ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-1821/2021 от 05.07.2022 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган

Дело №А34-1821/2021

08 июля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 июля 2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 08 июля 2022 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Луневой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Сидоровой В.В., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Департамента здравоохранения Курганской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),

заинтересованное лицо: Управление Федерального казначейства по Курганской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),

третьи лица: 1.ФИО5, 2. ФИО1, 3. Правительство Курганской области, 4. Финансовое управление Курганской области

о признании незаконным представления,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: явки нет, извещен,

от заинтересованного лица: ФИО2 - доверенность от 28.12.2021, диплом,

от третьих лиц: 1. – 2. нет явки, извещены, 3. ФИО3, доверенность № 01-06 от 10.03.2022, диплом, паспорт, 4. ФИО4, доверенность № 08-32/9 от 01.03.2022, диплом, паспорт,

установил:

Департамент здравоохранения Курганской области (далее – заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным представления Управления Федерального казначейства по Курганской области (далее – заинтересованное лицо, Управление) от 28.12.2020 № 43-45-14/45-71–ДСП.

В обоснование данного требования заявитель, указал, что довод Управления о нецелевом расходовании средств межбюджетного трансферта противоречит материалам дела и фактическим обстоятельствам, Управлением не доказано нарушение Департаментом статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162, статьи 306.4 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ). Спорные денежные средства направлены на цели, определенные Правилами №1614, в установленном порядке и определенном размере по соответствующим кодам бюджетной классификации расходов областного бюджета. Заявителем соблюден принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, а также результативность использования доведенных средств.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ФИО5, 2. ФИО1, 3. Правительство Курганской области, 4. Финансовое управление Курганской области

Определением от 23.12.2021 производство по делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу № А34-5809/2021.

В связи с вступлением в законную силу судебного акта по делу № А34- 5809/2021 определением суда от 25.05.2022 производство по делу возобновлено.

Заявитель явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, направил отзыв, в котором заявленные требования поддерживает, относительно доводов УФК по Курганской области возражает.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании против удовлетворения заявления возражал по доводам отзыва и дополнений к отзыву. Указал, что представление соответствует законодательству и обстоятельствам дела. Ссылается на положения пункта 10 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 N 1614 (далее - Правила № 1614), согласно которым достижение соответствующего уровня показателя "численность занятых" определяется по состоянию на 10.08.2019; указывает, что в нарушение действующего законодательства Департаментом в 2019 году за счет средств иного межбюджетного трансферта за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации неправомерно начислено и выплачено поощрение сотруднику, который не входил в состав региональной управленческой команды в отчетный период (до 10.08.2019).

Представители Правительства Курганской области, Финансового управления Курганской области в судебном заседании поддержал правовую позицию Департамента.

Третьи лица ФИО5, ФИО1 в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образомв порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также посредством размещения на официальном сайте Арбитражного суда Курганской области в сети «Интернет» информации о времени и месте проведения судебного заседания.

На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствии не явившихся лиц.

Заслушав представителей лиц участвующих в деле, рассмотрев письменные материалы дела, судом установлено, следующее.

На основании приказа Управления Федерального казначейства по Курганской области от 02.09.2020 № 442 «О назначении плановой камеральной проверки Правительства Курганской области» в соответствии с пунктами 10, 12 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок ревизий, и обследований и оформление их результатов», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 № 123; пунктом 36 Раздела I Плана контрольных мероприятий Управления Федеральной казначейства по Курганской области в финансово-бюджетной сфере на 2020 год, утвержденного 31.12.2019 руководителем Управления Федеральной казначейства по Курганской области должностными лицами Управления в период с 14.09.2020 по 09.10.2020 в отношении Департамента была проведена плановая камеральная проверка. Идентификатор контрольного мероприятия: 2020-ПК.097.1036-4300.018. Тема камеральной проверки: «Проверка предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Проверяемый период: 2019 год (т.2 л.д.49-50).

В Программе плановой камеральной проверки Департамента указана цель контрольного мероприятия: осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные отношения, при предоставлении и использовании средств федерального бюджета за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

По итогам проверки составлен Акт камеральной проверки от 09.10.2020, на который Департаментом были представлены возражения. 07.12.2020 составлен Отчет о результатах плановой камеральной проверки (т.2 л.д. 2-25).

28.12.2020 Департаменту выдано представление № 43-45-14/45-71–ДСП (т.1 л.д. 9-10).

