АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
29 сентября 2011 г.
Дело № А33-9044/2011
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 26 сентября 2011 года.
В полном объёме решение изготовлено 29 сентября 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Лескова Р.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Техносервис» (г. Красноярск, ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии службы по Красноярскому краю ( г. Красноярск, ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным отказов в государственной регистрации права собственности,
заинтересованные лица:
муниципальное образование город Енисейск в лице администрации города Енисейска,
акционерный инвестиционный коммерческий банк «Енисейский объединенный банк»
(г. Красноярск)
в присутствии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 30.12.2009 (до перерыва),
от ответчика: ФИО2, представителя по доверенности от 28.12.2010 № 70-55/33243,
от муниципального образования город Енисейск в лице администрации города Енисейска: ФИО3, представителя по доверенности от 11.01.2011,
от акционерного инвестиционного коммерческого банка «Енисейский объединенный банк»: отсутствовал (извещен)
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания В.Н.Игнатенко
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Техносервис» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Управлению Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии службы по Красноярскому краю с требованиями:
1. о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на нежилое здание площадью 1009 кв.м., расположенное по адресу: <...>
, кадастровый номер 24:47:0000000:0:197, выраженный в сообщении об отказе в государственной регистрации от 05.03.2011 № 09/009/2010-702 и об обязании зарегистрировать право собственности общества с ограниченной ответственностью «Техносервис» на нежилое здание площадью 1009 кв.м., расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер 24:47:0000000:0:197;
2. о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на нежилое здание площадью 200,8 кв.м., расположенное по адресу: <...>
, кадастровый номер 24:47:000000:0000:01:0422:001017, выраженный в сообщении об отказе в государственной регистрации от 05.03.2011
№ 09/009/2010-701 и об обязании зарегистрировать право собственности общества с ограниченной ответственностью «Техносервис» на нежилое здание площадью 200,8 кв.м., расположенное по адресу: <...>;
3. о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на нежилое здание площадью 246,2 кв.м., расположенное по адресу: <...>
, кадастровый номер 24:47:010428:0001:01:0423:001018, выраженный в сообщении об отказе в государственной регистрации от 23.03.2011
№ 09/001/2011-287 и об обязании зарегистрировать право собственности общества с ограниченной ответственностью «Техносервис» на нежилое здание площадью 246,2 кв.м., расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер 24:47:010428:0001:01:0423:001018;
4. о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на нежилое здание площадью 189,2 кв.м., расположенное по адресу: <...>
-Крестьянская, 202 «А», кадастровый номер 24:47:010112:0003:01:0553:001241, выраженный в сообщении об отказе в государственной регистрации от 23.03.2011 № 09/001/2011-290 и об обязании зарегистрировать право собственности общества с ограниченной ответственностью «Техносервис» на нежилое здание площадью 189,2 кв.м., расположенное по адресу: <...>- Крестьянская, 202 «А», кадастровый номер 24:47:010112:0003:01:0553:001241.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 14.06.2011 возбуждено производство по делу.
Определением от 14.07.2011 подготовка дела к судебному разбирательству окончена, судебное разбирательство по делу назначено на 07.09.2011, для участия в деле в качестве заинтересованного лица привлечен акционерный инвестиционный коммерческий банк «Енисейский объединенный банк».
В судебном заседании 07.09.2011г. был объявлен перерыв до 16. час. 13.09.2011, в связи с удовлетворением ходатайства заявителя для уточнения заявленных требований.
После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле. В ходе судебного заседания суд пришел к выводу о необходимости отложить судебное разбирательство по делу для предоставления сторонами дополнительных доказательств по делу. Определением от 13.09.2011 рассмотрение дела отложено на 26.09.2011г.
В судебное заседание 26.09.2011г. не явился представитель Акционерного инвестиционного коммерческого банка «Енисейский объединенный банк». О времени и месте судебного заседания данный участник процесса извещен, исходя из положений ст.ст.123,156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании заявитель представил отказ от части требований изложенных в заявлении, а именно в части оспаривания отказа в государственной регистрации права собственности на нежилое здание площадью 200,8 кв.м., расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер 24:47:000000:0000:01:0422:001017, выраженный в сообщении об отказе в государственной регистрации от 05.03.2011 № 09/009/2010-701 и об обязании зарегистрировать право собственности общества с ограниченной ответственностью «Техносервис» на нежилое здание площадью 200,8 кв.м., расположенное по адресу: <...>.
Определением суда от 26.09.2011г. заявленный отказ, на основании ст.150 п.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принят судом производство по делу, в части требования от которых заявитель отказался, прекращено судом.
Управление Росреестра по Красноярскому краю, требования, изложенные в заявлении не признало по следующим основаниям изложенным в отзыве:
- В ходе проведения правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов, в порядке исполнения ст. 13 Закона о регистрации, установлено следующее. В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию представлен договор № 1/01 купли-продажи от 22.01.2007, в соответствии с которым ООО «Техносервис» приобрело у МУП коммунального хозяйства г. Енисейска вышеуказанные нежилые здания. По указанному договору МУП коммунального хозяйства г. Енисейска передало в собственность ООО «Техносервис» объекты недвижимого имущества. Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими на момент заключения. Договор № 1/01 купли-продажи от 22.01.2007 заключён после введения в действие ГК РФ, Закона о регистрации, следовательно, условия данного договора должны соответствовать требованиям ст. 554 ГК РФ, ст. 18 Закона о регистрации. В силу ст. 554 ГК РФ в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке.
