ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-8196/19 от 10.06.2019 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

июня 2019 года

Дело № А33-8196/2019

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 10 июня 2019 года.

В окончательной форме решение изготовлено 18 июня 2019 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Д.С.Куликовой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью  «Три медведя» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к администрации города Красноярска (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании акта недействительным,

в присутствии:

от заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности от 06.05.2019,

от ответчика: ФИО2 – представителя по доверенности от 09.10.2018,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоничевым Е.В.,

установил: общество с ограниченной ответственностью «Три медведя» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации города Красноярска (далее – ответчик) о признании недействительным постановления администрации г.Красноярска от 12.12.2018 № 803 об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:5366.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 21.03.2019 возбуждено производство по делу.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 05.06.2019 объявлен перерыв до 09 час. 45 мин. 10.06.2019, о чем вынесено протокольное определение. После перерыва судебное заседание продолжено.

Согласно письменному отзыву на заявление администрация просит отказать в удовлетворении требований.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

ООО «Три медведя» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100443:5366, вид разрешенного использования – для использования в целях эксплуатации нежилого здания.

Согласно градостроительному плану № RU24308000-16582 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100443:5366 отнесен к территориальным зонам – зона объектов образования (О-2), зона территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ).

Согласно сведениям из ИСОГД земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100443:5366 располагается в территориальной зоне – зона объектов образования
(О-2).

ООО «Три медведя» обратилось в администрацию г. Красноярска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:5366, расположенного в территориальной зоне объектов образования (О-2) по адресу: <...> с целью размещения среднеэтажной жилой застройки (код - 2.5) в части размещения жилых домов, предназначенных для разделения на квартиры, каждая из которых пригодна для постоянного проживания (жилые дома высотой не выше восьми надземных этажей, разделенных на две и более квартиры), в том числе общежитий, для проживания работников и студентов средних специальных и высших учебных заведений, работников научно-исследовательских учреждений.

24.10.2018 вынесено постановление № 658 о проведении публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

В оповещении о начале публичных слушаний, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу www.admkrsk.ru, комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Красноярска сообщила о назначении публичных слушаний в период: с 31.10.2018 по 28.11.2018 по проекту решения о предоставлении ООО «Три медведя» разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

В заключении о результатах публичных слушаний от 27.11.2018 Комиссией рекомендовано отказать ООО «Три медведя» в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в связи с несоответствием п.п. 3.3.2, 4.1.2, 4.2.2 основной части местных нормативов градостроительного проектирования городского округа город Красноярск, утвержденных Решением Красноярского городского Совета депутатов от 01.09.2018 № В-299.

12.12.2018 администрацией города Красноярска принято постановление № 803, в соответствии с которым ООО «Три медведя» отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:5366, расположенным в территориальной зоне объектов образования (О-2) по адресу: <...> с целью размещения среднеэтажной жилой застройки (код - 2.5), в части максимально допустимого уровня территориальной доступности: остановок общественного транспорта (пункт 3.3.2 Местных нормативов); дошкольных образовательных организаций (пункт 4.1.2 Местных нормативов); общеобразовательных организаций (пункт 4.2.2 Местных нормативов).

Ссылаясь на то, что в отказе администрации не приведены: ближайшие остановки, образовательные организации, расстояние до указанных объектов от земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:5366 в метрах, их пешеходная доступность в минутах, обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения об отказе, не мотивированы, что не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось с настоящим заявлением в суд.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц урегулирован главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Согласно части 1 статья 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как следует из материалов дела, заявление о признании недействительным постановления администрации г.Красноярска от 12.12.2018 № 803, заявитель направил в арбитражный суд 12.03.2019, т.е. с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании недействительными ненормативных правовых актов, действий (бездействия) незаконными принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства установлен статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Согласно градостроительному плану № RU24308000-16582 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100443:5366 отнесен к территориальным зонам – зона объектов образования (О-2), зона территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ).

Согласно сведениям из ИСОГД земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100443:5366 располагается в территориальной зоне – зона объектов образования
(О-2).

Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122В, вступившим в законную силу с 15.07.2015, утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, установившие требования к зоне объектов образования (О-2).

