АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Климова ул., 62 д., Курган, 640002 http://kurgan.arbitr.ru,
тел. (3522) 41-84-84, факс (3522) 41-88-07
E-mail: info@kurgan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Курган Дело №А34-4572/2010
11 января 2011 года.
Резолютивная часть решения объявлена 28 декабря 2010 года
Решение изготовлено в полном объеме 11 января 2011 года
Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Обабковой Н.А. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Назаренко С.А.
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Открытого акционерного общества «Медсервис»
заинтересованное лицо: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе
об оспаривании постановления от 10.08.2010 № 62-10-473/ПН о назначении административного наказания
при участии в заседании:
от заявителя: явки нет, извещен;
от заинтересованного лица: ФИО1, представитель по доверенности от 11.01.2010 № 3;
установил:
Открытое акционерное общество «Медсервис» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее – административный орган, РО ФСФР России в УрФО) от 10.08.2010 № 62-10-473/ПН о прекращении производства по делу об административном правонарушении которым Общество привлечено к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере 500000 руб. на основании части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс); признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе от 10.08.2010 № 62-10-473/ПН о привлечении к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере 500000 руб. на основании части 9 статьи 19.5 Кодекса (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В обосновании заявленных требований заявитель указал, что в адрес Общества было направлено два постановления и по каждому из них ОАО «Медсервис» привлекается к административной ответственности за одно и то же правонарушение. При этом, при принятии решения о прекращении производства по делу об административном правонарушении наказание не назначается. 04.05.2010 РО ФСФР России в УрФО в адрес Общества направлено предписание, содержащее требование о раскрытии информации на странице в сети Интернет данных за 2006-2010 годы, опубликования сообщений в ленте новостей за указанные периоды, а также предоставление ежеквартального отчета за 4 квартал 2009 года. 15.12.2009 на внеочередном общем собрании акционеров Общества принято решение о его ликвидации и назначении ликвидационной комиссии. Составлен промежуточный ликвидационный баланс, утвержденный решением общего собрания акционеров. Ликвидационная комиссия не имеет возможности по устранению нарушений, допущенных прежними руководителями Общества, начиная с 2006 года. В связи с отсутствием средств Общество не имеет доступа к сети Интернет. В апреле 2010 в адрес административного органа Общество направило письмо-уведомление о невозможности в дальнейшем соблюдать лицензионные требования, данным доводам в оспариваемых постановлениях оценка не дана. По мнению заявителя, нарушена процедура привлечения к ответственности, Общество не было приглашено для принятия протокола об административном правонарушении. Обществом в лице ликвидационной комиссии с момента ее назначения принимаются все необходимые меры по соблюдению требований законодательства, в пределах, имеющихся у нее полномочий.
Определением суда от 19.11.2010 дело №А34-4572/2010 по заявлению ОАО «Медсервис» о признании незаконным и отмене постановления РО ФСФР России в УрФО от 10.08.2010 № 62-10-473/ПН о прекращении производства по делу об административном правонарушении которым Общество привлечено к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере 500000 руб. на основании части 9 статьи 19.5 Кодекса и дело № А34-4891/2010 по заявлению ОАО «Медсервис» о признании незаконным и отмене постановления РО ФСФР России в УрФО от 10.08.2010 № 62-10-473/ПН о привлечении к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере 500000 руб. на основании части 9 статьи 19.5 Кодекса объединены в одно производство для совместного рассмотрения, с присвоением объединенному делу №А34-4572/2010.
