ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-6487/09 от 11.12.2009 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Курган Дело № А34-6487/2009

15 декабря 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 декабря 2009 года.

Решение в полном объеме изготовлено 15 декабря 2009 года.

Арбитражный суд в составе председательствующего судьи Обабковой Н.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей Обабковой Н.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

открытого акционерного общества «ЭнергоКурган»

к Отделу государственного строительного и технологического надзора по Курганской области Уральского Управления Ростехнадзора

об оспаривании постановления от 29.09.2009 о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, доверенность от 23.09.2009 № 31-09,

от заинтересованного лица: явки нет, извещен,

установил:

Открытое акционерное общество «ЭнергоКурган» (далее - заявитель, ОАО «ЭнергоКурган») обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела государственного строительного и технологического надзора по Курганской области Уральского Управления Ростехнадзора (далее - заинтересованное лицо) от 29.09.2009 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс) в виде взыскания штрафа в сумме 20000 рублей.

В обоснование своих требований заявитель указывает, что оспариваемое постановление административного органа является незаконным и подлежит отмене, при принятии оспариваемого постановления административным органом допущены существенные процессуальные нарушения. Нарушен порядок привлечения к административной ответственности, законный представитель общества не был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, и его рассмотрении. Считает, что в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» интересы общества представляет единоличный исполнительный орган – это директор или генеральный директор. На основании Устава ОАО «ЭнергоКурган» и Договора № 1 от 25.08.2008 о передаче полномочий единоличного исполнительного органа Обязанности единоличного исполнительного органа ОАО «ЭнергоКурган» выполняет ООО «Корпорация СТС» в лице директора ФИО2, действующего на основании Устава ООО «Корпорация СТС». В соответствии с Уставом местом нахождения ООО «Корпорация СТС» является <...>. По мнению заявителя, уведомление о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении должно направляться туда же.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, просил признать оспариваемое постановление незаконным и отменить его, как нарушающее права и законные интересы заявителя, в связи с допущенными процессуальными нарушениями. Указал, что законный представитель общества - директор ФИО2, не был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, и его рассмотрении. Также не было извещено юридическое лицо ОАО «ЭнергоКурган» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 23.09.2009.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в силу ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Направил в адрес суда письменный отзыв по заявленным требованиям и копии материалов административного дела. В отзыве указали, что с заявлением о признании незаконным постановления согласны, просили рассмотреть дело без участия их представителя.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв, после перерыва судебное заседание продолжено.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в период с 16 по 23 сентября 2009 на основании приказа исполняющего обязанности заместителя руководителя Уральского управления Ростехнадзора «О комплексном обследовании ОАО «ЭнергоКурган» государственным инспектором отдела государственного строительного и технологического надзора по Курганской области Уральского управления Ростехнадзора ФИО3 были проведены мероприятия по контролю за соблюдением ОАО «ЭнергоКурган» требований законодательства в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Результаты обследований отражены в акте проверки № 08-2009 от 23.09.2009.

В ходе проверки установлено, что на ОАО «ЭнергоКурган» не обеспечена готовность организации к локализации и ликвидации аварийных ситуаций, а именно не разработаны планы локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) и планы локализации и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов (ПЛАРН) на взрывопожарных производственных объектах – складах ГСМ. Тем самым ОАО «ЭнергоКурган» нарушило требование ст.9,10 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.1.7 «Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов» ПБ 09-560-03, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 20.05.2003 № 33, зарегистрированным в Минюсте РФ 09.06.2003, рег. № 4666.

На основании выявленных нарушений в отношении ОАО «ЭнергоКурган» возбуждено дела об административном правонарушении по ч.1 ст. 9.1 Кодекса, уведомление о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.09.2009 № 27-06-31/100, которым предложено законному представителю ОАО «ЭнергоКурган» явиться 22.09.2009 к 14.00 час. в Уральское управление Ростехнадзора, по адресу <...>, направлено исполнительному директору ОАО «ЭнергоКурган» ФИО4, получено 17.09.2009 вх.3139 (л.д.98).

23.09.2009 в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении №27-06-27/194 части 1 статьи 9.1 Кодекса. При составлении протокола присутствовал исполнительный директор ОАО «ЭнергоКурган» ФИО4, копия протокола под роспись вручена этому же представителю (л.д.83).

