ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-8414/09 от 10.06.2009 Третьего арбитражного апелляционного суда

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А33-8414/2009

Красноярск

             Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2009 года.

             В полном объёме решение изготовлено 10 июня 2009 года.

     Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи А.Ф. Гурского,

     рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя Благовещенского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры

     к открытому акционерному обществу Авиакомпания «Красноярские авиалинии»

     о привлечении к административной ответственности,

     при участии представителя лица, привлекаемого к административной ответственности: ФИО1 на основании доверенности от 15.04.2009 № 11/7Б09-308,

     при ведении протокола судебного заседания судьей А.Ф. Гурским,

установил:

заместительБлаговещенского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры (далее - Прокурор) обратился  в  Арбитражный  суд Амурской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества Авиакомпании «Красноярские авиалинии» (далее – ОАО АК «Красноярские авиалинии») к административной ответственности  за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). 

     Определением Арбитражного суда Амурской области от 21.04.2009 дело № А04-1588/2009 передано по подсудности в Арбитражный суд Красноярского края.

            Согласно статьям 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителя заявителя.

            В судебном заседании представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, требование не признал, указав на то, что Благовещенской транспортной прокуратурой Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры нарушена процедура привлечения ОАО АК «Красноярские авиалинии» к административной ответственности.

Как следует из материалов дела, ОАО АК «Красноярские авиалинии» осуществляет  предпринимательскую деятельность по воздушным перевозкам пассажиров на основании  лицензии № ПП 0043 сроком действия с 04.12.2007 по 04.12.2012.

            По состоянию на 02.09.2008 в аэропорту г. Благовещенска зарегистрирована задержка авиарейса 7Б 511 от 01.09.2008 (общее количество пассажиров 85,  40 из которых расселены в гостинице, 45 пассажирам не были предоставлены услуги по размещению в гостинице при ожидании вылета рейса, время отправления по расписанию в 15 час. 00 мин., время фактического отправления – 02.09.2008 в 10 час. 00 мин.) по маршруту Красноярск – Благовещенск – Владивосток. Данный рейс прибыл в г. Благовещенск 02.09.2008 в 13 час. 30 мин.

           Задержка рейса произошла по причине необеспечения  топливом воздушного судна в аэропорту г. Благовещенск в связи с наличием задолженности перед топливозаправочной компанией.

           Изложенные обстоятельства явились основанием для вынесения 29.10.2008 Прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Оценив исследованные доказательства и обстоятельства дела в их совокупности, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований  и возражений.

            В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

           В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

           Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

           Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

  В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии со статьей 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.

          Согласно статьей 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

          О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.

В соответствии с частями 4.1, 5 статьи 28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

      Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

 В силу части 2 статьи 25.4 КоАП законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

 Пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2  «О  некоторых вопросах,  связанных  с  введением  в  действие КоАП РФ» предусмотрено, что положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (ч. 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (ч. 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (ч. 4).

 Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.

 Согласно  пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от  02.06.2004 № 10  «О  некоторых  вопросах,  возникших  в  судебной  практике  при  рассмотрении  дел  об  административных  правонарушениях» установив при рассмотрении дела несоответствие между датой составления протокола и моментом выявления правонарушения, суд оценивает это обстоятельство с учетом необходимости обеспечения административным органом лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, гарантий, предусмотренных статьей 28.2 КоАП.

 При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

Как  следует  из  материалов  дела, правонарушение было выявлено 01.09.2008,  а  постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.10.2008 было составлено без участия законного представителя ОАО АК «Красноярские авиалинии», о чем также в судебном заседании было заявлено представителем лица, привлекаемого к административной ответственности.

           Доказательств того, что ОАО АК «Красноярские авиалинии» извещалось о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.10.2008 арбитражному суду на момент рассмотрения настоящего дела не представлено, в связи с чем арбитражный суд пришел к выводу о том, что ОАО АК «Красноярские авиалинии» не было надлежащим образом извещено о времени и месте его составления, чем  оно было лишено предоставленных КоАП РФ гарантий защиты, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений.

           Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

          Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Указанные  выше процессуальные нарушения,  допущенные  административным  органом  при  вынесении постановления по делу об  административном  правонарушении от 29.10.2008 арбитражный суд признает существенными, возможность их устранения отсутствует, в связи с чем приходит к выводу о том, что основания для удовлетворения заявленного требования отсутствуют.

           Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления заместителя Благовещенского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры о привлечении открытого акционерного общества Авиакомпания «Красноярские авиалинии», зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным № 1022400662404, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, Аэропорт «Красноярск», к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

         Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                                               А.Ф. Гурский