В судебное заседание представители заявителя не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (уведомление № 78141 от 16.12.2010). От ОАО «Медсервис» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Представитель заинтересованного лица требования заявителя не признал по мотивам, изложенным в письменном отзыве на заявление. В судебном заседании, пояснил, что в адрес заявителя было направлено 04.05.2010 предписание содержащее требование раскрытия на странице в сети Интернет: форм 1-6 годовой бухгалтерской отчетности за 2006; пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности за 2006; аудиторского заключения, подтверждающего достоверность годовой бухгалтерской отчетности за 2006; ежеквартальных отчетов за 1-4 кварталы 2008; годовых отчетов за 2007, 2008; списков аффилированных лиц, составленных на даты окончания 4 квартала 2009, 1 квартала 2010. Опубликования сообщений в ленте новостей сообщений о порядке доступа к ежеквартальным отчетам Общества за 1-4 кварталы 2008, 4 квартал 2009; сообщений о раскрытии на странице в сети Интернет списков аффилированных лиц, составленных на даты окончания 2, 3, 4 кварталов 2009, 1 квартала 2010. Представления в Региональное отделение ФСФР России в УрФО на электронном носителе файла, содержащего текст ежеквартального отчета Общества за 4 квартал 2009 года в XML- формате (версия 1.0) в кодировке Windows-1251 с расширение «.xml». Представления документов, подтверждающих исполнение настоящего Предписания. Обществом данное предписание в установленный срок не было исполнено, неисполнение заявителем предписания заинтересованного лица образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 Кодекса. Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен, уведомление о времени и месте составления протокола направлено Обществу 18.06.2010 и получено им 28.06.2010. В отношении ОАО «Медсервис» РО ФСФР России в УрФО вынесено лишь одно постановление от 10.08.2010 № 62-10-473/ПН в виде наложения административного штрафа в размере 500000 руб. на основании части 9 статьи 19.5 Кодекса. В связи с технической опиской в названии постановления, была повторно изготовлена страница № 1, с правильным наименованием и направлена в адрес заявителя. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества, что предполагает раскрытие информации и исполнение законных предписаний государственных органов. По мнению заинтересованного лица, учитывая характер совершенного правонарушения, полагает возможным применение в рассматриваемом случае ст.2.9 Кодекса.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя на основании ст. 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав доводы представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.
Открытое акционерное общество «Медсервис» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1024500509615.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 317 «Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) является федеральная служба по финансовым рынкам. ФСФР Росси осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Пунктами 5.3.7, 6.1 названного Положения предусмотрено, что Федеральная служба по финансовым рынкам вправе выдавать предписания, запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции службы вопросам.
Как следует из материалов дела, 24.02.2010 вх.62-10-1182/эм в РО ФСФР России в УрФО поступил ежеквартальный отчет ОАО «Медсервис» за 4 квартал 2009 на бумажном и магнитном носителях.
При осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства РФ о рынке ценных бумаг, в ходе рассмотрения представленного ОАО «Медсервис» 24.02.2010 вх.62-10-1182/эм в РО ФСФР России в УрФО ежеквартального отчета за 4 квартал 2009 выявлены нарушения требований Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Приказом ФСФР России от 10.10.2006 г. №06-117/пз-н (далее - Положение), Требования к электронным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Приказом ФСФР России от 18.06.2009 г. № 09-23/пз-н (далее - Требование).
В связи с выявленными нарушениями региональным отделением в адрес общества направлено предписание от 04.05.2010 № 62-10-СФ-08/5471 об устранении выявленных нарушений законодательства.
Указанное предписание необходимо было исполнить путем раскрытия на странице в сети Интернет:форм 1-6 годовой бухгалтерской отчетности за 2006; пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности за 2006; аудиторского заключения, подтверждающего достоверность годовой бухгалтерской отчетности за 2006; ежеквартальных отчетов за 1-4 кварталы 2008; годовых отчетов за 2007,2008; списков аффилированных лиц, составленных на даты окончания 4 квартала 2009, 1 квартала 2010.Опубликования в ленте новостей сообщений о порядке доступа к ежеквартальным отчетам Общества за 1-4 кварталы 2008, 4 квартал 2009; сообщений о раскрытии на странице в сети Интернет списков аффилированных лиц, составленных на даты окончания 2, 3, 4 кварталов 2009, 1 квартала 2010. Представления в Региональное отделение ФСФР России в УрФО на электронном носителе файла, содержащего текст ежеквартального отчета Общества за 4 квартал 2009 года в XML- формате (версия 1.0) в кодировке Windows-1251 с расширение «.xml». Представить в региональное отделение документы подтверждающие исполнение предписания.
Предписание получено обществом 11.05.2010, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении корреспонденции. Указанное предписание необходимо было исполнить в течение 30 дней с даты его получения, то есть в срок до 10.06.2010, путем направления в РО ФСФР России в УрФО документов подтверждающих исполнение предписания.
