ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-1920/15 от 02.02.2016 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 41-84-84, факс (3522) 41-88-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган

Дело № А34-1920/2015

09 февраля 2016 года

  Резолютивная часть решения объявлена 02 февраля 2016

Решение изготовлено в полном объеме 09 февраля 2016

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Григорьева А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Черновой И.А.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Совместное предприятие «Курганская птицефабрика» (ОГРН <***>, ИНН <***>),

заинтересованное лицо: Администрация города Кургана (ОГРН <***>, ИНН <***>),

третьи лица: 1. Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана (ОГРН <***>, ИНН <***>), 2. Курганская городская Дума (ОГРН <***>, ИНН <***>),

о признании незаконным отказа, о возложении обязанности принять решение

при участии в заседании представителей:

от заявителя - ФИО1, доверенность от 09.07.2014

от заинтересованного лица – ФИО2, доверенность от 30.03.2015

от Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана – ФИО2, доверенность от 17.03.2015

от Курганской городской Думы – явки нет, извещена

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Совместное предприятие «Курганская птицефабрика» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением, с учетом уточнения, принятого судом на основании статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным отказа Администрации города Кургана (далее – заинтересованное лицо, Администрация) во внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Кургана и Генеральный план города Кургана в части изменения территориальной зоны земельного участка с кадастровым номером 45:25:030702:5 с зоны ПР1 «Зона объектов промышленности» на территориальную зону СХЗ 4 «Зона объектов сельскохозяйственного производства» на период с 14.06.2012 по 30.10.2013, оформленного письмом от 27.03.2015 № 1-23/39.1 и рассмотренного на Комиссии по землепользованию и застройке 10.02.2015 за его необоснованностью. Заявитель просит обязать Администрацию города Кургана принять решение о подготовке проекта внесения соответствующих изменений в Генеральный план города Кургана и Правила землепользования и застройки города Кургана в части изменения зоны земельного участка с кадастровым номером 45:25:030702:5 с территориальной зоны «Зона объектов промышленности» (ПР1) на зону «Зона объектов сельскохозяйственного производства» (СХЗ 4) на период с 14.06.2012 по 30.10.2013.

В обоснование данных требований заявитель указал, что его обращение заинтересованным лицом не было рассмотрено по существу вообще, что нарушило его права. В частности, территориальная зона («Зона объектов промышленности»), в которой находится земельный участок, принадлежащий обществу, не соответствует условиям формирования земельного участка и его фактическому использованию, а именно, использование земельного участка в период с 14.06.2012 по 30.10.2013 заявителем осуществлялось для сельскохозяйственного производства. Таким образом, земельный участок должен был быть расположен в указанный период (с 14.06.2012 по 30.10.2013) в территориальной зоне «Зона объектов сельскохозяйственного производства» (СХЗ 4). Установление для данного земельного участка в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Кургана территориальной зоны - «Зона объектов промышленности» повлекло невозможность применения заявителем пониженной налоговой ставки земельного налога, что в свою очередь вызвало применение штрафных санкций к заявителю налоговыми органами.

В судебном заседании представитель заявителя на своих требованиях настаивал в полном объеме.

Представитель Администрации и Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана по заявленным требованиям возражал по доводам, изложенным в представленных отзывах. Представитель указал, что оспариваемый отказ основан на том, что на момент обращения заявителя земельный участок не использовался им для целей сельскохозяйственного производства, а кроме того, надлежащим образом установленный для данного земельного участка разрешенный вид использования и его фактическое использование соответствуют градостроительным регламентам, установленным Правилами для «Зоны объектов промышленности» (ПР1). Также представитель пояснил, что внесение изменений в Правила землепользования и застройки в части изменения границ территориальных зон невозможно на период, предшествующий обращению заявителя (т.е. на период с 14.06.2012 по 30.10.2013). Просит в удовлетворении заявления отказать.

Представитель Курганской городской Думы в судебное заседание явку не обеспечил. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в силу части 1 статьи 123 АПК РФ.

Дело рассмотрено в отсутствии представителя названного лица в соответствии со статьей 156 АПК РФ.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.

Решением Курганской городской Думы от 19.12.2007 № 318 утверждены Правила землепользования и застройки города Кургана (далее – ПЗЗ).

