АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,
тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07
E-mail: info@kurgan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Курган
Дело № А34-5499/2018
20 августа 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2018 года.
В полном объеме решение изготовлено 20 августа 2018 года.
Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Леоновой Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуменных А.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>),
заинтересованное лицо: индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности,
при участии в заседании суда:
от заявителя: ФИО2, доверенность от 28.03.2018 (до перерыва); явки нет, извещен (после перерыва);
от заинтересованного лица:явки нет, извещен;
установил:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – заинтересованное лицо), предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв. После перерыва судебное заседание продолжено.
Заявитель и индивидуальный предприниматель, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд после перерыва не явились, явку представителей не обеспечили, индивидуальный предприниматель отзыв в материалы дела не представил.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд рассматривает дело по существу в отсутствие заявителя и лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <***>).
В МРУ Росалкогольрегулирования по Уральскому федеральному округу (далее - Управление, административный орган) из межмуниципального отдела Министерства внутренних дел «Шумихинский» поступили материалы с сопроводительным письмом от 09.01.2018 № 55/93, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Судом установлено, что 27.12.2017 в ОЭБ и ПК МО МВД России «Шумихинский» поступила информация о том, что в кафе-баре «Фортуна», находящемся по адресу: <...>, принадлежащем индивидуальному предпринимателю ФИО1, осуществляется реализация контрафактной алкогольной продукции.
Распоряжением начальника МО МВД России «Шумихинский» от 27.12.2017 № 39 целью установления дополнительных сведений получения достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела поручено проведение гласного оперативно-розыскного мероприятия обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности транспортных средств в кафе-баре «Фортуна», принадлежащем индивидуальному предпринимателю ФИО1, расположенном по адресу: <...>.
Актом о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» установлено, что в здании кафе-бара !Фортуна», находящегося в центральной части г. Шумиха Курганской области по адресу: <...>, под барной стойкой обнаружена алкогольная продукция с признаками контрафактоности, а именно:
- 15 бутылок водки «Парламент», емкостью по 0,5 литра с федеральными специальными марками с признаками подделки;
- 15 бутылок водки «Финская», емкостью по 0,5 литра без нанесения федеральным специальными или акцизными марками РФ;
- 2 бутылки водки «Доброе застолье», емкостью по 0,5 литра с федеральными специальными марками с признаками подделки;
- 1 бутылка водки «Талка», емкостью 0,5 литра с федеральной специальной маркой с признаками подделки;
- 1 бутылка водки «Хортица», емкостью 0,5 литра с федеральной специальной маркой с признаками подделки.
Документов, подтверждающих легальность оборота данной алкогольной продукции, не обнаружено.
По результатам рассмотрения представленных материалов должностным лицом административного органа составлен протокол от 23.04.2018 04-08/5-266 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства явились поводом обращения заявителя в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3, статьей 23.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Положением о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154, Перечнем должностных лиц Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 24.07.2009 N 27, протокол об административном правонарушении от 23.04.2018 N 04-08/5-266 составлен уполномоченным должностным лицом Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федерального округу.
Нарушение процессуальных норм КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении арбитражным судом не установлено. Протокол об административном правонарушении от 23.04.2018 N 04-08/5-266 составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение административным органом процедуры и срока составления протокола об административном правонарушении.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности на дату вынесения решения по данному делу не истек.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) алкогольной продукцией является пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
Подпунктом 12 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ установлено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
Из статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ следует, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии товарно-транспортной накладной, справки, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции), заверенных подписью руководителя организации и ее печатью копий извещений об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копии извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного). Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
В силу статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Пунктом 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, предусмотрено, что продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Кроме того, в указанных Правилах закреплена обязанность продавца иметь в торговой точке вышеуказанные документы на продаваемую алкогольную продукцию в полном объеме (пункт 12).
Таким образом, приведенными положениями действующего законодательства закреплена обязанность продавца осуществлять розничную продажу алкогольной продукции при наличии в месте продажи сопроводительных документов на реализуемую алкогольную продукцию.
Из материалов дела следует, что согласно рапорту оперуполномоченного ОЭБ и ПК МО МВД России «Шумихинский» от 27.12.2017, 27 декабря 2017 поступила информация о реализации индивидуальным предпринимателем ФИО1 в кафе-баре «Фортуна», находящемся по адресу: <...> контрафактной алкогольной продукции. Недвижимое имущество используется индивидуальным предпринимателем по договору аренды от 01.10.2017.
В ходе оперативно-розыскных мероприятий в указанном баре обнаружено и изъято 34 бутылки водки об. 0,5 л. (15 бутылок без акцизных марок, 19 с признаками контрафактности).
Сопроводительные документы, подтверждающие легальность производства и оборота вышеуказанной алкогольной продукции, индивидуальным предпринимателем ФИО1 в ходе осмотра не представлены.
Из объяснения индивидуального предпринимателя ФИО1 от 28.12.2017 следует, что сопроводительные документы на закупленную алкогольную продукцию отсутствуют.
На момент составления протокола от 23.04.2018 N 04-08/5-266 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, вышеуказанные документы предпринимателем административному органу также не представлены.
Таким образом, административным органом выявлен оборот алкогольной продукции (хранение и розничная продажа), осуществляемый ответчиком, без сопроводительных документов, удостоверяющих его легальность.
Указанные противоправные действия индивидуального предпринимателя ФИО1 по обороту (хранению и розничной продаже) алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, определенных федеральным законом, образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что административным органом установлена объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса.
Статья 1.5 КоАП РФ предусматривает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица (индивидуального предпринимателя), при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица (индивидуального предпринимателя).
Индивидуальный предприниматель не представил суду пояснения и доказательства, подтверждающие своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.
В связи с изложенным арбитражный суд считает, что действия (бездействие) индивидуального предпринимателя ФИО1 образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, основания для привлечения его к административной ответственности имеются.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.
Доказательств подтверждающих наличие отягчающих ответственность обстоятельств, лицами, участвующими в деле не представлено.
Статьей 2.9, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено право суда освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Пунктом 18.1 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации установлено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Предпринимателем не представлено доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения. Судом при рассмотрении дела таковых не установлено.
Согласно статье 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Судом не установлено обстоятельств, предусмотренных статьей 4.1.1 КоАП РФ, в связи с наличием угрозы причинения вреда жизни и здоровью потенциальных потребителей алкоголя, реализуемого без соответствующих товаросопроводительных документов, свидетельствующих о его легальном производстве.
Заявителем в его заявлении указано на назначение административного наказания в виде штрафа.
При таких обстоятельствах соразмерным совершенному правонарушению суд полагает административный штраф в минимальном размере санкции части 2 статьи 14.16 КоАП РФ (10 000 рублей).
Вопрос об уничтожении алкогольной продукции, перечисленной в протоколе изъятия документов (предметов, материалов) от 27.12.2017, разрешен в рамках дела N А34-4727/2018.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Согласно статье 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
Получатель:
ИНН <***>, КПП 667101001 Управление Федерального казначейства по Курганской области (МРУ Росалкогольрегулирования по Уральскому федеральному округу л/с <***>), р/с <***>, Банк получателя: Отделение Курган г. Курган, БИК 043735001, ОКТМО 37701000, КБК 16011608010016000140, УИН 16000000000000293395, назначение платежа (реквизиты постановления).
Копия документа, свидетельствующая о добровольной уплате лицом, привлеченным к административной ответственности, штрафа должна быть представлена суду.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Заявление удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, с.Галкино, зарегистрированную по адресу: <...>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), через арбитражный суд вынесший решение.
Судья
Ю.А. Леонова