При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, поскольку не достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (ст. 432 ГК РФ). Существенными являются условия, в том числе, о предмете договора.
Вместе с тем, в нарушение указанных правовых норм в правоустанавливающем документе - договоре № 1/01 купли-продажи от 22.01.2007 отсутствуют сведения о местоположении объектов недвижимого имущества, а именно: данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке.
Следовательно, данный договор купли-продажи по своему содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства и согласно ст. 554 ГК РФ считается не заключенным.Указанное обстоятельство в соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации явилось основанием для отказов в государственной регистрации.
- в соответствии с п.п. 1, 2 ст. 4 Закона о регистрации государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 ГК РФ. Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которые оформлены после введения в действия Закона о регистрации. Как следует из п. 2 ст. 13 Закона о регистрации, государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества или сделки с объектом недвижимого имущества возможна только при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав. Государственная регистрация возникшего до введения в действие Закона о регистрации права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества (п. 2 ст. 6 Закона о регистрации). При проверке на предмет отсутствия противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами установлено, что в ЕГРП отсутствуют сведения о регистрации права хозяйственного ведения продавца -МУП коммунального хозяйства г. Енисейска на заявленные на государственную регистрацию объекты недвижимости.
В отношении указанных нежилых зданий в ЕГРП имеются записи о государственной регистрации права собственности Муниципального образования г. Енисейск, на основании п.2 Постановления Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" №3020-1 от 27.12.1991 и выписки из реестра муниципального имущества г. Енисейска № 484 от 14.12.2007. В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (п. 2 ст. 16 Закона о регистрации). Однако в течение срока государственной регистрации в Енисейский отдел Управления не представлено заявление МУП коммунального хозяйства г. Енисейска - продавца по договору купли-продажи о государственной регистрации права хозяйственного ведения на указанные объекты недвижимого имущества, а также иные необходимые документы. Данное обстоятельство в соответствии с абзацем 9 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации явилось основанием для отказов в государственной регистрации.
- в соответствии со ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. Государственная регистрация проводится на основании заявления правообладателя (п. 1 ст. 16 Закона о регистрации). Заявления МУП коммунального хозяйства г. Енисейска о регистрации перехода права на вышеуказанные нежилые здания в Енисейский отдел Управления не представлены. Указанное обстоятельство в соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации явилось основанием для отказов в государственной регистрации.
- в соответствии со ст. 18 Закона о регистрации документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а именно: содержать описание объекта недвижимости и вид права, подлежащего государственной регистрации. В соответствии с договором № 1/01 купли-продажи от 22.01.2007 предметом купли-продажи являются следующие объекты недвижимости:
- нежилое здание котельной № 62 по адресу: <...>, общей площадью 731 кв. м;
- нежилое здание котельной № 31 по адресу: <...>, площадью 483,8 кв.м.;
- нежилое здание котельной № 29 по адресу: <...>, площадью 280 кв.м.;
- нежилое здание котельной № 22 по адресу: <...>, общей площадью 220 кв.м.
Однако в ЕГРП имеются записи о регистрации права собственности на следующие объекты недвижимого имущества:
-нежилое здание по адресу: <...>, общей площадью
200,8 кв.м.;
- нежилое здание по адресу: <...>, общей площадью 1009,4 кв.м.;
- нежилое здание по адресу: <...>, общей площадью 246,2 кв.м.;
-нежилое здание по адресу: <...>,
общей площадью 189,2 кв.м.
Таким образом, описание данных нежилых зданий, содержащееся в правоустанавливающем документе, противоречит их характеристикам по документам технического учета, имеющимся в деле правоустанавливающих документов. Следовательно, не представляется возможным идентифицировать объекты недвижимости, заявленные на государственную регистрацию с объектами недвижимости, которые указаны в правоустанавливающем документе - договоре № 1/01 купли-продажи от 22.01.2001, что препятствует государственной регистрации.
- при проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов, государственным регистратором установлено, что в ЕГРП содержится запись о запрете Управлению совершать любые действия, связанные с регистрацией прав и сделок в отношении нежилого здания, общей площадью 200,8 кв.м. по адресу: <...>, на основании определения Арбитражного суда Красноярского края от 16.04.2010 по делу №АЗЗ-953/2010. В течение срока государственной регистрации заявителем не представлены документы, свидетельствующие о снятии запрета. Данное обстоятельство в соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации также явилось основанием для отказа в государственной регистрации права собственности на нежилое здание по адресу: <...>.
- в настоящее время в ЕЕРП имеются записи о следующих ограничениях (обременениях):
- запрет Управлению совершать любые действия, связанные с регистрацией прав и сделок на нежилое здание, общей площадью 200,8 кв.м. по адресу: <...>, на основании определения Арбитражного суда Красноярского края об обеспечении иска от 14.06.2011 по делу № АЗЗ-9044/2011;
-запрет Управлению совершать любые действия, связанные с регистрацией прав и сделок в отношении нежилого здания, общей площадью 246,2 кв.м., по адресу: <...>, на основании определения Арбитражного суда Красноярского края об обеспечении иска от 14.06.2011 по делу № АЗЗ-9044/2011;
-запрет Управлению совершать любые действия, связанные с регистрацией прав и сделок в отношении нежилого здания, общей площадью 189,2 кв.м. по адресу: <...>, на основании определения Арбитражного суда Красноярского края об обеспечении иска от 14.06.2011 по делу № АЗЗ-9044/2011;
-запрет Управлению совершать любые действия, связанные с регистрацией прав и сделок в отношении нежилого здания, общей площадью 1009,4 кв.м. по адресу: <...>, на основании определения Арбитражного суда Красноярского края об обеспечении иска от 14.06.2011 по делу №АЗЗ-9044/2011;
- ипотека на нежилое здание, общей площадью 1009,4 кв.м., по адресу: <...>, в пользу Акционерного инвестиционного коммерческого банка «Енисейский объединенный банк», на основании договора ипотеки недвижимого имущества от 28.10.2010 № 53, дополнительного соглашения к договору ипотеки недвижимого имущества № 53 от 03.12.2010.