На основании договора купли-продажи № 1 от 21.11.2011 обществу принадлежат на праве собственности, зарегистрированном в ЕГРП 30.01.2012, следующие объекты недвижимости, расположенные по адресу <...>: здания птичников №№ 1, 2, 3, 4, 9, 5; здание кормоцеха площадью 394,4 кв.м.; здание склада для хранения зерна и кормов, площадью 1455 кв.м.; здание ветсанпропускника, площадью 234,3 кв.м.; здание котельной, площадью 349,3 кв.м.; здание склада хранения кормов, площадью 673,4 кв.м.; здание склада хранения кормов, площадью 698,4 кв.м.; здание зооветлаборатории, площадью 252,7 кв.м.; здание гаража для автомашин, площадью 1117,8 кв.м.; здание гаража, площадью 698,3 кв.м.; здание гаража, площадью 845,9 кв.м.; административное здание со столовой, площадью 1469,2 кв.м.; здание гаража для автомашин, площадью 364,4 кв.м.; здание столярного цеха, площадью 278,6 кв.м.; здание гаража, площадью 73,1 кв.м. (свидетельства о ГРП, т.1, л.д. 21-40).

На основании постановления Администрации города Кургана от 16.05.2012 № 3172 обществу предоставлен в собственность за плату земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 45:25:030702:5, площадью 140222 кв.м., для обслуживания Курганской птицефабрики по ул. Омской, 173 в г. Кургане (т.1, л.д. 14).

14.06.2012 между Департаментом развития городского хозяйства Администрации города Кургана (продавцом) и обществом (покупателем) заключен договор купли-продажи названного земельного участка № 268 (т.1, л.д. 12-13), право собственности общества на указанный земельный участок зарегистрировано в ЕГРП 09.07.2012 (свидетельство о ГРП, т.1, л.д. 41).

На момент приобретения данного земельного участка в собственность обществом разрешенное использование участка – для обслуживания Курганской птицефабрики, дата постановки на кадастровый учет – 30.10.1998 (кадастровый паспорт земельного участка от 17.02.2012, т.1, л.д. 16-17).

На основании обращения общества (т.1, л.д. 152) постановлениями Администрации города Кургана от 16.09.2013 № 6848 (т.1, л.д. 148), от 30.10.2013 № 8109 (т.1, л.д. 149) на основании заключения о результатах публичных слушаний условно разрешенным видом использования земельного участка с кадастровым номером 45:25:030702:5, площадью 140222 кв.м., расположенного по ул. Омской, 173 в г. Кургане, установлен вид разрешенного использования: «для размещения объектов административно-делового назначения (четырех административных зданий), объектов торгового назначения и общественного питания (семи магазинов продовольственных и непродовольственных товаров и двух зданий общественного питания), объектов временного пребывания граждан (двух гостиниц)».

Данный условно разрешенный вид использования земельного участка соответствует территориальной зоне (ПР1) – «Зона объектов промышленности», установленной ПЗЗ (т.1, л.д. 142-143), в которой и расположен названный земельный участок, принадлежащий обществу (фрагмент карты градостроительного зонирования г. Кургана с градостроительными регламентами, т.4, л.д. 3- 7).

Согласно материалам дела в период с 14.06.2012 по 26.04.2013 земельный участок находился в территориальной зоне П3 «Зона предприятий 1-2 классов вредности», в период с 27.04.2013 по 30.10.2013 и в настоящее время – в территориальной зоне ПР1 «Зона объектов промышленности» (фрагменты карты градостроительного зонирования, градостроительные регламенты, т.4, л.д. 3-9).

24.01.2015 общество обратилось в Администрацию с заявлением об изменении территориальной зоны П3 земельного участка с кадастровым номером 45:25:030702:5 на территориальную зону С2 «Зона сельскохозяйственного использования» на период с 14.06.2012 (дата приобретения земельного участка обществом) по 30.10.2013 (дата изменения вида разрешенного использования земельного участка по заявлению правообладателя). В обоснование обращения заявитель указал, что в указанный период земельный участок использовался им для целей сельскохозяйственного производства, а именно, разведение сельскохозяйственной птицы и поэтому не мог быть размещен в территориальной зоне - зоне объектов промышленности (т.1, л.д. 71), а подлежал размещению в зоне С2.

