АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,
тел. (3522) 41-84-84, факс (3522) 41-88-07
E-mail: info@kurgan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Курган
Дело № А34-4551/2013
30 мая 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 29 мая 2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 30 мая 2014 года.
Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Обабковой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Черновой И.А., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Крестьянско-фермерское хозяйство «Фирма ДГЛ» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
заинтересованные лица: 1.Администрация города Кургана (ОГРН <***>, ИНН <***>); 2. Комитет архитектуры и градостроительства Администрации города Кургана (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третьи лица: 1. Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области; 2.Управление культуры Курганской области
о признании незаконным бездействия
при участии в заседании представителей:
от заявителя: ФИО1, доверенность 45 АА 0142494 от 11.01.2012;
от заинтересованных лиц: 1. ФИО2, доверенность от 12.11.2012 № 3690; 2. явки нет, извещен;
от третьих лиц: 1-2 явки нет, извещен;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Крестьянско-фермерское хозяйство «Фирма ДГЛ» (далее – заявитель, Общество, ООО «КФХ «Фирма ДГЛ»), обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - Администрации города Кургана, выразившееся в непредставлении ответа на письмо ООО «КФХ «Фирма ДГЛ» от 07.08.2013, адресованное в Администрацию города Кургана, с просьбой выдать градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 45:25:070415:32, что повлекло непредоставление муниципальной услуги – невыдачу ООО «КФХ «Фирма ДГЛ» градостроительного плана земельного участка, арендуемого в соответствии с договором № 2194-з аренды земельного участка от 23.06.2008, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 45:25:070415:32; признать недействительным отказ Комитета архитектуры и градостроительства Администрации города Кургана (далее – Комитет) в выдаче ООО «КФХ «Фирма ДГЛ» градостроительного плана указанного земельного участка, выраженный в письме от 10.09.2013, направленном в ответ на письмо ООО «КФХ «Фирма ДГЛ» от 22.07.2013; обязать орган местного самоуправления Администрацию города Кургана в течение 30 дней с даты вступления в силу судебного акта по настоящему заявлению выдать ООО «КФХ «Фирма ДГЛ» запрашиваемый градостроительный план земельного участка, арендуемого в соответствии с договором № 2194-з аренды земельного участка от 23.06.2008, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 45:25:070415:32 (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке, предусмотренном статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В обоснование заявленных требований общество указывает, что является арендатором по договору №2194-з аренды земельного участка от 23.06.2008, расположенного по адресу: <...>. Арендодателем является Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области. Предметом договора является земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 45:25:070415:32, предоставленный для строительства пятиэтажного здания общественного назначения, офисов и гостиницы, указанных в кадастровом паспорте участка, площадью 1227 кв. м. В соответствии с решением Курганской городской Думы от 19.12.2007 № 318 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Кургана», действовавшим на дату заключения указанного договора, арендуемый участок находится в территориальной зоне ЖЗ «Зона многоэтажной жилой застройки» - зона многоэтажной жилой застройки выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов высокой плотности застройки с полным набором услуг местного значения и отдельными объектами общегородского значения (ст.1 ч.III). Разрешенные виды использования включают в себя, в том числе: офисы, конторы организаций различных форм собственности, гостиницы, мотели. ООО «КФХ «Фирма ДГЛ» обратилось с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, с приложением документов согласно перечню 22.07.2013 в Комитет и 07.08.2013 в Администрацию г. Кургана. Письмом Комитета от 10.09.2013 было отказано ООО «КФХ «Фирма ДГЛ» в подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка. Ответ от Администрации г. Кургана на заявление о выдаче градостроительного плана заявителем не получен. Данное бездействие не соответствует положениям ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Считает, что мотивация Комитетом отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ) направлением на публичные слушания не является законной, т.к. оснований для принятия приведенной мотивировки отказа в составе законодательных актов Российской Федерации не имеется. Не совершение Администрацией г. Кургана действий по выдаче ГПЗУ не основано на законе, препятствует в подготовке документов к направлению на экспертизу проекта, обращению для получения разрешения на строительство объекта недвижимости, планируемого к созданию на земельном участке, влечет причинение убытков Арендатору земельного участка. Также данное бездействие повлекло непредоставление муниципальной услуги. Комитетом принято незаконное решение об отказе в выдаче ООО «КФХ «Фирма ДГЛ» градостроительного плана земельного участка, основанное на нормах, противоречащих федеральному законодательству, что непосредственно препятствует осуществлению заявителем деятельности по строительству объекта недвижимости в соответствии с указанным договором аренды.