По окончании проверочных мероприятий Управление пришло к заключению о наличии нарушений: в нарушение статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162, статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 6, 10 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1614 (далее - Правила от 07.12.2019 № 1614), пунктов 2, 7 Порядка поощрения региональных и муниципальных управленческих команд, утвержденного Постановлением Правительства Курганской области от 19.12.2019 № 432 (далее - Порядок от 19.12.2019 № 432), Департаментом здравоохранения Курганской области 26.12.2019 осуществлено нецелевое расходование средств иного межбюджетного трансферта, предоставленного из федерального бюджета за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам работы за 2019 год, на общую сумму 151 285, 92 руб., из них: 116 373, 79 руб. - сумма начисленной и выплаченной премии (в том числе , 15 129,00 руб. - налог на доходы физических лиц) по КБК 014-0909- 5190055500-121 (код цели 19Ж-41), 34 912,13 руб. - сумма страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по КБК 014-0909-5190055500-129 (код цели 19Ж-41), выразившееся в использовании средств на выплату премии за выполнение особо важных и сложных заданий следующим государственным гражданским служащим Курганской области: ФИО5, назначенной на должность главного специалиста службы организационной работы отдела организационной работы управления правового и организационно-кадрового обеспечения приказом Департамента здравоохранения Курганской области от 04.10.2019 № 435 л/с, и ФИО1, назначенной на должность заместителя начальника управления правового и организационно- кадрового обеспечения - начальника отдела правового и кадрового обеспечения приказом Департамента здравоохранения Курганской области от 19.08.2019 № 369 л/с (т. е. после даты 10.08.2019, установленной Правилами от 07.12.2019 № 1614 для расчета размера иного межбюджетного трансферта на основе сводной оценки достижения субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей оценки эффективности деятельности), которые не входили в региональную управленческую команду, деятельность которой способствовала достижению Курганской областью значений (уровней) показателей эффективности деятельности в 2019 году в соответствии с пунктом 6 Правил от 07.12.2019 № 1614 и пунктом 2 Порядка от 19.12.2019 № 432 и не принимали участие в достижении значений (уровней) показателей эффективности деятельности субъекта Российской Федерации.

В резолютивной части представления Управление требует от Департамента: принять меры по устранению причин и условий нарушения (пункт 1); возвратить в доход федерального бюджета сумму нецелевого использования средств иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в размере 151 285, 92 руб. по коду бюджетной классификации Российской Федерации 09021945550020000150 «Возврат остатков иных межбюджетных трансфертов за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации из бюджетов субъектов Российской Федерации» (пункт 2).

В представлении также указано, что его невыполнение в установленный срок (до 08.04.2021) влечет административную ответственность в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявитель, не согласившись с указанным представлением, обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным по указанным основаниям.

Исследовав и оценив в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), фактические обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя.

В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно пункту 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений отнесен к контрольной деятельности Федерального казначейства.

Статьей 269.2 БК РФ закреплено, что полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в том числе проводятся проверки, направляются объектам контроля акты и представления.

Согласно пункту 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

В соответствии с абзацем 1, 2 подпункта «а» пункт 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 (далее – Правила №1092) Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации, в том числе об исполнении государственных заданий.

По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения (пункт 67 Правил № 1092).

При осуществлении полномочий, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта «а» и подпунктом «в» пункта 6 этих Правил, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (подпункт «а» пункт 68 Правил № 1092).

Согласно статье 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Статьей 162 БК РФ установлена обязанность получателя бюджетных средств по обеспечению результативности и целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения (статья 306.1 БК РФ, б).

В соответствии со статьей 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (пункт 1). Нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) (пункт 3).

Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

Как следует из материалов дела, основанием для выдачи Департаменту         оспоренного представления о возврате в федеральный бюджет 151 285 руб. 92 коп., послужил вывод управления о нецелевом использования денежных средств в этой сумме за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (средства иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета использованы на выплату премии за выполнение особо важных и сложных заданий государственным гражданским служащим Курганской области, назначенным на должности после 10.08.2019, установленной Правилами №1614 для расчета размера иного межбюджетного трансферта на основе сводной оценки достижения субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей оценки эффективности деятельности. По мнению управления, указанные лица не входили в региональную управленческую команду, деятельность которой способствовала достижению Курганской областью значений (уровней) показателей эффективности деятельности в 2019 году в соответствии, и соответственно не принимали участие в достижении значений (уровней) показателей эффективности деятельности субъекта Российской Федерации.

Перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 25.04.2019 №193, во исполнение которого Правительством Российской Федерации утверждены Правила №1614, устанавливающие порядок предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с поощрением региональных управленческих команд за достижение субъектами Российской Федерации значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях реализации Правил №1614 Правительством Курганской области приняты: Порядок поощрения региональных и муниципальных управленческих команд, утвержденный постановлением Правительства Курганской области от 19.12.2019 №432; Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам на цели поощрения муниципальных управленческих команд в 2019 году, утвержденные постановлением Правительства Курганской области от 19.12.2019 №433.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.12.2019 №2960-р Курганской области в 2019 году за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти Курганской области иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета утверждены в размере 96 493 900 руб.

Распоряжением Губернатора Курганской области от 19.12.2019 №46-П-р утверждены перечни региональных и муниципальных управленческих команд, деятельность которых способствовала достижению Курганской областью значений (уровней) показателей эффективности деятельности, а также распределены иные межбюджетные трансферты в сумме 96 493 900 руб., из которых: 69 907 900 руб. – на поощрение региональных управленческих команд; 26 586 000 руб. – на поощрение муниципальных управленческих команд.

Согласно предоставленному Протоколу совещания от 19.12.2019, на основании которого было подготовлено Распоряжение губернатора Курганской области от 19.12.2019 №46-П-р, размер поощрения каждой управленческой команды рассчитывался как произведение общей суммы баллов, полученной в ходе оценки региональных и муниципальных управленческих команд, на среднюю стоимость баллов, определенную в размере 5000 руб.

Указом Губернатора Курганской области от 29.12.2014 № 129 (в ред. от 25.12.2019) «Об утверждении Порядка и размера выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий государственным гражданским служащим Курганской области» утвержден Порядок и размер выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий государственным гражданским служащим Курганской области (далее - Порядок и размера выплаты от 29.12.2014 № 129).

Настоящим Порядком и размером выплаты от 29.12.2014 № 129 определяются в отношении государственных гражданских служащих Курганской области, замещающих должности государственной гражданской службы Курганской области в органах исполнительной власти Курганской области (далее - государственные гражданские служащие), порядок и размер выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий (далее - Премия).

Постановлением Правительства Курганской области от 19.12.2019 № 432 «Об утверждении Порядка поощрения региональных и муниципальных управленческих команд» утвержден Порядок поощрения региональных и муниципальных управленческих команд (далее - Порядок поощрения региональных управленческих команд от 19.12.2019 № 432).

В соответствии с пунктом 5 Порядка поощрения региональных управленческих команд от 19.12.2019 №432, распоряжением Губернатора Курганской области от 19.12.2019 №46-П-р «Об утверждении перечня региональных и муниципальных команд, деятельность которых способствовала достижению Курганской областью значений (уровней) показателей эффективности деятельности» (далее - распоряжением Губернатора Курганской области от 19.12.2019 №46-П-р) утверждена региональная управленческая команда, деятельность которой способствовала достижению Курганской области значений (уровней) показателей эффективности деятельности - Департамент здравоохранения Курганской области.

Копии постановления Правительства Курганской области от 19.12.2019 № 432 «Об утверждении Порядка поощрения региональных и муниципальных управленческих команд», распоряжения Губернатора Курганской области от 19.12.2019 №46-П-р «Об утверждении перечня региональных и муниципальных команд, деятельность которых способствовала достижению Курганской областью значений (уровней) показателей эффективности деятельности». Приложение № 2.

Как установлено в ходе проверки, в соответствии с распоряжением Финансового управления Курганской области от 24.12.2019 №932 «О внесении изменений в сводную бюджетную роспись расходов областного бюджета» (далее - распоряжение Финансового управления Курганской области от 24.12.2019 № 932) внесены изменения в сводную бюджетную роспись по главным распорядителям средств областного бюджета, Департаменту здравоохранения Курганской области доведены бюджетные ассигновании по следующему коду бюджетной квалификации (далее - КБК) 014-0909-5190055500-100 с учетом утонений в размере 2 758 000,00 рублей.

