ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-9771/2018 от 16.07.2018 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

23 июля 2018 года

Дело № А33-9771/2018

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 16 июля 2018 года.

В полном объеме решение изготовлено 23 июля 2018 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Фролова Н.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению финансового управляющего ФИО2, ФИО1, к Нотариальной палате Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании отказа в предоставлении запрошенной информации в отношении ФИО2 от 04.04.2018 № 429, об обязании предоставить информацию,

в присутствии в судебном заседании: от ответчика: ФИО3, представителя по доверенности от 01.02.2018, при ведении протокола секретарем судебного заседания Самойловой М.А.,

установил:

финансовый управляющий ФИО2 ФИО1 (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Нотариальной палате Красноярского края (далее – ответчик, Красноярская НП) признании незаконным отказа в предоставлении финансовому управляющему запрошенной информации в отношении ФИО2 от 04.04.2018 № 429; об обязании предоставить информацию финансовому управляющему ФИО2, а именно: сведения о вступлении ФИО2 в наследство; сведения о заключении/расторжении брачного договора менаду ФИО2 и его супругой; сведения о выданных доверенностях от имени ФИО2; сведения о наличии оставленных ФИО2 завещаний; сведения о сделках, где подпись ФИО2 удостоверялась нотариусом.

Заявление принято к производству суда. Определением от 17.05.2018 возбуждено производство по делу.

В судебное заседание заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте предварительного и судебного заседания, не явился, представителей не направил. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие заявителя.

Представитель Нотариальной палаты Красноярского края заявление не признал, представил отзыв на заявление, а котором указывает следующее:

- Нотариальная палата Красноярского края является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой на территории Красноярского края, и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и уставом. Нотариальная палата Красноярского края не располагает сведениями о совершенных нотариусами Красноярского края нотариальных действиях. Такие сведения могут быть получены нотариальной палатой только путем направления запроса нотариусам, занимающимся частной практикой на территории Красноярского края (статья 28 Основ). Отсутствуют правовые основания для возложения обязанности на нотариальную палату субъекта РФ предоставить сведения о совершенных нотариальных действиях в связи с тем, что в соответствии со статьей 223.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в производстве по делу о банкротстве гражданина принимает участие исключительно нотариус. Согласно п. 57 Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата (утв. решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 2 июня 2014 г., приказом Министерства юстиции РФ от 17 июня 2014 г. № 129) в случаях, предусмотренных частями третьей и четвертой статьи 5 Основ сведения, содержащиеся в реестрах Единой информационной системы нотариата предоставляет нотариус. В связи с указанным, обращение в нотариальные палаты субъектов Российской Федерации с требованием о предоставлении сведений о нотариальных действиях, совершенных в интересах должника, в отношении которого возбуждено производство о банкротстве, не основано на нормах действующего законодательства Российской Федерации. В соответствии со статьями 5, 16 Основ нотариусу запрещено разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных Основами. Статья 5 Основ устанавливает исчерпывающий перечень лиц и органов, которым могут быть предоставлены сведения о совершенных нотариальных действиях, к числу которых арбитражный управляющий не отнесен. Указанный вывод о том, что арбитражные управляющие не входят в круг лиц, которым нотариус может выдавать сведения (документы), так как такой перечень согласно ст. 5 Основ является закрытым и не подлежит расширительному толкованию, -подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 января 2013 г. по делу № А56-26920/2012, Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 03.05.2018 г. по делу № 33-8036/2018 и др.).

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Федеральная налоговая служба обратилась в Арбитражный суд Красноярского края сзаявлением, в котором просит признать индивидуального предпринимателя ФИО2 несостоятельным (банкротом); включить в реестр требованийкредиторов ФИО2 сумму задолженности в размере 21 716 542,99руб., в том числе: 15 342 289,68 руб. – задолженность по уплате налогов; 5 588 581,75 руб. –пени; 785 671,56 руб. – штраф.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 22.03.2018 г. по делу № А33-29543/2017 в отношении ФИО2 введена процедурареструктуризации долгов. Финансовым управляющим утвержден ФИО1.

26.03.2018 финансовым управляющим ФИО2 был направлен запрос исх.№20 в Нотариальную палату Красноярского края о предоставлении следующих сведений:

сведений о вступлении ФИО2 в наследство;

сведений о заключении/расторжении брачного договора между ФИО2 и его супругой;

сведений о выданных доверенностях от имени ФИО2;

сведений о наличии оставленных ФИО2 завещаний;

сведений о сделках, где подпись ФИО2 удостоверялась нотариусом.

