ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-3041/20 от 08.04.2021 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган

Дело №А34-3041/2020

15 апреля 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 08 апреля  2021 года.

В полном объёме решение изготовлено 15 апреля 2021 года

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Григорьева А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Черновой И.А.   

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Берилл» (ОГРН <***>, ИНН <***>),

заинтересованные лица: 1. прокуратура Курганской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), 2. прокуратура города Кургана,

третьи лица: 1. Управление федеральной службы безопасности по Курганской области, 2. Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области,

о признании недействительным представления,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – до перерыва явки нет, извещен; после перерыва – ФИО1,  доверенность от 12.05.2020,  ФИО2, директор

от заинтересованных лиц – до перерыва ФИО3 доверенность от  25.02.2021, удостоверение; после перерыва ФИО4, доверенность от 25.02.2021, удостоверение

от Управления федеральной службы безопасности по Курганской области – до перерыва  ФИО5, доверенность от  28.10.2019, ФИО6, доверенность от 10.12.2020; после  перерыва ФИО7, доверенность от 28.10.2019, ФИО6, доверенность от 10.12.2020;

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области – до и после перерыва явки нет, извещено

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Берилл» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным  и отмене  представления Прокуратуры  г. Кургана (далее – заинтересованное лицо) об устранении  нарушений  федерального законодательства  № 07-27-2020 от 26.02.2020.

В обоснование данного требования заявитель, с учетом уточнений, принятых судом на основании статьи 49 АПК РФ, указал, что  сведения о  согласовании  плана мероприятий  по внедрению  технических  средств  ОРМ, о предоставлении  круглосуточного  удаленного доступа  у ООО «Берилл»  при проведении  проверки не  запрашивались. Информация о направлении  Плана  в адрес  оператора не проверялась, причины его  несогласования  не выяснялись.  Указывает, что План мероприятий  по внедрению  технических  средств  ОРМ в 2016 году был  подготовлен и утвержден обществом и направлен им в Управление федеральной службы безопасности по Курганской области.  С учетом того, что в соответствии с Правилами взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность,  утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.08.2005 N 538,  установлено требование  о совместной  разработке названного плана  мероприятий органом федеральной службы безопасности с оператором  связи,   заявитель указывает, что  Прокуратурой не доказано  нарушение обществом требований законодательства о связи  в части  обеспечения реализации  требований к сетям  и средствам связи  для проведения  уполномоченными органами  оперативно-разыскных мероприятий.  Как указывает заявитель,  План  согласован  начальником  Управления ФСБ России по Курганской области  и директором  ООО «Берилл»  16.03.2016. Материалами дела не подтверждается  наличие нового плана, разработанного  в 2018 году, объективная необходимость  в его разработке  и согласовании  не указана.  Общество  также указывает, что  заявитель  по независящим  от него причинам  не может  представить  акт приема  в эксплуатацию  технических  средств ОРМ, поскольку  сертифицированные  технические  средства, которые  могут быть введены  в эксплуатацию, отсутствуют.  Вывод  прокуратуры об отсутствии у Управления ФСБ по Курганской области круглосуточного  удаленного доступа к информации  базы данных  об абонентах оператора  и оказанных им услугах связи  не соответствует действительности.    

Также, заявитель указывает, что при проведении проверки  прокуратура г. Кургана   вышла за  пределы предмета проверки, установленного заданием  Прокуратуры Курганской области, поскольку в  указанном задании не предполагалась  проверка операторов связи,  в том числе проверка соблюдения законодательства  о противодействии коррупции. Кроме того, заявитель указал, что  неутверждение обществом тарифа «Социальный» стоимостью 75 руб. в месяц отдельным приказом руководителя  не образует нарушения законодательства о связи. 

В связи с изложенным заявитель полагает, что им  не допущено нарушений положений  закона «О связи», оспариваемое  представление является незаконным, нарушающим права заявителя в сфере его экономической и хозяйственной деятельности.  Также указывает, что представление не содержит конкретных предписаний по совершению обществом тех или иных действий по устранению нарушений  законодательства о связи, что свидетельствует о его неисполнимости.

В судебном заседании, открытом 1.04.2021, судом на основании  статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до  8.04.2021. После перерыва судебное заседание продолжено.

   В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении  заявленного требования по указанным  основаниям, изложенным в заявлении и уточненном заявлении.

