АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,
тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07
E-mail: info@kurgan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Курган | Дело №А34-14148/2018 |
03 апреля 2019 года |
Резолютивная часть решения объявлена 28 марта 2019 года.
Решение в полном объеме изготовлено 03 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Луневой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Сидоровой В.В., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Открытого акционерного общества «Курганский машиностроительный завод» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),
об отмене постановления о назначении административного наказания,
при участии в заседании представителей:
от заявителя – ФИО1, доверенность № 3 от 01.01.2019,
от заинтересованного лица – явки нет, извещено,
установил:
Открытое акционерное общество «Курганский машиностроительный завод» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, антимонопольный орган, административный орган, УФАС) о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу № 221-АД-ГОЗ/2018 об административном правонарушении о привлечении заявителя к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс).
В обоснование данного требования заявитель указал, что в рассматриваемом случае деяние не может быть квалифицировано, как административное правонарушение, в связи с тем, что отсутствует событие правонарушения, в данном случае - это непредставление документов в адрес УФАС по Свердловской области, поскольку извещение от 26.07.2118 № 13211 адресовано должностному лицу, а не ОАО «Курганмашзавод». В оспариваемом постановлении от 08.10.2018 антимонопольным органом не приведен перечень документов, который ОАО «Курганмашзавод» не предоставило в уполномоченный орган в нарушение ст. 19.7.2 КоАП РФ. Указывает, что заявитель представил в адрес антимонопольного органа все запрашиваемые документы и пояснения в соответствии с уведомлением о предоставлении информации от 04.09.2018.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявления.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился. О времени и месте заседания извещен надлежащим образом в силу части 1 статьи 123 АПК РФ. В отзыве на заявление просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указал, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, извещение Свердловского УФАС России от 26.07.2018 (исх. 13211) получено ОАО «Курганмашзавод» 31.07.2018. В установленный срок (до 28.08.2018) ОАО «Курганмашзавод» явку финансового директора ФИО2 в антимонопольный орган не обеспечило, сведения о должностном лице, ответственном в период с 01.02.2018 за исполнение условий договоров № 120-2017 от 08.11.2017 № 121-2017 от 08.11.2017, в части срока и порядка оплаты товаров, поставляемых по государственному оборонному заказу по указанным договорам, не представило. Таки мобразом, в срок до 28.08.2018 заявителем не была представлена информация, истребованная извещением Свердловского УФАС России (исх. № 13211 от 26.07.2018). Объективная сторона правонарушения состоит в непредставлении информации и документов по требованию контролирующего органа, содержавшемся в извещении антимонопольного орган от 26.07.2018 (исх. № 13211). Полагает, что юридическим лицом не было принято достаточных мер по своевременному представлению в Свердловское УФАС России истребованных информации и документов в полном объеме.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица на основании статьи 156 АПК РФ.
Заслушав доводы заявителя, изучив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области из Прокуратуры города Кургана поступили материалы проверки, свидетельствующие о нарушении ОАО «Курганский машиностроительный завод» законодательства о государственном оборонном заказе при выполнении обязательств в части срока и порядка оплаты товаров, поставляемых по договорам № № 1719187312812412241000266/120-2017 от 08.11.2017 №1719187312862412241005102/121-2017 от 08.11.2017, заключенным во исполнение государственного оборонного заказа (сопроводительное письмо от 10.05.2018 № 07-10-2018).
В связи с указанными обстоятельствами, 26.07.2018 на имя финансового директора ОАО «Курганский машиностроительный завод» ФИО2 было направлено извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (ч. 2.1 ст. 14.55 КоАП РФ) (далее – извещение, т.1, л.д. 112-113).
Из содержания обозначенного извещения следует, что между ОАО «Шумихинский завод подшипниковых иглороликов» (далее - ОАО «ШЗПИ») (Поставщик) и ОАО «Курганмашзавод» (Покупатель) заключены следующие договоры:
1.Договор № 1719187312812412241000266/120-2017 от 08.11.2017 на поставку товара для выполнения государственного оборонного заказа (далее - Договор № 120-2017 от 08.11.2017). Настоящий договор заключен в рамках исполнения государственного контракта № 1719187312812412241000266 от 01.11.2017 с Министерством обороны Российской Федерации. Идентификатор № 1719187312812412241000266;
2.Договор № 1719187312862412241005102/121-2017 от 08.11.2017 на поставку товара для выполнения государственного оборонного заказа (далее - Договор № 121-2017 от 08.11.2017). Настоящий договор заключен в рамках исполнения государственного контракта № 1719187312862412241005102 от 01.11.2017 с Министерством обороны Российской Федерации. Идентификатор № 1719187312862412241005102.
