ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-8236/19 от 20.06.2019 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

июня 2019 года

Дело № А33-8236/2019

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 20 июня 2019 года

В полном объеме решение изготовлено 25 июня 2019 года

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Центрального банка Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к акционерному обществу «Автоколонна 2082» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об исполнении требования предписания,

при участии:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 25.12.2017,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ким С.Д,

установил:

Центральный банк Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к акционерному обществу «Автоколонна 2082» (далее по тексту - АО «Автоколонна 2082», общество) об обязании исполнить требование предписания Банка России от 27.11.2018 № С59-9/40273, а именно направить в срок не позднее 7 рабочих дней с момента вступления в силу решения суда в Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Сибирском федеральном округе по адресу: 630099, <...>, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передать иным способом, свидетельствующим о дате передачи, следующие документы:

1) копии устава общества, дополнений и/или изменений к нему, действовавших в период с 01.01.2017 по дату получения предписания от 27.11.2018 № С59-9/40273, с приложением копий документов, подтверждающих их государственную регистрацию;

2)копии внутренних документов общества, регулирующих порядок подготовки к проведению, созыва и проведения общих собраний акционеров общества, действовавших в период с 01.01.2017 по дату получения предписания от 27.11.2018 № С59-9/40273;

3)копии протоколов общих собраний акционеров общества, на которых рассматривались обязательные вопросы по итогам 2016 года, предусмотренные пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», в том числе, собрания на котором принято решение об утверждении аудитора общества, подготовившего аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества за 2017 год (с приложением копий протоколов счетной комиссии об итогах голосования на указанных собраниях);

4)копии документов, отражающих решения органов управления общества по вопросам, связанным с созывом и подготовкой к проведению годовых общих собраний акционеров общества по итогам 2016, 2017 гг., с копиями всех приложений, в том числе текстов бюллетеней для голосования;

5)копию списка лиц, имевших право на участие в годовом общем собрании акционеров общества по итогам 2017 года;

6)копии документов, отражающих информацию о регистрации лиц и выдаче бюллетеней для участия в голосовании по вопросам повестки дня годового общего собрания акционеров общества по итогам 2017 года;

7)копии бюллетеней, голосование которыми осуществлялось акционерами общества (их представителями) на годовом общем собрании акционеров общества по итогам 2017 года, с приложением копий доверенностей на голосование;

8)копию протокола годового общего собрания акционеров общества по итогам 2017 года с приложением копии протокола счетной комиссии об итогах голосования на указанном собрании;

9)копию годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества за 2017 год (с копиями всех приложений), представленной в налоговые органы;

10)копию аудиторского заключения по результатам проведения аудиторской проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества за 2017 год;

11)копии договоров, соглашений (со всеми приложениями) на проведение аудиторской проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества за 2017 год, заключенного между обществом и аудитором;

12)в случае, если аудиторское заключение по результатам проведения аудиторской проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества за 2017 год не содержало выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности - письменные пояснения о причинах вынесения такой отчетности на утверждение на годовом общем собрании акционеров общества по итогам 2017 года;

13)в случае, если аудиторское заключение по результатам проведения аудиторской проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества за 2017 год не содержало информации, установленной пунктом 4 части 2 статьи 6 Федерального закона от 3012.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», - письменные пояснения о причинах вынесения такой отчетности на утверждение на годовом общем собрании акционеров общества по итогам 2017 года;

14)письменные пояснения о причинах проведения годового общего собрания акционеров общества по итогам 2017 годах с нарушением срока, установленного пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

15)копию годового отчета общества за 2017 год;

16)копию заключения ревизионной комиссии общества по результатам проверки годового отчета общества за 2017 год (заключение о достоверности данных, содержащихся   в   годовом   отчете),   годовой   бухгалтерской   (финансовой)   отчетности общества за   2017    год    (заключение    о   достоверности    данных,    содержащихся    в бухгалтерской отчетности);

