«27» августа 2008 г. Дело № А33-8300/2008
г. Красноярск
Судья арбитражного суда Красноярского краяЕ.В. Севастьянова,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «МРСК Сибири» (г. Красноярск)
к Министерству финансов Красноярского края (г. Красноярск)
о признании незаконным действия Департамента финансов администрации Красноярского края по отказу в списании задолженности открытого акционерного общества «МРСК Сибири» по пеням и штрафам в размере 20 140 225 руб., изложенному в письме от 23.04.2008 № 03-21/1455 и обязании Министерству финансов Красноярского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 4 (г. Москва)
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от заявителя: ФИО1, на основании доверенности от 26.06.2008 № 162/69 (паспорт),
от ответчика: ФИО2, на основании доверенности от 12.08.2008 № 121 (паспорт),
при ведении протокола судебного заседания судьей Севастьяновой Е.В.,
при объявлении резолютивной части решения 27.08.08, изготовлении полного текста мотивированного решения 27.08.08,
установил:
открытое акционерное общество «МРСК Сибири» (далее – общество «МРСК Сибири») обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Департаменту финансов администрации Красноярского края о признании незаконным действия, выразившегося в отказе по списанию задолженности общества по пеням и штрафам в размере 20 140 225 руб. и обязании Департамента финансов администрации Красноярского края восстановить нарушенное право.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 28.07.2008 к участию в деле привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 4.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд заменил ответчика по настоящему делу – Департамент финансов администрации Красноярского края – на Министерство финансов Красноярского края, в связи с переименованием, на основании представленного ходатайство представителя ответчика.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 4 в судебное заседание не явилось, о времени, месте и дате проведения судебного заседания извещено надлежащим образом (почтовое уведомление от 30.07.2008 № 66000021474916).
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие третьего лица (его представителя), надлежащим образом извещенного о дате, месте и времени судебного заседания.
В судебном заседании представитель заявителя заявленное требование поддержала, сославшись на доводы, изложенные в заявлении и дополнительных письменных возражениях на отзыв ответчика.
Представитель ответчика заявленные требования не признала, сославшись на доводы, изложенные в отзыве на заявление.
В соответствии со статьями 29, 198-199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд расценивает требование заявителя к Департаменту финансов администрации Красноярского края о признании незаконным действия, выразившегося в отказе по списанию задолженности общества по пеням и штрафам в размере 20 140 225 руб. как требование о признании незаконным действия Департамента финансов администрации Красноярского края по отказу в списании задолженности открытого акционерного общества «МРСК Сибири» по пеням и штрафам в размере 20 140 225 руб., изложенному в письме от 23.04.2008 № 03-21/1455.
Требование общества «МРСК Сибири» об обязании восстановить нарушенное право, рассматривается судом не как самостоятельное требование, а как указание на способ устранения допущенных, по мнению заявителя, прав и законных интересов общества.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
20.12.2007 на внеочередном Общем собрании акционеров принято решение № 3 о реорганизации открытого акционерного общества «Красноярскэнерго» в форме присоединения к открытому акционерному обществу «МРСК Сибири». В результате реорганизации универсальным правопреемником по всем правам и обязательствам ОАО «Красноярскэнерго» является ОАО «МРСК Сибири».
31.03.2008 Общество «МРСК Сибири» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1052460054327.
В соответствии Постановлением Совета администрации Красноярского края от 01.08.2002 № 293-П «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам, подлежащим зачислению в краевой целевой бюджетный дорожный фонд, а также по начисленным по этим налогам пеням и штрафам» ОАО «Красноярскэнерго» с 01.10.2002 получено право на реструктуризацию задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог и пени.
29.10.2002 ОАО «Красноярскэнерго» в Главное финансовое управление администрации Красноярского края представлен сводный график погашения задолженности по налогам в краевой целевой бюджетный дорожный фонд и задолженности начисленным пеням и штрафам, утвержденный Управлением автомобильных дорог по Красноярскому краю и межрайонной инспекцией по крупнейшим налогоплательщикам Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов.