- в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности ООО «Техносервис» на вышеуказанные нежилые здания приостановлена на один месяц по решениям государственного регистратора, о чем заявитель был уведомлен в письменной форме. Согласно статье 19 Закона о регистрации, государственная регистрация может быть приостановлена на основании заявления правообладателя или сторон договора на срок не более трех месяцев. В Енисейский отдел Управления поступили заявления от ООО «Техносервис» о приостановлении государственной регистрации сроком на 90 дней в связи с необходимостью подготовки документов для государственной регистрации. Однако на момент окончания срока приостановления государственной регистрации причины, препятствующие проведению государственной регистрации, не были устранены.
- На основании изложенного, Енисейским отделом Управления в соответствии с абзацами 4,9,10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации приняты законные и обоснованные решения об отказах в государственной регистрации права собственности ООО «Техносервис» на указанные объекты недвижимости.
Акционерный инвестиционный коммерческий банк «Енисейский объединенный банк» представил отзыв на заявление, согласно которому просило отказать в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:
-нежилое здание (общей площадью 1009,4 кв.м., количество этажей - 3, количество подземных этажей - 1, по адресу: Россия, <...>. Кадастровый номер: 24:47:0000000:0:197) обеспечивает надлежащее исполнение обязательств МУП «Очистные сооружения» г.Енисейска Красноярского по договору на открытие кредитной линии (с установлением лимита задолженности) №69 от 14.10.2010;
-договор на открытие кредитной линии (с установлением лимита задолженности) № 69 от 14.10.2010 в настоящее время является действующим;
-в соответствии с п.2.1.6 договора ипотеки недвижимого имущества № 63 от 28.10.2010 залогодатель обязан не отчуждать закладываемое имущество без письменного согласия залогодержателя. В свою очередь ЗАО АИКБ «Енисейский объединенный банк» не давал своего согласия на продажу имущества, находящегося в залоге у Банка;
-оснований прекращения залога не имеется.
Администрация города Енисейска представило суду отзыв на заявление, в соответствии с которым, определило следующую позицию по делу:
- указанные в заявлении объекты недвижимости были переданы в хозяйственное ведение на основании договора о передаче в хозяйственное ведение муниципального имущества № 56 от 01.06.2004 года. Регистрация данного договора не была проведена в регистрирующем органе ни самим предприятием ни конкурсным управляющим предприятия банкрота как того требует Федеральный закон от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее закон о регистрации). Таким образом, предприятие не вступило в право хозяйственного ведения на указанные объекты недвижимого имущества, конкурсный управляющий при отсутствии регистрации договора хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества не имел законного основания для включения этого имущества в конкурсную массу, а тем более выставлять это имущество на торги. Это означает, что если продавец (предприятие) не имело законных оснований для продажи, то покупатель (ООО «Техносервис») не имеет законных оснований требовать регистрации перехода права собственности на спорные объекты недвижимости.
- требование о регистрации перехода права собственности на спорные объекты недвижимости, не может быть удовлетворено в связи с тем, что договор купли-продажи, на который ссылается заявитель, оформлен не надлежащим образом, а именно: в договоре не указаны данные, определяющие расположение объекта недвижимости на соответствующем земельном участке (требования ст. 554 ГК РФ Определение предмета в договоре продажи недвижимости) которая указывает, что в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным. В связи с не заключением договора купли-продажи недвижимости не может быть проведена регистрация перехода права собственности, т.к. отсутствует основание данного перехода права. Иных документов, подтверждающих законность данного требования заявителем суду не представлено. Кроме того, арбитражным судом Красноярского края по делу АЗЗ-4732/04-С4 к 12 определением от 27.06.2007 года «об отстранении конкурсного управляющего» установлено, что в соответствии с п.4 ст. 132 закона о банкротстве социально значимые объекты (котельные - социально значимые объекты) продаются путем проведения торгов в форме конкурса в порядке, установленном ст. 110 настоящего ФЗ. В нарушение приведенных норм действующего законодательства социально значимое имущество было продано на торгах в форме аукциона. Арбитражным судом Красноярского края по делу АЗЗ-3440/2007 решением от 25.07.2007 г. отказано администрации г. Енисейска в удовлетворении исковых требований о признании недействительными торгов от 22.01.2007 г. и договора купли-продажи № 1/01 от 22.01.2007 г. Однако в основу решения арбитражного суда об отказе в признании недействительными торгов и договора купли-продажи легло исключение из реестра юридических лиц предприятия-должника, которое являлось стороной оспариваемой сделки (продавцом). Противоречие проведенной сделки действующему законодательству судом установлено, за что конкурсный управляющий и был отстранен от управления предприятием должником. Предприятие, через банкротство ликвидировано, имущество (котельные) продано с нарушением законодательства, заявитель не предъявил суду доказательств того, что именно он купил, т.к. кроме списка в договоре купли-продажи и в акте к договору нет ни какой технической документации, с описанием того имущества, которое было приобретено заявителем. При рассмотрении арбитражным судом Красноярского края дела № A33-9421/2008 было установлено, что в договоре купли-продажи указаны неправильные адреса объектов недвижимости, которые уточнялись в ходе рассмотрения дела. Данные фактические обстоятельства дела также указывают на отсутствие согласованного условия о предмете договора (недвижимом имуществе), подлежащем передаче, что в свою очередь свидетельствует о том, что данный договор купли-продажи не может считаться заключенным.
