АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,
тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07
Именем Российской Федерации
г. Курган | Дело № А34-11956/2021 |
05 апреля 2022 года |
Резолютивная часть решения оглашена 29 марта 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 05 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Обабковой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Борисовой О.В.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по исковому заявлению
Акционерного общества холдинговая компания «Барнаултрансмаш» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
ответчик: Публичное акционерное общество «Курганский машиностроительный завод» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>),
о взыскании задолженности,
при участии в заседании представителей:
от истца: явки нет, извещен;
от ответчика: ФИО1, доверенность от 01.01.2022 № 76, диплом,
от третьего лица: явки нет, извещен,
установил:
акционерное общество холдинговая компания «Барнаултрансмаш» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с иском к публичному акционерному обществу «Курганский машиностроительный завод»(далее – ответчик) о взыскании задолженности за поставленную продукцию по договору поставки № 1921187412472412245024844/ДР84/0067/033/19 от 14.10.2019 в размере 2 453 919 руб. 72 коп.; расходов по оплате государственной пошлины в сумме в сумме 35 270 руб. 00 коп.
В обоснование исковых требований истец указывает, что между АО «Барнаултрансмаш» (Поставщик) и ПАО «Курганмашзавод» (Покупатель) заключен договор поставки № 1921187412472412245024844/ДР84/0067/033/19 от 14.10.2019, с протоколом разногласий от 30.12.2019. Договор заключен в целях исполнения Государственного оборонного заказа по Государственному контракту № 1921187412472412245024844 от 23.08.2019 года (далее - Государственный контракт). Идентификатор Государственного контракта № 1921187412472412245024844. В соответствии со Спецификацией № 1, в редакции Протокола согласования разногласий от 30.12.2019 поставке подлежали Дизели УТД-29 в количестве 12 шт. по цене 3 965 770,91 руб. (без НДС), (4 758 925,09 руб. с НДС (20%)) за 1 шт. В соответствии с пунктом 6.1 Договора цена на продукцию, поставляемую по договору, формируется с учетом нормативных документов, регламентирующих порядок ценообразования продукции военного назначения в рамках государственного оборонного заказа. Цена продукции указана в спецификациях к Договору. В случае изменения ценообразующих факторов и выдаче 238 ВП МО РФ нового заключения о цене, цена на продукцию подлежит изменению с даты выдачи заключения. АО «Барнаултрансмаш» по товарным накладным поставило в адрес ПАО «Курганмашзавод» Дизели УТД-29 в количестве 12 шт. на общую сумму 57 107 101,08 руб. (с НДС) по ориентировочной цене 4 758 925,09 руб. (с НДС) за 1 шт. 16.10.2020 238 ВП МО РФ выдано заключение на проект фиксированной цены двигателя УТД-29 на 2020 год № 238/1180 в соответствии с требованиями нормативных документов в области ценообразования на продукцию. Согласно Заключению фиксированная цена Дизеля УТД-29 составила 4 136 182 руб. (без НДС), (4 963 418,40 руб. с НДС 20%). Для целей перевода ориентировочной цены в фиксированную, АО «Барнаултрансмаш» в октябре 2020 года в адрес ПАО «Курганмашзавод» направило для согласования протокол согласования фиксированной цены № 26/2020, заключение 238 ВП МО РФ от 16.10.2020 № 238/1180 по фиксированной цене с калькуляцией по фактическим затратам. 30.10.2020 от ПАО «Курганмашзавод» письмом № 002-16-9025 получен отказ от согласования фиксированной цены. До настоящего времени протокол фиксированной цены, направленный письмом от 03.12.2020 № 46/350 в адрес ПАО «Курганмашзавод» не подписан, оплата окончательного расчета за поставленную продукцию в сумме 2 453 919,72 руб. не произведена.
Определением от 12.10.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Истцом и третьим лицом, в судебное заседание явка представителей не обеспечена, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также посредством размещения на официальном сайте Арбитражного суда Курганской области в сети «Интернет» информации о времени и месте проведения судебного заседания.
