АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,
тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07
E-mail: info@kurgan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Курган | Дело №А34-15540/2020 |
15 апреля 2021 года |
Резолютивная часть решения объявлена 08 апреля 2021 года.
В полном объёме решение изготовлено 15 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Гусевой О.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Урванцевой Л.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации города Кургана (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным предупреждения,
третьи лица: 1. Прокуратура Курганской области, 2. Акционерное общество «Курганский центральный рынок», 3. ФИО1
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2 – представитель по доверенности от 16.04.2019 №1603, паспорт, диплом;
от заинтересованного лица: ФИО3 – государственный инспектор, доверенность от 11.01.2021 №1, удостоверение;
от третьих лиц: 1. явки нет, извещено надлежащим образом;
2. ФИО4 – адвокат, доверенность от 16.11.2019, удостоверение; ФИО5, - адвокат, доверенность от 17.03.2021 г., удостоверение; ФИО6 – представитель по доверенности от 21.12.2020, паспорт, диплом;
3. ФИО7, представитель по доверенности 45 АА 1081901 от 16.11.2020, диплом;
установил:
Администрация города Кургана обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее Управление) № 16 от 07.09.2020 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Определениями суда от 14.12.2020, 08.02.2021 в соответствии со статьёй 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Прокуратура Курганской области, Акционерное общество «Курганский центральный рынок», ФИО1.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что возможность проведения совместных ярмарок несколькими организаторами на основании заключённого соглашения на территории Курганской области предусмотрена Постановлением Правительства Курганской области от 10.07.2007 № 280 «О порядке организации деятельности ярмарок на территории Курганской области» (далее - Порядок). Указанный Порядок не содержит условия о том, что юридические лица обязаны проводить ярмарки исключительно на собственных земельных участках.
Информационное сообщение о намерении Администрации города Кургана заключить соглашение об организации ярмарок и возможности подачи заявок опубликовано в газете «Курган и курганцы» 19.12.2019. Соглашение о взаимодействии по организации совместных ярмарок с Акционерным обществом «Курганский центральный рынок» заключено 16.01.2020. Тем самым подтверждается публичность заключения Соглашения. Соглашение не является антиконкурентным.
Заключение Администрацией города Кургана и Акционерным обществом «Курганский центральный рынок» Соглашения о взаимодействии по организации совместных ярмарок не противоречит нормам действующего федерального и регионального законодательства, в том числе Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Закон № 135-ФЗ).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области не доказано ограничение конкуренции и не установлено ни одного из возможных негативных последствий, предусмотренных статьёй 16 Закона № 135-ФЗ.
Нарушений требований части 3 статьи 15 Закона № 135-ФЗ при заключении спорного Соглашения Администрацией города Кургана также допущено не было. Антимонопольным органом сделан неверный вывод о том, что функция по организации ярмарки является исключительной функцией органа местного самоуправления, а также о том, что Администрация города Кургана с нарушением антимонопольного законодательства наделяет функциями органа местного самоуправления Акционерное общество «Курганский центральный рынок».
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в заявлении, письменных пояснениях, возражениях на отзыв (т.1 л.д. 5-8, т. 2 л.д. 34-44, 120-122).
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в письменном отзыве на заявление (т. 2 л.д. 30-32), представил материалы, перенаправленные по подведомственности Прокуратурой города Кургана и Правительством Курганской области, по факту обращения ФИО1, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представители Акционерного общества «Курганский центральный рынок» в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в заявлении Администрации города Кургана, дополнительно объяснив, что Акционерное общество «Курганский центральный рынок», являясь собственником сооружений и строений, расположенных на территории проведения ярмарки, в виде холодильной камеры, забора, навесов и т.д., имело право выступать организатором ярмарки. Представили в материалы дела письменный отзыв (т. 2 л.д. 30-31).
Представитель ФИО1 возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержав доводы представителя антимонопольного органа. В материалы дела представил письменные пояснения (т. 2 л.д. 55-56).
Представитель Прокуратуры Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом в соответствии со статьёй 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представил в материалы дела письменный отзыв на заявление (т. 3 л.д. 45).
