АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ | |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
октября 2016 года | Дело № А33-9714/2016 |
г. Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 03 октября 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено 10 октября 2016 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В. ,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Крылатка» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Красноярской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>)
об отмене постановлений от 11.04.2016 №№ 10606000-163/2016, 10606000-164/2016,
при участии:
от заявителя: ФИО1 на основании доверенности от 12.01.2016 № 3/16,
от ответчика: ФИО2 на основании доверенности от 22.12.2015 № 06-67/99, ФИО3 на основании доверенности от 02.03.2016 № 07-66/24,
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания помощником судьи Ховяковой О.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Крылатка» (далее по тексту – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Красноярской таможне (далее по тексту – ответчик) об отмене постановлений от 11.04.2016 №№ 10606000-163/2016, 10606000-164/2016.
Определением от 28.04.2016 заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.
16.06.2016 судом вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.
Представители административного органа в судебном заседании заявленные требования не признали, сослались на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.
Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 207-211).
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
1) На станцию Базаиха Красноярской железной дороги 21.01.2016 в зону деятельности Красноярского таможенного поста Красноярской таможни по транзитной декларации (далее - ТД) № 10714040/090116/0000698 и железнодорожной накладной № ЭК 826198, из Китая в адрес получателя ООО «Крылатка» в контейнере №АРZU 377660 доставлен товар «текстильная лента».
Таможенная процедура таможенного транзита открыта таможенным постом Морской порт Восточный (Находкинская таможня), согласно направляющему штампу, проставленному в ТД, место доставки 10606060 (Красноярский таможенный пост Красноярской таможни), срок доставки до 01.03.2016.
Получателем товара, согласно графам «Получатель, почтовый адрес» железнодорожной накладной № ЭК 826198, являлось ООО «Крылатка» (<...>), станцией назначения являлась станция Базаиха Красноярской железной дороги.
21.01.2016 в 15:45 ч. в постоянной зоне таможенного контроля (далее - ПЗТК), созданной на территории железнодорожной станции Базаиха Красноярской железной дороги ПАО «ТрансКонтейнер» завершена таможенная процедура таможенного транзита товаров «текстильная лента» по ТД №10714040/090116/0000698, о чем на ТД проставлены оттиски штампов «Товар поступил», выполнена подпись, проставлены дата и время завершения таможенной процедуры, в соответствии с рекомендациями, доведенными письмом ФТС России от 23.01.2012 №04-30/02487 «О времени завершения таможенной процедуры таможенного транзита» 21.01.2016 15:45 ч.
Согласно выписке от 21.01.2016 из «Книги уведомления о прибытии грузов по станции 892103 «Базаиха» Красноярской железной дороги» ОАО «РЖД» 21.01.2016 в 07:51 ч. (МСК) уведомило ООО «Крылатка» о прибытии контейнера №АРZU3776609 на станцию Базаиха Красноярской железной дороги.
25.01.2016 в 09:45 ч. в Красноярский таможенный пост таможенным представителем ООО «ТБЦ-Клиент» от имени и по поручению декларанта ООО «Крылатка» подана декларация на товары (далее - ДТ) № 10606060/250116/0000440, в которой к таможенному оформлению заявлен товар «текстильная полиэстровая лента для технических целей в рулонах, изготовитель: «SUN-KINGKNITTEDBELTPRODUCTLTD» весом брутто 36542,82 кг, фактурной стоимостью 55193,60 долларов США, прибывших по ТД №№10714040/090116/0000698 и 10714040/090116/0000694 по ЖДН №№ ЭК 826198 и ЭК 845197. Красноярским таможенным постом подготовлен лист отказа в регистрации ДТ №10606060/250116/0000440 в связи с несоответствием требованиям пп.5 п.4 ст. 190 ТК ТС, ст. 127 ФЗ от 27.11.2010 №311-Ф3 в связи с неуплатой сборов за таможенные операции.
В период с 15:45 ч. 21.01.2016 по 10:46 ч. 25.01.2016 перевозчик, или иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, для помещения товаров на временное хранение в Красноярский таможенный пост не обращались.