Вместе с тем, от третьего лица через канцелярию суда поступил отзыв по предмету спора. Третье лицо поясняет, что сложившиеся спорные отношения регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 г. № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 1465). Третье лицо просит суд рассмотреть исковое заявление АО ХК «Барнаултрансмаш» и принять судебный акт в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.
Представитель ответчика в судебном заседании ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных документов, против удовлетворения исковых требований возражал по доводам отзывов и возражений. ПАО «Курганмашзавод» согласно с доводами АО «Барнаултрансмаш» о том, что договор № 1921187412472412245024844/ДР84/0067/033/19 от 14.10.2019 заключен в рамках государственного оборонного заказа. Истец, ссылаясь на статью 6 Гражданского Кодекса Российской Федерации, считает возможным применить заключение 238 ВП МО РФ к цене договора № 1921187412472412245024844/ДР84/0067/033/19 от 14.10.2019 на том основании, что порядок ценообразования и структура цены одинаковая с договорами указанными в заключении. Вместе с тем, данная норма не предусматривает применение аналогии обстоятельств дела к сходным правоотношениям. Ссылка на статью 6 Гражданского Кодекса Российской Федерации и возможность применения заключения 238 ВП МО РФ по аналогии нарушает действующее законодательство Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа. В нарушение статьи 65 АПК РФ и пункта 6.1 договора истец не представил доказательств, являющихся основанием для изменения цепы. Задолженность по договору № 1921187412472412245024844/ДР84/0067/033/19 от 14.10.2019 отсутствует. Ответчик просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Представленные дополнительные письменные доказательства приобщены судом к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению на основании следующего.
Как следует из материалов дела, между АО «Барнаултрансмаш» (Поставщик) и ПАО «Курганмашзавод» (Покупатель) заключен договор поставки № 1921187412472412245024844/ДР84/0067/033/19 от 14.10.2019 (т.1, л.д. 9–10, далее – договор) с протоколом разногласий от 30.12.2019 (т.1, л.д. 12, 13). Договор заключен в целях исполнения Государственного оборонного заказа по Государственному контракту № 1921187412472412245024844 от 23.08.2019 года (далее - Государственный контракт). Идентификатор Государственного контракта № 1921187412472412245024844.
Согласно условиям договора Поставщик обязуется передать (продать) в собственность Покупателя продукцию, а Покупатель обязуется принять и оплатить ее на условиях настоящего договора (пункт 1.1).
Предметом договора является поставка продукции в соответствии со спецификациями, прилагаемыми к настоящему договору и являющимися его неотъемлемой частью (пункт 1.2).
Настоящий договор заключается для выполнения государственного оборонного заказа в целях соисполнения Государственного контракта № 1921187412472412245024844 от 23.08.2019, идентификатор государственного контракта №1921187412472412245024844 (пункт 1.3).
Продукция, поставленная по данному договору, является продукцией оборонного назначения и предназначена для отгрузки конечному потребителю в пределах территории Российской Федерации (пункт 1.4).
Согласно пункту 4.1 договора поставка продукции осуществляется путем отгрузки продукции Покупателю со склада Поставщика на условиях самовывоза (собственным транспортом и за свой счет), либо другим согласованным способом с предъявлением понесенных расходов Покупателю.
Поставка продукции производится по товарным накладным в сроки и количестве согласно спецификаций, согласованных с Покупателем. Поставщик имеет право на досрочную поставку продукции с согласия Покупателя (пункт 4.2).
Право собственности на продукцию, а также риски случайного повреждения или гибели продукции переходят к
Покупателю, с даты поставки (отгрузки) продукции (пункт 4.4).
В разделе 6 договора стороны согласовали цены и порядок расчетов.
Цена на продукцию, поставляемую по настоящему договору, формируется с учетом нормативных документов, регламентирующих порядок ценообразования продукции военного назначения в рамках государственного оборонного заказа. Цена продукции указана в спецификациях настоящего договора.
В случае изменения ценообразующих факторов и выдаче 238 ВП МО РФ нового заключения о цене, цена на продукцию подлежит изменению с даты выдачи заключения (пункт 6.1).
