АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,
тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07
E-mail: info@kurgan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Курган | Дело №А34-10478/2016 |
23 ноября 2016 года |
Резолютивная часть решения объявлена 23 ноября 2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 23 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Обабковой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Григорьевым А.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Притобольной районной Думы (ОГРН <***>, ИНН <***>),
заинтересованное лицо: государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третье лицо: государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным решения,
при участии в заседании представителей:
от заявителя: ФИО1, доверенность от 25.10.2016; ФИО2, доверенность от 25.10.2016, после перерыва явки нет; ФИО3, доверенность от 25.10.2016;
от заинтересованного лица: ФИО4, доверенность от 18.08.2016;
третье лицо: ФИО5, доверенность от 24.10.2016,
установил:
Притобольная районная Дума (далее – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Притобольном районе Курганской области от 09.08.2016 № 055V12160000153 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (с учетом уточненного заявления принятого судом, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В обоснование заявленных требований заявитель ссылаясь на нормы Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон N 212-ФЗ), указал, что депутаты представительных муниципальных органов, осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, представляют интересы избирателей, что по своей сути не имеет характера трудовой функции в том значении, о котором говорится в Трудовом кодексе Российской Федерации, и в связи, с чем компенсационные выплаты не могут быть объектом обложения страховыми взносами исходя из смысла ст.7 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с согласия представителей заявителя, заинтересованного и третьего лица судом завершено предварительное судебное заседание, открыто судебное заседание в первой инстанции.
Представители заявителя, в судебном заседании, заявленные требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения требований заявителя по мотивам письменного отзыва на заявление. Ссылаясь на ст. 7 Закона N 212-ФЗ, ст.16 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 2, 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон № 131-ФЗ), считает, что у депутатов представительного органа местного самоуправления, в том числе осуществляющих депутатскую деятельность на непостоянной основе, возникают трудовые отношения с представительным органом местного самоуправления. В связи, с чем выплаты денежного вознаграждения депутатам представительного органа местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, подлежит обложению страховыми взносами на основании ч.1 ст.7 Закона N 212-ФЗ.
Представитель третьего лица подержал правовую позицию заинтересованного лица, в дело представлен отзыв.
Судом на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв, после перерыва судебное заседание продолжено.
Суд, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, находит, что заявленное требование подлежит удовлетворению.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>) является процессуальным правопреемником государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Притобольномрайоне Курганской области (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Притобольная районная Дума зарегистрирована в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица – ОГРН <***> и в государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) в качестве страхователя, регистрационный номер № 055-116-000159.
На основании решения начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Притобольном районе Курганской области от 18.04.2016 № 055V02160000162 в соответствии с Законом N 212-ФЗ проведена плановая выездная проверка по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов – Притобольной районной Думы за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
Результаты выездной проверки оформлены актом от 12.07.2016 №055V10160000288 (т.1 л.д. 73-95).
По результатам выездной проверки с учетом возражений принято решение от 09.08.2016 № 055V12160000153 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах на основании пункта 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ (т.1 л.д.7-14).
Указанным решением Притобольной районной Думе предложено уплатить штраф в сумме 57020,90 руб., пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 62 462,67 руб., недоимку по страховым взносам в сумме 285 104,51 руб.
Основанием для привлечения Притобольной районной Думы к ответственности, начисления страховых взносов и пени послужили выводы пенсионного фонда о необоснованном исключении заявителем из базы для начисления страховых платежей сумм компенсационных расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, исполняющими обязанности на непостоянной основе.
Пенсионный фонд указал, что у депутатов представительного органа местного самоуправления, в том числе осуществляющих депутатскую деятельность на непостоянной основе, возникают трудовые отношения с представительным органом местного самоуправления.
В результате нарушения ч.1 ст.7, п.1 ст.8 Закона № 212-ФЗ страхователем база для начисления страховых взносов за 2013 год занижена на 338 073,73 руб., в связи, с чем сумма доначисленных взносов в ПФ за 2013 год составляет – 74 376,39 руб., в ФОМС – 17 241,76 руб.; за 2014 год занижена на 343 167,89 руб., в связи, с чем сумма доначисленных взносов в ПФ за 2014 год составляет – 75 497,01 руб., в ФОМС – 17 501,60 руб.; за 2015 год занижена на 370 803,21 руб., в связи, с чем сумма доначисленных взносов в ПФ за 2015 год составляет – 81 576,74 руб., в ФОМС – 18 911,01 руб.
Всего по результатам проверки выявлена недоимка: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ в сумме 213 450,14 руб., за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, в том числе неуплаченные страховые взносы 213 450,14 руб., из них в результате занижения базы для начисления страховых взносов в сумме 213 450,14 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 53 654,36 руб., за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, в том числе неуплаченные страховые взносы 53 654,36 руб., из них в результате занижения базы для начисления страховых взносов в сумме 53 654,36 руб.
На решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 09.08.2016 № 055V12160000153 Притобольной районной Думой подана жалоба в государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области (т.1 л.д.31-32).
По результатам рассмотрения жалобы комиссия государственного учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области приняла решение от 16.09.2016 №16 оставив жалобу без удовлетворения (т.1 л.д.34-35).
Несогласие заявителя с вынесенным решением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
На основании частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 212-ФЗ названный федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу подпункта «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщик страховых взносов обязан правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы, вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов.
В соответствии со статьей 15 Закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Статьей 33 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что целью камеральной и выездной проверок является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Следовательно, по результатам данной проверки орган контроля за уплатой страховых взносов обязан установить не только полноту и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, но и действительную обязанность (наличие правовых оснований) для исчисления и уплаты страховых взносов в размере, указанном в соответствующем расчете.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 этого закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 названного закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Перечень выплат, на которые может производиться начисление страховых взносов, является исчерпывающим.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона.
Согласно части 6 статьи 16 Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Согласно статье 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
В силу статьи 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Исходя из положений статьи 57 ТК РФ под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27.06.2013 N 15-П, выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности и тем самым - реализацию норм статьи 32 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 3 (часть 3) и 130. Соответственно, отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, как обусловленные осуществлением власти самим местным сообществом, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда посредством гарантированного статьей 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации свободного избрания рода деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем.
В статье 40 Закона N 131-ФЗ, определяющей статус депутата, указано, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее двух и более пяти лет.
Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 5.1 статьи 40 Закона N 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 9 статьи 23 Устава Притобольного района Курганской области депутату Притобольной районной Думы гарантируются и обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его полномочий в соответствии с федеральными законами и законами Курганской области.
Решением Притобольной районной Думы от 26.04.2006 №164 утверждено Положение «Об оплате труда сотрудников аппарата районной Думы и компенсации депутатам расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности».
В соответствии с данным положением выплата компенсаций депутатам, исполняющим свои полномочия на непостоянной (не освобожденной) основе, производится в соответствии с действующим законодательством и решениями районной Думы на основе ежемесячных письменных распоряжений Председателя районной Думы в пределах сумм, предусмотренных сметой расходов районной Думы на текущий год, утвержденной ее решением.
Размеры компенсаций депутатам районной Думы осуществляющим свои полномочия на непостоянной (не освобожденной) основе на заседаниях районной Думы и на заседаниях ее рабочих органов (профильных комитетов, рабочих групп), а также за их деятельность на избирательном округе, устанавливаются в процентом отношении от величины должностного оклада Главы района, а именно: председателю, районной Думы -50%, председателю профильного комитета районной Думы -17%, члену профильного комитета районной Думы -9%.
Компенсации в указанных размерах выплачиваются депутатам ежемесячно по письменных распоряжениям председателя районной Думы при условии личного участия во всех заседаниях районной Думы и ее рабочих органов, членом которых депутат является.
Депутаты представительных муниципальных органов, осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, представляют интересы избирателей, что по своей сути не имеет характера трудовой функции в том значении, о котором говорится в Трудовом кодексе Российской Федерации, и в связи, с чем компенсационные выплаты не могут быть объектом обложения страховыми взносами исходя из смысла ст.7 Закона N 212-ФЗ.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12, выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
В данном случае трудовые отношения с депутатами, осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе, не возникают, трудовой договор не заключается. Осуществление депутатами своих полномочий на непостоянной основе не является выполнением трудовой функции.
Осуществление депутатом представительного органа местного самоуправления своих полномочий на непостоянной основе не является выполнением трудовой функции, не предполагает возникновения трудовых или гражданско-правовых отношений. Трудовая функция в данном случае не осуществляется. Выплата в пользу таких депутатов компенсации за счет средств местного бюджета осуществляется не по трудовому договору и не по гражданско-правовому договору, вследствие чего отсутствуют основания для включения указанных выплат в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование.
Ссылка фонда на то, что в отсутствие подтверждающих документов возмещение расходов депутатов не имеет компенсационный характер, несостоятельна, поскольку данная выплата подлежит выплате в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации по решению компетентного органа в установленном размере.
Таким образом, суд приходит к выводу, что начисление заявителю страховых взносов, пеней и привлечение его к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ не правомерно.
Ссылка заинтересованного лица на письмо Минтруда России от 23.09.2015 N 17-3/10/В-6911 не может быть признана судом обоснованной, поскольку данные разъяснения не являются нормативно правовым актом.
Учитывая изложенное заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
С учетом принятого решения на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на заинтересованное лицо.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Заявление удовлетворить.
Признать недействительным решение государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Притобольномрайоне Курганской области от 09.08.2016 № 055V12160000153 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Притобольной районной Думы (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.
Судья | Н.А. Обабкова |