Таким образом, в нарушение п. 1 ст. 169, п. 4. ст. 160 и п. 6 ст. 225 ТК ТС, ч. 8 ст.237 Закона №311-Ф3 получатель и декларант товара ООО «Крылатка» обязано было в течение 12 часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием, т.е. до 10:45 ч. 25.01.2016, с учетом рабочего времени.
За нарушение порядка помещения товаров на временное хранение статьей 16.14 КоАП РФ установлена административная ответственность.
В соответствии с требованиями положений 28.7 КоАП РФ, 12.02.2016 должностным лицом таможенного органа, в отсутствии законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, при наличии информации о надлежащем извещении, о времени и месте составления определения (телеграмма от 09.02.2016 исх. 20-01-40/00290) вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении №10606000-163/2016 и проведении административного расследования в отношении ООО «Крылатка» по статье 16.14 КоАП РФ.
По данному факту 11.03.2016 должностным лицом Красноярской таможни, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с приказом ФТС России от 02.12.2014 № 2344 «Об утверждении перечня должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» в отсутствии законного представителя ООО «Крылатка» (извещен письмом от 24.02.2016 исх. 14-05-17/03187), в присутствии защитника общества ФИО1 (доверенность № 3/16 от 12.01.2016) составлен протокол об административном правонарушении № 10606000-163/2016, где действия общества квалифицированы по статье 16.14 КоАП РФ.
Постановлением Красноярской таможни от 11.04.2016 № 10606000-163/2016, вынесенным в отсутствии законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, при наличии информации о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела (извещен письмом от 30.03.2016 исх. 14-05-17/05236), в присутствии защитника общества ФИО1 (доверенность № 3/16 от 12.01.2016), общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.14 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 руб.
2) На станцию Базаиха Красноярской железной дороги в зону деятельности Красноярского таможенного поста Красноярской таможни 21.01.2016, по транзитной декларации (далее - ТД) №10714040/090116/0000694 и железнодорожной накладной №ЭК 845197, из Китая в адрес получателя ООО «Крылатка» в контейнере № TRLU 3743413 доставлен товар «текстильная лента».
Таможенная процедура таможенного транзита открыта таможенным постом Морской порт Восточный (Находкинская таможня), согласно направляющему штампу, проставленному в ТД, место доставки 10606060 (Красноярский таможенный пост Красноярской таможни), срок доставки до 01.03.2016.
Получателем товара, согласно графам «Получатель, почтовый адрес» железнодорожной накладной №ЭК 845197, являлось ООО «Крылатка» (<...>), станцией назначения являлась станция Базаиха Красноярской железной дороги.
21.01.2016 в 15:53 ч. в постоянной зоне таможенного контроля (далее - ПЗТК), созданной на территории железнодорожной станции Базаиха Красноярской железной дороги ПАО «ТрансКонтейнер» завершена таможенная процедура таможенного транзита товаров «текстильная лента» по ТД №10714040/090116/0000694, о чем на ТД проставлены оттиски штампов «Товар поступил», выполнена подпись, проставлены дата и время завершения таможенной процедуры, в соответствии с рекомендациями, доведенными письмом ФТС России от 23.01.2012 №04-30/02487 "О времени завершения таможенной процедуры таможенного транзита" 21.01.2016 15:53 ч.
Согласно выписке от 21.01.2016 из «Книги уведомления о прибытии грузов по станции 892103 «Базаиха» Красноярской железной дороги» ОАО «РЖД» 21.01.2016 в 07:53 ч. (МСК) уведомило ООО «Крылатка» о прибытии контейнера № TRLU3743413 на станцию Базаиха Красноярской железной дороги.
25.01.2016 в 09:45 ч. в Красноярский таможенный пост таможенным представителем ООО «ТБЦ-Клиент» от имени и по поручению ООО «Крылатка» подана декларация на товары (далее - ДТ) №10606060/250116/0000440, в которой заявило к таможенному оформлению товар «текстильная полиэстровая лента для технических целей в рулонах, изготовитель: «SUN-KINGKNITTEDBELTPRODUCTLTD» весом брутто 36542,82 кг, фактурной стоимостью 55193,60 долларов США, прибывших по ТД №№10714040/090116/0000698 и 10714040/090116/0000694 по ЖДН №№ ЭК 826198 и ЭК 845197. Красноярским таможенным постом подготовлен лист отказа в регистрации ДТ №10606060/250116/0000440 по причине неуплаты сборов за таможенные операции (подпункт 5 пункта 4 статьи 190 ТК ТС, статья 127 ФЗ от 27.11.2010 №311-Ф3).
