ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-7076/20 от 27.08.2020 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган

Дело №А34-7076/2020

02 сентября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 августа 2020 года.

Решение в полном объеме изготовлено 02 сентября 2020 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Обабковой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гумённых А.Н.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

акционерного общества «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице филиала санатория «Жемчужина Зауралья»

заинтересованное лицо: Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,

при участии в заседании представителей:

от заявителя: явки нет, извещен;

от заинтересованного лица: ФИО1, доверенность от 12.05.2020 № 09–03–03987/20, диплом,

установил:

акционерное общество «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» в лице филиала санатория «Жемчужина Зауралья» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (далее – – заинтересованное лицо, Департамент) от 15.06.2020 № 14–12/15 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 300 000 руб.

В обоснование заявленного требования заявитель указывает, что осуществление Обществом добычи недр в отсутствие согласованного и утвержденного в установленном порядке технического проекта водозаборов носит формальный характер и Обществом не оспаривается. В целях исполнения законодательства в сфере недропользования санаторием «Жемчужина Зауралья» - филиалом АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» 27.05.2020 в Департамент на согласование подан проект водозабора (технологическая документация) для добычи подземных вод на участке Центральной Шадринского месторождения. На момент рассмотрения дела 15.06.2020 года готовый проект находился на согласовании в Департаменте природных ресурсов Курганской области. Действия Общества не повлекли причинение вреда личности, обществу или государству, нарушение чьих-либо прав и законных интересов. Просит применить малозначительность деяния, либо снизить размер штрафа.

Заявителем в судебное заседание явка представителей не обеспечена, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также посредством размещения на официальном сайте Арбитражного суда Курганской области в сети «Интернет» информации о времени и месте проведения судебного заседания.

Вместе с тем, от заявителя через канцелярию суда поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании   против удовлетворения заявленных требований, а так же против применения положений стати 2.9 Кодекса возражал. Вместе с тем, вопрос о снижении размера административного штрафа заинтересованное лицо оставляет на усмотрение суда.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителя заявителя.

Заслушав доводы представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.

Акционерное общество «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за ОГРН<***>, поставлено на налоговый учёт, присвоен ИНН <***>, имеет филиал Санаторий «Жемчужина Зауралья», расположенный по адресу: <...>.

Как следует из материалов дела, Курганской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований экологического законодательства в сфере охраны и использовании недр в деятельности Санатория «Жемчужина Зауралья» - филиала АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ».

В ходе проверки установлено, что Санаторий «Жемчужина Зауралья» - филиал АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» имеет действующую лицензию по добыче подземных вод для хозяйственного и технологического водоснабжения санатория и комплекса серии КУГ № 00891 ВЭ, со сроком действия до 01.07.2020 (л.д. 21–26).

Деятельность по добыче подземных вод АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» осуществляет на основании лицензии на центральном участке Шадринского МПВ посредством водозаборных скважин №№ 1-С, 2-С, расположенном в 7,0 км северо-западнее г. Шадринска и в 5,0 км северо-западнее с. Мыльниково Шадринского района Курганской области, с нарушением требований, установленных законодательством о недропользовании.

Эксплуатируемый АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» центральный участок Шадринского МПВ посредством водозаборных скважин №№ 1-С, 2-С, расположенном в 7,0 км северо-западнее г. Шадринска Курганской области с отбором подземных вод 296 кубических метров в сутки относится к участкам недр местного значения. В соответствии со сведениями журнала учета водопотребления (забора воды) Санатория «Жемчужина Зауралья» - филиала АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ», объем добычи подземных вод на центральном участке Шадринского МПВ посредством водозаборных скважин №№ 1-С, 2-С составляет более 100 кубических метров в сутки.

Согласно информации Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 07.02.2020 № 09-15-00863/20 и от 04.03.2020 № 09-15-01780/20, AO «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» не направляло на согласование в уполномоченный орган исполнительной власти Курганской области - Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области технический проект Центрального участка Шадринского МПВ посредством водозаборных скважин №№ 1-С, 2-С.