17)письменные пояснения о причинах невключения в повестку дня годового общего собрания акционеров общества по итогам 2017 года всех обязательных вопросов, предусмотренных Федеральным законов от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», а именно: об избрании ревизионной комиссии общества, об утверждении аудитора общества; об утверждении годового отчета общества за 2017 год; о распределении прибыли (в том числе объявлении дивидендов) и убытков общества за 2017 год;

18)копии документов, подтверждающих полномочия лиц, осуществлявших функции счетной комиссии на годовом общем собрании акционеров общества по итогам 2017 года, в том числе осуществлявших действия, предусмотренные пунктом 4 статьи 56 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

19)в случае, если принятие годовым общим собранием акционеров общества по итогам 2017 года решений и состав участников общества, присутствовавших при их принятии, подтверждались нотариусом либо регистратором в соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, - копии документов, подтверждающих указанный факт;

20)перечень информации (материалов), предоставляемой лицам, имевшим право на участие в годовом общем собрании акционеров общества по итогам 2017 года, при подготовке к проведению указанного собрания:

21)в случае обращения ФИО2 (его представителей) в адрес общества с требованиями о предоставлении информации, предоставляемой лицам, имевшим право на участие в годовом общем собрании акционеров общества по итогам 2017 года, - копии указанных требований, а также документов, отражающих информацию о датах поступления требований:

22)копии документов, подтверждающих направление/вручение ФИО2 (его представителям) документов, указанных в требованиях о предоставлении информации, предоставляемой лицам, имевшим право на участие в годовом общем собрании акционеров общества по итогам 2017 года (актов приема-передачи, реестров, в случае направления посредством почтовой связи, - описей вложения, почтовых уведомлений о вручении, почтовых квитанций и т.п.):

23)письменные пояснения общества о том, является ли ФИО3, привлеченная с целью проведения аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества за 2017 год, аудитором, не связанным имущественными интересами с обществом и его акционерами, с документальным подтверждением указанных обстоятельств;

24)копии внутренних документов общества, регулирующих деятельность ревизора общества, действовавших в период с 01.01.2018 по дату получения предписания от 27.11.2018 № С59-9/40273;

25)письменные пояснения общества о причинах неуказания в протоколе годового общего собрания акционеров общества по итогам 2017 года, состоявшегося 04.07.2018, всей обязательной информации, предусмотренной пунктом 4.29 Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденного приказом ФСФР России от 02.02.2012 № 12-6/пз-н;

26)текст сообщения о проведении годового общего собрания акционеров общества по итогам 2017 года.

В случае отсутствия каких-либо документов, указанных в предписании Управления от 27.11.2018 № С59-9/40273, представить письменные пояснения с указанием причин их отсутствия.

При необходимости, в дополнение к документам (информации), указанным в предписании Банка России от 27.11.2018 № С59-9/40273, представить иные документы (справки, пояснения и так далее), связанные с предметом проверки.

Определением от 25.03.2019 заявление принято судом, возбуждено производство по делу.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Представитель заявителя в заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам, указанным в заявлении.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

АО «Автоколонна 2082» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.

Согласно материалам делаУправлением Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Сибирском федеральном округе (далее -Управление) проведена проверка сведений, изложенных в обращении ФИО2 от 15.10.2018 в отношении АО «Автоколонна 2082», касающихся соблюдения обществом требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах к порядку созыва, подготовки к проведению и проведения годового общего собрания акционеров общества по итогам 2017 года, а также к порядку проведения аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества за 2017 год.

По итогам проверки должностным лицом административного органа АО «Автоколонна 2082» выдано предписание Банка России о предоставлении документов от 31.10.2018 № С59-9/37222, направленное по юридическому адресу общества, а именно: 660013, <...> д, 18.