Согласно пункту 6 статьи 190 ТК ТС, если таможенная декларация не зарегистрирована таможенным органом, такая декларация считается для таможенных целей неподанной. Таким образом, ДТ на товар «лента текстильная» не была зарегистрирована в срок, установленный частью 8 статьи 237 закона №311-ФЗ, т.е. до 10:53 ч. 25.01.2016.
В период с 15:53 ч. 21.01.2016 по 10:54 25.01.2016 перевозчик, или иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, для помещения товаров на временное хранение в Красноярский таможенный пост не обращались.
Таким образом, в нарушение пункта 1 статьи 169, пункта 4 статьи 160 и пункта 6 статьи 225 ТК ТС, части 8 статьи 237 Закона №311-ФЗ получатель и декларант товара ООО «Крылатка» обязано было в течение 12 часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием, т.е. до 10:53 ч. 25.01.2016, с учетом рабочего времени.
За нарушение порядка помещения товаров на временное хранение статьей 16.14 КоАП России установлена административная ответственность.
В соответствии с требованиями положений 28.7 КоАП РФ, 12.02.2016 должностным лицом таможенного органа, в отсутствии законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, при наличии информации о надлежащем извещении, о времени и месте составления определения (телеграмма от 09.02.2016 исх. 20-01-40/00291) вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении №10606000-164/2016 и проведении административного расследования в отношении ООО «Крылатка» по статье 16.14 КоАП России.
По данному факту 11.03.2016 должностным лицом Красноярской таможни, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с приказом ФТС России от 02.12.2014г. № 2344 «Об утверждении перечня должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» в отсутствии законного представителя ООО «Крылатка» (извещен письмом от 24.02.2016 исх. 14-05-17/03186), в присутствии защитника общества ФИО1 (доверенность № 3/16 от 12.01.2016) составлен протокол об административном правонарушении № 10606000-164/2016, где действия общества квалифицированы по статье 16.14 КоАП РФ.
Постановлением Красноярской таможни от 11.04.2016 № 10606000-164/2016, вынесенным в отсутствии законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, при наличии информации о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела (извещен письмом от 30.03.2016 исх. 14-05-17/05236), в присутствии защитника общества ФИО1 (доверенность № 3/16 от 12.01.2016), общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 16.14 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Заявитель, не согласившись с постановлениями по делам об административных правонарушениях от 11.04.2016 №№ 10606000-163/2016 и 10606000-164/2016, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ установлено, что протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
Статьей 23.8 КоАП РФ определено, что таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьёй 16.14 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени названных органов вправе начальники таможен, их заместители.
Учитывая изложенное, арбитражный суд признал, что должностные лица Красноярской таможни при возбуждении дела об административном правонарушении, производстве административного расследования, составлении протоколов об административных правонарушениях и вынесении оспариваемых постановлений действовали в пределах предоставленных им полномочий.
Протоколы об административных правонарушениях от 11.03.2016 №№ 10606000-163/2016 и 10606000-164/2016 составлены в отсутствие законного представителя ООО «Крылатка» (извещен письмами от 24.02.2016 исх. 14-05-17/03187 и исх. 14-05-17/03186), в присутствии защитника общества ФИО1 (доверенность № 3/16 от 12.01.2016) протоколы.
Постановления Красноярской таможни от 11.04.2016 №№ 10606000-163/2016 и 10606000-164/2016, вынесены в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, при наличии информации о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела (извещен письмами от 30.03.2016 исх. 14-05-17/05236 и исх. 14-05-17/05236)), в присутствии защитника общества ФИО1 (доверенность № 3/16 от 12.01.2016).
В судебном заседании факт надлежащего извещения законного представителя общества подтвержден представителем общества.
Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности, в том числе надлежащее извещение законного представителя заявителя о дате, времени и месте составления протоколов и рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Установленные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истекли.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена административная ответственность.