Названное предписание регионального отделения от 04.05.2010 № 62-10-СФ-08/5471 получено обществом 11.05.2010, но в установленный срок (то есть до 10.06.2010) не исполнено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления региональным отделением в отношении общества протокола от 12.07.2010 № 62-10-526/пр-ап об административном правонарушении. На составление протокола об административном правонарушении законный представитель общества, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов административного дела, не явился (уведомление № 62099427416044, вручено 28.06.2010).
Постановлением Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе от 10.08.2010 № 62-10-473/ПН заявитель привлечен к административной ответственности к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 500000 руб. На рассмотрение материалов административного дела законный представитель общества, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов административного дела, не явился (уведомление № 62099428187011, вручено 04.08.2010).
Считая постановление регионального отделения от 10.08.2010 № 62-10-473/ПН о привлечении к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу п. 7 ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", п. 1 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и их должностными лицами на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1. Положения о Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе, утвержденного приказом ФСФР России от 12.03.2010 № 10-47/ПЗ данное региональное отделение является территориальным органом Федеральной службы по финансовым рынкам, действующим на территории Курганской области, Свердловской области, Тюменской области, Челябинской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа.
В соответствии с положениями пункта 10 статьи 42, пункта 7 статьи 44, пункта 2 статьи 44.1 ФЗ от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. При этом данный орган вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. При направлении эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг и саморегулируемым организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг запросов о предоставлении информации данный орган обязан мотивированно обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 5.3.6.1, 5.3.7, 6.1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 317 и в пунктах 1.3, 2.1.6, 2.1.7, 2.2.1 Положения о Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе, утвержденного приказом ФСФР России от 12.03.2010 № 10-47/ПЗ.
Частью 9 статьи 19.5 Кодекса установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Таким образом, объективную сторону состава данного правонарушения образует бездействие лица, связанное с невыполнением в установленный срок законного предписания заинтересованного лица по данному делу.
Согласно п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) открытое акционерное общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Частью 4 ст. 93 Закона об акционерных обществах предусмотрено, что общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Статья 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", предусматривает, что состав информации, порядок и сроки ее раскрытия, а также порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение.
Порядок раскрытия информации установлен Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее - Положение).
В соответствии с п.1.1. Положение регулирует состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг, а также устанавливает требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам.
Действие настоящего Положения распространяется на всех эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, включая международные финансовые организации, размещение и/или обращение ценных бумаг которых осуществляется в Российской Федерации (пункт 1.2.).
В соответствии с п.5.5 Положения ежеквартальный отчет должен быть составлен по форме согласно Приложению № 10 к Положению.
В соответствии с п.5.7 Положения в срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала Общество обязано опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет, который должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, с даты его опубликования в сети Интернет.
Согласно п.1.14 Положения в случаях, когда в соответствии с Положением эмитент обязан представить (направить) в регистрирующий орган какой-либо документ, содержащий подлежащую раскрытию информацию, такой документ представляется в регистрирующий орган на бумажном носителе. В случае, если бумажный носитель документа насчитывает более одного листа, он должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью эмитента на прошивке ми заверен печатью уполномоченного лица эмитента.
Одновременно с предоставлением документа на бумажном носителе в регистрирующий орган представляется текст документа в формате и на электронном носителе, соответствующем требованиям федерального исполнительного органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Соответствие текста документа на электронном носителе представленному документу на бумажном носителе подтверждается письмом, подписанным уполномоченным лицом эмитента.
В силу п. 8.5.1 Положения акционерные общества обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц.
В соответствии с пунктом 8.5.2. список аффилированных лиц акционерного общества должен быть составлен по форме согласно Приложению 26 к настоящему Положению. Список аффилированных лиц акционерного общества должен содержать сведения, которые известны или должны быть известны этому акционерному обществу.
Пунктом 8.5.3 Положения определено, что акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, - не позднее 2 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список.
Подпунктом «а», «г» п. 8.1.1 Положения установлено, что открытое акционерное общество, а также закрытое акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг (далее для целей настоящей главы Положения именуются вместе акционерные общества), помимо иной информации, предусмотренной настоящим Положением, обязаны раскрывать годовой отчет акционерного общества; сведения об аффилированных лицах акционерного общества.