Постановлением государственного инспектора отдела государственного строительного и технологического надзора по Курганской области Уральского управления Ростехнадзора ФИО3 от 29.09.2009 № 27-06-17/194 ОАО «ЭнергоКурган» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса. Дело об административном правонарушении рассмотрено в присутствии представителя ФИО1

Из постановления о назначении административного наказания от 29.09.2009 № 27-06-17/194, следует, что согласно требованием ст.9,10 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.1.7 «Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов» ПБ 09-560-03, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 20.05.2003 № 33, зарегистрированным в Минюсте РФ 09.06.2003, рег. № 4666, ст. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации аварийных ситуаций, в ходе комплексной проверки на взрывоопасных объектах ОАО «ЭнергоКурган», установлено, что на предприятии ОАО «ЭнергоКурган» не обеспечена готовность организации к локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, в том числе иметь планы локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) и планы локализации и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов (ПЛАРН), разработанные и согласованные в установленном порядке. ОАО «ЭнергоКурган» данные требования не исполнены.

Считая постановление о привлечении к административной ответственности незаконным, ОАО «ЭнергоКурган» обратилось с заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Суд находит постановление от 29.09.2009 № 27-06-17/194 о привлечении ОАО «ЭнергоКурган» к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.1 Кодекса в виде штрафа в сумме 20000руб. незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

На основании части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Статьёй 1.5 Кодекса закреплена презумпция невиновности в отношении лица, которое привлекается к административной ответственности, поэтому в силу части 3 названной выше правовой нормы бремя доказывания возлагается на административный орган, в том числе по предоставлению доказательств, свидетельствующих о событии правонарушения и вины привлекаемого к административной ответственности лица в его совершении.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемого решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).

Согласно ст. 24.1 Кодекса задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела и разрешение его в соответствии с законом.

Изложенное означает, что привлечение к административной ответственности возможно при совокупности двух условий: доказанности состава правонарушения в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности и соблюдении процедуры привлечения к ответственности.

Согласно части 1 статьи 25.1 Кодекса лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 28.2 Кодекса протокол об административном правонарушении составляется в присутствии законного представителя юридического лица. Протокол об административном правонарушении подписывается законным представителем юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

В силу ст. 28.2 Кодекса административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные данной статьей Кодекса. В случае неизвещения административным органом лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении названный протокол не может быть составлен в отсутствие этого лица, поскольку это свидетельствует о нарушении предоставленных последнему Кодексом процессуальных прав и гарантий.

На основании ч. 3 ст. 28.2 Кодекса при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие лиц либо об отложении рассмотрения дела.

В п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 Кодекса.

Согласно части 2 статьи 25.4 Кодекса законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым.

Вместе с тем, Кодекс допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное ч. 4 ст. 28.2 Кодекса право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

В материалах дела имеется уведомление о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.09.2009 № 27-06-31/100 в отношении ОАО «ЭнергоКурган» по ч.1 ст. 9.1 Кодекса, из содержания которого следует, что законному представителю ОАО «ЭнергоКурган» предложено явиться 22.09.2009 к 14.00 час. в Уральское управление Ростехнадзора, по адресу <...>. При этом данное уведомление направлено исполнительному директору ОАО «ЭнергоКурган» ФИО4, получено 17.09.2009 вх.3139.

Исполнительный директор юридического лица законным представителем не является, поэтому его извещение, не может рассматриваться как извещение законного представителя. Присутствие исполнительного директора ОАО «ЭнергоКурган» ФИО4 при составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие надлежащего извещения юридического лица, либо законного представителя (директора) о совершении названных процессуальных действий также не может быть признано соблюдением со стороны административного органа требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, из материалов дела видно, что протокол об административном правонарушении составлен не в назначенное время - 22.09.2009, а на следующий день - 23.09.2009. О переносе совершения указанных действий по делу об административном правонарушении на 23.09.2009 ни общество, ни его законный представитель уведомлены не были.