Представитель заявителя в судебном заседании на доводах уточненного заявления настаивал.
Представитель Администрации города Кургана в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления. Пояснил, что незаконного бездействия Администрации города Кургана, выразившееся в непредставлении ответа на письмо ООО «КФХ «Фирма ДГЛ» от 07.08.2013, с просьбой выдать градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 45:25:070415:32 не имеется. Письмо Комитета от 10.09.2013 является ответом на обращение ООО «КФХ «Фирма ДГЛ» от 07.08.2013 и от 22.07.2013, как в Комитет, так и в Администрацию г.Кургана. Это следует из текста самого письма Комитета от 10.09.2013, а также из регистрационной карточки Администрации города Кургана. Регистрационная карточка подтверждает, что заявление ООО «КФХ «Фирма ДГЛ» от 07.08.2013 поступило и зарегистрировано 08.08.2013, расписано руководителем Администрации города Кургана ФИО3, председателю Комитета архитектуры и градостроительства Администрации города Кургана ФИО4 для рассмотрения и ответа. Заявителем был получен ответ на обращение от 07.08.2013, и от 22.07.2013 выраженном в письме от 10.09.2013. Незаконного бездействия Администрации города Кургана, выразившееся в непредставлении ответа на письмо ООО «КФХ «Фирма ДГЛ» от 07.08.2013, не имеется. Муниципальную услугу «Подготовка градостроительных планов земельных участков» предоставляет Комитет архитектуры и градостроительства Администрации города Кургана, в соответствии с утвержденным Административным регламентом. Отказ в подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка обществу Комитетом считает законным, поскольку назначение земельного участка с кадастровым номером 45:25:070415:32 для строительства пятиэтажного здания общественного назначения, офисов и гостиницы не соответствует видам разрешенного использования зоны Ж 4 зона застройки многоэтажными жилыми домами, где вид использования – гостиницы – отсутствует, а вид использования – объекты административно-делового назначения (офисы) – является условно-разрешенным, и необходима процедура проведения публичных слушаний.
Представитель Комитета архитектуры и градостроительства Администрации города Кургана в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В материалы дела представлен отзыв, из которого следует, что назначение земельного участка площадью 1227 кв.м. с кадастровым номером 45:25:070415:32, расположенного по адресу: <...>, для строительства пятиэтажного здания общественного назначения, офисов и гостиницы не соответствует видам разрешенного использования зоны Ж 4 зона застройки многоэтажными жилыми домами, где вид использования – гостиницы – отсутствует, а вид использования – объекты административно-делового назначения (офисы) – является условно-разрешенным, и необходима процедура проведения публичных слушаний. По этим основаниям в подготовке и выдаче ГПЗУ обществу было отказано. Предложено после получения разрешения на условно-разрешенный вид земельного участка повторно обратиться в Комитет с заявлением о подготовке градостроительного плана.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В материалы дела представлен отзыв, в котором Департамент, ссылаясь на ст.46 Градостроительного кодекса Российской Федерации указывает, что подготовка и выдача ГПЗУ осуществляется по заявлению пользователя и является обязанностью уполномоченного органа. Поскольку обязанность органов местного самоуправления по выдаче градостроительного плана и право лиц на его получение установлены законом – Градостроительным кодексом Российской Федерации, то основания для неисполнения установленной этим законом обязанности (отказ) должны быть установлены равнозначным законом и не могут быть установлены нормативным актом органа местного самоуправления, что приведет к необоснованному ограничению прав, предусмотренных законом.