Курганская транспортная прокуратура пришла к выводу, что АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» осуществляется пользование недрами с нарушением условий лицензии на пользование недрами, а именно в отсутствие утвержденного в установленном порядке технического проекта.

12.03.2020 в адрес законного представителя АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» на электронный почтовый адрес: info@rzdz.ru направлена повестка от 12.03.2020 №2-02-2020 о вызове в Курганскую транспортную прокуратуру 17.03.2020 в 16.00 часов для дачи объяснений по административному делу и возбуждению в отношении юридического лица АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» дела административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса (л.д. 176–177, 178, 179).

Постановлением Курганского транспортного прокурора от 17.03.2020 в отношении юридического лица - АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ»   возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса  - пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта (л.д. 158–163).

Постановление вынесено в присутствии ведущего юрисконсульта
Санатория «Жемчужина Зауралья» - филиала АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» ФИО2, действующей по доверенностям № 45/20Х от 14.02.2020 и б/н от 13.03.2020 (л.д. 166, 167–175).

В объяснении от 17.03.2020 представитель по доверенности АО «РЖД-Здоровье» ФИО3 указала, что Санаторием «Жемчужина Зауралья» - филиала АО «РЖД-Здоровье» осуществляется пользование недрами с нарушением условий лицензии на пользование недрами (л.д. 164–165).

В соответствии со статьей 23.22 Кодекса дело, об административном правонарушении с материалами, в порядке статьи 28.8 Кодекса направлено на рассмотрение в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (л.д. 157).

По результатам рассмотрения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.03.2020 и других материалов дела об административном правонарушении в области законодательства о недрах, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области пришел к выводу, что добыча подземных вод, посредством эксплуатации скважин Обществом осуществляется фактически.

Эксплуатируемый Санаторием «Жемчужина Зауралья» - филиала АО «РЖД-Здоровье» центральный участок Шадринского МПВ посредством водозаборных скважин №№ 1-С, 2-С относится к участкам недр местного значения.

При рассмотрении административного дела факт добычи подземных вод посредством водозаборных скважин №№ 1-С, 2-С более 100 куб.м в сутки, также нашел свое подтверждение (журналом учета водопотребления). Согласно журналу учета водопотребления было установлено, что суточный объем добытой воды посредством скважин №№ 1-С, 2-С с августа 2019 года по февраль 2020 года составил более 100 куб.м/сут.

В ходе рассмотрения административного дела было установлено, что технический проект водозабора на участке Шадринского МПВ посредством водозаборных скважин №№ 1-С, 2-С разработан по договору оказания услуг № 212-ЖЗ/20 от 13.04.2020 и представлен 27.05.2020 на согласование в уполномоченный орган - Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области. Данные мероприятия проведены Обществом после проверки и возбуждения дела об административном правонарушении. На момент рассмотрения административного дела нарушение не устранено, проект водозабора не согласован с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области.

Санаторию «Жемчужина Зауралья» - филиала АО «РЖД-Здоровье» предоставлено право пользования недрами с целью добычи подземных вод в пределах установленной величины - 296 м3/сут. В нарушение требований статьи 23.2 Закона РФ «О недрах», пунктов 5, 9, 9.1 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118 Санаторий «Жемчужина Зауралья» - филиала АО «РЖД-Здоровье» осуществляет пользование недрами без согласованного технического проекта.

Административный орган пришел к выводу, что Санаторий «Жемчужина Зауралья» - филиала АО «РЖД-Здоровье» осуществляет пользование подземными водами, с нарушением пункта 16 условий являющихся неотъемлемой частью лицензии на пользование недрами КУГ 00891 ВЭ, а также основные обязанности пользователя недр, предусмотренные пунктом 10 части 2 статьи 22, статей 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», пунктами 5, 9, 9.1 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118, что является объективной стороной административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса.

Постановлением Департамента от 15.06.2020 по делу об административном правонарушении № 14–12/15 АО «РЖД-Здоровье»
привлечено к административной ответственности и наложено административное наказание в виде штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 7.3. Кодекса  в размере 300 000 руб. 00 коп. (л.д. 12–19). Постановление вынесено в отсутствие законного представителя, извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении надлежащим образом (л.д. 126).