Заявителем в материалы дела представлено Пояснение №2 по делу А33-9044/2011, которые приобщены судом к материалам дела.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
20.10.2010 в Енисейский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю ООО «Техносервис» обратилось с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: - здание, адрес: <...> кадастровый номер 24:47:010101:0011:01:0427:001022.
На государственную регистрацию заявителем были представлены документы, состав и перечень которых определен в расписке на получение документов на государственную регистрацию., о чем указано в книге учета входящих документов за №702 от 20.10.2010г.
28.10.2010г Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю (Енисейский отдел) принято уведомление о приостановлении государственной регистрации (исх.№09/009/2010-702).
05.03.2011г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю (Енисейский отдел) принято сообщение об отказе в государственной регистрации (09/009/2010-702).
Отказ мотивирован следующим:
- в ЕГРП отсутствует запись о государственной регистрации права хозяйственного ведения продавца – муниципального унитарного предприятия коммунального хозяйства г.Енисейска на объект недвижимого имущества, что препятствует государственной регистрации прав собственности за заявителем.
- муниципальное унитарное предприятие коммунального хозяйства г.Енисейска не представило на государственную регистрацию заявления о регистрации перехода права;
- имеются противоречия в описании объекта недвижимого имущества, содержащееся в правоустанавливающем документе (договор купли-продажи) с характеристиками, указанными в отношении данного объекта в документах технического учета (кадастровом паспорте), что отражается в существенном расхождении площади объекта (по договору 438,8 кв.м. по кадастровому паспорту 1009,4 кв.м.).
- в правоустанавливающем документе – договоре купли-продажи №1/01 от 22.01.2001г. отсутствуют сведения о местоположении объекта недвижимого имущества, а именно данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке.
Данный отказ произведен Управлением Росреестра по Красноярскому краю со ссылкой на абзацы 4,9,10, п.1 ст.20 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
14.02.2011 в Енисейский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю ООО «Техносервис» обратилось с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: - здание, адрес: <...>, кадастровый номер 24:47:010428:0001:01:0423:001018.
На государственную регистрацию заявителем были представлены документы, состав и перечень которых определен в расписке на получение документов на государственную регистрацию., о чем указано в книге учета входящих документов за №287 от 14.02.2011г.
21.02.2011г Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю (Енисейский отдел) принято уведомление о приостановлении государственной регистрации (исх.№09/001/2011-287).
23.03.2011г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю (Енисейский отдел) принято сообщение об отказе в государственной регистрации (09/001/2011-287).
Отказ мотивирован следующим:
- в ЕГРП отсутствует запись о государственной регистрации права хозяйственного ведения продавца – муниципального унитарного предприятия коммунального хозяйства г.Енисейска на объект недвижимого имущества, что препятствует государственной регистрации прав собственности за заявителем.
- муниципальное унитарное предприятие коммунального хозяйства г.Енисейска не представило на государственную регистрацию заявления о регистрации перехода права;
- постановление администрации г.Енисейска №251 от 25.07.1995г. представлена в копии с копии, не заверенной надлежащим образом;
- имеются противоречия в описании объекта недвижимого имущества, содержащееся в правоустанавливающем документе (договор купли-продажи) с характеристиками, указанными в отношении данного объекта в документах технического учета (кадастровом паспорте), что отражается в существенном расхождении площади объекта (по договору 280 кв.м. по данным, содержащимся в ЕГРП 246,2 кв.м.).
- в правоустанавливающем документе – договоре купли-продажи №1/01 от 22.01.2001г. отсутствуют сведения о местоположении объекта недвижимого имущества, а именно данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке.
Данный отказ произведен Управлением Росреестра по Красноярскому краю со ссылкой на абзацы 4,9,10, п.1 ст.20 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
14.02.2011 в Енисейский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю ООО «Техносервис» обратилось с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: - здание, адрес: <...>, кадастровый номер 24:47:010112:0003:01:0553:001241.
На государственную регистрацию заявителем были представлены документы, состав и перечень которых определен в расписке на получение документов на государственную регистрацию., о чем указано в книге учета входящих документов за №290 от 14.02.2011г.
21.02.2011г Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю (Енисейский отдел) принято уведомление о приостановлении государственной регистрации (исх.№09/001/2011-290).
23.03.2011г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю (Енисейский отдел) принято сообщение об отказе в государственной регистрации (09/001/2011-290).
Отказ мотивирован следующим:
- в ЕГРП отсутствует запись о государственной регистрации права хозяйственного ведения продавца – муниципального унитарного предприятия коммунального хозяйства г.Енисейска на объект недвижимого имущества, что препятствует государственной регистрации прав собственности за заявителем.
- муниципальное унитарное предприятие коммунального хозяйства г.Енисейска не представило на государственную регистрацию заявления о регистрации перехода права;
- имеются противоречия в описании объекта недвижимого имущества, содержащееся в правоустанавливающем документе (договор купли-продажи) с характеристиками, указанными в отношении данного объекта в ЕГРП, что отражается в существенном расхождении площади объекта (по договору 220 кв.м. по данным, содержащимся в ЕГРП 189,2 кв.м.).
