АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,
тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07
E-mail: info@kurgan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Курган | Дело №А34-16641/2019 |
30 августа 2020 года |
Резолютивная часть решения объявлена 24 августа 2020
Решение изготовлено в полном объеме 30 августа 2020
Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Григорьева А.А.,
при ведении протокола секретарем Черновой И.А.
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению
Государственного казенного учреждения «Управление капитального строительства Курганской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),
третьи лица: 1. Государственное казенное учреждение «Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>), 2. общество с ограниченной ответственностью «КС-Строй», 3. общество с ограниченной ответственностью «Стикс»,
о признании недействительным решения,
при участии в заседании представителей:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 09.01.2020
от заинтересованного лица – ФИО2, доверенность от 17.08.2020
от ГКУ «Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области» - ФИО3, доверенность от 16.09.2019
от ООО «КС-Строй», ООО «Стикс» - явки нет, извещены
установил:
Государственное казенное учреждение «Управление капитального строительства Курганской области» (далее – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – заинтересованное лицо, Курганское УФАС) от 31.10.2019 № 05-02/194-19 в части признания в действиях заказчика Государственного казенного учреждения «Управление капитального строительства Курганской области» нарушений части 1 статьи 64, статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", выразившихся в сокращении в проекте контракта сроков строительства, предусмотренных проектной документацией, а также в отсутствии полной информации об объекте закупки, в частности о порядке, форме и условиях предоставления земельного участка для строительства объекта: Здание спортивной базы лыжно-биатлонного комплекса по адресу г. Курган, <...> (извещение 0843500000219003435).
В обоснование данного требования заявитель указал, что не допустил нарушений части 1 статьи 64, статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ). Пояснил, что проектная документация на предмет закупки была размещена в единой информационной системе в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ, что является соблюдением положений пунктов 1-3 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Вся информация о земельном участке под строительство объекта капитального строительства размещена в системе, каких либо особых описаний земельного участка под строительство в частности, о порядке, форме и условиях предоставления земельного участка для строительства объекта Законом № 44-ФЗ не предусмотрено. Сокращение в проекте контракта сроков строительства, предусмотренных проектной документацией, не образует какого либо нарушения закона № 44-ФЗ, поскольку сроки строительства, предусмотренные проектной документацией, являются ориентировочными (расчетными) сроками, которые заказчик вправе корректировать в зависимости от фактической потребности возведения объекта капитального строительства. А кроме того, срок выполнения работ должен устанавливаться исходя из соблюдения строгой технологической последовательности работ.
В судебном заседании представитель заявителя на своих требованиях настаивал по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель Курганского УФАС в судебном заседании по заявленным требованиям возражал по доводам, изложенным в отзыве. Указал на законность и обоснованность оспариваемого решения, просил в удовлетворении заявления отказать.
Представитель ГКУ «Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области» в судебном заседании поддержал правовую позицию заявителя.
Представители ООО «КС-Строй», ООО «Стикс» в судебное заседание не явились. О времени и месте заседания извещены надлежащим образом в силу части 1 статьи 123 АПК РФ.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ООО «КС-Строй», ООО «Стикс» на основании статьи 156 АПК РФ.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.
17.10.2019в единой информационной системе размещено извещение №
0843500000219003435 о проведении электронного аукциона на проведение работ по строительству здания спортивной базы лыжно-биатлонного комплекса по адресу г. Курган, <...>.
Заказчиком названной закупки является Государственное казенное учреждение «Управление капитального строительства Курганской области».
Уполномоченным учреждением - Государственное казенное учреждение «Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области».
Начальная максимальная цена контракта установлена в размере 17 810 180 руб.
Заказчиком утверждена документация об электронном аукционе (т.2, л.д. 37), в состав которой вошло, в том числе, техническое задание (т.2, л.д. 58), проект контракта (т.2, л.д. 50). Кроме того, заказчиком размещена проектная документация на строительство указанного объекта капитального строительства (т.1, л.д. 145-155, т.1, л.д. 67).
В проектной документации установлена общая расчетная продолжительность строительства – 8 месяцев (т.1, л.д. 153).
В проекте контракта в п. 3.2 предусмотрено окончание работ не позднее 20.12.2019 с допустимым досрочным выполнением работ. Приложением № 4 к контракту является график выполнения строительно-монтажных работ (т.2, л.д. 8).
Размещен градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 45:25:090708:159 для строительства объекта (т.2, л.д. 9), утвержденный постановлением Администрации города Кургана от 26.04.2017 № 3129 (т.2, л.д. 18), а также выписка из единого государственного реестра недвижимости в отношении данного земельного участка (т.1, л.д. 127). Собственником земельного участка является субъект Российской Федерации - Курганская область, участок находится в постоянном бессрочном пользовании Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Областная детско-юношеская спортивная школа».
24.10.2019 в Курганское УФАС обратилось ООО «КС-Строй» с жалобой на частичное отсутствие проектной документации в извещении о настоящей закупке (т.1, л.д. 120).
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен.
31.10.2019 решением Курганского УФАС по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок № 05-02/194-19 (т.1, л.д. 114-117) жалоба ООО «КС-Строй» признана необоснованной (п. 1 решения). В действиях заказчика - Государственного казенного учреждения «Управление капитального строительства Курганской области» признано нарушение части 1 статьи 64, статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", выразившихся в сокращении в проекте контракта сроков строительства, предусмотренных проектной документацией, а также в отсутствии полной информации об объекте закупки, в частности о порядке, форме и условиях предоставления земельного участка для строительства объекта: Здание спортивной базы лыжно-биатлонного комплекса по адресу г. Курган, <...> (извещение 0843500000219003435) (п.2 решения).
