ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-4409/12 от 29.10.2012 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002 http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 41-84-84, факс (3522) 41-88-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Курган Дело № А34-4409/2012

30 октября 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2012 года.

Решение в полном объеме изготовлено 30 октября 2012 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Поляковой А.И.,

при ведении протокола секретарём судебного заседания Павленко Т.В.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению открытого акционерного общества «ИКАР» Ордена Почета Курганский завод трубопроводной арматуры (ОГРН <***>, ИНН <***>)

Заинтересованное лицо: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления № 62-12-306/ПН от 29.08.2012 о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании:

от заявителя ФИО1, по доверенности №801/02д от 15.10.2012,

от заинтересованного лица явки нет, извещен,

установил:

Открытое акционерное общество «ИКАР» Ордена Почета Курганский завод трубопроводной арматуры (далее – заявитель, общество, ОАО «ИКАР») обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 62-12-306/ПН от 29.08.2012 о привлечении к административной ответственности, вынесенного Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее – заинтересованное лицо, административный орган).

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что нарушение общества выразилось в не указании в пункте 6.5 ежеквартального отчета за 4 квартал 2011 года сведений об акционерах, имеющих не менее чем 5 процентов акций. Факт правонарушения не оспаривает, поясняет, что общество содействовало уполномоченному органу при рассмотрении дела, правонарушение совершено ненамеренно. Кроме того, заявитель находится в тяжелом материальном положении (в настоящее время ОАО «Икар» находится в процедуре банкротства), допущенное правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, просит применить положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ограничиться устным замечанием в связи с малозначительностью правонарушения.

Представитель заявителя в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении, поддержал (л.д.3-6).

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии со статьёй 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (уведомление № 040690), а также посредством размещения на официальном сайте Арбитражного суда Курганской области в сети Интернет информации о времени и месте проведения судебного заседания. Вместе с тем, направил в суд отзыв, из которого следует, что заявленные требования не признает, против применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возражает.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, в связи с рассмотрением ФСФР России обращения члена Совета директоров ОАО «ИКАР» Ордена Почета Курганский завод трубопроводной арматуры ФИО2 в отношении нарушения Обществом сроков раскрытия информации на рынке ценных бумаг, сотрудником Федеральной службы по финансовым ранкам установлено, что Общество в составе ежеквартального отчета за 4 квартал 2011 года
 указывает в пункте 6.5 по состоянию на 29.08.2010, 19.04.2011 (даты составления соответствующих списков лиц) сведения только о номинальных держателях акций Общества и не указывает информацию об акционерах, владевших не менее чем 5 процентами уставного (складочного) капитала эмитента и обыкновенных акций эмитента
 по состоянию на 29.08.2010, 19.04.2011 (даты закрытия реестра).При этом, как следует из информации, предоставленной Обществом в ответ на предписание ФСФР России (в деле имеется), списки лиц, составленные по состоянию на 29.08.2010, 19.04.2011, включали сведения об акционерах, владевших не менее чем 5 процентами уставного (складочного) капитала эмитента и обыкновенных акций эмитента. Таким образом, административный орган приходит к выводу о том, что Общество в составе ежеквартального отчета за 4 квартал 2011 года раскрыло информацию по пункту 6.5 указанного отчета не в полном объёме.

В соответствии с пунктом 1.1. Положения о Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе, утвержденного приказом ФСФР России от 12.03.2010 № 10-47/ПЗ данное региональное отделение является территориальным органом Федеральной службы по финансовым рынкам, действующим на территории Курганской области, Свердловской области, Тюменской области, Челябинской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа.

10.07.2012 заместителем начальника Управления организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг ФСФР России в отношении ОАО «ИКАР» составлен протокол № 12-493/пр-ап об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.19 Кодекса. Протокол составлен в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом о месте и времени составления протокола (телеграмма от 03.07.2012 № 12-04-04/29277 вручена заявителю 06.07.2012) (в деле имеется).

Постановлением Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе от 29.08.2012 №62-12-306/пн о назначении административного наказания ОАО «ИКАР» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.19. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 700 000 рублей. На рассмотрение дела об административном правонарушении явился представитель (защитник) ОАО «ИКАР» ФИО1 по доверенности № 801/61д от 28.08.2012 (в деле имеется).

