ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-16341/2021 от 06.04.2022 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган

Дело №А34-16341/2021

07 апреля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 06 апреля 2022 года.

В полном объеме решение изготовлено 07 апреля 2022 года.

         Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Григорьева А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Сидоровой В.В., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Прокуратуры Курганской области,

заинтересованное лицо: Администрация Боровского сельсовета (ОГРН <***>, ИНН <***>),

о признании незаконным бездействия,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, удостоверение,

от заинтересованного лица: явки нет, извещен,

установил:

Прокуратура Курганской области (далее – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Боровского сельсовета (далее – заинтересованное лицо), выразившегося в непринятии мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» информации, необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; обязании Администрации Боровского сельсовета в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда разместить на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» информацию, необходимую для развития субъектов малого и среднего предпринимательства:о реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм); о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их квалификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их квалификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг) производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их квалификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и порядке оказания таким организациям поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В обоснование заявленных требований, заявитель указывает, что согласно единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Боровского сельсовета Катайского района Курганской области зарегистрировано 11 субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. В нарушение действующего законодательства Администрацией не были приняты меры по размещению информации, определенной Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее – Закон № 209-ФЗ) и необходимой для развития малого и среднего предпринимательства, соответствующие сведения на сайте Администрации отсутствуют.

Представитель заявителя в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по основаниям заявления. Кроме этого, представил для приобщения к материалам дела выписку из ЕГРЮЛ в отношении Администрации  Боровского сельсовета.

Администрация Боровского сельсовета явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила. О времени и месте проведения предварительного судебного заседания извещена надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также посредством размещения на официальном сайте Арбитражного суда Курганской области в сети «Интернет» информации о времени и месте проведения судебного заседания.

Дело рассмотрено без участия представителя заинтересованного лица в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд установил следующее.

Прокурором Катайского района в адрес Главы Боровского сельсовета выносилось представление от 07.02.2020 а №7-41/2-2020 об устранении нарушений законо­дательства о развитии малого и среднего предпринимательства и об обеспече­нии доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, в части размещения на официальном сайте Администрации в сети «Интернет» информации, предусмотренной частью 2 статьи 19 Федерального закона 209-ФЗ (л.д. 12-14).

При проведении анализа исполнения законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации прокуратурой уста­новлен факт бездействия Администрации Боровского сельсовета, выразив­шийся в непринятии мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» необходимой информации для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно единому реестру субъектов малого и среднего предприниматель­ства на территории Боровского сельсовета Катайского района Курганской области зарегистрировано 11 субъектов, осуществляющих предприниматель­скую деятельность.

Поскольку отсутствие на официальном сайте органа местного самоуправления в сети "Интернет" необходимой информации для развития субъектов малого и среднего предпринимательства влечет нарушение прав хозяйствующих субъектов, препятствует созданию на территории муниципального образования благоприятных условий для развития бизнеса, прокуратура обратилась в суд с настоящим заявлением.

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Согласно статье 6 Закона N 209-ФЗ государственная политика в сфере малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В соответствии со статьей 11 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:

1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;

3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;

4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;

5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 14 указанного Федерального закона одними из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления являются: доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства; и открытость процедур оказания поддержки.

Из содержания статьи 16 данного Федерального закона следует, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон N 8-ФЗ) одним из принципов обеспечения доступности информации о деятельности органов местного самоуправления является открытость и доступность такой информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация (статья 10 Закона N 8-ФЗ).

Оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим структуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляются органами местного самоуправления в виде создания муниципальных информационных систем, официальных сайтов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет" и информационно-коммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Статья 19 Закона N 209-ФЗ определяет, в чем заключается информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 1 указанной статьи в целях информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотрено размещение общедоступной информации в сети "Интернет" на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции, и (или) созданных указанными органами официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет".

