ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-1519/2022 от 03.03.2022 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган

Дело № А34-1519/2022

Резолютивная часть решения объявлена 03 марта 2022 года.

Решение в полном объёме изготовлено 11 марта 2022 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе: судьи Задориной А.Ф., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания помощником судьи Кузнецовой Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИЯ МАКУШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН <***>, ИНН <***>) к МЕЖРАЙОННОЙ ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 7 ПО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании решения недействительным,

при участии в заседании представителей:

от заявителя: явки нет, извещен,

от заинтересованного лица: ФИО1, диплом, доверенность от 29.12.2020 №02-11/02/14203, удостоверение,

установил:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИЯ МАКУШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ (далее также – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану (далее также – заинтересованное лицо) о признании недействительным решения МЕЖРАЙОННОЙ ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 7 ПО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ № 1772 от 13.12.2021 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Определением суда от 14.02.2022 заявление принято к производству; дело назначено к судебному разбирательству в предварительном судебном заседании арбитражного суда первой инстанции на 03 марта 2022 года 08 часов 10 минут в помещении суда по адресу: <...>, зал судебных заседаний 611 на 6 этаже.

Заявитель, извещенный о времени и месте предварительного судебного заседания с соблюдением требований статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку своего представителя в предварительное судебное заседание не обеспечил. Вместе с тем, 25.02.2022 от заявителя через канцелярию суда поступило ходатайство, где изложено, что все доказательства по делу представлены; согласны на переход из предварительного судебного заседания к рассмотрению дела по существу в судебном заседании.

В предварительном судебном заседании представитель заинтересованного лица по существу заявленных требований возражал, ходатайствовал о приобщении к материалам дела отзыва на заявление, дополнительных письменных доказательств.

На основании статьи 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предварительное судебное заседание проведено в отсутствие представителя заявителя.

Представленные документы приобщены к материалам дела в порядке статей 66, 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Признав дело подготовленным к судебному разбирательству, суд, учитывая отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела по существу в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании позицию по существу заявленных требований поддержал.

На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено по имеющимся доказательствам в отсутствие представителя заявителя.

Заслушав представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2 квартал 2021 года, представленной заявителем в инспекцию 06.08.2021, по результатам которой инспекцией составлен акт налоговой проверки № 3485 от 20.10.2021, вынесено оспариваемое решение № 1772 от 13.12.2021 о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по НДС за 2 кв. 2021 в налоговый орган по месту учета, в виде штрафа в размере 250 руб.

Не согласившись с указанным решением, заявитель в порядке, установленном главой 19 Налогового кодекса Российской Федерации, обратился с жалобой в УФНС России по Курганской области.

Решением Управления № 20 от 27.01.2022 жалоба МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МАКУШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ на решение Инспекции № 1772 от 13.12.2021 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлена без удовлетворения, решение Инспекции без изменения.

Согласно пункту 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель является плательщиком НДС.

Согласно статье 163 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по НДС признается квартал.

В соответствии с пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно пункту 1 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с п.п. 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно пункту 7 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом Президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Согласно пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Заявителем в инспекцию по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) 06.08.2021 была представлена налоговая декларация по НДС за 2 кв. 2021, на основании которой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка (при сроке представления налоговой декларации  по НДС  за 2 квартал 2021 года- не позднее 26.07.2021).

По результатам камеральной налоговой проверки инспекцией составлен акт проверки № 3485 от 20.10.2021. Акт проверки № 3485 от 20.10.2021 получен заявителем 29.10.2021 по ТКС, что подтверждается квитанцией о приеме электронного документа.

Извещение от 01.11.2021 № 3605 о времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки получено заявителем 01.11.2021 по ТКС, что подтверждается квитанцией о приеме электронного документа.

В срок, установленный пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации, заявителем не были представлены возражения по акту проверки. Ходатайство о снижении штрафных санкций также от заявителя в адрес инспекции не поступало.

13.12.2021 материалы налоговой проверки рассмотрены заместителем начальника инспекции в отсутствии представителей заявителя. По результатам рассмотрения материалов проверки инспекцией принято оспариваемое решение № 1772 от 13.12.2021 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В связи с установлением обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, предусмотренных п. п. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ (несоразмерность деяния тяжести наказания (отсутствие ущерба бюджету, сумма налога не исчислена), (социальная направленность деятельности налогоплательщика (некоммерческий характер деятельности), размер штрафных санкций по ст. 119 НК РФ снижен инспекцией в 4 раза и определен в размере 250 руб.

Решение № 1772 от 13.12.2021 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения получено заявителем 28.12.2021 по ТКС, что подтверждается квитанцией о приеме электронного документа.

Управлением не установлено нарушений инспекцией норм статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации при вынесении оспариваемого решения.

Согласно статье 114 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статьей 112 Налогового кодекса Российской Федерации установлены обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельствами, смягчающими ответственность, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Как указано выше, при вынесении оспариваемого решения в порядке статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией в качестве смягчающего ответственность обстоятельства признано несоразмерность деяния тяжести наказания, социальная направленность деятельности налогоплательщика.

Так как перечень смягчающих обстоятельств, установленных статьей 112 Налогового кодекса Российской Федерации, не является исчерпывающим, нормами данной статьи закреплено право налогового органа на свое усмотрение относить к смягчающим обстоятельствам любые другие обстоятельства на основании исследования имеющихся материалов.

Обстоятельств, предусмотренных п. п. 1, 2 п. 1 ст. 112 НК РФ, обязательных к установлению, инспекцией не установлено.

Воспользовавшись правом на свое усмотрение относить к смягчающим обстоятельствам иные обстоятельства, инспекция, используя информацию о деятельности заявителя, его финансовом состоянии, учитывая характер совершенного правонарушения, размер причиненного ущерба, пришла к выводу о признании в качестве смягчающих обстоятельств следующих: несоразмерность деяния тяжести наказания (отсутствие ущерба бюджету, сумма налога не исчислена), социальная направленность деятельности налогоплательщика (некоммерческий характер деятельности), что в последующем повлекло снижение штрафных санкций в 4 раза (1000/4).

Довод заявителя о необходимости признания в качестве смягчающего обстоятельства по оспариваемому решению отсутствие умысла на совершение налогового правонарушения не признается в качестве смягчающего ответственность обстоятельства, поскольку для привлечения к ответственности по ст. 119 НК РФ достаточно установление формы вины в виде неосторожности, так как представление налоговой декларации, в установленный законодательством о налогах и сборах срок, является прямой обязанностью налогоплательщика.

Оснований для большего, чем произведено налоговым органом, снижения санкций суд из материалов дела не усматривает. В данном случае заявитель привлечен за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декалрации по НДС за 2 квартал 2021 года в налоговый орган по месту учета, в этом и заключается нарушение, поэтому довод заявителя об отсутствии умысла на совершение правонарушения не может быть принят судом в качестве самостоятельного основания для большего снижения размера санкции.

С учетом изложенного у суда отсутствуют основания для признания решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану от 13.12.2021 № 1772 недействительным. Указанное решение проверенно судом на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, материальные права заявителя и иных лиц не нарушены.

Вопрос о распределении государственной пошлины судом на рассматривается, поскольку заявитель освобожден  от ее уплаты на основании пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

 Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене решения МЕЖРАЙОННОЙ ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 7 ПО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ от 13.12.2021 № 1772 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, проверенного в оспариваемой части на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, МУНИЦИПАЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ АДМИНИСТРАЦИЯ МАКУШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН <***>, ИНН <***>) отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.

Судья

А.Ф. Задорина