04.04.2018 Нотариальная палата Красноярского края письмом №429 на запрос заявителя исх.№20 от 26.03.2018 сообщила о невозможности предоставить запрашиваемую информацию в соответствии со статьями 5, 16, 28 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1. Статья 5 Основ устанавливает исчерпывающий перечень лиц и органов, которым могут быть предоставлены сведения о совершенных нотариальных действиях, к числу которых арбитражный управляющий не отнесен.

Не согласившись с вышеуказанным отказом, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу пункта 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве гражданин обязан по требованию финансового управляющего предоставлять ему любые сведения о составе своего имущества, месте нахождения этого имущества, составе своих обязательств, кредиторах и иные имеющие отношение к делу о банкротстве гражданина сведения в течение пятнадцати дней со дня получения требования об этом. При исчислении названного пятнадцатидневного срока следует руководствоваться правилами главы 11 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При неисполнении гражданином указанной обязанности финансовый управляющий вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с ходатайством об истребовании доказательств у третьих лиц (абзац второй пункта 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве). Данное ходатайство предъявляется финансовым управляющим и рассматривается судом по правилам статьи 66 АПК РФ, по результатам его рассмотрения суд может выдать финансовому управляющему запросы с правом получения ответов на руки (п.41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан").

В соответствии с пунктом 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, регулируются параграфами 1.1 и 4 главы X Закона о банкротстве, а при отсутствии специальных правил, регламентирующих особенности банкротства этой категории должников - главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве.

Абзацем 7 пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве предусмотрено право арбитражного управляющего в деле о банкротстве запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.

Аналогичная норма содержится в пункте 7 статьи 213.9 Закона о банкротстве.

Таким образом, Законом о банкротстве предоставлено финансовому управляющему право на получение в самостоятельном порядке необходимой информации в отношении должника, принадлежащего ему имущества.

Часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 16 и часть 3 статьи 28 Основ о нотариате закрепляют обязанность нотариуса хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности.

Пунктом 6 статьи 9 Закона об информации предусмотрена возможность предоставления информации, составляющей профессиональную тайну, к которой относится и нотариальная тайна, третьим лицам в случае, предусмотренном законом.

При этом пунктом 3 статьи 20.3 Закона о банкротстве на арбитражного управляющего возложена обязанность сохранять конфиденциальность сведений, охраняемых федеральным законом (в том числе сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну) и ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей арбитражного управляющего.

Таким образом, в целях сохранения конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, иных охраняемых законом интересов, законодатель предусмотрел обязанность арбитражного управляющего, получившего охраняемую законом информацию, на сохранение ее конфиденциальности.

Исходя из названных норм права, специальные нормы Закона о банкротстве во взаимосвязи с положениями пункта 6 статьи 9 Закона об информации расширяют перечень лиц, которым может быть предоставлена информация и сведения, составляющие нотариальную тайну.

С учетом изложенного, что при наличии запрашиваемых финансовым управляющим сведений о должнике, принадлежащем ему имуществе, нотариус обязан представить соответствующую информацию по надлежаще оформленному запросу в силу пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве и пункта 6 статьи 9 Закона об информации.

Указанная правовая позиция соответствует сложившейся судебной практике, изложенной, в том числе, в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.12.2017 N Ф04-5703/2017 по делу NА46-9923/2017, определении ВАС РФ от 24.10.2013 N ВАС-14291/13 по делу N А40-49663/12-106-235.

Доказательств обращения заявителя непосредственно к нотариусу суду не предоставлено. Заявитель обратился с запросом в Нотариальную палату Красноярского края.

Согласно статье 24 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1), нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.

В силу статьи 25 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, полномочия нотариальной палаты определяются настоящими Основами, а также ее уставом. Нотариальная палата представляет и защищает интересы нотариусов, оказывает им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности; организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышение профессиональной подготовки нотариусов; возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов; организует страхование нотариальной деятельности; ежегодно устанавливает обязательные для применения нотариусами размеры платы за оказание услуг правового и технического характера, не превышающие предельных размеров платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера, установленные Федеральной нотариальной палатой; размещает на официальном сайте нотариальной палаты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию об установленных размерах платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера. Законодательством субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены дополнительные полномочия нотариальной палаты.

