ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-5943/12 от 31.01.2013 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002 http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 41-84-84, факс (3522) 41-88-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган Дело № А34-5943/2012

31 января 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 31 января 2013 года.

Решение в полном объеме изготовлено 31 января 2013 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Обабковой Н.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Григорьевым А.И.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

открытого акционерного общества «Консультационно-Трастовая фирма «Кон-Траст» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

заинтересованное лицо: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском Федеральном округе (6658076401, ОГРН <***>)

об оспаривании постановления от 22.10.2012 № 62-12-373/ПН

при участии в заседании представителей:

от заявителя: ФИО1, доверенность от 28.11.2012;

от заинтересованного лица: явки нет, извещен;

установил:

Открытое акционерное общество «Консультационно-Трастовая фирма «Кон-Траст» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе (далее – заинтересованное лицо, административный орган, Региональное отделение, РО ФСФР России в УрФО) от 22.10.2012 № 62-12-373/ПН о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде штрафа в размере 700 000 руб.

В обоснование заявленного требования заявитель указал, что постановление о назначении административного наказания вынесено в отсутствие вины заявителя в совершении правонарушения, правонарушение в данном случае необходимо квалифицировать как малозначительное, применив статью 2.9 Кодекса и освободить заявителя от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

Представитель заявителя в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в заявлении. Пояснил, что нарушение срока размещения информации не сервере произошло по техническим причинам, обязанность по размещению информации и раскрытию соответствующей информации на странице в сети Интернет выполнена обществом до составления протокола об административном правонарушении. Процедуру привлечения к административной ответственности и факт административного правонарушения не оспаривает. Просит признать данное правонарушение малозначительным с учетом совершения административного правонарушения впервые, полагает, что неблагоприятных последствий не наступило.

Представитель Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии со статьёй 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также посредством размещения на официальном сайте Арбитражного суда Курганской области в сети Интернет информации о времени и месте проведения судебного заседания. Вместе с тем, направил в суд отзыв на заявление, из которого следует, что с заявлением о признании незаконным оспариваемого постановления не согласны. Указали, что в действиях ОАО «Консультационно-Трастовая фирма «Кон-Траст» установлен состав правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 15.19 Кодекса, постановление о привлечении заявителя к административной ответственности считает законным, меру ответственности соответствующей тяжести совершенного правонарушения, возражает против применения статьи 2.9 Кодекса.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя Регионального отделения на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено судом, открытое акционерное общество «Консультационно-Трастовая фирма «Кон-Траст» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.

Общество имеет лицензию на осуществление брокерской деятельности № 045-06474-100000 от 07.10.2003 (бессрочная), на осуществление дилерской деятельности № 045-06479-010000 от 07.10.2003 (бессрочная).

В соответствии с пп. 1 п. 1 Приказа ФСФР России от 11.02.2010 № 10-7/пз-и «О порядке и сроках раскрытия профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов информации о расчете собственных средств в сети Интернет» (далее - Порядок и сроки раскрытия информации), профессиональные участники рынка ценных бумаг и управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов осуществляют расчет собственных средств по состоянию на последний календарный день каждого месяца в порядке, определенном Положением о порядке расчета собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, утвержденным Приказом ФСФР России от 23.10.2008 № 08-41/пз-н. Информация о расчете собственных средств раскрывается в сети Интернет в течение месяца, следующего за месяцем, за который был произведен расчет.

Согласно пп. 1.3 п. 1 Порядка и сроков раскрытия информации информация о расчете собственных средств раскрывается на специальной странице Сайта для распространения информации (Сайта, принадлежащего Участнику рынка) (далее -Специальная страница), на которой в хронологическом порядке размещается информация о расчете собственных средств или гиперссылки на файлы, содержащие указанную информацию, с указанием даты такого раскрытия. Информация о расчете собственных средств должна быть доступна на Специальной странице не менее 12 месяцев с даты раскрытия указанной информации.

Таким образом, Порядком и сроками раскрытия информации установлены две обязанности по раскрытию информации о расчете собственных средств в сети Интернет: опубликовать информацию о расчете собственных средств в сети Интернет - в течение месяца, следующего за месяцем, за который был произведен расчет; обеспечить доступность информации о расчете собственных средств в сети Интернет - в течение не менее 12 месяцев с даты раскрытия указанной информации.