Предписание об устранении нарушений части 1 статьи 64, статьи 8 Закона № 44-ФЗ решено не выдавать (п. 3 решения).
Решено передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства (п. 4 решения).
В обоснование данного решения Курганского УФАС № 05-02/194-19 от 31.10.2019 положен довод о том, что заказчик неправомерно сократил сроки строительных работ по сравнению со сроком, определенным проектной документацией, и не описал в документации порядок, форму и условия предоставления земельного участка для строительства объекта при условии, что земельный участок не находится в государственной собственности.
Заявитель, не согласившись с названным решением Курганского УФАС, обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным в указанной части по указанным выше основаниям.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления в связи со следующим.
Исходя из положений норм, закрепленных в статьях 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, следует, что ненормативные правовые акты государственных органов могут быть признаны судом недействительными при одновременном наличии двух условий: не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 8 Закона № 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В силу части 4 статьи 64 Закона № 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Курганское УФАС в рассматриваемом решении установило, что заказчик при описании объекта закупки не указал эксплуатационные характеристики объекта закупки, а именно, отсутствует информация о характеристиках, эксплуатации и порядка предоставления земельного участка, использование которого относится к объекту закупки, что противоречит части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.
Данный довод Курганского УФАС, по мнению суда, неправомерен по следующим основаниям.
Так, в силу пункта 8 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
Как указывалось выше, проектная документация на рассматриваемый предмет закупки (строительство здания спортивной базы лыжно-биатлонного комплекса по адресу г. Курган, <...>) включена в документацию о закупке.
В связи с этим, в силу изложенных норм права, заказчик надлежащим образом исполнил требования пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.
Кроме того, ни Закон № 44-ФЗ, ни иные нормы, регулирующие спорные отношения, не предусматривают особого описания рассматриваемого объекта закупки в части порядка, формы и условий предоставления земельного участка для строительства объекта. При этом, довод Курганского УФАС о принадлежности земельного участка опровергается материалами дела, как указывалось выше, земельный участок находится в собственности субъекта РФ – Курганской области.
В соответствии со статьей 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В случае, если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, условия государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы.
На основании статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Как указывалось выше, в проектной документации рассматриваемой закупки установлена общая расчетная продолжительность строительства – 8 месяцев. В проекте контракта в п. 3.2 предусмотрено окончание работ не позднее 20.12.2019 с допустимым досрочным выполнением работ. Приложением № 4 к контракту является график выполнения строительно-монтажных работ.
Курганское УФАС в оспариваемом решении указывает на необоснованное (неправомерное) сокращение заказчиком сроков осуществления строительных работ по сравнению с проектной документацией.
Данный довод Курганского УФАС на нормах права не основан.
Приложением № 4 к контракту утвержден график выполнения строительно-монтажных работ с окончательным сроком выполнения работ – по 20.12.2019.
Приказом Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр утверждена Методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (далее – Методика).
В соответствии с п. 1.2 Методики график выполнения строительно-монтажных работ (далее - график выполнения работ) должен содержать информацию о сроке начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства (далее - объект) (начальный срок), сроке окончания строительства, реконструкции объекта (конечный срок), о сроках завершения отдельных этапов выполнения работ по строительству, реконструкции объекта (промежуточные сроки).
На основании п. 1.4 Методики проекты графика выполнения работ и графика оплаты выполненных работ составляются заказчиком одновременно с проектом контракта, являются его приложением и размещаются заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок вместе с документацией об осуществлении закупки, извещением о закупке.
В силу п. 2.1 Методики составление графика выполнения работ осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта, а также рабочей документацией (при наличии).
На основании п. 2.5 Методики срок выполнения работ должен устанавливаться исходя из соблюдения строгой технологической последовательности работ. В качестве единицы времени в графике могут быть приняты день, неделя, месяц.
Из указанных норм права не следует, что срок выполнения работ по контракту на строительство объекта капитального строительства должен совпадать с проектным (расчетным) сроком выполнения строительных работ, предусмотренным проектом.
Приведенные нормативные акты устанавливают, что срок выполнения работ должен устанавливаться исходя из соблюдения строгой технологической последовательности работ, предусмотренных проектом.
В данном случае Курганским УФАС не доказано, что установление заказчиком в проекте контракта меньшего срока выполнения работ по сравнению с проектной документацией нарушает соблюдение строгой технологической последовательности работ по строительству спорного объекта капитального строительства и, как следствие, ведет к невозможности выполнения работ в установленный контрактом срок.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика нарушения положений части 1 статьи 64, статьи 8 Закона № 44-ФЗ.
По этим основаниям решение Курганского УФАС от 31.10.2019 № 05-02/194-19 в оспариваемой части является незаконным, нарушающим права заявителя в сфере его экономической деятельности, как заказчика строительства объекта капитального строительства.
Поэтому заявление подлежит удовлетворению.
Судебные расходы распределены в соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Заявление удовлетворить.
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 31.10.2019 № 05-02/194-19 в части признания в действиях заказчика Государственного казенного учреждения «Управление капитального строительства Курганской области» нарушений части 1 статьи 64, статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", выразившихся в сокращении в проекте контракта сроков строительства, предусмотренных проектной документацией, а также в отсутствии полной информации об объекте закупки, в частности о порядке, форме и условиях предоставления земельного участка для строительства объекта: Здание спортивной базы лыжно-биатлонного комплекса по адресу г. Курган, <...> (извещение 0843500000219003435).
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области в пользу Государственного казенного учреждения «Управление капитального строительства Курганской области» судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 3000 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.
Судья | А.А. Григорьев |