- в правоустанавливающем документе – договоре купли-продажи №1/01 от 22.01.2001г. отсутствуют сведения о местоположении объекта недвижимого имущества, а именно данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке.
Данный отказ произведен Управлением Росреестра по Красноярскому краю со ссылкой на абзацы 4,9,10, п.1 ст.20 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Заявитель, считая вышеуказанные отказы в государственной регистрации права собственности незаконными, как противоречащим ст.ст. 551, 554 Гражданского кодекса Российской Федерации, просит арбитражный суд:
- признать незаконным отказ в государственной регистрации права собственности на нежилое здание площадью 1009 кв.м., расположенное по адресу: <...>
, кадастровый номер 24:47:0000000:0:197, выраженный в сообщении об отказе в государственной регистрации от 05.03.2011 № 09/009/2010-702 и обязать зарегистрировать право собственности общества с ограниченной ответственностью «Техносервис» на нежилое здание площадью 1009 кв.м., расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер 24:47:0000000:0:197;
- признать незаконным отказ в государственной регистрации права собственности на нежилое здание площадью 246,2 кв.м., расположенное по адресу: <...>
, кадастровый номер 24:47:010428:0001:01:0423:001018, выраженный в сообщении об отказе в государственной регистрации от 23.03.2011
№ 09/001/2011-287 и обязать зарегистрировать право собственности общества с ограниченной ответственностью «Техносервис» на нежилое здание площадью 246,2 кв.м., расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер 24:47:010428:0001:01:0423:001018;
- признать незаконным отказ в государственной регистрации права собственности на нежилое здание площадью 189,2 кв.м., расположенное по адресу: <...>
-Крестьянская, 202 «А», кадастровый номер 24:47:010112:0003:01:0553:001241, выраженный в сообщении об отказе в государственной регистрации от 23.03.2011 № 09/001/2011-290 и обязать зарегистрировать право собственности общества с ограниченной ответственностью «Техносервис» на нежилое здание площадью 189,2 кв.м., расположенное по адресу: <...>- Крестьянская, 202 «А», кадастровый номер 24:47:010112:0003:01:0553:001241.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п.4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Оспариваемые заявителем отказы управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю датированы 05 и 23.03.2011г.
Заявление в суд об оспаривании данных отказов подано в суд нарочным заявителя 06.06.2011г. С учетом данных обстоятельств, суд считает, что заявителем соблюдены сроки, определенные в ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отношении отказа в государственной регистрации права датированного 05.03.2011г., суд считает, что заявителем также не пропущен срок на его оспаривание. Как следует из заявления ООО «Техносервис» заявитель не определяет иную дату, с которой ему стало известно о принятом Управлением Росреестра по Красноярскому краю отказе в государственной регистрации права за №09/009/2010-702, чем дату самого отказа. Следовательно, заявитель узнал о его содержании в день его принятия, а именно с 05.03.2011г. С учетом положений ст.114 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока, т.е. 05.06.2011г. В случаях, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день. Поскольку 05.06.2011 приходится на нерабочий день, следовательно заявление поданное ООО «Техносервис» 06.06.2011 об оспаривании в т.ч. отказа в государственной регистрации права от 05.03.2011, является поданным с соблюдением сроков, определенных в ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
В соответствии со ст.8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Согласно ст.15 Основного закона органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции Российской Федерации).
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст.46 Основного закона).
Статьей 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определен порядок проведения государственной регистрации прав, это:
-прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
-правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;
-установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
-внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
-совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Статьей 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Как указано в оспариваемых заявителем отказах в государственной регистрации, на государственную регистрацию от продавца имущества (муниципального унитарного предприятия коммунального хозяйства г.Енисейска) не было представлено заявление об осуществление регистрационных действий. В самом ЕГРП отсутствует запись о государственной регистрации права хозяйственного ведения продавца – муниципального унитарного предприятия коммунального хозяйства г.Енисейска на объект недвижимого имущества, что препятствует государственной регистрации прав собственности за заявителем.
Суд считает, что вышеуказанные в отказе в осуществлении регистрационных действий не могли в данном случае являться основанием для отказа государственной регистрации права на основании следующего:
В соответствии со ст. 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. Согласно ст.6 Федерального Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества без уплаты государственной пошлины.
Согласно ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
Как следует из договора купли-продажи недвижимого имущества №1/01 от 22.01.2007г. (предоставленного в числе других документов на государственную регистрацию), продавцом имущества, определенного в качестве объекта продажи в Приложении №1 выступило муниципальное унитарное предприятие коммунального хозяйства г.Енисейска. По акту приема-передачи имущество передано продавцом заявителю 27.02.2007г. Оплата за приобретаемое имущество произведена заявителем по платежному поручению №10 от 20.02.2007г.
Постановлением Третьего Арбитражного апелляционного суда по делу А33-989/2010 от 28.09.2010г., в котором участвовало и Управление Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю установлен факт ликвидации продавца по договору купли-продажи от 22.01.2007г., что подтверждалось предоставленной в дело выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 18.02.2010г. №112.
Согласно представленным в дело Сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц на 02.06.2011г., запись о ликвидации муниципального унитарного предприятия коммунального хозяйства г.Енисейска была внесена в реестр 13.07.2007г.
