ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-7079/20 от 05.08.2022 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган

Дело №А34-7079/2020

16 сентября 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 августа 2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 16 сентября 2022 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Григорьева А.А.

при ведении протокола помощником Григорьевой Н.В. 

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Департамента образования и науки Курганской области (ОГРН 1024500518789, ИНН 4501018214),

заинтересованное лицо: Управление Федерального казначейства по Курганской области (ОГРН 1024500513421, ИНН 4501031247),

третье лицо: Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий»,

о признании недействительным представления,

при участии в заседании представителей:

от заявителя: Бригида Д.В., по доверенности № 7 от 22.02.2022,

от заинтересованного лица: явки нет, извещен,

от третьего лица: Бригида Д.В., по доверенности № 499 от 27.04.2022,

установил:

Департамент образования и науки Курганской области (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным представления от 16.04.2020 №43-45-14/45-35 об устранении бюджетного нарушения (пункта 1) путем осуществления возврата в доход федерального бюджета неправомерно использованных (без правовой основы) средств субвенции в размере 43 202, 25 руб., по КБК 09021935900020000150 «возврат остатков единой субвенции из бюджетов субъектов Российской Федерации» (код цели 19-783), о принятии мер по устранению причин и условий бюджетных нарушений от 16.04.2020, вынесенного Управлением Федерального казначейства по Курганской области (далее – заинтересованное лицо).

В обоснование данного требования заявитель, указал, что довод Управления о нарушении Департаментом определения общего объема субвенций, предоставляемого из федерального бюджета бюджетам субъектов РФна осуществление переданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по государственному надзору за соблюдением законодательства РФ в области образования, государственному контролю качества образования, лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений, является необоснованным, так как переданные полномочия в сфере образования исполняются органом исполнительной власти Курганской области, осуществляющего полномочия в сфере образования, а не отдельным структурным подразделением Департамента как отдел государственного надзора и контроля в сфере образования, в связи с чем, Департаментом и был заключен договор на оказание услуг связи от 31.01.2019 №100450004711126 с АО «ЭР - Телеком Холдинг» на сумму 69120 руб., с помесячной оплатой в сумме 5760 руб.

Кроме того, заявитель указывает на то, что утвержденная постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 г. № 1116 Методика предназначена для определения общего размера субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, государственному контролю качества образования, лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений, и не распространяется на направление расходования субъектом РФ полученных субвенций в пределах их целевого назначения.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Заинтересованное лицо явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом. Ранее в ходе судебного разбирательства представитель заинтересованного лица против удовлетворения заявленных требований возражал по доводам, изложенным в отзыве.

Возражая, указывал на то, что расходы на оплату услуг связи, используемых для нужд сотрудников других структурных подразделений Департамента образования и науки Курганской области, а именно: отдела оценки качества образования, отдела бухгалтерского отчета и отчетности и обслуживающих работников, размещаемых в здании г. Курган проспект Машиностроителей, д. 14, не осуществляющих переданные полномочия в сфере образования, не подлежат оплате за счет средств субвенции; оплата вышеуказанных расходов, по мнению Управления должна осуществляться за счет средств областного бюджета, выделяемых на содержание Департамента образования и науки Курганской области.

Кроме этого, полагает, что расходы на проезд одного эксперта оплачиваются в зависимости от количества проверок. Следовательно, считает, что при расчете расходов на проезд за счет средств субвенции должны были учитываться количество экспертов и количество проверок, а не общее количество запланированных часов экспертиз.

01.08.2022 от заинтересованного лица поступили письменные возражения на доводы заявителя.

В порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы приобщены к материалам дела.

Представитель третьего лица заявленные требования поддержал.

На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствии не явившихся лиц.

Заслушав представителей лиц участвующих в деле, рассмотрев письменные материалы дела, судом установлено, следующее.