Согласно предписанию на общество возложена обязанность в срок не позднее десяти рабочих дней с даты получения предписания направить в Управление по адресу: 630099, <...>, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передать иным способом, свидетельствующим о дате передачи, следующие документы:

1)копии устава общества, дополнений и/или изменений к нему, действовавших в период с 01.01.2017 по дату получения предписания, с приложением копий документов, подтверждающих их государственную регистрацию;

2)копии внутренних документов общества, регулирующих порядок подготовки к проведению, созыва и проведения общих собраний акционеров общества, действовавших в период с 01.01.2017 по дату получения предписания;

3)копии протоколов общих собраний акционеров общества, на которых рассматривались обязательные вопросы по итогам 2016 года, предусмотренные пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 26.12,1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», в том числе, собрания на котором принято решение об утверждении аудитора общества, подготовившего аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества за 2017 год (с приложением копий протоколов счетной комиссии об итогах голосования на указанных собраниях);

4)копии документов, отражающих решения органов управления общества по вопросам, связанным с созывом и подготовкой к проведению годовых общих собраний акционеров общества по итогам 2016, 2017 гг.. с копиями всех приложений, в том числе текстов бюллетеней для голосования;

5)копию списка лиц, имевших право на участие в годовом общем собрании акционеров общества по итогам 2017 года;

6)копии документов, отражающих информацию о регистрации лиц и выдаче бюллетеней для участия в голосовании по вопросам повестки дня годового общего собрания акционеров общества по итогам 2017 года;

7)копии бюллетеней, голосование которыми осуществлялось акционерами общества (их представителями) на годовом общем собрании акционеров общества по итогам 2017 года, с приложением копий доверенностей на голосование;

8)копию протокола годового общего собрания акционеров общества по итогам 2017 года с приложением копии протокола счетной комиссии об итогах голосования на указанном собрании;

9)копию годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества за 2017 год (с копиями всех приложений), представленной в налоговые органы;

10)копию аудиторского заключения по результатам проведения аудиторской проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества за 2017 год,

11)копии договоров, соглашений (со всеми приложениями) на проведение аудиторской проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества за 2017 год, заключенного между обществом и аудитором;

12)в случае, если аудиторское заключение по результатам проведения аудиторской проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества за 2017 год не содержало выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности - письменные пояснения о причинах вынесения такой отчетности на утверждение на годовом общем собрании акционеров общества по итогам 2017 года;

13)в случае, если аудиторское заключение по результатам проведения аудиторской проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества за 2017 год не содержало информации, установленной пунктом 4 части 2 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» - письменные пояснения о причинах вынесения такой отчетности на утверждение на годовом общем собрании акционеров общества по итогам 2017 года;

14)письменные пояснения о причинах проведения годового общего собрания акционеров общества по итогам 2017 года с нарушением срока, установленного пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

15)копию годового отчета общества за 2017 год;

16)копию заключения ревизионной комиссии общества по результатам проверки годового отчета общества за 2017 год (заключение о достоверности данных, содержащихся в годовом отчете), годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества за 2017 год (заключение о достоверности данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности);

17)письменные пояснения о причинах невключения в повестку дня годового общего собрания акционеров общества по итогам 2017 года всех обязательных вопросов, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», а именно: об избрании ревизионной комиссии общества, об утверждении аудитора общества; об утверждении годового отчета общества за 2017 год; о распределении прибыли (в том числе объявлении дивидендов) и убытков общества за 2017 год;

18)копии документов, подтверждающих полномочия лиц, осуществлявших функции счетной комиссии на годовом общем собрании акционеров общества по итогам 2017 года, в том числе осуществлявших действия, предусмотренные пунктом 4 статьи 56 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

19)в случае, если принятие годовым общим собранием акционеров общества по итогам 2017 года решений и состав участников общества, присутствовавших при их принятии, подтверждались нотариусом либо регистратором в соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, - копии документов, подтверждающих указанный факт;

20)перечень информации (материалов), предоставляемой лицам, имевшим право на участие в годовом общем собрании акционеров общества по итогам 2017 года, при подготовке к проведению указанного собрания;

