АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Климова ул., 62 д., Курган, 640002
тел.: (3522) 41-84-84, факс: (3522) 41-88-07,
http://kurgan.arbitr.ru, е-mail: info@kurgan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курган Дело № А34-1597/2012
02 июля 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 июня 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 02 июля 2012 года.
Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Губановой Е.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черствых С.Л., рассмотрев в судебном заседании заявление Открытого акционерного общества «Техоснастка» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
заинтересованное лицо: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об отмене постановления о привлечении к административной ответственности при участии в судебном заседании:
от заявителя: явки нет, извещен,
от заинтересованного лица: явки нет, извещен,
установил:
Открытое акционерное общество «Техоснастка» (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением об отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе (далее – заинтересованное лицо, административный орган) от 02.03.2012 № 62-12-93/ПН о наложении штрафа за административное правонарушение, предусмотренное частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс) в размере 500 000 руб.
В обоснование данного требования заявитель указал, что оспариваемым постановлением он привлечен к административной ответственности за неисполнение предписания административного органа о предоставлении документов. Считает, что просрочка исполнения данного предписания является незначительной. Полагает, что отсутствует существенная угроза охраняемым отношениям, в связи с чем правонарушение должно быть признано малозначительным в силу статьи 2.9 Кодекса.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился. О времени и месте проведения судебного заседания заявитель извещен надлежащим образом в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (уведомление № 58712), а также посредством размещения на официальном сайте Арбитражного суда Курганской области в сети Интернет информации о времени и месте проведения судебного заседания.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился. О времени и месте проведения судебного заседания заинтересованное лицо извещено надлежащим образом в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (уведомление № 58713), а также посредством размещения на официальном сайте Арбитражного суда Курганской области в сети Интернет информации о времени и месте проведения судебного заседания.
От заинтересованного лица в дело представлен отзыв и дополнение к нему. В отзыве указано, что административный орган не согласен с заявленным требованием, считает, что в действиях заявителя материалами дела доказан состав правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса. Оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного не имеется, заявитель ранее привлекался к административной ответственности за аналогичные правонарушения, предписание не исполнено общество до настоящего времени, не размещен в сети Интернет бухгалтерский отчет с изменениями и дополнениями. Просит в удовлетворении заявления отказать.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя и заинтересованного лица.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, в ходе камеральной проверки заявителя на соблюдение требований законодательства о раскрытии информации на рынке ценных бумаг административным органом в адрес заявителя 07.12.2011 было направлено предписание о предоставлении документов (л.д. 35-36, т.2).
Указанное предписание необходимо было исполнить путем:
1) представления в Региональное отделение на электронном носителе содержащего текст ежеквартального отчета Общества за III квартал 2011 года в XML-4 в кодировке Windows-1251 с расширением «.xml» с внесенными дополнениями:
- в пунктах 2.1, 3.2.2, 4.1.1, 4.2 - информация отсутствует, представлена не в объеме (отсутствует информация о показателях финансово-хозяйственной деятельности Общества по итогам 9 месяцев 2011 года). В указанных пунктах информация представляется за отчетный период в сравнении с аналогичным периодом предшествующего года (предшествующих лет).
- в пункте 4.5 — информация указывается за 5 последних завершенных финансовых лет либо за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее 5 лет;
- информация отсутствует в пунктах 2.3.1, 2.5, 3.1.6, 3.2.2, 3.2.3, 3.6.1, 4.1.2, 4,3.1, 4.3.3, 4.4, 5.6, 6.7, 7.4, 7.5, 8.1.3, 8.1.6, 8.7, 8.8, 8.10. В данных пунктах информация должна быть указана за соответствующий отчетный период.
В случае отсутствия у Общества информации о данных, подлежащих раскрытию в Отчете, необходимо указать на данный факт, а также его причины.
- в пункте 7.2 - представлена квартальная бухгалтерская отчетность составленная по итогам 6 месяцев 2011 года (отсутствует квартальная бухгалтерская отчетность составленная по итогам 9 месяцев 2011 года). Квартальная бухгалтерская отчетность представляется за последний завершенный отчетный квартал.
2) раскрытия и обеспечения доступа в установленные законодательством сроки на странице в сети Интернет к:
- информации о размере (порядке определения размера) оплаты расходов по изготовлению копий документов, предусмотренных п. 1.9 Положения.
- тексту ежеквартального отчета за III квартал 2011 года с внесенными изменениями и дополнениями в полном соответствии с действующим законодательством.
3) принятия мер, направленных на недопущение подобных нарушений в дальнейшей деятельности.
4) представить в Региональное отделение документов, подтверждающих исполнение Предписания (скриншот страницы в сети Интернет, подтверждающий размещение вышеуказанных документов Общества в сети Интернет; отчет о принятых мерах).
Предписание надлежало исполнить в срок до 11.01.2012 включительно. Однако в установленный срок предписание заявителем не было исполнено. Ответ на данное предписание поступил в административный орган 09.02.2012 на бумажном и магнитном носителе.