Статьей 16.14 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, в иное место временного хранения или на свободный склад, порядка их хранения либо порядка совершения с товарами, находящимися под таможенным контролем, операций без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.14 КоАП РФ, являются общественные отношения по осуществлению таможенных операций, предшествующих подаче таможенной декларации, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, а также в сфере проведения таможенного контроля.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.14 КоАП РФ, выражается в нарушении установленных требований и условий помещения товаров на склад временного хранения (несоблюдение установленных таможенным законодательством сроков совершения таможенных операций по помещению товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой).
Пунктом 4 статьи 160 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) предусмотрено, что при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны в течение трех часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой. Аналогичные действия перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить после завершения таможенной процедуры таможенного транзита (пункт 6 статьи 225 ТК ТС).
Частью 8 статьи 237 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ от 27.11.2010 (далее - Закон № 311-ФЗ) установлено, что перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение трех часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита, а в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом, в течение 12 часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита. В целях исчисления сроков, установленных настоящей частью, учитываются часы рабочего времени таможенного органа.
Согласно пункту 6 статьи 190 ТК ТС, если таможенная декларация не зарегистрирована таможенным органом, такая декларация считается для таможенных целей не поданной.
В случае не совершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием товаров в соответствии с таможенной процедурой, лицом, обладающим правомочиями декларанта (статья 186 ТК ТС), товары в течение указанного срока должны быть помещены на временное хранение.
В соответствии с пунктами 1 статьи 167 ТК ТС временное хранение товаров – это хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой, либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин налогов.
Пунктами 1-3 статьи 169 ТК ТС установлено, что для помещения товаров на временное хранение перевозчик, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители представляют в таможенный орган транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения). Такие документы могут быть представлены в таможенный орган в виде электронных документов.
Таможенный орган регистрирует документы, представленные для помещения товаров на временное хранение, в срок не более 1 часа после подачи таких документов таможенному органу и выдает лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи, подтверждение о регистрации документов.
Со дня регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, товары считаются находящимися на временном хранении.
Как следует из административных материалов, документы для помещения товаров на временное хранение, в Красноярский таможенный пост перевозчиком или иным заинтересованным лицом до истечения 12-ти часового срока не предоставлялись.
Подпунктом 21 пункта 1 статьи 4 ТК ТС предусмотрено, что перевозчик – лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории Таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 4 ТК ТС закреплено, что заинтересованные лица – лица, интересы которых в отношении товаров затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов непосредственно и индивидуально.
При этом в соответствии с п.п. 1 ст. 186 ТК ТС декларантом может быть лицо государства – члена Таможенного союза:
- заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;
- имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами – при отсутствии внешнеэкономической сделки.
Согласно статье 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан:
1) произвести таможенное декларирование товаров;
2) представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза;
3) предъявить декларируемые товары в случаях, установленных ТК ТС, либо по требованию таможенного органа;
4) уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с ТК ТС;
5) соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре;
6) выполнять иные требования, предусмотренные ТК ТС.
Статьей 189 ТК ТС предусмотрено, что декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 ТК ТС, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении № 10606000-163/2016, по транзитной декларации (ТД) №10714040/090116/0000698 таможенная процедура таможенного транзита завершена 21.01.2016 в 15:45.
Частью 8 статьи 237 Закона №311-ФЗ установлено, что перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение трех часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита, а в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом, в течение 12 часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита. В целях исчисления сроков, установленных настоящей частью, учитываются часы рабочего времени таможенного органа.
Согласно выписке от 21.01.2016 из «Книги уведомления о прибытии грузов по станции 892103 «Базаиха» Красноярской железной дороги» ОАО «РЖД» 21.01.2016 в 07:51 ч. (МСК) уведомило ООО «Крылатка» о прибытии контейнера №АРZU3776609 на станцию Базаиха Красноярской железной дороги.
25.01.2016 в 09:45 ч. в Красноярский таможенный пост от имени и по поручению ООО «Крылатка» подана декларация на товары (далее - ДТ) № 10606060/250116/0000440, в которой к таможенному оформлению заявлен товар «текстильная полиэстровая лента для технических целей в рулонах, изготовитель: «SUN-KINGKNITTEDBELTPRODUCTLTD» весом брутто 36542,82 кг, фактурной стоимостью 55193,60 долларов США, прибывших по ТД №№10714040/090116/0000698 и 10714040/090116/0000694 по ЖДН №№ ЭК 826198 и ЭК 845197. Красноярским таможенным постом подготовлен лист отказа в регистрации ДТ №10606060/250116/0000440 по причине пп.5 п.4 ст.190 ТК ТС, ст. 127 ФЗ от 27.11.2010 №311-Ф3 в связи с неуплатой сборов за таможенные операции.