21)в случае обращения ФИО2 (его представителей) в адрес общества с требованиями о предоставлении информации, предоставляемой лицам, имевшим право на участие в годовом общем собрании акционеров общества по итогам 2017 года, - копии указанных требований, а также документов, отражающих информацию о датах поступления требований;

22)копии документов, подтверждающих направление/вручение ФИО2 (его представителям) документов, указанных в требованиях о предоставлении информации, предоставляемой лицам, имевшим право на участие в годовом общем собрании акционеров общества по итогам 2017 года (актов приема-передачи, реестров, в случае направления посредством почтовой связи, - описей вложения, почтовых уведомлений о вручении, почтовых квитанций и т.п.);

23)письменные пояснения общества о том, является ли ФИО3, привлеченная с целью проведения аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества за 2017 год, аудитором, не связанным имущественными интересами с обществом и его акционерами, с документальным подтверждением указанных обстоятельств;

24)копии внутренних документов Общества, регулирующих деятельность ревизора общества, действовавших в период с 01.01.2018 по дату получения предписания;

25)письменные пояснения общества о причинах неуказания в протоколе годового общего собрания акционеров общества по итогам 2017 года, состоявшегося 04.07.2018, всей обязательной информации, предусмотренной пунктом 4.29 Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденного приказом ФСФР России от 02.02.2012 № 12-6/пз-н;

26)текст сообщения о проведении годового общего собрания акционеров общества по итогам 2017 года.

В случае отсутствия каких-либо документов, указанных в предписании, общество обязано было представить письменные пояснения с указанием причин их отсутствия.

При необходимости, в дополнение к документам (информации), указанным в предписании, обществом могли быть представлены иные документы (справки, пояснения и так далее), связанные с предметом проверки.

В связи с неполучением обществом предписания Управлением в адрес ответчика направлено предписание от 27.11.2018 № С59-9/40273 о предоставлении документов (далее - предписание от 27.11.2018 № С59-9/40273).

Согласно указанному предписанию на общество возложена обязанность в срок не позднее семи рабочих дней с даты его получения направить в Управление по адресу: 630099, г. Новосибирск. Красный проспект, 27, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передать иным способом, свидетельствующим о дате передачи, документы, перечисленные в предписании Банка России о предоставлении документов от 31.10.2018 № С59-9/37222.

В связи с неисполнением в установленный срок вышеуказанных предписаний Центральный банк Российской Федерации обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, арбитражный суд пришел к следующим  выводам.

По пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно пункту 1 статьи 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе
обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

Исходя из письма ВАС РФ от 25.05.2004 № С1-7/УП-600 «О федеральных законах, применяемых арбитражными судами в соответствии с содержащимися в АПК РФ отсылочными нормами», определяющего перечень статей АПК РФ, содержащих отсылочные нормы и связанных с ними федеральных законов, пункт 1 статьи 53 АПК РФ распространяется на статью 14 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 указанного закона в целях защиты прав и законных интересов инвесторов Банк России вправе обращаться в суд с исками и заявлениями:

в защиту государственных и общественных интересов и охраняемых законом интересов инвесторов;

в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.

В соответствии с пунктом 4 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о принудительном исполнении предписания.

Таким образом, суд признает обоснованным довод истца, что на основании системного толкования указанных норм подведомственность дел о принудительном исполнении предписаний Банка России, вынесенных в целях защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и предупреждения правонарушений в сфере корпоративных отношений, относится к компетенции арбитражных судов.

Указанный вывод подтверждается судебной практикой по аналогичным делам: № А03-16899/2015, № А46-8183/2015, № А46-8477/2018, № А27-12125/2018.

Как следует из материалов дела, истец обратился в суд с требованием об обязании АО «Автоколонна 2082» исполнить требования предписания Банка России от 27.11.2018 № С59-9/40273.