Следовательно, обязанность продавца на подачу заявления о государственной регистрации прав в отношении проданного заявителю недвижимого имущества прекращена в силу ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с утратой продавцом имущества своей правоспособности. С учетом указанного выше обстоятельства отсутствие заявления продавца не может служить основанием в отказе осуществления регистрационных действий.
Согласно п.62 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам главы 25 ГПК Российской Федерации или главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя.
Как указывает регистрационный орган в оспариваемых отказах, вторым основанием для отказа в проведении государственной регистрации явился факт отсутствия в ЕГРП записи о государственной регистрации права хозяйственного ведения продавца – муниципального унитарного предприятия коммунального хозяйства г.Енисейска на объекты недвижимого имущества реализованные заявителю.
Согласно ст.6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества и государственная регистрация возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества проводятся не позднее чем в месячный срок со дня подачи соответствующих заявлений и других необходимых для государственной регистрации права, перехода права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества документов, если иные сроки не установлены федеральным законом.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества без уплаты государственной пошлины.
Учитывая факт ликвидации продавца, его обязанность по государственной регистрации права хозяйственного ведения прекратилась в следствии утраты правоспособности.
Как следует из представленных в дело расписок о приеме регистрирующим органом от заявителя документов на государственную регистрацию, Управлению Росреестра по Красноярскому краю, в качестве подтверждения у продавца ранее возникшего права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имуществ проданные по договору от 22.01.2007г. №1/01, были представлены:
- устав муниципального унитарного предприятия коммунального хозяйства от 25.10.2003гю
-Постановление администрации г.Енисейска от 04.10.1995г.№360;
-Распоряжение администрации г.Енисейска от 19.10.1998г. №337
В соответствии с вышеуказанными актами продавцу имущество передавалась:
- котельная на 3 котла по ул.Ромашкина, 2-а (постановление администрации Енисейского района №360от 04.10.1995г.);
-котельная РСУ по ул.Рабоче-Крестьянская, 202(постановление администрации Енисейского района №360 от 04.10.1995г.);
-котельная с оборудованием по ул.Ванеева (распоряжение №337 от 19.10.1998г.)
Согласно устава продавца, являющегося предметом экспертизы в числе иных документов предоставленных на государственную регистрацию, Енисейское муниципальное предприятие коммунального хозяйства было создано в соответствии с Постановлением администрации г.Енисейска от 25.07.1995г. Факт создания предприятия в 1995г., а также наделение его имуществом в 1995-1998 свидетельствует о необходимости проведения правовой экспертизы государственным регистратором на предмет возможности возникновения у продавца права хозяйственного ведения на отчужденные заявителю объекты в период до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
Согласно содержания оспариваемых заявителем отказов, такая правовая экспертиза государственным регистратором не проводилась, вышеуказанные документы не оценивались, в связи с чем, довод Управления Реестра по Красноярскому краю об отсутствии у продавца имущества права хозяйственного ведения является необоснованным.
Ссылка регистрационного органа приведенная в отказах в государственной регистрации права о том, что в связи с отсутствием в договоре купли-продажи №1/01 от 22.01.2001г. сведений о местоположении объекта недвижимого имущества, а именно данных, определяющих расположение недвижимости на соответствующем земельном участке, предмет договора купли-продажи сторонами не согласован, не соответствует положениям гражданского законодательства.
В соответствии с п.4 ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ст.432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст.549 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130). Как следует из ст.554 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.
При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Из анализа данной нормы следует, что в числе дополнительных сведений позволяющих определить недвижимое имущество подлежащее передаче покупателю, указываются данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке.
В Приложении №2 к договору №1\01 купли-продажи имущества от 22.01.2007г., т.е. документе подтверждающем непосредственную передачу имущества от продавца к покупателю определены: наименование объектов недвижимого имущества, адрес местонахождения, а также ориентировочная площадь объектов:
- котельная аэропорта №31, <...>, площадь 483,8 кв.м.;
-котельная 329 1975 года ввода в эксплуатацию, <...>, площадь 280 кв.м.;
-котельная №22, <...>, площадь 220 кв.м.
Таким образом, в правоустанавливающем документе на момент его заключения содержались данные о наименовании, площади и конкретном адресе объектов недвижимости, позволяющие определенно установить их местонахождение в городе Енисейске.
Доказательств наличия во владении продавца, на момент продажи объектов недвижимого имущества, сформированного земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет, на котором находились реализованные заявителю объекты, суду не представлено. Вместе с тем, данный факт в силу Гражданского кодекса Российской Федерации не является препятствием для заключения договора купли-продажи объектов недвижимого имущества в виде зданий, строений и сооружений.
Так, согласно ст. 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
В соответствии со ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», определяет порядок постановки на кадастровый учет объектов недвижимого имущества, в т.ч. земельных участков.
Суд считает, что содержащееся в абзаце 1 статьи 554 Гражданского кодекса Российской Федерации упоминание именно данных о земельном участке (а не его конкретном государственном кадастровом номере, площади, границах и координатах) является факультативным, т.е. дополняющим индивидуализацию определенного в качестве объекта купли-продажи недвижимого имущества, в т.ч. в целях устранения каких-либо неясностей в отношении объекта купли- продажи.
Регистрационный орган в мотивировки отказов ограничился только констатацией отсутствия в договоре купли-продажи сведений о земельном участке, на котором находятся отчужденные объекты, что по мнению суда является свидетельством неполной правовой экспертизы документов, предоставленных на государственную регистрацию заявителем.
