АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,
тел. (3522) 41-84-84, факс (3522) 41-88-07
E-mail: info@kurgan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Курган
Дело № А34-2875/2013
19 ноября 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 ноября 2013 года.
В полном объёме решение изготовлено 19 ноября 2013 года.
Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Останина Я.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бухаровой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску федерального государственного бюджетного учреждения «Российский научный центр «Восстановительная травматология и ортопедия» имени академика Г.А. Илизарова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области
третьи лица: 1. Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области; 2. Правительство Курганской области; 3. общество с ограниченной ответственностью «Уральский экономический арбитраж-Аудит»; 4. Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Курганской области; 5. Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кургану
об установлении кадастровой стоимости земельных участков
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1, доверенность № 3410 от 11.12.2012,
от ответчика: ФИО2, доверенность № 45/2013-02 от 28.01.2013,
от третьих лиц: явки нет,
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский научный центр "Восстановительная травматология и ортопедия" имени академика Г.А. Илизарова" Министерства здравоохранения Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курганской области об установлении кадастровой стоимости:
- земельного участка с кадастровым номером 45:25:030304:49 площадью 45948 кв.м., расположенного по адресу: <...>, для эксплуатации и обслуживания имущественного комплекса в размере ее рыночной стоимости равной 9 439 000 руб.,
- земельного участка с кадастровым номером 45:25:030306:158 площадью 6837 кв.м., расположенного по адресу: <...>, для эксплуатации и обслуживания имущественного комплекса в размере ее рыночной стоимости равной 2 253 000 руб.,
- земельного участка с кадастровым номером 45:25:030306:159 площадью 190099 кв.м., расположенного по адресу: <...>, для эксплуатации и обслуживания имущественного комплекса в размере ее рыночной стоимости равной 27 467 000 руб.,
обязании ответчика внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Определением суда от 24.06.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, Правительство Курганской области, общество с ограниченной ответственностью «Уральский экономический арбитраж-аудит», Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Курганской области.
От истца через канцелярию суда поступило уточненное исковое заявление. Просит установить кадастровую стоимость:
- земельного участка с кадастровым номером 45:25:030304:49 площадью 45948 кв.м., расположенного по адресу: <...>, для эксплуатации и обслуживания имущественного комплекса в размере ее рыночной стоимости равной 11 473 000 руб.,
- земельного участка с кадастровым номером 45:25:030306:158 площадью 6837 кв.м., расположенного по адресу: <...>, для эксплуатации и обслуживания имущественного комплекса в размере ее рыночной стоимости равной 2 250 740 руб.,
- земельного участка с кадастровым номером 45:25:030306:159 площадью 190099 кв.м., расположенного по адресу: <...>, для эксплуатации и обслуживания имущественного комплекса в размере ее рыночной стоимости равной 38 628 000 руб. Также просит обязать ответчика внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Представитель истца также просил отнести судебные расходы на истца; заявил ходатайство об объявлении перерыва для направления третьим лицам уточненного иска.
Документы приобщить в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 14.11.2013 до 08 часов 15 минут.
Лица, участвующие в деле, извещены об объявлении судом перерыва, что подтверждается объявлением о перерыве в судебном заседании (в материалах дела), которое было размещено на доске объявлений в здании Арбитражного суда Курганской области (ул. Климова, 62) (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.09.2006 № 113 «О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»), в графике судьи, а также на Интернет-сайте Арбитражного суда Курганской области: http://kurgan.arbitr.ru.
Судебное заседание продолжено 14.11.2013 в 08 часов 19 минут.
После перерыва представитель истца представил доказательства направления уточнений третьим лицам. На иске настаивал.
Представитель ответчика иск не признает по ранее приведённым доводам.
Документы приобщены в дело в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Уточнение требований принято в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие третьих лиц.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к следующему.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Курганской области от 09.01.2007 № 1 в постоянное (бессрочное) пользование истцу был предоставлен земельный участок из земель поселений с местоположением: <...>, с кадастровым номером 45:25:00 00 00:0229, общей площадью 242884 кв.м., для эксплуатации и обслуживания имущественного комплекса (том 2, л.д.71).
В настоящее время вышеуказанный земельный участок включает в себя участки с кадастровыми номерами: 45:25:030304:49 площадью 45948 кв.м., 45:25:030306:158 площадью 6837 кв.м., 45:25:030306:159 площадью 190099 кв.м.
Постановлением Правительства Курганской области от 26.09.2011 № 454 утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области. В соответствии с вышеуказанным постановлением кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 45:25:030304:49 составила 129 026 578,80 руб. (удельный показатель 2 808, 10 руб.), кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 45:25:030306:158 составила 15 324 656 руб. 91 коп. (удельный показатель 3 028,56 руб.), кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 45:25:030306:159 составила 575 726 227, 44 руб. (удельный показатель 3028,56 руб.).
Истец считает, что вышеуказанные размеры кадастровой стоимости земельных участков являются недостоверными, в обоснование чего представил отчеты ООО «Уральский экономический арбитраж-Аудит» от 02.04.2013 № 40/03-13, 39/03-13, 41/03-13.
Согласно уточненному отчету от 02.04.2013 № 40/03-13 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 45:25:030304:49 составила 11 473 000 руб.
