегурочка" ФИО1 и с участием двух понятых, проведён отбор проб готовых блюд с пищеблока МБДОУ № 60 "Снегурочка", о чем составлен протокол о взятии проб от 29.01.2021 Замечаний, заявлений, ходатайств либо отводов по результатам осмотра, фотографирования, составления протокола осмотра и фотоматериалов со стороны участвующих при этом лиц не поступило.

09.02.2021 по адресу: 662978, <...>, в присутствии законного представителя юридического лица - заведующего МБДОУ № 60 "Снегурочка" ФИО1 и с участием двух понятых, проведён осмотр и фотографирование помещений МБДОУ № 60 "Снегурочка", о чем составлен протокол осмотра от 09.02.2021 с приложением фотоматериалов. Замечаний, заявлений, ходатайств либо отводов по результатам осмотра, фотографирования, составления протокола осмотра и фотоматериалов со стороны участвующих при этом лиц не поступило.

11.02.2021 по адресу: 662978, <...>, в присутствии законного представителя юридического лица - заведующего МБДОУ № 60 "Снегурочка" ФИО1 и с участием двух понятых, проведён осмотр и фотографирование помещений МБДОУ № 60 "Снегурочка", о чем составлен протокол осмотра от 11.02.2021 с приложением фотоматериалов. Замечаний, заявлений, ходатайств либо отводов по результатам осмотра, фотографирования, составления протокола осмотра и фотоматериалов со стороны участвующих при этом лиц не поступило.

В ходе проведения плановой, выездной проверки деятельности МБДОУ № 60 "Снегурочка" с 29.01.2021 по 25.02.2021 выявлены нарушения обязательных требований санитарного законодательства:

Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утверждённого Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880 (далее по тексту ТР ТС 021/2011);

Федерального закона от 02.01.2000г. № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее по тексту Федерального закона от 02.01.2000г. № 29-ФЗ),

СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее по тексту СП 2.4.3648-20);

СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации
общественного питания населения" (далее по тексту СанПиН 2.3/2.4.3590-20),

а именно:

По адресу: 662970, <...> (здание № 1) в МБДОУ № 60 "Снегурочка", установлены нарушения санитарных норм и правил:

29 января 2021 г.

В нарушение пунктов 1, 2 (приложение 2, таблица 1, раздел 1.8), пункта 5 статьи 7, главы 2 ТР ТС 021/2011, статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ, пунктов 2.З., 2.7. СанПиН 2.3/2.4.3590-20, пункта 2.3.3. СП 2.4.3648-20, в пищевой продукции (проба компота из сухофруктов, технологическая карта МБДОУ № 60 "Снегурочка" № 6.4), приготовленной для питания детей на пищеблоке здания № 1 МБДОУ № 60 "Снегурочка" и отобранной для исследования на микробиологические показатели 29.01.2021, обнаружены БГКП (колиформные бактерии) в 1,0г., которые не допускаются в массе продукта (протокол лабораторных исследований ФГБУЗ ЦГиЭ № 51 ФМБА России с экспертным заключением № 424 от 09.02.2021г.).

09 февраля 2021г.

1. В нарушение обязательных требований п/п 2 пункта 5 статьи 14 ТР ТС 021/2011, пункта 2.16. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 внутренняя отделка стен и потолков в помещениях пищеблока здания № 1 МБДОУ № 60 "Снегурочка" и в помещениях склада на территории дошкольного учреждения для хранения гастрономии, бакалеи и овощей, имела дефекты и повреждения, следы протечки, тем самым отделка стен и потолков не позволяла проводить влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств, а именно:

на пищеблоке здания, на стене горячего цеха отсутствовали 3 шт. кафельной плитки размером 20x40 см.;

на пищеблоке, в зоне обработки сырой продукции, отделка стены помещения частично отсутствовала — бетонное покрытие шириной 10 см., длиной 1 метр;

в отдельно стоящем здании склада, в помещении для хранения бакалеи и гастрономии, на стенах отмечалось частичное отслоение покрасочного слоя;

в отдельно стоящем здании склада, в помещении для хранения овощей отмечалось частичное отслоение побелочного слоя и следы протечки на стенах.