Указанное предписание выдано ответчику в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее по тексту - Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ), Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее по тексту - Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ), Федеральным законом от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (далее по тексту - Федеральный закон от 05.03.1999 № 46-ФЗ), Указанием Банка России от 13.09.2015 № 3795-У «О порядке проведения Банком России проверок деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений и порядке применения Банком России иных мер в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов» (далее по тексту - Указание Банка России от 13.09.2015 № 3795-У).

Согласно статье 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов. Банк России вправе проводить проверки деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений, направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также применяет иные меры, предусмотренные федеральными законами.

Пунктом 7 статьи 44 Федерального закона от 22,04.1996 № 39-ФЗ предусмотрено, что банк России вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России.

По пунктам 4.1. и 4.2 Указания Банка России от 13.09.2015 № 3795-У Банком России принимаются следующие меры к поднадзорному лицу: направление поднадзорному лицу предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, в том числе связанных с неисполнением предписания Банка России о представлении документов; направление поднадзорному лицу предписания о принятии мер, направленных на недопущение подобных нарушений в дальнейшей деятельности.

Предписания Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, в том числе связанных с неисполнением предписания Банка России о представлении документов, направляются поднадзорному лицу в целях прекращения нарушений требований законодательства Российской Федерации, выявленных при проведении проверки.

Таким образом, предписание Банка России от 27.11.2018 № С59-9/40273 выдано уполномоченным органом.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ предписания Банка России являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.

Предписания Банка России выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в целях прекращения и предотвращения нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.

В соответствии с пунктом 4.4 Указания Банка России от 13.09.2015 № 3795-У лицо, которому адресовано предписание, обязано исполнить его в указанный в предписании срок. Срок для исполнения предписания устанавливает должностное лицо Банка России в пределах от одного до 30 рабочих дней с даты получения предписания.

Таким образом, лицо, которому адресовано предписание, обязано исполнить установленные в нем требования предписания Банка России.

Как следует из материалов дела и ответчиком не оспаривается, Банком России с целью  проверка сведений, изложенных в обращении ФИО2 от 15.10.2018 в отношении АО «Автоколонна 2082», касающихся соблюдения обществом требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах к порядку созыва, подготовки к проведению и проведения годового общего собрания акционеров общества по итогам 2017 года, а также к порядку проведения аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества за 2017 год, АО «Автоколонна 2082» выдано предписание о предоставлении документов от 31.10.2018 № С59-9/37222, обязывающее общество представить соответствующие документы.

В связи с неполучением обществом предписания от 31.10.2018 № С59-9/37222 Управлением в адрес ответчика направлено предписание от 27.11.2018 № С59-9/40273, согласно которому на общество возложена обязанность в срок не позднее десяти рабочих дней с даты получения предписания направить в Управление по адресу: 630099, <...>, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передать иным способом, свидетельствующим о дате передачи, документы, приведенные в предписании Банка России о предоставлении документов от 31.10.2018 № С59-9/37222.

Указанные предписания направлены обществу по его юридическому адресу: 660013, <...> д, 18.

Согласно материалам дела (в том числе отчетам об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 63097226022175 и 63099228440995) ни предписание от 31.10.2018 № С59-9/37222, ни предписание от 27.11.2018 № С59-9/40273 обществом не получены.

В соответствии с отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 63097226022175 06.11.2018 имела место «Неудачная попытка вручения»; корреспонденция банка выслана обратно отправителю 11.12.2018. Исходя из рассматриваемого заявления, письмо с предписанием от 31.10.2018 № С59-9/37222 возвращено в Управление 13.12.2018.

По отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 63099228440995 10.12.2018 имела место «Неудачная попытка вручения»; корреспонденция банка выслана обратно отправителю 11.12.2018. Исходя из рассматриваемого заявления, письмо с предписанием от 27.11.2018 № С59-9/40273 возвращено в Управление 15.01.2019.