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя прокуратуры Курганской области.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 18.03.2011 Администрацией города Кургана принято постановление № 2042 «Об организации ярмарок на территории города Кургана» по адресам: площадь Собанина в районе Дворца культуры железнодорожников; проспект Машиностроителей, 3а; улица Карбышева — ул. Кузнецова.
Пунктом 2 вышеуказанного постановления установлен срок ярмарочной деятельности: с 22.03.2011 по 31.01.2012.
Пунктом 3 постановления утверждено соглашение между Администрацией города Кургана и Акционерным обществом «Курганский центральный рынок» о взаимодействии по организации универсальных ярмарок.
Постановлениями Администрации города Кургана от 30.12.2012 № 341, от 16.01.2013 № 119 от 29.01.2014 года № 534 срок деятельности ярмарки по вышеуказанным адресам продлен до 01.02.2015.
Решением Управления от 09.04.2014 по делу № 173 антимонопольным органом признано нарушение статьей 15 и 16 Закона о защите конкуренции при заключении вышеуказанного соглашения и выданы Администрации города Кургана и Акционерному обществу «Курганский центральный рынок» предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Вышеуказанные решение и предписания были обжалованы Администрацией города Кургана и Акционерным обществом «Курганский центральный рынок» в Арбитражном суде Курганской области.
Решением суда от 30.10.2014 по делу № А34-4205/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28.04.2015 года № Ф09-2428/15 решение Арбитражного суда Курганской области от 30.10.2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по указанному делу оставлены без изменения.
Во исполнение предписаний антимонопольного органа 15.01.2015 года Администрацией города Кургана и Акционерным обществом «Курганский центральный рынок» подписано соглашение о расторжении соглашения о взаимодействии при организации ярмарок от 18.03.2011.
Постановлением Администрации города Кургана от 20.07.2015 № 5492 утверждено соглашение с Акционерным обществом «Курганский центральный рынок» о взаимодействии по организации совместных ярмарок по вышеуказанным адресам.
По результатам рассмотрения обращения Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Курганской области и в связи с обнаружением признаков нарушения статьи 16 Закона №135-ФЗУправлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, издан приказ от 18.01.2016 № 7 о возбуждении дела № АМЗ-8/2016. По результатам проверки Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области приняты решение и предписание от 22.07.2016 по делу № АМЗ-8/2016 о нарушении антимонопольного законодательства.
Вышеуказанные решение и предписания были обжалованы Акционерным обществом «Курганский центральный рынок» в Арбитражном суде Курганской области.
Решением суда от 31.05.2017 по делу № А34-11143/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 1 л.д. 29-45).
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2017 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 11.12.2017 решение Арбитражного суда Курганской области от 31.05.2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2017 по указанному делу оставлены без изменения.
Во исполнение решения и предписания от 22.07.2016 по делу № АМЗ-8/2016 Постановление Администрации города Кургана от 20.07.2015 № 5492 отменено.
Постановлением Администрации города Кургана от 20.01.2020 № 114 вновь утверждено Соглашение о взаимодействии по организации совместных ярмарок с Акционерным обществом «Курганский центральный рынок» (далее - Соглашение) по адресам: площадь Собанина в районе Дворца культуры железнодорожников (по схеме); проспект Машиностроителей, 3 «а» (по схеме); улица Выгонная (по схеме) (т. 1 л.д. 21-24).
В соответствии с пунктом 4 главы 2 Соглашения стороны совместно разрабатывают и утверждают план мероприятий по организации ярмарок и схему размещения торговых мест на ярмарках, определяют режим работы ярмарок, порядок организации ярмарок, порядок предоставления мест на ярмарках.
Согласно пунктам 5-7 главы 2 Соглашения Акционерное общество «Курганский центральный рынок» обеспечивает приём заявок от участников ярмарок и оформление договоров с продавцами (исполнителями) о предоставлении мест на ярмарке для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), размещение участников ярмарок согласно заключенным договорам и схеме расположения мест, предоставление необходимой информации участникам ярмарок и населению города, принимает оперативные меры по устранению возникающих конфликтных ситуаций при размещении участников ярмарок и обслуживании потребителей.
Акционерное общество «Курганский центральный рынок» обеспечивает оборудование торговых мест, организацию уборки территории, вывоз мусора, организацию временных стоянок для парковки личного автотранспорта, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги.
