ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-3329/11 от 19.09.2011 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002 http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 41-84-84, факс (3522) 41-88-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Курган Дело №А34-3329/2011

20 сентября 2011 года.

Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2011 года.

Решение в полном объеме изготовлено 20 сентября 2011 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Обабковой Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Заика Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Прокурора Петуховского района Курганской области

Заинтересованное лицо: индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРНИП <***>)

о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании представителей:

от заявителя: ФИО2, старший прокурор отдела, удостоверение ТО № 167645; после перерыва ФИО3, старший прокурор отдела, удостоверение ТО № 093305 от 05.11.2009,

от заинтересованного лица: явки нет, извещен;

установил:

Прокурор Петуховского района Курганской области (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – заинтересованное лицо, предприниматель) к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс) - установка рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку.

В обоснование своих требований заявитель указывает, что в действиях индивидуального предпринимателя ФИО1 выявлено нарушение статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

Представитель заявителя в судебном заседании требования, изложенные в заявлении, поддержал.

Индивидуальный предприниматель в судебное заседание не явился, о времени и месте заседания извещен надлежащим образом (почтовое уведомление в деле), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Курганской области.

На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие индивидуального предпринимателя.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв, после перерыва судебное заседание продолжено.

Рассмотрев письменные материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <***>.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Петуховского района Курганской области в ходе проверки, проведенной 19.07.2011, выявлено нарушение ИП ФИО1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе», а именно: 08.07.2011 индивидуальный предприниматель ФИО1 по адресу: <...> на стене многоквартирного дома № 46 разместила рекламную конструкцию без получения надлежащего разрешения собственников многоквартирного дома.

Протоколом осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 19.07.2011, составленным помощником прокурора Петуховского района, установлено, что рекламная конструкция рекламного содержания в виде надписи: КАСКАД, Магазин для строительства и ремонта, люстры, строительные, отделочные материалы, инструменты хозтовары <...> тел. <***> территория бывшего птицекомбината, находится на стене многоквартирного дома № 46 по адресу: <...> (л.д.8-10, 13-14).

По результатам проверки, прокурором Петуховского района 21.07.2011 в присутствии ФИО1 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.37 Кодекса (л.д.5-6).

Согласно информации Администрации города Петухово от 05.09.2011 № 01-34/1697 разрешение на установку указанной рекламной конструкции индивидуальному предпринимателю ФИО1 не выдавалось. Согласно информации Администрации Петуховского района от 07.09.2011 № 01-13/1791 разрешение на установку указанной рекламной конструкции индивидуальному предпринимателю ФИО1 не выдавалось.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установка рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и (или) установка рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - Закон N 38-ФЗ) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Согласно части 5 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.

В силу п.3 ч.2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила содержания), согласно пункту 2 которых в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, включаются в том числе: ограждающие несущие конструкции (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).

Кроме того на основании ч.1, 4 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме. Протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решения таких собственников по вопросам, поставленным на голосование, хранятся в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания.

Частью 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Порядок выдачи разрешения на установку рекламной конструкции, включая основания принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, регламентированы частями 11 - 17 статьи 19 Законом N 38-ФЗ.

В соответствии с пунктом 11 статьи 19 Закона о рекламе к указанному в части 9 настоящей статьи заявлению прилагаются:

1) данные о заявителе – физическом лице либо данные о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

2) подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу части 10 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки рекламной конструкции вновь она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Пунктом 15.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.

Таким образом, из содержания указанных норм права следует, что размещение любых конструкций наружной рекламы возможно после получения разрешения компетентного органа на их установку при наличии гражданско-правового договора с собственником (иным управомоченным собственником лицом) того объекта недвижимости, к которому эта конструкция присоединяется.

По смыслу закона N 38-ФЗ о рекламе под самовольной рекламной конструкцией понимается та, на которую в момент ее установки отсутствует разрешение компетентного органа.

Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается.

Согласно статье 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В ходе проведенной прокуратурой проверки выявлен факт установки и эксплуатации предпринимателем рекламной конструкции по указанному адресу без разрешения на ее установку.