В соответствии с п. 8.3.1 Положения акционерные общества обязаны раскрывать, информацию в форме годовой бухгалтерской отчетности.
Согласно п. 8.3.3 Положения годовая бухгалтерская отчетность акционерного общества должна содержать: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные нормативными актами Российской Федерации; аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; пояснительную записку.
В соответствии с п. 8.3.6 Положения текст годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.
В соответствии с п. 8.2.1 Положения акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годового отчета.
Пунктом 8.2.4 Положения предусмотрена обязанность опубликовать текст годового отчета на странице в сети Интернет в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества.
Требования к электронным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Приказом ФСФР России от 18.06.2009 г. № 09-23/пз-н (далее – Требования).
Согласно п. 3.1 Требования файлы, содержащие текст ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг, должны быть представлены в XML- формате (версия 1.0) в кодировке Windows-1251 с расширение «.хш1».
В соответствии с п.3.2 Требования для заполнения электронного документа, являющегося ежеквартальным отчетом эмитента эмиссионных ценных бумаг, должен использоваться программный продукт ФСФР России («Программа-анкета для ежеквартального отчета эмитентов ФСФР России»), распространяемый без взимания платы через сайт ФСФР России в сети Интернет по адресу: http:// www. ffms. ru/.
Пунктом 3.2. Требования файлы допускается упаковывать в архив формата ZIP (ZIP-fopmat). Каждый файл упаковывается отдельно, имя архивного файла должно совпадать с имением исходного файла и иметь расширение zip.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 13.11.2007 N 07-107/пз-н утвержден Административный регламент по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора (далее - Административный регламент).
В силу п. 21 Административного регламента организация камеральных проверок организаций или камеральных проверок сведений, изложенных в обращениях и жалобах, поступающих в ФСФР России инспекторами Центрального аппарата ФСФР России возлагается на начальников структурных подразделений ФСФР России в соответствии с утвержденными положениями об управлениях ФСФР России. При проведении камеральной проверки ФСФР России вправе истребовать у организации любые необходимые для проведения камеральной проверки и решения вопросов, относящихся к компетенции ФСФР России, объяснения, сведения и документы.
Из приведенных положений нормативных актов следует, что региональное отделение, являющееся территориальным органом исполнительной власти в области финансовых рынков, наделено правом направления коммерческим и некоммерческим организациям, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации предписаний в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к его компетенции.
Ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса, в виде взыскания штрафа с юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Указанным положением Кодекса не установлен какой-либо определенный перечень предписаний федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа, за неисполнение которых предусмотрена данная ответственность, а лишь указано на неисполнение законного предписания названного органа.
Как установлено материалами дела, предписание регионального отделения от 04.05.2010 № 62-10-СФ-08/5471 об устранении выявленных нарушений законодательства, ОАО «Медсервис» не исполнено, что подтверждается Актом о неисполнении предписания от 11.06.2010.
Материалами дела установлено, что заявитель в установленный срок не представил в Региональное отделение ФСФР России в УрФО документов, подтверждающих исполнение предписания.
Как следует из материалов дела 15.12.2009 на внеочередном общем собрании акционеров ОАО «Медсервис» принято решение о его ликвидации и назначении ликвидационной комиссии. В органах печати помещена публикация о ликвидации Общества, приняты меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, направлено уведомление в ИФНС по г. Кургану. По окончанию срока для предъявления требований кредиторами ликвидационной комиссией составлен промежуточный ликвидационный баланс, утвержденный решением общего собрания акционеров от 02.04.2010. Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса направлено в ИФНС по г. Кургану.
ИФНС России по г. Кургану 21.01.2010 внесена запись в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации Общества, свидетельство серии 45 № 001126324, и запись о формировании ликвидационной комиссии, свидетельство серии 45 № 001126325.
В связи с задолженностью перед налоговым органом, решением ИФНС России по г. Кургану приостановлены операции по счетам Общества.