2. В нарушение обязательных требований п/п 7 пункта 3 статьи 10, пункта 7 статьи 17 ТР ТС 021/2011 и пункта 8.1.9. (приложение № 6) СанПиН 2.3/2.4.3590-20, в МБДОУ № 60 "Снегурочка" нарушены условия хранения свежих овощей, фруктов установленных изготовителем.

В складском помещении пищеблоке здания № 1 МБДОУ № 60 "Снегурочка" находились на хранении фрукты - яблоки свежие и лимоны свежие, которые хранились при температуре воздуха +18°С (по предоставленным фасовочным ярлыкам температура хранения яблок от +3°С до +8°С, лимонов от +3°С до +5°С).

В отдельностоящем здании на территории МБДОУ № 60 "Снегурочка" по адресу: 662970, <...>, в овощном складе при температуре воздуха +11°С на хранении находились лук репчатый и картофель свежий в ларях, капуста свежая на весах (в предоставленных фасовочных ярлыках температура хранения капусты белокачанной свежей от -1°С до +1°С, картофеля свежего продовольственного от +2°С до +3°С, лука репчатого от -1°Сдо+3°С).

3. В нарушение обязательных требований пункта 3 статьи 5, п/п 12 пункта 3 статьи 10, пункта 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011, пунктов 2.2, 8.1.9. (приложение № 6) СанПиН 2.3/2.4.3590-20 использовалась в питании детей пищевая продукция, без информации, удостоверяющей качество и безопасность продукции, информации об условиях хранения и сроках реализации, установленные её изготовителем в маркировочных ярлыках.

На хранении в складах дошкольного учреждения МБДОУ № 60 "Снегурочка" по адресу: 662970, <...> (здание № 1), находились лимоны свежие, яблоки свежие, лук свежий, укроп свежий, шиповник, изюм, компотная смесь, картофель свежий продовольственный, капуста свежая, лук репчатый, морковь свежая, свёкла свежая, чеснок свежий, на которые не представлены к осмотру маркировочные ярлыки предприятия изготовителя (на партию товара), тем самым не представилась возможность определить прослеживаемость продукции.

По адресу: 662970, <...> (здание № 2) в МБДОУ № 60 "Снегурочка", установлены нарушения санитарных норм и правил:

11 февраля 2021 г.

1. В нарушение обязательных требований п/п 7) пункта 3 статьи 10, пункта 7 статьи 17 ТР ТС 021/2011 и пункта 8.1.9. (приложение № 6) СанПиН 2.3/2.4.3590-20 в МБДОУ № 60 "Снегурочка" нарушены условия хранения свежих овощей, фруктов установлен изготовителем.

В отдельностоящем здании склада, в помещении для хранения бакалеи, в бытовое холодильнике при температуре воздуха 0°С на хранении находилась свёкла сырая свежая (условия хранения по предоставленному маркировочному ярлыку от +3°С до +4°С);

В отдельностоящем здании склада, в помещении для хранения овощей при температуре воздуха +23°С на хранении находились:

в деревянном ларе картофель свежий продовольственный в мешках (условия хранения по маркировочному ярлыку от +2°С до +3°С);

капуста белокочанная свежая в деревянном ящике на подтоварнике (условия хранения по маркировочному ярлыку от -1°С до +1°С);

морковь свежая столовая в мешке на подтоварнике (условия хранения по маркировочному ярлыку от 0°С до +1°С);

свёкла свежая столовая в мешке на подтоварнике (условия хранения по маркировочному ярлыку от +3°С до +4°С).

2. В нарушение обязательных требований пункта 3 статьи 5, п/п 12 пункта 3 статьи 10, пункта 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011, пунктов 2.2, 8.1.9. (приложение № 6) СанПиН 2.3/2.4.3590-20 использовалась в питании детей пищевая продукция, без информации, удостоверяющей качество и безопасность продукции, информации об условиях хранения и сроках реализации, установленные её изготовителем в маркировочных ярлыках.

На хранении в складах дошкольного учреждения МБДОУ № 60 "Снегурочка" по адресу: 662970, <...> (здание № 2), находились лимоны свежие, яблоки свежие, груши свежие, чеснок свежий, на которые не представлены к осмотру маркировочные ярлыки предприятия изготовителя (на партию товара), тем самым не представилась возможность определить прослеживаемость продукции.