13.02.2015 письмом № 8-23/39 Администрация сообщила заявителю, что обращение общества было рассмотрено на Комиссии по землепользованию и застройке города Кургана 10.02.2015 и направила выписку из решения комиссии по данному вопросу (т.1, л.д. 10-11). Согласно выписке из протокола № 2 от 10.02.2015 заседания Комиссии по землепользованию и застройке города Кургана предложение общества по внесению изменений в генеральный план города Кургана и ПЗЗ отклонено по причине того, что предполагаемое использование земельного участка не соответствует действующим градостроительным регламентам.

19.03.2015 общество повторно обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении копии решения по его обращению о смене территориальной зоны (т.2, л.д. 14).

27.03.2015 письмом № 1-23/39.1 Администрация сообщила, что обращение в части смены территориальной зоны «Зона объектов промышленности (ПР1)» на территориальную зону «Зона объектов сельскохозяйственного производства (СХЗ 4)» было рассмотрено на заседании Комиссии по землепользованию и застройке города Кургана 10.02.2015. Принято решение отклонить предложение по причине того, что предполагаемое использование земельного участка не соответствует действующим градостроительным регламентам (т.1, л.д. 8).

В деле имеется протокол заседания Комиссии по землепользованию и застройке города Кургана от 10.02.2015 (т.1, л.д. 139-141) с аналогичным решением.

Не согласившись с данным отказом во внесении изменений в ПЗЗ и Генплан города Кургана, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным по указным основаниям.

Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.

Исходя из положений норм, закрепленных в статьях 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, следует, что ненормативные правовые акты, действия органов местного самоуправления могут быть признаны судом недействительными (незаконными) при одновременном наличии двух условий: не соответствие оспариваемого акта (действия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом (действием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 33 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.

Одним из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются, в том числе, физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.

Постановлением Администрации города Кургана от 22.03.2013 N 2254 утверждено Положение о комиссии по землепользованию и застройке города Кургана (далее – Комиссия), в полномочия которой входит рассмотрение предложений заинтересованных лиц о внесении изменений в Генплан города и ПЗЗ.

Постановлением Администрации города Кургана от 27.01.2015 N 414 утверждено Положение о комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Кургана, в полномочия которой также входит рассмотрение предложений заинтересованных лиц о внесение изменений в Генплан города и ПЗЗ. Указанным постановлением Постановление Администрации города Кургана от 22.03.2013 N 2254 признано утратившим силу.

Из указанных норм права следует, что юридические лица вправе обратиться в Комиссию с предложением об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

При этом, внесение изменений в ПЗЗ (с учетом процедуры их принятия) возможно при соблюдении баланса прав (интересов) частных и публичных.

Вместе с тем, заявителем не доказано, а материалами дела не подтверждено, что в период с 14.06.2012 по 30.10.2013 расположение принадлежащего обществу земельного участка в территориальной зоне «Зона объектов промышленности» повлекло неэффективное использование этого земельного участка, а также неэффективное использование объектов капитального строительства, расположенных на этом земельном участке. Не имеется в деле сведений и доказательств причинения вреда обществу, снижения стоимости названного земельного участка и объектов капитального строительства, принадлежащих обществу. Нет сведений о том, что в результате такого расположения земельного участка не были реализованы права и законные интересы граждан и их объединений.

Само по себе (без наличия указанных обстоятельств) налогообложение общества без учета льготной ставки по земельному налогу не может в силу изложенного являться безусловным основанием для внесения изменений в ПЗЗ в части изменения границ территориальных зон.

При этом суд также учитывает вступившее в силу решение Арбитражного суда Курганской области от 08.10.2015 по делу № А34-5928/2014, согласно которому применение обществом льготной налоговой ставки земельного налога в отношении данного земельного участка зависит прежде всего от фактического использования земельного участка, а не от формального расположения земельного участка в той или иной территориальной зоне.

В связи с этим, оснований, предусмотренных статьей 33 Градостроительного кодекса РФ, для внесения в ПЗЗ суд в рассматриваемом случае не усматривает.