Полагая, что названное постановление является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Частью 2 статьи 15.19 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрена административная ответственность за нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» открытое акционерное общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном данным Законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В силу статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет), который должен содержать информацию, состав и объем которой соответствуют требованиям Закона, предъявляемым к проспекту ценных бумаг, за исключением информации о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг. Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее чем через 45 дней со дня окончания отчетного квартала. Состав информации, порядок и сроки ее раскрытия, а также порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 5.1. Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 №06-117/пз-н (далее - Положение), обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета распространяется, в том числе, на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.

Нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

При этом субъектом данного административного правонарушения являются юридические лица - акционерные общества.

Судом установлено, что открытое акционерное общество «ИКАР» Ордена Почета Курганский завод трубопроводной арматуры зарегистрировано Администрацией города Кургана 10.03.1993 за основным государственным регистрационным номером <***> (свидетельство № 000419831, выписка из ЕГРЮЛ от 06.09.2012) (л.д. 64-79, 85).

Уникальный код эмитента, присвоенный регистрирующим органом: 45197-D.

В соответствии с пунктом 5.7 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н, в редакции, действовавшей до 02.03.2012 (далее - Положение о раскрытии информации), в срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала эмитент обязан опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет.

Пунктом 5.8 Положения о раскрытии информации предусмотрено, что не позднее 1 дня с даты опубликования на странице в сети Интернет текста ежеквартального отчета эмитент обязан опубликовать в ленте новостей сообщение о порядке доступа к информации, содержащейся в ежеквартальном отчете.

Как следует из материалов дела, согласно сообщению, опубликованного в ленте новостей информационного агентства ЗАО «Интерфакс», ежеквартальный отчет Общества за 4 квартал 2011 опубликован на странице Общества в сети Интернет 13.02.2012 (в деле имеется).

В соответствии с требованиями приложения 10 к Положению о раскрытии информации в пункте 6.5 ежеквартального отчета эмитента «сведения об изменениях в составе и размере участия акционеров (участников) эмитента, владеющих не менее чем 5 процентами его уставного (складочного) капитала (паевого фонда) или не менее чем 5 процентами его обыкновенных акций» указываются составы акционеров (участников эмитента, владевших не менее чем 5 процентами уставного (складочного) капитала эмитента, а для эмитентов, являющихся акционерными обществами, - также не менее 5 процентами обыкновенных акций эмитента, определенные на дату списка лиц, имевших право на участие в каждом общем собрании акционеров (участников) эмитента проведенном за 5 последних завершенных финансовых лет, предшествующих дате окончания отчетного квартала, или за каждый завершенный финансовый год, предшествующий дате окончания отчетного квартала, если эмитент осуществляет свою деятельность менее 5 лет, а также за последний квартал по данным списка лиц, имевших право на участие в каждом из таких собраний.

Статьей 51 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» установлено, что список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, составляется на основании данных реестра акционеров общества. Для составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании, номинальный держатель акций представляет данные о лицах, в интересах которых он владеет акциями, на дату составления списка. Список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, содержит, в том числе, имя (наименование) каждого такого лица, данные о количестве и категории (типе) акций, правом голоса по которым оно обладает.

С учетом изложенного, эмитент обязан раскрывать в пункте 6.5 ежеквартального отчета сведения об акционерах - владельцах акций на основании списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, с учетом сведений, представленных номинальными держателями с целью составления такого списка.

Данным пунктом не предусмотрена возможность раскрытия эмитентом сведений не о владельцах акций, а о номинальных держателях, на лицевых счетах которых ценные бумаги учитываются в реестре в интересах владельцев таких бумаг.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, Общество в составе ежеквартального отчета за 4 квартал 2011 года указывает в пункте 6.5 по состоянию на 29.08.2010, 19.04.2011 (даты составления соответствующих списков лиц) сведения только о номинальных держателях акций Общества и не указывает информацию об акционерах, владевших не менее чем 5 процентами уставного (складочного) капитала эмитента и обыкновенных акций эмитентов по состоянию на 29.08.2010, 19.04.2011 (даты закрытия реестра).

