ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-2698/10 от 13.07.2010 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган Дело № А34-2698/2010

15 июля 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 июля 2010 года

Решение в полном объеме изготовлено 15 июля 2010 года

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Григорьева А.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей Григорьевым А.А.

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Олимп»

заинтересованное лицо: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Катайском, Далматовском районах

об оспаривании постановления от 11.05.2010 № 120 по делу об административных правонарушениях

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – нет явки, извещено

от заинтересованного лица – нет явки, извещено

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Олимп» обратилось в арбитражный суд Курганской области с заявлением об оспаривании постановления от 11.05.2010 № 120 Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Катайском, Далматовском районах о привлечении заявителя к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).

В обоснование данных требований заявитель указал, что административное правонарушение Общество не совершало.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (уведомление № 57297 от 25.06.2010). В суд направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, при этом определения суда от 31.05.2010, от 23.06.2010 не исполнил.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание также не явился, извещен надлежащим образом в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (уведомление № 57298 от 25.06.2010), письменный отзыв на заявление не представил.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя и заинтересованного лица.

Исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.

На основании распоряжения № 951-р от 02.04.2010 ведущим специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Катайском, Далматовском районах в период с 16.04.2010 по 27.04.2010 были проведены плановые мероприятия по надзору за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей в предприятиях торговли ООО «Олимп»: магазин «Продукты» по адресу: г.Катайск, ул.30 лет Победы, магазин «Центральный» по адресу: <...>; магазин «Продукты» по адресу: <...>, магазин «У клена» по адресу: <...>.

В ходе проверки установлено, что в магазинах допущена продажа продовольственных и непродовольственных товаров с применением весоизмерительного оборудования не прошедшего своевременно в установленном порядке метрологическую поверку; отсутствует контрольное весоизмерительное оборудование для проверки покупателем правильности цены, меры веса приобретенного товара; отсутствует книга отзывов и предложений для покупателей; без своевременного доведения до сведения покупателей в наглядной и доступной форме необходимой и достоверной информации о реализуемых товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора продовольственных товаров и непродовольственных товаров; с указанием недостоверной информации на ценниках на реализуемые товары о наименовании продукта; с взиманием дополнительной платы с покупателей за упаковку развесных продовольственных товаров

В связи с этим, по мнению административного органа, заявителем нарушены статьи 8, 9, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»; пункты 5, 7, 8, 11, 14, 15, 19, 32, 33, 35 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55; пункт 4.8.2 ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования»; пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах на русском языке»; статья 25 Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». По данному факту административным органом составлен протокол об административном правонарушении 08/№ 112 от 04.05.2010 и принято постановление № 120 от 11.05.2010 о привлечении заявителя к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 14.15 Кодекса в виде наложения штрафа в сумме 10 000 руб.

Оспаривая факт совершения указанных правонарушений, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Статья 14.15 Кодекса предусматривает административную ответственность за нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров.

Виновное нарушение продавцом требований Правил продажи отдельных видов товаров образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена статьей 14.15 Кодекса.

Согласно пп. 2 п. 2 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров.

Согласно пункту 1 Правил продажи отдельных видов товаров (Правила), настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.

В силу требований пункта 5 Правил продавец обязан соблюдать обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах.

Пунктами 7, 8 Правил установлена обязанность иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую проверку. Для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование. Продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию. Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.

Согласно пункту 11 Правил продажи отдельных видов товаров в части перечня необходимых сведений о производителе товаров и пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1037 "О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке", информация о непродовольственных товарах с учетом их вида и особенностей в обязательном порядке должна содержать сведения на русском языке о наименовании товара, наименовании страны и фирмы-изготовителя, назначении, основных свойствах и характеристиках изделия, правилах и условиях эффективного и безопасного использования, а также иные сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации, требованиями государственных стандартов к отдельным видам непродовольственных товаров и правилами их продажи.

Перечисленная информация должна быть размещена на упаковке или этикетке товара, изложена в технической (эксплуатационной) документации, прилагаемой к товару, листках-вкладышах к каждой единице товара или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.

Также продавец должен также предоставить другую информацию о товарах, предусмотренную федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами, обязательными требованиями стандартов (п. 14 Правил). Информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами, требованиями стандартов. Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром, должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативно-правовых актов РФ, обязательным требованиям стандартов (п. 15 Правил).

В соответствии с п. 19 названных Правил продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.

Согласно п. 32 данных Правил информация о продовольственных товарах в обязательном порядке должна содержать наименование входящих в состав пищевых продуктов ингредиентов, включая пищевые добавки; сведения о пищевой ценности (калорийность продукта, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов), весе или объеме; условия хранения (для товаров, для которых установлены обязательные требования к условиям хранения); дату изготовления и дату упаковки товара; другую обязательную информацию. По требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с удостоверением качества и безопасности реализуемой партии пищевых продуктов, изготовленных на территории Российской Федерации, или его заверенной копией. Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, обязательным требованиям стандартов.

В соответствии с пунктом 35 Правил, развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.

В пункте 4.8.2 ГОСТа Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», устанавливающим общие требования к информации для потребителя на пищевые продукты, указано, что в информационном листке на неупакованные хлебобулочные изделия, представленном в торговом зале, должна содержаться следующая информация: наименование продукта; наименование и местонахождение изготовителя; масса нетто; состав продукта; пищевые добавки, ароматизаторы, биологически активные добавки к пище, ингридиенты продуктов нетрадиционного состава; пищевая ценность; содержание клетчатки, пищевых волокон и других компонентов для специальных продуктов с учетом их назначения; час и дата изготовления; срок реализации; обозначение документа, в соответствии которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт; информация о подтверждении соответствия.