21.04.2010 ОАО «Медсервис» направило руководителю регионального отделения письмо-уведомление, полученное 26.04.2010, в котором указало о невозможности в дальнейшем соблюдать лицензионные требования, из-за отсутствия денежных средств, у Общества отсутствует возможность выхода в Интернет для раскрытия необходимой информации.
Кроме того сопроводительным письмом от 13.01.2010 Общество извещало Региональное отделение о том, что годовые отчеты за 2006-2007 не могут быть представлены ввиду их изъятия Управлением ФСБ России по Курганской области на основании протокола обыска от 08.06.2007, и по настоящий момент данные документы не возвращены.
Судом также установлено, что решением Арбитражного суда Курганской области по делу № А34-3343/2010 от 22.10.2010 в удовлетворении Федеральной налоговой службы России в лице ИФНС по г. Кургану о признании ОАО «Медсервис» несостоятельным банкротом отказано. Решением Арбитражного суда Курганской области по делу № А34-3690/2010 от 03.09.2010 с ОАО «Медсервис» в пользу ОАО «Уралсвязьинформ» взыскана задолженность за услуги Интернет в размере 11768руб.89коп., 2000руб. в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины.
ОАО «Медсервис» полагая, что указанные в предписании регионального отделения требования неправомерны, при этом названное предписание не обжаловали. Также при получении данного предписания, Общество не направило в адрес Регионального отделения сведения о принятии решения о ликвидации общества и создании ликвидационной комиссии.
Письмо-уведомление от 21.04.2010, и сопроводительное письмо от 13.01.2010 не имеет ссылки на предписание от 04.05.2010 № 62-10-СФ-08/5471, в материалах дела имеются сведения о предписании № 62-09-СФ-08/12545.
Довод заявителя относительно того, что он не имел возможности исполнить предписание, в связи с принятием 15.12.2010 акционерами общества, решение о его ликвидации, назначением ликвидационной комиссии, в полномочия которой входит только лишь вопросы, связанные с ликвидацией юридического лица, а также прекращением производственной деятельности с марта 2010, подлежит отклонению.
Согласно Главы VIII Положения о раскрытии информации, обязанность по обязательному раскрытию информации и обеспечения к ней доступа в открытом акционерном обществе существует до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности (ликвидации) акционерного общества.
Предписанием от 04.05.2010 Обществу предписывалось раскрыть информацию, которую Общество обязано было своевременно раскрывать и обеспечивать доступ к информации на сайте.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" данный Закон определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров.
При этом согласно п.3 ст.21 Закона № 208-ФЗ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочияпо управлению делами общества. В том числе по управлению текущей деятельностью Общества, что предполагает раскрытие информации и исполнение законных предписаний государственных органов.
Следовательно, Общество, в котором все полномочия по управлению переданы ликвидационной комиссии, имело возможность исполнить предписание.
Доводы заявителя о невозможности предоставления ежеквартального отчета за 4 квартал 2009 опровергаются, представленным в региональное отделение 24.02.2010 отчета ОАО «Медсервис» за 4 квартал на бумажном и электронном носителе, но в ином формате, чем XML- формате (версия 1.0) в кодировке Windows-1251 с расширение «.хш1».
Общество привлечено к административной ответственности за неисполнение предписания, согласно которому ОАО «Медсервис» в том числе должно было представить документы в РО ФСФР России в УрФО подтверждающие исполнение указанного предписания.
Однако Общество не предприняло необходимых и достаточных мер для исполнения предписания Регионального отделения. Кроме того, Общество могло обратиться в Региональное отделение с ходатайством о продлении срока исполнения предписания или обжалованием его законности.
Довод заявителя о том, что в адрес Общества было направлено два постановления и по каждому из них ОАО «Медсервис» привлекается к административной ответственности за одно и то же правонарушение, подлежит отклонению.
Как следует из материалов дела, и пояснений представителя заинтересованного лица, в отношении ОАО «Медсервис» РО ФСФР России в УрФО вынесено постановление от 10.08.2010 № 62-10-473/ПН в виде наложения административного штрафа в размере 500 000 рублей на основании части 9 статьи 19.5 Кодекса.
Вместе с тем имелась техническая описка в названии постановления, указано постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 10.08.2010 № 62-10-473/ПН, согласно которому ОАО «Медсервис» привлечено к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере 500 000 рублей на основании части 9 статьи 19.5 Кодекса. Данное постановление направлено административным органом и получено заявителем 27.08.2010.