Из положений Федерального закона "О рекламе" следует, что установка и эксплуатация рекламной конструкции должны осуществляться только при наличии разрешения. При этом установка рекламной конструкции и ее эксплуатация неразрывны, поскольку конструкция будет являться рекламной только при наличии на ней информации рекламного характера.

Из анализа положений статей 3, 19 Федерального закона "О рекламе" следует, что установка рекламной конструкции предполагает ее эксплуатацию, при этом установка рекламной конструкции без разрешения образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.37 Кодекса.

В объяснении от 21.07.2011к протоколу осмотра, подтверждающему обнаружение рекламной конструкции, и объяснении от 21.07.2011 к постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении ИП ФИО1 факт совершения административного правонарушения - установка рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку не оспаривала, указала, что в магазине предпринимателя «Каскад» по ул. Р.Люксембург, 2, осуществляется розничная продажа строительных товаров. 08.07.2011 предприниматель разместила рекламную вывеску на жилом доме № 46 по ул. Красная, без согласования с собственниками. (л.д.11).

Как следует из объяснения ФИО4, являющегося старшим по дому №46, расположенного по ул. Красная, в г. Петухово, общее собрание жильцов по данному вопросу не было проведено, протокол не составлялся и соответствующее решение не выносилось (л.д.7).

Как установлено материалами дела, 08.07.2011 индивидуальный предприниматель ФИО1 разместила рекламную конструкцию на стене многоквартирного дама № 46 по ул. Красная, г.Петухово, без установленных законодательством разрешительных документов.

Материалами дела об административном правонарушении, в том числе постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, подтверждается, что предпринимателем рекламная конструкция установлена без наличия разрешения, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.37 Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Названное образует объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Факт вменяемого административного правонарушения, а также вина индивидуального предпринимателя подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами. Индивидуальным предпринимателем не представлено суду доказательств, свидетельствующих об отсутствии возможности надлежащего исполнения им своих обязанностей, предусмотренных вышеназванными положениями Закона о рекламе.

Вина индивидуального предпринимателя ФИО1 состоит в том, что у нее имелась возможность обратиться за разрешительными документами в уполномоченный орган для установки вышеуказанной рекламной конструкции, однако, предпринимателем не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению установленного законом порядка распространения наружной рекламы. Вина подтверждается материалами дела и заинтересованным лицом не оспаривается.

При указанных обстоятельствах, суд считает установленным в действиях индивидуального предпринимателя состав правонарушения, предусмотренный статьей 14.37 Кодекса.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для привлечения индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 14.37 Кодекса.

При этом, суд не находит оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи со следующим.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям, данным в пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Объектом правонарушения применительно к статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выступает установленный государством разрешительный порядок размещения рекламных конструкций.

Поскольку установка рекламной конструкции была осуществлена индивидуальным предпринимателем ФИО1 незаконно и была направлена на неограниченный круг лиц, что свидетельствует о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, суд не находит оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При назначении наказания суд, в соответствии с частью 2 статьи 4.1, статьей 4.2 Кодекса учитывает обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

В качестве смягчающих обстоятельств суд признает: совершение правонарушения индивидуальным предпринимателем впервые (сведения об обратном отсутствуют в материалах дела), а также раскаяние заинтересованного лица.

В связи с чем, суд считает возможным применить минимальную меру наказания в виде штрафа в размере 3000 рублей.

Руководствуясь статьями 167- 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

решил:

Заявление удовлетворить.

Привлечь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <...>, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером <***> к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

Счет Управления Федерального казначейства по Курганской области (прокуратура Курганской области) № 40101810000000010002 в ГРКЦ ГУ Банка России по Курганской области.

Администратор: Управление Федерального казначейства по Курганской области (прокуратура Курганской области), ИНН <***>, КПП 450101001, КБК 415 116 90000 00 0000 140, ОКАТО 37 401 000 000. Код администратора 415.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Курганской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (http://18aas.arbitr.ru).

Судья Н.А.Обабкова