Виды территориальных зон в указанных Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск приведены в соответствие с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540.

Статьей 21 указанных Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск зона О-2 имеет условно разрешенный вид использования: среднеэтажная жилая застройка (код - 2.5), в части размещения жилых домов, предназначенных для разделения на квартиры, каждая из которых пригодна для постоянного проживания (жилые дома высотой не выше восьми надземных этажей, разделенных на две и более квартиры), в том числе общежитий, для проживания работников и студентов средних специальных и высших учебных заведений, работников научно-исследовательских учреждений.

Согласно части 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. На территории города Красноярска указанный вопрос регулируется Решением Красноярского городского Совета депутатов от 19.05.2009 N 6-88 "Об утверждении Положения об организации и проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в городе Красноярске".

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Положения об организации и проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в городе Красноярске, утвержденного Решением Красноярского городского Совета депутатов от 19.05.2009 N 6-88, информационное сообщение о проведении публичных слушаний по рассмотрению вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования публикуется не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица.

Информационное сообщение о проведении публичных слушаний по заявлению ООО "Три медведя" было опубликовано в газете "Городские новости" от 31.10.2018 N 130(3739) и размещено на официальном сайте администрации города www.admkrsk.ru.

Пунктом 3 статьи 15 Положения об организации и проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в городе Красноярске, утвержденного Решением Красноярского городского Совета депутатов от 19.05.2009 N 6-88, установлено, что продолжительность публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не может быть более одного месяца со дня оповещения жителей городского округа о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний.

Согласно протоколу публичных слушаний от 23.11.2018 в период проведения публичных слушаний по проекту было проведено одно собрание участников публичных слушаний 12.11.2018. Количество лиц, принявших участие в собрании: 4 человек, из которых 2 не являются участниками публичных слушаний. В публичных слушаниях приняли участие 3 участника публичных слушаний. В период проведения публичных слушаний по Проекту поступили предложения и замечания: в устной форме в количестве: 0, в письменной форме в количестве: 3, из которых: 1) от граждан, являющихся участниками публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводились публичные слушания - не поступало; 2) от иных участников публичных слушаний - 3:

-согласен с предоставлением разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с целью размещения среднеэтажной жилой застройки;

-разрешить благоустроить территорию и строительство среднеэтажной застройки;

-согласно Генеральному плану городского округа город Красноярск, на данной территории располагаются объекты рекреационного назначения местного значения. Документами территориального планирования не предусматривается размещение объектов жилой застройки.

Нарушений в порядке проведения публичных слушаний судом не установлено, о наличии каких-либо нарушений обществом не заявлено.

В заключении о результатах публичных слушаний от 27.11.2018 Комиссией рекомендовано отказать ООО «Три медведя» в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в связи с несоответствием п.п. 3.3.2, 4.1.2, 4.2.2 основной части местных нормативов градостроительного проектирования городского округа город Красноярск, утвержденных Решением Красноярского городского Совета депутатов от 01.09.2018 № В-299.

С учетом рекомендации комиссии, требований статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, главой администрации в пределах установленных полномочий принято решение об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

По смыслу подпункта 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" органы местного самоуправления принимают решения об изменении одного вида разрешенного использования объектов капитального строительства на другой вид такого использования с учетом результатов публичных слушаний. Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер.

В то же время ответственность за правильность принимаемого решения лежит на органе местного самоуправления. Результаты публичных слушаний являются одним из факторов, подлежащих учету при принятии такого решения.

Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает проведение публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (статьи 24, 28, 31, 39, 40 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения должно быть мотивировано с учетом заключения публичных слушаний и рекомендаций комиссии в соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом рекомендации комиссии по подготовке правил землепользования и застройки и заключение публичных слушаний не несут властных, исполнительно-распорядительных полномочий и не обязывают орган местного самоуправления согласиться с данными рекомендациями и заключением, что согласуется с положениями части 12 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которые предусматривают право любого заинтересованного лица оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Решение органа местного самоуправления по вопросу отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка должно содержать указание на основания, по которым произведен данный отказ.