В соответствии с пунктом 6.3 (в редакции протокола согласования разногласий от 30.12.2019) расчет за продукцию осуществляется в соответствии с Положением «О правилах осуществления перевода денежных средств» в виде перечисления денежных средств на отдельный счет «Поставщика», открытый «Поставщиком» в соответствии с Федеральным законом «О государственном оборонном заказе» в уполномоченном банке при наличии у «Поставщика» с таким уполномоченным банком заключенного договора о банковском сопровождении.
Платеж считается проведенным после того, как Поставщик подтвердит его получение и правильность. Датой оплаты продукции считается дата зачисления денежных средств на отдельный счет Поставщика. Обязанность Покупателя по оплате продукции считается исполненной с вышеуказанной даты. Ссылка на договор и номер счета на оплату в платежном поручении обязательна.
Расчет по договору производится в следующем порядке:
- авансирование в размере 50% за имущество, поставляемое в 2020 году, но не позднее 31.03.2020.
- окончательный расчет в размере 50% за имущество, поставленное под производственную программу 2020 года, в печение 10 дней с момента получения денежных средств от МО РФ за отгрузку конечных изделий, но не позднее 31.12.2020.
- авансирование в размере 50% за имущество, поставляемое под производственную программу 2021 году, но не позднее 31.03.2021.
- окончательный расчет в размере 50% за имущество, поставленное под производственную программу 2021 года, в течение 10 дней с момента получения денежных средств от МО РФ за отгрузку конечных изделий, но не позднее 31.12.2021.
Стоимость услуг по доставке в стоимость продукции не входит и оплачивается Покупателем дополнительно, если расходы понесены Поставщиком (пункт 6.4).
Сумма договора поставки складывается из сумм всех спецификаций, имеющих порядковую нумерацию, являющихся его неотъемлемой частью, и подписанных обеими сторонами (пункт 6.5).
Согласно Спецификации № 1, в редакции Протокола согласования разногласий от 30.12.2019 цена на продукцию является ориентировочной на 2020 год и указана для осуществления авансирования по спецификации. Фиксированная цена на продукцию согласовывается протоколом согласования фиксированной цены, на основании заключения 238 ВП МО РФ о цене. До согласования фиксированной цены на 2020 год допускается отгрузка по ориентировочной цене (т.1, л.д. 11, 13).
Из материалов дела следует, что в соответствии со Спецификацией № 1, в редакции Протокола согласования разногласий от 30.12.2019 поставке подлежали Дизели УТД-29 в количестве 12 шт. по цене 3 965 770,91 руб. (без НДС), (4 758 925,09 руб. с НДС (20%)) за 1 шт.
АО «Барнаултрансмаш» по товарным накладным поставило в адрес ПАО «Курганмашзавод» Дизели УТД-29 в количестве 12 шт. на общую сумму 57 107 101,08 руб. (с НДС) по ориентировочной цене 4 758 925,09 руб. (с НДС) за 1 шт. (т.1, л.д. 14–19).
16.10.2020 238 ВП Министерством обороны Российской Федерации выдано заключение на проект фиксированной цены двигателя УТД-29 на 2020 год № 238/1180 в соответствии с требованиями нормативных документов в области ценообразования на продукцию. Согласно Заключению фиксированная цена Дизеля УТД-29 составила 4 136 182 руб. (без НДС), (4 963 418,40 руб. с НДС 20%) (т.1, л.д. 23–27).
Для целей перевода ориентировочной цены в фиксированную, АО «Барнаултрансмаш» в октябре 2020 года в адрес ПАО «Курганмашзавод» направило для согласования протокол согласования фиксированной цены № 26/2020, заключение 238 ВП МО РФ от 16.10.2020 № 238/1180 по фиксированной цене с калькуляцией по фактическим затратам. 30.10.2020 от ПАО «Курганмашзавод» письмом № 002-16-9025 получен отказ от согласования фиксированной цены (т.1, л.д. 22).
Повторно, письмами № 01/1406 от 09.11.2020, № 46/350 от 03.12.2020, № 46/358 от 08.12.2020 в адрес ПАО «Курганмашзавод» были направлены для подписания проект протокола согласования фиксированной цены, а также Дополнительное соглашение от 03.12.2020 № 1 к Договору (т.1, л.д. 29, 33, 34, 35).
