ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-2613/12 от 28.06.2012 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002 http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 41-84-84, факс (3522) 41-88-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курган Дело № А34-2613/2012

  03 июля 2012 г.

Резолютивная часть решения объявлена 28 июня 2012 г.

Полный текст решения изготовлен 03 июля 2012 г.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Обабковой Н.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Леоновой Ю.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (ОГРН <***>)

заинтересованное лицо: арбитражный управляющий ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

о привлечении к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии в заседании представителей:

от заявителя: ФИО2, доверенность № 81 от 09.11.2011;

от заинтересованного лица: явки нет, извещен;

установил:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего ФИО1 на основании части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс).

В обоснование данного требования заявитель указал, что 22.12.2010 ФИО1 утвержден конкурсным управляющим ООО «Строительно-монтажное управление - 3», которое решением Арбитражного суда Курганской области от 16.11.2010 признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. При осуществлении полномочий конкурсного управляющегоФИО1 допущены нарушения пунктов 1, 2 статьи 143 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), пункта 12 Постановления Правительства РФ от 22.05.2003 N 299 "Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего" (далее – Правила), Приказа Минюста Российской Федерации от 14.08.2003 № 195 «Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего» (Далее – Приказ) в части неисполнения обязанностей конкурсного управляющего по указанию в отчете конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника данных о номере основного счета должника, по указанию категории должника, сведений о кодах по Общероссийскому Классификатору Видов Экономической Деятельности (ОКВЭД) должника; по отражению в отчете о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства сведения об инвентаризации и оценке имущества должника. Указанные обстоятельства, по мнению заявителя, свидетельствуют о наличии в действиях заинтересованного лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса.

В предварительном судебном заседании представитель заявителя не возражал против завершения предварительного судебного заседания и продолжения рассмотрения дела в судебном заседании.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.

В порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предварительное судебное заседание завершено, открыто судебное заседание в первой инстанции.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области в судебном заседании на требованиях настаивал по доводам, изложенным в заявлении. Указал, что факт правонарушения подтверждается материалами административного дела. Просит привлечь арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Пояснил, что обстоятельством отягчающим административную ответственность, является привлечение 04.08.2011 ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса.

Арбитражный управляющий ФИО1 в судебное заседание не явился, отзыва на заявление не представил. О времени и месте проведения предварительного судебного заседания заинтересованное лицо извещено надлежащим образом в порядке пункта 2 части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (уведомления №№ 64002148615236, 64002148615243), а также посредством размещения на официальном сайте Арбитражного суда Курганской области в сети Интернет информации о времени и месте проведения предварительного судебного заседания.

В соответствии со статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекс Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии арбитражного управляющего.

Заслушав представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Курганской области от 16.11.2010 по делу № А34-2558/2010 ООО «Строительно-монтажное управление - 3» признано несостоятельным (банкротом), введено конкурсное производство. Определением Арбитражного суда Курганской области от 22.12.2010 по делу № А34-2558/2010 ФИО3 освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего, конкурсным управляющим утвержден ФИО1.

Определением Арбитражного суда Курганской области от 16.05.2012 конкурсное производство в отношении ООО «Строительно-монтажное управление - 3» продлено до 16.10.2012.

Судом установлено, что в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области 02.05.2012 вх.№ 4144 поступило уведомление конкурсного управляющего ФИО1 о проведении 10.05.2012 собрания кредиторов ООО «Строительно-монтажное управление – 3». В результате ознакомления с указанным уведомлением в действиях конкурсного управляющего ФИО1 усмотрены признаки им обязанностей, установленных Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Определением от 03.05.2012 в отношении конкурсного управляющего ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении № 06-14/13-2012 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса, и начато административное расследование. В рамках административного расследования от ФИО1 истребованы сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении.