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании указанного постановления незаконным.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд  приходит к следующему.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.

Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлено, что пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом правонарушения по части 2 статьи 7.3 Кодекса являются отношения в сфере пользования недрами.

Объективной стороной данного правонарушения является пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Таким образом, для квалификации правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 7.3 Кодекса необходимо наличие одновременно двух условий: непосредственное пользование недрами (осуществление какого- либо или каких-либо видов пользования, предусмотренных статьей 6 Закона о недрах) и совершение при этом каких-либо действий или бездействия, повлекших нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.

Как установлено судом и следует из материалов дела Санаторий «Жемчужина Зауралья» - филиала АО «РЖД-Здоровье» является пользователем недр, осуществляет добычу подземных вод на основании лицензии на пользование недрами КУГ 00891 ВЭ и осуществляет деятельность по эксплуатации участка недр (скв. №№ 1-С, 2-С) Шадринского месторождения питьевых вод, расположенного в 7 км северо-западнее г. Шадринска Курганской области и в 5 км северо-западнее с. Мыльниково Шадринского района Курганской области.

В соответствии с лицензией на пользование недрами КУГ 00891 ВЭ от 01.07.2010 Санаторию «Жемчужина Зауралья» - филиала АО «РЖД-Здоровье» предоставлен в пользование центральный участок недр Шадринского МПВ для хозяйственного и технологического водоснабжения санатория и комплекса.

Участок недр предоставлен в пользование в соответствии со статьей 17.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон РФ «О недрах»).

Согласно лицензии КУГ 00891 ВЭ центральный участок Шадринского месторождения питьевых вод эксплуатируется посредством 2-х скважин. Добываемая из скважин пресная подземная вода используется для водоснабжения Санатория «Жемчужина Зауралья» - филиала АО «РЖД-Здоровье».

Административным органом установлено, что добыча подземных вод, посредством эксплуатации скважин осуществляется фактически.

В соответствии с пунктом 3 статьи 43 Водного Кодекса Российской Федерации порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.

Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр на территории Российской Федерации регулируется Законом «О недрах».

Согласно положениям статьи 11 Закона «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий являющейся неотъемлемой частью лицензии.

Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в статье 12 Закона «О недрах», согласно которой лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме условия. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Согласно пункту 16 условия лицензии на пользование недрами пользователь недр обязан проводить работы, связанные с пользованием недрами, в соответствии с требованиями стандартов (норм, правил) регламентирующих условия охраны недр.

В соответствии со статьей 23.2 Закона «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами. Разработка технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также правилами разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Указанные в части первой статьи 23.2 данного закона технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, за исключением проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Проектная документация на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, изменения, вносимые в указанную проектную документацию, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Состав и содержание технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, состав и содержание проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых определяются правилами подготовки проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 (далее – Положение № 118).

Подпунктом «в» пункта 9 Положения № 118 определено, что при использовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод предусмотрен Проект водозабора.

На основании пункта 5 Положения № 118 проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом (далее - комиссия).

Документация по участкам недр местного значения до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее – уполномоченный орган).

Согласно подпункту «б» пункта 9.1 Положения № 118 уполномоченный орган осуществляет согласование документации по участкам недр местного значения в отношении подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, - проекта водозабора.

Согласно статье 2.3 Закона «О недрах» к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее – питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 3 Положения о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 25.09.2006 № 338 Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области является специально уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области в сфере охраны и использования участком недр местного значения.

В соответствии с пунктом 13.4 статьи 8 Закона Курганской области от 03.03.2008 № 335 «О недропользовании в Курганской области», подпунктом 15 пункта 15 Положения о Департаменте к полномочиям Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области в сфере регулирования отношений недропользования относится согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, в том числе участками недр, содержащими подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технического водоснабжения, объем добычи которых составляет не более 500 м3/сут.