Представитель заинтересованных лиц Прокуратуры г. Кургана и Прокуратуры Курганской области  по заявленным требованиям возражал по доводам, изложенным в представленных отзывах на заявления. Указал, что  оспариваемое представление  выдано уполномоченным лицом в пределах установленной компетенции  в соответствии с предметом проверки. Установленные в ходе проверки нарушения, допущенные обществом, являющимся оператором связи, подтверждаются материалами дела и свидетельствуют о нарушении им законодательства о связи и о противодействии коррупции.  Оспариваемое  представление содержит конкретные нарушения, допущенные обществом, которые требуют безотлагательного  рассмотрения обществом  и принятия  им конкретных  мер по устранению допущенных нарушений  закона, их причин и условий, им способствующих. Представление полностью соответствует требованиям    Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и не нарушает прав и законных интересов  заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Просит в удовлетворении заявления отказать.

Представитель Управления федеральной службы безопасности по Курганской области  в судебном заседании поддержал  позицию по делу заинтересованного лица по доводам, изложенным в  представленных  отзывах и  пояснениях, просил в удовлетворении заявления отказать.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области  явку  представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте заседания извещено надлежащим образом в силу статьи 123 АПК РФ.

Дело рассмотрено в отсутствие  представителя указанного  лица на основании статьи 156 АПК РФ.  

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела,  суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Берилл» является оператором связи, осуществляющим на основании соответствующих лицензий (т.1, л.д. 91-106)  деятельность по оказанию:   телематических услуг связи; услуг связи  по передаче данных, за исключением  услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;  услуг  связи для целей кабельного вещания.

Прокуратура Курганской области  выдала  межрайпрокурорам  задание о проведении проверки от  14.01.2020 №  16-05-2020 (т.1, л.д. 41-50),  целю и предметом которой являлось, в том числе,  надзор  за исполнением  федерального законодательства  операторами связи, в том числе,  законодательства о связи (включая установление тарифов).

Прокуратурой г. Кургана на основании указанного задания  Прокуратуры Курганской области  принято решение  о проведении проверки № 21 от  29.01.2020 (т.1,  л.д. 51) в отношении ООО «Берилл».

К проведению проверки привлечены  сотрудники    Управления федеральной службы безопасности по Курганской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области  (т.2, л.д. 35).

Результаты  проверки, проведенной  в отношении ООО «Берилл», отражены в справке от 20.02.2020 о проведении  проверки исполнения законодательства о связи и  противодействию коррупции  в деятельности  ООО «Берилл» (т.1, л.д. 89-90).

В ходе проверки установлены следующие нарушения, допущенные  ООО «Берилл».

1. В нарушение положений статей 3, 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции",  принятых во исполнение данного Закона Указа Президента РФ от 02.04.2013 N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" (п.п. «б», п. 25), Методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденных 08.11.2013 Минтруда РФ,  в ООО «Берилл»  кодекс  этики  и служебного поведения работников организации, а также  какие-либо документы, направленные на профилактику и противодействие  коррупции,  не приняты. Подразделения  или должностные лица, ответственные за  профилактику коррупционных и иных  правонарушений не  определены.  

2.  В нарушение положений  части 1 статьи  28 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи"  оператором связи ООО «Берилл»  с 11.07.2017 по  22.01.2020  оказывалась услуга связи  (кабельное телевидение) с тарифом  «Социальный» стоимостью  75 руб. в месяц, который не был  утвержден приказом  директора. 

3. В нарушение положений  части  2 статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", пункта 7 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.08.2005 N 538, ООО «Берилл»  не согласован  План  мероприятий по внедрению  технических средств  ОРМ (проект Плана  направлен  в адрес оператора  28.03.2018).

4. В нарушение пункта  10  Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.08.2005 N 538, в связи с отсутствием  утвержденного  Плана  проведение  приемо-сдаточных  испытаний технических средств  ОРМ оператора  связи  на соответствие  требованиям  приказов  Минкомсвязи  от 16.01.2008 № 6,  от 27.10.2010 № 73, от  16.04.2014 № 83  не осуществлено. Акт  приема в эксплуатацию  технических  средств ОРМ  отсутствует.

5. В нарушение  пункта 12 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.08.2005 N 538, оператором связи  не предоставляется  круглосуточный  удаленный  доступ к информации, содержащейся в базах данных  об абонентах оператора и оказанных им услугах связи.

