АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
12 ноября 2010 года
Дело № А33-8289/2010
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 11 ноября 2010 года.
В полном объёме решение изготовлено 12 ноября 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Баукиной Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя ФИО1 (Красноярский край, п. Краснотуранск)
к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (Красноярский край, п. Краснотуранск),
к муниципальному образованию Краснотуранский сельсовет (Красноярский край, п. Краснотуранск)
о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка по адресу: <...>, заключенного между ФИО2 и муниципальным образованием Краснотуранского сельсовета 05.12.2007 № 3,
о прекращении права собственности ФИО2 на земельный участок по адресу: <...>,
с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика:
- управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (г. Красноярск),
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО3- представителя истца по доверенности от 26.08.2010,
от ответчика (индивидуального предпринимателя ФИО2): ФИО4- представителя по доверенности от 21.10.2010,
от ответчика (муниципального образования Краснотуранский сельсовет): ФИО4 - представителя по доверенности от 20.10.2010,
от третьего лица: ФИО5 - представителя по доверенности от 13.05.2010,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боженькиной С.Ю.,
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к индивидуальному предпринимателю ФИО2, к муниципальному образованию Краснотуранский сельсовет о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи земельного участка по адресу: <...>, заключенного между ФИО2 и муниципальным образованием Краснотуранского сельсовета 05.12.2007 № 3; о прекращении права собственности ФИО2 на земельный участок по адресу: <...>.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 12.07.2010 возбуждено производство по делу.
Представитель истца представил дополнительные доказательства: фрагмент генерального плана земельного участка по адресу: <...> года; план застройки рынка <...>. Доказательства приобщены к материалам дела.
Истец заявленные требования поддержал по следующим основаниям:
- смежность земельных участков истца и ответчика усматривается из дежурной кадастровой карты (плана) земельного ответчика;
- Ответчик запрещает истцу свободный доступ к принадлежащему ему земельному участку, установил на въезде шлагбаум, без согласования с ответчиком свободный доступ истца на его земельный участок невозможен.
- Согласно постановлению администрации Краснотуранского района от 05.12.2007 № 513-п и данным кадастрового учета земельного участка, земельный участок ответчика имеет обременения, площадь обременения для прохода, проезда – 782 кв.м., площадь охранной линии канализации – 63 кв.м., площадь охранной линии канализации, обременения для похода, проезда – 21 кв.м.
- Земельный участок ответчика расположен на территории муниципального рынка, относящегося к местам общего пользования, в связи с чем в соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизации не подлежит.
- Оспариваемый договор купли-продажи земельного участка нарушает права истца как собственника смежного земельного участка в беспрепятственном доступе к недвижимости истца.
- Спорный договор купли-продажи земельного участка от 05.12.2007 № 3 является не только недействительным, но и не заключенным, так как стороны в нем не согласовали все существенные условия. Так в нарушение статьи 31 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в предмете договора отсутствует указание о том, что земельный участок обременен публичным сервитутом.
Ответчик – ФИО2 - иск оспорил согласно следующим снованиям:
- истец не является надлежащим истцом по искам о признании недействительными договоров купли-продажи, так как не является стороной сделки, не обладает полномочиями прокурора.
- Статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрено такое последствие недействительности сделки как прекращение права собственности. Такой способ защиты как прекращение права собственности статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации также не установлен.
- При заключении договора купли-продажи от 05.12.2007 № 3 были соблюдены все требования действующего законодательства Российской Федерации. По данным единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на дату заключения договора и проведения торгов, каких-либо обременений земельного участка зарегистрировано не было.
- Истцу не чинятся препятствия в реализации его права требования установления частного сервитута для прохода к своим зданиям.
- В статье 23 Земельного кодекса Российской Федерации среди оснований для установления публичного сервитута отсутствует такое основание, как использование земельного участка в целях прохода и проезда к недвижимому имуществу, принадлежащему третьему лицу на праве собственности.