Представитель Управления культуры Курганской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В материалы дела представлен отзыв, в котором указано, что спорный участок находится в границах территории выявленного объекта культурного наследия «Культурный слой города Кургана». Границы данного объекта культурного наследия установлены приказам Управления культуры Курганской области от 25.09.2012 №292.
Дело рассмотрено в отсутствие Комитета архитектуры и градостроительства Администрации города Кургана, Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области, Управления культуры Курганской области на основании ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 23.06.2008 Департамент и ООО «Промснаб-ЗАТЭ» заключили договор аренды земельного участка №2194-з, согласно которому Департамент передал, а арендатор принял в аренду земельный участок для строительства пятиэтажного здания общественного назначения, офисов и гостиницы по адресу: <...>, с кадастровым номером 45:25:070415:32. Управлением Федеральной регистрационной службы по Курганской области произведена государственная регистрация договора.
Впоследствии права и обязанности по данному договору аренды были переданы ООО «Магистраль и К», а затем ООО «КФХ «Фирма ДГЛ» на основании договоров цессии от 17.09.2008, и от 02.07.2012 (т.1 л.д.21-23, 26-28).
Соглашением о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 23.06.2008 № 2194-з от 01.06.2011, продлен срок действия договора аренды №2194-з земельного участка с кадастровым номером 45:25:070415:32, площадью 1227 кв.м., расположенного по адресу: <...>, произведена государственная регистрация соглашения (т.1 л.д.24).
В соответствии с решением Курганской городской Думы от 19.12.2007 № 318 «Об утверждении Правил землепользования и застройки город Кургана», действовавшим на дату заключения договора аренды, арендуемый участок находился в территориальной зоне Ж3 «зона многоэтажной жилой застройки» - зона многоэтажной жилой застройки выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов высокой плотности застройки с полным набором услуг местного значения и отдельными объектами общегородского значения (ст.1 ч. III). Разрешенные виды использования включают в себя, в том числе: офисы, конторы организаций различных форм собственности, гостиницы, мотели.
В материалы дела представлен кадастровый паспорт земельного участка от 31.01.2014 № 45/201/2014-19088, из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером 45:25:070415:32, расположенный по адресу: <...>, имеет категорию земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование - для размещения пятиэтажного здания общественного назначения, офисов и гостиницы, площадью 1227 кв. м. (т.2 л.д.26).
ООО «КФХ «Фирма ДГЛ» 22.07.2013 обратилось в Комитет архитектуры и градостроительства Администрации города Кургана с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, с приложением документов: копия договора аренды земельного участка № 2194-з от 23.06.2008; копия кадастровой выписки о земельном участке; копия письма ОАО «Курганская генерирующая компания» структурное подразделение «Тепловые сети» № 807 от 16.04.2012; копия Устава ООО «КФК «Фирма ДГЛ»; доверенность от 22.07.2013; копия топографической съемки земельного участка. Заявление зарегистрировано 13.08.2013 (т.1 л.д.33).
07.08.2013 ООО «КФХ «Фирма ДГЛ» обратилось в Администрацию г. Кургана с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, с приложением документов: копия договора аренды земельного участка № 2194-з от 23.06.2008; копия кадастровой выписки о земельном участке; копия письма ОАО «Курганская генерирующая компания» структурное подразделение «Тепловые сети» № 807 от 16.04.2012; копия Устава ООО «КФК «Фирма ДГЛ»; доверенность от 22.07.2013; копия топографической съемки земельного участка. Заявление зарегистрировано 08.08.2013 (т.1 л.д.34).
Письмом от 10.09.2013 Комитет архитектуры и градостроительства Администрации г. Кургана отказал в подготовке и выдаче ООО «КФХ «Фирма ДГЛ» градостроительного плана указанного земельного участка (далее – ГПЗУ) (т.1, л.д. 35).
