ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-5809/2021 от 27.10.2021 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган

Дело №А34-5809/2021

29 октября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 октября 2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 29 октября 2021 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Обабковой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуменных А.Н.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

Правительства Курганской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), заинтересованное лицо: Управление Федерального казначейства по Курганской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),

третьи лица: 1. Финансовое управление Курганской области (ОГРН <***>, ИНН <***>); 2. ФИО1; 3. ФИО2; 4. ФИО3; 5. ФИО4; 6. ФИО5; 7. ФИО6; 8. ФИО7,

о признании незаконным представления,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО8, доверенность № 01–13 от 11.08.2021, диплом,

от заинтересованного лица: ФИО9, доверенность № 43–18–26/8 от 20.01.2021, диплом,

от третьих лиц: 1. ФИО10, доверенность № 08–32/3 от 09.07.2021, диплом, 2-8. – явки нет, извещены,

установил:

Правительство Курганской области (далее – заявитель, Правительство) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением, с учетом уточнения, принятого в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Курганской области (далее – заинтересованное лицо, Управление, УФК по Курганской области) от 05.02.2021 № 43-45-14/45-5 ДСП.

В обоснование данного требования заявитель, указал, что довод Управления о нецелевом расходовании средств межбюджетного трансферта противоречит материалам дела и фактическим обстоятельствам. Управлением не доказано нарушение Правительством Курганской области статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162, статьи 306.4 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ). Проверкой установлено, что средства межбюджетного трансферта в полном объеме направлены на установленные цели поощрения региональной управленческой команды Правительства Курганской области, в частности государственных гражданских служащих Правительства Курганской области, как членов региональной управленческой команды. Спорные денежные средства направлены на цели, определенные Правилами №1614, в установленном порядке и определенном размере по соответствующим кодам бюджетной классификации расходов областного бюджета. Заявителем соблюден принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, а также результативность использования доведенных средств.

Определениями суда на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Финансовое управление Курганской области, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 ФИО5, ФИО6, ФИО7

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам заявления, уточнения к заявлению, дополнительных обоснований и возражений на отзывы, просил требования удовлетворить. Указал, что оспариваемый ненормативный акт не соответствует закону и нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности (т.1 л.д.3-12, т.5 л.д.73-80, 115-116, т.6 л.д.30-32, т.7 л.д.69-72).

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании против удовлетворения заявления возражал по доводам отзыва и дополнений к отзыву. Указал, что представление соответствует законодательству и обстоятельствам дела. Ссылается на положения пункта 10 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 N 1614 (далее - Правила № 1614), согласно которым достижение соответствующего уровня показателя "численность занятых" определяется по состоянию на 10.08.2019; указывает, что в нарушение действующего законодательства Правительством Курганской области в 2019 году за счет средств иного межбюджетного трансферта за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации неправомерно начислено и выплачено поощрение семи сотрудникам, не входящим в состав региональной управленческой команды в отчетный период (до 10.08.2019) (т.1 л.д.89-98, т.5 л.д. 85-93,134-142, т.7 л.д.20-31).

Представитель Финансового управления Курганской области в судебном заседании поддержал правовую позицию Правительства Курганской области, в материалы дела представлены отзыв, дополнительные пояснения, возражения на отзыв (т.6 л.д.1-3, 9-10, т.7 л.д.1-3, 6-8).

Третьи лица ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 ФИО5, ФИО6, ФИО7 в судебное заседание явку представителей не обеспечили, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также посредством размещения на официальном сайте Арбитражного суда Курганской области в сети «Интернет» информации о времени и месте проведения судебного заседания.

Вместе с тем от ФИО2, ФИО3, ФИО4 ФИО5, ФИО6, ФИО7 через канцелярию суда поступили отзывы на заявление, в которых также изложено ходатайство о рассмотрении дела по существу без их участия (т.5 л.д.122-133).