При этом, как следует из информации, предоставленной Обществом в ответ на предписание ФСФР России, списки лиц, составленные по состоянию на 29.08.2010, 19.04.2011, включали сведения об акционерах, владевших не менее чем 5 процентами уставного (складочного) капитала эмитента и обыкновенных акций эмитента (в деле имеется).

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина Общества выразилась в том, что в нарушение вышеприведенных требований законодательства Российской Федерации, Общество, в составе ежеквартального отчета за 4 квартал 2011 года, раскрыло информацию по пункту 6.5 данного отчета не в полном объеме, данный факт подтверждается представленными материалами административного дела, заявителем не оспаривается.

Доказательств наличия объективных причин, препятствующих принятию мер по соблюдению соответствующих требований законодательства и РО ФСФР России в УрФО заявителем не представлено.

Таким образом, анализируя представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что ОАО «ИКАР» Ордена Почета Курганский завод трубопроводной арматуры виновно в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: раскрытие эмитентом информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иным нормативными правовыми актами, не в полном объеме.

Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Оценив представленные в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения административным органом установлена и полностью подтверждена материалами дела.

При названных обстоятельствах в действиях ОАО «ИКАР» Ордена Почета Курганский завод трубопроводной арматуры имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено.

Ссылка заинтересованного лица на малозначительность совершенного нарушения, в связи с чем, по его мнению, возможно применение положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освобождение от административной ответственности, судом отклоняется по следующим основаниям.

Статьёй 2.9 Кодекса предусмотрено право суда освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Вместе с тем, рассматриваемое правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок в области ценных бумаг, порядок и сроки раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг и не может быть признан малозначительным. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих обязанностей.

Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.

Состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, и для привлечения к ответственности достаточно самого факта нарушения порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий.

Не раскрытая своевременно информация касается неопределенного круга лиц, последствия совершения данного административного правонарушения могут наступить в будущем.

Общество должно было соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения предусмотренных законом обязанностей.

Кроме того, с учетом принципов законодательства о раскрытии информации на рынке ценных бумаг (не только достоверность и полнота раскрываемой информации, но и оперативность), высокая степень общественной опасности совершенного Обществом деяния обусловлена необходимостью реализации инвесторами права на принятие инвестиционных решений.

Судом также отклоняется довод заявителя о том, что в данный момент оно находится в стадии банкротства, так как введение процедура банкротства в отношении акционерного общества не освобождает его от обязанности в части раскрытия информации, в том числе, ежеквартального отчета общества в полном объёме.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 № 60) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Суд, оценив в порядке, установленном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, характер совершенного Обществом правонарушения, степень общественной опасности и ущерба, причиненного охраняемым государством общественным отношениям, исходя из конкретных обстоятельств дела (в данном случае дело об административном правонарушении было возбуждено по жалобе члена Совета директоров ОАО «ИКАР» (в деле имеется), что свидетельствует о нарушении обществом прав и интересов третьих лиц), приходит к выводу, что основания для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае отсутствуют.

Довод заявителя о не применении заинтересованным лицом малозначительности правонарушения со ссылкой на отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и тяжелое материальное положение общества не может быть принят судом во внимание.

Не может также служить основанием для применения положений о малозначительности довод общества о несоразмерности наказания последствиям совершенного правонарушения.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч.ч. 2, 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

При выборе санкции административным органом учтены все предусмотренные ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, что подтверждается наложением на общество минимального предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размера штрафа, в том числе и поведение общества, в частности, устранение допущенного нарушения учтено заинтересованным лицом при назначении наказания в минимальном размере.

Оснований для признания данного случая исключительным, суд не усматривает.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление является законным и отмене или изменению не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления от 29.08.2012 № 62-12-306/ПН Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе о привлечении Открытого акционерного общества «ИКАР» Ордена Почета Курганский завод трубопроводной арматуры (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в сумме 700 000 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru.

Судья Полякова А.И.