- Истец не представил доказательства наличия препятствий в использовании недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве собственности.
- Ответчик использует земельный участок в соответствии с его целевым назначением, несет бремя его содержания, любое вмешательство в полномочия собственника могут быть оценены как нарушение права собственности.
- Установление публичного сервитута на земельный участок ответчика не обеспечивает интересы государства, местного самоуправления, местного населения в соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации. Использование земельного участка в целях прохода и проезда к недвижимому имуществу, принадлежащему частному лицу, может регулироваться путем установления частного сервитута в соответствии с гражданским законодательством.
- После издания постановления от 31.07.2007 № 513-п муниципальным образованием не проводилась процедура по организации и проведении публичных слушаний для установления публичного сервитута. Таким образом, при заключении сделки требования статей 28, 31, 32 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», а также пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации соблюдены.
Ответчик - муниципальное образование Краснотуранский сельсовет – иск оспорил исходя из следующего:
- договор купли-продажи от 05.12.2007 № 3 заключен в результате проведения аукциона о продаже муниципального имущества. На дату заключения договора и проведения аукциона какие-либо ограничения и обременения земельного участка в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрированы не были.
- Истец не представил доказательства о наличии препятствий в пользовании принадлежащем ему недвижимым имуществом.
Представитель третьего лица дал пояснения, аналогичные изложенным в письменном отзыве на исковое заявление:
- при государственной регистрации права собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером 24:22:0401023:0067 регистрирующим органом было установлено, что договор купли-продажи земельного участка от 05.12.2007 № 3 по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
- Право собственности истца на земельный участок с кадастровым номером 24:22:0401023:0030 возникло 14.11.2008, земельный участок с кадастровым номером 24:22:0401023:0067 поставлен на государственный кадастровый учет с уточненными границами в августе 2008 года, то есть до возникновения права истца на его земельный участок.
- Истец не является лицом, чьи права могут быть затронуты в результате проведения межевания земельного участка с кадастровым номером 24:22:0401023:0067, поскольку не является правообладателем смежного земельного участка.
- Статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрено такое последствие недействительности сделки, как прекращение права собственности.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Свидетельством о государственной регистрации права от 18.06.2004 серии 24ГЗ № 004382 подтверждается право собственности ФИО1 на нежилое помещение площадью 22,9 кв.м. по адресу: Россия, <...> «б», строение № 1 пом. 3.
На основании постановления администрации Краснотуранского района от 15.02.2007 № 102-п, ФИО1 в собственность за плату предоставлен земельный участок из категории земель – земли населенных пунктов с кадастровым номером 24:22:0401023:0030, расположенный по адресу: <...> «б», строение № 1, помещение № 3, для ведения торгово-предпринимательской деятельности в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка, площадью 56,00 кв.м.
В соответствии с договором купли-продажи земельного участка от 28.02.2007 муниципальное образование Краснотуранский район в лице администрации Краснотуранского района (продавец) продал ФИО1 (покупатель) купила в собственность земельный участок с кадастровым номером 24:22:0401023:0030, находящийся по адресу: <...> «б», строение № 1, помещение № 3, в границах кадастрового плана прилагаемого к договору, общей площадью 56,00 кв.м., категория земельного участка – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения торгово-предпринимательской деятельности (земли под объектами торговли).
В кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 24:22:0401023:0030, с местоположением: <...> «б», строение № 1, помещение № 3, указаны следующие характеристики земельного участка: категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для торгово-предпринимательской деятельности, площадь – 56 +/- 5 кв.м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15.08.2008 серии 24 ЕЗ № 882774 ФИО1 на праве общей долевой собственности (1/2 доли) принадлежит магазин общей площадью 120 кв.м., лит. Б, расположенный по адресу: Россия, <...> «г».