На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие третьих лиц ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 ФИО5, ФИО6, ФИО7

Заслушав представителей лиц участвующих в деле, рассмотрев письменные материалы дела, судом установлено, следующее.

На основании приказа Управления Федерального казначейства по Курганской области от 02.09.2020 № 445 «О назначении плановой камеральной проверки Правительства Курганской области» в соответствии с пунктами 10, 12 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок ревизий, и обследований и оформление их результатов», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 № 123; пунктом 36 Раздела I Плана контрольных мероприятий Управления Федеральной казначейства по Курганской области в финансово-бюджетной сфере на 2020 год, утвержденного 31.12.2019 руководителем Управления Федеральной казначейства по Курганской области должностными лицами Управления в период с 21.09.2020 по 22.12.2020 в отношении Правительства Курганской области была проведена плановая камеральная проверка. Идентификатор контрольного мероприятия: 2020-ПК.097.1036-4300.021. Тема камеральной проверки: «Проверка предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Проверяемый период: 2019 год (т.1 л.д.117-118).

В Программе плановой камеральной проверки Правительства Курганской области указана цель контрольного мероприятия: осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные отношения, при предоставлении и использовании средств федерального бюджета за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (т.1 л.д.119-121).

По итогам проверки составлен Акт камеральной проверки от 22.12.2020, на который Правительством Курганской области 22.01.2021 были представлены возражения (т.5 л.д.6-22, 28-32). 04.02.2021 составлен Отчет о результатах плановой камеральной проверки (т.5 л.д.24-27).

Правительству Курганской области выдано представление от 05.02.2021 № 43-45-14/45-5 ДСП в котором указано на нарушение требований статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162, статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правил  № 1614, пунктов 2, 7 Порядка поощрения региональных и муниципальных управленческих команд, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 19.12.2019 № 432 (далее – Порядок от 19.12.2019 № 432).

Управление Федерального казначейства по Курганской области требует: 1.Принять меры по устранению причин и условий нарушения. 2.Возвратить в доход федерального бюджета сумму нецелевого использования средств иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в размере 244 373,10 рублей по коду бюджетной классификации Российской Федерации 09021945550020000150 «Возврат остатков иных межбюджетных трансфертов за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации из бюджетов субъектов Российской Федерации».

О результатах исполнения представления следует проинформировать УФК по Курганской области в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 12.05.2021 года.

Неисполнение в установленный срок настоящего представления влечет административную ответственность в соответствии с ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т.1 л.д. 17-19).

Заявитель, не согласившись с указанным представлением обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным по указанным основаниям.

Исходя из положений норм, закрепленных в статьях 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, следует, что ненормативные правовые акты государственных органов могут быть признаны судом недействительными при одновременном наличии двух условий: не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку законности оспариваемого акта, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

Исследовав и оценив в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактические обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя.

В соответствии с пунктом 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства.

На основании пунктов 1, 2 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ - внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Пунктом 10 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 № 1235, предусмотрено, что решение о назначении планового контрольного мероприятия принимается на основании плана контрольных мероприятий.

В пункте 36 раздела I Плана проверок Управления на 2020 год указано следующее контрольное мероприятие «Проверка предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», проверяемые учреждения и организации «органы исполнительной власти Курганской области, органы местного самоуправления», проверяемый период «2019 год». Кроме того, в пункте 36 раздела 1 Плана проверок Управления на 2020 год указана ссылка на пункт 97 Плана контрольных мероприятий Федерального казначейства в Финансово-бюджетной сфере на 2020 год, согласован с Министром финансов Российской Федерации ФИО11 04.03.2020 (далее – План Федерального казначейства на 2020 год).

В пункте 97 Плана Федерального казначейства на 2020 год указано следующее наименование контрольного мероприятия «Проверка предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерацию», проверяемые учреждения и организации «органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления», проверяемый период «2019 год».

Наименование темы проверки в Плане Федерального казначейства на 2020 год и темы проверки в Плане проверок Управления на 2020 год идентичны.