Судом установлено, что эксплуатируемый Санаторием «Жемчужина Зауралья» - филиала АО «РЖД-Здоровье» центральный участок Шадринского МПВ посредством водозаборных скважин №№ 1-С, 2-С относится к участкам недр местного значения.

Согласно пункту 8 условий лицензии на пользование недрами КУГ 00891 ВЭ – разрешенный объем добычи подземных вод от двух скважин составляет 296 м3/сут., 100 тыс. м3/год.

Судом установлено, что факт добычи подземных вод посредством водозаборных скважин №№ 1-С, 2-С более 100 куб.м в сутки, нашел свое подтверждение представленными в материалы настоящего дела доказательствами – журналом учета водопотребления. Согласно журналу учета водопотребления было установлено, что суточный объем добытой воды посредством скважин №№ 1-С, 2-С с августа 2019 года по февраль 2020 года составил более 100 куб.м3/сут. (л.д. 206–213).

Как следует из материалов дела, технический проект водозабора на участке Шадринского МПВ посредством водозаборных скважин №№ 1-С, 2-С разработан по договору оказания услуг № 212 -ЖЗ/20 от 13.04.2020 и представлен 27.05.2020 на согласование в уполномоченный орган - Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (л.д. 35–40, 132).

Вместе с тем, данные мероприятия проведены Обществом после проверки и возбуждения дела об административном правонарушении. На момент рассмотрения административного дела нарушение не устранено, проект водозабора не согласован с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области.

Таким образом, в нарушение требований статьи 23.2 Закона «О недрах», пунктов 5, 9, 9.1 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118 Санаторий «Жемчужина Зауралья» - филиал АО «РЖД-Здоровье» осуществляет пользование недрами без согласованного технического проекта.

Отсутствие согласованных и утвержденных в установленном законом порядке технических проектов водозаборов, содержащих обоснованные технические и технологические решения, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, может повлечь за собой нерациональное комплексное использование недр и является нарушением требований законодательства Российской Федерации о недрах.

Согласно пунктам 1, 2 части 2 статьи 22 Закона «О недрах» в обязанности пользователя недр среди прочих входит: 1) соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; 2) соблюдение требований технических проектов.

Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона «О недрах» в обязанности пользователя недр среди прочих входит выполнение условий, оговоренных в лицензии.

Изложенные обстоятельства дела свидетельствуют, что Санаторий «Жемчужина Зауралья» - филиала АО «РЖД-Здоровье» осуществляет пользование подземными водами, с нарушением пункта 16 условий являющихся неотъемлемой частью лицензии на пользование недрами КУГ 00891 ВЭ, а также основные обязанности пользователя недр, предусмотренные пунктом 10 части 2 статьи 22, статьей 23.2 Закона «О недрах», пунктами 5, 9, 9.1 Положения № 118, что является объективной стороной административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса.

Кроме того, в объяснении от 17.03.2020 представитель по доверенности АО «РЖД-Здоровье» ФИО3 указала, что Санаторием «Жемчужина Зауралья» - филиала АО «РЖД-Здоровье» осуществляется пользование недрами с нарушением условий лицензии на пользование недрами.

Таким образом, факт пользования Санаторием «Жемчужина Зауралья» - филиала АО «РЖД-Здоровье» недрами (подземными водами) с нарушением условий лицензии КУГ 00891 ВЭ, а именно в отсутствии согласованного и утвержденного технического проекта водозабора подтверждается в полном объеме имеющимися в материалах дела доказательствами.

На основании части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина заявителя выразилась в том, что Общество, имея объективную возможность соблюдения требований вышеприведенных норм действующего законодательства, не осуществило необходимые и заботливые действия для их выполнения. Исходя из установленных по делу обстоятельств и отсутствия доказательств, подтверждающих принятие заявителем всех необходимых мер для недопущения нарушения закона, вина заявителя является доказанной.

Из материалов дела следует, что Общество каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что им были предприняты все зависящие от него меры по своевременному предупреждению совершения указанного административного правонарушения, в материалы дела не представлено.

Доказательств невозможности соблюдения заявителем приведенных правил в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Исходя из установленных обстоятельств по делу и отсутствия доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех необходимых мер по недопущению нарушений, вина Общества является доказанной.