Управлением Федерального казначейства по Курганской области (далее - УФК по Курганской области) в соответствии с приказом УФК по Курганской области от «16» января 2020 № 14 «О назначении плановой выездной проверки в Департаменте образования и науки Курганской области», в период с «17» января 2020 года по «11» марта 2020 года в отношении Департамента образования и науки Курганской области проведена плановая проверка по теме: проверка использования Субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» полномочий Российской. Федерации в сфере образования, формирующей единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету города Байконур, за период 2019 года.

В Программе плановой выездной проверки Департамента указана цель контрольного мероприятия: осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные отношения, при предоставлении и использовании средств федерального бюджета (т.2 л.д. 9-11).

По итогам проверки составлен Акт выездной проверки от 11.03.2020 на который Департаментом были представлены возражения (т.1 л.д. 19-48, 49-54).

16.04.2020 Департаменту выдано представление №43-45-14/45-35 (т.1 л.д. 16-17).

По окончании проверочных мероприятий Управление пришло к заключению о наличии нарушений:подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), подпункта «и» пункта 3 Методики определения общего размера субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, государственному контролю качества образования, лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1116 (далее - Постановление от 27.12.2010 №1116), Департаментом образования и науки Курганской области в 2019 году произведено неправомерное использование (без правовой основы) средств межбюджетных трансфертов - субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» полномочий Российской Федерации в сфере образования, формирующей единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету города Байконур (далее - Субвенция), выразившееся в оплате услуг связи 5 (пяти) абонентских номеров (64-02-80, 64-02-83, 64-02-84, 64-02-85, 64-02-87), не закрепленных за отделом государственного надзора и контроля в сфере образования в рамках исполнения договора от 31.01.2019 № 100450004711126, заключенного с Акционерным обществом «ЭР-Телеком Холдинг» на предоставление услуг связи (внутризоновая связь), по актам выполненных работ на общую сумму 43 202,25 рублей (075 0709 0600 159900 242).

В нарушение статьи 34, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, подпункта «к» пункта 3 Постановления от 27.12.2010 № 1116, Департаментом образования и науки Курганской области в 2019 году допущено неэффективное использование средств Субвенции в сумме 439 615,00 рублей (075 0709 0600 159900 621), выразившееся в не применении мер по достижению заданных результатов с использованием наименьшего объема бюджетных средств (экономности), а именно: при формировании Департаментом образования и науки Курганской области государственного задания Государственному автономному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий» на 2019 год в затраты на общехозяйственные нужды включены затраты на проезд одного эксперта до места проведения проверки с объемом финансового обеспечения в размере 647 735,00 рублей (из расчета норматива - 55 рублей на единицу государственной (муниципальной) услуги и количество часов проведения экспертиз в размере 11 777 часов). Следовало определить затраты на проезд одного эксперта до места проведения проверки и обратно с учетом норматива на проезд одного эксперта до места проведения и обратно - 55 рублей, числа экспертов, необходимых для проведения одной проверки - 11 человек и количества запланированных на 2019 год проверок - 344 проверки согласно Информации о показателях, используемых для расчета субвенции на 2019 год, предоставленной Департаментом образования и науки Курганской области в Минобрнауки России, в размере 208 120,00 рублей.

Представление содержит требование: об устранении бюджетного нарушения (пункта 1) путем осуществления возврата в доход федерального бюджета неправомерно использованных (без правовой основы) средств субвенции в размере 43 202, 25 руб., по КБК 09021935900020000150 «возврат остатков единой субвенции из бюджетов субъектов Российской Федерации» (код цели 19-783), о принятии мер по устранению причин и условий бюджетных нарушений (пункты 1,2).

В представлении также указано, что о результатах исполнения представления следует проинформировать УФК по Курганской области в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 30 июля 2020 года.

Заявитель, не согласившись с указанным представлением, обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным по указанным основаниям.

Исследовав и оценив в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), фактические обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя.