Согласно части 2 названной статьи информационные системы, официальные сайты информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет" и информационно-телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, информацией:

1) о реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм);

2) о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности;

3) о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

4) об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

5) о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;

7) о государственном и муниципальном имуществе, включенном в перечни, указанные в части 4 статьи 18 настоящего Федерального закона;

8) об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

9) иной необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства информацией (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, информацией в области маркетинга), в том числе информацией в сфере деятельности корпорации развития малого и среднего предпринимательства, действующей в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 3 статьи 19 Закона № 209-ФЗ информация, указанная в части 2 настоящей статьи, является общедоступной и размещается в сети "Интернет" на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции, и (или) созданных указанными органами официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет".

В силу пункта 28 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 30 статьи 6 Устава Боровского сельсовета Катайского района Курганской области, к вопросом местного значения сельского поселения относится, в том числе, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 1 статьи 30 Устава сельсовета Администрация Боровского сельсовета является исполнительно-распорядительным органом Боровского сельсовета, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Курганской области.

Таким образом, из анализа указанных норм следует, что на Администрацию Боровского сельсовета возложена обязанность, в том числе по информационной поддержке малого и среднего предпринимательства.

Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что на момент обращения прокуратуры в суд с настоящим заявлением в сети "Интернет" на официальном сайте администрации Боровского сельсовета не размещена информация, предусмотренная частью 2 статьи 19 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, в частности: о реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм);                          о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их квалификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их квалификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг) производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их квалификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и порядке оказания таким организациям поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства;                             об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В связи с выявленными нарушениями проку­рором Катайского района в адрес Главы Администрации выносилось представление от 07.02.2020               №7-41/2-2020 об устранении нарушений законо­дательства о развитии малого и среднего предпринимательства и об обеспече­нии доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, в части размещения на официальном сайте Администрации в сети «Интернет» информации, предусмотренной частью 2 статьи 19 Федерального закона №209-ФЗ.

Бездействие Администрации по неразмещению в сети "Интернет" на официальном сайте информации, установленной Законом N 209-ФЗ, нашло свое подтверждение в материалах дела, Администрацией не оспаривается.

На основании изложенного, бездействие Администрации Боровского сельсовета, выразившееся в непринятии мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» информации, необходимой для развития субъектов ма­лого и среднего предпринимательства, является незаконным.

Отсутствие указанной информации нарушает права неопределенного кру­га лиц, осуществляющих, а также желающих осуществлять предприниматель­скую деятельность на территории Боровского сельсовета Катайского рай­она Курганской области.

В связи с изложенными обстоятельствами, в действиях Администрации имеет место бездействие по не размещению на официальном сайте информации, необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, Администрацией нарушены требования пункта 28 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", части 2 статьи 19 Закона N 209-ФЗ, статья 10 Закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления".

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, суд считает возможным, с учетом исполнения Администрацией на момент вынесения решения требований законодательства в части размещения информации о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их квалификации по видам экономической деятельности, обязать Администрацию в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разместить на официальном сайте в сети «Интеренет» информацию, необходимую для развития субъектов малого и среднего предпринимательства: о реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм); о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их квалификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их квалификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг) производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их квалификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и порядке оказания таким организациям поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства; об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

При этом двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда, суд считает разумным и достаточным для устранения указанных нарушений. Каких-либо возражений относительно указанного срока Администрацией не представлено.

Вопрос о распределении и судебных расходов судом не рассматривался, так как на основании статьи 337.37 Налогового кодекса Российской Федерации стороны освобождены от ее уплаты.

Руководствуясь статьями  167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Боровского сельсовета (ОГРН <***>, ИНН <***>), выразившееся в непринятии мер по размещению на официальном сайте в сети "Интернет" информации, необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Обязать Администрацию Боровского сельсовета (ОГРН <***>, ИНН <***>) в течении двух месяцев со дня вступления в силу решения суда разместить на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» информацию, необходимую для развития субъектов малого и среднего предпринимательства:

о реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм),

о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их квалификации по видам экономической деятельности,

о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их квалификацией по видам экономической деятельности,

об обороте товаров (работ, услуг) производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их квалификацией по видам экономической деятельности,

о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства,

об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и порядке оказания таким организациям поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства,

об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.

Судья

А.А. Григорьев