Также проверка Правительства проведена на основании централизованного задания Федерального казначейства (письмо от 30.03.2020 № 07-04-05/17-6618), в соответствии с которым органам Федерального казначейства поручено провести проверку предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках утвержденной Программы плановой выездной проверки в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, получивших средства из федерального бюджета за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 2019 год (Программа Федерального казначейства). Целью данного контрольного мероприятия являлось осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, при предоставлении и использовании средств федерального бюджета за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Один из вопросов, подлежащих изучению, перечисленных в Программе Федерального казначейства, в пункте 1 значится: «Наличие фактов распределения поощрения должностным лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации или должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, не участвовавшим в достижении субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей эффективности деятельности», с приведением соответствующего примера.

Тема контрольного мероприятия, перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе контрольного мероприятия, указанные в приказе Управления от 02.09.2020 № 445 «О назначении плановой камеральной проверки Правительства Курганской области», а также Программе плановой выездной проверки, утвержденной заместителем руководителя Управления, полностью соответствует централизованному заданию Федерального казначейства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому бюджетному нарушению: требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.

Таким образом, из системного толкования приведенных положений законодательства в сфере бюджетного надзора (контроля) следует, что Управление Федерального казначейства по Курганской области является уполномоченным органом по проведению проверки и направлению объекту контроля представления. Проверка осуществлена в рамках полномочий Управления и в соответствии с указанными выше Планами и централизованным заданием Федерального казначейства.

Согласно положениям статьи 28 БК РФ к числу принципов бюджетной системы Российской Федерации относятся, в частности, принципы эффективности использования бюджетных средств, а также адресности и целевого характера бюджетных средств.

Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со статьей 34 БК РФ является принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В силу положений статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).

В качестве нарушенных Правительством Курганской области положений нормативных правовых актов в оспариваемом представлении УФК по Курганской области указывается на нарушение требований статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162, статьи 306.4 БК РФ, Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1614, пунктов 2, 7 Порядка поощрения региональных и муниципальных управленческих команд, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 19.12.2019 № 432.

Так в представлении указано, что Правительством Курганской области осуществлено в 2019 году нецелевое расходование средств иного межбюджетного трансферта, предоставленного из федерального бюджета бюджету Курганской области за достижение значений (уровней) показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам работы за 2019 год, на общую сумму 244 373,10 рублей, из них: 187 661,60 рублей - сумма начисленной и выплаченной премии (в том числе 24 394,00 рублей - налог на доходы физических лиц), по КБК 002-01-04-5190055500-121 (код цели 19Ж-41), 56 711,50 рублей – сумма страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по КБК 002-01-04-5190055500-129 (код цели 19Ж-41), выразившееся в использовании средств иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета на выплату премии за выполнение особо важных и сложных заданий 7 (семи) государственным гражданским служащим Курганской области, а именно: ФИО1, назначенной на должность помощника уполномоченного по правам ребенка в Курганской области службы по обеспечению деятельности уполномоченных Правительства Курганской области приказом от 16.12.2019 № 89Пр; ФИО12, назначенному на должность ведущего специалиста отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений Аппарата Губернатора Курганской области приказом от 26.08.2019 № 228Пр; ФИО3, назначенной на должность главного специалиста кадровой службы отдела по управлению персоналом управления государственной службы и кадров Аппарата Губернатора Курганской области приказом от 19.08.2019 № 221Пр; ФИО4, назначенному на должность государственной гражданской службы Курганской области начальника отдела по взаимодействию со СМИ управления информационно-аналитической деятельности Аппарата Губернатора Курганской области приказом от 02.09.2019 № 239Пр (приказом от 25.11.2019 № 55Пр переведен на должность начальника отдела обеспечения взаимодействия с правоохранительными органами управления специальных программ Аппарата Губернатора Курганской области); ФИО5, назначенному на должность ведущего специалиста службы по защите государственной тайны управления специальных программ Аппарата Губернатора Курганской области приказом от 12.12.2019 № 80Пр; ФИО6, назначенной на должность помощника уполномоченного по правам человека в Курганской области Правительства Курганской области приказом от 29.08.2019 № 234Пр; ФИО7, назначенной на должность главного специалиста отдела профессионального развития управления государственной службы и кадров Аппарата Губернатора Курганской области приказом от 23.12.2019 № 90Пр (после даты 10.08.2019, установленной Правилами № 1614 для расчета размера иного межбюджетного трансферта на основе сводной оценки достижения субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей оценки эффективности деятельности), которые не входили в региональную управленческую команду, деятельность которой способствовала достижению Курганской областью значений (уровней) показателей эффективности деятельности в 2019 году в соответствии с пунктом 6 Правил от 07.12.2019 № 1614 и пунктом 2 Порядка от 19.12.2019 № 432, и соответственно не принимали участие в достижении значений (уровней) показателей эффективности деятельности субъекта Российской Федерации.

