ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-1410/13 от 29.04.2013 АС Курганской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Курган

Дело № А34-1410/2013

29 апреля 2013 года

Арбитражный суд Курганской области

в составе судьи Крепышевой Т.Г., рассмотрев материалы дела по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН <***>)

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРН <***>)

о привлечении к административной ответственности,

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением суда от 04.03.2013 указанное заявление принято к производству в порядке упрощённого производства и сторонам предложено в установленные сроки представить определённые документы и доказательства (03.04.2013, 24.04.2013), о чём стороны извещены надлежащим образом в силу положений статей 121, 123, 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (почтовые уведомления №73343, 73344). Текст определения размещён на официальной сайте арбитражного суда 05.03.2013 и приложенные к заявлению документы размещены в режиме ограниченного доступа на официальной сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru 06.03.2013 (листы дела 1-26).

В установленный определением суда от 04.03.2013 срок от заявителя поступила копия решения Арбитражного суда Курганской области от 21.06.2010 по делу №А34-2711/2010 о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3000 рублей. Документ размещён в режиме ограниченного доступа на официальной сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru 19.03.2013 (листы дела 27-33).

В силу пункта 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 22 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 №62 «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощённого производства» дело рассмотрено в порядке упрощённого производства на основании доказательств, представленных сторонами в течение установленных арбитражным судом сроков.

Изучив материалы дела, суд установил, что индивидуальный предприниматель ФИО1 зарегистрирован Администрацией города Кургана 21.12.2000, о чём Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кургану Курганской области 30.12.2004 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным номером <***>, свидетельство серии 45 №000616972 (лист дела 13).

Согласно пункту 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 №280 (далее – Положение о лицензировании), лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и её территориальными органами.

Федеральной службой по надзору в сфере транспорта индивидуальному предпринимателю ФИО1 13.04.2012 выдана бессрочная лицензия №АСС-45-008736 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (лист дела 12).

На основании приказа Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области от 22.02.2013 №167 и планового (рейдового) задания на 22.02.2013 №10 государственным инспектором ФИО2 с уведомлением прокуратуры Курганской области проведена проверка транспортных средств в процессе их эксплуатации в целях проведения мероприятий по контролю за выполнением обязательных требований, по результатам которой составлен акт проверки транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров и багажа, от 22.02.2013 №5, протокол об административном правонарушении от 25.02.2013 №000505 в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1

Статьёй 6 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пунктом 2 Положения о лицензировании, пунктами 5.2 и 6.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №398, предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и её территориальные органы осуществляют лицензирование перевозок пассажиров, а также имеют право проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность.

Согласно части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляются должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

Исходя из этого, заявитель как лицензирующий орган уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершённых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов.

Протокол об административном правонарушении от 25.02.2013 №000505 вместе с другими материалами административного дела в соответствии со статьями 23.1, 28.3, 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлен в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Исследовав письменные материалы дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии с частью 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам:

Статьёй 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон №99-ФЗ) определено понятие «лицензионных требований» как совокупности требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования. При этом под «лицензируемым видом деятельности» понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно подпункту 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона №99-ФЗ перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, является лицензируемым видом деятельности. Порядок и условия лицензирования указанной деятельности определён Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 №280 (далее – Положение о лицензировании).

В соответствии с подпунктом «и» пункта 4 Положения о лицензировании к лицензионным требованиям при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров относится соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Согласно пункту 35 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 №112 (далее – Правила перевозок пассажиров и багажа) в транспортном средстве с 2 и более дверьми, через которые осуществляется вход пассажиров, за исключением транспортных средств категории «M2», над каждой дверью с наружной стороны укрепляется табличка с надписью «Вход» или наносится надпись «Вход».

Пунктом 37 Правил перевозок пассажиров и багажа предусмотрено, что внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация:

а) наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора;

б) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа;

в) номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения;

г) стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа;

д) указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения;

е) указатели мест расположения огнетушителей;

ж) указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства;

з) указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами;

и) правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в нарушение подпункта «и» пункта 4 Положения о лицензировании, и вышеуказанных пунктов 35, 37 Правил перевозок пассажиров и багажа, в автобусе категории «M3» ПАЗ 32054 (государственный регистрационный знак <***>), используемом предпринимателем ФИО1 22.02.2013 для перевозки пассажиров по маршруту №42 «КЗКТ – ст. Утяк», отсутствовали: с наружной стороны таблички или надписи «Вход», в салоне автобуса указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами, что подтверждается актом проверки транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров и багажа от 22.02.2013 №5, копией путевого листа от 22.02.2013 №276б, протоколом об административном правонарушении от 25.02.2013 №000505 (листы дела 8-10) и не оспаривается предпринимателем.

Таким образом, факт нарушения индивидуальным предпринимателем ФИО1 лицензионных требований, предусмотренных подпунктом «и» пункта 4 Положения о лицензировании нашли подтверждение в материалах дела.

При этом индивидуальный предприниматель ФИО1 как лицо, осуществляющее перевозку пассажиров автомобильным транспортом, на основании лицензии Федеральной службой по надзору в сфере транспорта №АСС-45-008736, обязан знать и соблюдать требования Положения о лицензировании и иных нормативных правовых актов в области автомобильного транспорта.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины предпринимателя в совершении административного правонарушения.

Согласно объяснениям в протоколе об административном правонарушении от 25.02.2013 №000505 предприниматель ФИО1 с выявленными в период проверки нарушениями согласен (лист дела 8).

На дату рассмотрения дела, предусмотренный статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок давности привлечения к административной ответственности не истёк.

Нарушений со стороны Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области, как органа уполномоченного осуществлять лицензионный контроль и составлять протоколы об административных правонарушениях, требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом не установлено.

Заявление Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта подлежит удовлетворению.

При определении меры ответственности суд исходит из следующего:

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечёт предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от трёх тысяч до четырёх тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершённые административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В данном случае фактов возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в результате допущенных предпринимателем нарушений (отсутствие с наружной стороны автобуса табличек или надписей «Вход», отсутствие в салоне автобуса указателей аварийных выходов и правил пользования такими выходами) судом не установлено и заявитель на наличие таковых не ссылается.

Кроме того, суд принимает во внимание, что выявленные в ходе проведения проверки нарушения по внешнему и внутреннему оформлению транспортного средства являются формальными и легко устранимыми.

Привлечение предпринимателя ранее к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3000 рублей на основании решения Арбитражного суда Курганской области от 21.06.2010 по делу №А34-2711/2010 не является основанием для препятствия назначения в данном случае административного наказания в виде предупреждения, исходя из следующего.

В силу статьи 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Как установлено судом, взыскание административного штрафа по решению Арбитражного суда Курганской области от 21.06.2010 по делу №А34-2711/2010 окончено 20.08.2010 на основании соответствующего постановления судебного пристава-исполнителя.

В связи с чем, на момент рассмотрения настоящего дела установленный статьёй 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях годичный срок погашения административного наказания истёк, то есть предприниматель не считается подвергнутым данному административному наказанию.

С учётом изложенного, принимая во внимание конституционный принцип соразмерности и справедливости наказания, отсутствие угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей в результате допущенных нарушений, признание предпринимателем факта совершения административного правонарушения (согласно объяснениям в протоколе об административном правонарушении от 25.02.2013 №000505), суд полагает возможным назначить индивидуальному предпринимателю ФИО1 административное наказание по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Кургана, место жительства: <...>, зарегистрированного Администрацией города Кургана 21.12.2000, о чём Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кургану Курганской области 30.12.2004 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>, к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Курганской области.

Судья Крепышева Т.Г.