Согласно пункту 6 статьи 190 ТК ТС, если таможенная декларация не зарегистрирована таможенным органом, такая декларация считается для таможенных целей не поданной. Декларация на товар «лента текстильная» не была зарегистрирована в срок, установленный частью 8 статьи 237 закона №311-ФЗ, т.е. до 10:45 ч. 25.01.2016.
ДТ №10606060/250116/0000452 с помещением указанного выше товара под таможенную процедуру «Выпуск для внутреннего потребления» подана от имени и по поручению ООО «Крылатка» 25.01.2016 в 11:13 и зарегистрирована 25.01.2016 в 11:47. Таким образом, общий срок с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита до подачи ДТ №10606060/250116/0000452 составил 12 часов 28 минут (21.01.2016, четверг- 2 часа 15 минут рабочего времени; 22.01.2016, пятница- 8 часов рабочего времени; 25.01.2016, понедельник - 2 часа 13 минут рабочего времени), нарушение срока составило 28 минут.
Из материалов дела об административном правонарушении № 10606000-164/2016 следует, что по транзитной декларации (ТД) №10714040/090116/0000694 таможенная процедура таможенного транзита завершена 21.01.2016 в 15:53 ч.
Согласно выписке от 21.01.2016 из «Книги уведомления о прибытии грузов по станции 892103 «Базаиха» Красноярской железной дороги» ОАО «РЖД» 21.01.2016 в 07:53 ч. (МСК) уведомило ООО «Крылатка» о прибытии контейнера № TRLU 3743413 на станцию Базаиха Красноярской железной дороги.
25.01.2016 в 09:45 ч. в Красноярский таможенный пост от имени и по поручению ООО «Крылатка» подана декларация на товары (далее – ДТ) № 10606060/250116/0000440, в которой заявила к таможенному оформлению товар «текстильная полиэстровая лента для технических целей в рулонах, изготовитель: «SUN-KINGKNITTEDBELTPRODUCTLTD» весом брутто 36542,82 кг, фактурной стоимостью 55193,60 долларов США, прибывших по ТД №№10714040/090116/0000698 и 10714040/090116/0000694 по ЖДН №№ ЭК 826198 и ЭК 845197. Красноярским таможенным постом подготовлен лист отказа в регистрации ДТ №10606060/250116/0000440 по причине пп.5 п.4 ст.190 ТК ТС, ст. 127 ФЗ от 27.11.2010 №311-Ф3 в связи с неуплатой сборов за таможенные операции.
Согласно пункту 6 статьи 190 ТК ТС, если таможенная декларация не зарегистрирована таможенным органом, такая декларация считается для таможенных целей неподанной. Таким образом, ДТ на товар «лента текстильная» не была зарегистрирована в срок, установленный частью 8 статьи 237 закона № 311-ФЗ, т.е. до 10:53 ч. 25.01.2016.
ДТ №10606060/250116/0000452 с помещением указанного выше товара под таможенную процедуру «Выпуск для внутреннего потребления» подана от имени и по поручению ООО «Крылатка» 25.01.2016 в 11:13 и зарегистрирована 25.01.2016 в 11:47. Таким образом, общий срок с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита по ТД №10714040/090116/0000694 до подачи ООО «Крылатка» ДТ №10606060/250116/0000452 составил 12 часов 20 минут (21.01.2016, четверг- 2 часа 07 минут рабочего времени; 22.01.2016, пятница - 8 часов рабочего времени; 25.01.2016, понедельник - 2 часа 13 минут рабочего времени), нарушение срока составило 20 минут.
Пунктом 10 Приказа Красноярской таможни от 12.03.20156 № 106 о внесении изменений в приказ Красноярской таможни от 18.07.2014 № 472 (далее – Приказ) установлена нормальная продолжительность служебного времени для гражданских служащих Красноярского таможенного поста (кроме гражданских служащих, для которых установлены особенности режима служебного времени, сменный режим работы или сокращенная продолжительность служебного времени) с 09:00 до 18:00 (в пятницу – до 17:00), время перерыва для отдыха и питания 48 минут.
