ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-33/2011 от 31.03.2011 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002 http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 41-84-84, факс (3522) 41-88-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган Дело № А34-33/2011

06 апреля 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 31 марта 2011.

Решение в полном объеме изготовлено 06 апреля 2011.

Арбитражный суд в составе судьи Шестаковой Л.П.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Евтодеевой А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Шах-Даг» (ОГРН <***> ИНН <***>)

заинтересованное лицо: Администрация города Шадринска

третье лицо: Шадринская межрайонная прокуратура Курганской области

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, директор; ФИО2, представитель по доверенности от 20.03.2011;

от заинтересованного лица: явки нет, извещен;

от третьего лица: явки нет, извещен;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Шах-Даг» (ОГРН <***> ИНН <***>) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 15.12.2010, вынесенного комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Шадринска.

В обоснование данного требования заявитель указал, что данное постановление является незаконным, поскольку отсутствует состав административного правонарушения. Полагает, что факт нахождения несовершеннолетних в кафе, где производится реализация не только алкогольной продукции, не образует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 1.1 Закона Курганской области от 20.11.1995 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области». Порядок привлечения к административной ответственности не оспаривает.

В судебном заседании заявитель и его представитель поддержали заявленные требования, по основаниям, изложенным в заявлении, пояснили, что административным органом не доказано событие административного правонарушения.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в суд направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В материалах дела имеется письменный отзыв на заявление, в котором в удовлетворении требований просит отказать. Указал, что в нарушение части 1 статьи 1.1 Закона Курганской области от 20.11.1995 № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области» ООО «Шах-Даг» в вечернее время 22.11.2010 допустило нахождение несовершеннолетних.

Представитель третьего лица также в суд не явился, извещен надлежащим образом в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно письменному отзыву, представленному в материалы дела, возражает против удовлетворения заявления.

Заслушав объяснения представителя заявителя и его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 02.12.2010 в Шадринскую межрайонную прокуратуру поступила информация комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Шадринска о попытке суицида, совершенной несовершеннолетней, в ночь на 23.11.2010 в кафе «1000 и 1 ночь» г.Шадринска.

В соответствии с договором субаренды нежилого помещения от 01.10.2010 субарендатором здания, находящегося в <...>, в котором расположено кафе «1000 и 1 ночь», является ООО «Шах-Даг».

По результатам прокурорской проверки 06.12.2010 в отношении ООО «Шах-Даг» межрайонной прокуратурой возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 1.1 Закона Курганской области от 20.11.1995 № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области» (л.д.31).

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Шадринска, рассмотрев постановление о возбуждении дела об административном правонарушении Шадринского межрайонного прокурора, 15.12.2010 в отношении заявителя составила протокол, из которого следует: 22.11.2010 в вечернее время несовершеннолетние ФИО3, ФИО4, ФИО5, находились в кафе «1000 и 1 ночь», расположенном по адресу: <...>. В указанном кафе несовершеннолетние употребляли спиртные напитки, при этом на входе в кафе охрана не выясняла их возраст и не требовала документы, удостоверяющие их личность. Около 01 часа 30 минут 23.11.2010 в туалете кафе «1000 и 1 ночь» ФИО5 пыталась покончить с жизнью, причинив себе колото-резаную рану левого предплечья осколком бутылки. В действиях ООО «Шах-Даг» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 1.1 Закона Курганской области «Об административных правонарушениях на территории Курганской области».

Протокол составлен в присутствии директора общества ФИО1, который категорически не согласен с протоколом. В свих пояснениях указал, что в кафе реализуются не только алкогольные напитки; возраст посещающих должен контролировать ООО ЧОО «Ассоциация», с которым заключен договор на охрану общественного порядка.

На основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении Шадринского межрайонного прокурора от 06.12.2010 комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Шадринска 15.12.2010 принято постановление о привлечении ООО «Шах-Даг» к административной ответственности на основании части 1 статьи 1.1 Закона Курганской области «Об административных правонарушениях на территории Курганской области» (л.д.28-29). В судебном заседании установлено, о времени и месте рассмотрения материалов административного дела общество извещено надлежащим образом. Указанные обстоятельства заявителем подтверждаются.