3. В нарушение обязательных требований п/п 4) пункта 2 статьи 14 ТР ТС 021/2011, пункта 2.9. СанПиН 2.3/2.4.3590-20, пункта 2.3.3. СП 2.4.3648-20 в производственном помещении (зона обработки сырой продукции) пищеблока здания № 2 МБДОУ № 60 "Снегурочка" отсутствовал умывальник для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, со средствами для мытья рук и устройствами для вытирания и (или) сушки рук.

4. В нарушение обязательных требований п/п 2) пункта 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011, пункта 2.7. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 на пищеблоке здания № 2 МБДОУ № 60 "Снегурочка" при изготовлении блюд не обеспечивалась последовательность и поточность технологических процессов, обеспечивающих химическую, биологическую и физическую безопасность. В горячем цехе, рядом с универсальной кухонной машиной для готовой продукции (шинкуется отварная свёкла на салат, протирается отварной картофель для картофельного пюре, пропускается творог для приготовления запеканки) установлены напольные электронные весы, на которых взвешиваются сырые грязные овощи и фрукты, сырое мясо, рыба, куры, тем самым нарушается поточность сырой и готовой продукции.

До составления протокола об административном правонарушении, в ходе проведения плановой проверки, заведующим МБДОУ № 60 «Снегурочка» ФИО1 представлено письменное пояснение от 24.02.2021, согласно которому нарушения, выявленные в ходе проверки, она признает, поясняет при этом, что часть нарушений уже устранена, а именно:

- кафельная плитка на стене горячего цеха (3 шт) восстановлена;

- возможность мытья бетонной поверхности (в зоне сырой продукции, шириной 10 см) моющими и дез. средствами имеется;

- раковина для мытья рук в зоне обработки сырой продукции установлена;

- напольные электронные весы для взвешивания грязной сырой пищевой продукции перенесены в складское помещение.

Указанные нарушения зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 24.03.2021 № 51-007/21.

Зафиксированные в протоколе обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 60 «Снегурочка» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 г. № 206 утверждено Положение о Федеральном медико-биологическом агентстве, согласно которому Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ) и на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе на объектах и территориях закрытых административно-территориальных образований, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (далее - обслуживаемые организации и обслуживаемые территории) (п.1).

Федеральное медико-биологическое агентство осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (п.4 вышеназванного Положения).

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему (ч.1 ст. 46 Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Распоряжением Правительства РФ от 21 августа 2006 г. N 1156-р утвержден Перечень территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России. Закрытое административно-территориальное образование Железногорск входит в число территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России.

Межрегиональное управление №51 ФМБА России ранее именовалось Региональным управлением № 51 ФМБА России. В соответствии с Приказом Федерального медико-биологического агентства от 12 сентября 2013 г. N 224 "О переименовании и реорганизации территориальных органов Федерального медико-биологического агентства", Регионально управление N 51 переименовано в Межрегиональное управление N 51 и определено, что переименованный территориальный орган ФМБА России является правопреемником, осуществляет права и несет обязанности переименованной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации. 18.10.2013 года в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменений, внесенных в Положение о Региональном управлении № 51 ФМБА России, о переименовании Регионального управления № 51 ФМБА России в Межрегиональное управление № 51 ФМБА России.

Таким образом, Межрегиональное управление № 51 ФМБА России является территориальным органом Федерального медико-биологического агентства, уполномоченным на исполнение государственной функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического - надзора на территории ЗАТО Железногорск Красноярского края (в соответствии с Административным регламентом исполнения федеральным медико-биологическим агентством государственной функции по организации и проведению проверок в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 октября 2011 г. N 1194н), Распоряжением Правительства РФ от 21.08.2006 N 1156-р «Об утверждении перечней организаций и территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России», с учетом изменений).

Полномочия органа, осуществляющего федеральный санитарный эпидемиологический надзор, по составлению протоколов об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, определены в статье 23.13 КоАП РФ, а также в Приказе ФМБА России от 5 декабря 2014г. № 353 «Об утверждении перечня должностных лиц Федерального медико-биологического агентства, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».