Согласно п.3.1 Договоров № 120-2017 от 08.11.2017 и № 121-2017 от 08.11.2017 цена указывается в спецификации, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора. Так, цена за товар по Спецификациям № 1: к Договору № 120-2017 от 08.11.2017 - 2206897, 74 руб.; к Договору № 121 -2017 от 08.11.2017 - 1396770, 72.
Пунктом 3.2. Договоров № 120-2017 от 08.11.2017 и № 121-2017 от 08.11.2017 определен порядок расчетов за товар, указанный в спецификации:
-аванс в размере 50 % от суммы в спецификации;
-окончательный расчет - в течение 60 дней с даты счета-фактуры.
Таким образом, авансовый платеж, исходя из условий Договора № 120-2017 от 08.11.2017, должен быть произведен ОАО «Курганмашзавод» в размере 1 103 448, 87 руб.; по Договору № 121-2017 от 08.11.2017 - в размере 698 385, 36руб.
При этом конкретный срок внесения предоплаты не предусмотрен условиями Договоров № 120-2017 от 08.11.2017 и № 121-2017 от 08.11.2017.
В материалах проверки имеются счета-фактуры № 147 от 27.02.2018 (ИГК 1719187312812412241000266) на сумму 1 103 448, 87 руб. (50% поДоговору № 120-2017 от 08.11.2017),а также № 158 от 28.02.2018 (ИГК 1719187312862412241005102) - на сумму 698 385, 36 руб. (50% по Договору№ 121-2017 от 08.11.2017), выставленные ОАО «ШЗПИ» для внесения авансового платежа ОАО «Курганмашзавод».
Между тем, вопреки условиям пунктов 3.2. Договоров № 120-2017 от 08.11.2017 и № 121-2017 от 08.11.2017 ОАО «Курганмашзавод» нарушило срок и порядок внесения предоплаты по договорам.
Согласно платежным поручениям № 2454 от 16.02.2018 и № 4606 от 14.03.2018 предоплата по Договору № 120-2017 от 08.11.2017 произведена ОАО «Курганмашзавод» в размере 695 438, 41 руб.
Согласно платежным поручениям № 3202 от 27.02.2018 и № 4605 от 14.03.2018 предоплата по Договору № 121-2017 от 08.11.2017 произведена ОАО «Курганмашзавод» в размере 444 827, 55 руб.
Таким образом, ОАО «Курганмашзавод» обязательства по обеспечению авансирования по Договорам № 120-2017 от 08.11.2017 и № 121-2017 от 08.11.2017 в полном объеме не исполнило. Долг ОАО «Курганмашзавод» перед ОАО «ШЗПИ» по предоплате по Договорам № 120-2017от 08.11.2017 и № 121-2017 от 08.11.2017 составил 408 010, 46 руб. и 253 557, 81 руб. соответственно.
За нарушение должностным лицом головного исполнителя условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, касающихся срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) по государственному оборонному заказу, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, установлена административная ответственность по ч. 2.1 ст. 14.55 КоАП РФ.
Таким образом, финансовому директору ОАО «Курганмашзавод» - ФИО2, надлежало явиться на составление протокола об административном правонарушении с документами, удостоверяющими личность и служебное положение, и письменным объяснением (ст.26.3 КоАП РФ) по адресу: <...> этаж, 318 каб. 28 августа 2018 г. в 14:00,
или обеспечить ознакомление с данным извещением и явку должностного лица, ответственного в период с 01.02.2018 за исполнение условий Договоров № 120-2017 от 08.11.2017 и № 121-2017 от 08.11.2017, заключенных между ОАО «Курганмашзавод» и ОАО «ШЗПИ», касающихся срока и порядка оплаты товаров, поставляемых по государственному оборонному заказу по указанным договорам.