В нарушение указанных норм в магазинах заявителя допущена продажа продовольственных и непродовольственных товаров с применением весоизмерительного оборудования, не прошедшего своевременно в установленном порядке метрологическую поверку (магазин «Продукты» в г.Катайстке по ул.30 лет Победы, 28 – весы настольные электронные модель SV-1, № 050982808; магазин «Продукты» в <...> – весы настольные циферблатные марки РН-6Ц13УМ, № 45213; магазин «Центральный» в <...> – весы настольные электронные марки МК-15.2-ТВ 20, № 9547); с отсутствием в торговом зале магазина контрольного весоизмерительного оборудования для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара (магазин «Продукты» в г.Катайске, ул.30 лет Победы, 28; магазин «Центральный» в <...>; магазин «Продукты в <...>; магазин «У клёна» в <...>); также отсутствует книга отзывов и предложений для покупателей (магазин «У клёна» в <...>).

В отношении продовольственных товаров – сыры «Голландский», «Российский», «Гауда», масло сливочное расфасованных в магазине и упакованных в пищевую пленку до потребителей в доступной и наглядной форме не доводилась информация о товаре с указанием массовой доли жира в процентах, отсутствовала информация о наименовании и месте нахождения изготовителя, не имелось товарных знаков; отсутствовал состав продуктов с указанием входящих в них компонентов, пищевая ценность продуктов (содержание в готовом продукте жира, белков, углеводов) в процентах или в граммах в расчете на 100 граммов такого продукта и энергетическая ценность продуктов в калориях или килокалориях; информация о наличии компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов (в случае их наличия более чем 0,9 процента); дата производства и дата упаковки молочной продукции, срок годности; отсутствовал документ, в соответствии с которым произведена и может быть идентифицирована такая продукция.

Неупакованные хлеб и хлебобулочные изделия изготовителя ООО «Верхнеключевское» реализовывались без информационного листка, представленного в торговом зале магазина, содержащего информацию, установленную пунктом 4.8.2 ГОСТа Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования».

Также при реализации продовольственных товаров на ценниках указывалась недостоверная информация о наименовании продукта (на ценнике на спрэд растительно-жировой «Нежный» 250 гр. Указана недостоверная информация о наименовании продукта : «мягкое масло Нежное 250 г.Махеев»; на ценнике на спрэд растительно-жировой «Добрый» 250 гр. указана недостоверная информация о наименовании продукта: «мягкое масло Доброе 250 г.Махеев»; на ценнике на спрэд растительный жировой шоколадный «Добрый» 250 гр. указана недостоверная информация о наименовании продукта «масло «Щедрое лето», взималась дополнительная плата с покупателей за упаковку развесных продовольственных товаров (магазин «У клёна» в <...>; магазин «Продукты» в <...>).

Продажа непродовольственных товаров (набор чайной посуды 4 предмета; салатник керамический «Буренка Ветта», набор кружек «VM»; набор стопок (стекло); перчатки детские «Света»; носки женские «Карина»; перчатки детские «Аногора»; перчатки детские «Magiccloves»; лак для ногтей «GoldenRose»; румяна компактные «ORMACHEE»; помада «Starcloss», помада «GoldenRose»; тушь для ресниц «Mascaravolime»; игрушки мягконабивные – «зверь с бантом», «мышь с ягодой», «слоненок», кукла «Лариса», «слон», «утенок», «слон маленький», «белый слон», «человек-паук») также осуществлялась без информации о товаре и его изготовителе (импортере).

С описанными нарушениями представитель юридического лица – директор ООО «Олимп» ФИО1 согласился, о чем имеется его подпись в протоколе 08/№112 об административном правонарушении от 04.05.2010 .

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.15 Кодекса.

С учетом положений, содержащихся в п. 1 Правил продажи товаров, преамбуле, а также в ст. 3 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", ст. 14.15 Кодекса направлена на защиту интересов покупателей во взаимоотношениях с продавцом при продаже продовольственных и непродовольственных товаров, на защиту прав потребителей на получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), государственную и общественную защиту их интересов; прав потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и ном, за нарушение которых Кодексом и законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Арбитражный суд считает, что у ООО «Олимп» имелась возможность для соблюдения правил и ном, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры требований Правил продажи отдельных видов товаров.

Объективных обстоятельств, препятствующих выполнению заявителем своих обязанностей по соблюдению действующего законодательства, в ходе рассмотрения дела не установлено и доказательств обратного заявителем не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, арбитражный суд признает ООО «Олимп» виновным в совершении административного правонарушения по статье 14.15 Кодекса, состав которого подтверждается фактическими обстоятельствами дела и протоколом об административном правонарушении.

Арбитражный суд, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к итоговому заключению о том, что административным органом установлены и доказаны обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении (статья 26.1 Кодекса), не допущено существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предусмотренный статьей 4.5 Кодекса годичный срок давности привлечения к административной ответственности для правоотношений по защите прав потребителей не пропущен, постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным лицом в пределах установленной компетенции. Иных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.4 Кодекса), свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения (стать 2.9 Кодекса), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, арбитражным судом не установлено.

С учетом положений части 2 статьи 4.1 Кодекса назначение административного наказания произведено по нижнему пределу санкции статьи 14.15 Кодекса.

Таким образом, обжалуемое постановление Территориального отдела Управления Роспотребнадзора в Катайском, Далматовском районах от 11.05.2010 № 120 об административном правонарушении является законным и обоснованным.

На основании части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Курганской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (http://18aas.arbitr.ru) или Федерального арбитражного суда Уральского округа (http://fasuo.arbitr.ru).

Судья Григорьев А.А.