Правительство Курганской области, возглавляемое высшим должностным лицом области - Губернатором Курганской области, является высшим исполнительным органом государственной власти Курганской области.

Порядок организации деятельности Правительства Курганской области, в том числе Губернатора Курганской области, по реализации их полномочий определен Регламентом Правительства Курганской области, утвержденном постановлением Правительства Курганской области от 14.07.2009 № 395 «Об утверждении Регламента Правительства Курганской области».

Губернатор и Правительство в пределах своих полномочий издают обязательные для исполнения на территории Курганской области указы и распоряжения, постановления и распоряжения соответственно.

Губернатор и Правительство в пределах своих полномочий обеспечивают исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Курганской области, законов Курганской области, правовых актов Губернатора и Правительства, соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти Курганской области, осуществляют контроль за их исполнением органами исполнительной власти Курганской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (в части исполнения отдельных государственных полномочий Курганской области, переданных органам местного самоуправления муниципальных образований Курганской области), принимают меры по устранению нарушений действующего законодательства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1614 утверждены Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 25.04.2019 № 193.

Во исполнение Указа № 193 Правительством Российской Федерации утверждены Правила № 1614, которые устанавливают порядок предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с поощрением региональных управленческих команд за достижение субъектами Российской Федерации значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1614 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» Правительством Курганской области приняты нормативные правовые акты: Порядок поощрения региональных и муниципальных управленческих команд, утвержденный постановлением Правительства Курганской области от 19.12.2019 № 432 «Об утверждении Порядка поощрения региональных и муниципальных управленческих команд» (т.1 л.д.132); Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам на цели поощрения муниципальных управленческих команд в 2019 году, утвержденные постановлением Правительства Курганской области от 19.12.2019 № 433 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам на цели поощрения муниципальных управленческих команд в 2019 году» (т.5 л.д. 1-2).

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.12.2019 № 2960-р Курганской области в 2019 году за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти Курганской области иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета утверждены в размере 96 493 900 рублей (т.7 л.д.38-42).

Распоряжением Губернатора Курганской области от 19.12.2019 № 46-П-р утверждены перечни региональных и муниципальных управленческих команд, деятельность которых способствовала достижению Курганской областью значений (уровней) показателей эффективности деятельности, а также распределены иные межбюджетные трансферты в сумме 96 493 900,00 рублей, в том числе: 69 907 900,00 рублей на поощрение региональных управленческих команд; 26 586 000,00 рублей на поощрение муниципальных управленческих команд (т.1 л.д.149, 150, 151-161).

Пунктом 4 Правил № 1614 предусмотрено, что условием предоставления иных межбюджетных трансфертов является достижение субъектом Российской Федерации сводного значения (уровня) показателей эффективности деятельности в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил и достижение значений (уровней) показателей эффективности деятельности "Количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики", "Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей", "Уровень реальной среднемесячной заработной платы", "Объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета" (далее - показатели экономического блока), показателей эффективности деятельности "Уровень бедности", "Ожидаемая продолжительность жизни при рождении", "Естественный прирост населения", "Уровень образования" (далее - показатели социального блока) и показателя эффективности деятельности "Уровень доверия к власти (Президенту Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации)" (далее - показатель внутриполитического блока) по отдельности в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.