Кроме того суд полагает необходимым отметить следующее.

На момент обращения общества в Администрацию 24.01.2015 земельный участок общества с кадастровым номером 45:25:030702:5 находился в территориальной зоне (ПР1) – «Зона объектов промышленности», установленной Правилами землепользования и застройки города Кургана, утвержденными Решением Курганской городской Думы от 19.12.2007 № 318, с условно разрешенным видом использования - «для размещения объектов административно-делового назначения (четырех административных зданий), объектов торгового назначения и общественного питания (семи магазинов продовольственных и непродовольственных товаров и двух зданий общественного питания), объектов временного пребывания граждан (двух гостиниц)» (Постановления Администрации города Кургана от 16.09.2013 № 6848; от 30.10.2013 № 8109).

Каких либо сведений (и документов) об использовании обществом своего земельного участка для сельскохозяйственного производства, что соответствовало бы видам разрешенного использования территориальной зоны СХЗ 4 «Зона объектов сельскохозяйственного производства» (градостроительные регламенты зоны, т.1, л.д. 144-146) на момент обращения общества в Администрацию (24.01.2015) им не представлено.

Вместе с тем, изменение границ территориальных зон путем внесения изменений в ПЗЗ за предшествующий обращению заинтересованного лица период ни нормами Градостроительного кодекса РФ (статьи 31,32,33), ни нормами Правил землепользования и застройки города Кургана, утвержденных Решением Курганской городской Думы от 19.12.2007 № 318 (статья 31), не предусмотрено.

Согласно статье 31 Правил землепользования и застройки города Кургана, утвержденных Решением Курганской городской Думы от 19.12.2007 № 318, после обращения заинтересованного лица председатель Комиссии организует работу по подготовке мотивированного заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении изменений в Правила в соответствии с поступившим предложением или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, в срок не позднее тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменений в Правила.

В целях подготовки заключения Комиссия направляет запросы в соответствующие органы, уполномоченные регулировать землепользование и застройку на территории города Кургана по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Руководитель Администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении Комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменений в Правила или об отклонении предложения о внесении изменений в данные Правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.

Решение о подготовке проекта о внесении изменений в Правила, связанных с размещением или реконструкцией объекта капитального строительства, и о соответствующем изменении границ территориальных зон, списков видов разрешенного использования недвижимости, показателей предельных размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства применительно к соответствующим территориальным зонам должно содержать требование, в соответствии с которым на заинтересованных лиц и уполномоченные органы возлагаются обязательства по обеспечению выбора земельного участка, предварительному согласованию места размещения объекта капитального строительства и подготовке документации по планировке территории или внесению изменений в ранее утвержденную документацию по планировке территории.

Руководитель Администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта о внесении изменений в Правила обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов города Кургана, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования города Кургана в сети Интернет.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в порядке, установленном статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Проекты планировки территории, проекты межевания территории до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях в порядке, установленном Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Кургане.

Комиссия на основании внесенных и утвержденных в установленном законом порядке изменений в Генеральный план, утвержденной документации по планировке территории и с учетом результатов публичных слушаний по проекту о внесении изменений в Правила обеспечивает внесение изменений в Правила и представляет указанный проект руководителю Администрации. Обязательными приложениями к проекту о внесении изменений в Правила являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.

Руководитель Администрации города в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки, вместе с протоколом и заключением о результатах публичных слушаний, должен принять решение о направлении указанного проекта в Курганскую городскую Думу или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

Согласно названному порядку изменение границ территориальных зон предполагает процесс внесения изменений в ранее утвержденную документацию по планировке территории.

При этом, по смыслу названных норм права, такие изменения вносятся на будущий период с момента обращения заинтересованного лица в Комиссию и предполагают прохождение публичных слушаний.

Таким образом, обращение заявителя с предложением о внесении изменений в ПЗЗ относительно границ территориальных зон на период, предшествующий этому обращению, в рассматриваемом случае является необоснованным.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о законности и обоснованности принятого Администрацией отказа. Оспариваемый отказ не нарушает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В связи с этим заявление не подлежит удовлетворению.

Судебные расходы распределены в соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.

Судья

А.А. Григорьев