В нарушение указанных требований по состоянию на 03.09.2012, 04.09.2012 отсутствовал расчет размера собственных средств Общества по состоянию на 31.07.2012 г. на странице в сети Интернет на сайте Общества (http://www.kontrust.ru), что зафиксировано в актах о неисполнении требований Порядка и сроков раскрытия информации от 03.09.2012 и 04.09.2012, а также в скриншотах от 03.09.2012, 04.09.2012.

Таким образом, Общество совершило административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 15.19 Кодекса, нарушение профессиональным участником рынка ценных бумаг порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

03.10.2012 в связи с выявленными нарушениями Региональным отделением в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.19 Кодекса. Законный представитель общества, действующий на основании доверенности от 01.10.2012, на составление протокола об административном правонарушении присутствовал, копия протокола вручена ему под роспись.

На момент составления протокола ОАО «Консультационно-Трастовая фирма «Кон-Траст» был раскрыт расчет размера собственных средств по состоянию на 31.07.2012 г. на сайте Общества (www, kontrust.ru) в сети Интернет (дата раскрытия - 17.09.2012).

На основании данного протокола, Региональным отделением в присутствии законного представителя юридического лица вынесено постановление о назначении административного наказания от 22.10.2012 № 62-12-373/пн о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 700 000 руб.

Полагая, что названное постановление является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 2 статьи 15.19 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о рынке ценных бумаг) федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг, за исключением кредитных организации, нормативы достаточности собственных средств и иные требования, направленные на снижение рисков профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг требования , направленные на исключение конфликта интересов, в том числе при оказании услуг по подготовке проспекта ценных бумаг и размещению эмиссионных ценных бумаг.

Согласно пункту 13 статьи 42 Закона о рынке ценных бумаг федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг. Данная система создается в том числе, путем нормативно-правового регулирования вопросов раскрытия информации в указанной области.

Пункт 25 статьи 30 Закона о рынке ценных бумаг устанавливает, что профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан раскрывать информацию, предусмотренную федеральными законами и  нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.Состав и объем информации, порядок и сроки ее раскрытия и предоставления на рынке ценных бумаг, а также порядок и сроки предоставления отчетов профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (пункт 26 статьи 30).

Приказ ФСФР России от 11.02.2010 г. № 10-7/пз-н«О порядке и сроках раскрытия профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов информации о расчете собственных средств в сети Интернет» обязывает профессиональных участников рынка ценных бумаг надлежащим образом осуществлять раскрытие информации о расчете собственных средств.

Всвязи с тем, что величина собственных средств- один из важнейших показателей, характеризующих финансовую устойчивость профессионального участника рынка ценных бумаг и его способность обеспечить исполнение обязательств перед своими клиентами. Ее соответствие нормативам достаточности, устанавливаемым ФСФР России (Приказ ФСФР России от 24.04.2007 г. № 07-50/пз-н), является одним из основных лицензионных требований и условий осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Организация, намеревающаяся осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, должна соответствовать нормативам достаточности собственных средств, прежде всего, на момент получения лицензии, а в дальнейшем - на протяжении всего периода осуществления профессиональной деятельности.

Полное и своевременное раскрытие информации его профессиональными участниками, позволяет РО ФСФР России в УрФО в рамках пруденциального надзораза профессиональными участниками рынка ценных бумаг ежемесячно осуществлять мониторинг интернет-сайтов профессиональных участников с целью установления нормативов достаточности собственных средств и иные требований, направленных на снижение рисков профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Осуществляя мониторинг интернет-сайтов профессиональных участников на предмет раскрытия информации о расчете собственных средств, РО ФСФР России в УрФО фиксирует и направляет в ФСФР России его результаты, выявляет нарушения требований законодательства РФ, а именно нераскрытие или нарушение профессиональным участником порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации и (или) вводящей в заблуждение информации, является основанием для привлечения к административной ответственности части 2 статьи 15.19 Кодекса.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд с учетом положений ст. 1.5, 2.1 Кодекса приходит к выводу, что вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения федеральной службой надлежащим образом установлена и заключается в том, что обществом не были предприняты все зависящие от него меры, направленные на своевременное размещение информации и раскрытию соответствующей информации на странице в сети Интернет.