Свидетельством о государственной регистрации права от 15.08.2008 серии 24 ЕЗ № 882773 подтверждается право общей долевой собственности (1/2 доли) ФИО6 на магазин общей площадью 120 кв.м., лит. Б, расположенный по адресу: Россия, <...> «г».
В кадастровом паспорте от 05.08.2008, а также техническом паспорте от 23.07.2008 здания по адресу: Красноярский край, <...> «г», лит. Б, отражены следующие технические характеристики здания: назначение – нежилое, количество этажей – 1, год ввода в эксплуатацию – 2008, кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположено здание - 24:22:0401023:0039.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15.10.2009 серии 24 ЕИ № 354866 ФИО1 на праве общей долевой собственности (1/2 доли) принадлежит земельный участок из категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства и эксплуатации пристроенного нежилого здания магазина площадью 204 кв.м. по адресу: Россия, <...> «г», кадастровый номер: 24:22:0101023:39.
В соответствии с кадастровым паспортом от 19.06.2009 земельного участка с кадастровым номером 24:22:0401023:39, земельный участок по адресу: Красноярский край, <...> «г», относится к категории земель – земли поселений, разрешенное использование – для строительства и эксплуатации пристроенного нежилого здания магазина, площадь – 204 +/- 3,12 кв.м.
Из дежурной кадастровой карты (плана) кадастрового квартала 24:22:0401023 усматривается, что земельные участки с кадастровыми номерами 24:22:0401023:30 и 24:22:0401023:39 являются смежными с земельным участком 24:22:0401023:67.
На основании договора № 30/06 от 30.08.2006 с администрацией Краснотуранского сельсовета землеустроительная организация ООО «Карат» выполнила комплекс работ по установлению (восстановлению) границ земельного участка, расположенного по адресу: <...>, муниципальный рынок.
Землеустроительное дело по межеванию земельного участка, расположенного по адресу: <...>, муниципальный рынок утверждено главным специалистом-экспертом территориального отдела № 6 Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю 23.07.2007. В межевом деле имеется проектный план границ образуемого земельного участка, на котором перекрещенной штриховкой обозначена территория, которая необходима для прохода и проезда. Аналогичной штриховкой обозначено обременение для прохода, проезда в карте (плане) границ земельного участка с местоположением: <...>, муниципальный рынок (с. 26 землеустроительного дела).
Постановлением администрации Краснотуранского района от 31.07.2007 утверждена площадь земельного участка, расположенного по адресу: <...> «б», муниципальный рынок, - 1867,00 кв.м., в том числе площадь обременения для прохода, проезда, - 782 кв.м., площадь охранной зоны линии канализации – 63 кв.м., площадь охранной зоны линии канализации, обременения для прохода, проезда – 21 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для деятельности муниципального рынка.
Администрация Краснотуранского сельсовета Краснотуранского района 01.10.2007 приняла распоряжение № 08-Р о реализации на аукционе земельного участка для деятельности муниципального рынка по адресу: <...> «б».
В соответствии с протоколом № 2 проведения аукциона (в открытой форме) по приватизации через продажу муниципального недвижимого имущества Краснотуранского сельсовета от 26.11.2007 лот № 3 – земельный участок общей площадью 1867 кв.м., расположенный по адресу: <...> «б», продан ФИО2
По договору купли-продажи земельного участка от 05.12.2007 № 3 муниципальное образование Краснотуранский сельсовет (продавец) продал, а ФИО2 (покупатель) купил в собственность земельный участок с кадастровым номером 24:22:0401023:0067, по адресу: Россия, <...> «б», в границах кадастрового плана, общей площадью 1867,00 кв.м., категория земельного участка – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для деятельности муниципального рынка (пункт 1 договора).
В пункте 2 договору купли-продажи земельного участка от 05.12.2007 № 3 указано, что отчуждаемый земельный участок свободен от любых имущественных прав и претензий третьих лиц, продается на основании распоряжения Главы Краснотуранского сельсовета от 01.10.2007 № 08-Р.
