АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Курган Дело № А34-4922/2010
16 декабря 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 декабря 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 16 декабря 2010 года.
Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Губановой Е.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Масленниковой Е.П.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Куртамышском районе Курганской области,
заинтересованное лицо: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Каминская основная общеобразовательная школа»,
о взыскании штрафных санкций в сумме 2 359 руб. 91 коп.;
при участии в заседании представителей:
от заявителя: явки нет, извещен;
от заинтересованного лица: явки нет, извещен;
после перерыва:
от заявителя: ФИО1, доверенность № 1 от 11.01.2010;
от заинтересованного лица: явки нет, извещен;
установил:
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Куртамышском районе Курганской области (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о взыскании с Муниципального общеобразовательного учреждения «Каминская основная общеобразовательная школа» (далее – заинтересованное лицо, Учреждение) штрафных санкций за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета от начисленных за 2009 год платежей в сумме 2 359 руб. 91 коп.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что учреждением были представлены в орган Пенсионного фонда Российской Федерации недостоверные сведения на работающих у него застрахованных лиц в части специального страхового стажа, в результате чего нарушены требования пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Заявленные штрафные санкции просит взыскать на основании статьи 17 названного закона.
В судебном заседании 06 декабря 2010 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 13 час. 00 мин. 13 декабря 2010 года. После перерыва судебное заседание продолжено.
В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, изложенным в заявлении, дополнении к заявлению, представленным письменным возражениям на отзыв. Указывает, что согласно пункту 1 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, периоды выполнявшейся работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, начиная с 01.09.2000 засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). В соответствии с тарификационными списками, ФИО2 в период с 01.09.2008 по 01.09.2009 занимала должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки, в то время, как в индивидуальных сведениях работодатель указывает занятие указанной должности на 1,0 ставку.
Заинтересованное лицо явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Извещено о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом в соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (уведомление № 968318). До проведения судебного заседания от Учреждения через канцелярию суда поступило письменное заявление о рассмотрении дела в судебном заседании без участия представителя заинтересованного лица. Кроме того, в материалы дела представлен отзыв на заявление, в котором указано, что Учреждение с требованиями заявителя не согласно, ФИО2 работала учителем на полную ставку, совмещая с должностью заместителя директора год - на полную ставку, два года - на 0,5 ставки, работа заместителем директора является работой по совместительству, с 26.08.2009 назначена на должность директора Учреждения.
В соответствии со статьями 156, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в судебном заседании в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя заявителя, суд приходит к следующему.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Каминская основная общеобразовательная школа» зарегистрировано в качестве юридического лица, основной государственный регистрационный номер записи 1024501573722, зарегистрировано в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Куртамышском районе Курганской области в качестве страхователя, регистрационный номер 055-109-000793.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ) заинтересованное лицоявляется страхователем в системе обязательного пенсионного страхования. В силу статьи 15 названного Закона учреждение обязано в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователь представляет, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования один раз в год не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указывает: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; 7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; 9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, пунктом 27 Инструкции «О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 № 318 сведения о страховом (трудовом) стаже представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица, а также данных бухгалтерского учета о начислении и уплаты страховых взносов.
Статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, пунктом 35 указанной Инструкции предусмотрено, что территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, необходимых для целей индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе за достоверностью сведений о трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования.
Как следует из материалов дела, 14.05.2010 специалистом Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Куртамышском районе Курганской области на основании решения о проведении документальной проверки от 14.05.2010 № 3 была проведена проверка Муниципального общеобразовательного учреждения «Каминская основная общеобразовательная школа» по вопросу достоверности представленных страхователем индивидуальных сведений о страховом стаже застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования.
В результате проверки сведения индивидуального (персонифицированного) учета в части указания страхового стажа одного застрахованного лица признаны недостоверными (акт № 11-3 от 14.05.2010, справка). Для устранения выявленных несоответствий страхователю предложено представить корректирующие формы индивидуальных сведений за 2009 год на 1 человека до 28.05.2010.
По итогам проверки составлен акт об обнаружении фактов от 14.05.2010 № 3, подтверждающий выявленные в ходе проведения проверки факты несоответствия представленных в Управление страхователем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
По результатам проверки предлагалось привлечь Муниципальное общеобразовательное учреждение «Каминская основная общеобразовательная школа»к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ за предоставление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде взыскания штрафа в размере 10 процентов причитающихся за год платежей в отношении застрахованных лиц, на которых были представлены недостоверные сведения.
Сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении застрахованного лица, на которое были представлены недостоверные сведения, за 2009 год составляет 23 599 руб. 08 коп. Сумма штрафных санкций, подлежащих применению, в связи с выявленными нарушениями составила 2 359 руб. 91 коп.
По результатам рассмотрения указанного акта начальником Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Макушинском районе Курганской области вынесено решение от 14.05.2010 № 3 о привлечении Муниципального образовательного учреждения «Каминская основная общеобразовательная школа»к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Закона за представление недостоверных сведений в виде штрафа в размере 2 359 руб. 91 коп.
В адрес Учреждения было направлено требование от 16.07.2010 № 2, которым ему было предложено уплатить штраф в срок до 26.07.2010. Указанное требование Учреждениемне исполнено.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Поскольку Учреждением представлены в орган Пенсионного фонда Российской Федерации недостоверные сведения, необходимые для целей индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2009 год, факт правонарушения является установленным, подтверждается материалами дела.
Судом не принимаются доводы заинтересованного лица, изложенные в отзыве, поскольку они не основаны на нормах законов и иных нормативных правовых актов, не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации.
Вместе с тем, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению частично на основании следующего.
Устанавливая факт наличия в действиях заинтересованного лица состава правонарушения, суд считает возможным уменьшить размер штрафных санкций, учитывая наличие обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (статья 22 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным законом.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 112 и пункту 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации в суд в качестве смягчающих ответственность правонарушителя может признать любые обстоятельства, при наличии которых размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с установленным размером.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», следует, что если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении размера подлежащего взысканию штрафа суд обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, по результатам оценки соответствующих обстоятельств суд вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений закона РСФСР «Об основах налоговой службы РСФСР» и законов Российской Федерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации» и «О федеральных органах налоговой полиции», санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной степени относятся к физическим и юридическим лицам.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные по делу доказательства, суд признает смягчающими ответственность Муниципального образовательного учреждения «Каминская основная общеобразовательная школа» следующие обстоятельства в совокупности: совершение правонарушения впервые, рассматриваемое правонарушение имеет формальный состав, тот факт, что негативные последствия совершенного правонарушения фактически не наступили, а также тяжелое финансовое положение и социальную направленность деятельности заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая принцип справедливости при назначении наказания и соразмерность последнего допущенному правонарушению суд считает возможным снизить размер применяемых в отношении заинтересованного лица штрафных санкций до 200 руб.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине отнесены на заинтересованное лицо и составляют 2000 руб.
Вместе с тем, учитывая правовой статус и имущественное положение заинтересованного лица, суд на основании статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 19 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.20078 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», считает возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с заинтересованного лица до 100 рублей.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 178, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Заявление удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Каминская основная общеобразовательная школа» в пользу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Куртамышском районе Курганской области финансовую санкцию в сумме 200 руб.
В остальной части заявления отказать.
Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Каминская основная общеобразовательная школа» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 100 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Решение в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционные и кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Курганской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить, соответственно, на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья Е.И. Губанова