Письмом от 25.01.2021 № 002-16-360 Дополнительное соглашение № 1 к Договору возвращено ответчиком без оформления.
АО «Барнаултрансмаш» понесло дополнительные расходы на производство 12 Дизелей УТД-29, которые не были учтены в затратах на 2020 год в общем размере 2 453 919,72 рублей (с НДС) (4 963 418,40 руб. х 12 = 59 561 020,80 руб. - 57 107 101,08 руб. = 2 453 919,72 руб.).
Из материалов дела следует, что ПАО «Курганмашзавод» за поставленную продукцию произведена оплата по ориентировочной цене в размере 57 107 101,08 руб. (28 553 550,54 руб. по платежному поручению от 24.03.2020 № 5480, 28 553 550,54 руб. по платежному поручению от 19.04.2021 № 7856) (т.1, л.д. 14–19).
АО «Барнаултрансмаш» в адрес ПАО «Курганмашзавод» 16.04.2021 направлена претензия № 24пр/87 с требованием произвести окончательный расчет за поставленную продукцию (т.1, л.д. 37), однако была отклонена письмом от 12.05.2021 № 004-31-713 (т.1, л.д. 38).
Поскольку ответчик не подписал протокол фиксированной цены, направленный письмом от 03.12.2020 № 46/350 в адрес ПАО «Курганмашзавод» и оплата окончательного расчета за поставленную продукцию в сумме 2 453 919,72 руб. не произведена, истец обратился в Арбитражный суд Курганской области с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу пункта 2 статьи 516 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором поставки предусмотрено, что оплата товаров осуществляется получателем (плательщиком) и последний неосновательно отказался от оплаты либо не оплатил товары в установленный договором срок, поставщик вправе потребовать оплаты поставленных товаров от покупателя.
В соответствии со статьей 486 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара.
Согласно статье 516 Гражданского кодекса Российской Федерации форма и порядок расчетов осуществляется в соответствии с условиями договора.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Изменения цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Из приведенных выше норм следует, что покупатель, принявший поставленный на основании договора товар без замечаний, обязан его оплатить в полном объеме в установленный договором срок.
Факт поставки истцом и принятия ответчиком продукции в соответствии с условиями договора поставки № 1921187412472412245024844/ДР84/0067/033/19 от 14.10.2019 подтверждается представленными в материалы дела документами и не оспаривается сторонами.
Разногласия возникли относительно наличия основания для изменения предусмотренной договором «ориентировочной» цены договора на «фиксированную».
Как установлено судом договор между Поставщиком и Покупателем заключен в сфере исполнения государственного оборонного заказа, в силу чего должны применяться специальные положения Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее - Закон № 275-ФЗ), которые регулируют порядок определения цены по такому договору: при его заключении определяется ориентировочная цена, которая, затем, должна быть установлена с учетом согласования ее калькуляции специальным уполномоченным органом - военным представительством.
В силу пункта 6.1 договора цена на продукцию формируется с учётом нормативных документов, регламентирующих порядок ценообразования продукции военного назначения в рамках государственного оборонного заказа. Цена продукции указана в Спецификациях настоящего Договора.
Из материалов дела следует, что цену продукции стороны согласовали как ориентировочную, подписав Протокол согласования разногласий от 30.12.2019 (т.1, л.д. 12).
В рассматриваемом случае, исходя из согласованных сторонами, условий договора ориентировочная цена служит лишь для произведения авансирования в счёт будущих поставок продукции.
Стороны пришли к соглашению, что фиксированная цена на поставляемую продукцию согласовывается протоколом согласования цены на основании заключения 238 Министерства обороны Российской Федерации, (далее – 238 ВП МО РФ).
Абзацем вторым пункта 6.1 договора предусмотрено, что в случае изменения ценообразующих факторов и выдаче 238 ВП МО РФ нового заключения о цене, цена на продукцию подлежит изменению с даты выдачи заключения.