В качестве основания для отказа в выдаче ГПЗУ указано, что согласно части II «Карта градостроительного зонирования» Правил землепользования и застройки города Кургана, вышеуказанный земельный участок располагается в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж 4), где объекты административно-делового назначения (офисы) являются условно-разрешенным видом использования земельного участка. В связи с решением Курганской городской Думы от 17.04.2013 N72 "О внесении изменений и дополнений в решение Курганской городской Думы от 19.12.2007 N 318 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Кургана" подготовка градостроительного плана земельного участка по вышеуказанному адресу для строительства заявленного объекта возможна после прохождения процедуры публичных слушаний по предоставлению разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, для чего необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Комитет архитектуры и градостроительства. Руководствуясь подпунктом 3 пункта 16 раздела 2 Административного регламента предоставления Комитетом архитектуры и градостроительства Администрации города Кургана муниципальной услуги «Подготовка градостроительных планов земельных участков», отказано в подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка. После получения разрешения на условно-разрешенный вид земельного участка, можете обратиться в Комитет с обращением о подготовке градостроительного плана повторно (т.1 л.д.35).
Считая незаконным бездействие Администрации города Кургана, выразившееся в непредставлении ответа на письмо ООО «КФХ «Фирма ДГЛ» от 07.08.2013, и незаконным отказ Комитета архитектуры и градостроительства Администрации города Кургана в выдаче градостроительного плана земельного участка общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
В силу положений п.9 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент – это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с решением Курганской городской Думы от 19.12.2007 № 318 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Кургана», действовавшим на дату заключения указанного договора, спорный земельный участок находится в территориальной зоне ЖЗ «Зона многоэтажной жилой застройки» - зона многоэтажной жилой застройки выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов высокой плотности застройки с полным набором услуг местного значения и отдельными объектами общегородского значения. Имевшей в своем составе основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, в том числе: «гостиницы, мотели», «административно-управленческие учреждения», «офисы, конторы организаций различных форм собственности», вспомогательные виды разрешенного использования.
В связи с решением Курганской городской Думы от 17.04.2013 N72 "О внесении изменений и дополнений в решение Курганской городской Думы от 19.12.2007 N 318 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Кургана" земельный участок с кадастровым номером 45:25:070415:32 расположенный по адресу: <...> стал относиться к зоне Ж 4 зона застройки многоэтажными жилыми домами, имеющей в своем составе основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования (в т.ч. «объекты административно-делового назначения (отделения банков, административно-управленческие здания, офисы)»), вспомогательные виды разрешенного использования.
При этом кадастровый паспорт земельного участка от 31.01.2014 № 45/201/2014-19088, с кадастровым номером 45:25:070415:32, расположенный по адресу: <...>, имеет категорию земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование - для размещения пятиэтажного здания общественного назначения, офисов и гостиницы, площадью 1227 кв. м.
Изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка в государственный кадастр недвижимости не внесено.
Приказом Управления культуры Курганской области от 25.09.2012 №292 утверждены границы территории выявленного объекта культурного наследия «Культурный слой города Кургана», в соответствии с которым спорный участок с кадастровым номером 45:25:070415:32, расположенный по адресу: <...>, находится в границах территории выявленного объекта культурного наследия (т.2 л.д.120).
Как видно из материалов дела, первоначальное заявленное назначение земельного участка с кадастровым номером 45:25:070415:32, площадью 1227 кв. м. – для строительства двухэтажного задания офиса с магазином промышленных товаров на первом этаже, что подтверждается распоряжением Администрации (Правительства) Курганской области от 05.07.2005 № 207-р «О предварительном месте размещения двухэтажного задания офиса с магазином промышленных товаров на первом этаже ООО «Промснаб-ЗАТЭ» (т.2 л.д.134).