По указанному факту 16.02.2012 заместителем начальника отдела по контролю за раскрытием информации участниками рынка ценных бумаг Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе в отношении ОАО «Техоснастка» составлен протокол №62-12-95/пр-ап об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 19.5 Кодекса. Протокол составлен в присутствии представителя общества ФИО1, действующего на основании доверенности (л.д.103-106, т.2).
Постановлением Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе от 02.03.2012 №62-12-93/ПН о назначении административного наказания ОАО «Техоснастка» привлечено к административной ответственности по части 9 статьи 19.5. Кодекса в виде штрафа в сумме 500000 рублей. На рассмотрение дела об административном правонарушении представитель ОАО «Техоснастка» не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 110-112. т.2).
Полагая, что названное постановление является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 9 статьи 19.5 Кодекса предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
Согласно статье 30 Федерального закона от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» состав информации, порядок и сроки ее раскрытия определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Указанная статья устанавливает, что под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение.
Приказом ФСФР России № 06-117/пз-н от 10.10.2006 года утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение).
В соответствии с п. 1.1 Положения Положение регулирует состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг, а также устанавливает требования к порядку раскрытия: эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам.
В соответствии с п. 1.6 Положения, если иное не установлено Положением либо иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, при опубликовании информации в сети Интернет, за исключением публикации в ленте новостей, эмитент может использовать сайт эмитента в сети Интернет либо иной сайт в сети Интернет. При опубликовании информации в сети Интернет эмитент обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к такой информации, а также сообщать потребованию заинтересованных лиц адреса страниц, на которых осуществляется опубликование, информации.
Ссылка на раздел (разделы), содержащий информацию, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, либо ссылка на указанную ссылку должна быть размещена на главной (начальной) странице в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации.
Вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального орана исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет.
В соответствии с п. 1.9 Положения эмитент обязан предоставлять копию каждого сообщения, в том числе копию каждого сообщения о существенном факте, публикуемым эмитентом в соответствии с настоящим Положением, а именно зарегистрированных решений о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, проспекта ценных бумаг и изменений и/или дополнений к ним, отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, копию уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, копию ежеквартального отчета, копию иных документов, обязательное раскрытие которых предусмотрено главами VIII и X Положения, владельцам ценных бумаг эмитента и иным заинтересованным лицам по их требованию за плату, не превышающую расходы по изготовлению таких копий, в срок не более 7 дней с даты предъявления соответствующего требования.
Банковские реквизиты расчетного счета (счетов) эмитента для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в настоящем пункте, и размер (порядок определения размера) таких расходов должны быть опубликованы эмитентом на странице в сети Интернет.
Согласно п. 1.14 Положения в случаях, когда в соответствии с Положением эмитент обязан представить (направить) в регистрирующий орган какой-либо документ, содержащий подлежащую раскрытию информацию, такой документ представляется в регистрирую орган на бумажном носителе. В случае, если бумажный носитель документа насчитывает более одного листа, он должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью эмитента на прошивке и заверен подписью уполномоченного лица эмитента.
Одновременно с представлением документа на бумажном носителе в регистрирующий орган представляется текст документа в формате и на электроном носителе, соответствующий требованиям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Соответствие текста документа на электронном носителе представляемому документу на бумажном носителе подтверждается письмом, подписанным уполномоченным лицом эмитента.
Приказом ФСФР России от 18.06.2009 № 09-23/пз-н утверждены Требования к электронным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентам эмиссионных ценных бумаг (далее - Требование).
Согласно п. 3.1 Требования файлы, содержащие текст ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг, должны быть представлены в XML-формате в кодировке Windows-1251 и иметь расширение «.xml».
В соответствии с п.3.2 Требования для заполнения электронного документа являющегося ежеквартальным отчетом эмитента эмиссионных ценных бумаг, должен использоваться программный продукт ФСФР России ("Программа-анкета ежеквартального отчета эмитентов ФСФР России"), распространяемый без взимания платы через сайт ФСФР России в сети Интернет адресу: http://www.ffms.го/.
Согласно п. 3.3 Требования текст ежеквартального отчета должен предоставляться в виде отдельного файла с именем qrXXYY.xml, где XX - порядковый номер квартала, за который предоставляется ежеквартальный отчет, aYY - последние две цифры года, к которому относится ежеквартальный отчет.
Пунктом 3.2 Требования файлы допускается упаковывать в архив формата ZIP (ZIP-format). Каждый файл упаковывается отдельно, имя архивного файла должно совпадать с именем исходного файла и иметь расширение «.zip».
В соответствии с п. 5.1. Положения обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном данным Положением, распространяется: а) на эмитентов, в отношении ценных бумаг которых осуществлена регистрация хотя бы одного проспекта ценных бумаг; б) на эмитентов, государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг в случае размещения таких ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500; в) на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц; г) на эмитентов, биржевые облигации которых допущены к торгам на фондовой бирже.
Открытое акционерное общество «Техоснастка» создано в процессе приватизации. Правовую основу процесса приватизации составляли, в частности, Положение о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа» (утв. Указом Президента РФ от 01.07.1992 № 721), Положение о порядке регистрации выпуска акций акционерных обществ открытого типа, учрежденных в процессе приватизации (утв. Постановлением Правительства № 547 от 04.08.1992).