Согласно ст. 28 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальная палата может истребовать от нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса) представления сведений о совершенных нотариальных действиях, иных документов, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности, а в необходимых случаях - личных объяснений в нотариальной палате, в том числе и по вопросам несоблюдения требований профессиональной этики.

Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата, и его территориальные органы, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты (ст. 34 Основ законодательства РФ о нотариате).

Нотариальная палата Красноярского края не имеет полномочий по совершению нотариальных действий, и не осуществляет хранение нотариальных архивов.

Нотариальная палата наряду с иными функциями, осуществляет координацию деятельности и контроль за деятельностью нотариальных палат; представляет интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, предприятиях, учреждениях, организациях; обеспечивает создание и функционирование единой информационной системы нотариата; размещает в информационно-телекоммуникационных сетях для свободного доступа неограниченного круга лиц в случаях, предусмотренных настоящими Основами, сведения, содержащиеся в единой информационной системе нотариата; обеспечивает электронное взаимодействие нотариусов и государственных и муниципальных информационных систем с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие таких информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17.06.2014 N 129 утвержден Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата, согласно пункту 8 которого ЕИС принадлежит на праве собственности Федеральной нотариальной палате, и оператором ЕИС является Федеральная нотариальная палата.

Разделом 7 Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата определен механизм предоставления сведений, содержащихся в ЕИС, из содержания которого следует, что Федеральная нотариальная палата обеспечивает с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет любому лицу без взимания платы ежедневно и круглосуточно свободный доступ к сведениям и поиск сведений, установленных частью первой статьи 34.4 Основ. При этом, данным разделом к обязанностям Федеральной нотариальной палаты не отнесено предоставление сведений, содержащихся в реестрах ЕИС, а равно предоставление копий заверенных документов.

Сведения из реестра нотариальных действий ЕИС предоставляются заинтересованным нотариусам по их запросам при необходимости совершения нотариальных действий и в целях проверки действительности совершенных нотариальных действий. Данные сведения предоставляются в автоматизированном режиме и незамедлительно.

Для проверки действительности нотариально оформленного документа нотариус направляет запрос в ЕИС с обязательным указанием в запросе сведений о совершенном нотариальном действии, в число которых входят:

- регистрационный номер нотариального действия в реестре для регистрации нотариальных действий;

- номер бланка единого образца, использованного для совершения нотариального действия (при наличии);

- даты совершения нотариального действия;

- вид нотариального действия;

- сведения о нотариусе или должностном лице, совершившем нотариальное действие;

- отметки о необходимости предоставления электронного образа нотариально оформленного документа в установленных случаях.

В ответ на запрос нотариусу предоставляются сведения о нотариальном действии, в том числе электронный образ нотариального документа.

Нотариус вправе направлять запрос в ЕИС о розыске завещания. В этом случае в запросе указываются:

- сведения о документе, подтверждающем факт смерти лица, с указанием даты смерти и номера записи акта гражданского состояния;

- Ф.И.О. завещателя;

- основания розыска завещания (открытое наследственное дело или обращение заинтересованного лица).

При обнаружении сведений об удостоверении, изменении или отмене завещания соответствующие сведения предоставляются запросившему их нотариусу.

Нотариус также вправе направлять запрос в ЕИС о получении сведений о брачных договорах, заключенных лицом, обратившимся за совершением нотариального действия, или его наследодателем. В запросе должны быть указаны:

- сведения о стороне брачного договора (ФИО);

- дата рождения указанной стороны договора.

При обнаружении в реестре необходимой информации она предоставляется запросившему ее лицу.

Таким образом, запрос финансового управляющего адресован ненадлежащему лицу, доказательства обращения заявителя к соответствующему нотариусу в материалы дела не представлены. У Нотариальной палаты Красноярского края отсутствует обязанность для предоставления заявителю испрашиваемых сведений. Нотариальная палата Красноярского края не имеет полномочий по совершению нотариальных действий, и не осуществляет хранение нотариальных архивов.

С учетом изложенного, оспариваемый отказ не противоречит действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов заявителя. Основания для удовлетворения заявления отсутствуют.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 201, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требований.

Разъяснить, что решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Н.Н. Фролов