Распоряжением Администрации (Правительства) Курганской области от 10.07.2007 №188-р внесены изменения в распоряжение от 05.07.2005 № 207-р «О предварительном месте размещения двухэтажного задания офиса с магазином промышленных товаров на первом этаже ООО «Промснаб-ЗАТЭ» в части целевого назначения земельного участка – размещение пятиэтажного здания общественного назначения офисов и гостиницы (т.2 л.д.135).
ООО «Промснаб-ЗАТЭ» получено 08.05.2007 № 01-21/155 от Комитета по культуре и искусству Курганской области согласование о возможности строительства пятиэтажного дома общественного назначения на данном земельном участке (т.2 л.д.136).
Распоряжением Правительства Курганской области от 23.06.2008 № 224-р спорный участок представлен ООО «Промснаб-ЗАТЭ» в аренду для строительства пятиэтажного здания общественного назначения офисов и гостиницы (т.2 л.д.137).
В дальнейшем по договору цессии № 1-2008 от 17.09.2008 все права и обязанности по договору аренды земельного участка № 2194 от 23.06.2008 принял – ООО «Магистраль и К», обратившийся с заявлением № 1501-р от 07.06.2010 о подготовке градостроительного плана земельного участка.
Градостроительный план №RU 45301000-1180 был подготовлен Управлением архитектуры и градостроительства 05.07.2010 и утвержден Постановлением Администрации города Кургана от 14.07.2010 №6773 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка для строительства пятиэтажного здания общественного назначения офисов и гостиницы по адресу: <...> (т.2 л.д.138-144).
Согласно Правилам землепользования и застройки города Кургана, утвержденных решением Курганской городской Думы от 19.12.2007 № 318, земельный участок был расположен в историко-культурной зоне, на которую градостроительные регламенты не распространялись и разрешенное использование земельных участков устанавливалось по согласованию с Комитетом культуры и искусства Курганской области (т.2 л.д.145).
По договору цессии от 02.06.2012 и на основании письма Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от 03.09.2012 № 12-01-5605 земельный участок с кадастровым номером 45:25:070415:32, площадью 1227 кв. м. переходит к ООО «КФХ «Фирма ДГЛ».
Частями 1 и 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
В силу части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ст.56 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план является одним из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности.
Как следует из положений статей 43 - 46, 48, 50 - 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительный план является документом, обязательным к наличию и соблюдению при осуществлении строительства и эксплуатации земельного участка.
В соответствии с ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных ч. 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Администрация города Кургана является органом местного самоуправления, статус которого регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно названному закону, органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Постановлением Администрации города Кургана от 27.07.2012 №5302 утвержден Административный регламент предоставления Комитетом архитектуры и градостроительства Администрации города Кургана муниципальной услуги «Подготовка градостроительных планов земельных участков» (далее – Административный регламент).
Пунктами 6, 7 Административного регламента предусмотрено, что муниципальная услуга – подготовка градостроительных планов земельных участков предоставляется Комитетом архитектуры и градостроительства Администрации города Кургана.
Результатом предоставления муниципальной услуги является выдача заявителю градостроительного плана земельного участка либо отказ в предоставлении муниципальной услуги, срок предоставления муниципальной услуги не более 30 рабочих дней со дня поступления заявления в Комитет архитектуры и градостроительства Администрации города Кургана (пункты 8, 9 раздела II Административного регламента).
Исчерпывающих перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги поименован в пункте 11 регламента. Пунктом 16 раздела II Административного регламента предоставления Комитетом архитектуры и градостроительства Администрации города Кургана муниципальной услуги «Подготовка градостроительных планов земельных участков» определён исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
В соответствии с п.п. 3 п. 16 раздела II Административного регламента предусмотрено, что основанием для отказа служит: несоответствие земельного участка установленным предельным (максимальным и минимальным) размерам земельного участка, предельным параметрам разрешенного строительства и (или) установленным градостроительным регламентам.
Предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием, регистрация заявления и прилагаемых документов; рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов и подготовка градостроительного плана земельного участка либо отказ в предоставлении муниципальной услуги; выдача заявителю градостроительного плана земельного участка либо отказ в предоставлении муниципальной услуги (пункт 24 Административного регламента).