Согласно пункту 6 Правил № 1614 под региональными и муниципальными управленческими командами понимается группа должностных лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации или должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, замещающих муниципальные должности или должности муниципальной службы, деятельность которых в соответствии с решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) способствовала достижению субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей эффективности деятельности.

В пункте 10 Правил № 1614 приведена формула определения размера иного межбюджетного трансферта g-го субъекта Российской Федерации за сводное значение оценки достижения субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности, в которой в качестве одного из сводных показателей указан «3 Rg2019» - ранг достижения установленного значения (уровня) показателя «Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей» в g-м субъекте Российской Федерации на 10.08.2019 относительно его установленного значения (уровня) на 2019 год (3 Dg2019).

Пунктом 13 Правил № 1614 определены формулы размера иного межбюджетного трансферта за достижение значений (уровней) показателей экономического блока (в число которых входит «Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей»), показателей социального блока и показателя внутриполитического блока. Согласно указанной формуле достижение показателей по блокам производится с учетом начисленных баллов.

Из буквального содержания пункта 6 Правил № 1614 следует, что соответствующая группа должностных лиц, деятельность которых способствовала достижению субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей эффективности деятельности, определяется решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

В распоряжении Губернатора Курганской области от 19.12.2019 №46-П-р, в качестве региональных и муниципальных управленческих команд Курганской области указаны: высший исполнительной орган государственной власти Курганской области, органы исполнительной власти Курганской области, а также муниципальные образования.

Таким образом, основой определения управленческой команды является замещение должности в определенном органе государственной власти (органе местного самоуправления). Каждая управленческая команда неразрывно связана с конкретным органом государственной власти (органом местного самоуправления).

Из содержания пункта 19 Правил № 1614 следует, что порядок поощрения региональных и муниципальных управленческих команд устанавливается актами субъекта Российской Федерации.

Порядок поощрения региональных и муниципальных управленческих команд, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 19.12.2019 № 432 «Об утверждении Порядка поощрения региональных и муниципальных управленческих команд» (т.1 л.д.132).

Согласно пункту 7 Порядка и размера выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий государственным гражданским служащим Курганской области, утвержденного Указом Губернатора Курганской области от 29.12.2014 № 129 «Об утверждении Порядка и размера выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий государственным гражданским служащим Курганской области», в случае включения органа исполнительной власти Курганской области распоряжением Губернатора Курганской области в перечень региональных управленческих команд в соответствии с Порядком поощрения региональных и муниципальных управленческих команд, утвержденным постановлением Правительства Курганской области от 19.12.2019 № 432, размер премии государственным служащим соответствующего органа исполнительной власти Курганской области устанавливается правовым актом представителя нанимателя.

В соответствии с пунктами 7 и 8 Порядка от 19.12.2019 № 432 конкретные размеры поощрения определяются в соответствии с личным вкладом каждого должностного лица региональной управленческой команды в достижение показателей. Выплата поощрения должностным лицам региональных управленческих команд производится представителем нанимателя (работодателя).

Как видно из материалов дела, на основании приведенных выше пунктов Порядка от 19.12.2019 № 432 принято распоряжение Губернатора Курганской области от 24.12.2019 № 43-р «О премии за выполнение особо важных и сложных задач» (т.1 л.д.162) и приказ заместителя Губернатора Курганской области руководителя Аппарата Губернатора Курганской области от 25.12.2019 № 98-Пр «О премии за выполнение особо важных и сложных задач» (т.1 л.д.163-166).