По результатам  проверки прокуратурой г. Кургана  ООО «Берилл» (руководитель – директор  ФИО2) 26.02.2020 выдано представление № 07-27-2020 об устранении  нарушений федерального законодательства (т.1, л.д. 86-88), в соответствии с которым  прокуратура потребовала  безотлагательно  с участием  представителя прокуратуры г. Кургана  рассмотреть  настоящее  представление  и принять конкретные меры по  устранению  допущенных  нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.  Рассмотреть вопрос  о привлечении  к дисциплинарной  ответственности лица, виновного  в указанных нарушениях. О результатах  рассмотрения  сообщить в прокуратуру  города  в предусмотренный  законом месячный  срок.      

Не согласившись с данным представлением прокуратуры г. Кургана  от 26.02.2020 № 07-27-2020, заявитель  обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.

В соответствии со статьями 198,  200, 201 АПК РФ   для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие совокупности двух условий: не соответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и  нарушение ими  прав и законных интересов  заявителя  в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее – Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В силу статьи 4 Закона о прокуратуре  прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее - органы прокуратуры) и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Статьей 21 Закона о прокуратуре  установлено, что предметом надзора за исполнением  законов  является, в том числе, исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

К участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций.

Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Кургана на основании  задания  Прокуратуры Курганской области  от  14.01.2020 №  16-05-2020 принято решение  о проведении проверки № 21 от  29.01.2020 в отношении ООО «Берилл»,  целю и предметом которой являлся  надзор  за исполнением  федерального законодательства  оператором связи, в том числе,  законодательства о связи.

К проведению проверки привлечены  сотрудники    Управления федеральной службы безопасности по Курганской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о правомерности проведения прокуратурой г. Кургана  проверки в отношении  оператора связи  ООО «Берилл», предмет которой полностью соответствует предмету надзора за исполнением  законов, определенному в статье 21 Закона о прокуратуре.

Статьей 22 Закона о прокуратуре  определены полномочия прокурора, в силу которых прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

         В силу статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Как следует из дела, рассматриваемая проверка  ООО «Берилл» осуществлена прокуратурой г. Кургана в рамках  осуществления надзора за исполнением  законов операторами связи.

Поскольку в ходе  проверки общества прокурором выявлены допущенные  обществом  нарушения федерального законодательства, суд, в силу изложенного выше,  приходит к выводу о том, что  прокуратурой правомерно вынесено в отношении общества   представление об устранении нарушений закона.

При этом, требования прокурора в оспариваемом представлении о необходимости  безотлагательного  рассмотрения  данного  представления  и принятия конкретных мер по  устранению  допущенных  нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о необходимости рассмотрения вопроса  о привлечении  к дисциплинарной  ответственности лица, виновного  в указанных нарушениях; о необходимости  сообщения в прокуратуру о результатах  рассмотрения представления в месячный  срок полностью соответствуют  указанным выше нормам права  и входят в компетенцию прокурора.

Из изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое представление прокурора принято  уполномоченным лицом в пределах установленной компетенции  в рамках предмета надзора за исполнением законов.  По форме и содержанию оспариваемое  представление соответствует  указанным требованиям Закона о прокуратуре. 

По вмененным  обществу нарушениям суд отмечает следующее.

1. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" одним из основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации является  приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

В силу положений статьи 13.3 названного ФЗ организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

К мерам по предупреждению коррупции, принимаемым в организации относятся: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;  принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Во исполнение Указа Президента РФ от 02.04.2013 N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" (п.п. «б», п. 25) Минтруда РФ  08.11.2013 утвердило  Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, целью которых  является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. Задачами Методических рекомендаций являются: информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;  определение основных принципов противодействия коррупции в организациях; методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации.

Однако, как установлено проверкой, в нарушение указанных норм права  в ООО «Берилл»  кодекс  этики  и служебного поведения работников организации, а также  какие-либо документы, направленные на профилактику и противодействие  коррупции,  не приняты. Подразделения  или должностные лица, ответственные за  профилактику коррупционных и иных  правонарушений не  определены.

2.     В соответствии с частями  1, 2  статьи 28 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

Тарифы на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях. Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, тарифы на которые регулируются государством, а также порядок их регулирования устанавливается Правительством Российской Федерации.

По смыслу указанной нормы права  тарифы на услуги связи, которые не регулируются  государством,  устанавливаются оператором связи самостоятельно.

