ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-2092/16 от 25.04.2016 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган

Дело № А34-2092/2016

27 апреля 2016 года

  Резолютивная часть решения объявлена 25 апреля 2016 года.

В полном объёме решение изготовлено 27 апреля 2016 года.

Арбитражный суд Курганской области

в составе: судьи Пшеничниковой И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Постоваловой Ю.А., с использованием средства аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Обществу с ограниченной ответственностью «Икс медиа» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности,

третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью Предприятие «Авторадио»,

при участии:

от административного органа: до перерыва – ФИО1, представитель по доверенности от 19.05.2015 № 7-Д, паспорт, после перерыва - ФИО1, представитель по доверенности от 19.05.2015 № 7-Д, ФИО2, доверенность от 18.04.2016 № Д,

от лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении до перерыва и после перерыва – ФИО3, генеральный директор, протокол № 1 от 26.10.2016,

третье лицо: до перерыва и после – явки нет, извещен,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Икс медиа» (далее также ООО «Икс медиа», общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением суда от 15.03.2016 указанное заявление принято к производству в порядке упрощённого производства.

Определением суда от 23.03.2016 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.

Представители заявителя в судебном заседании требования поддержали. Ходатайствовали о приобщении к материалам дела доказательства направления копии заявления в адрес третьего лица, эфирной справки от 01.02.2016 - 07.02.2016. Приобщены в порядке ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Пояснили, что эфирное время, в течение которого осуществлялось вещание ООО «Икс медиа» установлено путем прослушивания записей эфира за период 01.02.2016 – 07.02.2016, прослушивание 24-часовых – суточных записей велось в ускоренном темпе (2-секундные интервалы). Фиксировалось время от выходных данных одного средства массовой информации (далее также СМИ), до выходных данных, наименования другого СМИ, время вещания «100,2 ФМ» отграничивалось именно по полным выходным данным или сокращенному наименованию СМИ. Результаты поминутно отражены в эфирной справке. Также поясняли, что в ночное время после выходных данных «100,2 ФМ», принадлежащего ООО «Икс медиа» не всегда время эфира последнего считалось до выхода наименования «Авторадио», иногда это была одна песня после данных «100,2 ФМ», без объявления об эфире «Авторадио». Также указали на дистанционность проведенной проверки, в связи с чем какие-либо сведения у лицензиата не запрашивались, иной проверки сведений о вещании - с использованием машинных ресурсов общества, сведений о программировании эфира и пр. не проводилось, использование какого-либо еще способа для установления действительного количества времени, в которое непосредственно общество осуществляет вещание не применялось.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании представил запись эфира после устранения выходов данных о СМИ в ночное время, с требованиями не согласился, указывал на отсутствие методики подсчета количества эфирного времени при прерывном вещании, пояснял, что в ночное время в эфир ставились лишь данные о средстве массовой информации – исходя из ранее предъявляемых в ходе проверок требований проверяющих. Фактически программы, музыка в эфире ночного времени обществом не транслировались, выходными данными о СМИ даже обрывалось начало песни, транслируемой «Авторадио». Для исключения обрывов песен в дневное время, по пояснениям представителя ООО «Икс медиа», используются плей-листы «Авторадио», по которым на месте вещания ставятся те же песни, которые одновременно звучат в федеральном эфире, сглаживание двух эфиров происходит в пределах «слышимых» машиной «коридоров», когда возможно плавно увести местный эфир. Также пояснил, что в дневное время по рабочим дням выходит 3 выпуска новостей, по договору с ООО Предприятие «Авторадио» обществу предоставлены блоки времени для заполнения своей информацией, также ООО «Икс медиа» имеет право использовать наименование «Авторадио» и самостоятельно размещать его при выходах в эфир, в том числе в передачах собственного производства. Указывал также, что наименование как своего СМИ, так и наименование «Авторадио» могут располагаться не только в начале, но и в середине, и в конце передачи. Также пояснял, что смена вещания с федерального на местное происходит с отчетливым воспроизведением звуковых кодов, учитывая наличие которых в эфире проверяющими могло быть посчитано действительное количество времени осуществления вещания «100,2 ФМ».

Третье лицо явку своего представителя не обеспечило, о времени и месте заседания извещено надлежащим образом. Через канцелярию суда представлен письменный отзыв, согласно которому ООО Предприятие «Авторадио» и ООО «Икс медиа» выявлена ошибка программирования эфира - аудиозапись с выходными данными транслировалась в ночное время в рамках вещания радиоканала «Авторадио». Сообщают, что изменений в сетку вещания ООО «Икс медиа» не вносило, претензий к нему третье лицо не имеет.

На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителя третьего лица.