31.10.2002 Главным финансовым Управлением администрации Красноярского края принято решение № 73 о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам, подлежащим зачислению в краевой целевой бюджетный дорожный фонд, а также по начисленным по этим налогам пеням и штрафам, в соответствии с утвержденным графиком погашения задолженности, который является неотъемлемой частью настоящего решения.
Обществу «Красноярскэнерго» предоставлено право равномерной уплаты задолженности в размере 73 274 519 руб., по налогам - в течение 6 лет, по пеням – в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам.
02.06.2004 Главным финансовым Управлением администрации Красноярского края принято решение № 1 о внесении изменений в решение от 31.10.2002 № 73 о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам, подлежащим зачислению в краевой целевой бюджетный дорожный фонд, а также по начисленным по этим налогам пеням и штрафам, которым обществу «Красноярскэнерго» предоставлено право равномерной уплаты задолженности в размере 40 835 519 руб.
В октябре 2004 года ОАО «Красноярскэнерго» досрочно погасило половину реструктуризированной задолженности по налогам в краевой целевой бюджетный дорожный фонд.
В октябре 2006 года ОАО «Красноярскэнерго» досрочно погасило всю реструктуризированную задолженность по налогам в краевой целевой бюджетный дорожный фонд, что подтверждается справкой от 01.02.2008 № 3, выданной межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 4 (г. Москва).
28.02.2008 в Департамент финансов администрации Красноярского края обществом «Красноярскэнерго» направлено письмо № 107/243 от 27.02.2008, с просьбой принять решение о списании задолженности по пеням и штрафам в краевой целевой бюджетный дорожный фонд в размере 20140225 руб., с приложением соответствующих документов.
29.04.2008 в адрес общества «МРСК Сибири» поступило письмо Департамента финансов администрации Красноярского края № 03-29/1455 от 23.04.2008, из которого следует, что вопрос о списании задолженности по пеням и штрафам будет рассматриваться после предоставления необходимой информации налоговым органом.
В письме также отражено, что процедура реализации права налогоплательщика на списание задолженности по пеням и штрафам, начисленным на задолженность по налогам в краевой целевой бюджетный дорожный фонд, регулируется пунктом 1.10 Порядка списания задолженности по пеням и штрафам, начисленным на задолженность по налогам в краевой целевой бюджетный дорожный фонд, утвержденного Постановлением Совета администрации Красноярского края от 01.08.2002 № 393-п «О порядке и сроках проведения реструктуризированной кредиторской задолженности юридических лиц по налогам, подлежащим начислению по этим налогам пеням и штрафам», которым урегулированы отношения, возникающие между налоговым и финансовым органами, возможность участия налогоплательщика в процессе обмена информации, в том числе путем предоставления необходимых документов и получение копии принятого решения указанным Порядком не предусмотрена.
Считая, что действия Департамента финансов администрации Красноярского края, выразившиеся в отказе по списанию задолженности общества по пеням и штрафам в размере 20 140 225 руб., не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, арбитражный суд нашел требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
-оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
-оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд приходит к выводу о том, что оспариваемое действие, выразившееся в отказе по списанию задолженности общества по пеням и штрафам в размере 20 140 225 руб. противоречит законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Довод ответчика, о том, что процедура реализации права налогоплательщика на списание задолженности по пеням и штрафам, начисленным на задолженность по налогам в краевой целевой бюджетный дорожный фонд, урегулированная пунктом 1.10 Порядка, не предусматривает возможность участия налогоплательщика в процессе обмена информации между налоговым и финансовым органами, в том числе путем предоставления необходимых документов и получения копии принятого решения, суд полагает несостоятельным, на основании следующего.
В соответствии со статьей 18-1 Закона Красноярского края от 29.03.2-02 № 2-144 «О краевом бюджете на 2002 год», в целях реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам, подлежащим зачислению в краевой целевой бюджетный дорожный фонд, а также по начисленным по этим налогам пеням и штрафам, Постановлением Совета администрации Красноярского края от 01.08.2002 № 393-п «О порядке и сроках проведения реструктуризированной кредиторской задолженности юридических лиц по налогам, подлежащим начислению по этим налогам пеням и штрафам» утвержден Порядок проведения в 2002 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам, подлежащим зачислению в краевой целевой бюджетный дорожный фонд, а также по начисленным по этим налогам пеням и штрафам.