Часть 1 статьи 1.1 Закона Курганской области «Об административных правонарушениях на территории Курганской области» предусматривает административную ответственность за допущение нахождения несовершеннолетнего, не достигшего восемнадцатилетнего возраста, в помещении юридического лица, которое предназначено для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также в месте, нахождение в котором может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее Кодекс), административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу положений частей 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно требованиям частей 2, 4, 6 статьи 28.2 Кодекса в протоколе должны содержаться фактические сведения о событии правонарушения, времени, месте, причиненном ущербе и других имеющих юридическое значение обстоятельствах его совершения.

Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частью 1 статьей 25.11 Кодекса прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.

Частью 2 статьи 28.4 Кодекса предусмотрено, что о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.

Согласно части 2 статьи 28.2 Кодекса в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В соответствии с частью 1, 2 статьи 28.5 Кодекса протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Таким образом, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должно быть вынесено немедленно после выявления совершенного правонарушения, при этом данное постановление должно содержать полное описание события (факта) правонарушения и указание на время и место его совершения.

В нарушение указанных норм Кодекса протокол об административном правонарушении принят 15.12.2010, а постановление о возбуждении дела об административном правонарушении 06.12.2010. При этом определения о возбуждении дела и проведении административного расследования не выносилось.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Между тем, в нарушение требований приведенных норм Кодекса ни в постановлении и.о. прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 1.1 Закона Курганской области, ни в постановлении КДНиЗП о привлечении общества к ответственности по указанной статьене установлены обстоятельства события вменяемого заявителю правонарушения. В данных документах указано, что несовершеннолетние ФИО3, ФИО4, ФИО5 находились в кафе «1000 и 1 ночь» в вечернее время, употребляя алкогольные напитки. Однако в материалах административного дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о нахождении указанных несовершеннолетних в кафе 22.11.2010 после 22 часов, непосредственно факт нахождения несовершеннолетних в указанное время в кафе не зафиксирован.

Тем самым в нарушение презумпции невиновности административный орган переложил бремя доказывания отсутствия состава правонарушения в деянии общества на лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, что является недопустимым. Именно КДНиЗП, привлекая общество к административной ответственности, должно было установить факт нахождения несовершеннолетних в кафе, нахождение в котором могло причинить вред их здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, нравственному и духовному развитию, однако исполнение административным органом соответствующей обязанности ни из оспариваемого постановления от 15.12.2010, ни из постановления и.о. прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении не усматривается.

Поскольку обстоятельства события административного правонарушения заинтересованным лицом должным образом не установлены, из текста оспариваемого постановления, протокола об административном правонарушении невозможно однозначно установить, в чем конкретно выразилось правонарушение (нахождение несовершеннолетних в общественных местах в вечернее время либо реализация алкогольных напитков несовершеннолетним).

При вынесении оспариваемого постановления вопрос о наличии вины заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения административным органом не исследовался (пункт 2.1 Кодекса). В нарушение статьи 29.10 Кодекса в обжалуемом постановлении административного органа не указана ни форма вины, ни в чем конкретно состоит вина Общества, привлекаемого к административной ответственности.

В силу пункта 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Таким образом, административным органом не представлено доказательств о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 1.1 Закона Курганской области от 20.11.1995 № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области», и вине Общества в его совершении.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого заявителем постановления и об удовлетворении его заявления.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав при Администрации города Шадринска о привлечении к административной ответственности общество с ограниченной ответственностью «Шах-Даг» (ОГРН <***> ИНН <***>) на основании части 1 статьи 1.1. Закона Курганской области от 20.11.1995 № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области» в виде наложения административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течении десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, в течении двух месяцев со дня его вступления в законную силу может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционные и кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Курганской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (http://18aas.arbitr.ru) или Федерального арбитражного суда Уральского округа (http://fasuo.arbitr.ru).

Судья Л.П.Шестакова