При непосредственном обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие административного правонарушения, был обнаружен факт неисполнения конкурсным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

31.05.2012 на основании материалов дела об административном правонарушении начальником отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области составлен протокол об административном правонарушении, в котором зафиксирован факт ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим статьи пунктов 1, 2 статьи 143 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), пункта 12 Постановления Правительства РФ от 22.05.2003 N 299 "Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего" (далее – Правила), Приказа Минюста Российской Федерации от 14.08.2003 № 195 «Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего» (Далее – Приказ) в части неисполнения обязанностей конкурсного управляющего по указанию в отчете конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника данных о номере основного счета должника, по указанию категории должника, сведений о кодах по Общероссийскому Классификатору Видов Экономической Деятельности (ОКВЭД) должника; по отражению в отчете о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства сведения об инвентаризации и оценке имущества должника, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявитель обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд приходит к следующему.

Частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.

Таким образом, представление отчета является формой контроля собрания кредиторов за деятельностью конкурсного управляющего, что необходимо для обеспечения прав кредиторов, гарантированных Законом о банкротстве.

Постановлением Правительства РФ от 22.05.2003 № 299 утверждены Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего.

Согласно пункту 5 Правил подготовки отчетов в каждом отчете арбитражный управляющий указывает, в том числе, данные о саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является.

ФИО1 является членом Некоммерческого партнерства «Уральская саморегулируемая организация арбитражных управляющих», включенного в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций 19.12.2002 №001-2.

В нарушение Правил подготовки отчетов ФИО1 в отчете о своей деятельности от 11.05.2012 и отчете об использовании денежных средств от 11.05.2012 неверно указал дату и номер регистрации Некоммерческого партнерства «Уральская саморегулируемая организация арбитражных управляющих» в реестре.

Факт нарушения подтверждается отчетами конкурсного управляющего от 11.05.2012, копией Интернет-страницы официального сайта Некоммерческого партнерства «Уральская саморегулируемая организация арбитражных управляющих», выпиской из Единого государственного реестра СРО АУ (л.д.30, 37-57, 64).

Согласно пункту 12 Правил подготовки отчетов отчет конкурсного
 управляющего об использовании денежных средств должника должен содержать, в том числе, реквизиты основного счета должника.

В нарушение данной нормы права отчет конкурсного управляющего ФИО1 об использовании денежных средств должника ООО «Строительно-монтажное управление - 3» от 11.05.2012 не содержит данных о номере основного счета должника. Номер расчетного счета ООО «Строительно-монтажное управление - 3» №40702810300261000118 и номер специального расчетного счета № <***> указаны в отчете арбитражного управляющего о своей деятельности от 11.05.2012.

Приказом Минюста РФ от 14.08.2003 № 195 утверждены типовые формы отчетов (заключений) арбитражного управляющего (далее – Приказ Минюста № 195).

Согласно Приказу Минюста № 195 в отчете конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства и в отчете конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника должна быть указана категория должника.

В нарушение данной нормы права отчеты конкурсного управляющего ФИО1 о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 11.05.2012 и отчет конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника от 11.05.2012 не содержат сведений о категории должника.

Согласно Приказу Минюста № 195 в отчете конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства и в отчете конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника должны быть указаны сведения о кодах по Общероссийскому Классификатору Видов Экономической Деятельности (ОКВЭД) должника.

Коды по ОКВЭД ООО «Строительно-монтажное управление - 3» указаны в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц: 45.21, 45.23.1, 29.52, 50.10.3, 80.22.22, 50.10, 51.11, 45.31, 45.4, 70.32.1.

В нарушение данной нормы права отчеты конкурсного управляющего ФИО1 о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 11.05.2012 и отчет конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника от 11.05.2012 не содержат сведений о кодах ОКВЭД должника.

Согласно пункту 2 статьи 143 Закона о банкротстве в отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения, в том числе, о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника.

На основании Приказа Минюста № 195 в отчете конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства и в отчете конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника должны быть указаны сведения об инвентаризации и оценке имущества.

Конкурсный управляющий ФИО1 реализовал имущество ООО «Строительно-монтажное управление - 3», в том числе автомобили и недвижимое имущество, на сумму 6345790 рублей. В материалы дела представлены отчеты об оценке имущества должника.

В нарушение указанной нормы права ФИО1 не отразил в отчете о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 11.05.2012 сведения об инвентаризации и оценке имущества ООО «Строительно-монтажное управление - 3».

Факт нарушения подтверждается копией внутренней опись материалов дела №А34-2558/2010 (Том 7), отчетом о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 11.05.2012 .