Главному финансовому управлению администрации Красноярского края поручено провести в 2002 году реструктуризацию кредиторской задолженности юридических лиц по налогам, подлежащим зачислению в краевой целевой бюджетный дорожный фонд, а также по начисленным по этим налогам пеням и штрафам.
В соответствии с пунктом 1.1 настоящий Порядок устанавливает условия и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридического лица по налогам, пеням и штрафам, подлежащим зачислению в краевой целевой бюджетный дорожный фонд.
Пунктом 1.2 Порядка установлено, что реструктуризация задолженности юридических лиц по налогам, подлежащим зачислению в краевой целевой бюджетный дорожный фонд, а также по начисленным по этим налогам пеням и штрафам, проводится путем поэтапного (ежеквартального) погашения задолженности по налогам, а также пеням и штрафам, образовавшейся по данным учета налоговых органов по состоянию на 1 число месяца, в котором подается заявление о предоставлении права на реструктуризацию (далее - заявление).
Со дня принятия решения о предоставлении права на реструктуризацию прекращается начисление пени на сумму реструктурированной задолженности по налогам, подлежащим зачислению в краевой целевой бюджетный дорожный фонд, а также приостанавливаются меры принудительного взыскания в отношении реструктурированной задолженности (пункт 1.5 Порядка).
В случае принятия решения о реструктуризации задолженности юридического лица по налогам, подлежащим зачислению в краевой целевой бюджетный дорожный фонд, а также по начисленным по этим налогам пеням и штрафам, ему предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам в течение 6 лет, по пеням и штрафам - в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам (пункт 1.6 Порядка).
Процедура реализации права налогоплательщика на списание задолженности по пеням и штрафам, начисленным на задолженность по налогам в краевой целевой бюджетный дорожный фонд, регулируется пунктом 1.10 Порядка списания задолженности по пеням и штрафам, начисленным на задолженность по налогам в краевой целевой бюджетный дорожный фонд, утвержденного Постановлением Совета администрации Красноярского края от 01.08.2002 № 393-п «О порядке и сроках проведения реструктуризированной кредиторской задолженности юридических лиц по налогам, подлежащим начислению по этим налогам пеням и штрафам».
В соответствии с Постановлением Совета Администрации Красноярского края от 27.11.2003 № 334-П «О внесении изменений и дополнений в Постановление Совета Администрации Красноярского края от 01.08.2002 № 293-П «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам, подлежащим зачислению в краевой целевой бюджетный дорожный фонд, а также по начисленным по этим налогам пеням и штрафам» в пункт 1.10 Порядка проведения в 2002 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам, пеням и штрафам внесены изменения и дополнения.
Пункт 1.10 указанного Порядка предусматривает, что при погашении половины реструктурированной задолженности по налогам в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации производится списание половины долга по пеням и штрафам.
При погашении реструктурированной задолженности по налогам в течение 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам.
В случае проведения реструктуризации задолженности только по пеням и штрафам при своевременном и полном ежеквартальном внесении реструктурируемой задолженности согласно графику в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации производится списание половины долга по пеням и штрафам, а в случае своевременного ежеквартального внесения реструктурируемой задолженности согласно графику в течение 4 лет после принятия решения о реструктуризации - списание оставшейся суммы задолженности по пеням и штрафам.
Списание задолженности по пеням и штрафам производится с организаций, в отношении которых решение о реструктуризации задолженности было принято в соответствии с вышеуказанным Постановлением, с момента погашения ими реструктурированной задолженности по налогам.
Решение о списании задолженности по пеням и штрафам принимает Главное финансовое управление администрации Красноярского края (приложение 5) на основании справки налогового органа по месту учета юридического лица, предусматривающей сведения о выполнении организацией условий реструктуризации и сведения о задолженности по пеням и штрафам, подлежащим списанию (приложение 6).