Акционерное общество «Курганский центральный рынок» перечисляет в бюджет города Кургана 12% от суммы платы за предоставленные торговые места по результатам заключённых договоров с продавцами (исполнителями) ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчётным периодом на счёт Управления Федерального казначейства по Курганской области.
По результатам проверки обращения ФИО1 о законности взимания Акционерным обществом «Курганский центральный рынок» платы за торговое место на территории Некрасовского рынка (проспект Машиностроителей, 3 «а»; улица Выгонная) Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области в адрес Администрации города Кургана вынесено предупреждение № 16 от 07.09.2020 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (т. 1 л.д. 72-74, 136-145,).
Согласно указанному предупреждению в действиях Администрации города Кургана антимонопольным органом установлено нарушение части 3 статьи 15 Закона №135-ФЗ, выразившееся в наделении Администрацией города Кургана Акционерного общества «Курганский центральный рынок» функцией органа местного самоуправления по организации ярмарок по адресам: площадь Собанина в районе Дворца культуры железнодорожников (по схеме); проспект Машиностроителей, 3 «а» (по схеме); улица Выгонная (по схеме), путём заключения Соглашения о взаимодействии по организации совместных ярмарок, утверждённого Постановлением Администрации города Кургана от 20.01.2020 № 114, что создаёт данному хозяйствующему субъекту необоснованные преимущества при осуществлении коммерческой деятельности.
Предупреждением № 16 от 07.09.2020 Администрации города Кургана было предложено в срок до 20.10.2020 отменить Постановление от 20.01.2020 № 114 и принять меры по организации ярмарок в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Постановления Администрации (Правительства) Курганской области от 10.07.2007 № 280 «О порядке организации деятельности ярмарок на территории Курганской области».
Не согласившись с предупреждением антимонопольного органа № 16 от 07.09.2020, заявитель обратился с соответствующими требованиями в суд.
При анализе заявленных требований и оценке доказательств в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд учитывает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьёй 23 Закона №135-ФЗ антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей данного Закона, в том числе по недопущению действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя пояснил, что при заключении Соглашения о взаимодействии по организации совместных ярмарок, утверждённого Постановлением Администрации города Кургана от 20.01.2020 № 114, Администрация города Кургана старалась принять во внимание правовые позиции, изложенные в судебных актах по делам № А34-4205/2014 и № А34-11143/2016, в том числе, необходимость соблюдения принципа публичности заключения указанного Соглашения, в связи с чем, Информационное сообщение о намерении Администрации города Кургана заключить соглашение об организации ярмарок и возможности подачи заявок было опубликовано в газете «Курган и курганцы» 19.12.2019.
Вместе с тем, частью 3 статьи 15 Закона №135-ФЗ предусмотрено, что запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта», Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».
Соблюдение принципа публичности при заключении Соглашения в данном случае не исключает возможность нарушения заявителем требований части 3 статьи 15 Закона №135-ФЗ.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания относится к вопросам местного значения городского поселения. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения определены в статье 17 Закона № 131-ФЗ, частью 1.1. которой, предусмотрено, что по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15, и 16 настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.
В соответствии с требованиями статьи 6 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Статьёй 2 Положения об Администрации города Кургана (приложение № 2 к Решению Курганской городской Думы от 26.09.216 № 188 «О структуре Администрации города Кургана»), определяющей полномочия Администрации города в сфере комплексного социально-экономического развития города в пункте 1.4 предусмотрено, что Администрация города создаёт условия для обеспечения жителей города Кургана услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что одной из форм организации торговли являются ярмарки.
Согласно статье 11 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. В случае, если организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, порядок организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней устанавливается организатором ярмарки с учетом положений настоящей статьи.
Организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке.
Организатор ярмарки опубликовывает в средствах массовой информации и размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.
Места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам (в том числе гражданам - главам крестьянских (фермерских) хозяйств, членам таких хозяйств, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством).
Размер платы за предоставление оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги), определяется организатором ярмарки с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 10.07.2007 № 280 утверждён Порядок организации деятельности ярмарок на территории Курганской области (далее - Порядок) (т. 1 л.д. 16-17).