В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно пункту 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений отнесен к контрольной деятельности Федерального казначейства.

Статьей 269.2 БК РФ закреплено, что полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в том числе проводятся проверки, направляются объектам контроля акты и представления.

Согласно пункту 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

В соответствии с абзацем 1, 2 подпункта «а» пункт 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 (далее – Правила №1092) Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации, в том числе об исполнении государственных заданий.

По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения (пункт 67 Правил № 1092).

При осуществлении полномочий, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта «а» и подпунктом «в» пункта 6 этих Правил, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (подпункт «а» пункт 68 Правил № 1092).

Согласно статье 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Статьей 162 БК РФ установлена обязанность получателя бюджетных средств по обеспечению результативности и целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения (статья 306.1 БК РФ, б).

В соответствии со статьей 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (пункт 1). Нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) (пункт 3).

Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

Как следует из материалов дела, основанием для выдачи Департаменту оспоренного представления о возврате в федеральный бюджет 43 202 руб. 25 коп., послужил вывод Управления о нецелевом использования субвенций в этой сумме, выразившейся: в оплате услуг связи 5 (пяти) абонентских номеров (64-02-80, 64-02-83, 64-02-84, 64-02-85, 64-02-87), не закрепленных за отделом государственного надзора и контроля в сфере образования в рамках исполнения договора от 31.01.2019 № 100450004711126, заключенного с Акционерным обществом «ЭР-Телеком Холдинг» на предоставление услуг связи (внутризоновая связь), по актам выполненных работ на общую сумму 43 202,25 рублей (075 0709 0600 159900 242); выразившейся в не применении мер по достижению заданных результатов с использованием наименьшего объема бюджетных средств (экономности), а именно: при формировании Департаментом образования и науки Курганской области государственного задания Государственному автономному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий» на 2019 год в затраты на общехозяйственные нужды включены затраты на проезд одного эксперта до места проведения проверки с объемом финансового обеспечения в размере 647 735,00 рублей (из расчета норматива - 55 рублей на единицу государственной (муниципальной) услуги и количество часов проведения экспертиз в размере 11 777 часов). Следовало определить затраты на проезд одного эксперта до места проведения проверки и обратно с учетом норматива на проезд одного эксперта до места проведения и обратно - 55 рублей, числа экспертов, необходимых для проведения одной проверки - 11 человек и количества запланированных на 2019 год проверок - 344 проверки согласно Информации о показателях, используемых для расчета субвенции на 2019 год, предоставленной Департаментом образования и науки Курганской области в Минобрнауки России, в размере 208 120,00 рублей.

В соответствии со статьей 133 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет Российской Федерации и являются источником финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 40 БК РФ предусмотрено, что денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

В соответствии с Законом Курганской области от 27.12.2018 г. № 163 «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» в доходную часть бюджета Курганской области поступили субвенции в сумме 2 626 928,7 тыс. рублей.

Финансовое обеспечение переданных полномочий в сфере образования осуществляется за счет средств Единой субвенции, предоставляемой бюджетам субъектов РФ и бюджету г. Байконура из федерального бюджета (далее - Единая субвенция), так как субвенции на обеспечение переданных полномочий в сфере образования согласно распоряжению Правительства РФ от 15.07.2014 г. № 1309-р включены в Перечень субвенций, формирующих Единую субвенцию.

Правила формирования и предоставления из федерального бюджета единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.03 2013 г. № 275 «Об утверждении Правил формирования и предоставления из федерального бюджета единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации» (далее - Правила).

Пункт 14 Правил регламентирует, что объемы осуществляемых за счет предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета единой субвенции расходов бюджета субъекта Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации, в целях финансового обеспечения которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию, утверждаются законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.

Законом Курганской области от 27.12.2018 г. № 163 «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» Департаменту на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» полномочий Российской Федерации в сфере образования предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию переданных полномочий в сфере образования в сумме 8 922,9 тыс. руб.

Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, государственному контролю качества образования, лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений утверждены постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 г. № 1116 и утвержденной им Методикой, пункт 3 которой устанавливает порядок определения общего размера субвенций, представляющий собой: формулу, включающую затраты на содержание одного сотрудника органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия (расходы на оплату труда сотрудников, расходы на содержание имущества и оплату аренды (содержания) помещений; расходы на оплату услуг связи; расходы на оплату транспортных услуг; командировочные расходы; расходы на оплату коммунальных услуг; расходы на приобретение основных средств и увеличение стоимости материальных запасов; расходы на приобретение бланков строгой отчетности; расходы на оплату услуг в области информационных технологий); формулу, включающую расходы на оплату деятельности экспертов, привлекаемых органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия, при проведении проверок.

Следует отметить, что положения Методики определяют лишь порядокформирования выделяемых субвенций и не устанавливают перечень расходов выделенных в составе таких субвенций средств.

Департамент осуществляет переданные полномочия за счет средств областного бюджета, в том числе источником которых является Единая субвенция, то есть все денежные средства, поступающие в распоряжение Департамента являются средствами областного бюджета.

Статья 38 БК РФ устанавливает в основе использования денежных средств принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

При этом, под бюджетными ассигнованиями понимаются предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. Лимит бюджетных обязательств - это объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

В статье 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты.

Таким образом, любые действия, приводящие
предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не
обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

На основании статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетное сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

В соответствии со статьей 18 БК РФ бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Определение принципов назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством Финансов Российской Федерации.

Порядок применения классификации операций сектора государственного управления регламентирован приказом Минфина России от 29.11.2017 г. № 209, в соответствии с которыми на подстатью 221 относятся расходы бюджетов бюджетной системы РФ по оплате услуг связи.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 23 постановления от 22.06.2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что, оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

Довод УФК по Курганской области относительно того, что оплата услуг связи по 5 (пяти) абонентским номерам (64-02-80, 64-02-83, 64-02-84, 64-02-85, 64-02-87), не закрепленных за отделом государственного надзора и контроля в сфере образования в рамках исполнения договора от 31.01.2019 № 100450004711126, заключенного с Акционерным обществом «ЭР-Телеком Холдинг» на предоставление услуг связи (внутризоновая связь), по актам выполненных работ на общую сумму 43 202,25 рублей, произведена Департаментом неправомерно, судом отклоняется, исходя из следующего.

В силу статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» реализация переданных полномочий осуществляется Департаментом за счет средств, выделяемых бюджету Курганской области на обеспечения исполнения полномочий Российской Федерации в сфере образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Данные положения закреплены в положении о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 23.11.2015 №375 «Об утверждении положения о Департаменте образования и науки Курганской области».

Таким образом, переданные полномочия в сфере образования исполняются органом исполнительной власти Курганской области, осуществляющего полномочия в сфере образования, а не отдельным структурным подразделением Департамента как отдел государственного надзора и контроля в сфере образования, в связи с чем, Департаментом и был заключен договор на оказание услуг связи от 31.01.2019 №100450004711126 с АО «ЭР - Телеком Холдинг» на сумму 69120 руб., с помесячной оплатой в сумме 5760 руб.

Из материалов дела следует, что спорные абонентские номера (64-02-80, 64-02-83, 64-02-84, 64-02-85, 64-02-87) в целом принадлежат Департаменту образования и науки Курганской области, отдел государственного надзора и контроля в сфере образования является его структурным подразделением Департамента.

Расходование средств на услуги связи по одному договору произведено в пределах лимитов, утвержденных Законом об областном бюджете в соответствии с экономическим содержанием расходов, осуществляемых по статье расходов экономической классификации 221 «Услуги связи».

Средства были доведены по коду 242 бюджетной классификации, а именно на закупку товаров, услуг связи, таким образом, использованы строго по целевому назначению.