Таким образом, из указанного локального акта следует, что таможенный орган работает без перерыва с 09:00 до 18:00 (в пятницу – до 17:00).
Таможенный орган пояснил, что конкретные временные ограничения (начало и окончание) перерыва для отдыха и питания должностных лиц отдела таможенного оформления и таможенного контроля не установлены, они определяются начальником ОТО и ТК ежедневно для каждого должностного лица в зависимости от его загрузки. Возможность подачи декларации на товары (ДТ) в течение служебного времени должностных лиц отдела таможенного оформления и таможенного контроля, включая перерывы для отдыха и питания, имеется. Регистрация ДТ осуществляется в рабочее время постоянно. Когда должностные лица обедают, прием ДТ осуществляет дежурный инспектор.
На основании указанных обстоятельств судом отклонен довод заявителя о том, что продолжительность рабочего времени таможенного органа в пятницу необходимо исчислять исходя из 7 часов 12 минут, а не 8 часов.
ДТ, поданная после 18:00 (в пятницу - после 17:00) автоматически направляется в архив «непринятых ДТ» и не регистрируется. Подача ДТ в выходные дни возможна только по предварительной заявке участников ВЭД, так как необходимо подготовить приказ о выводе инспектора в выходной день. ООО «Крылатка» и таможенный представитель не обращались в Красноярский таможенный пост с просьбой о работе в выходные дни. У декларанта ООО «Крылатка» имелась возможность помещения товаров на временное хранение в выходные дни (23 и 24 января 2016) с 9:00 до 18:00. Для этого обществу необходимо было сообщить должностному лицу отдела таможенного досмотра и представителю СВХ о своем намерении разместить товар на СВХ.
Указанные действия ООО «Крылатка», выразившиеся в нарушении установленных требований и условий помещения товаров на склад временного хранения, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.14 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что он является ненадлежащим субъектом административной ответственности, не может быть принят во внимание в силу следующего.
Субъектом правонарушения является лицо, в обязанности которого входило соблюдение соответствующих требований таможенного законодательства. Таким лицом является декларант и получатель товара ООО «Крылатка», с учетом принятия перевозчиком ОАО «РЖД» надлежащих мер по уведомлению грузополучателя товара о дате и времени завершения таможенной процедуры таможенного транзита прибывшего товара.
В соответствии со статьей 160 ТК ТС перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 3 (трех) часов (в отношении товаров, перевозимых железнодорожным транспортом - 12 часов) после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия. Аналогичная норма установлена статьей 194 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон).
Товары на временное хранение не помещаются в случае, если в течение трех часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита (пункт 6 статьи 225 ТК ТС) или в течение трех часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия (пункт 4 статьи 160 ТК ТС):
- таможенному органу подана и им зарегистрирована таможенная декларация (пункт 3 статьи 190 ТК ТС);
- представлены все сведения, необходимые для таможенного декларирования товаров (статья 181 ТК ТС);
- представлены документы, необходимые для выпуска товаров, за исключением случая, если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при подаче таможенной декларации, и по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов после выпуска товаров (статья 183 ТК ТС).
В случае не помещения товаров в течение трех часов (в отношении товаров, перевозимых железнодорожным транспортом - 12 часов) после завершения таможенной процедуры таможенного транзита на склад временного хранения или под какую-либо таможенную процедуру и отсутствия документов и сведений, свидетельствующих о намерении иных заинтересованных лиц совершать таможенные операции в отношении товаров, субъектом административной ответственности по ст. 16.14 КоАП России будет являться перевозчик.
В данном случае, ОАО «РЖД» 21.01.2016г в 07:51 ч. (МСК) уведомило надлежащим образом ООО «Крылатка» о прибытии контейнера №АРZU3776609 на станцию Базаиха Красноярской железной дороги, что подтверждается выпиской от 21.01.2016 из «Книги уведомления о прибытии грузов по станции 892103 «Базаиха» Красноярской железной дороги».