Таким образом, исходя из согласованных сторонами условий договора, цена продукции являлась ориентировочной и подлежала окончательному установлению сторонами в ходе его исполнения. Существенным этапом определения цены, как указано выше, является согласование цены изделия с 238 ВП МО РФ.
Из материалов дела следует, что 16.10.2020 238 ВП МО РФ выдано заключение на проект фиксированной цены двигателя УТД-29 на 2020 год № 238/1180 в соответствии с требованиями нормативных документов в области ценообразования на продукцию. Согласно Заключению фиксированная цена двигателя УТД-29 составила 4 136 182 руб. (без НДС), (4 963 418,40 руб. с НДС 20%) (т.1, л.д. 23–27).
В письме от 18.11.2020 № 238/1316 Военное представительство 238 МО Российской Федерации в ответ на обращение ПАО «Курганмашзавод» и 3949 ВП МО РФ, сообщает, что заключение 238 ВП МО РФ на проект фиксированной цены двигателя УТД-29 на 2020 год выдано на основании поручения заместителя Министра обороны Российской Федерации и представленных в его исполнение расчётно-калькуляционных материалов. При этом себестоимость изготовления двигателя УТД-29, в сравнении с себестоимостью изготовления данного двигателя по ранее выданному 238 ВП МО РФ заключению, осталась неизменной, а превышение доведённых письмом Минэкономразвития России от 30.09.2020 № 32028-ПК/Д03и индексов цен производителей произошло только за счёт увеличения уровня рентабельности до (1%+20%) в соответствии с постановлением Правительства от 02.12.2017 № 1465 и поручением заместителя Министра обороны Российской Федерации.
На основании изложенного Военное представительство считает, что заключение 238 ВП МО РФ на проект фиксированной цены двигателя УТД-29 выдано в строгом соответствии с требованиями нормативных документов в области ценообразования на продукцию, поставляемую в рамках Гособоронзаказа и поручением заместителя Министра обороны Российской Федерации, а установление окончательной фиксированной цены двигателя УТД-29 между ПАО «Курганмашзавод» и АО «Барнаултрансмаш», в том числе подписание протокола фиксированной цены, не входит в компетенцию военных представительств Министерства обороны Российской Федерации и является прерогативой двух хозяйствующих субъектов, а именно ПАО «Курганмашзавод» и АО «Барнаултрансмаш» (т.1, л.д. 30).
Согласно подпункту 48 пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» на Министерство обороны Российской Федерации возложены функции государственного заказчика государственного оборонного заказа по закупке товаров, работ, услуг по номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств для обеспечения нужд Вооруженных сил», при этом, на основании подпункта 31 пункта 10 Указа, Министерство обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, выделенных на выполнение оборонного заказа.
Для осуществления данных полномочий Министерство обороны Российской Федерации на основании пункта 1 «Положения о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации № 804 от 11.08.1995 создаёт Военные представительства Министерства обороны Российской Федерации для контроля качества и приёмки военной продукции на предприятиях, осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания производство и поставку этой продукции как непосредственно так и в порядке кооперации в соответствии с условиями государственных контрактов (контрактов). Абзацем 2 пункта 2 данного Положения предусмотрено, что руководство деятельностью военных представительств осуществляется Министерством обороны Российской Федерации через уполномоченные им органы военного управления.
Из материалов дела следует, что спорный договор и приложения к нему подписаны начальниками соответствующих ВП МО Российской Федерации, аккредитованных на предприятии истца и ответчика без замечаний касательно цены продукции.
Возможность, при заключении договора по выполнению гособоронзаказа, указывать ориентировочные (уточняемые) цены с последующей их корректировкой в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, предусмотрена подпунктом 1 пункта 1 статьи 11 Закона № 275-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 9 Закона № 275-ФЗ государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу осуществляется в целях эффективного использования бюджетных средств и создания оптимальных условий для рационального размещения и своевременного выполнения государственного оборонного заказа при соблюдении баланса интересов государственного заказчика и головного исполнителя, исполнителя.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 9 Закона № 275-ФЗ государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу основывается на принципе, в том числе, обоснованности затрат головного исполнителя, исполнителя.
