ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-5362/2018 от 09.07.2018 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган

Дело № А34-5362/2018

13 июля 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 09 июля 2018 года.

В полном объёме решение изготовлено 13 июля 2018 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Т.Ю. Желейко, при ведении протокола судебного заседания в письменном виде и с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Е.В.Лакисовой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курганской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании 27 500 руб.,

при участии:

от заявителя: явки нет, извещён надлежащим образом,

от заинтересованного лица: ФИО1, представитель по доверенности от 25.07.2017 №17,

установил:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) (далее также – заявитель, УПФР в г.Кургане Курганской области (межрайонное), Управление) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о взыскании с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курганской области (далее также – заинтересованное лицо, ГУ МЧС) штрафных санкций в размере 27 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчётный период ноябрь 2016 года.

Заявитель, не обеспечил явку своего представителя в судебное заседание, о месте и времени заседания извещён надлежащим образом (статьи 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствии заявителя.

От заинтересованного лица через канцелярию суда 28.06.2018 поступили дополнения к отзыву на заявленные требования.

От заявителя через канцелярию суда 06.07.2018 поступило заявление о рассмотрение заявленных требований без участия представителя УПФР в г.Кургане Курганской области (межрайонное).

Поступившие документы судом приобщены к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против заявленных требований, просил снизить размер штрафа. Пояснил, что Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курганской области не оспаривается факт и обстоятельства нарушения требований представления в установленные сроки сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М. Вместе с тем просил учесть смягчающие обстоятельства, также просит учесть, что впервые привлекается к ответственности за нарушение пункта 2.2. статьи 11 Федерального закона 01.04.1996 № 27-ФЗ, является бюджетным учреждением, добросовестно и своевременно осуществляет уплату всех налогов установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Изучив материалы дела, суд установил, что Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курганской области зарегистрирован 14.04.2003, о чём ИФНС по г. Кургану в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным номером <***>, ИНН <***>, состоит на учете в органе Пенсионного фонда в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию (регистрационный номер 055008000502) (листы дела 8-9).

Заинтересованным лицом 28.09.2017 в Управление представлены сведения по форме СЗВ-М с типом «исходная» за отчётный период ноябрь 2016 года.

Управлением 25.10.2017 проведена проверка по вопросам правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчётный период ноябрь 2016 года, в ходе которой установлено, что сведения по форме СЗВ-М с типом «исходная» за отчётный период ноябрь 2016 года, направленные 28.09.2017, представлены не своевременно.

По результатам проверки отчётности по форме СЗВ-М за указанный отчётный период Управлением 25.10.2017 составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования № 055S18170004077. В акте указано, что рассмотрение материалов проверки, с учётом представленных страхователем документов состоится 01.12.2017 в 10 часов 00 минут (лист дела 21).

По результатам рассмотрения акта Управлением 04.12.2017 в отсутствие представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курганской области вынесено решение № 055S19170004176 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования по части 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 27 500 руб. (55 х 500 руб.).

25.12.2017 Управлением страхователю выставлено требование №055S01170142740 об уплате в срок до 17.01.2018 финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.

Поскольку в установленный законом срок требования не исполнены, Управление обратилось в суд с заявлением о взыскании санкций в сумме 27 500 рублей.

Исследовав обстоятельства дела, и, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению.

Лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 №167-ФЗ (далее - Закон №167-ФЗ), подпункт 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ)).

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон №27-ФЗ) страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона №167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно положениям статей 5, 16 Закона №27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право осуществлять контроль за правильностью и своевременностью представления страхователями сведений.

В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Сведения подаются по форме СЗВ-М, утверждённой Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 №83п «Сведения о застрахованных лицах».

Согласно разделу 3 «Тип формы» - выбирают один из предлагаемых кодов: «исхд», «доп», «отм».

Код «исхд» (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.

Код «доп» (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период.

Код «отмн» (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Из материалов дела следует, что страхователь первоначально представил отчётность формы СЗВ-М за ноябрь 2016 года - 28.09.2017, то есть с нарушением срока.

Данные документы и исходные приняты заявителем без ошибок.

Ответственность за представление страхователем не неполных и (или) недостоверных сведений также предусмотрена статьёй 17 Закона №27-ФЗ, согласно которой за представление страхователем не неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Осуществив проверку поданных индивидуальных сведений, Управление пришло к выводу о представлении неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2016, в связи с чем, вынесло решение о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в сумме 27 500 рублей (в отношении одного застрахованного лица).

Между тем, при принятии указанного решения заявителем не учтено следующее.

Исследовав обстоятельства дела и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона № 167-ФЗ ГУ МЧС является страхователем по названному виду страхования, согласно пункту 2 статьи 14 данного Закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Законом № 27-ФЗ установлены порядок и сроки представления сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные подпунктами 2 - 2.2 этой статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учёта в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции, вступившей в силу с 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчётным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счёта; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Пунктом 4 статьи 11 Закона № 27-ФЗ определено, что сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.

Статьёй 16 Федерального закона № 27-ФЗ к правам органов Пенсионного фонда Российской Федерации отнесено в числе прочего: требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом; в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счёт, сообщив об этом застрахованному лицу. К обязанностям органов Пенсионного фонда Российской Федерации отнесено в числе прочего, осуществление контроля за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учётным данным.

В соответствии со статьёй 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Материалами дела установлено и не оспаривается заинтересованным лицом, что в нарушение вышеприведенных положений закона отчёт по форме СЗВ-М (исходящая) за ноябрь 2016 года, при сроке представления не позднее 12.12.2016 им не представлен, а представлен лишь 28.09.2017.

Отражённый в решении размер штрафных санкций в сумме 27 500 рублей определён органом Пенсионного Фонда в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ (в редакции на момент совершения правонарушения), что также заявителем не оспаривается. Расчёт штрафа судом проверен, признан верным.

Помимо этого, в силу абзаца 2 статьи 17 Закона 27-ФЗ ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации несут страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объёме сведений.

Между тем, доказательств того, что предприниматель уклонялся от представления достоверных и в полном объёме сведений за май 2017 года материалы дела не содержат и заявитель на наличие таковых не ссылается.

Кроме того, суд учитывает следующее, в соответствии с абзацем 10 статьи 17 Закона №27-ФЗ, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта.

Неявка извещённого надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

Как установлено судом в адрес заинтересованного лица поступил вышеуказанный акт, в котором указано, что рассмотрение акта будет проходить 01.12.2017 в 10 час. 00 мин.

Однако решение по результатам рассмотрения акта принято 04.12.2017.

При этом, каких - либо доказательств извещения страхователя о дате рассмотрения акта 04.12.2017 заявителем в материалы дела не представлено.

Обеспечение возможности лица, в отношении которого составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и представить свои объяснения, отнесено к существенным условиям процедуры рассмотрения акта.

Нарушение уполномоченным органом существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов, полученных в результате контрольных мероприятий, является основанием для отмены принятого им решения о привлечении лица к ответственности вышестоящим органом или судом.

В данном случае, из текста решения не следует, что материалы проверки рассматривались именно 01.12.2017, а 04.12.2017 был составлен лишь текст решения.

В свою очередь, поскольку в рассматриваемом деле заявитель не представил документы, а именно акт либо иное уведомление, с указанием времени и места рассмотрения (01.12.2017), суд приходит к выводу о том, что имеет место нарушение права страхователя на участие в рассмотрении акта, составленного по факту выявления правонарушения, и давать свои объяснения.

При таких обстоятельствах, требование заявителя о взыскании финансовых санкций за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования на сумму 27 500 рублей не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объёме) через Арбитражный суд Курганской области.

Судья

Т.Ю. Желейко