ООО «Крылатка», заключившее внешнеторговый контракт с ООО «Сан-Кинг Кнайтед Белт Продакт» (Китай), являющееся получателем товаров, декларантом, лицом, ответственным за финансовое урегулирование, в силу чего имеющее полномочия в отношении товаров, прибывших в адрес общества по ТД №10714040/090116/0000698 и железнодорожной накладной №ЭК 826198, подало в таможенный орган декларацию на товары с целью помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, тем самым, взяло на себя обязанность по совершению таможенных операций, связанных с таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, а в случае их не совершения, в том числе, в случае отказа таможенного органа в регистрации ДТ, обязанность по помещению товаров на временное хранение в срок, установленный таможенным законодательством.
Учитывая изложенное, в данной ситуации лицом, ответственным за совершение таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в течение 12 часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита, является ООО «Крылатка», в связи с чем, является надлежащим субъектом административной ответственности.
Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица (индивидуального предпринимателя), при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица (индивидуального предпринимателя).
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.
Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Суд полагает, что материалами дела не подтвержден факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений.
Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает доказанным наличие в действиях ООО «Крылатка» вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Довод заявителя о том, что у него отсутствовала возможность своевременно подать повторно декларацию в связи с длительным принятием решения о непринятии первой декларации, не влияет на выводы об отсутствии в действиях общества состава правонарушения. Решение об отказе в регистрации первой декларации принято в пределах установленного 2-х часового срока. Отказано в регистрации первой декларации по причине неуплаты сборов за таможенные операции. Таким образом, общество обязано было своевременно и в полном объеме представить пакет документов для регистрации декларации в течение 12 часов либо передать товар на временное хранение.
Суд не усматривает оснований для признания совершенного обществом правонарушения в качестве малозначительного ввиду следующих обстоятельств.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В соответствии с пунктом 18.1 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Таким образом, малозначительность может иметь место только в исключительных случаях, устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Критериями для определения малозначительности правонарушения являются объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния. Также необходимо учитывать отсутствие существенной угрозы или существенного нарушения охраняемых правоотношений.
Вменяемое обществу правонарушение имеет объектом посягательства установленный порядок помещения товаров на хранение и проведения с ними операций в период хранения.
Существенность угрозы данного правонарушения заключается не в самом факте наступления негативных последствий в результате неправомерных действий общества, а в пренебрежительном отношении общества к своим публично-правовым обязанностям.
Характер совершенного обществом правонарушения не свидетельствует об его исключительности. Общество не выполнило обязанность по помещению товаров на временное хранение в срок, установленный таможенным законодательством.
Допустив факт нарушения, в том числе и на незначительный срок, общество пренебрегло установленным запретом. При этом, из материалов дела не следуют обстоятельства, свидетельствующие о наличии у общества объективных препятствий для соблюдения формальных требований норм права.
Санкцией статьи 16.14 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде предупреждения либо административного штрафа в размере от 5 000 до 20 000 руб.
Оспариваемым постановлением таможенный орган привлек общество к административной ответственности в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Доказательства, подтверждающие наличие отягчающих ответственность обстоятельств, оспариваемое постановление не содержит.
Также постановление не содержит обоснования невозможности применения административного наказания в виде предупреждения с учетом того, что отягчающие обстоятельства административным органом не установлены.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Доказательств наличия обстоятельств, препятствующих назначению наказания в виде предупреждения, ответчиком в материалы дела не представлено. В оспариваемых постановлениях такие обстоятельства также не указаны.
На основании изложенного, оспариваемые постановления подлежат изменению в части назначенного наказания.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ» по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 30.7 КоАП РФ).
В соответствии с частями 2, 4 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения. В резолютивной части решения по делу об оспаривании решения административного органа должны содержаться, в том числе, указание на меру ответственности, если она изменена судом.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
Признать незаконным и изменить постановление Красноярской таможни от 11.04.2016 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10606000-163/2016 в части назначения вида административного наказания, считать назначенным обществу с ограниченной ответственностью «Крылатка» административное наказание в виде предупреждения.
Признать незаконным и изменить постановление Красноярской таможни от 11.04.2016 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10606000-164/2016 в части назначения вида административного наказания, считать назначенным обществу с ограниченной ответственностью «Крылатка» административное наказание в виде предупреждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | Е.В. Болуж |