Методика расчета размеров поощрения должностных лиц каждой конкретной команды не устанавливается, представитель нанимателя (работодателя) самостоятельно определяет размер личного вклада и размер поощрения каждого участника команды. Какой-либо даты, на которую должностное лицо должно замещать должность, как критерия выплаты поощрения, Порядком от 19.12.2019 № 432 не установлено.

На момент выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 замещали должности государственной гражданской службы Курганской области в Правительстве Курганской области.

Указанные государственные гражданские служащие Курганской области отвечают требованиям, предъявляемым пунктом 6 Правил № 1614 к должностным лицам, входящим в состав региональных управленческих команд.

Поощрения за достижение значений показателей эффективности деятельности государственным гражданским служащим ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, замещавшим должности государственной гражданской службы в Правительстве Курганской области в 2019 году выплачены пропорционально их вкладу в достижение показателей за соответствующий период деятельности.

Довод Управления о том, что отчетным периодом является период сроком до 10.08.2019, Управление мотивирует аналогией с указанной в пункте 10 Правил № 1614 самой поздней датой – 10.08.2019, установленной для учета при расчете размера трансферта в отношении значения показателя «Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей».

Однако данный довод Управления прямо противоречит понятию «отчетный период», который в приведенных выше нормах пункта 3 Указа № 193 прямо определяется как «текущий год» или «прошедший год».

В пункте 11 Правил № 1614 также упоминается понятие «отчетный год». Таким образом, следует признать, что в рассматриваемом случае с учетом содержания всех упомянутых выше нормативных правовых актов отчетным периодом являлся именно 2019 год, а не период до 10.08.2019, как ошибочно полагает Управление.

Таким образом, сам пункт 10 Правил N 1614 применяется исключительно для расчета размера иного межбюджетного трансферта; Правила N 1614 не содержат ограничений в части поощрения сотрудников, принятых на работу после 10.08.2019, поскольку такое поощрение зависит от результатов работы в целом в 2019 году.

При этом ни Указ № 193, ни Правила № 1614, ни иные указанные выше нормативные правовые акты не содержат норм, которые бы устанавливали правило о том, что поощрение за счет средств рассматриваемых межбюджетных трансфертов выплачивается лишь тем сотрудникам (должностным лицам) исполнительных органов субъекта Российской Федерации, которые состояли с ними в трудовых отношениях на дату определения значения того или иного показателя или на дату определения сводного показателя.

Правила № 1614 не содержат ограничений в части поощрения сотрудников, принятых на работу после 10.08.2019, поскольку такое поощрение зависит от результатов работы в целом в 2019 году.

На отсутствие в Правилах № 1614 ограничений по включению в региональные управленческие команды должностных лиц в зависимости от периода их нахождения на государственной гражданской службе также указано Министерством финансов Российской Федерации в письме от 18.08.2021 № 06-06-20/66377 (т.6 л.д.11).

С учетом изложенного довод УФК по Курганской области о невозможности поощрения сотрудника, принятого на работу после 10.08.2019, отклоняется судом как основанный на неверном толковании норм материального права применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела.

Кроме того, в Акте проверки отражено, что фактически согласно реестру начислений поощрений в разрезе сотрудников, реестрам на сотрудников, направленных в кредитные учреждения, платежным поручениям, карточкам счетов 302.11, 303.01, 304.03, 303.02, 303.06, 303.07, 303.10, 304.05 за 2019 год, предоставленным для проведения настоящей проверки, Правительством Курганской области в 2019 году в соответствии с вышеуказанными распоряжением Губернатора Курганской области от 24.12.2019 № 43-р, приказом заместителя Губернатора Курганской области руководителя Аппарата Губернатора Курганской области ФИО13 от 25.12.2019 № 98-Пр начислено и выплачено поощрений (с учетом уральского коэффициента) на общую сумму 13 534 920,00 рублей (в том числе налог на доходы физических лиц в сумме 1 727 025,00 рублей; профсоюзные взносы, выплаты по исполнительным листам на общую сумму 49 486,67 рублей), а также начислены и перечислены страховые взносы во внебюджетные фонды на общую сумму3 295 080,00 рублей, нарушений не установлено.