В качестве оснований для отказа в постановлении Администрации от 12.12.2018 № 803 указано несоответствие местным нормативам градостроительного проектирования городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 04.09.2018 № В-299, в части максимально допустимого уровня территориальной доступности: остановок общественного транспорта (пункт 3.3.2 Местных нормативов); дошкольных образовательных организаций (пункт 4.1.2 Местных нормативов); общеобразовательных организаций (пункт 4.2.2 Местных нормативов).

В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Согласно нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правил землепользования и застройки, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется правообладателями земельного участка, объектов капитального строительства в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Таким образом, в рамках основных видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, правообладатель земельного участка вправе самостоятельно определить (с соблюдением требований градостроительного законодательства) тот вид основного использования, в отношении которого он планирует осуществить проектирование объекта недвижимости.

Вместе с тем, из содержания пункта 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации усматривается отсутствие возможности использования условно разрешенного вида использования земельного участка по усмотрению его правообладателя.

Статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен определенный порядок принятия такого решения органом местного самоуправления. Возможность получения разрешения на условно-разрешенный вид использования статья 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации связывает с соблюдением и обеспечением прав граждан на благоприятные условия жизнедеятельности.

Исходя из конституционных принципов, органы местного самоуправления самостоятельны как в решении вопроса функционального зонирования территории (в рамках деятельности по утверждению и изменению генерального плана), так и в решении вопроса территориального зонирования (в рамках деятельности по утверждению и изменению правил землепользования и застройки). Данная самостоятельность ограничена только требованиями закона и не связана волеизъявлением сторонних лиц, а также позволяет охватывать при решении указанных вопросов всю территорию соответствующего муниципального образования.

Само по себе несогласие отдельных лиц, в том числе владельцев земельных участков, при наличии у органа местного самоуправления необходимости принятия решения об изменении функциональных и территориальных зон, не может является безусловным основанием для вывода о незаконности принятия такого решения. Иное означало бы лишение уполномоченного органа возможности принятия относящихся к его компетенции вопросов местного значения, в том числе в ситуации, когда принятие такого решения не получает одобрения всех заинтересованных лиц, включая отдельных собственников (владельцев) земельных участков, т.е. фактически ставило бы возможность реализации органом местного самоуправления возложенных на них полномочий, в том числе по планированию, обустройству и развитию муниципального образования в зависимость от волеизъявления отдельных граждан/юридических лиц, собственников (владельцев) земельных участков, тем самым ограничивая правомочие органа местного самоуправления, что противоречит требованиям норм права.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений.

Решением Красноярского городского Совета депутатов от 04.09.2018 N В-299 утверждены Местные нормативы градостроительного проектирования городского округа город Красноярск.

Согласно пунктам 3.3.2, 4.1.2, 4.2.2 указанных Местных нормативов максимально допустимый уровень территориальной доступности остановок городского общественного транспорта в различных функциональных зонах, в том числе, в жилых зонах - 500/10 (м/мин); максимально допустимые уровни территориальной доступности дошкольных образовательных организации - пешеходная доступность 300/5 (м/мин.), при одно- и двухэтажной застройке - 500/10 (м/мин); общеобразовательных организаций I и II ступеней - пешеходная доступность 400/7 (м/мин), для общеобразовательных организаций III ступени - 500/8 (м/мин).

Согласно произведенным администрацией измерениям по публичной кадастровой карте кратчайшее расстояние (без учета фактического рельефа местности, искусственных и естественных преград) от ближайшей границы земельного участка заявителя до МБОУ СШ № 82 составляет 962 м, до МБДОУ № 132 - 413 м, до остановки общественного транспорта на пр. Свободный – 829 м, до остановки на ул. академика Киренского – 691 м.

Возможность измерить расстояние между объектами с помощью инструмента Публичной кадастровой карты не запрещена законом, измеренное расстояние представляет собой ни что иное, как сведения об объектах кадастрового деления.

Действующим законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления отражать в решении об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка исследовательскую часть.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15.07.2010 N 931-О-О, приоритетной целью регламентации градостроительной деятельности является обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии, что необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что заявителем не доказано нарушение его прав и законных интересов со стороны администрации, в связи с чем, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

Настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа -  ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167–170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Д.С. Куликова