Пунктом 1.3 договора предусмотрено, что настоящий договор заключается для выполнения государственного оборонного заказа в целях соисполнения Государственного контракта договору поставки № 1921187412472412245024844 от 23.08.2019. Следовательно, продукция, поставляемая по Договору, подпадает под действие государственного регулирования цен. Контроль за эффективным использованием бюджетных средств в сфере гособоронзаказа реализуется через механизм государственного регулирования цен на продукцию на основании пункта 1 статьи 9 Закона № 275-ФЗ.
Обоснование цены на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу осуществляется в соответствии с требованиями «Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465 (далее – Постановление № 1465).
Следовательно, на Министерство обороны Российской Федерации, как на государственного заказчика, возложены функции государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую в рамках гособоронзаказа.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 5 Постановления № 1465, уточнение ориентировочной цены путём перевода её в фиксированную цену является одним из видов государственного регулирования цен.
Согласно пункту 44 Постановления № 1465 условия перевода ориентировочной (уточняемой) цены продукции в фиксированную цену должны предусматривать возможность установления значения фиксированной цены как ниже, так и выше величины ориентировочной (уточняемой) цены.
Порядок перевода ориентировочной цены в фиксированную определён разделом 3 Постановления № 1465, в частности в пункте 46 указано, что в случае применения в государственном контракте ориентировочной (уточняемой) цены либо цены, возмещающей издержки, государственным заказчиком по согласованию с единственным поставщиком по окончании срока действия соответствующего вида цены на продукцию, но не позднее 2 месяцев до окончания поставки этой продукции устанавливается фиксированная цена на продукцию.
Следовательно, в процессе перевода ориентировочной цены в фиксированную цена может быть уменьшена, окончательное установление фиксированной цены осуществляется государственным заказчиком - федеральным органом исполнительной власти, обладающим компетенцией действовать от лица Российской Федерации. Лицом, осуществляющим согласование фиксированной цены продукции по Договору, является госзаказчик - Министерством обороны Российской Федерации на основании цены, предложенной Исполнителем, с обязательным предоставлением подтверждающих документов.
В пункте 37 3 Постановления № 1465 определен перечень обосновывающих документов определён.
Довод ответчика о невозможности применения положений Заключения 238 ВП МО РФ № 238/1180 в силу того, что в нём не поименован спорный договор судом отклоняется, поскольку в данном случае спорные положения договора надлежит рассматривать в контексте статьи 6 Гражданского Кодекса Российской Федерации, поскольку судом установлено, что между сторонами данный договор не единственный.
Из материалов дела следует, что истец на постоянной основе поставляет в адрес ответчика двигатели УТД-29 по многочисленным договорам с аналогичными условиями.
Как установлено судом в состав двигателя УТД-29 входит генератор ВГ-7500Н-1С производства ПАО «ЛЭТЗ» (ОГРН <***> / ИНН <***>), который так же, как и двигатель УТД-29 подлежит контролю качества и приёмке аккредитованным ВП МО РФ на ПАО «ЛЭТЗ».
Фиксированная цена на генератор ВГ-7500-1С на 2019 год составляла 73 578 руб. (без НДС) на основании Заключения № 1-2019 154 ВП МО РФ, направлено в адрес 238 ВП МО РФ, аккредитованное на АО «Барнаултрансмаш», 28.02.2019 исх. № 154/173.
Фиксированная цена на генератор ВГ-7500-1С на 2020 год составила 100 000 руб. (без НДС) на основании Заключения № 5-2020 154 ВП МО Российской Федерации, направлено в адрес 238 ВП МО РФ 13.04.2020 исх. № 154/316 (т.2, л.д. 66–70).
Таким образом, повышение цены составило 26,4%.