На основании распоряжения Финансового управления Курганской области от 24.12.2019 №932, распоряжения Губернатора Курганской области от 19.12.2019 № 46-П-р Департаменту здравоохранения Курганской области выделены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на поощрение региональных управленческих команд, деятельность которых способствовала достижению Курганской областью значений (уровней) показателей эффективности деятельности уведомлением от 24.12.2019 №С-1075 об изменении бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по следующим КБК:

-014-0909-5190055500-121 код цели 19Ж-41 в сумме 2 121 538,46 рублей;

-014-0909-5190055500-129 код цели 19Ж-41 в сумме 636 461,54 рублей. Финансовым управлением Курганской области доведены предельные объемы финансирования до Департамента здравоохранении Курганской области расходным расписанием от 25.12.2019 № 10427ф на лицевой счет №<***> главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств в размере 2 758 000,00 рублей, за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, из них на:

КБК 014-0909-5190055500-121 в сумме 2 118 000,00 рублей (код цели 19- Ж41);

КБК 014-0909-05190055500-129 в сумме 640 000,00 рублей (код цели 19-Ж41). Предельные объемы финансирования Финансовым управлением Курганской области изменены:

по КБК 014-0909-5190055500-129 уменьшены на (-)З 538,46 рублей (код цели 19-Ж41) расходное расписание от 26.12.2019 № 10649ф;

по КБК 014-0909-5190055500-121 увеличить на 3 538,46 рублей (код цели 19-Ж41) расходное расписание от 26.12.2019 № 10651ф.

Далее предельные объемы финансирования Департаментом здравоохранения Курганской области доведены расходным расписанием от 26.12.2019 № 014/1302 с лицевого счета № <***> главного распорядителя (распорядителя) бюджетныхсредств, затем на лицевой счет № <***> получателя бюджетных средств в размере 2 758 000,00 рублей, из них:

2 121 538,46 рублей (КБК 014-0909-5190055500-121) (код цели 19-Ж41); 636 461,54 рублей (КБК 014-0909-05190055500-129) (код цели 19-Ж41).

Распоряжением Губернатора Курганской области от 24.12.2019 №43-р «О премии за выполнение особо важных и сложных заданий» (далее - Распоряжение Губернатора Курганской области от 24.12.2019 №43-р) руководителю Департаменту здравоохранения Курганской области выплатить премию за выполнение особо важных и сложных заданий.

Согласно информации по распределению премии за особо важные и сложные задания руководителю и государственным гражданским служащим Департамента здравоохранения Курганской области по итогам работы за 2019 год, расчетных листков и расчетно-платежной ведомости №ДЗКО-111 за декабрь 2019 общая сумма начисленной премии за особо важные и сложные задания за декабрь 2019 составила 2 121 538,46 рублей, из них:

Согласно расчетных листков государственным гражданским служащим и расчетно-платежной ведомости № ДЗКО-111 за декабрь 2019 общая сумма премии за особо важные и сложные задания за декабрь 2019 к выдаче составила 1 845 738,46 рублей, в том числе: государственным гражданским служащим 1 410 738,46 рублей; руководителю 435 000,00 рублей.

Должностным лицам, не являющимися должностными лицами, замещающими государственные должности или должности государственной гражданской службы в Департаменте здравоохранения Курганской области на выплату премии за выполнение особо важных и сложных заданий государственным гражданским служащим Департамента здравоохранения Курганской области, не начислялись и не выплачивались.

Согласно пункту 4 Правил № 1614 условием предоставления иных межбюджетных трансфертов является достижение субъектом Российской Федерации сводного значения (уровня) показателей эффективности деятельности в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил и достижение значений (уровней) следующих показателей эффективности деятельности: «Количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики», «Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей», «Уровень реальной среднемесячной заработной платы», «Объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета» (показатели экономического блока); «Уровень бедности», «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении», «Естественный прирост населения», «Уровень образования» (показатели социального блока); «Уровень доверия к власти (Президенту Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации)» (показатель внутриполитического блока), по отдельности в соответствии с пунктом 13 этих Правил.

В соответствии с пунктом 6 Правил №1614 под региональными и муниципальными управленческими командами понимается группа должностных лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации или должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, замещающих муниципальные должности или должности муниципальной службы, деятельность которых в соответствии с решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) способствовала достижению субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей эффективности деятельности.