Согласно кадастровому паспорту от 12.07.2010 земельного участка с кадастровым номером 24:22:0401023:67 земельный участок по адресу: <...> «б» имеет следующие характеристики: категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для деятельности муниципального рынка, площадь – 1867 +/- 30 кв.м.; сведения о частях земельного участка и обременениях лист № 3 (В3): особый режим использования земли: охранная зона линии канализации 19 м (часть 1); сервитут: право прохода и проезда через земельный участок 21 м (часть 2); особый режим использования земли: охранная зона линии канализации 44 м (часть 3); сервитут: право прохода и проезда через земельный участок 640 м (часть 4); сервитут: право прохода и проезда через земельный участок 142 м (часть 5).
На листе В 4 кадастрового паспорта земельного участка 24:22:0401023:67 от 12.07.2010 изображены границы части 4 ( :67/4), предназначенной для прохода и проезда через земельный участок.
Согласно плану застройки рынка <...> «б» в масштабе 1:500 проход на территорию рынка со стороны ул. Юности возможен исключительно по земельному участку с кадастровым номером 24:22:0401023:0067.
Подход к помещению № 3 строения № 1 по ул. Юности, 32 «б» с. Краснотуранск, а также к магазину по ул. Юности, 32 «г» с. Краснотуранск, равно как и к другим строениям, расположенным вдоль прохода на территорию рынка, осуществляется через часть земельного участка 24:22:0401023:0067/4 (от точки 34 до точки 55 в карты (плана) границ земельного участка с местоположением: <...>, муниципальный рынок). Указанная часть земельного участка с кадастровым номером 24:22:0401023:67 расположена за пределами красной линии.
Государственный инспектор Краснотуранского района по пожарному надзору в справке от 01.10.2010 № 2-13-10-120 сообщает, что по состоянию на 01.10.2010 свободного проезда и подъезда к объектам, расположенным по адресу: <...> «г» и <...> «б» через территорию, используемую под открытый рынок, нет. Данная территория огорожена, въездные ворота закрыты на замок.
В ответе от 29.10.2009 № 03-14/270 на заявление граждан от 14.08.2009 об установлении публичного сервитута на земельный участок на территории рынка глава Краснотуранского сельсовета сообщил, что на основании договора купли-продажи от 05.12.2007 рынок села Краснотуранск принадлежит ФИО2 и не является муниципальным. Администрация сельсовета не вправе устанавливать сервитут в соответствии со статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации. В кадастровой выписке об указанном земельном участке, которая является первичным документом, на плане-схеме указан сервитут, то есть участок общего пользования.
Полагая, что сделка по приватизации земельного участка с кадастровым номером 24:22:0401023:0067 не соответствует земельному законодательству и законодательству о приватизации земельных участков, истец обратился в арбитражный суд в настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 123 Конституции Российской Федерации, статьям 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Из положений части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном кодексом.
Истцом заявлено требование о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка по адресу: <...>, заключенного между ФИО2 и муниципальным образованием Краснотуранского сельсовета 05.12.2007 № 3.
К обороту земельных участков применяются нормы гражданского законодательства (пункт 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 32 Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», поскольку Гражданский кодекс Российской Федерации не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается право собственности истца на нежилое помещение площадью 22,9 кв.м. по адресу: Россия, <...> «б», строение № 1 пом. 3 и магазин общей площадью 120 кв.м., лит. Б, расположенный по адресу: Россия, <...> «г», а также на земельные участки с кадастровыми номерами 24:22:0401023:30 и 24:22:0401023:39.
Из дежурной кадастровой карты (плана) кадастрового квартала 24:22:0401023 усматривается, что земельные участки с кадастровыми номерами 24:22:0401023:30 и 24:22:0401023:39 являются смежными с земельным участком 24:22:0401023:67.