Техническая описка была исправлена и повторно постановление с верным наименованием о назначении административного наказания от 10.08.2010 № 62-10-473/ПН, направлено административным органом и получено заявителем 17.09.2010.
При изучении текста постановлений расхождения имеются только в названии, вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная часть постановления идентична. На странице 3 постановлений представленных заявителем имеются идентичные дата выдачи постановления, подпись и печать руководителя.
В связи с изложенным у суда нет оснований полагать, что в отношении заявителя было принято два постановления по одним и тем же основаниям. Указанные обстоятельства суд не расценивает как существенное нарушение порядка привлечения к административной ответственности, оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа не имеется.
Суд с учетом положений ст. 1.5, 2.1 Кодекса приходит к выводу, что вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения надлежащим образом установлена и заключается в том, что обществом не были предприняты все зависящие от него меры, направленные на своевременное исполнение указанного предписания.
Доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер, направленные на своевременное исполнение указанного предписания, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 Кодекса. Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме. Арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Оценив фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу, что имеются обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности допущенного обществом административного правонарушения.
В силу статьи 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 № 60) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, установленная законодателем в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность не препятствует судам общей юрисдикции и арбитражным судам избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих или отягчающих обстоятельств, а также при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Состав административного правонарушения, предусмотренный статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, однако, суд считает, что данное обстоятельство не исключает возможность применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Все правонарушения, ответственность за совершение которых установлена Кодексом, посягают на определенную область общественных отношений. При этом законодатель, предоставляя право освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, не установил зависимости в применении положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от сферы общественных отношений, в которой совершено правонарушение.
Указанная правовая позиция согласовывается с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 № 60), согласно которому при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учётом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Доказательств наличия конкретных негативных последствий для охраняемых общественных отношений материалы дела не содержат. Фактов пренебрежительного отношения общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права в судебном заседании не установлено.
По смыслу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
При оценке обстоятельств совершения правонарушения суд также принимает во внимание признание обществом факта совершения правонарушения и учитывает принцип соразмерности и справедливости наказания при привлечении к административной ответственности (минимальный размер штрафа по части 9 статьи 19.5 Кодекса для юридических лиц - 500000 руб.), поскольку в силу пункта 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 2 от 27.01.2003 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьёй Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, возможность устранить несоразмерность наказания отсутствует.
Суд при рассмотрении спора по существу установил, что совершенное обществом административное правонарушение в данном случае не содержит существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям, не привело к наступлению каких-либо общественно-опасных последствий, учитывая нахождение Общества в стадии ликвидации.
Учитывая в совокупности конкретные обстоятельства совершенного административного правонарушения, последствия его совершения, не повлекшие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, существенного вреда интересам граждан, общества и государства, суд приходит к выводу, что правонарушение обладает низкой степенью общественной опасности, то есть имеются основания для признания совершенного деяния малозначительным и освобождения общества от административной ответственности.
С учётом вышеизложенного, а также, принимая во внимание принцип соразмерности и справедливости наказания, суд считает, что цель предупреждения совершения новых правонарушений может быть достигнута в данном случае объявлением судом обществу устного замечания.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая конституционные принципы соразмерности и справедливости при назначении наказания, положения Европейской конвенции от 20.03.1952 о разумном балансе публичного и частного интересов, с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 20.11.2008 № 60 «О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях», а также учитывая отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, отсутствие неблагоприятных последствий, суд с учетом конкретных обстоятельств дела, отсутствия вредных последствий и в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания считает возможным применить в данном случае статью 2.9 Кодекса, квалифицировать допущенное административное правонарушение как малозначительное и освободить общество от ответственности.
Как указано в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд,
решил:
Признать незаконным и отменить постановление руководителя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе от 10.08.2010 № 62-10-473/ПН о привлечении к административной ответственности Открытого акционерного общества «Медсервис» за правонарушение, предусмотренное частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Освободить Открытое акционерное общество «Медсервис» от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения и ограничиться устным замечанием.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а также может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Курганской области при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья Н.А.Обабкова