Главное финансовое управление администрации Красноярского края:
в течение 30 дней со дня получения справки из налогового органа по месту учета юридического лица принимает решение о списании задолженности по пеням и штрафам;
в недельный срок со дня принятия решения о списании задолженности по пеням и штрафам направляет копию принятого решения в соответствующий налоговый орган по месту учета юридического лица.
Из изложенных выше норм действующего законодательства безусловно не следует, что справка должна быть направлена непосредственно налоговым органом в Главное финансовое управление администрации Красноярского края и не может быть передана через заинтересованное в принятии решения о списании задолженности лицо.
Из материалов дела следует, что в связи с досрочным погашением в октябре 2006 года ОАО «Красноярскэнерго» реструктуризированной задолженности по налогам в краевой целевой бюджетный дорожный фонд, межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 4 выдана справка от 01.02.2008 № 3.
28.02.2008 в Департамент финансов администрации Красноярского края обществом «Красноярскэнерго» направлено письмо № 107/243 от 27.02.2008, в соответствии которым общество просит принять решение о списании задолженности по пеням и штрафам в краевой целевой бюджетный дорожный фонд в размере 20140225 руб.
В подтверждение выполнения организацией условий реструктуризации обществом предоставлена справка (оригинал) от 01.02.2008 № 3 межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 4 о сведениях по задолженности по пеням и штрафам, подлежащим списанию.
Решение о списании задолженности по пеням и штрафам Главным финансовым управлением администрации Красноярского края в установленные законом сроки не принято. Департаментом финансов администрации Красноярского края в адрес общества «МРСК Сибири» направлено письмо № 03-29/1455 от 23.04.2008, из которого следует, что вопрос о списании задолженности по пеням и штрафам будет рассматриваться после предоставления необходимой информации налоговым органом.
По мнению ответчика, условием принятия соответствующего решения о списании задолженности является предоставление самим налоговым органом - межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 4 Главному финансовому управлению Администрации Красноярского края справки о сведениях по задолженности по пеням и штрафам, подлежащим списанию.
Суд приходит к выводу, о том, что самостоятельное предоставление обществом сведений выполнении условий реструктуризации и сведений о задолженности общества по пеням и штрафам, подлежащих списанию, не противоречит пункту 1.10 установленного Порядка, так как обществом были соблюдены условия погашения реструктурированной задолженности, в связи с чем, налоговым органом и была выдана справка, которая направлена в Департамент финансов администрации Красноярского края для принятия решения о списании задолженности по пеням и штрафам.
Довод ответчика о том, что представленная налогоплательщиком справка налогового органа от 01.02.2008 № 3 не соответствует утвержденной форме (приложению № 6 Порядка), так как не содержит расшифровку задолженности, подлежащей списанию по пени и штрафам, а содержит общую сумму задолженности, суд полагает несостоятельным, так как согласно решения № 1 от 02.06.2004 о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности, в котором содержится расшифровка общей суммы реструктурированной задолженности, сумма в размере 20 140 225 руб., является суммой начисленной пени, сумма штрафов отсутствует.
Следовательно, указание в справке налогового органа одной суммы пени (из-за отсутствия штрафов) в размере 20 140 225 руб., является правомерным.
Таким образом, на основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое действие Департамента финансов администрации Красноярского края, выразившееся в отказе по списанию задолженности общества по пеням и штрафам в размере 20 140 225 руб., не соответствует действующему законодательству, нарушает права и интересы общества.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд считает заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить заявление открытого акционерного общества «МРСК Сибири».
Признать незаконным действие Департамента финансов администрации Красноярского края по отказу в списании задолженности открытого акционерного общества «МРСК Сибири» по пеням и штрафам в размере 20 140 225 руб., изложенному в письме от 23.04.2008 № 03-21/1455.
Обязать Министерство финансов Красноярского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Министерства финансов Красноярского края в пользу открытого акционерного общества «МРСК Сибири» 2000 руб. госпошлины.
Разъяснить, что на решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в месячный срок.
Судья Е.В. Севастьянова