Явившемуся лицу при себе следует иметь следующие документы:
-документ, удостоверяющий личность (оригинал и копия паспорта);
-копию документа, возлагающего на указанное лицо обязанности по исполнению договорных обязательств в период с 01.02.2018 в части срока и порядка оплаты товаров, поставляемых по государственному оборонному заказу, а также приказ (распоряжение) о назначении его на должность, с отметкой об ознакомлении;
-письменное объяснение по факту правонарушения (ст.26.3 КоАП РФ);
-иные документы (сведения), которые лицо считает необходимым приобщить к делу.
В случае явки защитника (ст.25.5 КоАП РФ), обязательно наличие доверенности (от имени лица, в отношении которого составляется протокол).
В случае неявки в указанный срок, протокол об административном правонарушении будет составлен в отношении финансового директора ОАО «Курганмашзавод» т.1, л.д. 112-113).
24.09.2018 за непредставление указанных в обозначенном извещении сведений уполномоченным должностным лицом в отношении ОАО «Курганмашзавод» составлен протокол об административном правонарушении по делу № 221-АД-ГОЗ/2018, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол составлен в отсутствии законного представителя общества, извещенного о времени и месте составления протокола надлежащим образом (т.1, л.д. 109-110).
Определением антимонопольного органа от 24.09.2018 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 08.10.2018 (т.1, л.д. 111).
08.10.2018 постановлением по делу № 221-АД-ГОЗ/2018 общество привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 19.7.2 Кодекса в виде наложения штрафа в сумме 200 000 руб. (т.1, л.д. 9-11). Из содержания названного постановления следует, что на момент составления протокола об административном правонарушении информация (документы), запрошенная извещением от 26.07.2018 № 13211, ОАО «Курганмашзавод» не представлена в полном объеме, а именно: ОАО «Курганмашзавод» не представило документы, удостоверяющие личность (копия паспорта), копию документа, возлагающего на лицо, ответственное в период с 01.02.2018 за исполнение условий, в части срока и порядка оплаты, договоров от 08.11.2017 № 120-2017 и от 08.11.2017 № 121-2017, заключенных ОАО «Курганмашзавод» с ОАО «ШЗПИ», обязанности по исполнению договорных обязательств в период с 01.02.2018 в части срока и порядка оплаты товаров, поставляемых по государственному оборонному заказу, а также копию приказа (распоряжения) о назначении его на должность, с отметкой об ознакомлении.
Не согласившись с данным постановлением УФАС от 08.10.2018 по делу № 221-АД-ГОЗ/2018, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении и в отзыве, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, в том числе непредставление или несвоевременное представление информации и документов по требованию указанного органа, либо представление заведомо недостоверных информации и документов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объект административных правонарушений являются общественные отношения в сфере государственного оборонного заказа.
Объективную сторону данного административного правонарушения образует непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным.
В статье 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ) определено: головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу (далее - головной исполнитель) - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу; исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу (далее - исполнитель), - лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем; кооперация головного исполнителя (далее - кооперация) - совокупность взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемых сделок. В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями.
Согласно пункту 16 статьи 3 Федерального закона N 275-ФЗ контролирующий орган - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа.
На основании пункта 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является контролирующим органом в сфере государственного оборонного заказа.
Согласно пункту 4 указанного Положения Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с частью 1 статьи 15.3 Федерального закона N 275-ФЗ головные исполнители, исполнители обязаны представлять в контролирующий орган (его должностным лицам) в установленный срок по мотивированному требованию необходимые контролирующему органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе, содержащую сведения, составляющие государственную, налоговую, банковскую, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также персональные данные), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
Согласно пункту 1 статьи 15.7 Закона N 257-ФЗ должностные лица, проводящие проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проведения проверки информацию и документы. При проведении документарной проверки мотивированное требование о представлении информации и документов направляется проверяемому лицу по почте с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись. При проведении выездной проверки мотивированное требование о представлении информации и документов вручается проверяемому лицу или его представителю под роспись. Форма требования о представлении информации и документов утверждается контролирующим органом.
Истребуемые документы представляются проверяемым лицом в виде копий, заверенных в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае необходимости должностные лица, проводящие проверку, вправе ознакомиться с подлинниками документов (пункт 2 статьи 15.7 Закона N 257-ФЗ).