Согласно заявлению в связи с неполучением обществом предписаний Управлением в адрес Управления Федеральной почтовой связи Красноярского края - филиала ФГУП «Почта России» направлен запрос от 11.12.2018 № С59-9/42019, в котором Управление просило представить информацию о конкретных причинах неполучения обществом почтовых отправлений (идентификаторы: 63097226022175, 63099228440995). Ответ на запрос от Управления Федеральной почтовой связи Красноярского края - филиала ФГУП «Почта России» в адрес заявителя не поступил.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (пункт 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).

В случае изменения места нахождения юридическое лицо обязано в течение трех рабочих дней сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения (пункт 5 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»),

В соответствии с частью 3 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

При этом, исходя из абзаца 2 части 1 статьи 165.1 ГК РФ, юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» также предусматривает, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные единого государственного реестра юридических лиц об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем.

С учетом вышеуказанных обстоятельств, суд соглашается с доводом заявителя о наличии у общества обязанности по получению корреспонденции по адресу его государственной регистрации.

Таким образом, в связи с неполучением обществом указанных предписаний, документы, необходимые для рассмотрения вопросов, изложенных в обращении ФИО2 от 15.10.2018, в Управление по адресу: 630099, <...> не представлены.

На основании изложенного, в связи с неполучением обществом предписаний от 31.10.2018 № С59-9/37222, от 27.11.2018 № С59-9/40273, и соответственно, непредоставлением обществом в Управление затребованных предписанием документов, Управление не имеет возможности провести проверку сведений, изложенных в обращении, касающихся соблюдения требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах к порядку созыва, подготовки к проведению и проведения годового общего собрания акционеров общества по итогам 2017 года, а также к порядку проведения аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества за 2017 год.

Неполучение и неисполнение обществом предписаний от 31.10.2018 № С59-9/37222, от 27.11.2018 № С59-9/40273 препятствует осуществлению деятельности Банка России по защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, а также по предупреждению и предотвращению нарушений на рынке ценных бумаг.

В связи с отсутствием иных средств воздействия на нарушителя, Банк России обратился в арбитражный суд с заявлением о принудительном исполнении предписания от 27.11.2018 № С59-9/40273.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что на дату судебного заседания (20.06.2019) предписание от 27.11.2018 № С59-9/40273 ответчиком не исполнено (доказательства обратного в материалах дела отсутствуют), требование Центрального банка Российской Федерации подлежит удовлетворению.

При этом суд исходит из того, что рассматриваемые предписания выданы Банком России в пределах предоставленных ему полномочий, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав АО «Автоколонна 2082», направлены на защиту прав и законных интересов акционеров; право Банка России требовать принудительного исполнения предписания установлено законом; АО «Автоколонна 2082» не представлено доказательств невозможности исполнения предписаний, в том числе от 27.11.2018 № С59-9/40273.

Изложенное не противоречит позиции Верховного Суда Российской Федерации, указанной в определении от 01.10.2018 № 304-ЭС18-14549.

В настоящее время общество является действующим юридическим лицом, обладающим соответствующей процессуальной правоспособностью, поскольку в едином государственном реестре юридических лиц запись об его исключении из указанного реестра отсутствует.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины, подлежащей уплате в арбитражный суд при подаче исковых заявлений неимущественного характера, установлен в сумме 6 000 рублей.

В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобождён от уплаты государственной пошлины.

Исходя из подпункта 5 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, из разъяснений, данных по вопросу 3 в «Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2013 года», утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 03.07.2013, льготы по уплате государственной пошлины предоставляются Банку России во всех случаях, когда он, действуя в пределах компетенции, обращается в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от её уплаты.

Учитывая результат рассмотрения дела, с АО «Автоколонна 2082» подлежит взысканию в доход федерального бюджета 6000 государственной пошлины.

Настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Автоколонна 2082» в срок не позднее семи рабочих дней с даты вступления в силу настоящего решения исполнить требования предписания Банка России о представлении документов от 27.11.2018 № С59-9/40273.

Взыскать с  открытого акционерного общества «Автоколонна 2082» в доход федерального бюджета 6000 руб. государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.М. Чурилина