Согласно пункту 32 Административного регламента специалист отдела Комитета рассматривает поступившее заявление и прилагаемые к нему документы. Градостроительный план земельного участка утверждается постановлением Администрации города Кургана. По результатам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов, при отсутствии оснований для отказа, предусмотренных пунктом 16 раздела II настоящего Административного регламента, должностное лицо отдела Комитета подготавливает градостроительный план земельного участка по форме, утвержденной Приказом Минрегиона РФ от 10.05.2011 N 207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка", и проект постановления Администрации города Кургана об утверждении градостроительного плана земельного участка. Подготовленный градостроительный план земельного участка с проектом постановления Администрации города Кургана об его утверждении, заявлением и прилагаемыми к нему документами направляется на рассмотрение в Администрацию города Кургана для принятия постановления. На основании принятого Администрацией города Кургана постановления об утверждении градостроительного плана земельного участка должностное лицо отдела Комитета указывает реквизиты постановления в градостроительном плане. При наличии оснований для отказа, должностное лицо Комитета принимает решение об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка в письменной форме, с обязательной ссылкой на основания отказа, предусмотренные пунктом 16 раздела II настоящего Административного регламента.
Согласно п. 1 .ст. 1. Положения о Комитете архитектуры и градостроительства Администрации города Кургана (Приложение № 6 к Решению Курганской городской Думы от 19.10.2011г. № 239 «О структуре Администрации города Кургана») Комитет архитектуры и градостроительства Администрации города Кургана является органом Администрации города и создаётся в целях решения вопросов местного значения и для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Кургана федеральными законами и законами Курганской области.
Согласно п. 1.7. ст.3. вышеуказанного Положения, Комитет готовит проекты градостроительных планов для проведения проектно-изыскательских работ по всем видам строительства, за исключением линейных объектов, комплексной реконструкции и капитального ремонта.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка в составе градостроительного плана земельного участка, не указанного в части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и в составе градостроительного плана земельного участка из земель, не указанных в части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указываются данные и информация, предусмотренные частью 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением информации, предусмотренной пунктом 4 части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В составе градостроительного плана указанного земельного участка также должна указываться информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
Форма градостроительного плана земельного участка утверждена Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка", вступившим в силу 14.07.2011 года.
Так в соответствии с решением Верховного Суда Российской Федерации от 14.05.2012 N АКПИ12-290 по спору о соответствии закону формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207, Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что в силу частей 1 и 2 статьи 44, статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица. Утвержденная Министерством регионального развития Российской Федерации форма плана градостроительного участка, предусматривающая строки для заполнения оснований подготовки градостроительного плана в виде реквизитов заявления обратившегося физического или юридического лица и, соответственно, указание их фамилий, имен, отчества и наименования, отражает лишь факт поступления обращения и никаких предписаний о предоставлении каких-либо иных документов, в том числе правоустанавливающих документов на земельный участок, материалов топографической съемки, не содержит, что полностью согласуется с положениями пунктов 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", запрещающего требовать от заявителя предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникшие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
В соответствии со ст. 51consultantplus://offline/ref=076C15B46DC357EEFA5267F9702BBB92EC4AE00B6552D7EE4C4C95EE9D7AEC86E4161FE228213EL Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для начала строительства объекта недвижимости является разрешение на строительство. По смыслу статей 44, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации ГПЗУ является документом, отображающим информацию о действующем градостроительном регламенте и иную информацию о характеристиках участка, которая необходима для рассмотрения уполномоченным органом вопроса о выдаче разрешения на строительство.
Таким образом, вопрос о возможности осуществления строительства того или иного объекта на земельном участке разрешается на стадии выдачи разрешения на строительство, в том числе на основании информации, содержащейся в градостроительном плане земельного участка, а не на стадии разрешения вопроса о возможности выдачи градостроительного плана.