В листе 3 (В3) кадастрового паспорта от 12.07.2010 земельного участка с кадастровым номером 24:22:0401023:67 содержатся сведения о частях участка и обременениях: особый режим использования земли: охранная зона линии канализации 19 м (часть1); сервитут: право прохода и проезда через земельный участок 21 м. (часть 2); особый режим использования земли: охранная зона линии канализации 44 м (часть 3); сервитут: право прохода и проезда через земельный участок 640 м. (часть 4); сервитут: право прохода и проезда через земельный участок 142 м. (часть 5).
На листе В 4 кадастрового паспорта земельного участка 24:22:0401023:67 от 12.07.2010 изображены границы части 4 ( :67/4), предназначенной для прохода и проезда через земельный участок.
Согласно плану застройки рынка <...> «б» в масштабе 1:500 проход на территорию рынка со стороны ул. Юности возможен исключительно по земельному участку с кадастровым номером 24:22:0401023:0067, часть 4.
Подход к помещению № 3 строения № 1 по ул. Юности, 32 «б» с. Краснотуранск, а также к магазину по ул. Юности, 32 «г» с. Краснотуранск, равно как и к другим строениям, расположенным вдоль прохода на территорию рынка, осуществляется через часть земельного участка 24:22:0401023:0067/4 (от точки от 34 до 55 в карты (плана) границ земельного участка с местоположением: <...>, муниципальный рынок). Указанная часть земельного участка с кадастровым номером 24:22:0401023:67 расположена за пределами красной линии.
Государственный инспектор Краснотуранского района по пожарному надзору в справке от 01.10.2010 № 2-13-10-120 сообщает, что по состоянию на 01.10.2010 свободного проезда и подъезда к объектам, расположенным по адресу: <...> «г» и <...> «б» через территорию, используемую под открытый рынок, нет. Данная территория огорожена, въездные ворота закрыты на замок.
При таких обстоятельствах суд признал обоснованным довод истца, что у него имеется заинтересованность в оспаривании договора купли-продажи земельного участка от 05.12.2007 № 3 по тому основанию, что ФИО2 приватизировала земельный участок из земель общего пользования.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к жилым, общественно-деловым, производственным и иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 24:22:0401023:0067, по адресу: Россия, <...> «б», общей площадью 1867,00 кв.м. был сформирован в составе земель населенных пунктов с видом разрешенного использования для деятельности муниципального рынка. Категория и вид разрешенного использования земельного участка не изменялись ни на момент заключения договора купли-продажи от 05.12.2007 № 3, ни на момент предъявления настоящего иска в арбитражный суд.
В пункте 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Согласно пункту 8 статьи 28 Федерального закона 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Однако администрация Краснотуранского сельсовета Краснотуранского района 01.10.2007 приняла распоряжение № 08-Р о реализации на аукционе земельного участка для деятельности муниципального рынка по адресу: <...> «б».
По договору купли-продажи земельного участка от 05.12.2007 № 3 муниципальное образование Краснотуранский сельсовет (продавец) продал в собственность а ФИО2 (покупатель) земельный участок с кадастровым номером 24:22:0401023:0067, по адресу: Россия, <...> «б», в границах кадастрового плана, общей площадью 1867,00 кв.м., категория земельного участка – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для деятельности муниципального рынка (пункт 1 договора).
Как усматривается из кадастрового дела на земельный участок с кадастровым номером № 24:22:0401023:67 с заявкой о постановке на кадастровый учет указанного земельного участка обратилось муниципальное образование «Краснотуранский район». В качестве документа, подтверждающего границы земельного участка, категорию земель, разрешенное использование и наличие обременений заявитель представил постановление администрации Краснотуранского района от 31.07.2007 № 513 –п.
Постановлением администрации Краснотуранского района от 31.07.2007 № 513–п утверждена площадь земельного участка, расположенного по адресу: <...> «б», муниципальный рынок, - 1867,00 кв.м., в том числе площадь обременения для прохода, проезда, - 782 кв.м., площадь охранной зоны линии канализации – 63 кв.м., площадь охранной зоны линии канализации, обременения для прохода, проезда – 21 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для деятельности муниципального рынка.