Во исполнении указанных нормативно-правовых актов 19 августа 1996г. Финансовым управлением Администрации Курганской области зарегистрирован выпуск акций ОАО «Техоснастка» (государственный регистрационный № 43-1п-473).
Регистрация выпуска ценных бумаг сопровождалась регистрацией плана приватизации, который является решением о выпуске акций и проспектом эмиссии этих акций (п. 2. Приложения № 1 Положения о порядке регистрации выпуска акций акционерных обществ открытого типа, учрежденных в процессе приватизации (утв. Постановлением Правительства №547 от 04.08.1992).
План приватизации данного Общества предусматривал размещение 60% акций путем свободной продажи (на аукционе).
Таким образом, в соответствии с подпунктом «в» пункта 5.1 Положения Общество обязано раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг.
В соответствии с п. 5.7 Положения в срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала Общество обязано опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет, который должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.
Согласно пункту 5.5 Положения ежеквартальный отчет должен быть составлен по форме согласно Приложению № 10 к Положению о раскрытии информации.
В соответствии с пунктом 5.8 Положения не позднее 1 дня с даты опубликования на странице сети Интернет текста ежеквартального отчета Общество обязано опубликовать в ленте новостей сообщение о порядке доступа к информации, содержащейся в ежеквартальном отчете.
Сообщение о порядке доступа к информации, содержащейся в ежеквартальном отчете должно быть составлено по форме согласно Приложению 11 к Положению.
В связи с выявленными нарушениями административный орган направил в адрес Общества предписание об устранении нарушения законодательства (исх. №62-11-СФ-08/16014 от 07.12.2011).
Поскольку предписание административного органа о предоставлении документов от 07.12.2011 № 62-11-СФ-08/16014 выдано заявителю в ходе камеральной проверки соблюдения заявителем законодательства по раскрытию информации на рынке ценных бумаг, суд приходит к выводу о законности данного предписания. Законность предписания заявителем не оспаривается.
На основании п. 7 ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», п. 1 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», п. 2.1.7 Положения о Региональном отделении ФСФР России в Уральском Федеральном округе (утв. Приказом ФСФР от 12.03.2010 № 10-47/пз) предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории РФ.
В установленный срок заявитель не исполнил предписание Регионального отдела Федеральной службы по финансовым рынкам России в УрФО.
В связи с этим, суд приходит к выводу о доказанности объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса в действиях заявителя.
Как следует из материалов дела, у заявителя имелась возможность для исполнения предписания в установленный срок, поскольку все необходимые для исполнения предписания документы у заявителя имелись, но заявителем не были приняты все зависящие от него меры по исполнению предписания, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вменяемом правонарушении (часть 2 статьи 2.1 Кодекса). Вина заявителя правомерно установлена административным органом в оспариваемом постановлении.
В связи с указанным суд считает, что материалами дела и заинтересованным лицом доказано наличие состава правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса, в действиях заявителя.
Постановление вынесено уполномоченным лицом в пределах установленной законом компетенции в пределах давностного срока привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено. Наказание назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса в пределах санкции части 9 статьи 19.5 Кодекса.
Согласно статье 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктами 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Родовым объектом правонарушения, установленного частью 9 статьи 19.5 Кодекса, является установленный государством порядок управления. Видовым объектом являются общественные отношения по осуществлению установленного нормами права государственного контроля на рынке ценных бумаг с целью защиты прав инвесторов и иных заинтересованных лиц на рынке ценных бумаг.
Правонарушение, совершенное заявителем, посягает на установленный государством порядок управления, создает препятствия для осуществления государственного контроля на рынке ценных бумаг, залогом эффективности которого является оперативность и своевременность.
Оценивая обстоятельства рассматриваемого правонарушения – неисполнение предписания о предоставлении документов, суд приходит к выводу о наличии существенной угрозы охраняемым отношениям, поскольку предписание от 07.12.2011 не исполнено заявителем в установленный административным органом срок, что свидетельствует о пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своей публичной обязанности, выраженной в отсутствии каких либо объективных препятствий для исполнения в установленный срок предписания административного органа.
Учитывая вышеизложенное, суд не усматривает оснований для квалификации данного правонарушения в качестве малозначительного.
Имущественное положение заявителя не имеет правового значения для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, поскольку это обстоятельство подлежит учету при назначении административного наказания в силу части 3 статьи 4.1 Кодекса.
По указанным выше основаниям судом доводы заявителя, изложенные в заявлении и приведенные в ходе судебного разбирательства, отклоняются как необоснованные, поскольку в установленный ФСФР срок обществом не исполнено.
В силу вышеизложенного, заявление не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе от 02.03.2012 62-12-93/ПН о привлечении к административной ответственности Открытого акционерного общества «Техоснастка» (ОГРН <***>, ИНН <***>) на основании части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа размере 500 000 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Курганской области.
Судья Е.И. Губанова