Нарушение в части направления лимитов бюджетных обязательств по соответствующим кодам, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета в ходе проверки специалистами УФК по Курганской области не установлено.

Довод заинтересованного лица о неэффективности использования средств в части расчета норматива затрат на реализацию Государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий» (далее - ИРОСТ) государственного задания на проведение государственной экспертизы в рамках исполнения переданных полномочий в сфере образования, также судом отклоняется, исходя из ниже следующего.

Законодательно установлены специальные правила финансового обеспечения расходов по контролю в том случае, если привлекаются экспертные организации, являющиеся государственными учреждениями, в рамках исполнения утвержденного им в установленном порядке государственного задания на оказание услуг по проведению мероприятий по контролю.

В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства РФ 15 декабря 2012 года №1311 «О порядке оплаты услуг экспертов и экспертных организаций, а также возмещения расходов, понесенных ими в связи с участием в мероприятиях по контролю» (далее - постановление Правительства РФ № 1311) к участию могут привлекаться экспертные организации, являющиеся государственными учреждениями, на основе утвержденного им в установленном порядке государственного задания на оказание услуг по проведению мероприятий по контролю, которые финансируются в порядке, предусмотренном для финансового обеспечения таких государственных заданий.

Учреждения финансируются в порядке, предусмотренном для финансового обеспечения таких государственных заданий в соответствии с бюджетным законодательством.

Согласно Федеральному закону от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» государственное задание доводится до автономного учреждения учредителем (органом, исполняющим обязанности учредителя соответствующего государственного учреждения), доведение государственное задания в части реализации полномочий по контролю возможно только при условии наличия у государственного учреждения соответствующей аккредитации как экспертной организации, а также наличие данного вида деятельности в качестве основного в Уставе учреждения.

Поскольку ИРОСТ аккредитован как экспертная организация, а также в Уставе ИРОСТ в качестве основного вида деятельности указано «экспертная деятельность» (п. 2.3.1. Устава) Департаментом было доведено государственное задание на реализацию мероприятий по контролю в сфере образования».

Объем финансового обеспечения выполнения государственного задания, согласно части 4 ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

В сфере образования таким нормативным правовым документом является приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 ноября 2018 года №235 «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных услуг) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее профессионального образование, профессионального обучения, применяемых при расчете объема субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением» (далее - Приказ № 235).

В связи с тем, что иного документа, устанавливающего общие требования к определению норматива затрат в сфере образования, нет, Департамент при расчете нормативов затрат руководствовался именно этим документом.

В соответствии с приказом № 235 определение нормативных затрат на оказание услуг федеральными государственными учреждениями, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации, муниципальными учреждениями осуществляется в соответствии с порядками финансового обеспечения выполнения государственного задания, установленными соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией в соответствии с положениями абзаца первого пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

На региональном уровне документом, регламентирующим порядок формирования государственного задания для государственных бюджетных и автономных учреждений и организаций, является постановление Правительства Курганской области от 13 декабря 2010 года №565 «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Курганской области» (далее - ППКО № 565).

Согласно Положению о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Курганской области (далее - Положение), утвержденному ППКО № 565, объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг.

Нормативные затраты на оказание государственной услуги рассчитываются на единицу показателя объема оказания услуги, установленного в государственном задании, на основе базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат (далее - корректирующие коэффициенты) и утверждаются с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с Финансовым управлением Курганской области.

Департаментом были определены нормативы затрат по реализации мероприятий по контролю в сфере образования на единицу услуг - человеко-час.

Согласно инструктивному письму от 1 октября 2014 года № 02-01-09/49180 Министерства финансов Российской Федерации, являющегося уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности при определении нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги должны учитываться: нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной (муниципальной) услуги; нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества).

При расчете нормативных затрат, непосредственно связанных с реализацией государственной услуги, учитываются расходы на оплату труда экспертов и отчисления во внебюджетные фонды.