В силу требований статьи 1.5 Кодекса, административным органом исследованы вопросы наличия вины, что нашло свое отражение в постановлении о назначении административного наказания.

Таким образом, в действиях заявителя имеется состав инкриминируемого административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 Кодекса.

Заявитель не оспаривает наличие в своих действиях состава вмененного административного правонарушения.

Привлечение к административной ответственности состоялось в пределах установленного срока давности. Процессуальных нарушений при привлечении заявителя к административной ответственности не допущено.

Исследовав обстоятельства дела и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление вынесено при наличии законных оснований для привлечения к административной ответственности, в рамках полномочий административного органа, с соблюдением установленного порядка и сроков давности привлечения к административной ответственности.

С учетом конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, суд не находит оснований для признания совершенного заявителем административного правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 Кодекса.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктами 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса   учитываются при назначении административного наказания.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного выше постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

На дату рассмотрения дела должностным лицом Департамента нарушение действующего законодательства не устранено, что свидетельствует об отсутствии обстоятельств, смягчающих административную ответственность Общества.

Доказательств, подтверждающих отсутствие у Общества реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всех мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется и в ходе судебного разбирательства не представлено.

В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении Общества к своим обязанностям.

Какие-либо доказательства, свидетельствующие о возможности применения статьи 2.9 Кодекса заявителем не представлены и в материалах дела об административном правонарушении не содержатся.

Вместе с тем, исследовав материалы дела, учитывая положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса, а также такие критерии, обозначенные Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 25.02.2014 № 4-П и Постановлении от 17.01.2013 № 1-П, как справедливость и соразмерность административного наказания, на основании оценки совокупности установленных по делу обстоятельств счел возможным уменьшить обществу размер административного штрафа ниже низшего предела, установив его в размере 150 000 рублей.

Федеральным законом от 31.12.2014 № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 4.1 Кодекса  дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3 статьи 4.1 Кодекса при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

По мнению суда, в рассматриваемом случае сумма наложенной санкции – 300 000 руб. представляет собой несоразмерное ограничение гарантированных Конституцией Российской Федерации свободы экономической деятельности, права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и права частной собственности.

Снижение размера административного штрафа будет соответствовать как интересам лица, привлекаемого к ответственности, так и интересам государства, что факт привлечения лица к административной ответственности уже выполняет предупредительную функцию. Тем самым охраняемым законом государственным и общественным интересам уже обеспечена соответствующая защита.

Применение меры административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб. к заявителю будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к ответственности.

Суд в ходе рассмотрения дела установил, что противоправные действия Общества не повлекли причинение материального ущерба или извлечение им неправомерного дохода, что злонамеренность в совершении Обществом соответствующих противоправных действий отсутствовала (иного в материалы дела не представлено), и что сумма штрафа в размере 300 000 руб. несоразмерна допущенным нарушениям, не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав Общества.

При таких обстоятельствах назначенное Обществу административное наказание в виде административного штрафа в сумме 300 000 руб. не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, его материальному положению, характеру производственной деятельности, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.

Указанный вывод суда согласуется с позицией, изложенной в постановлении Верховного Суда РФ от 29.10.2015 № 302-АД15-13253 по делу № А33-23686/2014.

С учетом изложенного, суд считает, что оспариваемое постановление о привлечении общества к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 7.3 Кодекса является незаконным и подлежит отмене в части назначения размера наказания.

Исходя из общих критериев назначения административного наказания - дифференцированность, соразмерность, справедливость, характера совершенного административного правонарушения, степени вины юридического лица, его имущественного и финансового положения, в соответствии с частью 3.3 статьи 4.1 Кодекса арбитражный суд полагает уменьшить размер административного штрафа до 150 000 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявление удовлетворить частично.

Признать незаконным и изменить постановление Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 15.06.2020 № 14–12/15 о привлечении к административной ответственности акционерного общества «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части наложения административного наказания, назначив административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.

Судья

Н.А. Обабкова