Представленные сторонами документы, отзывы приобщены к материалам дела в порядке ст. 66, 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании прослушивались записи эфиров радиостанции «100,2 ФМ» и «Авторадио» за период 01-07.02.2016.

В порядке статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании судом обозревались подлинники документов: договор от 01.12.2011 № Р-АР-11-108 (в судебном заседании возвращен представителю общества), оригинал эфирной справки за период 01.02.2016-07.02.2016 (в судебном заседании возвращена представителю заявителя).

В судебном заседании 25.04.2016 судом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом объявлялся перерыв в течение рабочего дня до 16 час. 00 мин. 25.04.2016.

После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей лиц, участвующих в деле. Третье лицо явку своего представителя после перерыва не обеспечило.

На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание продолжено в отсутствие представителя третьего лица.

Представители поддержали ранее заявленные доводы.

Изучив материалы дела, суд установил, что Общество с ограниченной ответственностью «Икс медиа» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чём Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кургану 08.11.2006 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, общество поставлено на налоговый учёт с присвоением ИНН <***>.

Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Обществу с ограниченной ответственностью «Икс медиа» 13.02.2013 выдана лицензия РВ № 22872 на радиовещание радиоканала, со сроком действия до 19.03.2023 (л.д. 28-31); на оказание услуг связи для целей эфирного вещания № 125216 от 07.05.2013 со сроком действия до 07.05.2018.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области на основании приказа руководителя Управления Роскомнадзора по Курганской области ФИО4 от 22.01.2016 № 6-нд было проведено мероприятие систематического наблюдения в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Икс медиа» (л.д. 11-13).

По результатам контрольных мероприятий в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Икс медиа» в отсутствие его представителя 01.03.2016 составлен протокол об административном правонарушении № АП-45/3/99 по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 7-10).

Согласно части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляются должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

Исходя из этого, заявитель как территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, осуществляющей лицензирование деятельности по радиовещанию, услугам связи для целей эфирного вещания, уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершённых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» дела о привлечении к административной ответственности юридического лица в связи с нарушением, связанным с деятельностью его филиала (представительства) расположенного вне места нахождения юридического лица, на основании статьи 29.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации подлежат рассмотрению по месту совершения соответствующего нарушения или по месту нахождения органа, проводившего административное рассмотрение. В настоящем случае ООО «Икс медиа» зарегистрировано на территории Курганской области, осуществляет вещание в г. Шадринске Курганской области.

Протокол об административном правонарушении от 01.03.2015 № АП-45/3/99 в соответствии со статьями 23.1, 28.8, 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьёй 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 направлен в Арбитражный суд Курганской области по месту совершения нарушения с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Икс Медиа» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица за которое предусмотрена административная ответственность.

В силу части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения включает осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальными разрешениями (лицензиями).

Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Федеральный закон № 126-ФЗ) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

На основании статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Необходимость наличия лицензии на осуществление радиовещания закреплена положениями Федерального закона от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации".

Перечень лицензионных требований установлен Постановлением Правительством Российской Федерации от 08.12.2011 № 1025 "О лицензировании телевизионного и радиовещания", в числе которых указаны вещание указанного в лицензии телеканала или радиоканала; вещание в пределах территории распространения телеканала или радиоканала, указанной в лицензии; соблюдение объемов вещания.

В силу статьи 60 от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" осуществление вещания с нарушением лицензионных условий влечет, в частности, административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ходе систематического наблюдения заявителем проведен анализ записей эфира с 01.02.2016 по 07.02.2016 СМИ «100,2 ФМ» и «Авторадио», сделан вывод, что ООО «Икс медиа» осуществляет наземное эфирное вещание в г.Шадринске Курганской области на частоте 100,2 МГц Курганской области ежедневно, круглосуточно с нарушением лицензионных требований, а именно: с несоблюдением объемов вещания - увеличен объем вещания СМИ «100,2 ФМ», уменьшен объем вещания СМИ «Авторадио».

Согласно лицензии РВ № 22872 объем собственного вещания СМИ «100,2 ФМ», должен составлять 3 часа в неделю, объем вещания СМИ «Авторадио» должен составлять 165 часов в неделю, по результатам систематического наблюдения заявителем сделан вывод, что объем вещания СМИ «100,2 ФМ», составляет 4,5 часа в неделю, объем вещания «Авторадио» соответственно 163,5 часа в неделю, указано на нарушение ст. 31 Закона РФ от 27 декабря 1991г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», абз.4 пп. «а» п. 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 1025 «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания».

