ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-3770/18 от 16.08.2018 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган

Дело № А34-3770/2018

23 августа 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2018 года.

Решение в полном объеме изготовлено 23 августа 2018 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Григорьева А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Черновой И.А., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

Акционерного общества «Шадринский автоагрегатный завод» (ОГРН <***>, ИНН <***>),

заинтересованное лицо:Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании решений о привлечении страхователя к ответственности,

при участии в заседании представителей:

от заявителя и заинтересованного лица: явки нет, извещены,

установил:

Акционерное общество «Шадринский автоагрегатный завод» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконными и отмене решений Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шадринске и Шадринском районе Курганской области (далее – заинтересованное лицо, Управление) от 07.03.2018 №№ 055S19180000918, 055S19180000919.

В обоснование своих требований заявитель указал, что первоначально сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за август и сентябрь 2016 года были представлены в установленный законом срок. После получение от ПФР уведомлений об обнаруженных ошибках в указанных сведениях, заявитель в этот же день устранил эти ошибки путем предоставления дополняющих сведений по форме СЗВ-М (доп). Ссылаясь на положения Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета и письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ», просит признать недействительными оспариваемые решения.

Управлением в материалы дела представлен отзыв на заявление с дополнениями к нему. В отзыве заинтересованное лицо против удовлетворения заявления возражает, полагает, что представление дополняющих сведений само по себе свидетельствует о непредставлении в установленный срок сведений о застрахованных лицах, поскольку ранее они не были представлены.

Заявитель и заинтересованное лицо в судебное заседание явку представителей не обеспечили, о времени и месте проведения судебного заседания извещены в соответствии со статьёй 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также посредством размещения на официальном сайте Арбитражного суда Курганской области в сети Интернет информации о времени и месте проведения судебного заседания.

До проведения заседания от заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.

Заинтересованным лицом представлены дополнения, в которых Управление указало, что уведомлений о выявлении неточности в представленных сведениях обществу не направлялось.

Также судом установлено, что к моменту проведения судебного заседания произошла реорганизация органа Пенсионного фонда, в связи с чем, суд уточняет наименование заинтересованного лица - Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>).

Руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного заявителя и заинтересованного лица.

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, заявитель является страхователем с соответствующей обязанностью представлять в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, в том числе, сведений по форме СЗВ-М.

09.09.2016 общество представило в Управление сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме отчетности «Сведения о застрахованных лицах» (исходная) (СЗВ-М) за август 2016 года в отношении 2 453 застрахованных лиц (т.д. 1, л.д. 64-111).

06.10.2016 общество также представило в Управление сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме по форме СЗВ-М (исходная) за сентябрь 2016 года в отношении 2 442 застрахованных лица (т.д. 1, л.д. 112-159).

При проверке представленных за 2016 год обществом сведений органом Пенсионного фонда выявлено, что заявителем не представлены сведения в отношении трех застрахованных лиц за указанные периоды.

Уведомление о выявлении ошибок и необходимости их устранений направлены заявителю 29.01.2018, получены им также 29.01.2018 (т.д. 1, л.д. 14-15).

В тот же день, 29.01.2018 заявитель представил в Управление сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за август и сентябрь 2016 года в отношении 3 застрахованных лиц по каждому периоду, в отношении которых сведения ранее не были представлены (т.д. 1, л.д. 16-17, 21-22, т.д. 2, л.д. 46-51).

Управлением по результатам проведенной проверки представленных страхователем сведений сделан вывод о несвоевременном представлении сведений по форме СЗВ-М за август и сентябрь 2016 года в отношении трех застрахованных лиц.

30.01.2018 в отношении общества по указанным обстоятельствам составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №№ 055S18180000263, 055S18180000264 (т.д. 1, л.д. 18, 23, т.д. 2, л.д. 37-39), отражающие выявленные нарушения требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ).

07.03.2018 по результатам рассмотрения актов, материалов проверок Управлением вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №№ 055S19180000918, 055S19180000919 (т.д. 1, л.д. 19. 24, т.д. 2, л.д. 43-45) которыми общество привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 1 500 руб. (500 руб. х 3 чел.) по каждому решению за несвоевременное представление сведений за август и сентябрь 2016 года. Решения направлены страхователю заказным почтовым отправлением, получены им.