Государственным инспектором составлен протокол об административном правонарушении от 23.09.2009 №27-06-27/194, местом составления протокола об административном правонарушении от 23.09.2009 №27-06-27/194 указано ОАО «ЭнергоКурган», при этом юридический адрес указан: <...>, фактически юридическим адресом ОАО «ЭнергоКурган» является: <...> (ст.1 Устава, л.д.37).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что при составлении протокола присутствовал исполнительный директор ОАО «ЭнергоКурган» ФИО4, действующий на основании общей доверенности от 25.08.2009 №005-01/4. копия протокола под роспись вручена этому же представителю (л.д.83).

Однако, данная доверенность не представляет исполнительному директору права на участие в производстве по делу по конкретному административному правонарушению, так как не наделяет полномочиями на участие в конкретном административном деле.

Иных доказательств, подтверждающих уведомление общества и (или) его законного представителя о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении не усматривается.

Из материалов дела следует, что факт нарушения заявителем требований законодательства зафиксирован в протоколе об административном правонарушении от 23.09.2009. При составлении протокола законный представитель общества не присутствовал. При этом доказательств того, что законный представитель юридического лица был извещен о дате и месте составления протокола об административном правонарушении и заинтересованным лицом были приняты меры для извещения законного представителя юридического лица - директора ОАО «ЭнергоКурган» о составлении протокола об административном правонарушении в материалах дела не имеется. Административный орган данный факт не оспаривает.

Данные обстоятельства свидетельствуют о невозможности реализации обществом своих прав, установленных ст. 25.1, 28.2 Кодекса.

Поскольку протокол об административном правонарушении был составлен с нарушением установленного процессуального порядка, он не может служить основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности. Процессуальные нарушения, допущенные заинтересованным лицом при проверке, влекут утрату протоколом доказательственной силы, в связи с чем, состав вменяемого административного правонарушения в действиях общества нельзя считать доказанным. Суд также отмечает, что, в связи с тем, что составление протокола и рассмотрение дела об административном правонарушении проводилось в отсутствие законного представителя ОАО «ЭнергоКурган», у административного органа отсутствовала возможность исследовать все обстоятельства и доказательства, имеющие значение для решения вопроса о привлечении заявителя к административной ответственности.

Дело об административном правонарушении рассмотрено управлением 29.09.2009 в присутствии представителя ФИО1, действующего на основании общей доверенности от 26.08.2009. Однако, данная доверенность не представляет права на участие в производстве по делу по конкретному административному правонарушению, так как не наделяет ФИО1, полномочиями на участие в конкретном административном деле.

При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 Кодекса). При рассмотрении данного дела используются доказательства, полученные с нарушением закона. Это обстоятельство является безусловным основанием для отмены постановления о привлечении к административной ответственности.

Протокол об административном правонарушении от 23.09.2009 принят с нарушением установленного порядка, что исключает его из числа допустимых доказательств по делу об административном правонарушении (ст. 26.2 Кодекса).

Материалами дела не подтверждается и заинтересованным лицом не оспаривается, что юридическое лицо (его законный представитель) было надлежащим образом извещено административным органом о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Права юридического лица на защиту, в отношении которого было рассмотрено дело об административном правонарушении в отсутствие надлежащего извещения законного представителя, нарушены. Нарушение права на защиту является существенным и носит неустранимый характер.

Из содержания п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" следует, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется, исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Указанное процессуальное нарушение считается существенным. Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

В силу п.1 ст.26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В соответствии с п.2 ст.26.2 Кодекса эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении, оформленный с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса в силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 26.2 Кодекса не может быть признан доказательством по делу, соответственно не свидетельствует о наличии в действиях ОАО «ЭнергоКурган» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 Кодекса.

По мнению суда, допущенные административным органом нарушения правил привлечения к административной ответственности носят существенный характер, что привело к несоблюдению прав лица, привлекаемого к ответственности, и в силу статьи 1.6 Кодекса является основанием для признания незаконным и отмены постановления о привлечении к административной ответственности.

В соответствии со ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для его привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Отдела государственного строительного и технологического надзора по Курганской области Уральского Управления Ростехнадзора от 29.09.2009 о привлечении открытого акционерного общества «ЭнергоКурган» к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Курганской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья Н.А.Обабкова