Полномочия ведущего специалиста-эксперта отдела санитарного надзора Межрегионального управления № 51 ФМБА России ФИО5 определены в Приказе Межрегионального управления № 51 ФМБА России от 06.02.2019 № 33 «Об утверждении перечня должностей Межрегионального управления № 51 ФМБА России, при замещении которых лицо уполномочено составлять протоколы об административных правонарушениях».

Нарушений процессуальных норм КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении от 24.03.2021 № 51-007/21 арбитражным судом не установлено. Протокол об административном правонарушении от 24.03.2021 № 51-007/21 составлен в присутствии законного представителя МБДОУ № 60 «Снегурочка» - заведующего МБДОУ № 60 «Снегурочка» ФИО1, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.

Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение административным органом процедуры и сроков составления протокола об административном правонарушении.

Установленные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истекли.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объективная сторона указанного административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении продавцом требований технических регламентов, или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями выпуска в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

Частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

Таким образом, частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен квалифицирующий признак деяния, отличный от состава правонарушения по части 1 указанной статьи.

Так, действия лица, привлекаемого к административной ответственности, подлежат квалификации по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ в том случае, если административным органом будет установлено, что в результате нарушения требований технических регламентов произошло причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо возникла угроза причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

В ходе проведения плановой выездной проверки деятельности МБДОУ № 60 "Снегурочка" с 29.01.2021 по 25.02.2021 выявлено, в частности, следующее:

- в нарушение пунктов 1, 2 (приложение 2, таблица 1, раздел 1.8), пункта 5 статьи 7, главы 2 ТР ТС 021/2011, статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ, пунктов 2.З., 2.7. СанПиН 2.3/2.4.3590-20, пункта 2.3.3. СП 2.4.3648-20, в пищевой продукции (проба компота из сухофруктов, технологическая карта МБДОУ № 60 "Снегурочка" № 6.4), приготовленной для питания детей на пищеблоке здания № 1 МБДОУ № 60 "Снегурочка" и отобранной для исследования на микробиологические показатели 29.01.2021, обнаружены БГКП (колиформные бактерии) в 1,0г., которые не допускаются в массе продукта (протокол лабораторных исследований ФГБУЗ ЦГиЭ № 51 ФМБА России с экспертным заключением № 424 от 09.02.2021г.);

- в нарушение обязательных требований п/п 7 пункта 3 статьи 10, пункта 7 статьи 17 ТР ТС 021/2011 и пункта 8.1.9. (приложение № 6) СанПиН 2.3/2.4.3590-20, в МБДОУ № 60 "Снегурочка" нарушены условия хранения свежих овощей, фруктов, установленных изготовителем. В складском помещении пищеблоке здания № 1 МБДОУ № 60 "Снегурочка" находились на хранении фрукты - яблоки свежие и лимоны свежие, которые хранились при температуре воздуха +18°С (по предоставленным фасовочным ярлыкам температура хранения яблок от +3°С до +8°С, лимонов от +3°С до +5°С). В отдельностоящем здании на территории МБДОУ № 60 "Снегурочка" по адресу: 662970, <...>, в овощном складе при температуре воздуха +11°С на хранении находились лук репчатый и картофель свежий в ларях, капуста свежая на весах (в предоставленных фасовочных ярлыках температура хранения капусты белокачанной свежей от -1°С до +1°С, картофеля свежего продовольственного от +2°С до +3°С, лука репчатого от -1°Сдо+3°С);

- в нарушение обязательных требований пункта 3 статьи 5, п/п 12 пункта 3 статьи 10, пункта 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011, пунктов 2.2, 8.1.9. (приложение № 6) СанПиН 2.3/2.4.3590-20 использовалась в питании детей пищевая продукция без информации, удостоверяющей качество и безопасность продукции, информации об условиях хранения и сроках реализации, установленные её изготовителем в маркировочных ярлыках. На хранении в складах дошкольного учреждения МБДОУ № 60 "Снегурочка" по адресу: 662970, <...> (здание № 1), находились лимоны свежие, яблоки свежие, лук свежий, укроп свежий, шиповник, изюм, компотная смесь, картофель свежий продовольственный, капуста свежая, лук репчатый, морковь свежая, свёкла свежая, чеснок свежий, на которые не представлены к осмотру маркировочные ярлыки предприятия изготовителя (на партию товара), тем самым не представилась возможность определить прослеживаемость продукции;