Требованиями от №№ 055S19180005294, 055S19180005295 (т.д. 1, л.д. 20, 25, т.д. 2, л.д. 40-42), направленным заказным почтовым отправлением, страхователю предложено уплатить вышеуказанную сумму штрафов в срок до 28.04.2018.

Заявитель, не согласившись с решениями Пенсионного фонда, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд, исследовав обстоятельства дела и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает, что заявление подлежит удовлетворению в связи со следующим.

Исходя из положений норм, закрепленных в статьях 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, следует, что оспариваемое решение может быть признано судом недействительным при одновременном наличии двух условий: не соответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» общество является страхователем по названному виду страхования, согласно пункту 2 статьи 14 данного Закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлены порядок и сроки представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации № 83п от 01.02.2016 утверждена форма «Сведения о застрахованных лицах» (СЗВ-М). В разделе 2 сведений указывается отчетный период, которым в силу пункта 2.2. статьи 11 Закона № 27-ФЗ признается месяц, а в их разделе 3 указывается тип формы.

Всего предусмотрено три типа:

1) исходная форма - впервые подается страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;

2) дополняющая - подается с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;

3) отменяющая - подается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Вместе с тем, статьей 15 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно пунктам 34, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н (далее – Инструкция № 987н), действовавшей на момент возникновения спорных правоотношения, страхователь может устранить выявленную ошибку в двухнедельный срок, который исчисляется или со дня обнаружения ошибки организацией, или со дня получения от органа ПФР уведомления об устранении имеющихся расхождений. Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений.

Если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в фонд сведений о застрахованных лицах за отчетный период, то в рассматриваемом поле приводится код «доп» (дополняющая форма).

В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в установленный срок со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Подобная норма также содержится в Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, действующей с 01.01.2017 (пункт 39). При этом, в соответствии с Инструкцией № 766н финансовые санкции, предусмотренные частью 4 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, не применяются, если страхователь установленный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации ошибки.

Таким образом, штрафные санкции не начисляются в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем до момента обнаружения данной ошибки органом пенсионного фонда.

Кроме того, согласно разъяснениям Пенсионного фонда Российской Федерации, отраженным в Письме от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ», если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ.

Также суд учитывает, что, исходя из положений нормы статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен.

Из материалов дела следует, что заявитель первоначально представил отчетность формы СЗВ-М за август и сентябрь 2016 года в целом по организации в установленный законом срок. Документы приняты пенсионным фондом, ошибки в представленной обществом отчетности фонда не выявлено.

Позднее, выявив ошибки в представленных обществом сведениям, Управление 29.01.2018 сформировало и направило страхователю уведомление о необходимости устранения выявленных недостатков.

Указанные обстоятельства явились основанием для вынесения Управлением решений о привлечении страхователя к ответственности и выставления ему требований об уплате штрафа.

Между тем, по Уведомлению органа Пенсионного фонда страхователем ошибки исправлены, недостатки устранены, и дополняющие формы за указанные периоды представлены 29.01.2018 в день получения Уведомления, то есть в установленный Инструкцией по ведению персонифицированного учета срок.

Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами не подтверждена правомерность привлечения общества к ответственности.

Суд, с учетом того факта, что ошибки в количестве застрахованных лиц, на которых предоставлялась отчетность, были устранены заявителем в установленный срок приходит к выводу, что основания для привлечения заявителя к ответственности отсутствовали.

Исходя из указанного, доводы заинтересованного лица, изложенные в отзыве, подлежат отклонению.

На основании вышеизложенного оспариваемые решения органа Пенсионного фонда являются недействительными, нарушающими права заявителя, неправомерно возлагающими на него обязанности по уплате штрафа.

Вышеприведенная позиция суда согласуется с приведенной Верховным судом Российской Федерации в Определении от 22.01.2018 № 301-КГ17-20650 по делу № А43-13830/2017.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для признания ненормативных актов недействительными, в связи с чем, заявление подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

Заявителем при обращении в суд уплачена государственная пошлина в размере 6 000 руб. по платежному поручению № 891 от 17.04.2018 (т.д. 1, л.д. 11).

На основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Пунктом 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» разъяснено, что если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконными решения Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) от 07.03.2018 №№ 055S19180000918, 055S19180000919 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Акционерного общества «Шадринский автоагрегатный завод» (ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6 000 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.

Судья

А.А. Григорьев