Также как следует из Акта камеральной проверки фактов выплаты поощрения должностным лицам Правительства Курганской области, не являющимся должностными лицами, замещающими государственные должности или должности, государственной гражданской службы Курганской области, в ходе проведения проверки не установлено.

В Акте проверки указано, что в соответствии с пунктом 6 Порядка от 19.12.2019 № 432 постановлением Правительства Курганской области от 19.12.2019 № 434 «О распределении иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам на цели поощрения муниципальных управленческих команд в 2019 году» иные межбюджетные трансферты распределены между муниципальными управленческими командами, включенными распоряжением Губернатора Курганской области от 19.12.2019 № 46-П-р в перечень муниципальных управленческих команд, нарушений не установлено.

Согласно предоставленному Протоколу совещания от 19.12.2019, на основании которого было подготовлено Распоряжение губернатора Курганской области от 19.12.2019 № 46-П-р, размер поощрения каждой управленческой команды рассчитывался как произведение общей суммы баллов, полученной в ходе оценки региональных и муниципальных управленческих команд, на среднюю стоимость баллов, определенную в размере 5 000,0 рублей. Департаменту экономического развития поручено направить вышеуказанный протокол в Аппарат Губернатора Курганской области для подготовки решения о перечне и размерах поощрения региональных и муниципальных управленческих команд в установленном порядке (т.7 л.д.61-66).

Правительству Курганской области бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на поощрение региональных управленческих команд, деятельность которых способствовала достижению Курганской областью значений (уровней) показателей эффективности деятельности, доведены Уведомлением об изменении бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств от 24.12.2019 № С-1081 в сумме 16 830 000,00 рублей, в том числе: 13 534 920,00 рублей (002-01-04-5190055500-121 19Ж41); 3 295 080,00 рублей (002-01-04-5190055500-129 19Ж41).

Кассовый расход произведен по коду бюджетной классификации 002-01-04-5190055500-121 на сумму 13 534 920,00 рублей; по коду бюджетной классификации 002-01-04-5190055500-129 на сумму 3 295 080,00 рублей, что подтверждается Выписками с лицевого счета получателя бюджетных средств № 03432000020 за 26.12.2019, 27.12.2019 (ф. 0531759).

В 2019 году поощрение за достижение показателей эффективности деятельности Курганской областью в сумме 11 860 800,00 рублей распределено по должностным лицам Правительства Курганской области, замещающим государственные должности Курганской области и должности государственной гражданской службы Курганской области, в том числе: 5 100 000,00 рублей - 4 должностным лицам, замещающим государственные должности Курганской области, на основании распоряжения Губернатора Курганской области от 24.12.2019 № 43-р «О премии за выполнение особо важных и сложных заданий»; 6 760 800,00 рублей - 106 должностным лицам, замещающим должности государственной гражданской службы Курганской области, на основании приказа заместителя Губернатора Курганской области руководителя Аппарата Губернатора Курганской области ФИО14. от 25.12.2019 № 98-Пр.

УФК по Курганской области в Акте проверки указывает, что Порядком от 19.12.2019 № 432 методика и порядок расчетов распределения иных межбюджетных трансфертов между региональными управленческими командами Курганской области не предусмотрена.

Вместе с тем, суд принимает во внимание письмо Министерства финансов Российской Федерации от 04.08.2021 № 06-06-20/68329 (т.6 л.д.177), в котором указано, что при проведении контрольных мероприятий, территориальным органам Федерального казначейства целесообразно определить наличие акта (решения) являющегося основанием возникновения расходного обязательства, и содержащего в соответствии с пунктом 6 Правил № 1614 перечень должностных лиц, подлежащих поощрению. Поскольку расходные обязательства по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно, требования к основаниям включения должностных лиц в акт (решение) со стороны Российской Федерации, предъявляться не должны.