Таким образом, суд, с учетом применения указанных норм права, а также установленных по делу фактических обстоятельств, приходит к выводу о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 Кодекса.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.

Вместе с тем, статьей 2.9 Кодекса установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Понятие малозначительности в Кодексе об административных правонарушениях РФ не содержится и является оценочной категорией.

Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 15.04.2008 N 248-О-О) и статьей 2.9 Кодекса, рассматриваемой с учетом смысла, придаваемого ей сложившейся правоприменительной практикой, следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды должны исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Исходя из специфики работы общества на момент совершения правонарушения, общество не осуществляло свою деятельность, как профессиональный участник рынка ценных бумаг по осуществлению дилерской и брокерской деятельности. На момент совершения правонарушения общество работало с убытком от основной профессиональной деятельности, что подтверждается налоговыми декларациями и отчетами о прибылях и убытках (в деле).

Доказательств причинения действиями общества реального ущерба, наличия жалоб на его действия, материалы дела не содержат.

В данном случае, оценив обстоятельства дела, характер совершенного заявителем правонарушения и степень его общественной опасности, суд исходит из того, что своими действиями (бездействием) заявитель не создал существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Доказательств, свидетельствующих о пренебрежительном отношении общества к возложенным на него действующим законодательством обязанностям, наступление негативных последствий, административным органом в материалы дела не представлено.

Суд учитывает, что каких-либо негативных последствий, а также угрозы охраняемым общественным отношениям совершенное заявителем деяние не повлекло. Сам по себе факт нарушения требований законодательства, не свидетельствуют о наличии существенной угрозы государственным интересам, данное обстоятельство подлежит выяснению в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела.

При этом положения статьи 2.9 Кодекса могут быть применены судом к любому совершенному правонарушению, запрета на применение малозначительности к каким-либо составам правонарушений Кодексом об административных правонарушениях не установлено.

В связи с изложенным, основания у суда для определения совершённого правонарушения как деяния, представляющего высокую степень общественной опасности для граждан, общества и государства или угрозу охраняемым общественным отношениям, отсутствуют.

Согласно статье 1.2 Кодекса задачей административного законодательства является не только охрана и защита экономических интересов общества и государства от административных правонарушений, но и предупреждение административных правонарушений, что также согласуется с общими задачами судопроизводства в арбитражных судах, определенных пунктами 3, 4, 5 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По смыслу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

С учётом отсутствия наступления каких-либо вредных последствий и существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а также, принимая во внимание конституционный принцип соразмерности и справедливости наказания, суд считает, что цель достижения задач законодательства об административных правонарушениях, указанных в статье 1.2 Кодекса и предупреждения совершения новых правонарушений может быть достигнута в данном случае объявлением судом общества устного замечания как меры порицания за формальное совершение вменяемого правонарушения.

Представленные заявителем в материалы дела скриншоты, свидетельствуют о принятии заявителем мер к соблюдению требований закона.

Доказательств наличия конкретных негативных последствий для охраняемых общественных отношений материалы дела не содержат. Фактов пренебрежительного отношения общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права в судебном заседании не установлено.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьями 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая конституционные принципы соразмерности и справедливости при назначении наказания, положения Европейской конвенции от 20.03.1952 о разумном балансе публичного и частного интересов, суд считает возможным применить в данном случае статью 2.9 Кодекса, квалифицировать допущенное административное правонарушение как малозначительное и освободить открытое акционерное общество «Консультационно-Трастовая фирма «Кон-Траст» от ответственности.

Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 2.9 Кодекса, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление заместителя руководителя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе от 22.10.2012 № 62-12-373/ПН о привлечении к административной ответственности открытого акционерного общества «Консультационно-Трастовая фирма «Кон-Траст» по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 700 000 рублей. Освободить открытое акционерное общество «Консультационно-Трастовая фирма «Кон-Траст» от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения и ограничиться устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционные жалобы подаются через Арбитражный суд Курганской области.

Судья Обабкова Н.А.