Расчет расходов на оплату экспертов осуществляется на основании постановлений Правительства РФ № 1311 и №370 «Об утверждении Правил оплаты услуг экспертов и экспертных организаций и возмещения расходов, понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы» (далее - постановление Правительства РФ № 370).

Применение данных актов обусловлено, тем, что в них регламентирована стоимость услуги эксперта в час, постановлением Правительства РФ № 1311 размер оплаты услуг эксперта, привлекаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, рассчитывается исходя из ставки 80 рублей, размер норматива, связанного с непосредственным оказанием услуг, составляет 80 руб. + 80 руб. х 0,302 (отчисления во внебюджетные фонды) = 104 руб., по аккредитационной экспертизе - соответственно постановлением Правительства РФ № 370 и рассчитывается исходя из ставки 200 рублей, в связи с чем, размер норматива, связанного с непосредственным оказанием услуг, составляет 200 руб. + 200 руб. х 0,302 (отчисления во внебюджетные фонды) = 260 руб.

Помимо указанных расходов в составе нормативных затрат в части норматива на общехозяйственные нужды учтены расходы на транспортное обеспечение, проживание в соответствии с постановлениями Правительства РФ № 1311 и № 370.

В соответствии с пунктом 6 Приказа № 235 определение нормативных затрат осуществляется с учетом норм материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания государственной (муниципальной) услуги, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности), межгосударственными, национальными (государственными) стандартами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками, регламентами и паспортами оказания государственных услуг в установленной сфере (далее - стандарты услуг) (при их наличии).

При отсутствии стандартов услуг нормативные затраты в отношении соответствующей группы затрат определяются структурным методом (или экспертным методом), позволяющим рассчитать нормативные затраты на единицу государственной (муниципальной) услуги.

Заявителем был произведен расчет экспертным методом, основанным на возможных затратах ИРОСТ при использовании собственного транспорта: ГАЗ-32212. По итогам расчета расходы составили 656016,96 руб., часов проверки 11777 часов (по государственному заданию) 656016,96 руб. /11777 часов = 55,70 руб.

В ходе проверки Департаментом был дополнительно произведен расчет с использованием Методики утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1116, на основе нормативного метода.

При нормативном методе затраты на оказание единицы услуги определяются путем умножения стоимости единицы группы затрат (рабочего времени персонала, расходных материалов и др.) на количество единиц группы затрат, необходимых для оказания единицы услуги (приказ Минфина России от 22.12.2010 № 178н).

Согласно Методике число проверок, осуществление которых должно быть обеспечено с привлечением экспертов, составляет 45 % от общего числа проверок. На 2019 год расчетное количество проверок составило 506. Следовательно, число проверок, которое должно быть проведено с привлечением экспертов, составляет 228 проверок, среднее количество экспертов составляет 10 чел. на одну проверку. ИРОСТу, согласно государственному заданию, было поручено обеспечить проверку 168 объектов.

Департаментом произведен расчет, где средняя стоимость расходов по проезду, согласно данных Свердловскстата на 01.01.2019 года составила: 1074169,90 руб., часов проверки = 11777 часов (по государственному заданию) 1074169,9 руб. /11777 часов = 91,21 руб., в связи, с чем норматив должен был составлять 91,21 руб., данный расчет был направлен заявителем в УФК для рассмотрения возражений по акту проверки.

При использовании экспертного метода Департаментом был установлен наиболее эффективный норматив затрат на общехозяйственные расходы, учитывающий расходы, связанные с проездом и проживанием, в размере 55 рублей, Департаментом не были учтены расходы на проживание, так как они оплачиваются только при условии нахождения в командировке более суток. ИРОСТ при выполнении государственного задания вправе был выбирать либо ежедневную доставку экспертов собственным транспортом туда и обратно, либо оплату проезда и плату проживание, либо совмещать расходы (оплата проезда в одном направлении и оплату проживания; оплату только проживания и т.д.).