Согласно п.40 Приказа Минюста РФ от 01.07.2002 №184 «Об утверждении Методических рекомендация по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущества и сделок с ним», с учетом требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к договорам, при проведении правовой экспертизы (проверке законности сделки) рекомендуется проверять в том числе следующее: наличие установленных законом или соглашением сторон существенных условий договора (статья 432 Кодекса); при государственной регистрации перехода права на основании сделки рекомендуется проверять в том числе факт исполнения ее условий, с которыми закон и (или) договор связывают возможность проведения регистрации перехода прав на объект недвижимого имущества (например, исполнения отлагательных условий сделки, необходимых для перехода права (пункт 1 статьи 157 Кодекса), оплаты недвижимости, если договором купли-продажи предусмотрено сохранение права собственности за продавцом до оплаты товара (статья 491 Кодекса) и т.д.).
Делая вывод об отсутствии согласования между сторонами по сделке существенных условий, регистрационный орган фактически оставил без правовой экспертизы факт ее исполнения на момент государственной регистрации права (оплата и передача имущества) и отсутствия между сторонами по сделке при исполнении неясности в части объекта купли-продажи.
В части отказа в государственной регистрации по объекту, находящимся по ул.Рабоче-Ванеева,63а, по мотиву представления постановления администрации г.Енисейска №251 от 25.07.1995г. в незаверенной копии с копии документа не может по мнению суда являться основанием для отказа в государственной регистрации права на основании следующего:
Постановление Администрации г.Енисейска от 25.07.1995г. №251, в силу положений ст.17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон О государственной регистрации) не является правоустанавливающим документом. Данный документ подтверждает факт создания продавца по сделке, как юридического лица.
Данный акт издан Администрацией Енисейского района. Согласно ст.16 Закона О государственной регистрации, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в случае, если правообладателем, стороной или сторонами сделки являются юридические лица, запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, выписку из единого государственного реестра юридических лиц (сведения, содержащиеся в ней) в отношении таких лиц, если такая выписка не была представлена заявителем по собственной инициативе.
Таким образом, факт создания продавца в качестве юридического лица, наличие у него статуса действующего или ликвидированного юридического лица мог быть проверен государственными регистратором самостоятельно.
В соответствии со ст. 18 Закона о регистрации документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а именно: содержать описание объекта недвижимости и вид права, подлежащего государственной регистрации. В соответствии с договором № 1/01 купли-продажи от 22.01.2007 предметом купли-продажи являются следующие объекты недвижимости:
- нежилое здание котельной № 31 по адресу: <...>, площадью 483,8 кв.м.;
- нежилое здание котельной № 29 по адресу: <...>, площадью 280 кв.м.;
- нежилое здание котельной № 22 по адресу: <...>, общей площадью 220 кв.м.
Как установлено регистрирующим органом в ЕГРП на момент проведения правовой экспертизы предоставленных заявителем имелись записи о регистрации права собственности на следующие объекты недвижимого имущества:
- нежилое здание по адресу: <...>, общей площадью 1009,4 кв.м.;
- нежилое здание по адресу: <...>, общей площадью 246,2 кв.м.;
-нежилое здание по адресу: <...>,
общей площадью 189,2 кв.м.
В соответствии с абзацем 9 ст.20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основанием для отказа в государственной регистрации является наличие противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
Как указывает Управление Росреестра по Красноярскому краю в своем отзыве в отношении указанных нежилых зданий в ЕГРП имеются записи о государственной регистрации права собственности Муниципального образования г. Енисейск, на основании п.2 Постановления Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" №3020-1 от 27.12.1991 и выписки из реестра муниципального имущества г. Енисейска № 484 от 14.12.2007
Таким образом, описание данных нежилых зданий, содержащееся в правоустанавливающем документе, противоречит их характеристикам по документам технического учета, имеющимся в регистрационном деле правоустанавливающих документов. Управлением Росреестра по Красноярскому краю были представлены кадастровые и технические паспорта на объекты недвижимого имущества, в которых площадь объектов определена следующим образом:
- здание по ул. Ромашкина дом 2а в г.Енисейске, кадастровый номер 24:47:0000000:0:197, общей площадью 1009,4 кв.м.;
- нежилое здание по ул. Рабоче-Крестьянская, 202 «а» в г. Енисейске, кадастровый номер 24:47:010112:0003:01:0553:001241, общей площадью 189,2 кв.м.
- нежилое здание по ул.Ванеева, 63а в г.Енисейске, кадастровый номер 24:47:010428:0001:01:0423:001018, общей площадью 246,2 кв.м.
Суд соглашается с данным выводом регистрационного органа, определенного в качестве одного из оснований для отказа в государственной регистрации права собственности заявителя. На данный факт было указано в уведомлениях о приостановлении государственной регистрации и заявителем установленный регистрационным органом факт расхождения площадей объектов недвижимого имущества не был устранен.
Согласно представленного на государственную регистрацию права собственности Постановления Третьего Арбитражного апелляционного суда от 03.06.2009г. по делу А33-9421/2008, апелляционным судом был сделан следующий вывод:
«Из анализа технических паспортов спорных объектов усматривается, что в них зафиксирована общая площадь как по внутреннему, так и по внешнему обмеру. Сравнение площади ряда котельных, указанных в договоре купли-продажи, и в Решении Енисейского городского Совета депутатов, с данными технических паспортов показывает:
Договор купли-продажи от 22.01.2007
N 1/01
Решение от 30.11.2007 N 39-266
Нежилое здание котельной N 29 1975 года ввода в эксплуатацию, <...> (строка 17) - площадь 280 кв.м.