При этом, установление тарифа оператором  связи  должно носить  официальный (распорядительный) характер.  То есть  тариф должен быть установлен оператором связи (организацией) внутренним  документом в соответствии с правилами делопроизводства, применяемым в организации.

Вместе с тем, как установлено проверкой,   оператором связи ООО «Берилл»  с 11.07.2017 по  22.01.2020  оказывалась услуга связи  (кабельное телевидение) с тарифом  «Социальный» стоимостью  75 руб. в месяц. Однако, данный тариф не был  утвержден приказом  директора, либо установлен каким-либо иным внутренним документом организации.  Хотя, как следует из материалов дела (т.1, л.д. 54), иные тарифы  на услуги ООО «Берилл» были утверждены приказами руководителя общества.

3.  В силу  части 2 статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее – Закон о связи) операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

Названные требования к сетям и средствам связи установлены в том числе, приказами Минкомсвязи  от 27.05.2010 № 73, от  16.04.2014 № 83, приказом Мининформсвязи  РФ от 16.01.2008 № 6.

На основании части 4 статьи 64 Закона о связи порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 27.08.2005 N 538 утверждены Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность (далее – Правила № 538).

На основании пункта 4 Правил № 538 сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-разыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 7, 8, 9  Правил № 538 ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств (далее - план), в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств. План разрабатывается в срок до 3 месяцев с даты подачи оператором связи заявления в орган федеральной службы безопасности. План составляется в 3 экземплярах, из которых 2 экземпляра представляются оператором связи соответственно в Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и орган федеральной службы безопасности, 1 экземпляр хранится у оператора связи.

Типовые требования к плану устанавливаются Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

При вводе в эксплуатацию новых средств связи оператора связи, внедрении новых технологических решений, выводе из эксплуатации или модернизации устаревших средств связи органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи принимается решение о разработке нового плана.

Приказом Минкомсвязи России N 391, ФСБ России N 437 от 01.08.2017 утверждены типовые Требования к плану мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-разыскных мероприятий.

Из указанных норм права следует, что оператор связи  обязан обеспечивать по согласованию с органом федеральной службы безопасности соблюдение требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами  соответствующих оперативных мероприятий.  Как указывалось выше,  данные требования к сетям и средствам связи  устанавливаются в том числе, приказами Минкомсвязи РФ  от 27.05.2010 № 73, от  16.04.2014 № 83, приказом Мининформсвязи  РФ от 16.01.2008 № 6.

Обеспечение соблюдения установленных указанными Приказами требований к сетям и средствам связи  производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств, в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств.

При этом,  при изменении Минкомсвязи РФ  требований  к сетям и средствам связи, что влечет ввод в эксплуатацию новых средств связи оператора связи, внедрение новых технологических решений, вывод из эксплуатации или модернизацию устаревших средств связи,  органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи принимается решение о разработке нового плана.

Как следует из материалов дела, в 2013  органом  ФСБ России по Курганской области и  ООО «Берилл»  был подписан акт  приемки в опытную  эксплуатацию  АПК СОРМ СДЭС на сети оператора  связи ООО «Берилл» в г. Курган (т. 2, л.д. 70), согласно которому  принят  комплекс  СОРМ в опытную эксплуатацию  УФСБ России по Курганской области  сроком на 6 месяцев.

В деле имеется  согласованный  между ООО «Берилл» и  Управлением  ФСБ России  по Курганской области  План  реализации ООО «Берилл»   особых условий  лицензии  Минкомсвязи России  на предоставление услуг связи  от 2016 года (т.1. л.д. 124-127).

В соответствии с  пунктом 12 названного Плана 2016 года  предусмотрено  приведение  АПС СОРМ СДЭС в соответствие с  требованиями  Приказа Минкомсвязи РФ от  16.04.2014 №  83 в срок  июль 2016.

28.03.2018 письмом №  99/2/797 Управление ФСБ России  по Курганской области  с целью  приведения  деятельности  ООО «Берилл»  в соответствие  с действующим законодательством, а также  пресечения  реализации угроз информационной безопасности  РФ, связанных  с невозможностью  проведения полного  комплекса  оперативно-розыскных  мероприятий на каналах связи  ООО «Берилл»,  направило в  ООО «Берилл»  проект нового плана  мероприятий по внедрению  технических  средств оперативно-разыскных мероприятий на сети передачи данных  ООО «Берилл» в Курганской области 2018 года для согласования  сроков  исполнения  (т.3, л.д. 118-119, 124-130).