Согласно уточненному отчету от 02.04.2013 № 39/03-13 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 45:25:030306:158 составила 2 250 740 руб.
Согласно уточненному отчету от 02.04.2013 № 41/03-13 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 45:25:030306:159 составила 38 628 000 руб.
Также истцом были представлены экспертные заключения Экспертного Совета РОО «Российское общество оценщиков» № 1956/2013-3 от 08.11.2013 на отчет 41/03-13, №1956/2013-1 от 08.11.2013 на отчет №39/03-13, № 1956/2013-2 от 08.11.2013 на отчет № 40/03-13.
Несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков рыночной, явилось основанием для обращения в суд с рассматриваемым иском.
Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11.
Согласно отчету ООО «Уральский экономический арбитраж-Аудит» от 02.04.2013 № 40/03-13 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 45:25:030304:49 составила 11 473 000 руб.; согласно отчету от 02.04.2013 № 39/03-13 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 45:25:030306:158 составила 2 250 740 руб.; согласно отчету от 02.04.2013 № 41/03-13 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 45:25:030306:159 составила 38 628 000 руб.
Согласно пункту 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на: соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете. Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Положительным экспертным заключением для видов экспертизы, установленных настоящей статьей, признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности или о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Истцом были представлены экспертные заключения Экспертного Совета ООО «Российское общество оценщиков» № 1956/2013-3 от 08.11.2013, № 1956/2013-1 от 08.11.2013, № 1956/2013-2, согласно которым отчеты от 02.04.2013 № 40/03-13, № 39/03-13, № 41/03-13 ООО «Уральский экономический арбитраж-Аудит» соответствуют требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, в т.ч. требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно - правовому регулированию оценочной деятельности.
С учетом вышеизложенного, представленные истцом отчеты соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 3 и статьи 4 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под оценочной деятельностью понимается деятельность оценщиков - юридических лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), направленная на установление в отношении объектов оценки их рыночной или иной стоимости и выполняемая для потребителей этих услуг (заказчиков).
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно пункту 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2005 № 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" в случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, акта государственного органа, решения должностного лица или органа управления юридического лица (в том числе спора о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.) судам следует учитывать, что согласно статьи 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик не представил доказательств, свидетельствующих об иных величинах рыночной стоимости земельных участков.
При этом следует отметить, что судом в порядке статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны были предупреждены о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, в том числе связанных с доказыванием оснований своих требований и возражений.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что не представлено доказательств того, что представленные истцом в материалы дела отчеты от 02.04.2013 № 40/03-13, № 39/03-13, № 41/03-13 ООО «Уральский экономический арбитраж-Аудит» содержат недостоверные данные.
Оценив представленные истцом отчеты по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного кодекса Российской Федерации, наряду с иными доказательствами, а также принимая во внимание отсутствие доказательств недостоверности заключения отчетов от 02.04.2013 № 40/03-13, № 39/03-13, № 41/03-13 ООО «Уральский экономический арбитраж-Аудит», суд приходит к выводу об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной в отчетах ООО «Уральский экономический арбитраж-Аудит» 02.04.2013 № 40/03-13, № 39/03-13, № 41/03-13 ООО «Уральский экономический арбитраж-Аудит», а именно: земельного участка с кадастровым номером 45:25:030304:49 в размере 11473000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 45:25:030306:158 в размере 2250740 руб.; земельного участка с кадастровым номером 45:25:030306:159 в размере 38628000 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом №2-ФКЗ от 17.12.1997 «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Согласно части 5 статьи 4 Закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Законом порядке документов, если иное не установлено этим же Законом.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона № 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результата определения такой стоимости.
Из части 3 статьи 16 Закона №221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания для учета изменений сведений об объекте недвижимости указано решение суда.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, требование предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 456 «О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» на указанное Агентство возложены функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Вместе с тем полномочиями органа кадастрового учета в отношении земель в Курганской области на основании Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 № П/93 было наделено непосредственно ФГУ «Земельная кадастровая палата по Курганской области», в настоящее время полномочиями по государственному кадастровому учету, ведению государственного кадастра недвижимости и государственной кадастровой оценке в целом наделено ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», на территории Курганской области – филиал по Курганской области.
Таким образом, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» является органом государственного кадастрового учета, осуществляющим, в том числе функции по государственной кадастровой оценке земель, поэтому вполне обоснованно представляет государство в споре о кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, и пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, оценивая представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, в совокупности (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению, а настоящее решение является основанием для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Истцом при подаче иска была уплачена государственная пошлина в сумме 12000 руб. (платежные поручения № 3665354 от 19.04.2013, № 3884762 от 04.06.2013). Представитель истца просил отнести судебные расходы на него в полном объеме (заявление в деле).
Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 45:25:030304:49 площадью 45948 кв.м., расположенного по адресу: <...>, равную его рыночной стоимости, в размере 11473000 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 45:25:030306:158 площадью 6837 кв.м., расположенного по адресу: <...>, равную его рыночной стоимости, в размере 2250740 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 45:25:030306:159 площадью 190099 кв.м., расположенного по адресу: <...>, равную его рыночной стоимости, в размере 38628000 руб.
Решение по настоящему делу является основанием для внесения изменений о кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционные и кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Курганской области.
Судья
Я.А. Останин