Также, что касается ссылки в предмете соглашения, заключенного между Департаментом и ИРОСТ, на постановления Правительства РФ № 1311 и № 370, то в данном случае Департаментом данные нормативные правовые документы указаны для использования ИРОСТ стоимости услуг экспертов, которые могут быть привлечены к участию в мероприятиях по контролю. Действующим законодательством не запрещено привлечение внештатных сотрудников для реализации государственного или муниципального задания.

В связи с тем, что ППКО № 565 и Положением самостоятельная форма согласования не утверждена, то руководствуясь пунктом 4 Положения, которым указано, что государственное задание формируется в процессе формирования областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, фактическая процедура согласования осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 26 мая 2008 года № 196 «Об утверждении Порядка составления проекта областного бюджета и проекта бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Курганской области на очередной финансовый год и плановый период».

Результатом согласования является доведение до главных распорядителей средств областного бюджета лимитов бюджетных обязательств на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

Лимиты бюджетных обязательств на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годы, предусматривающие средства на финансовое обеспечение выполнения государственного задания за счет средств, выделяемых на реализацию переданных полномочий в сфере образования, доведены до Департамента образования и науки Курганской области 28 декабря 2018 года.

Департамент при установлении норматива затрат на финансовое обеспечение реализации государственного задания для ИРОСТ действовал в рамках действующих нормативных правовых документов.

Довод УФК по Курганской области об обязательности финансового обеспечения только расходов, указанных п. 3 Методики, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1116, является не обоснованным и неправомерным, так как указанная Методика определяет только общий размер субвенций, предоставляемых на осуществление следующих полномочий Российской Федерации в области образования, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Нормы постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1116 не содержат указания на необходимость соответствия расходов на организацию осуществления переданных полномочий формулам и показателям расчета объема субвенций, определенных Методикой.

В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации Департамент образования и науки Курганской области как главный распорядитель средств бюджета обязан обеспечить результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.

Из вышеизложенного следует, что главный распорядитель средств бюджета имеет полномочия по самостоятельному распределению бюджетных ассигнований при планировании расходов и составлении и исполнении бюджетной росписи на текущий год. Бюджетным законодательством установлены ограничения только в части целевого использования лимитов бюджетных обязательств по соответствующим кодам, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета.

Оценка в части эффективности использования средств субсидии на выполнение государственного задания должна осуществляется в целом, а не по отдельно выбранным направлениям расходов.

Нарушений в части направления лимитов бюджетных обязательств по соответствующим кодам, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета в ходе проверки специалистами УФК по Курганской области не установлено.

Анализируя приведенные эпизоды, исследовав и оценив в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание объяснения участвующих в деле лиц, исходя из доказанности установленных в судебном заседании обстоятельств, и учитывая, что в ходе проверки специалистами УФК по Курганской области неправомерность применения нормативов не была установлена, а в ходе судебного разбирательства УФК по Курганской области не представлены доказательства того, что государственное задание могло быть исполнено ИРОСТ с использованием меньшего объема средств, суд приходит к выводу о том, что у УФК по Курганской области отсутствовали основания для выдачи представления от 16.04.2020 N 43-45-14/45-35. В нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации УФК по Курганской области не доказало правомерность своей позиции в рассматриваемом деле.

Иные доводы, приводимые сторонами по данному спору, судом не принимаются во внимание как основанные на неверном толковании норм материального права и противоречащие материалам дела, а также ввиду того, что данные обстоятельства не имеют правового значения и не влияют на исход рассмотрения настоящего дела.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд признает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Обязанности по несению расходов на уплату государственной пошлины не распределяются, поскольку стороны от ее уплаты освобождены,

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление удовлетворить.

Признать недействительным представление Управления Федерального казначейства по Курганской области от 16.04.2020 № 43-45-14/45-35.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.

Судья

А.А. Григорьев