- в нарушение обязательных требований п/п 7 пункта 3 статьи 10, пункта 7 статьи 17 ТР ТС 021/2011 и пункта 8.1.9. (приложение № 6) СанПиН 2.3/2.4.3590-20 в МБДОУ № 60 "Снегурочка" нарушены условия хранения свежих овощей, фруктов установлен изготовителем. В отдельностоящем здании склада, в помещении для хранения бакалеи, в бытовое холодильнике при температуре воздуха 0°С на хранении находилась свёкла сырая свежая (условия хранения по предоставленному маркировочному ярлыку от +3°С до +4°С). В отдельностоящем здании склада, в помещении для хранения овощей при температуре воздуха +23°С на хранении находились: в деревянном ларе картофель свежий продовольственный в мешках (условия хранения по маркировочному ярлыку от +2°С до +3°С); капуста белокочанная свежая в деревянном ящике на подтоварнике (условия хранения по маркировочному ярлыку от -1°С до +1°С); морковь свежая столовая в мешке на подтоварнике (условия хранения по маркировочному ярлыку от 0°С до +1°С); свёкла свежая столовая в мешке на подтоварнике (условия хранения по маркировочному ярлыку от +3°С до +4°С);

- в нарушение обязательных требований пункта 3 статьи 5, п/п 12 пункта 3 статьи 10, пункта 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011, пунктов 2.2, 8.1.9. (приложение № 6) СанПиН 2.3/2.4.3590-20 использовалась в питании детей пищевая продукция, без информации, удостоверяющей качество и безопасность продукции, информации об условиях хранения и сроках реализации, установленные её изготовителем в маркировочных ярлыках. На хранении в складах дошкольного учреждения МБДОУ № 60 "Снегурочка" по адресу: 662970, <...> (здание № 2), находились лимоны свежие, яблоки свежие, груши свежие, чеснок свежий, на которые не представлены к осмотру маркировочные ярлыки предприятия изготовителя (на партию товара), тем самым не представилась возможность определить прослеживаемость продукции;

- в нарушение обязательных требований п/п 2) пункта 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011, пункта 2.7. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 на пищеблоке здания № 2 МБДОУ № 60 "Снегурочка" при изготовлении блюд не обеспечивалась последовательность и поточность технологических процессов, обеспечивающих химическую, биологическую и физическую безопасность. В горячем цехе, рядом с универсальной кухонной машиной для готовой продукции (шинкуется отварная свёкла на салат, протирается отварной картофель для картофельного пюре, пропускается творог для приготовления запеканки) установлены напольные электронные весы, на которых взвешиваются сырые грязные овощи и фрукты, сырое мясо, рыба, куры, тем самым нарушается поточность сырой и готовой продукции.

Вышеуказанные действия учреждения носят противоправный характер, и характеризуются тем, что создают угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан – потенциальных потребителей изготавливаемой продукции, в виду допущенных нарушений условий хранения пищевой продукции, использования пищевой продукции без информации, удостоверяющей ее качество и безопасность продукции, информации об условиях хранения и сроках реализации. Данные нарушения напрямую могут повлечь использование при приготовлении блюд пищевой продукции ненадлежащего качества (с истекшим сроком хранения, испорченной в связи с несоблюдением температурного режима хранения, в отсутствие деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов) и причинить вред жизни и здоровью людей.

С учетом вышеизложенного, вышеуказанные действия ответчика содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ (в связи с наличием угрозы причинения вреда), а не части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, как квалифицировал административный орган.

Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.

Вместе с тем, санкция, установленная частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, содержит более строгую меру ответственности (от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой) по сравнению с административным наказанием, предусмотренным частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ (от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей без конфискации предметов правонарушения), которая вменяется предпринимателю.

Исходя из вышеизложенного, у суда отсутствуют основания для переквалификации допущенных учреждением нарушений, изложенных выше, и, соответственно, отсутствуют основания привлечения учреждения к ответственности за совершение вышеуказанных нарушений.