При указанных обстоятельствах суд считает доказанным наличие события и объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса, в действиях конкурсного управляющего.

При этом, по указанным выше нарушениям ФИО1 не предвидел возможности наступления вредных последствий своих действий, хотя должен был и мог их предвидеть. ФИО1 имел возможность по предоставлению данных в отчете конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника данных о номере основного счета должника, по указанию категории должника, сведений о кодах по Общероссийскому Классификатору Видов Экономической Деятельности (ОКВЭД) должника; по отражению в отчете о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства сведения об инвентаризации и оценке имущества должника, по добросовестному и разумному исполнению обязанностей в интересах должника, однако не предпринял всех необходимых мер.

В связи с этим, суд приходит к выводу о наличии вины ФИО1 в совершении указанного нарушения в форме неосторожности и, соответственно, о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса.

Судом установлено, что дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.13 Кодекса, в отношении арбитражного управляющего ФИО1 возбуждено с соблюдением требований главы 28 Кодекса.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области не допущено.

Годичный срок давности привлечения к административной ответственности за совершенное ФИО1 правонарушение, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса, на момент рассмотрения дела в суде не истек.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса, является неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для привлечения ФИО1 к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При определении размера санкции суд в силу статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принимает во внимание конкретные обстоятельства и характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

При назначении меры наказания суд учитывает требования пункта 2 статьи 4.3 Кодекса - повторное совершение в течение года однородного правонарушения, в качестве отягчающего вину обстоятельства.

Статьёй 2.9 Кодекса предусмотрено право суда освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 № 60) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам.

Пунктом 18.1 указанного Постановления определено, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о её неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учётом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершённого лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды исходят из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Положения части 3 статьи 14.13 Кодекса, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.

При рассмотрении настоящего дела суд исходит из того, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении арбитражного управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил, применяемых в период конкурсного производства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве). Одной из ключевых фигур дела о банкротстве на любой стадии является арбитражный управляющий, на которого возложено непосредственное проведение процедуры банкротства должника, и от его деятельности зависит соблюдение и эффективное применение законодательства о банкротстве.

Отсутствие последствий допущенного нарушения законодательства о банкротстве, в том числе, отсутствие нарушения прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, само по себе основанием для вывода о малозначительности правонарушения не является.

Как следует из материалов дела, конкурсному управляющему ФИО1 было известно о законной необходимости исполнения требований Закона о банкротстве, что указывает на грубое нарушение арбитражным управляющим совершения противоправных действий. Таким образом, по мнению суда, в данном случае имеется существенная угроза охраняемым общественным отношениям, а именно, отношениям, связанным с осуществлением в установленном порядке контроля за деятельностью конкурсного управляющего.

Таким образом, основания для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.

При назначении наказания суд, в соответствии с частью 2 статьи 4.1 Кодекса учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность.

В данном случае судом установлено, что отсутствуют доказательства наличия смягчающих вину обстоятельств. К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, относятся факты неоднократного нарушения пунктов 1, 2 статьи 143 Закона о банкротстве, пункта 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 № 299 «Об утверждении общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего», а также неоднократного привлечения ФИО1 к административной ответственности.

Суд с учетом оценки имеющихся в деле доказательств, характера совершенного конкурсным управляющим правонарушения, его вины, и руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находит справедливой, обоснованной, соразмерной совершенному деянию меру административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере 2500 рублей.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя и привлечении арбитражного управляющего ФИО1 к административной ответственности, установленной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявление удовлетворить.

Привлечь арбитражного управляющего ФИО1, зарегистрированного по адресу: <...>, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером записи <***>, ИНН <***> к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в сумме 2500 рублей.

Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Наименование получателя платежа: Управление Федерального казначейства по Курганской области (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области л/с 04431W00530, ИНН: <***>, КПП: 450101001, Код ОКАТО: 37401000000, номер счета получателя платежа: 40101810000000010002, наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Курганской области, г. Курган, БИК: 043735001.

Наименование платежа: прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов, КБК: 32111690040046000140.

Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.

Судья Н.А.Обабкова