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Полагая, что ООО «Икс медиа» не были приняты все зависящие от него меры для выполнения условий лицензии, отсутствовали препятствия и имелась возможность для их соблюдения, заявитель обратился в суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Икс Медиа» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При оценке заявленных требований суд исходит из следующего.

Как следует из заявления, пояснений представителей заявителей - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области просит привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Икс медиа» за нарушение объемов вещания радиоканала «100,2 ФМ».

В подтверждение данного нарушения, допущенного, по мнению заявителя, обществом, в суд представлены: протокол об административном правонарушении и документы, прилагаемые к протоколу об административном правонарушении: уведомление о месте и времени составления протокола, ходатайство о составлении протокола в отсутствие представителя общества, копия акта мероприятия систематического наблюдения, сведения из ЕГРЮЛ, копия текста лицензии, записи эфира DVD-диски 3 шт., копия приказа о проведении проверки. Дополнительно в судебном заседании представлена эфирная справка радиоканала «100,2 ФМ» 01.02.2016-07.02.2016.

В соответствии с частью 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наличие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В протоколе об административном правонарушении заявителем указано на то, что в ходе систематического наблюдения выявлено, что объем вещания СМИ «100,2 ФМ» составляет 4,5 часа в неделю, объем вещания «Авторадио» соответственно 163,5 часа в неделю, указано на нарушение ст. 31 Закона РФ от 27 декабря 1991г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», абз.4 пп. «а» п. 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 1025 «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания».

При рассмотрении требований о привлечении лица к административной ответственности наличие в его действиях состава административного правонарушения должно обеспечиваться доказательствами, подтверждающими факт конкретного правонарушения.

Однако из документов, представленных в качестве доказательств в материалы дела, содержания протокола об административном правонарушении, записей эфира, предоставленных на DVD-дисках, не представляется возможным достоверно установить объем собственного вещания ООО «Икс медиа».

Административным органом указано на подсчет времени, который относился к эфиру «100,2 ФМ» исходя из выходных данных, иных других сообщений, «джинглов» с наименованием каждого СМИ. В тексте Приложения № 2 к акту систематического наблюдения приводится перечень передач ООО «Икс медиа» с указанием их продолжительности (л.д. 22). Поминутная разбивка времени звучания данных передач приводится также в представленной в судебном заседании эфирной справке.

При этом при воспроизведении записей в ходе судебного разбирательства было установлено, что часть временных промежутков проверяющими не включалась в общее время вещания «100,2 ФМ», в том числе местные новостные выпуски, поскольку во время их звучания воспроизводился ролик «Авторадио», часть периодов была ограничена произвольно, в части указанных в эфирной справке периодов указание на звучание в эфире СМИ «100,2 ФМ», либо выходные данные данного СМИ отсутствуют.

Пояснения о фактическом времени звучания в эфире «100,2 ФМ» у представителя ООО «Икс медиа» не отбирались, данные отчетов, программы у общества не запрашивались. Указание представителя общества на включение в эфир звуковых кодов, отграничивающих федеральный эфир от местного, представителями административного органа не прокомментировано, выбранная методика дистанционного подсчета эфирного времени, принадлежащего «100,2 ФМ» - ООО «Икс медиа», нормативно не обоснована.

Ссылка административного органа на положения ст. 27 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 05.04.2016) "О средствах массовой информации" не может быть принята судом в качестве основания выбранной методики подсчета эфирного времени, поскольку данной нормой устанавливается требование о сопровождением объявлением наименования (названия) телеканала или радиоканала не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании.

Проверка соблюдения иных норм, требующих воспроизведения наименования СМИ при осуществлении вещания, в рамках настоящего дела судом произведена быть не может, поскольку соблюдение ООО «Икс медиа» требований об объявлении выходных данных радиоканала получило оценку административного органа в ходе проверки, нарушений выявлено не было (п. 3 Приложения 2 к акту систематического наблюдения, л.д. 24), в качестве основания привлечения к административной ответственности лицензирующим органом данные обстоятельства не выносились.

Таким образом, суд полагает, что в ходе проверки достоверно не установлено фактическое время вещания «100,2 ФМ» в период 01-07.02.2016, полученные в ходе проверки данные об эфирном времени СМИ «100,2 ФМ» в указанный период не могут быть расценены судом как достоверные, в материалы дела не представлено доказательств очевидно и прямо фиксирующих вменяемое обществу в вину правонарушение, как-либо восполнить доказательственную базу в ходе рассмотрения дела возможности и оснований судом не усматривается, в связи с чем совершение обществом административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ не может считаться доказанным.

На основании изложенного в удовлетворении заявления о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Икс медиа»» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявления о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Икс медиа» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объёме).

Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Курганской области.

Судья

И.А. Пшеничникова