Градостроительный план земельного участка не имеет статуса правоустанавливающего либо правоподтверждающего документа, по своему содержанию таковым не является, может быть изготовлен применительно к любому земельному участку, как предназначенному для строительства, так и не подлежащему застройке, содержит информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах поставленного на кадастровый учет земельного участка.
Следовательно, подготовка градостроительного плана земельного участка является одним из этапов оформления разрешительной документации, необходимой для получения ООО «КФХ «Фирма ДГЛ» разрешения на строительство.
Буквальное толкование данных норм свидетельствует о том, что орган местного самоуправления обязан подготовить градостроительный план земельного участка, утвердить его и выдать заявителю с указанием информации о фактически разрешенном использовании земельного участка, без оценки соответствия предполагаемого использования земельного участка его целевому назначению.
Согласно п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Градостроительный план земельного участка подлежит представлению в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство объекта, поскольку такое разрешение подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана, а также для ввода объекта в эксплуатацию (пункт 2 части 7, часть 1 статьи 51, пункт 2 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса).
По смыслу статей 41 - 46 Градостроительного кодекса градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Положения Градостроительного кодекса предусматривают право физических или юридических лиц получить от органа местного самоуправления градостроительный план, которому корреспондирует обязанность органов местного самоуправления по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана.
Нормы Градостроительного кодекса не содержат указания на обстоятельства, которые могут быть основанием для отказа в выдаче градостроительного плана (для неисполнения органами местного самоуправления установленной законом обязанности и для ограничения установленного законом права заявителя).
Поскольку обязанность органов местного самоуправления по выдаче градостроительного плана и право лиц на его получение установлены законом - Градостроительным кодексом, то основания для неисполнения указанной этим законом обязанности должны быть установлены равнозначным законом и не могут быть установлены нормативным актом органа местного самоуправления, поскольку это приводит к необоснованному ограничению прав, предусмотренных законом.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, Градостроительным кодексом Российской Федерации установлена обязанность органа местного самоуправления обеспечить подготовку, утверждение и выдачу градостроительного плана по заявлению обратившегося лица.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что такое основание для отказа в выдаче градостроительного плана, как подготовка градостроительного плана земельного участка после прохождения процедуры публичных слушаний по предоставлению разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, Градостроительным кодексом Российской Федерации, не предусмотрено, суд приходит к выводу о том, что отказ Комитета в подготовке и выдаче градостроительного плана является незаконным.
В данном случае Комитетом не представлено доказательств наличия законных оснований для отказа в подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка ООО «КФХ «Фирма ДГЛ».
Также судом установлено и следует из материалов дела, что ООО «КФХ «Фирма ДГЛ» 22.07.2013 обратилось в Комитет с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, с приложением документов и 07.08.2013 ООО «КФХ «Фирма ДГЛ» обратилось в Администрацию г. Кургана с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, с приложением документов.
Заявление ООО «КФХ «Фирма ДГЛ» от 07.08.2013 зарегистрировано Администрацией г. Кургана 08.08.2013, расписано руководителем Администрации города Кургана ФИО3, председателю Комитета архитектуры и градостроительства Администрации города Кургана ФИО4 для рассмотрения и ответа, что подтверждается регистрационной карточкой.
Согласно регистрационной карточке, имеется резолюция на указанном заявлении, заявление направлено Администрацией г.Кургана в Комитет архитектуры и градостроительства Администрации города Кургана для рассмотрения в установленном порядке.
По мнению суда, заявителем был получен ответ на обращение от 07.08.2013 адресованное в Администрацию города Кургана, выраженном в письме от 10.09.2013 Комитета архитектуры и градостроительства Администрации города Кургана.
Письмо Комитета от 10.09.2013 является ответом на обращение ООО «КФХ «Фирма ДГЛ» от 07.08.2013 и от 22.07.2013, что следует из текста самого письма Комитета от 10.09.2013, а также из регистрационной карточки Администрации города Кургана.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, об отсутствие незаконного бездействия Администрации города Кургана, выразившееся в непредставлении ответа на письмо ООО «КФХ «Фирма ДГЛ» от 07.08.2013.