Согласно кадастровому паспорту от 12.07.2010 земельного участка с кадастровым номером 24:22:0401023:67 земельный участок по адресу: <...> «б» имеет следующие характеристики: категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для деятельности муниципального рынка, площадь – 1867 +/- 30 кв.м.
С учетом изложенных обстоятельств земельный участок, используемый для деятельности муниципального рынка, в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не подлежал приватизации.
Следовательно, договор купли-продажи земельного участка от 05.12.2007 № 3, заключенный муниципальным образованием Краснотуранский сельсовет с ФИО2, является недействительным.
Вместе с тем довод истца о том, что договор купли-продажи земельного участка от 05.12.2007 № 3 является не только недействительны, но и не заключенным, так как стороны в нем не согласовали условие о его обременении публичным сервитутом, не обоснован.
Действительно, при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации соответствующее имущество может быть обременено публичным сервитутом (пункт 1 статьи 31 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ).
Публичные сервитуты могут устанавливаться в том числе для прохода или проезда через земельный участок (подпункт 1 пункта 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установлению публичного сервитута должны предшествовать общественные слушания, которые обеспечивают соблюдение необходимого баланса публичного и частного интереса при использовании земельного участка.
Согласно пункту 4 статьи 31 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ решение об установлении обременения, в том числе публичного сервитута, принимается одновременно с принятием решения об условиях приватизации государственного или муниципального имущества. Обременение, в том числе публичный сервитут, в случаях, если о его установлении принято соответствующее решение, является существенным условием сделки приватизации. Сведения об установлении обременения, в том числе публичного сервитута, должны быть указаны в информационном сообщении о приватизации государственного или муниципального имущества.
В силу пункта 9 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут.
Согласно пункту 1 статьи 27 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц. Государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости.
В силу указанных выше норм материального права с заявлением о государственной регистрации публичного сервитута может обратиться орган местного самоуправления.
Как усматривается из материалов дела, муниципальное образование Краснотуранский сельсовет с заявлением о государственной регистрации публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:22:0401023:67 не обращалось.
Следовательно, отсутствовали основания для включения в договор купли-продажи от 05.12.2007 № 3 сведений об обременении земельного участка с кадастровым номером 24:22:0401023:67 публичным сервитутом.
При таких обстоятельствах, условие о предмете договора купли-продажи земельного участка от 05.12.2007 № 3 считается согласованным, а сам договор является заключенным.
Исковое требование о прекращении права собственности ФИО2 на земельный участок по адресу: <...> удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в указанной статье, а также иными способами, предусмотренными законом.
Выбор конкретного способа защиты права зависит не только от воли лица, обращающегося в суд, но и от тех обстоятельств, при наличии которых испрашивается судебная защита. Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты. При этом при формулировании требования основания иска должны соответствовать его предмету.
В рамках настоящего дела заявлен иск о признании недействительной ничтожной сделки без заявления требования о применении последствий ее недействительности. Истец не требует возврата сторонами имущества в порядке реституции.
Вместе с тем в абзаце 2 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъясняется, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.
Заявленное истцом требование о прекращении права собственности как способ защиты гражданских прав не только не предусмотрен статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации или иным законом, но и не соответствует содержанию спорного правоотношения и характеру нарушения, на которые ссылается индивидуальный предприниматель ФИО1 в исковом заявлении.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 174 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ :
исковые требования удовлетворить частично.
Признать недействительным договор купли-продажи № 3 земельного участка с кадастровым номером 24:22:0401023:0067, находящегося по адресу: Россия, <...>, заключенный 05.12.2007 между ФИО2 и муниципальным образованием Краснотуранский сельсовет.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с муниципального образования Краснотуранский сельсовет в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО2 в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Е.А. Баукина