Пунктом 2 раздела 2 Порядка предусмотрена возможность проведения совместных ярмарок двумя или более организаторами на основании заключенных соглашений о взаимодействии при организации ярмарки. При этом порядок заключения указанных соглашений, перечень специальных (особенных) требований к организаторам совместных ярмарок не установлен, в связи с чем, к организаторам совместных ярмарок подлежат применению общие требования, установленные Порядком.
В соответствии с пунктом 3 Порядка организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке.
Организатор ярмарки опубликовывает в средствах массовой информации и размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней (пункт 4 Порядка).
Решение о проведении ярмарки оформляется правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования Курганской области при размещении ее на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, а также, если организатором ярмарки, в том числе совместной, является соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования Курганской области. В правовом акте указывается тип (в случае проведения ярмарки по продаже товаров), место, срок проведения ярмарки (пункт 5 Порядка).
Юридические лица, индивидуальные предприниматели выступают организаторами ярмарки при организации ярмарок на земельных участках, а также в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в собственности данных хозяйствующих субъектов (пункт 7 Порядка).
Таким образом, пунктами 5 и 7 Порядка однозначно определены лица, которые могут обладать правами организатора ярмарки: при её размещении на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности - органы местного самоуправления муниципального образования Курганской области; при организации ярмарок на земельных участках, а также в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в собственности хозяйствующих субъектов – данные хозяйствующие субъекты.
Указанное толкование содержания пунктов 5 и 7 Порядка содержится в судебных актах, вступивших в законную силу по ранее рассмотренным делам № А34-4205/2014 и № А34-11143/2016, а также в письме Правительства Курганской области от 16.10.2015 года № 02-09-1449/вх. (т. 3 л.д. 90)
В судебном заседании представители Акционерного общества «Курганский центральный рынок», настаивая на удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в письменном отзыве на заявление (т. 2 л.д. 30-31), объяснили, что Акционерное общество «Курганский центральный рынок» правомерно заключило Соглашение с Администрацией города Кургана, выступив организатором ярмарок, являясь собственником сооружений и строений, расположенных на месте проведения ярмарки. В материалы дела представили карточки учёта объектов основных средств, выписку со счёта «Основные средства 01.01», постановление Администрации города Кургана от 11.02.93 № 147 «О согласовании Курганскому центральному рынку временного размещения микрорынка по пр. Машиностроителей», постановление Администрации города Кургана от 09.09.96 № 2610 «О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации города Кургана от 06.04.95 № 532 «О микрорынках города Кургана»», письмо МУП «Кургансоцопт» от 21.01.2008 № 10 (т.2 л.д. 101-111, 117-118).
Доводы представителей Акционерного общества «Курганский центральный рынок», суд не может признать обоснованными, поскольку из анализа перечня имущества, находящегося в собственности Акционерного общества «Курганский центральный рынок» (холодильная камера, фруктовые навесы, забор и т.п.) невозможно сделать вывод о том, что оно является строением или сооружением, в котором может быть организована ярмарка, как это предусматривает пункт 7 Порядка.
Кроме того, из материалов дела следует, что нахождение указанного имущества на земельных участках, на которых предусмотрено проведение ярмарок, обусловлено исключительно осуществлением Акционерным обществом «Курганский центральный рынок» в предшествующие периоды деятельности по организации ярмарок в рамках ранее заключённых с Администрацией города Кургана соглашений от 18.03.2011 № 2042 и от 20.07.2015 № 5492, которые были отменены на основании предписаний антимонопольного органа. Доказательств наличия иных правовых оснований для нахождения указанного имущества в месте проведения ярмарок в материалы дела не представлено.