Информация и документы, которые были истребованы в ходе проведения проверки, представляются проверяемым лицом в течение трех рабочих дней со дня получения им соответствующего требования. В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые информацию и документы в течение трех рабочих дней, это лицо в течение дня, следующего за днем получения (вручения) требования о представлении информации и документов, уведомляет в письменной форме должностных лиц, проводящих проверку, о невозможности представления в установленный срок информации и документов с указанием причин, по которым они не могут быть представлены в этот срок, и срока, в течение которого проверяемое лицо может представить истребуемые информацию и документы. В течение двух рабочих дней со дня получения такого уведомления должностное лицо контролирующего органа принимает в порядке, установленном контролирующим органом, мотивированное решение об установлении нового срока представления информации и документов или принимает мотивированное решение об отказе в его продлении с указанием причин отказа. Копия принятого решения, удостоверенная в установленном порядке, направляется проверяемому лицу любым доступным способом (пункт 3 статьи 15.7 Закона N 257-ФЗ).
В рассматриваемом случае обществу вменяется неисполнение требований антимонопольного органа по представлению запрошенной информации в извещении № 13211 от 26.07.2018.
Вместе с тем, из содержания извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 26.07.2018 № 13211, следует, что финансовому директору ОАО «Курганмашзавод» ФИО2 надлежало явиться для составления протокола об административном правонарушении с документами, удостоверяющими личность и служебное положение, и письменным объяснением (ст. 26.3 КоАП РФ) 28.08.2018 в 14-00 или обеспечить ознакомление с данным извещением и явку должностного лица, ответственного в период с 01.02.2018 за исполнение условий договоров № 120-2017 от 08.11.2017 и № 121-2017 от 08.11.2017, заключенных между ОАО «Курганмашзавод» и ОАО «Шумихинский завод подшпниковых иглороликов», касающихся срока и порядка оплаты товаров, поставляемых по государственному оборонному заказу по указанным договорам. Явившемуся лицу при себе следовало иметь следующие документы: документ, удостоверяющий личность (оригинал и копия паспорта) копию документа, возлагающего на указанное лицо обязанности по исполнению договорных обязательств в период с 01.02.2018 в части срока и порядка оплаты товаров, поставляемых по государственному оборонному заказу, а также приказ (распоряжение) о назначении его на должность, с отметкой об ознакомлении, письменное объяснение по факту правонарушения, иные документы (сведения), которые лицо считает необходимым приобщить к делу.
Требований о представлении какой-либо документации ОАО «Курганмашзавод», а также иных требований и совершения каких-либо действий обозначенным юридическим лицом указанное извещение не содержит.
Обозначенная в оспариваемом постановлении информация не была запрошена у общества антимонопольным органом в извещении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 26.07.2018 № 13211.
Названное извещение было адресовано конкретному должностному лицу – финансовому директору ОАО «Курганмашзавод» ФИО2 в рамках иного административного производства и не содержало требований о представлении именно ОАО «Курганмашзавод» обозначенной в нем документации. Также суд отмечает, что финансовый директор ОАО «Курганмашзавод» ФИО2 в рассматриваемый период возникновения спорных правоотношений не являлся законным представителем общества (договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа от 15.06.2018, т.2, л.д. 7-15). Более того, как следует из материалов дела, финансовый директор ФИО2 приступил к исполнению своих должностных обязанностей только 15.06.2018 (приказ № 79б/к 2018-1 от 15.06.2018).
Оценив содержание извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 26.07.2018 № 13211, которым финансовый директор ОАО «Курганмашзавод» ФИО2 был приглашен для составления протокола об административном правонарушении с документами, удостоверяющими личность и служебное положение, а также уведомлен о необходимости обеспечения ознакомления с данным извещением и явки должностного лица, ответственного в период с 01.02.2018 за исполнение условий договоров № 120-2017 от 08.11.2017 и № 121-2017 от 08.11.2017. С учетом того, что явившемуся лицу при себе следовало иметь обозначенные в извещении документы, суд приходит к выводу, что содержание рассматриваемого извещения не представляется возможным истолковать в качестве запроса о предоставлении документации ОАО «Курганмашзавод».
Доказательств обратного административным органом в материалы дела представлено не было.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии в действиях общества события и состава вменяемого административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что в силу части 2 статьи 211 АПК РФ является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167, 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд
решил:
заявление удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 08.10.2018 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу № 221-АД-ГОЗ/2018 об административном правонарушении (ч.2 ст. 19.7.2 КоАП РФ) в отношении Открытого акционерного общества «Курганский машиностроительный завод» (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.
Судья | Ю.А. Лунева |