Пунктами 6, 10 названного проекта  Плана 2018  предусмотрено  закупка  ТС ОРМ, соответствующих  требованиям приказа Минкомсвязи РФ от 16.04.2014 №  83 и  монтаж оборудования на узле. Изменение конфигурации узла в случае необходимости. Поддержание  ТС ОРМ  в работоспособном состоянии  на постоянной основе.  Приведение  ТС ОРМ в соответствие с требованиями  приказа Минкомсвязи РФ  от 16.04.2014 № 83 (включая установку кольцевого  буфера).    

Вместе с тем, вплоть до внесения в Приказ  Минкомсвязи РФ  от 16.04.2014 № 83  изменений  Приказом Минкомсвязи РФ   от 15.04.2019 № 139 и  после  внесения  изменений названным Приказом от 15.04.2019 № 139,  в нарушение указанных норм права  ООО «Берилл»  не согласован  План  мероприятий по внедрению  технических средств  ОРМ 2018 года, предложенный  Управлением ФСБ России по Курганской области, и не представлен  иной проект  Плана для согласования  с органами ФСБ России по Курганской области. 

Из указанных выше норм  права следует, что разработка  Плана  мероприятий по внедрению  технических средств  ОРМ на сети связи оператора связи  представляет собой  совместный процесс согласования, осуществляемый  оператором связи и  уполномоченным органом ФСБ.  Вместе с тем, осуществление этого процесса согласования  в силу Закона о связи является,  в том числе, обязанностью оператора связи.  

В рассматриваемом случае  проект Плана 2018 года исходил от Управления ФСБ России по Курганской области, однако, ООО «Берилл» со своей стороны  не согласовало предложенный  План и не представило свой вариант проекта  Плана для согласования  с органами ФСБ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях  ООО «Берилл»  в данном случае нарушений законодательства о связи и  об отклонении соответствующих доводов общества.

   4. В соответствие с пунктом 10 Правил № 538 ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и оператора связи, а в случае, указанном в пункте 3 настоящих Правил, органа внутренних дел.

Как установлено проверкой, поскольку отсутствует  утвержденный (согласованный)   План мероприятий по внедрению  технических средств  ОРМ на сети ООО «Берилл», в нарушение указанных норм права    проведение  приемо-сдаточных  испытаний технических средств  ОРМ оператора  связи  на соответствие  требованиям  приказов  Минкомсвязи  от 16.01.2008 № 6,  от 27.05.2010 № 73, от  16.04.2014 № 83  не осуществлено. Акт  приема в эксплуатацию  технических  средств ОРМ  отсутствует.

5. В соответствие с пунктом 12 Правил № 538 оператор связи обязан своевременно обновлять информацию, содержащуюся в базах данных об абонентах оператора связи и оказанных им услугах связи, в том числе информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи (далее - базы данных).

Указанная информация должна храниться оператором связи в течение 3 лет на территории Российской Федерации и предоставляться органам федеральной службы безопасности, а в случае, указанном в пункте 3 настоящих Правил, органам внутренних дел путем осуществления круглосуточного удаленного доступа к базам данных.

Как установлено проверкой, в нарушение названных норм права оператором связи ООО «Берилл»  не предоставляется  круглосуточный  удаленный  доступ к информации, содержащейся в базах данных  об абонентах оператора и оказанных им услугах связи. Данный факт подтвержден материалами дела  и не оспаривался  ООО «Берилл» при проведении проверки как кратковременный. 

При изложенных  обстоятельствах суд приходит к выводу о доказанности материалами  проверки и заинтересованными лицами  фактов нарушения  ООО «Берилл» законодательства о противодействии коррупции и законодательства о связи. 

В связи с этим суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого  заявителем представления прокуратуры г. Кургана  от 26.02.2020 № 07-27-2020.

Данное представление не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере его экономической деятельности,  соответствует Закону о прокуратуре и отвечает признаку исполнимости, содержит ясные и полные предписания для достижения целей устранения выявленных в деятельности заявителя нарушений законодательства.  

Поэтому заявление не подлежит удовлетворению.

Судебные расходы распределены судом в соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный  суд

решил:

В удовлетворении заявления отказать. 

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.

Судья

А.А. Григорьев