Пункт 10 Правил №1614 содержит формулу определения размера иного межбюджетного трансферта g-го субъекта Российской Федерации за сводное значение оценки достижения субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности, в которой в качестве одного из сводных показателей указан «3 Rg2019» - ранг достижения установленного значения (уровня) показателя «Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей» в g-м субъекте Российской Федерации на 10.08.2019 относительно его установленного значения (уровня) на 2019 год (3 Dg2019).

Пунктом 13 Правил №1614 определены формулы размера иного межбюджетного трансферта за достижение значений (уровней) показателей экономического блока, показателей социального блока и показателя внутриполитического блока, в соответствии с которой достижение показателей по блокам производится с учетом начисленных баллов.

Распоряжением Губернатора Курганской области от 19.12.2019 №46-П-р, в качестве региональных и муниципальных управленческих команд Курганской области определены: высший исполнительной орган государственной власти Курганской области, органы исполнительной власти Курганской области, а также муниципальные образования.

Согласно пункту 19 Правил №1614 порядок поощрения региональных и муниципальных управленческих команд устанавливается актами субъекта Российской Федерации.

На территории Курганской области порядок поощрения региональных и муниципальных управленческих команд, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 19.12.2019 №432.

Указом Губернатора Курганской области от 29.12.2014 №129 утверждены Порядок и размер выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий государственным гражданским служащим Курганской области. В соответствии с этим Порядком, в случае включения органа исполнительной власти Курганской области распоряжением Губернатора Курганской области в перечень региональных управленческих команд в соответствии с Порядком №432, размер премии государственным служащим соответствующего органа исполнительной власти Курганской области устанавливается правовым актом представителя нанимателя.

В соответствии с пунктами 7 и 8 Порядка №432 конкретные размеры поощрения определяются в соответствии с личным вкладом каждого должностного лица региональной управленческой команды в достижение показателей. Выплата поощрения должностным лицам региональных управленческих команд производится представителем нанимателя (работодателя).

Губернатором Курганской области издано распоряжение от 24.12.2019 №43-р «О премии за выполнение особо важных и сложных задач». Также, заместителем Губернатора Курганской области руководителем Аппарата Губернатора Курганской области издан приказ от 25.12.2019 № 98-Пр «О премии за выполнение особо важных и сложных задач».

Указанными нормативными актами методика расчета размеров поощрения должностных лиц каждой конкретной команды не установлена, представитель нанимателя (работодателя) уполномочен самостоятельно определять размер личного вклада и размер поощрения каждого участника команды.

В письме Министерства финансов Российской Федерации от 04.08.2021 № 06-06-20/68329 указано, что при проведении контрольных мероприятий, территориальным органам Федерального казначейства целесообразно определить наличие акта (решения) являющегося основанием возникновения расходного обязательства, и содержащего в соответствии с пунктом 6 Правил № 1614 перечень должностных лиц, подлежащих поощрению. Поскольку расходные обязательства по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно, требования к основаниям включения должностных лиц в акт (решение) со стороны Российской Федерации, предъявляться не должны. Согласно пункту 4 Правил № 1614 условием предоставления иных межбюджетных трансфертов является достижение субъектом Российской Федерации сводного значения (уровня) показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти в соответствии с пунктом субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 13 Правил. Учитывая, что целью предоставления иного межбюджетного трансферта является поощрение должностных лиц, трактовать отсутствие акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок поощрения региональных и муниципальных управленческих команд, или решения как нецелевое использование бюджетных средств нецелесообразно.

Вышеуказанными нормативными правовыми актами, не определена конкретная дата, по состоянию на которую должностное лицо должно замещать соответствующую должность, в качестве критерия выплаты поощрения.

Установлено, что на момент выплаты в 2019 году правительством премий за выполнение особо важных и сложных заданий ФИО5, ФИО1 указанные физические лица замещали должности государственной гражданской службы Курганской области в Департаменте и отвечали требованиям, предъявляемым пунктом 6 Правил №1614 к должностным лицам, входящим в состав региональных управленческих команд. Поощрения за достижение значений показателей эффективности деятельности выплачены этим государственным гражданским служащим пропорционально их вкладу в достижение показателей за соответствующий период деятельности.

Довод управления о том, что в целях выплаты поощрения за счет межбюджетного трансферта должна учитываться лишь деятельность государственных гражданских служащих в период с 01.01.2018 до 10.08.2019 со ссылкой на положения пункта 10 Правил №1614, которыми установлена самая поздняя дата для учета при расчете размера трансферта в отношении значения показателя «Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей» – 10.08.2019, судом отклоняется.

