АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
г. Курган | Дело №А34-3175/2014 |
21 июля 2014 года |
Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Гусевой О.П.,
рассмотрев в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кургану (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к муниципальному казенному учреждению города Кургана «Центр бухгалтерского учета школ №4» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 50 руб. 00 коп.
у с т а н о в и л:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кургану обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к муниципальному казенному учреждению города Кургана «Центр бухгалтерского учета школ №4» о взыскании задолженности по пени в сумме 50 руб. 00 коп.
Определением от 20.05.2014 заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Заявитель и заинтересованное лицо о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены надлежащим образом в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о чем свидетельствуют почтовые уведомления №63612, №63613.
В силу пункта 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 22 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 №62 «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощённого производства» дело рассмотрено в порядке упрощённого производства на основании доказательств, представленных сторонами в течение установленных арбитражным судом сроков.
От заявителя 04.07.2014 поступило уточненное заявление, в котором налоговый орган на основании части 1 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации просит произвести замену заинтересованного лица по делу муниципального казенного учреждения города Кургана «Центр бухгалтерского учета школ №4» на муниципальное казенное учреждение города Кургана «Центр бухгалтерского учета школ №2», также просит взыскать с муниципального казенного учреждения города Кургана «Центр бухгалтерского учета школ №2» задолженность по пени в сумме 50 руб. (уточненное заявление размещено в режиме ограниченного доступа на официальной сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru 07.07.2014).
Каких-либо возражений или мнений по заявленному ходатайству от муниципального казенного учреждения города Кургана «Центр бухгалтерского учета школ №4» и муниципального казенного учреждения города Кургана «Центр бухгалтерского учета школ №2» не поступило.
При разрешении ходатайства налогового органа суд исходит из следующего:
Согласно части 1 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при подготовке дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, арбитражный суд может по ходатайству или с согласия истца допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим.
Между тем, в силу пункта 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённого юридического лица.
Судом установлено, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 03.07.2014 осуществлена реорганизация муниципального казенного учреждения города Кургана «Центр бухгалтерского учета школ №4» в форме присоединения, правопреемником данного юридического лица является муниципальное казенное учреждение города Кургана «Центр бухгалтерского учета школ №2» (в деле).
19.04.2014 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кургану внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности присоединённого юридического лица за основным государственным регистрационным номером 2144501044488 (в деле).
В соответствии с положениями пунктов 1, 2 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником в порядке, установленном настоящей статьёй. При этом исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям. На правопреемника реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него настоящей статьёй обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для налогоплательщиков.
В силу пункта 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединённого юридического лица.
Согласно пункту 5 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединённого юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признаётся присоединившее его юридическое лицо.
Таким образом, на момент принятия решения по делу муниципальное казенное учреждение города Кургана «Центр бухгалтерского учета школ №2» является правопреемником присоединённого юридического лица (муниципального казенного учреждения города Кургана «Центр бухгалтерского учета школ №4») в части обязанности по уплате пеней, в связи с чем, рассматривается требование о взыскании 50 рублей с правопреемника - муниципального казенного учреждения города Кургана «Центр бухгалтерского учета школ №2».
Изучив материалы дела, судом установлено, что муниципальное казенное учреждение города Кургана «Центр бухгалтерского учета школ №4» зарегистрировано в качестве юридического лица 11.11.2002, о чём в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным номером <***>, постановлено на налоговый учёт с присвоением ИНН <***>, является правопреемником муниципального казенного учреждения города Кургана «Центр бухгалтерского учета школ №2» путём реорганизации в форме присоединения (в деле).
Как следует из материалов дела, согласно данным оперативного учёта заявителя за муниципальным казенным учреждением города Кургана «Центр бухгалтерского учета школ №2» (правопредшественника муниципального казенного учреждения города Кургана «Центр бухгалтерского учета школ №4») числится задолженность в общей сумме 50 руб., в том числе: пени по налогу на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения, в сумме 47 руб. 20 коп., начислены за 2011 год, пени по земельному налогу по ставке, установленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ, в бюджеты городских округов, в сумме 2 руб. 80 коп., начислены за 2012 год (л.д. 7).
В соответствии со статьями 23, 31 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 1 статьи 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Исполнение обязанности налогоплательщика по уплате налога обеспечивается начислением пени.
В соответствии со статьёй 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
В силу пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога (пеней, штрафов) с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.
Муниципальное казенное учреждение города Кургана «Центр бухгалтерского учета школ №2» является бюджетной организацией.
Частью 1 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, представляющий собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
Как указано в абзаце втором пункта 1 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 № 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение» в судебном порядке осуществляется взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом положений части 3 статьи 46, статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации предельный срок для взыскания недоимки в судебном порядке представляет собой совокупность сроков уплаты налога, на направление требования (10 дней, 3 месяца) и на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки (6 месяцев).
Судом установлено, что правоотношения по уплате заинтересованным лицом пени, за взысканием которых Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кургану обратилась в арбитражный суд, образовались за 2011, 2012 годы.
Ранее с заявлением о взыскании задолженности в сумме 50 руб. 00 коп. в судебном порядке Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кургану не обращалась.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соответствующие доказательства заявителем в материалы дела не представлены.
В арбитражный суд налоговый орган в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, обратился 19.05.2014, то есть за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации.
Налоговым органом в материалы дела представлено письменное ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления (л.д. 6).
В обоснование уважительности пропуска срока налоговый орган указал, что в процессе перехода с одного информационного комплекса на другой спорная сумма задолженности ошибочно не была включена в состав налоговых обязательств заинтересованного лица.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Поскольку законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска указанного срока, данный вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда.
Между тем, доказательств уважительности причин пропуска срока для подачи заявления налоговым органом не представлено.
Изменение информационного комплекса учёта налоговых обязательств само по себе уважительной причиной пропуска срока являться не может.
Соответственно, у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленного ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд, что влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, суд считает, что поскольку налоговым органом срок на обращение с заявлением о взыскании спорной суммы задолженности в судебном порядке пропущен и в его восстановлении судом отказано, задолженность по пени в сумме 50 руб. 00 коп., отражённая в оперативном учёте заявителя, является безнадёжной к взысканию по причине утраты налоговым органом соответствующей возможности.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 216, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Курганской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (http://18aas.arbitr.ru).
Судья | О.П. Гусева |