Согласно пункту 3 статьи 14 Закона № 275-ФЗ головной исполнитель, исполнители, военные представительства государственного заказчика обязаны представлять в антимонопольный орган информацию о всех фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырьё, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, если установленная или предполагаемая цена более чем на 5% превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, определённых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Следовательно, обязанность по предоставлению информации в антимонопольный орган о фактах повышения поставщиками цен на сырьё, материалы и комплектующие изделия, необходимые для выполнения гособоронзаказа возложена законодателем не только на Истца, но также и на Ответчика.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в частности заключение договор, Спецификацию № 1, протоколом разногласий от 30.12.2019, заключение 238 ВП МО РФ от 16.10.2020 № 238/1180, суд установил, что ответчик, в нарушение принятых на себя обязательств отказался от согласования стоимости продукции по фиксированной цене, подтвержденной заключением 238 ВП МО РФ от 16.10.2020 № 238/1180, в результате чего у него образовалась задолженность в размере 2 453 919,72 руб. с учетом НДС (4 963 418,40 руб. х 12 = 59 561 020,80 руб. (сумма по фиксированной цене) - 57 107 101,08 руб. (сумма по ориентировочной цене) = 2 453 919,72 руб.).
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истец исполнил свои обязательства по поставке двигателей в 2020 году полностью, что подтверждается представленными в материалы дела товарными накладными и ответчиком не оспаривается.
Как установлено судом и следует из условий договора, цена на продукцию является ориентировочной на 2020 год и указана для осуществления авансирования по спецификации. Фиксированная цена поставляемого изделия определяется в соответствии с заключением 238 ВП МО РФ Поставщика.
Из вышеизложенного следует, что ПАО «Курганмашзавод» не обосновано отказывается осуществить окончательный расчет за поставленную продукцию в соответствии с нормами гражданского законодательства и условиями договора по фиксированной цене, подтвержденной Заключением 238 Военного представительства МО РФ от 16.10.2020 №238/1180.
Доводы ответчика, изложенные в отзывах судом не принимаются, как основанные на неверном толковании закона, противоречащие фактическим обстоятельствам, установленным судом по настоящему делу.
Суд отмечает, что соответствующие доводы, по существу, направлены на уход от гражданско-правовой ответственности. В частности, cудом установлено, что между АО «Барнаултрансмаш» и ПАО «Курганмашзавод» заключен договор поставки № 1921187408872412245025197/ДР84/0067/033/19 от 14.10.2019. В рамках указанного договора стороны согласовали стоимость продукции на 2020 год за 1 единицу УТД-29 в размере 4 136 182 руб. (без НДС), (4 963 418,40 руб. с НДС 20%). Основанием послужило Заключение 238 ВП МО РФ №238/1180. В подтверждение данного факта в материалы настоящего дела представлен протокол № 34/2020 от 10.12.2020 согласования фиксированной цены на дизель УТД–29 (т.2, л.д. 42 оборот).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 и статьей 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Как следует из пункта 4 статьи 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Статья 431 Гражданского Кодекса Российской Федерации устанавливает, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
При таких обстоятельствах суд считает доказанным волеизъявление обеих сторон на согласование «фиксированной» цены продукции с учетом рекомендаций названного выше заключения, то есть в пределах рекомендованных военным представительством цен.
Надлежащих доказательств, опровергающих изложенное, ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчик в нарушение условий договора отказался от согласования фиксированной цены, тем самым получил товар по не соответствующей договору цене, в ущерб интересам истца, что свидетельствует о недобросовестности Предприятия, имеющей признаки злоупотребления правом, в связи с чем, поскольку срок оплаты продукции наступил, размер долга документально подтвержден, а доказательств его погашения ответчиком не представлено, требование истца о взыскании с ответчика задолженности за поставленную продукцию являются обоснованным и подлежащим удовлетворению в сумме 2453919 руб. 72 коп.
Истцом при подаче искового заявления по платежному поручению № 6337 от 20.07.2021 уплачена государственная пошлина в сумме 35 270 руб. 00 коп.
Поскольку исковые требования удовлетворены судом в полном объеме, уплаченная истцом государственная пошлина в сумме 35 270 руб. 00 коп., относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Взыскать с Публичного акционерного общества «Курганский машиностроительный завод» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Акционерного общества холдинговая компания «Барнаултрансмаш» (ОГРН <***>, ИНН <***>) 2 453 919 руб. 72 коп. - основного долга, 35 270 руб. 00 коп. - расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.
Судья | Н.А. Обабкова |