Понятие «отчетный период» определено в пункте 3 Указа Президента Российской Федерации от 25.04.2019 №193 как «текущий год» или «прошедший год», а в пункте 11 Правил №1614 – «отчетный год».

Буквальное содержание указанных нормативных правовых актов позволило судам прийти к верному выводу о том, что отчетным периодом для цели выплаты за достижение значений показателей эффективности деятельности субъекта Российской Федерации в настоящем случае являлся именно 2019 год, а не период с 01.01.2018 по 10.08.2019, как полагает казначейство. При этом названные нормативные правовые акты не содержат ограничений в части поощрения сотрудников, принятых на работу после 10.08.2019, поскольку такое поощрение зависит от результатов работы в целом в 2019 году.

Суд отмечает, что положения пункта 10 Правил №1614, на которые ссылается казначейство, касаются исключительно порядка расчета размера межбюджетного трансферта субъекту Российской Федерации, а не порядка расходования субъектом межбюджетных трансфертов, который установлен Порядком №432, распоряжением Губернатора Курганской области от 24.12.2019 №43-р и приказом заместителя Губернатора Курганской области руководителя Аппарата Губернатора Курганской области от 25.12.2019 №98- Пр. Нормативных положений, ограничивающих возможность выплаты поощрения государственным служащим в зависимости от занятия ими соответствующей должности исполнительных органов субъекта Российской Федерации на дату определения значения того или иного показателя или на дату определения сводного показателя, не имеется.

В письме Минфина России от 18.08.2021 №06-06-20/66377 дано аналогичное толкование норм, регулирующих порядок выплаты поощрения за достижение значений показателей эффективности деятельности субъекта Российской Федерации.

С учетом изложенного довод УФК по Курганской области о невозможности поощрения сотрудника, принятого на работу после 10.08.2019, отклоняется судом как основанный на неверном толковании норм материального права применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела.

Кроме того, в Акте проверки отражено, что фактов выплаты поощрения должностным лицам, не являющимся должностными лицами, замещающими государственные должности Курганской области или должности государственной гражданской службы Курганской области, в ходе проведения проверки не установлено.

Выводы УФК по Курганской области изложенные в акте проверки и в оспариваемом представлении о нарушении Департаментом статьи 38 и подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Правил N 1614 не соответствует законодательству, противоречат совокупности имеющихся в настоящем деле доказательств и являются необоснованными.

Вменяемое Департаменту бюджетное правонарушение, предусмотренное статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в виде нецелевого использования средств иных межбюджетных трансфертов в размере 151 285 руб. 92 коп. УФК по Курганской области в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано в установленном законом порядке и опровергается материалами дела.

Суд приходит к выводу о несостоятельности позиции Управления о нарушении Департаментом при выплате спорной суммы поощрений за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета с нарушением установленных БК РФ принципов результативности и целевого характера использования бюджетных ассигнований.

На основании имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, исследованных согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что заинтересованным лицом не представлено доказательств наличия законных оснований для принятия представления, в связи с чем, требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, доводы заинтересованного лица, изложенные в письменных отзывах, и приведенные в судебном заседании, подлежат отклонению.

Суд приходит к выводу о наличии в данном случае совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимых для признания недействительным представления.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что отраженные в оспариваемом представлении казначейства нарушения и вина заявителя в их совершении не доказаны в ходе судебного разбирательства, в связи с чем, обжалуемое представление Управления, обязывающее возвратить спорные средства, является необоснованным, не соответствует законодательству, нарушает права Департамента в сфере экономической деятельности и в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит признанию недействительным.

В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части судебного акта должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Указанная норма является правовосстановительной, обеспечивающей восстановление нарушенных прав Департамента и является следствием требования о признания представления недействительным.

Вопрос о распределении и судебных расходов судом не рассматривался, так как на основании статьи 337.37 Налогового кодекса Российской Федерации стороны освобождены от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление удовлетворить.

Признать недействительным как не соответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации представление Управления Федерального казначейства по Курганской области от 28.12.2020 № 43-45-14/45-71 ДСП.

Обязать Управление Федерального казначейства по Курганской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента здравоохранения Курганской области.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.

Судья

Ю.А. Лунева