Комитет архитектуры и градостроительства Администрации города
Кургана является уполномоченным органом по подготовке градостроительных планов на земельные участки и предоставляет муниципальную услугу по предоставлению градостроительных планов земельных участков в рамках Административного регламента, утвержденного постановлением Администрации города Кургана от 27.07.2012 №5302.
Исходя из изложенного, доводы заявителя относительно незаконного бездействия Администрации города Кургана, выразившееся в непредставлении ответа на письмо ООО «КФХ «Фирма ДГЛ» от 07.08.2013 указанные в заявлении и приведенные в судебном заседании, не нашли своего подтверждения, подлежат отклонению. Совокупность условий, несоответствие закону и нарушение законных прав и интересов заявителя, как основание для признания незаконным бездействия Администрации города Кургана материалами дела не подтверждена. Оснований для удовлетворения требований заявителя в этой части не имеется.
Отказ Комитета архитектуры и градостроительства Администрации города Кургана от 10.09.2013 в подготовке и выдаче ООО «Крестьянско-фермерское хозяйство «Фирма ДГЛ» градостроительного плана земельного участка кадастровый номер 45:25:070415:32 расположенного по адресу: <...>, препятствует исполнить условия договора аренды от 23.08.2008, а, следовательно, нарушили права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, исследованных согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что Комитетом архитектуры и градостроительства Администрации города Кургана не представлено доказательств наличия законных оснований для принятия оспариваемого отказа, в связи, с чем требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, доводы заинтересованного лица, изложенные в письменных отзывах, и приведенные в судебном заседании, подлежат отклонению.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части судебного акта должно содержаться указание на признание решения незаконным полностью и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Указанная норма является правовосстановительной, обеспечивающей восстановление нарушенных прав общества и является следствием требования о признания отказа незаконным.
Определяя срок для устранения нарушения прав и законных интересов заявителя, суд принимает во внимание аналогичный срок для подготовки и утверждения градостроительного плана установленный частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Административным регламентом.
Также суд удовлетворяя требования заявителя в части, обязывает Администрацию города Кургана утвердить ООО «Крестьянско-фермерское хозяйство «Фирма ДГЛ» градостроительный план земельного участка кадастровый номер 45:25:070415:32, исходя из положений пункта 32 Административного регламента предусматривающего, что подготовленный градостроительный план земельного участка с проектом постановления Администрации города Кургана об его утверждении, заявлением и прилагаемыми к нему документами направляется Комитетом на рассмотрение в Администрацию города Кургана для принятия постановления, градостроительный план земельного участка утверждается постановлением Администрации города Кургана.
Исходя из изложенного, заявление подлежит удовлетворению в части.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины распределены в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Заявление удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Комитета архитектуры и градостроительства Администрации города Кургана от 10.09.2013 в подготовке и выдаче обществу с ограниченной ответственностью «Крестьянско-фермерское хозяйство «Фирма ДГЛ» градостроительного плана земельного участка кадастровый номер 45:25:070415:32 расположенного по адресу: <...>.
Обязать Комитет архитектуры и градостроительства Администрации города Кургана в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу подготовить и выдать обществу с ограниченной ответственностью «Крестьянско-фермерское хозяйство «Фирма ДГЛ» градостроительный план земельного участка кадастровый номер 45:25:070415:32 расположенного по адресу: <...>.
Обязать Администрацию города Кургана в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу утвердить обществу с ограниченной ответственностью «Крестьянско-фермерское хозяйство «Фирма ДГЛ» градостроительный план земельного участка кадастровый номер 45:25:070415:32 расположенного по адресу: <...>.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с Комитета архитектуры и градостроительства Администрации города Кургана (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Крестьянско-фермерское хозяйство «Фирма ДГЛ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.
Судья
Н.А. Обабкова