Вместе с тем, согласно протоколу об административном правонарушении от 24.03.2021 № 51-007/21 учреждением также допущены следующие нарушения:

1) в нарушение обязательных требований п/п 2 пункта 5 статьи 14 ТР ТС 021/2011, пункта 2.16. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 внутренняя отделка стен и потолков в помещениях пищеблока здания № 1 МБДОУ № 60 "Снегурочка" и в помещениях склада на территории дошкольного учреждения для хранения гастрономии, бакалеи и овощей, имела дефекты и повреждения, следы протечки, тем самым отделка стен и потолков не позволяла проводить влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств, а именно:

- на пищеблоке здания, на стене горячего цеха отсутствовали 3 шт. кафельной плитки размером 20x40 см.;

- на пищеблоке, в зоне обработки сырой продукции, отделка стены помещения частично отсутствовала — бетонное покрытие шириной 10 см., длиной 1 метр;

- в отдельно стоящем здании склада, в помещении для хранения бакалеи и гастрономии, на стенах отмечалось частичное отслоение покрасочного слоя;

- в отдельно стоящем здании склада, в помещении для хранения овощей отмечалось частичное отслоение побелочного слоя и следы протечки на стенах;

2) в нарушение обязательных требований п/п 4) пункта 2 статьи 14 ТР ТС 021/2011, пункта 2.9. СанПиН 2.3/2.4.3590-20, пункта 2.3.3. СП 2.4.3648-20 в производственном помещении (зона обработки сырой продукции) пищеблока здания № 2 МБДОУ № 60 "Снегурочка" отсутствовал умывальник для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, со средствами для мытья рук и устройствами для вытирания и (или) сушки рук.

Факт совершения указанных нарушений подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.

Приведенные нарушения требований технических регламентов напрямую не связаны с возникновением угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (обратного не доказано), в связи с чем суд приходит к выводу о надлежащей квалификации данных нарушений по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ - нарушение продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции.

Ссылка ответчика на последующее устранение нарушений не свидетельствует об отсутствии события правонарушения на момент его выявления.

Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации свойств предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица (индивидуального предпринимателя), при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица (индивидуального предпринимателя).

МБДОУ № 60 "Снегурочка" не представило суду пояснения и доказательства, подтверждающие своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.

В связи с изложенным арбитражный суд считает, что действия (бездействие) МБДОУ № 60 "Снегурочка" образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, основания для привлечения его к административной ответственности имеются.

Обстоятельств, отягчающих или смягчающих административную ответственность обстоятельств, а также обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности административного правонарушения, судом не установлено.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункты 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

В рассматриваемом случае малозначительность деяний судом не установлена.

Одновременно суд не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку ответчик не является субъектом малого или среднего предпринимательства.

Вместе с тем при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей (часть 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ).

Из смысла положений указанной нормы следует, что возможность снижения назначенного лицу наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи КоАП РФ, поставлена в зависимость от наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, а также имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица.

Согласно части 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

В силу части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела, учитывая статус ответчика (некоммерческая организация) и источник финансирования деятельности учреждения (бюджетные средства), суд приходит к выводу, что размер штрафа подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи, в 2 раза до 50 000 рублей.

Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:

Получатель - УФК по Красноярскому краю (Межрегиональное управление №51 ФМБА России)

ИНН/КПП: <***>/245201001

Код ОКАТО: 04535000000

ОКТМО 04735000

Номер счета получателя платежа: 40101810600000010001

Наименование банка: Отделение Красноярск г. Красноярск

БИК 040407001

Код бюджетной классификации: 388 1 16 01141 01 0043 140

Назначение платежа - административный штраф.

Копия документа, свидетельствующая о добровольной уплате лицом, привлеченным к административной ответственности, штрафа должна быть представлена суду.

В соответствии с частью 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

Привлечь муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60 «Снегурочка» (ИНН <***>, ОГРН <***>), зарегистрированное 15.07.2004, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Железногорск, пр. Курчатова, д. 26А, к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Исполнительный лист по делу не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании настоящего решения.

Судья

Е.В. Болуж