Суд также принимает во внимание, что пунктом 18 раздела 4 Порядка предусмотрены обязанности организатора ярмарки. Так организатор ярмарки обязан: заключить договор с продавцом (исполнителем) о предоставлении места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке; организовать работу ярмарки в строгом соответствии с противопожарными, санитарными, ветеринарными и экологическими нормами; обеспечить необходимые условия для нормального функционирования ярмарки, в том числе надлежащее санитарное состояние мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), оснащение мест проведения ярмарки контейнерами для сбора мусора, урнами и туалетами; принять оперативные меры по устранению возникающих конфликтных ситуаций при обслуживании потребителей; установить в специально отведенном месте контрольные весы, если специализацией ярмарки предусмотрена продажа весовых товаров; организовать временные стоянки для парковки личного автотранспорта и регулирование движения в местах проведения ярмарки; организовать уборку территории и вывоз мусора после завершения деятельности ярмарки.
Во исполнение пункта 4 главы 2 Соглашения Постановлениями Администрации города Кургана от 13.07.2020 № 3979, от 13.07.2020 № 3978, от 13.07.2020 № 3980 утверждены Планы мероприятий, Порядки организации ярмарок и схемы размещения торговых мест на ярмарках, расположенных по адресам: площадь Собанина в районе Дворца культуры железнодорожников; проспект Машиностроителей, 3 «а»; улица Выгонная (т. 2 л.д. 70-75, 128-139), в соответствии с которыми функции организатора ярмарки по приёму заявок от участников ярмарки, по оформлению и заключению договоров о предоставлении торговых мест на ярмарке, для продажи товаров (выполнение работ, оказания услуг), по размещению участников ярмарки согласно заключенным договорам и схеме расположения мест на ярмарке, по оборудованию торговых мест, по организации уборки территории и вывозу мусора, переданы исключительно Акционерному обществу «Курганский центральный рынок».
Представитель заявителя в судебном заседании объяснил, что, разработав и утвердив Планы мероприятий по организации ярмарок, Порядки организации ярмарок и схемы размещения торговых мест на ярмарках, Администрация города Кургана в лице Департамента предпринимательства и торговли осуществляет контроль за деятельностью ярмарок, в связи с чем, вывод антимонопольного органа о передаче Акционерному обществу «Курганский центральный рынок» функций органа местного самоуправления является необоснованным.
Вместе с тем, положения части 3 статьи 15 Закона № 135-ФЗ содержат запрет на наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления, независимо от объёма переданных полномочий (полного или частичного).
В данном случае Администрацией города Кургана Акционерное общество «Курганский центральный рынок» в нарушение пунктов, 5, 7 Порядка было определено в качестве организатора ярмарок, на которого Соглашением возложены определенные обязанности, связанные с организацией торговли на ярмарках, в связи с чем, антимонопольный орган правомерно усмотрел в действиях Администрации признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона № 135-ФЗ.
В соответствии со статьёй 39.1. Закона № 135-ФЗ в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона.
Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения, в том числе статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 15 Закона № 135-ФЗ запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта», Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».
В пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» указано, что Закон № 135-ФЗ определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 1 Закона).
Согласно пункту 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» при наличии спора о соответствии статье 15 Закона № 135-ФЗ правовых актов, решений, действий (бездействия) антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить угрозу наступления таких последствий на определенном товарном рынке, в том числе в результате нарушения прав и законных интересов отдельных участников рынка, создания для них конкурентных преимуществ или препятствий в конкуренции на товарных рынках.
Угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате принятия правовых актов, совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом в случаях нарушения запретов, прямо сформулированных в частях 1-3 статьи 15 Закона № 135-ФЗ, в связи с чем, доводы представителей Акционерного общества «Курганский центральный рынок» о том, что антимонопольным органом не представлено доказательств ограничения конкуренции, не могут быть приняты во внимание судом.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд считает, что антимонопольный орган пришел к верному выводу о наличии в действиях Администрации города Кургана признаков нарушения части 3 статьи 15 Закона № 135-ФЗ в связи с чем, правомерно вынес предупреждение № 16 от 07.09.2020 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Определением Арбитражного суда Курганской области от 11.03.2021 по настоящему делу приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области № 16 от 07.09.2020.
В силу части 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.
С учетом результатов рассмотрения настоящего спора арбитражный суд считает возможным указать на отмену обеспечительных мер в настоящем судебном акте.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований Администрации города Кургана отказать.
Отменить обеспечительные меры, принятые определением от 11.03.2021, в виде приостановления действия предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области № 16 от 07.09.2020.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.
Судья | О.П. Гусева |