Согласно пункту 4 Правил № 1614 условием предоставления иных межбюджетных трансфертов является достижение субъектом Российской Федерации сводного значения (уровня) показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти в соответствии с пунктом субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 13 Правил.

Учитывая, что целью предоставления иного межбюджетного трансферта является поощрение должностных лиц, трактовать отсутствие акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок поощрения региональных и муниципальных управленческих команд, или решения как нецелевое использование бюджетных средств нецелесообразно.

Управление Федерального казначейства по Курганской области в своем представлении ссылается на нарушения статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса РФ, Правил №1614.

Вместе с тем, Правила №1614 устанавливают только порядок предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с поощрением региональных управленческих команд за достижение субъектами Российской Федерации значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 25.04.2019 N 193 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", и (или) предоставлением иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам на поощрение муниципальных управленческих команд.

Правила не определяют порядок расходования предоставленных субъекту Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов.

Принятие порядка расходования входит в компетенцию субъекта Российской Федерации.

Таким порядком расходования денежных средств является указанное выше постановление Правительства Курганской области от 19.12.2019 № 432, которым утвержден Порядок поощрения региональных и муниципальных управленческих команд.

На основании указанного Порядка от 19.12.2019 № 432 принято распоряжение Губернатора Курганской области от 24.12.2019 № 43-р «О премии за выполнение особо важных и сложных задач» (т.1 л.д.162) и приказ заместителя Губернатора Курганской области руководителя Аппарата Губернатора Курганской области от 25.12.2019 № 98-Пр «О премии за выполнение особо важных и сложных задач» (т.1 л.д.163-166).

Исходя из вышеизложенного, нарушения, указанные УФК по Курганской области в представление от 05.02.2021 № 43-45-14/45-5 ДСП, не состоятельны.

Показатель "Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства" по состоянию на 10.08.2019 применялся в Правилах при предоставлении межбюджетных трансфертов субъекту Российской Федерации, а не в Порядке для расходования субъектом иных межбюджетных трансфертов.

Соответственно, ссылка на применение вышеуказанного показателя в расчетах размера поощрения государственным гражданским служащим не обоснована.

Выводы УФК по Курганской области изложенные в акте проверки и в оспариваемом представлении о нарушении Правительством статьи 38 и подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Правил N 1614 не соответствует законодательству, противоречат совокупности имеющихся в настоящем деле доказательств и являются необоснованными.

Вменяемое Правительству бюджетное правонарушение, предусмотренное статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в виде нецелевого использования средств иных межбюджетных трансфертов в размере 244 373, 10 руб. УФК по Курганской области в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано в установленном законом порядке и опровергается материалами дела.

На основании имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, исследованных согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что заинтересованным лицом не представлено доказательств наличия законных оснований для принятия представления, в связи с чем требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, доводы заинтересованного лица, изложенные в письменных отзывах, и приведенные в судебном заседании, подлежат отклонению.

Суд приходит к выводу о наличии в данном случае совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимых для признания недействительным представления.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что отраженные в оспариваемом представлении казначейства нарушения и вина заявителя в их совершении не доказаны в ходе судебного разбирательства, в связи с чем обжалуемое представление управления, обязывающее возвратить спорные средства, является необоснованным, не соответствует законодательству, нарушает права Правительства в сфере экономической деятельности и в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит признанию недействительным.

В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части судебного акта должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Указанная норма является правовосстановительной, обеспечивающей восстановление нарушенных прав Правительства по Курганской области и является следствием требования о признания представления недействительным.

Вопрос о распределении и судебных расходов судом не рассматривался, так как на основании статьи 337.37 Налогового кодекса Российской Федерации стороны освобождены от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявление удовлетворить.

Признать недействительным как не соответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации представление Управления Федерального казначейства по Курганской области от 05.02.2021 № 43-45-14/45-5 ДСП.

Обязать Управление Федерального казначейства по Курганской областиустранить допущенные нарушения прав и законных интересов Правительства по Курганской области.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.

Судья

Н.А. Обабкова