Нежилое здание котельной, расположенной по адресу: <...>, год постройки 1975 (N 21 в приложении) площадь
указана 246,2 кв.м.; по техпаспорту площадь застройки по наружному обмеру здания: 265,2 кв.м.
Нежилое здание котельной аэропорта, <...> (строка 16); площадь 483,8 кв.м.
Нежилое здание котельной, расположенной по адресу: <...> (N 17 в приложении) площадь указана 1 085,6
кв.м.; площадь застройки по наружному обмеру здания: 487,5 кв.м.
Таким образом, обоснованным является довод заявителя о том, что указанные площади являются однопорядковыми, разница в их указании обусловлена погрешностью измерений, а также произошедшим в 2006 - 2007 годах переходом на измерительные приборы нового поколения (лазерные рулетки и дальномеры).
Аналогичным обстоятельством обусловлено расхождение размера площади в отношении котельной, расположенной по адресу: <...>. Площадь котельной по договору купли-продажи от 22.01.2007 N 1/01, расположенной по адресу: <...>, составляет 220,0 кв.м. В оспариваемом Решении площадь котельной указана в размере 189,2 кв.м (N 18). При этом, в техническом паспорте указаны, но отсутствуют в экспликации при расчете площади, ряд неотделимых частей котельной: дымовая труба (вынесена за габариты котельной) площадью 5,383 кв.м., а также подсобные помещения. Площадь одного из них составляет 17,79 кв.м. Указанные площади учитывались продавцом в общей площади объектов. Оспариваемое же Решение вынесено фактически в отношении только части котельной».
Судебными актами по вышеуказанному делу действительно установлен факт идентичности объектов, реализованных заявителю по договору №№1/01 от 22.01.2007г. и объектов определенных в Решение Енисейского городского совета от 30.11.2007 N 39-266
Согласно ст.69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вместе с тем, учитывая факт, что Управление Росреестра по Красноярскому краю не являлось участником по делу А33-90421/2008, а также факт наличия в ЕГРП сведений о регистрации права на объекты за муниципальным образованием «Город Енисейск» на объекты имеющие иные характеристики, суд считает, что заявителем в период приостановления процедуры государственной регистрации, государственному регистратору должны были быть представлены соответствующие мотивированные пояснения по факту устранения установленных регистратором расхождений в площади объектов, со ссылкой в т.ч. на состоявшиеся судебные акты.
Редакция, составленных расписок о приеме документов содержит сведения о предоставлении заявителем регистрирующему органов судебных актов Арбитражного суда Красноярского края: решения от 31.12.2008г., 26.11.2010г., определения от 24.04.2005г.,12.11.2010г., 24.04.2006г., постановления Третьего Арбитражного апелляционного суда от 30.06.2009г. в тоже время в расписках отсутствуют сведения о номерах дел, а также отсутствие каких-либо пояснений заявителя по факту представлений вышеуказанных судебных актов.
Учитывая указанные выше обстоятельства, заявитель вправе, при новом обращении в регистрационный орган представить на государственную регистрацию соответствующие документы и пояснения.
На основании вышеизложенного, суд считает, что оспариваемые заявителем отказы в государственной регистрации права собственности соответствуют в части их мотивировки положениям абзаца 9 ст.20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», который является самостоятельным основаниям для принятия решения об отказе в осуществлении регистрационных действий , что в свою очередь является основаниям для отказа в удовлетворении заявленных заявителем требований.
В связи с тем, что заявителем произведен отказ от одного из ранее заявленных требований, суд возвращает заявителю из средств федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб. как излишне оплаченную.
Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ :
В удовлетворении заявления ООО «Техносервис» г.Красноярск
- о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на нежилое здание площадью 1009 кв.м., расположенное по адресу: <...>
, кадастровый номер 24:47:0000000:0:197, выраженный в сообщении об отказе в государственной регистрации от 05.03.2011 № 09/009/2010-702 и об обязании зарегистрировать право собственности общества с ограниченной ответственностью «Техносервис» на нежилое здание площадью 1009 кв.м., расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер 24:47:0000000:0:197;
- о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на нежилое здание площадью 246,2 кв.м., расположенное по адресу: <...>
, кадастровый номер 24:47:010428:0001:01:0423:001018, выраженный в сообщении об отказе в государственной регистрации от 23.03.2011
№ 09/001/2011-287 и об обязании зарегистрировать право собственности общества с ограниченной ответственностью «Техносервис» на нежилое здание площадью 246,2 кв.м., расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер 24:47:010428:0001:01:0423:001018;
- о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на нежилое здание площадью 189,2 кв.м., расположенное по адресу: <...>
-Крестьянская, 202 «А», кадастровый номер 24:47:010112:0003:01:0553:001241, выраженный в сообщении об отказе в государственной регистрации от 23.03.2011 № 09/001/2011-290 и об обязании зарегистрировать право собственности общества с ограниченной ответственностью «Техносервис» на нежилое здание площадью 189,2 кв.м., расположенное по адресу: <...>- Крестьянская, 202 «А», кадастровый номер 24:47:010112:0003:01:0553:001241, отказать.
Оспариваемые заявителем отказы в государственной регистрации права собственности проверены судом на предмет соответствия их Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
Возвратить ООО «Техносервис» г.Красноярск из средств федерального бюджета излишне оплаченную по платежному поручению №35 от 18.12.2008г. государственную пошлину в сумме 2000 руб.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его изготовления в полном объёме путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, находящийся в г.Красноярске.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Лесков Р.В.